СРЕДА, 6 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 212

(8514)

Новаторы восстановления

Скоро минет год, как Киев залечивает

раны, нанесенные немецкими захватчика-

ми. Масштабы восстановительных работ
всё увеличиваются, растут их темпы, на-
капливается опыт. Уже можно  опреде-
лить особенности нынешнего периода вос-
становления. Главное — это могучая си-

Для возрождения энергетической базы
Киева, как и других городов и сел Украи-
ны, многое сделали научные работники
Инотитута энергетики Украинской Ака-
  демии наук. Они разработали пусковые
\ схемы, наладочные инструкции для в06-
  станавливаемых электростанций, сконет-

ла народного воодушевления, рождающая  руировали и испытали первую безметал-
подлинный трудовой героизм, помножен- лическую  газогенераторную  установву,
ный на неисчерпаемую инициативу и тех- работающую на местном недефицитном
ническое дерзание. В Киеве это прояв- топливе. Они же предложили экономич-
ляется везде, где только идет вос-  ный образец бытовой печи для отопления
становительная работа: на лесах уни-  жилых домов.

верситета, на строительстве Крещатика,  Стройки должны итти быстрыми темпа-
при монтаже турбин электростанций, прими. И тут техническая интеллигенция!
под’еме и ремонте затопленных в Днеп- приходит на помощь. Есть немало при-
ре судов, на чертежных столах архитех-  меров остроумной механизацин разбороч-
торов, на вновь прокладываемых транс- ных’ и строительных работ. Инженеры,
портных магистралях. Эта инициатива. техники создали ряд упрощенных кон-
Kak правило, возглавляется передовой! струкций металлорежущих станков, что
творческой мыслью. Особенно ярко это  позволяет успешно изготовлять эти
проявилось в процессе восетановительно- станки на небольших, технически слабо
го строительства в Киеве. Роль техничес-оснащенных заводах, в ремонтных. мас-
хой интеллигенции в работах по возрож- терских. Несколько ученых во главе с Ге-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Всероссийское совещание
директоров педагогических
училища

Вчера в Москве открылось всероссий-
ское совещание директоров педагогических
училищ, созванное Наркомпросом РСФСР.
В нем принимают участие также учителя,
руководители областных и краевых отде-
лоз народного образования, представители
советских и партийных организаций.

В своем докладе заместитель народного
комиссара просвещения РСФСР тов. Нови-
ков уделил основное внимание повышению
качества подготовки учителей и подчерк-
нул, что от этого в значительной степени
зависит дальнейшее укрепление советской
школы. Докладчик поставил перед участ-
никами совещания ряд конкретных задач,
от разрешения которых зависит коренное
улучшение работы педагогических училищ.

В работе совещания принял участие за-
меститель _ председателя Совнаркома
РСФСР тов. Г. В. Перов. i

Совещание продлится несколько дней.

Уголь в фонд победы

дению народного хозяйства неоценима.   роем Социалистического Труда академи-
Тысячи инженеров, архитекторов, сот-  Ком Патоном разработали совершенно но-  ШАХТЫ, 5 сентября. (По телегр. от
рудников различных  научно-иселедова-  вые методы электросварки, сконотруиро` соб. корр.). Готовясь достойно’ от-

вали сварочную аппаратуру, которая в
  есятки раз увеличивает производитель-
ность труда сварщиков, намного улучша-
ет качество их работы. Этот метод элек-
тросварки сослужит большую службу в
восстановлении народного хозяйства.
Ныне киевляне интенсивно восстанавли-
вают центральную магистраль отолицы—
Крещатик. В создании архитектурно-стро-
ительного комплекса этой улицы прини-
Над решением возникающих в этих усло. МАЮтТ деятельное участие наши лучшие
виях залач неустанно работает наша тех-  Творческие силы. Архитекторы и скульн-
ническая интеллигенция. \торы, художники и инженеры-строители,
Ухо найдено немало эффективных пу- работают над созданием вросивейшей ма-
тей восстановительных работ. Для строи- истради Киева. Все то совершенное, что
Fine ae oe aes Be ake созлают ныне наши зодчие, будет отоб-
San. nee eatin: Mulia & repens рано и вонлощено в жизнь в результате
#5; 2 конкурсов на лучший проект застройки
много. Его берут из разрушенных немца- Крещатика
ми зданий. Может быть, можно заменить ‘роли сейчае. в хни войны
лес камнем? Метод, предложенный архи-  сить народа › направлены “Vite: pease.
тектором Туполевым, позволяет BOBO ) альную помощь фронту, ВЕ
дить кровли зданий из кирпича Вместо   тельное строительство ведется в ши-
дерева, а на крупных промыштенных  позих масштабах, то совершенно ясно,
зданиях возводятся кирпичные, безлес- „атой невиданный размах примет оно,
Ор ane и: ema Hai когда страна перейдет к мирным делам.
технических наук тов. гаоиновича. паи (ройки мирного времени потребуют во
ден также заменитель AepeBa —— BHCORO-) weorg pas больше специалистов, новало-
стойвии гипе, которыи с успехом приме-  ов передовой строительной техники.
ee ee Ree a 0 подготовке этих людей надо думать уже
_ Однако не везде можно обойтись 0е3  сейчас. Речь идет не только о подготовке
леса. А сушка дерева требует оборудован-  кадров через соответствующие институ-
ных сушилок, длительного времени. Ноты, но и о выращивании, воспитании
время дорого, и Институт строительной! тех специалистов, для которых сейчас
механики Академии наук УССР разраба-

