тень ай
чья = в ы: аж

На равнинах Румынии о

т СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

За Васлуем я увидел большую партию
пленных. Это были немецкие  с03-
даты образца 1944 года: лысые отцы
семейств и безусые юнцы, тощие тоталь-
щиви и наглые старослужащие гитлеров-
ские зубры, разжиревшие на награбден-
ных хлебах, — немцы как немцы.

Наступление войск 2-го Украинского
фронта, начатое 20 августа и продолжа-
ющееся и поныне, несло немцам множе-
ство веякого рода неожиданностей. Мы
знаем, что результатом всех этих «неожи-
данностей» явился полный разгром не-
мепко-румынских войск в Румынии.

Пожалуй, самым неожиданным для нем-
цев были стремительность и сила нашего
удара на земле и в воздухе. :

Командующий одним из Н 5
ционных соединений генерал-полковник
Горюнов, отвечая на вопрос, почему сей-
час в воздухе на пути следования наших
войск можно встретить лишь одиночные
вражеские самолёты, сказал мне:

__У них было до 300 самолётов перед

рентом моих авиационных  подразделе-
ний. Но мы уничтожили их или в воздухе,
или на земле. Мы встречали немецкие бом-
бардировщики на подходе к их целям и
разгоняли их. Их истребители появлялись
много времени спустя после того, как на-
ти штурмовики заканчивали свою работу.
Что касается действия наших бомбарди-
ровщиков, то я прошу вас, если вы буде-
те з Васлуе, в Текучи и Бузэу, заглянуть
на бывшие немецкие аэродромы.

Я вспомнил слова генерала, когда был
B пунктах и увидел на земле,
Ha ‘посадочных площадках сгоревшие
немецкие «Юнкерсы», «Мессершмитты» и
«Фокке-Вульфы» и бесчисленные воронки
вокруг них. Серый прах многих десятков
сгоревших хищников крестообразно лежал
в аккуратных, добротных капоннрах, ко-
торые должны были защищать их от
осколков наших авиабомб. Наши лётчики
показали здесь высокий класс прицельно-
го бомбометания.

Я встретился с лётчиками из отряда,
который носит  сверкающее название

аптих авиа-

КОРРЕОНОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

охотно сообщил, что пишет стихи, и да-
же доверительно прочел мне одяо из
своих стихотворений, очень недурное,
кстати сказать. Но, когда я повторил
свой вопрос, ответил весьма кратво:

— Действуем так: спим мало, немца
не бъём в хвост, — ветретим колонну,
заходим по проселку в 0б’езд, перереза-
ем дорогу и врезаемся в 206. Немец сей-
час отступает, и эта тактика для него
теперь’ тоже ‹ стала неожиданной: ов
ждёт, что мы его будем преследовать, &
мы вотречаем...

В лействительнести TO, что для нем-
цев пролставлялось и представляется”
серией «сюрпризов», кавим-то кабвадом.
обрушивающихея на ких и сокрушаю-
щих их неожиданностей, для налтих офи-
церов было планом, тщательно в деталях
обдуманным планом соглаюованното дейст-
вия веех родов войск. Я говорил с oa
тиллеристами полковника Pycara. x}
тяжелые пушки следуют сейчас, не от-
рываяеь от танков, но было время, когха
они стояли, искусно замаскированные, He
позициях и молчали. Это было перед
прорывом. Тогда действовали только их
разведчики. Они находились в боевых по-
рядках пехоты и изучали расположение
батарей вражеской артиллерии. Й вот
наступил момент прорыва, и OTH MOTY-
чие жерла поднялись к тихому ещб юж-
нему небу и заговорили.

— Вевё, что было запланировано унич-
тожить в артподготовку, осталось на
месте; — так. говорят оня сейчас.

Попытки  титлеровцев задержаться на
выгодных для них промежуточных рубе-
жах ни к чему не привели, — разве что
возрастани встречные колонны плененных
немецких солдат и офицеров.. Темп насту-

пления ускорялся со дня на день.
Вот почему теперь тяжелая артиллерия
старалась не отстать от танков. Бот поче-

му на броне танков и на орудийных лафе-
тах и зарядных ящиках вое увеличивалось
число представителей еще одного рода
войск, которому воиноким уставом поло-
жено не только добывать, но и закреплять

«Меч». Они действуют на истребителях
«Яковлев-3». В этом отряде нет лётчика,
на текущем счету которого было бы ме-

