БТОРНИК, 5 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 211 (8513)

Пшеница

1. Выдающийся день в Купино  тели казахских колхозов, и
раикомов партии приезжают к Есауленко
смотреть хозяйство

Б солнечный августовский день. на
площади в Вунино — центре большого
зернового района Кулундинской степи —
происходило вручение местным  органи-
зациям переходящего красного знамени
ГЕО, присужденного за успехи в весен-
нем севе. Купино издавна славится своей
яровой пшеницей, необ’ятные золотистые

четвертую военную жатву.

Велика честь получить в этот решаю-
щий период войны знамя ГКО. На тор-
жество вручения знамени каждый колхоз
прислал делегацию из лучших людей.
С’ехались председатели колхозов, пред-
ставители МТС, созхозов и сельской
интеллигенции.

— Под этим знаменем будем итти до
полного разгрома немцев. — сказал в го-
рячей речи Захар Козявкин, секретарь
райкома партии. Председатели лучших
купинских колхозов — тов. Паршенко из
«Новой жизни» и тов. Бострикина из
колхоза «Путь Сталина» заявили на ми-
тинге, что годовой план хлебопоставок
они выполнят к 15 октября.

В другом конце города неред элеватором
Заготзерна с самого утра выстроились
сотни колхозных бричек с хлебом, укра-
шенных флагами. Из колхоза «Путь
Сталина» пряшаи два 0бозь — один на
быках, другой на коровах. Слаз хлеб,
старшие обозные по вывозке зерна Ма-
рия Глагольева и Наташа Шеховцова воз-
вратились в колхоз и провели второй
рейс. За день они доставили на элеватор

2.400 пудов зерна.

В районе 105 старших обозных, преи-   Вполне

Кулунды
секретари

колхоза.

Нередки
случаи взаимной выручки

сибиряков и

казахов. Этим летом «Красный сибиряк»

снимает обильный урожай и первые ты-
сячи центнеров зерна уже вывез на есыи-
ной пункт. «Красный сибиряк» сдает в

нынешней году государству целый эше-
массивы ее радуют глазои в нынешнюю  1) тыс

лен  кулундинского зерна — около
центнеров.

— Поглядите на чистоту пшеницы, —

сказал наш спутник тов. Яранцев. — Я

колхоза под зерновыми культурами нахо-
дится 2.200 гектаров земли, и люди
добросовестно приложили к ним руки.
Здесь нололи посевы но 2 и по 3 раза.

У <Красного сибиряка» свое крепкое
тягло: 100 лошадей, не считая молодня-
ка, 40 рабочих быков. Можно не сомне-
ваться, что, подобно Кострикиной, Макар
Есауленко не будет тянуть с поставками
хлеба государству. В две смены работает
молотялка‹ она намолачивает до 40 тонн
зерна в сутки. Колхоз использует для пе-
ревозки хлеба и малопродуктивных коров,
чтобы непременно уложиться в график и
сдавать ежедневно государству по 400
центнеров зерна. .

5. Кулундинские контрасты

Такая организованность в уборке уро-
жая, как у Кострикиной и Есауленко,
характерна для большой группы купин-
ских колхозов. Но она не характерна для
всего огромного пшеничного района.

На землях колхоза имени Кирова мы
остановились у массива в 65 гектаров
созревшей семенной ншеницы.

are \
мущественно комсомолок. Перех началом  Убирать ее можно было еще вчера и по-

жатвы райком партии созвал их в Купи- Завчера, а признаков

уборки здесь не

но, проинструктировал. За старшим 0обоз-   ВИНО.

ным закреплены брички, в его распоря-

Вскоре появляется бригадир полевод-

жение даны люди и тягловая сила. День ee ee за ним ре ое дирек-
вручения району знамени TRO ивилея ТОР МТС и начальник комбайнового агре-

проверкой организационных
старнтих обозных. За лень элеватор
тлубинные пункты райсна приняли,
неполным данных. 5.600 центнеров хле-
ба, что вдвое превышает количество
зерна, которое поступало здесь в пре-
дыдущие дни. Но это еще не та норма,
которая обеспечит району
хлебопостазок в обещанный
срок — Е 15 октября.