стройки восстановления являются свое-
тывает технику использования на строи   образными универснтетами, & нынешние
тельстве свежесрубленной, еще сырой

з Бани новаторы — учителями и настав-
древесины. никами. Над ремением этой проблемы ра-
Работники этого же института доказа-

ботают. сейчас Советы ВКиева при актив-
ли полную возможность иряменения го-  ном участии интеллигенции. В
релого, деформированного металла, за-   Ф. МОКИЕНКО,
стывших вяжущих растворов со старых!

тельских институтов и учреждений репта-
ют важнейшие. проблемы строительства.

Военное время ставит перед техничес-
кой мыслью свои жесткие условия. Нуж-
но обходиться главным образом местными
ресурсами, ибо нельзя требовать сеЁчае
OT государства всего комплекса необхо-
димых материалов, средетв; прихохится
считаться и с недостатком транспорта,
нехваткой квалифинированных кадров.

когда все

председатель исполкома Киевского

стен, бывшего в работе цемента при городского Совета депутатов тру-
восстановлении промышленных и граж- дящихся.
данских сооружений. КИЕВ.

*

Ветреча учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО столицы
се Героями Советского Союза и Героями
Социалистического Труда

Вчера, 5 сентября, на выставке «Комсо-  овладев массовыми квалификациями, при-
мол в Отечественной войне» учащиеся ре- мут участие в быстрейшем восстановле-
месленных и железнодорожных училищ и нии разрушенного хозяйства в районах,
школ ФЗО столицы встретились с Героя-   освобожденных от немецкой оккупации.
ми Советского Союза и Героями Социа-  Прославленный северный морской лёт-
листического Труда. чик Герой Советского Союза Курзенков,

Заместитель начальника Главного упра- Танкисты Герои Советского Союза. Сагай-
вления труловых резервов при СНК СССР   дачный и Петушков поделились боевыми
тов. Маренов во вступительном слове сооб-   ЭПИзодами; Герой Социалистического Тру-
щил, что за время своего существования   Да Осипов рассказал учащимся о самоот-
ремесленные, железнодорожные училища   Верженном труде советских  железно-

метить годовщину освобождения Донбасса
от немецких захватчиков, горняки треста
«Шахтантрацит» усилили добычу угля в
фонд обороны. Передовые шахтеры этого
треста получили специальные книжки —
«счета добытых сверх плана тонн угля в
фонд победы». Навалоотбойщику шахты
<«Нежданная» Алексею Иглову в августе
записано на этот счет 148,5 тонны, а нава-
лоотбойщику шахты «Комсомольская прав-
да» Кирюхину — 504 тонны.

Азербайджанские
ковры

БАКУ, 5 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Ковроткачество в Азербайджане на-
считывает много веков. В нёкоторых семьях
это искусство переходит из поколения в
поколение. Ковры. сотканные в Кубе, в
Ширзанской группе районов, не раз были
представлены на международных  выстав-
ках; они украшали азербайджанский па.
вильон на Всесоюзной сельскохозяйствен-
ной выставке.

После некоторого перерыва, вызванного
войной, в этом году вновь возродились ков-
роткаческие мастерские. 1.600 ткачих зани-
маются сейчас этим кропотливым трудом у
себя на дому. В Бакинской художественной
мастерской лучшие козровые живописцы, в
том числе талантливый художник Латиф
Кязимов, заканчивают рисунки, по которым
в ближайшее время примутся за выделку
новых ковров артели и отдельные ткачи.
В этом году будет соткан больших разме-
ров палас, в центре которого — портрет
товарища Сталина в маршальской форме.