победу. Мы говорим о пехоте.
\
Как-то мне пришлось заночевать B

нее пяти уничтоженных вражеских само- расположении батальона, которым K0-
латов. мандовал гвардии катитан Пуган-
В голове наших наступающих poner   HOB. Это был  моторизованный ба-

плут танкисты подполковника Михно.
Их грозные машины неё напрасно вызы-
вают на своём пути всеобщее изумление
и восхищение. Это они первыми вошли
в Румынию в апреле 1944 года. Это они
сдерживали в мае и июне и сорвали на-
ступление немецко-румынских войск се-
вернее Ясс, а в августе ворвались в про-
рыв правее Яес и сразу же стремитель-
ным маршем углубились на 60 километ-
ров в тылы противника, перерезали его
коммуникации, забрали в плен около
пяти тысяч немцев, до двухсот автома-
шин и пятьсот повозок, дезорганизовали
управление немецко-румынскими войска-
ми, соединились с частями 3-го Украин-
ского фронта и пошли дальше на Буха-
рест, предоставляя следующей за ними
пехоте расправляться © уцелевшими от
разгрома группами немцев.

Танкисты Михно пронесли, вернее,
промчали своё гвардейское знамя через
Бухарест одними из первых среди
отличившихся в боях на подступах
в румынской столице частей Красной
Армии. Я много слышал об их отваге, и
мне, естественно, хотелось  услыхать
подробности об их героических рейдах
по вражеским тылам, что называется,
«из первых рук». На одном из приватов
я обратился с такой просьбой к молодо-
му лейтенанту, который только - что 69-
шёл © танка, снял шлем и закурил сигаре-
ту. Ему всего двадцать три года. Oz —
москвич, фамилия его Ларкин. Он очень

тальон автоматчиков. Накануне он сделал
свое дело, взяв штурмом город, в котором
теперь временно нес гарнизонную службу.
Командир батальона превратился ноожи-
данно для себя в коменданта города. Ему
пришлось заниматься выпечкой хлеба,
расквартировывать проходящие через го-
род части и в то же время делать свое
боевое. дело. Утром он сказал мне:

— Представьте, какой у немцев полу-
чился разброд: сегодня ночью одия ихний
танк заехал к нам с открытыми фарами.
Они, видите ли, возомнили, что мы нро-
шли через город и ушли дальше, и теперь
они снова могут вернуться. Ну, конечно,
мы захватили этот танк с экипажем вместе
и.еще 32 немцев, да на аэродроме взяли
«живьем» четыре заблудившихея «мессе-
ра».

Офицеры сели завтракать, обсуждая это
происшествие, которое выглядело смеш-
ным на фоне грозного, победоносного
движения советских войск. Завтрак не был
етце закончен, как Пуганцова вызвали в
комендатуру: в город прибыли на смену
ему офицеры  дорожно-комендантекой
службы. Это несказанно обрадовато авто-
матчиков. Они быстро свернулись и тро-
нулись в путь, вперед, навстречу новым
трудам войны, по которым эти простые и
ралушные люди и бывалые солдаты за
столь короткий срок гарнизонной службы
успели соскучиться.

П. БЕЛЯВСКИИЙ.
2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, сентябрь.

Памяти В.

КУЙБЫШЕВ, 4 сентября. (ТАСС). Тру-
дящиеся Куйбышевской области широко
отмечают 25-ю годовщину со дня гибели
народного героя В. И. Чапаева. Бывшие
бойцы прославленной Чапаевской дивизии,
живущие в городах и селах Поволжья, вы-
тупают с воспоминаниями. В клубах и биб-

И. Чапаева

лиотеках открыты выставки, отображающие
жизнь и военные подвиги Чапаева.

Трудяшиеся города, носящего имя Ча-
паева, приготовили для передачи фронтови-
кам 13 боевых самолетов, построенных на
свои сбережения.

Медная промыттленнесть Базахстана
добилась знаменательных успехов в ны
нешнем году. Дни решающих боёв ге-
роической Ёрасной Армии © неме
захватчиками здесь отмечены небывалым
не’ёмом добычи руды, проиэведетва кон-
центратов, меди и попутных — редких
металлов.

Горвяки Джезказгана за 8 месяцев
этого года увеличили добычу руды 0
ставнению с довоенным уровнем в 6,5
раза и © соответствующим периодом
прошлого года — больше чем в 11 ра-
за. Намного выросла добыча руды й на
Еоунралском руднике.