купинцами

2. Мария Кострикина и другие

По степи от бригады к бригаде едет
на двуколке Мария Кострикина,  пред-
седатель колхоза «Путь Сталина». депу-
тат Новосибирского областного Совета.
ЕЙ 26 лет. Но имя ее известно уже дав-

вынолнение   >
  ны теперь малеишая нераспорядитель-

ность, бесконтрольность в

качеств   ГаТа, и мы узнаем о поразительной безот-
и Ветственности в использовании агрегата
по   На уборке.

Хорошо работающие сцепы комбайнов
поставлены на поле, которому не грозят
потери и урожай которого никакой ветер
не выбьет, в то время как массив зрелой
пшеницы ждет два дня уборки. Как опас-

организации
уборки!

В некоторых местах зерно большими
голичествами оседает на токах. В колхо-
зе имени Шевченко скопилось около ты-
сячи центнеров хлеба из-под комбайна.
Председатель колхоза не позаботился да-
же об организации просушки.

Нынешним летом впервые пришла в

но. В 1937—1939 гг. она возглавляла в руководству крупным комбайновым агре-
501х036 соевое звено новаторов полевод-  гатом Мария Лопатченко — молодой ком-
ства и снимала ненревзоиденные урожаи   байнер Новой МТС. Механики МТС не

пшеницы. С первых месяцев войны она  обеспечили технического

стала во главе колхоза и теперь уже чет-
вертый раз снимает жатву в нелегких ус-
ловиях военного времени. Она расеказы-
вает нам об урожае. о ходе летних работ.

Колхоз взрастил
30 гектаров пшеницы дадут
30 центнеров, ке мекее;
тнеров с гектара. В целом урожай по
‘колхозу выше, чем в 1939 году. Уже ско-
шена 1.000 гектаров, и круглые сутки
идут на элеватор брички с зерном. Но
очень много! хлеба остается на току,

обслуживания
агрегата, я он при самых незначительных
неполадках в режущем аппарате, в натяж-
Ke цепей простаивал по нескольку ча-
сов. Но достаточно было однажды доб-

хороший урожай.   росовестному механику провести у ком-

по   байна немного времени, оказать
на массиве в

150 гектаров урожай состазит 20  цен-

техни-
ческую помощь, — и агрегат стал рабо-
тать ровно и на второй же день выпол-
нил норму.

В Еупино отдают себе отчет, чем чре-
ваты в этч дни неорганизованность в
уборке хлеба, недостаточность темпов.

его   Чтобы сдержать слово и вынолнить в се-

не успевают возить, и Вострикина ждет редине октября сзои обязательства перед

от районных организаций небольшой
мощи горючим, — автомашины у нее
есть, — чтобы в первой декаде сентября
заверигить выполнение хлебоноставок го-
сударетву.

В глубине района, y самой границы
с Казахстаном лежат поля крупнейшего

купинского колхоза «Красный сибиряк».
Руководители этого колхоза авторитетны
30 всей округе. Нет такого хозяйетвен-
ного совещания в соседнем казахском

районе, на которое He приглашали бы

Макара Есауленко, председателя праваз- -

ния «Врасного сибиряка». И председа-

19-   государством,

район должен довести
ежедневную сдачу хлеба до 7—8 тысяч
центнеров. И купинские организации
принимают сейчас меры к улучшению ра-
боты комбайнов на косовице, ставят не
менее 100 комбайнов на молотьбу, вво-
дят круглосуточную сдачу хлеба.

Купинцы приняли знамя ГЕО не толь-
ко как оценку проделанной работы, но и
как знак того, что им надо работать мно-
го лучше, напряженнее.

а 0. ГОТЛИБ,

соб. корр. «Известий».
КУПИНО. Новосибирская область.

Потери в0 времени — потери в урожае

Мимо правления колхоза «Ленинский
путь» торопливо трусил гладкий, розовый
поросенок.

— В пшеничку пошагал, — указывая
на него, сказал бригадир Вонстантин
Сметанин, только-что закончивший обход
дворов своей бригады.

Был восьмой час утра, а Каремша, ка-
залось, только начинала просынаться.
Чумазый парень в широком комбинезоне,
размахивая пустым вёдром, шёл к колхоз-
ной кладовке. i

— 9To комбайнер наш. За огурцами
идёт... А ведь и огурцов ему давать не
следовало бы. За две недели 6 гектаров
убрал.