Большая  трудоёмкость = ковроткацко-
го дела — один человек за месяц может
выткать не больше 60 сантиметров — тре-
бует непрерывной подготовки кадров. На
ряду с знаменитыми ковроткачихами, как
Нана Зейналова и Курма Шихалиева, вы-
соким мастерством сейчас овладевает и мо-
лодёжь: 17-летняя Шахесем Алекперова в
Баку, 22-летняя П. Асриева в Кубе уже
зарекомендовали себя, как успешно по-
знавшие «секреты» древнего ремесла ковро-
ткачества. :

Театр возвращается в Ленинград

ЧКАЛОВ, 5 сентября. (Но телегр. от
соб. корр.). Здесь состоялись проводы
коллектива Академического Малого опер-
ного театра, возвращающегося в Ленин-
град. За три года работы в Чкалове Малый
оперный театр поставил 29 опер и балетов,
обслужив свыше миллиона, зрителей.
Театр широко пропагандировал произведе-
ния советских композиторов. Из опер, на-
писанных на темы Отечественной войпы,
прочно вошла в репертуар театра «Надеж-
да Светлова» Дзержинского. В Чкалове

и школы ФЗО подготовили для социали-  дорожников на фронтовых дорогах.

стической промышленности более 1.800.000

квалифицированных рабочих. из которых   бригады
уже многие работают мастерами и брига-   Алексеев,

дирами, выпустили своими силами

Затем выступили бригадир молодежной
Александр Шашков, мастера
Попков и воспитанник ремес-

на  ленного училища № 28 энергетиков, ныне

7 миллиардов рублей оборонной продук-  мастер этого же училища, Раткевич.

ции. Сейчас по призыву в ремесленные

350 тысяч юношей и девушек,

обрели творческую зрелость молодые ма-
стера театра Кильчевский, Шапошников,
Красовская, Исаева. Исполком областного
Совета депутатов трудящихся и Военный
Совет Южно-Уральского военного округа
наградили артистов театра почетными гра-

Учащиеся и гости с большим интересом  мотами и ценными подарками.
училища и школы ФЗО должно поступить осмотрели новый раздел выставки, посвя-

которые,  щенный трудовым резервам.

Вчера коллектив Малого театра специ-
альным поездом выехал в у

В Левивграде восстановлено здание Театра

давшее во время блохады. На снимке: в

Инструктор приехал в райисполком...

В посёлок Усть-Ордынский ежедневно
приезжает немато областных  руководя-
щих работников. Недавно сюда приехала,
инструктор областного Совета депутатов
трудящихся тов. Гельфман.

Председатель исполкома Эхирит-Була-
гатекого аймачного Совета тов. Фокор-
ский, только-что выдвинутый на эту ра-
боту, обрадовался приезду инетрувтора.
В ожидании предстоящей встречи предсе-
датель тщательно продумал все вопросы,
пе которым следует посоветоваться и при-
нять решение. Но проходит день, второй,

„лретий —- инструктор не заходит.

— Уж не случилось ли чего? — забес-
покоилея  Фокорский. Стал наводить
справки. Гельфман, оказывается, энер-
гично обследует работу исполкома. За-
требовав затем различные сводки и
справки, она уехала обследовать сельские
Советы. Ногда срок командировки истек,
HHCTPYRTOP зашла в председателю, отме-
тила командировочное удостоверение, ска-
зала, между прочим, что в работе испол-
кома имеются недостатки, и, попрощав-
much, отбыла в Иркутск.

Удивлённый такого рода «инструкта-
жем» и «помощью», Фокорский полагал,
что приезд Гельфман вызван не иначе
как предстоящим обсуждением его отчёта
на исполкоме облсовета. Прошёл, однако,
месяц, другой, третий, и никто и не вепом-
нил 00 обследовании, никто даже‘ не дал
зналь о последствиях ревизорского наез-
да. Между тем инструктор, вернувшиеь в
Иркутск, написала обстоятельную доклад-
ную записку, едва уместивигуюся на пяти
етраницах, напечатанных мелким шриф-
том через один интервал. Труды свои она
передала секретарю облисполкома тов.
Карпову. Тот, внимательно прочитав до-
кладную, цветным карандашом подчерк-
нул острые места и... подшил её в «папку
№ 2 с докладными записками инструЕто-
ров за 1944 год».

Заглянем в архив и посмотрим, что же
обнаружил инструктор во время своей по-
ездки?