На Джезказтанеком руднике виервые
в Казахстане применен метод глубокого
бурения проетрелом. Еле инициатор ——
бурщик Аймуханов в отдельные смены
давал свыние 40 норм. Комеомолец Байго-
жин, ученик Аймуханова, работая по это-
му же методу, достигал производительно-
сти 25—35 норм в смену.

Серьёзную роль в росте произведи-
тельности рудников выгразо применение
известного метода лауреата Сталинской
премии Иллариона Янкина. Такие бу-
рильщики Джезказгана, kak Шалалюк,
Шла, Гинезтуллин и многие другие,
работая по методу Янкина, дают по де-
сяти и более норм в смену.

Не отстают от джезказганцев и горня-
ви Коунрадского медного рудника. Здесь
добыча и вывозка руды полностью меха-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Неменкое орудиез
и его расчёт, уничтоженные вашими артил- >

леристами. 1
Фото спеняального военного коррес-
пондента «Известий» Б. Яроелавлева. т

i

i

Нефтяники
на курортах

}
i

` БАКУ, 4 сентября. (По Tene. oF соб.
корр.). За последние три месяца свыше 70D
бакинских нефтяников побывали на различ-
ных курортах, пройдя там полный курс ле-

чения. Впервые большая группа больных низированы:
была направлена в санаторий Талги в Да-  Ha Коунраде проведена большая рабо-
гестане, где успешно вылечиваются острые   та по ликвидации отставания буро-

. Вернувнись в Баку, все

формы ревматизма
й отзываются об этом са-

больные с похвало
натории.
Туберкулёзные больные направляются в
Марлакяны — под Баку.
В, самом Баку организована сеть ночных
санаториев, куда больные приходят посла
работы и отдыхают до следующего утра пол
присмотром врачей, проходя необходимые}
лечебные поощедуры. {

взрывных работ. Это создало условия для
ритмичной работы и привело к высоким
показателям добычи руды и горной массы.

Особенно высоких результатов добил-
ся коллектив Балхашекого медеплавиль-
ного завода. Перекрыв восьмимесячное за-
дание, он дал прирост по сравнению ©
самым высоким уровнем производства на
45,9 проц. и по отношению к прошлому
году на 23 проц. Сейчас завод занимает
первое место в соревновании предприя-
тий Изукомцветмета и вот уже 3 месяца
удерживает. знамя Государственного Во-
митета Обороны. Медеплавильшики Kap-
саклайского и Иртыигеского заводов, пре-
одолевая серьёзные трудности, также уве-
личили выплавку меди по сравнению ©
прошлым годом.

Металлурги Балхашского завода не ог-
раничились производством только черно-
вой меди. Они построили Восточно-Коун-
радский молибденовый рудник и молиб-
леновую  обогатительную фабрику, Так

Заготовка торфа
ana Сталинабада

иене

СТАЛИНАБАД, 4 сентября. (По remedy
от соб. корр.). Ha Шайнакском торфяном
массиве проходит второй массовый сезон}
заготовки торфа на зиму для столицы Тад-
жикистана. Заготовки проводятся силами
горожан под руководством Сталинабадско-
го горсовета. Е

До войны местный торф почти не исполь“!

зовался. В нынешнем сезоне уже. заготов-!  появился на Балхаше новый вид про- захстана по цветной металлургии.
лено свыше 40.000 кубических метров тор-
фа. Работу, рассчитанную на 850 человек, Мене. г. АЛМА-АТА.

TUATHA UOTE

фактически выполняют 300 человек, из ко-
торых 270 являются стахановцами. $

‘Президиум Верховного Совета Таджик-
ской ССР недавно наградил группу лучшия
стахановцев торфоразработок  грамотамиз
Верховного Совета, В числе награжденных
— рабочий Искандар Ятымов, выполняющий:
в день по пять норм, резчицы торфа Фах-
рутдинова, Хайрулина, Колесникова, Тур-
чинская и другие.

Сейчас на торфоразработках работы в ca-!
mom разгаре. Республиканская газета «Ком-
мунист Таджикистана» начала выпускать в
Шайнаке специальную листовку.

ТАМБОВ, 4 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Колхозвы Тамбовщины завершили ко-
совицу озимых и яровых хлебов. Разверты-
вается жатва и вязка проса.

Передовые колхозы области
гим завершают выполнение годово

полнен план хлебосдачи Избердеевским рай-
оном. За последнюю пятидневку избердеев-
цы дали прирост в 12 процентов годового
‘  плана. Немногим отстают от них колхозы
Мичуринского, Жердевского, Хоботовского
районов.