Бригадир сидел на завалинке, наблю-
дал за неторопливыми приготовлениями
людей к выходу в поле, всё подмечал, но
говорил 0бо всём, как сторонний, случай-
HO попавший сюда человек. Бригадир
знает, что партия и правительство реко-
мендовали колхозам на уборочных рабо-
тах в нынешнем году широко применять
индивидуальную и мелкогрупповую. сдель-
щину, но он спокойно говорит о том, что
в его, как и в другой бригаде колхоза
«Ленинский путь», ни на одной из работ
индивидуальные задания не даются и что
люди работают «обществом» и «сколько
успеют».

Успевают же в каремшинском колхозе
плохо. За 20 дней уборки не скошено и
половины колосовых.

—- Рук нехватает, — жалуется пред-
седатель колхоза Лобанов.

На новерку выходит иное. Не думают
в каремпинском. колхозе о цене време-
ни. В хозяйстве полтораста трудоспо-
собных, но выходят люди на
работу не дружно, приступают в де-
в часов утра, а звозвра-
шаются в село задолго до заката. Вак
это ни странно, но у председателя
БолХхоза в эту страдную пору нахо-
дитя для людей много дел «более важ-
ных», чем уборка хлебов.

Стараясь наверстать потерянное время,
председатель бросает людей © одного по-
ля на другое и будто не замечает огром-
ных потерь урожая, не замечает того,
что работа идёт кое-как. Вязальщицы не
подбирают колосьев. На участке озимых
мы собрали на одном квадратном метре
46 колосьев. Только на этих колосьях

&олхоз теряет более 100 центнеров ржи.

Мы проходим по участку, убранному
комбайнами. Преступная работа! Весь
первый круг, площадь которого состав-
ляет более гектара, комбайнер вёл маши-
ну, установив хедер так высоко, что нож
рубил колос пополам. Половина хлеба на
этой площади осталась на корню. Пред-
седатель колхоза за 20 дней уборки ещё
ни разу не принимал убранных участков
от бригадиров.

Положение с уборкой, сложившееся в
колхозе «Ленинский путь», характерно
не только для Нижне-ТЛомовского района
Пензенской области. Главной ошибкой
большинства районов явилось неправиль-
ное использование комбайнов. Из 400
тысяч гектаров, подлежащих комбайно-
вой уборке, на 20 августа было убрано
немногим более 50 тысяч гектаров.

Мы знакомились с работой комбайнов
в Наровчатском районе. Этот район по
темпам косовицы идёт в первом десятке
районов области. Но и здесь явно игно-
рируются комбайны. В Наровчатской
МТС из 19 отремонтированных комбай-
нов только 2 используются на косовице
хлебов. Такое же положение в Тезиков-
ской МТО. -

Этой вредной практике в районе нахо-
дят самые различные об’яснения. «Хлеб
очень густой», -—— говорят руководители
Наровчатекого района. Директор МТС
тов. Филимонов ссылаетея на то, что
«кадры комбайнеров плохо подготовле-
ны» и потому на косовице «работа не
ладится». Но ни директоры МТС, ни ру-
ководители района не позаботились о 60-
здании передвижных мастерских для 00-
служивания комбайнов, не организовали
технической помощи комбайнерам.

Выкаючив комбайны из уборочного
цикла, в Наровчатском районе, каки в
других районах области, затянули убор-
ву, допустили огромный разрыв между
косовицей, обмолотом и сдачей хлеба го-
сударству.

В Пензенской области допустили поте-
ри и во времени, и в урожае, не очень
стремясь наверстать упущенное, хотя
для этого есть все возможности.

Г. ВЬЮНОВ,
соб. корр. «Известий».

Н. ЛОМОВ — НАРОВЧАТ Пензенской
области.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

‚Заводской смотр
поточных линий

ГОРОД Н., 4 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). На заводе, где директором
т. Иванов, начался общественный смотр
поточных линий. За годы Отечественной
войны завод перевел на поток выпуск ос-
новной продукции. Смонтировано и пуще-
но 105 механических транспортеров и кон-
вейеров протяженностью в 4,5 тысячи мет-
ров. Создано два образцовых цеха сплош-
ной конвейеризации.

Общественный смотр поточных линий
способствует передаче опыта и дальней-
шему повышению качества организации
производства. От рабочих, инженеров и
техников поступили сотни рационализа-
торских предложений. В цехе, где на-
чальником т. Фамоделкин, решено смон-
тировать конвейер собственными силами.
Впервые на заводе переводится на поток
участок серийного производства. Это ме-
роприятие повысит выработку на 30 нро-
центов.