«Следов существования постоянных ко-
миесий при Эхирит-Булататском аймач-
ном Совете нет, — пишет инструктор. —
Видимо, они были с момента выборов, HO
в дальнейшем ими никто не руководил, и
они «самораспуетились».

Доложив далее, что «с февраля 1944 г.
в исполкоме аймсовета не было известно
точного количества депутатов», что «в те-
чение последних двух лет ни один депутат
не получал задания от аймсовета», Гельф-
ман тут же упомянула об отсутствии пла-
на работы, контроля над осуществлением
собственных решений в исполкоме.

Но что же практически сделал ин-
структор, как изменилась работа испоя-
кома после приезда инструктора, какая
конкретная помощь оказана инструвто-
ром исполкому? В докладной записке та-

i

оперы и балета им. ©. М. Кирова, постра-
зрительном зале восстановленного театра.
Фото Д. Трахтенберга.

SS, ини
= ES NT

(ткрытке театра имени А, С. Пушкина
в Ленияграде

Первый спектакль —
„Нашествие“

После трехлетнего перерыва Государ-
ственный Академический театр драмы име-
ни Пушкина открыл свой новый сезон в
Ленинграде пьесой Леонида Леонова «На-
шествие». Три года войны бурно’ пронес-
лись над родным городом. Здание театра

до сих пор сохранило на своих стройных

колоннах следы осколков — вражеских
снарядов. Но зрительный зал вновь блис-
тает своей торжественной позолотой, и ан-
тинные доспехи в орнаменте барьеров его

лож как бы говорят о продолжающихся
  днях боев и близкой победе. Великолепное

здание театра не закрывало своих дверей
для публики даже в самые трудные дни
обороны города.

Рядом с нашим университетом, рядом с
Публичной библиотекой, рядом с  Акаде-
мией наук Александринский театр был на-
шей живой школой в области искусства
И литературы. Старшее поколение ленин-

прадцев до сих пор хранит благодарную
память о корифеях  Александринской
сцены — Давыдове, Варламове, Ca-

ких данных нет. Никаких  положитель-
ных итогов приезда инструктора нам не
могли назвать и в аймачном Совете. А в
облиенолкоме о поездке инструктора во-
обще. уже давно забыли. Какой же смысл
было тогда посылаль работника из об-
ластного центра?

Тов. Гельфман свыше 3 лет работает
в областном Совете. Её нельзя упрекнуть
в недобросовестности. Судя по той же до-
кладной, она неплохо разбирается в сне-
цифике советской работы. Тем не менее
приёзд её в исполком был бесполезным.

Основная и главная причина это-
го. состоит в том, что в иеполво-
ме Иркутского областного Созета пре-
вратили инструктора в простого «об-
следователя». 06 этом свидетельствует не

только история с Гельфман. Достаточно
хотя бы бегло прочитать пресловутую

виной, Слрельской, К. Яковлеве, об Аппо-
лонском. До сих пор имена их сотовари-
щей и сподвижников—Мичуриной-Самой-
ловой, Корчагиной-Александровской, До-
машевой, Тиме, Юрьева — украшение на-
ней сцены.

Спектакль «Нашествие», которым театр
имени Пушкина начал свой сезон, — один
из наиболее сильных спектаклей за истек-
шие военные годы.

Впечатляюще, с
театр вскрывает

глубоким волнением
основную трагическую
стихию леоновской пьесы,  устремляет
своё внимание He. только на Te-
му нашествия, но и на тему освобождения.
Эта вторая тема, таящаяся в подтексте
пьесы, находит яркое выражение и в общем
режиссерском замысле спектакля (поста-
новка заслуженного деятеля искусств
Л. С. Вивьена), и в исполнении основных
ролей. Три центральные роли в спектакле
прекрасно воплощены народным артистом
РСФСР К. В. Скоробогатовым (Таланов),
заслуженной артисткой РСФСР Н. С. Ра-
певской (Анна Николаевна) и заслужен-
ным артистом РСФСР В. И. Янцат (Федор).

Мотив нравственного подвига одухотво-
ряет актерское исполнение этих трёх ро-

0б’бмистую «папку № 2», чтобы убедить-
ся, до чего беспредметны поездки ин-
структоров. Вот, например, докладная за-
писка инструктора Баскаевой о работе
Нижнеудинского райисполкома. Больше
недели сидела она в районе, как и Гельф-
ман, оболла все отделы, собрала необхо-
димые справки и сводки, побывала в сель-

ла на десяти печатных стразицах. До-
кладная записка заканчивается перечие-
‚лением «основных недостатков в работе
райисполкома».