Высшие педагогические курсы‘

о хлебопоставкам колхозы «ПЯя-
«Красный пахарь», «Искра»,
имени Фрунзе И ского
«Осоавиахим» и имени Калинина
йона, «1 Мая» и «Красный

дарством п
тилетка»,
«Звезда»,
района,

Жердевского ра

При Московском педаготическом инсти-
туте им. Ленина организуются высшие пе-
дагогические курсы. Они будут готовить
квалифицированных преподавателей педаго-,
гики и психологии. Лекции на курсах»
будут читать академики и члены-коррес^
понденты Академии педагогических наук
РСФСР. Срок обучения на новых курсах—
одногодичный. Туда принимаются только
педагоги, уже имеющие высшее образова-
ние и не менее 3 лет стажа работы в шко-
ле.
В этом году на курсы будет зачислено
60 человек.

На ряду с этим восстанавливаются педа-
гогические факультеты при Киевском пе-
дагогическом и Ташкентском женском пе-
дагогическом институтах, куда будет при-
нято 150 учителей.

40 колхозов. р
Вслед за совхозом имени Сталина выпол-

государству сверх плана.
*

вывозке зерна государству. В воскреснике
принимало участие более 30.000 комсомоль-
цев и молодёжи. На склады и элеваторы

цеими   реву,

мч. of SOs а . BTC 2 ;

На медных рудниках и заводах.
Казахстана

Вольшая заслуга в создании молибде-
новой промышленности на Балхаше при-
надлежит геологам Скворцову и Богаты-
строителям шахт инженерам Восых
и Попову, бывшему главному инженеру
завода . Стригину и инженеру-иоследова-

—   телю AHTOHOBCROMY, удостоенному 38 ра- ремонт жилого

боту по молибдену звания лауреата
Сталинской премии; ‘i

На предприятиях медной промышаен-
ности большое внимание уделено органи-
зации ремонтне-механической елужбы,
производству необходимых запасных ча-
сетей и планово-предупредительному ре-
монту оборудования.

До 1941 года сложные запасные части
завозились из других республик и о0ла-
стей. С начала войны заводы и рудники
поставили перед собой задачу обеспечить
ремонтные работы запасными частями
своего производства. Для этой цели поч-
ти на всех предприятиях были созданы
литейные цехи. :

На мелных рудниках и заводах Казах-
стана освоено производство взрывчатых
веществ, карборундовых кругов, бумаги
для патронирования, карбид кальция,
сернистого натрия, жидкого стекла. И
других материалов. Все это позволило
избежать перебоев в работе рудников и
обогатительных фабрик.

Улучшение  ремонтно - механической
службы сказалось на росте производи-
тельности оборудования. Проплав шихты
Ha отражательных печах на Балхашеком
заводе увеличился на 1 кв. метр пода пе-
чи по сравнению с довоенным уровнем на

_Б СЕНТЯБРЯ 1944 т. № 211 (851

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ eccr

Беззаботный
горсовет

САРАТОВ, 4 сентября. (По телефояу
от соб. корр.), Закончилась ХХ сессия
Саратовского горсовета депутатов трудя-
щихся, обсудившая вопрос 0 HOITOTOBES
Жалиш Е зиме.

Пять миллионов рублей отпущено в
этом толу на капитальный и текущий
фонда Саратова. Скоро зи-
а использованы эти средства линь Ha~
Особенно ‘плохо шли ремонтные
усте, когда, казалось бы, они
достигнуть наивысшего раз-
TA подвоз то-
опробовать

ма,
половину.
работы в авг
должны были
маха. Ещё только начинае
плива в город, поэтому нельзя
приведенную кое-где в порядок отопитель-
ную систему. Население Саратова B под-:
готовке к зиме не участвует. Только В Ox-
тябрьском районе города создано несколь-
ко ремонтных женских бригад, которые
отремонтировали своими силами 50 фаса-
дов домов и 20 крыш.

Прочитав свой скучный доклад, CO-
стоящий из разрозненных примеров не-
радивого отношения управдомов и самих
жильцов к жилому фонду, добросовестно
перечислив несколько десятков домов, но
готовых к зиме, докладчик — заместитель
председателя исполкома, горсовета тов.
Андреев ни словом не обмолвилея о роли
горсовета в подготовке к зиме.