На основном производстве завода меха-
низируется ряд важных контрольно-прие-
мочных операций. Внедряемые приборы
ускорят в три раза сдачу готовой про-
дукции, высвободят 30 контролеров.

„День оленя“ в тундре

АРХАНГЕЛЬСК, 4 сентября. (По телеф.
от соб. корр.). Ежегодно в конце августа
или в начале сентября оленеводы Ненец-
кого национального округа отмечают свой
традиционный праздник — «День оленя».
Нынче этот праздник прошел особенно
торжественно и ярко. Более 800 ненцев —
пастухов оленьих стад и членов их се-
мей — сехалиеь в Кару, Амдерму, Инди-
гу и другие пункты тундры. Они подвели
итоги своей работы в текущем году. Го-
сударственный план развития оленеводст-
ва в первом полугодии колхозы и совхозы
Ненецкого национального округа выпол-
нили на 120 процентов.

На празднике было вручено переходя-
щее знамя исполкома Ненецкого окружно-
го Совета передовому Нижне-Печорекому
району.

Почётное место на празднике занимали
ненецкие женщины. Они в дни войны ста-
ли большой силой в тундре. Многие нен-
ки заменили своих мужей, ушедших ва
фронт, и работают пастухами. Елена Выл-
ка, Полина Ванюта и Матрена Ледкова
стали руководить оленеводческими колхо-
зами Эти ненки — первые женщины пред-
седатели колхозов. Они успешно справля-
ются с порученным делом.

После подведения итогов работы ненцы
заслушали доклады о текущем моменте и
о победоносном наступлении Красной
Армии. Ненцы заявилй о своей готовности
усилить помощь фронту. дать стране боль-
ше мяса. пушнины и сырья для промыш-
ленности.

Затем состоялись ‘национальные спор-
тивные состязания — гонки оленей, мета-

ние топора и ‘гранаты, ’бросание тынзея
(аркан).

Новое Суворовское
училище

ТАМБОВ, 4 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). 1 октября в Тамбове открывается
вновь организуемое Сузоровское военное
училище.

Для нового училища отведено одно из
лучших зданий, расположенное в наиболее
живописном месте. города. Училище готовит
для своих питомцев светлые классы, огром-
ные, хорошо оборудованные залы. для гим*
настических занятий, отдыха и игр, про-
сторные спальные комнаты, Над отделкой
здания работали лучшие художники города.

_ _ Крупные выигрыши.
по Военному займу 1942 года,

В воскресенье в Москве закончился чет-
вертый тираж выигрышей по Военному зай-
му 1942 года. Выигрыни пали — в 50000
рублей на облигацию № 24 серии 07443, в
25.000 рублей — на’облигацию № 18 серии
00200 и облигацию № 31 серии 13956 — во
всех 118 разрядах займа.

По 10.000 рублей выиграли облагации:
№ 44 серии 01487, № 19 серии 09725, № 46
серии 10610, № 07 серии 13992 и № 39 ce-
рии 14506.

— ______—_

Еще раз о старушках
и челябинских судьях

30 июня в «Известиях» был нанеча-
тан маленький фельетон под заглавием
«Ё вопросу о старушках». Челябинский
городской прокурор произвел срочное
расследование всех фактов, указанных в
фельетоне. Следствие подтвердило, что
управляющий — челябинским трестом
«Главмука» Юмашев при активной по-
мощи заведующего финхозсектором 00-
кома комсомола Терехова, грубо попирая
советские законы, выселил из квартиры
семью фронтовика офицера Боровинско-
го

Фельетон явился предметом обсужде-
ния на бюро Челябинского обкома
BRIT(6). lmamesy 3a бездушное отно-
шение к семье фронтовика был об’явлен
строгий выговор с предупреждением, &
Терехов исключен из кандидатов в члены
ВЕН (5). На этом в Челябинске решили
поставить точку. Но в дело вмешался
прокурор республики, который предло-
жил привлечь Юмашева к судебной от-
ветственности. Городской прокурор не-
медленно направил дело Юмашева в суд.
Наступил день, когда после всесторонне-
го обследования и доследования был на-
значен судебный процесс. Однако по с0-
вершенно непонятным причинам суд был
отложен на неопределенный срок.
председателя Челябинского городского
суда Сергейчика свои порядки ‘и законы:
eva убежит Юмашев, -— рассуждает
Сергейчик, — и вообще стоит ли зате-
вать этот суд?» ;

Городской прокурор требует ускоре-
ния судебного процесса, & Сергейчик в
ответ: <Обождем, посмотрим». Так про-
шел месяц. Наконец, слушание дела
Юмашева назначили на 1 сентября, хотя
городскому судье было известно, что
Юмашев уехал в Москву.