Райисполком до сих пор не занимается
организационно-массовой работой...

Постоянно действующие комиссии не
работают.

Руководство
точно.

В отделах исполкома допущены злоупо-
требления. :

За последним, девятым, наименованием
недосталков следует подпись инструктора,
ий это всё. Ни выводов, ни предложений,
ни отчёта о собственной работе, проделан-
ной в районе во время командировки.

Мы беседовали с председателями испол-
Комов Черемховского, Тайшетекого, Баян-
даевского, Эхирит-Булагатского и Сталин-
ского районных Советов депутатов трудя-
щихся. Никто из них не может привести
фактов помощи, оказанной инструктором

сельеоветами  недоста-

областного Совета. А ведь само название
«инструктор» говорит о назначении этого
человека.

За годы войны к руководству местными
Советами пришло много новых работни-
ков. Они нуждаются в серьёзной деловой
помощи. Ныненняя прэктика инструкти-
рования районных руководителей в Ир-
кутекой области не обеспечивает такой
помощи молодым кадрам.

С. АНАРЦИН,
соб. корреспондент «Известий»,

‘ ИРКУТСК. (По телефону).

Магнитка строится

в. дымшиц
Управляющий трестом «Магнитострой»

Немногим более 15 лет назад на пло-
щадку строительства будущего Магнито-
горского металлургического комбината
поезд привёз первых строителей. Русские,
украинцы, белоруссы, башкиры — люди
разных национальностей по зову родины
шли осуществлять гениальную идею ве-
ликого Сталина о создании второй уголь-
но-металлургической базы на Востоке.
Со всех концов страны непрерывным по-
током прибывали малериалы, станки,
продовольствие для Магнитогорска. Вся
страна строила металлургический комби-
нат у подножья горы Магнитной на Юж-
ном Урале.

И, когда началась война с немецко-
фашистскими захватчиками, советский
народ ещё и ещё раз восхищался великой
мудростью и предвидением товарища
Сталина, гению которого мы обязаны CO-
зданием мощной металлургической базы
на востоке страны. В дни суровых испы-
таний Магнитогорский комбинат принял
на себя огромную тяжесть по обеспече-
нию многих предприятий военной про-
мышленности металлом. На ряду © этим
нё только не прекращалось наращи-
вание мощностей, а наоборот, 00’6м
строительных работ возрос. против до-
военного периода в два с полови-
ной раза» За три года войны бы-
ли построены две крупнейшие доменные
печи, три кокосовых батареи с цехами хи-
мического производства, мошные марте-
новские печи, прокатные станы, паровоз-
духодувная станция, несколько новых
металлообрабатывающих заводов. ряд
крупнейших агрегатов, коммунальные и
подсобные предприятия. Магнитогорский
комбинат, таким образом, стал крупней-
шим предприятием по добыче железной
руды, выжигу кокса и производству ме-
талла.

Большой производственный опыт нако-
пили за 15 лет магнитогорские строите-
ли. Ими пройден замечательный путь.
Довоенные сроки строительства оставле-

ны далеко позади. Например, доменные

печи, коксовые батареи и другие круп-
нейшие об’екты были нами сооружены в
два-три раза быстрее, чем в довоенное
время. р

В чём же «секрет» нынешних успехов?
В дни войны наши строители научились,
как никогда, ценить фактор времени. Бо-
лее продуманно и, что особенно важно,
одновременно ведутся строительные и
монтажные работы. На определенном
0б’евкле концентрируются большие люд-
‘кие силы и материальные ресурсы, сю-
да же привлекаются специализированные
строительные управления и цехи. В то
время, когда на одном участке заканчи-
вается монтаж, на другом — полным хо-
дом ведутся земляные работы, пройзво-
дится кладка фундаментов и т. д. Мы со-
здали поточную систему в строительстве.
Эта система даёт наиболее благоприят-
ные результаты, если” на строитель-
стве осуществляются наиболее передовые
методы в организации работ и труде. Мы,
например, применили в зимних условиях
массовый электропрогрев ло 40.000 ку-
бометров бетона. В результате значитель-
но сократились сроки сооружения фун-
даментов. Зимой в самые лютые морозы
п бураны с помощью предварительных
взрывов земляного грунта ведём и экска-
ваторные работы. Особенно широко при-
меняем на строительстве большую и ма-
лую механизацию. ,

Скоростные методы строительства, 060-
бенно в военное время; становятея в0з-
можными только при широко развитой
собственной базе строительных материа-
лов из местного сырья. Такая база на
Магнитке создана. По сравнению с 1940
годом произволетво стеновых материалов
по тресту «Матнитострой» увеличилось
более чем на 50 процентов, металлокон-
струкций — на 66 процентов; 80 npo-
центов ‘цемента, необходимого для нужд
стройки, изготовляется из местного
сырья — ‘шлака и извести. Своими си-
лами создали мы производство шлакова-
ты, цех камышитовых щитов, цехи по из-

полусухой грануляции шлажа и т. д.