Выступавший с содокладом член по-
стоянно действующей коммунальной ко-
миссии профессор Востровскии отметил,
что выбор об’ектов для капитального pe-
монта нередко делается в Саратове не по
деловым признакам. Приёмка отремонти-
рованного фонда зачастую происходит
формально, в результате только-что отре-
монтированные дома снова требуют ре-

25 проц. ив сравнении с прошлым го-
дом на 3,2 проц. Заметно повысилась и
переработка руды на обогатительных
фабриках.

Партийно-технические конференция,
где обсуждались вопросы ликвидации по-
терь металла, помогли поднять технологи-
ческую дисциплину. В результате извяе-
ченне меди на Балхашской обогатитель-

монта. Силы. строителей и средства рас-
пыляются, работы затягиваются, удачно
освоенные ранее методы  скофостного
строительства, забыты.

Общее мнение депутатов сессии выра-
зил депутат Совета полковник Григорьев,
выступивший с критикой работы  горсо-
вета.

— Я только-что приехахл из Ленянгра-

it $ : ю 0 3 2
ной фабрике по сравнению с прошлым го-„ сказал он, — на каждом шагу Taw
дом увеличилось почти на 2 проц. 8 © чуветруется забота горсовета о своём го-
дозвенным временем т больше чем на роде 6 к сожалению, нельзя сказать
2 > , >
i ap ne бои ое ео faey rapcoene  Tenmarpae 9 0%
д у р * готовке к зиме принимает участие всё Ha-

Хлеб-—государству

В августе полностью рассчитались с rocy-

нили годовой план хлебосдачи совхозы им.
Вильямса, Сабуровский, Козловский, Сам-  полугодия переходящего Красного

пурский. Все они продолжают сдавать хлеб   Государственного Комитета Обороны, вы-

ТУЛА, 4 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Вчера в районах Тульской области
успешно прошел воскресник молодёжи по

дена.
° Медники Казахетана, добившись за-
метных успехов в своем победном труде
ва нужды фронта, готовы к новым тру-
довым подвигам во имя окончательной
победы над врагом.
: Т. АБАБКОВ,
заместитель секретаря ЦК KI%6) Ka-

в этот день было доставлено около 5.000
тонн зерна.

Особенно хорошо был организован во-
скресник в Одоевском, Чернском, Липиц-
один за дру-, ком, Куркинском, Воловском и ряде дру-
го плана‘ гих районов области. Комсомольцы и мо-
хлебопоставок. Более чем наполовину вы- лодёжь Липицкого района

организовали
красные обозы и привезли 3 сентября на
  элеваторы 18.400 пудов хлеба. Молодёжь
Одоевского района вывезла 23.800 пудов.

Передовые районы области в последнее
время значительно усилили хлебосдачу. Бо-
лоховский район выполнил годовой план на
91,3 процента, Шекинский — на 82, Белев-
ский—на 67 процентов, Чекалинский — на

61,5 проц.

*
БАКУ, 4 сентября.

(По телеф. от соб.

Октябрь» Шапкинского района, всего более корр.). Один за другим передовые районы
ают выпол:
Агдамский   тельность труда на 84 проц.

первого
Знамени и алюминия перевыполнена. Стахановцы и

Азербайджана досрочно заканчив
нение плана оставок.
район, удостоенный по результатам

селение. Неужели саратовцы не отклик-
нулись бы на призыв своего горсовета?

Подвергнув серьёзной критике работу

=»   исполкома горсовета и горжилуправления,

сессия наметила практические меропт””-
THA по ликвидации отставания в подго-
товке жилащ к зиме. Сессия потребовала
от исполкома горсовета действительного
и повседневного контроля за ходом pe-
монтно-восстановительных работ.

=

Мартеновская печь
_ дала первую плавку

,

СТАЛИНГРАД, 4 сентября. (ТАСС),
Возрождающийся Сталинградский метал-
лургический завод «Красный Октябрь»
обогатился еще одной мартеновской печью.

Вновь восстановленная мартеновская печь
поручена лучшей молодёжной бригаде ста-
левара Александра Дьячкова. Вчера сна
дала первую плавку.

i o——_
5 лет алюминиевого завода

Сегодня исполняется пять лет со дня
пуска Уральского алюминиевого завода.
Коллектив завода за время войны достиг
увеличения производства глинозема в два
с половиной раза и металлического алю-
миния — в 2,3 раза, повысив производи-

Программа августа по выпуску глинозема

инженеры завода за последнее время до.