Суд над Юмашевым, как это ни огорчи-
тельно для челябинских городских судей,
должен состояться.

ЧЕЛЯБИНСК. (По телефону от соб.
корр.).

О советско-финских отношениях

25 августа финский посланник в Стокгольме г. Гринпенберг
вручил советскому посланнику А. М. Коллонтай
заявление финского министра иностранных дел г. Энкеля:

«Имею честь довести до Вашего сведения,
Финской республики и Финекое Правительство уполномочили
министра Финской республики в Стокгольме г-на Гринпенберга

через Ваше посредство обратиться к (0
ству с просьбой, чтобы Москва приняла
ственную делегацию, чтобы договориться

ключении мира, или о том и другом, между Финляндией и Со-

ветским Co130M>.

оме того, г. Грипиенберг передал А. М. Коллонтай вербаль-

ную“”ноту, в которой было сказано, что

республики «17 августа заявил фельдмаршалу Кейтель, кото-
рый посетил его по поручению германского рейхсканцлера, что
он не считает себя связанным тем соглашением, которым пре-
жний президент Рюти обязался в отношении германского пра-

вительства».

В связи © этим Советское Правительство поручило А. М.
Коллонтай передать 29 августа Финскому Правительству еле-

дующее:

«Советское Правительство может принять делегацию Фин-
ского Правительства лишь в случае принятия Финеким Пра-
вительством следующего предварительного условия:

Финское Правительство должно публично заявить, что оно
разрывает отношения с Германией, что оно пред’являет Гер-
мании требование о выводе Германией вооружённых сил из
Финляндии в течение 2-х недель со дня принятия Финским
Правительством настоящего предложения Советекого Прави-

тельства и во всяком случае не позже 15

если Германия не выведет своих вооружённых сил в указанный
вооружённые
разоружены и переданы союзникам в качестве военнопленных.

срок из Финляндии, то немецкие

Если Финское Правительвтво выполнит

тельное условие, то Советское Правительство согласно принять
в Москве делегацию Финского Правительства для переговоров о
перемирии или о мире, или о том и другом вместе».

При этом г. Гринпенбергу было сообщено,
ответ Советского Правительства согласован с Английским Пра-
вительством и не ветретил каких-либо замечаний со стороны

Правительства СНА.

заявление по радио, в котором сообщило,

манских войск из Финляндии не позднее

2-го сентября г. Гриппенберг передал А. М. Коллонтай обра-

няла выдвинутое Советским Правительством предварительное
условие о разрыве отношений е Германией и о выводе гер-

2. Одновременно с заявлением Финского Правительства о
принятии советского предварительного условия, финское во-

следующее
до передачи ответа
что президент

ветекому Правитель-
финскую правитель-

о перемирии или за-   ствия и ‘отвести Ha

щение финского президента Маннергейма. В этом обращении
финский президент заявляет, что Финское Правительство ещё

на предварительное условие Советского

Правительства предлагает, чтобы Финляндия сама провела в
жизнь добровольную эвакуацию или интернирование герман-,
ских войск на одной (южной) части финской территории. Кро-
ме того, в обращении финского президента предлагается A
определенной (южной) части фронта прервать военные дей-

на

этой части фронта финскче войска на с0-

ветско-финскую границу 1940 года, соответственно передвянув

также советские войска на эту линию.