полнив государственный план по всем видам   стигли новых серьезных успехов в совер-

хлебозаготовок, сейчас завершает обмолот
зерна. Колхозники Шемахинского района
убрали 15.000 гектаров’ зерновых культур.
Здесь отлично организован вывоз на
заготовительные пункты. Худатский район,
завершив уборку и обмолот зерна на 25 дней
раныне срока, целиком выполнил план по
всем видам хлебопоставок.

ненствовании технологического процесса и
внедрении механизации.

: Бесперебойно снабжают завод сырьем
крупнейшие в Союзе Северо-Уральские

бокситовые рудники, также перевыполнив.
шие азгустовскую программу и держащие
первенство ‘в соревновании горняков цвет»
ной металлургии.

ур

Когда отгремит бой...

{От СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИВВЕСТИЙ»)

Бой окончен. Боец поднимается на за-
воеванную высоту. И снова, как и сего-
дня утром, как вчера, как в прошлом году,
еше там за Днепром, открывается ему
мир, знакомый с дететва. Золотое поле,
село в зеленой балке ‹ белой колокольней
и вокруг сады, красные от вишен, горя-
щие на солнце. Будто родное село лежит
там в балке и река детства протекает меж
холмов. И радость и сила вливаются в
сердце бойца, и он не чуветвует устало-
ern. OH идет к родным хатам, где его
встречает женщина, похожая на его мать,
и светловолосый мальчик, точно сын его,
бежит к нему навстречу. Так, с востока на
запад, от Волги до предгорий Карпат,
высота за высотой открывались солдату
синие горизонты и золотые поля, слов-
но страницы великой книги Родины.

Везде и всюду, куда бы ни пришла
Красная Армия, — в больших городах —
Станиславе, Львове, Дрогобыче или ма-
леньких местечках — Буске, Радзехове,
Язворове или глухих безвестных деревут-
ках Подллиски или Ляшки— одна и та
me картина. Услышав на улице русские
голоса, из подвалов, погребов, под’ездов,
дворов тотчас же появляются люди —
женщины, старики, юноши, дети. И первое,
что они делают, — сбивают co столбов
желтые немецкие указатели, сдирают вы-
вески, афиши, об’явления, втаптывают в
землю ненавистный немецкий шрифт.

Тотчас же за боем, впереди жизни идут
люди с миноискателями, расчищая землю
от скрытой смерти, от тысяч смертей, за-
копанных, загурованных, коварно расста-
вленных, хятро замаскированных. Вею-
лу— в Бродах, Раве-Русской, Львове,
Перемыпыле, Дрогобыче одна и та же кар-
тина. В больницах, магазинах, складах,

ресторанах, театрах, жилых домах нем-
цы закопали, замуровали в фундамен-
привязали к дверям
Они долж-

ты, прикрепили,
и окнам адские машины.
ны были взорваться, когда мирный чело-
век будет спать или есть, яли читать
зюбимую книгу... :

Caneph прочесывалт леса, дороги, села,
города. Они спускаются в погреба, под-
валы, люки и колодцы, подымаютея на
чердаки, крыши, купола, колокольни.
Двигаясь тихим, осторожным шагом, неся
впереди миноискатели, они выслупгивают
панели улиц, камни площадей, фундамен-
ты домов, лестничные клетки, замки ма-
газинов.

На Львовоком железнодорожном узле
я видел: вместе с саперами работали же-
лезнодорожники. Они вышли на уборку
мин целыми семьями, так же просто, вав
выходят на уборку картофеля. Они двига-
лись по путям, мостам,  дебаркадерам,
станционным помещеняям, выкапывати,
вытаскивали, вывинчивали мины из-под
рельсов, стрелочных переводов, поворот-
ных кругов депо, соединенных © фугасны-
ми авиабомбами. В первые же дни они
собрали тысячу тонн мин и фугасов.

*

На фронтовой дороге среди гудящих
«Студебеккеров» и бронетранстортеров вы
вдруг увидите фургон со штатекими ли-
цами в фетровых шляпах и пиджаках.
Хирурги, агрономы, учителя рисования,
аптекари, акушеры...

Едут мостовики, везущие на длинных
платформах фермы мостов впереди проте-
кающих рек, к которым лишь подходит
наша разведка, едут почтовики с почто-
выми штемпелями городов, за которые
еще идут боя,

Великое нетерпение владеет людьми.
Эти реки знакомы нам с детства, города
снились во снах.

Во время боёв под Яновом у огневых
позиций среди артиллеристов я. увидел
штатского. Оказалось, директор фабрики
гнутой мебели, Он дожидался разведчиков
с той стороны: цела ли его фабрика?

вых скважин была за линией немецкой
обороны, а он среди грохота тягачей, тя-
нувших по дороге дальнобойную артил-
лерию, двигался вдоль ‘газопровода. Ва-

Под Дрогобычем в разгар боя я встре-
тил инженера-газовика. Еще seman raso-!

ных фуражках, мимо стрелочников, гудя-
щих в рожки, мимо рабочих-костыльщи-
ков, выстроивлкихея по всей линии, мимо
зеленых флажков, зеленых семафоров, зе-
хеных огней и все кричал от радости, что
открыт путь, свободен путь по «зеленой
улице».

5ой-то боец рассказал, что бомба угодила
в старую, заброшенную скважину и из зем-
ли поднялея столб огня. Инженер вы-
звал своего товарища — геолога, и они
ползали но холмам, изрытым снарядами и
бомбами, споря о геологических наплаюто-
ваниях и катаклизмах войны. В Бориела-
ве еще рано утром, только прошли нере-
довые войска, а на пустой улице закры-
THX, заколоченных магазинов и контор
уже висело нашисанное красным каран-
далпюм об’явление: «Монтажно-строитель-
ная контора». И казалось, будто эти зез-
десущие строители-монтажники двигались
вместе с войсковой разведкой и, дойдя до
своей конторы, свернули в стеклянную
дверь, поставили автоматы и взялиеь за
чертежи.

Под Львовом я был свидетелем любо-
пытной картины. Еще шел бой за город,
за холмами рвались мины, а по железно-
дорожным путям к городу шел путеобход-
чик, один, с молотком и выстукивал рель-
сы, словно выслушивал их здоревье. Я ви-
дел, автоматчик остановил путеобходчи-
ка и сказал: «Дальше нельзя!» Путеоб-
ходчик не удивился. Он залел в хату и,
пока хозяйка, вызванная им из погреба,
тде она пряталась от снарядов и пуль,
выкопала и сварила ему картошку, и по-
ка он поел, артиллерийская стрельба за-
тихла вдали. Путеобходчик попгёл вперёд и
прошел пять. километров, пока снова не
услышал стрельбу. ;

Я никогда не забуду первого крика па-
ровоза на Львовской железной дороге,
после немцев похожей на кладбище,

В железнодорожном поселке женщины
бросили печи с кипящими горшками, де-
ти_—игры. Все выбежали на улицу.

Они смотрели на землю, на небо с плы-
вущими облаками, на птиц, играющих
среди облаков, и с наслажденяем слушали
крик паровоза. Для них жен и детей
келезнодорожников с этим криком ожил
весь мир. Этот крик властно звал их в мир
жизни, А паровоз, не унимаясь, кричал
долго, долго, будто он только родился на
свет, и промчалея мимо посёлка, MUMO
женщин и детей, мимо дежурных в крас-

*

Людям кажется не три года, а триста
лет прошло с тех пор, как немец пришел
и оторвал их от любимого труда. Теперь
они торопятся возвратиться к своей дея-
тельности.

В первые же часы после вступления во
Львов наших войск к уполномоченному
Военного Совета армии, занявшей город,
явились люди и предложили свом услуги
советской власти. Это были известные во
Львове врачи, адвокаты, артисты, архи-
текторы, музыканты. При немецком вла-
дычестве адвокат работал в прачечной,
музыкант ходил по дворам с шарманкой,
архитектор торговал на базаре штялька-
ми и пуговицами.

Им сказали, чтобы они вечером при-
шли к председателю исполкома горсовета.
Он уже на пути во Львов; и его кабинет
здесь же, в ратуше. Но они не ушли. Они
ждали здесь же, в коридорах ратуши до
вечера. Великое нетерпение вернуться к
своему труду, к своей деятельности не по-
зволяло им итти домой, думать сегодня о
чем-либо другом, кроме своей любимой ра-
боты, к которой они могут вернуться уже
вечером. Вечером они робко спрашивали
председателя исполкома‘ горсовета тов.
Войкова: нужны ли архитекторы, музы-
канты, временно или постоянно. Предсе-
датель им ответил: «Нам нужны и архи-
текторы, и врачи, и учителя, и музыкан-
ты. И если увидите танцовщиц, тромбо-
нистов, электриков, дантистов, пусть все
идут. Вее нужны. И надолго, навсегда
нужны!» те.