президент Финской

В дополнение к этому г. Гринпенберг заявил, что требуемое
Советским Правительством заявление Финского Правительства
© разрыве с Германией будет сделано после получения от С0-
ветекого Правительства ответа на обращение финского прези-
дента. Кроме того, г. Гринценберг заявил, что финны готовы
принять участие также в операции по предлагаемому разору-

жению немецких войск в северной части Финляндии, но хотят

сентября с. г. и что
силы будут   Финляндии до 15 с
настоящее предвари-
согласилось на то,

что настоящий

ИНФОРМ

гласно оказать помощь финской
немецких вооружённых сил. При этом Советское Правительство

договориться в Москве о координации и помощи в этом деле
6 советским военным командованием. С:

На последнее финское заявление Советское Правительство
дало ответ 3 сентября. В этом ответе сказано, что Советское
Правительство настаявает на принятии Финским Правитель-
ством указанного выше предварительного условия, а именно:
Финское Правительство должно публично заявить, что оно раз-
рывает отношения с Германией и требует
войск из пределов Финляндии не позже 15 сентября, причем в
случае невывода германских войек из Финляндия в установ-
ленный срок немецкие войска будут разоружены и переданы
союзникам в качестве военнопленных. В советском ответе ска-
зано также, что если Германия не выведет своих войск из

вывода немецких

ентября, то Советское Правительство со-

армии в деле разоружения

чтобы прекратить военные действия на

предложенной Финским Правительством южной части фронта,
если Финское Правительство выполнит указанное выше пред-
варительное условие. Советское Правительство высказалось за
то, что все остальные вопросы должны быть разрешены во
время переговоров о перемирии.

БЮРО НАРКОМИНДЕЛА СССР.

что Финляндия при-

15 сентября рительного условия

5 сентября.

К советско-финским отношениям

1. В ночь на 4 сентября Финское Правительство сделало   еннее Главнокомандование оббявило о прекращении военных

действий на веем участке расположения финских войск е 8 ча-
сов утра 4 сентября.
3. В связи с принятием Финским Правительством предва-

Советского

Правительства, Советское

Верховное Команхование приказало прекратить военные лей-
ствия на участке расположения финских войск с 8 часов утра

Выступление премьер-министра Финляндии Хакцелля по ралио

СТОКГОЛЬМ. 3. сентября.. (ТАСС). В
ночь на 3 сентября премьер-министр Фин-
ляндии Хакцелль выступил Шо радио со
следующим заявлением:

Уважаемые граждане! Сегодня вечером
финский сейм на закрытом заседании рас-
смотрел вопрос о перемирии между Фин.
ляндией и Советской Россией. Этот вопрос
занимал финское правительство ‘непрерыв-
но в течение всего истекшего полугодия.
Резкое обострение политической и военной
обстановки за последнее время потребова-
ло от правительства вновь поставить этот
вопрос в сейме. С того момента, когда
сейм последний раз рассматривал предло-
жение правительства о перемирии, военно-
политическая обстановка Финляндии резко
изменилась к худшему. Я

Еще в апреле текущего года линия ва-
мего фронта находилась далеко за преде.
лами старых государственных границ. В
июне, в результате неблагоприятных для
нас военных событий на Карельском пере-
шейке, наша оборона оказалась прорванной.
Несколько позже в Восточной Карелии мы
были оттеснены к `предвоенной погранич-
ной линии. После высадки союзных войск
в Северной и Южной Франции Германия,
потерпев ряд крупных поражений, вынуж-
дена сейчас оставлять во Франции один
оккупированный ею район за другим. Та-
кая же неблагоприятная военная обстанов-
ка сложилась для Германии и в Италии,
где немецкие войска оттеснены далеко на
север страны. На Балканах Германия уже
лишилась двух -CBOHX союзников.

Советский жё Союз, наоборот, в. резуль-
тате непрерывных военных успехов, в ос-
HOBHOM вновь овладел своими прежними
государственными границами. Германия
вследствие создавшейся: для нее исключи-
тельно тяжелой военной обстановки уже
не в состоянии оказывать нам военную по-
мошь в нужных масштабах. Сейчас она
сама остро нуждается в войсках для за-
щиты собственной территории. Немцы, как
известно, отозвали уже значительную часть
своих войск с нашей территории, послан-
ных ранее на помощь Финляндии. В ар-
мии многие утратили уже веру в победу
Германии.

Нынешняя неблагоприятная обстановка в
Прибалтийских странах свидетельствует о
том, что Германия фактически находится
накануне потери всего южного побережья
Финского залива, имеющего большое стра:
тегическое значение как для Германии, так
и для Финляндии. С германской точки зре-
ния финский фронт не представляет в дан.
ный момент большого интереса. Для Фин-
ляндии же это означает, что она осталась
одна против во много раз превфоходящего
по своей моши врага.