Ещё во Львовском университете зудито-
рии были на полметра засыпаны
стеклом и штукатуркой, когда пришли
профессора. Они давно не видели друг
друга. Профессор Мазур, математик, в
немецкие времена выпекат пирожки, &
психолог Метельекий производил детские

битым! Она не хочет терять больше ни минуты.

игрушки и; продавая на рынке  погре-
мунки и китайские фонарики своего про-
изводетва, встречался иногда с известным
юристом Паш-Озереким, торговавиим на
базаде бумагой.

Немцы закрыли все высшие учебные
заведения Львова — и старый Львовский
университет, который жил до них 300 лет,
H политехникум, и медицинский инсти-
тут, и педагогический институт, и строи-
тельный институт, и торговый институт,
и сельскохозяйственный институт. Зна-
менитые здания, откуда вышли тысячи
врачей, инженеров, адвокатов, агроно-
мов, заняли нод солому, снаряды, солдат-
ский постой. Сотни тысяч книг библио-
тек Львовского университета выкинули
через окна на улицу. 300 профессоров,
среди которых были известные всему
миру учёные, разогнали, расстреляли, со-
слали, замучили.

У дверей ректора университета пестрая
толиа. Извозчики в жокейках, курьеры
в спортивных каскетках, пирожники,
свечные мастера со стеариновыми пятна-
ми на одежде, чистильщики сапог, ca-
пожники, стекольщики, грузчики, подме-
тальщики улиц.

Это студенты, вернувииеся в свой
университет. Биологи, филологи, матема-
тики, юристы. Три года будущие адвока-
ты подметали улицы, филологи, обвязав
себя веничками, опускались в дымоход-
ные трубы, биологи пекли пирожки и ва-
рили свечи.
`Мы долго сидели у ректора универси-
тета. У дверей волновалась толпа студен-
тов. Вдруг дверь распахнулась, и в каби-
нет буквально влетела студентка филоло-
гического факультета. При немцах вари-
ла сапожную ваксу.

— Отчего вы Tak торопитесь? —
спросил ректот.
— Жаль годов! — ответила девушка.

Жаль годов! Она потеряла три года, и

Учиться!

Из открытых окон львовской филармо-
нии, больших и широких, как окна хра-
‚ ма, услышал я музыку. Скрипачи, флей-
‚тисты, кларнетисты впервые пришли к

ны сильнее
умелей её офицеры и солдаты, росло чис-
ло орудий и танков, словно орудия и тан-
ки этой армии не гибнут, а возникают в
огне сражений.

не смерть, а жизнь.
ная, вечная жизнь народа полноволной
рекой течёт по её следам, по её пятам и

себе, Три года многие из них не прика-
сались к инструментам.

Олин музыкант-поляк стал мне рас-
сказывать о жизни при немцах. Я не по-
нимал его речи. Отчаявигись  об’яснить,
он взял в руки скрипку. И скрипка вдруг
заплакала, и он заплакал, и все, кто
стоял вокруг, тоже заплакали.

*
Армия идёт вперёд.

Солдаты и офицеры, чёрные от пыли,

будто вся пыль от Сталинграда до пред-
горий Карпат лежит на их лицах, на их
касках. И лишь горят на гимнастёрках
боевые ордена.

С каждым месяцем Отечественной вой-
становилась наша армия,

Это потому, что Красная Армия несёт
Великая, бессмерт-

питает её. Великая цель освобождения

родной земли воодушевляет 65.

Солдаты с боем входят в город, дом за
домом, утица за улицей, словно гребнем,
прочёсывают его, и снова выходят в по-
ле, в гул, в пыль, в сраженье. Еще сего-

дня на рассвете этот город был их целью,
их мечтой. Они смотрели на него с вы-

сот, как завороженные. Они стремились

в этот никогда не виденный ими город,

лежащий за тысячи вёрст от их дома, кав
в свой дом. Будто в этих далёких камен-
ных домах ждали их жены и дети. А сей-
час, через два часа, они спешат маршем
через городские улицы, едва  останавли-
ваясь, чтобы напиться воды или взять из
рук чьей-то матери яблоко, приготовлен-
ное для сына, которого она выискивает
в проходящей колонне.

И днём и ночью, при свете солить в
при свете луны, и при мерцаний 3863
идёг советский солдат и убивает немца,
и открывает дорогу жизни.

Б. п AM.
КАРПАТЫ. { Ямпольский