В течение трех лет мы честно несли
бремя. братства по оружию с. Германией,
поскольку совместная военная борьба от-
вечала до определенного момента интере.
сам обороны нашей страны. Наше согла-
шение с Германией от 1941 года носило
лишь исключительно военный характер.

Новый президент республики,  присту-
пивший около месяца тому назад к испол.
нению своих обязанностей по управлению
страной, отказался признать военное со-
глашение, заключенное в текущем году
между Финляндией и Германией. Как из-
вестно, это соглашение, подписанное быв.

шим президентом республики, не было рас-
смотрено и утверждено сеймом. Таким об-
разом, фактически оно являлось лишь лич.
ным обязательством бывшего президента
перед Германией. Сейчас, когда в нашей
стране имеется другой президент н новое
правительство, указанное соглашение по-
теряло силу, о чем правительство ловело
до сведения германского правительства.

Ввиду этого и вследствие ухудшения по-
ложения Финляндии, президент республи.
ки и правительство решили вновь поста-
вить в сейме вопрос о выходе Финляндии
из войны. Сейм рассмотрел предложение
правительства о разрыве отношений с Гер-
манией и установлении контакта с Совет.
ской Россией с целью заключения переми-
рия. Приняв решение о необходимости за-
ключить перемирие, сейм поручил прави-
тельству приступить к практическому раз-
решению этого вопроса. Через специаль-
ную делегацию мы поставили в извест-
ность Германию о всех неблагоприятных
условиях, создавшихся в современной об-
становке для Финляндии. Ясно, что обе
стороны должны сделать из этого для себя
соответствующие выводы.

Ввиду изменения военно-политической
обстановки для нашей страны и большого
стремления нашего народа к миру прави-
тельство сочло своим долгом установить в
возможно кратчайший срок контакт с Со-
ветским Союзом. В соответствии с этим
правительство направило 25 августа с. г.
письмо нашему посланнику в Стокгольме
для передачи его советскому послу в
Швеции. В этом письме мы указали, что
Финляндия просит Советский Союз возоб.
новить переговоры о заключении переми-
рия, а затем и мира между Финляндией и
‘CCGEP

29 августа советское посольство в Сток-
гольме передало ответ Советского прави-
тельства, в котором говорилось:

Финляндия должна порвать свои отно-
щения с Германией; ‘

Германские войска должны быть выве-
дены из Финляндии в 2-недельный срок,
не позднее 15 сентября.

Советское правительство разрешило от-

править финскую мирную делегацию в Мо-
скву.

*

Примечание ТАСС. Как это видно из
публикуемого сегодня сообщения Информ.
бюро Наркоминдела СССР, в речи премь-
ер-министра Финляндии г. Хакцелля
имеется ряд существенных извращений
фактов.

Во-первых, Хакцелль не точно изложил
содержание советского ответа от 29 авгу-
ста на финское предложение от 25 авгу-
ста. Хакцелль не сказал о требовании Со.
ветского правительства разоружить гер-
манские войска и передать их союзникам в
качестве военнопленных, если немецкие

войска не уйдут из Финляндии до 15 сен-
тября.

Во-вторых, предложение Советского
правительства, чтобы финское правитель-
ство заявило о разрыве отношений с Гер-
манией и об указанных выше мерах ‘в отно.
шении немецких войск, находящихся в
Финляндии, является предварительным

Старые. рабочие пефствуют над молодежью

КИРОВ, 4 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Неподалеку от города Уржума, гле
родился и провел детские годы С. М. Ки-
ров, расположен судоремонтный завод его
имени. Минувщей зимой здесь было положе-
но начало хорошему патриотическому делу.

Мастер механического цеха В. Г. Овер-
шин, работающий на водном транспорте с
1905 года, взял шефство над подростками
Жуйковым и Тюкавиным — детьми фронто-
виков. Он обязался обучить их токарному
делу, дать воспитание, оказать материаль-
ную помощь. ;

Почин т. Овершина нашел живейшнй от-
клик среди ветеранов водного транспорта.
Лоцман парохода «Некрасов» Плесцов, ме-
ханик парохода «Ялта» Шалагинов и другие
старики-речники последовали его примеру.

Сейчас 129 старых водников Вятского пз-
роходства шефствуют над молодыми рабо-

чими. Свыше 140 подростков осваивают спе-
циальности судоремонтников и судоволите-
лей. Многие из них переехали на постоянное
жительство к шефам. Это движение, олоб-
ренное наркомом речного флота СССР тов.
Шашковым, развернулось и во многих дру-
гих пароходствах страны.

Недавно в Кировский обком ВКП(б) была
приглашена большая группа старых водни-
ков и их подшефных. На совещании по
обмену опытом шефской работы рядом сс
стариками сидели 13—15-летние юнцы, пре-
имущественно сироты, вновь обретшие род-
ную семью. Выступившие на совещанни
тг. Овершин, Шалагинов и другие заявили,
что они будут воспитывать нодшефных до
совершеннолетия. .

На совещании старым производствен-
никам и подросткам были выданы цённые

подарки — костюмы, отрезы мануфактуры,
библиотечки,

Я лолжен заметить, что эти требования
Советского правительства согласованы с
Англией и одобрены СИТА.

Получив эти условия, финское прави.
тельство немедленно внесло их на рассмо-
трение сейма. В соответствии с решением
сейма, правительство Финляндии  обрати-
лось к германскому правительству с тре.
бованием вывести в двухнедельный срок
свои войска с территории Финляндии. Од-
новременно с этим Финляндия обратила
внимание Германии на недопустимость в
дальнейшем использования нашей террито-
рии немецкими войсками.

Уважаемые и дорогие граждане, таковы
в общих чертах те предпосылки, на основа-
нии которых мы снова-решительно вступи-
ли на путь выхода из войны, Таким обра-
зом мы уже предприняли первый шаг в це.
лях достижения мира между нашей стра-
ной и ее великим восточным соседом. Мы
еше не знаем, какие ‘условия перемирия
пред’явит нам’ Советский Союз. В этих
условиях, вероятно, найдут свое отраже-
ние предшествующие советские мирные
предложения. Я не могу не отметить, что
нам не пред’явлено требования безогово.
рочной капитуляции.

Я знаю, что у нас найдется чемало лю-
дей, которые еше не созрели ‹для полного
понимания важности и необходимости
предпринятых правительством мирных ша-
гов. Одновременно с этим немало окажет.
ся и таких людей, которые не прочь бу-
дут проявить излишний оптимизм в ука-
занном деле. Я должен предупредить как
тех, так и других граждан, что на нашем
пути к миру неизбежно встретится еше
ряд больших трудностей, но при обоюдном
стремлении к прекращению войны эти труд-
ности должны быть преодолены. Теперь,
когда первый шаг к миру уже сделан,
наша обязанность заключается в необхо-
димости проявить максимум доверия к
президенту республики и правительству.
Финский маршал Маннергейм отдал себя
сейчас целиком делу достижения мира.
Наша задача состоит в необходимости со-
хранения между собой полного единства.
Мы должны крепко сплотиться вокруг
своего президента и движения за мир в
целях обеспечения будущности финского
народа:

Хх

условием. Хакцелль даже не упомянул об
этом. Он не сказал, что советское предло-
жение от 29 августа было предварительным
условием и что финская делегация может
прибыть в Москву для переговоров о пе-
ремирии и о мире лишь после выполнения
этого предварительного условия.

Обращает на себя внимание также сле.
дующее обстоятельство. Хакцелль много
говорил о том, что финны в течение трех
лет «честно несли бремя братства по ору-
жию с Германией», и нашел немало слов
для извинений и об’яснений теперешней по-
зицни финского правительства в отношении
Германии. Хакцелль, однако, не сказал,
что Финляндия разрывает отношения с
Германией, тогда как разрыв отношений
Финляндии с Германией является состав.
ной частью предварительного условия Со-
ветского правительства, и что только после
этого могут начаться советско-финские пе.
реговоры о перемирии и о мире.

ЗАРА

М. И. Алиев — народный
комиссар иностранных дел
Азербайджанской ССР

БАКУ, 3 сентября. (ТАСС). Указом
Президиума Верховного Совета Азербай-
джанской ССР М. И. Алиев назначен на-
родным комиссаром иностранных дел
Азербайджана.

Дом Советов в селе Шушенском

В селе Шушенском — ныне районном
центре Красноярского края. где в 1897 —
1900 гг. отбывал ссылку В. И. Ленин, на.
чинается строительство Дома Советов. В
селе будут также построены 3 четырех-
квартирных жилых дома, гостиница на
25 мест и баня.