Однако мы считаем, что не только
строительные организации, но и Нар-
комат стройматериалов обязан резко уси-
лить производство строительных материа-
лов и лучше обеслечивать ими стройки,
в первую очередь — кровельными мате-
риалами, стеклом,  санитарно-техниче-
ским оборудованием.

Собственными силами начали мы про-
изводить необходимые строительные ме-
ханизмы: фаствороменалки, транспорте-
ры, скиновые под’ёмники. В короткие cpo-
ки изготовлены 20 транспортабельных и
удобных кранов, сотни электросварочных
аппаратов, разнообразный строительный
инвентарь и приспособления.

Мы поставили перед собой задачу—в
нынешнем году построить силами треста
и предприятий Магнитогорска на базе
старых тракторов пять экскаваторов ти-
па «Комсомолец», которые должны заме-
нить д021.000 рабочих. Пущенные уже в
экоплоатацию пять пятикубовых земле-
ройных лопат высвобождают у нае не ме-
нее 750 землекопов. Самодельный звенье-
вой транспортер высвободил на одном
только участке 40 подсобных рабочих.
Внедрение транспортера, лёгких под’ём-
ных кранов, дерриков, растворонасосов
резко облегчает труд рабочих. Однако
i механизмов У нас ещё недостаточно,
ак как на стройке нехватает моталло-
обрабатывающих станков. Мы думаем,
учитывая огромный размах строитель-
ства в стране, что следует выделить и
специализировать несколько небольших
заводов для изготовления строительного
оборудования, механизированного инстру-
мента и инвентаря многочисленным
стройкам Советского Союза.

Важнейшей нашей задачей является
сейчас жилищное строительство, где,
прямо надо сказать, темпы и уровень
организации работ значительно отстают
от промышленного строительства. В ны-
нешнем году мы в Магнитогорске отроим
жильё не только капитального типа. И
задача, следовательно, заключается в том,
чтобы повысить темпы работ, перёйти на
поточные методы строительства и макси-

готовлению разных металлоизделий. Сей-
час строим стекольный завод, установку
мальную сборность домов.

Между тем в отставании жилищного
строительства, помимо строителей, боль-
шую долю вины несут и проектные орга-
низации. Для строительства металлурги-
ческих заводов существует такая высоко-
квалифицированная и авторитетная Op-
ганизация, как <Гипромез», а вот для
проектирования жилья на Урале, и не
только на Урале, такой проектной орга-
низации, как это ни странно, не суще-
ствует. В результате в проектах жилых
домов не продуманы проблемы сборности,
поточности и максимальной замены дефи-
цитных материалов, не выбрана. наиболее
рациональная планировка кварталов.
Один. из кварталов в Магнитогорске
спроектировали работники Академии ap-
хитектуры. Архитектурное оформление
этого квартала, конечно, неплохое, но в
проектах совершенно обойдены вопросы
поточности  стреительства и его инду-
отриализации.

Настала пора создать несколько
крупных общесоюзных организаций для
проектирования жилищного  строитель-
ства. Надо выбрать наиболее рациональ-
ные тины планировки домов и кварталов,
создать проекты, которые обеспечат ма-
ксимальную сборность домов и наимень-
шие расходы дефицитных материалов.
Необходимо, в частности, решить вонрос
© создании серьёзной организации проек-
тирования строительства города Магни-
тогорска.

Сильна наша Магнитка и своими кадра-
ми. В борьбе за скоростные темпы вырос
и технически созрел замечательный кол-
лектив, Чернорабочим пришёл на стройку
Иван Гаврилович Коковихин. Ныне он
стал крупнейшим специалиетом, под ру-
коволством которого строятся мартенов-
ские печи. Наша стройка гордится инже-
нером по мозтажу оборудования Качано-
вым, монтажниками Коноваленко и Ро-
тупко, знатными бетонщиками Смерти-
ным и Галиулиным и многими другими
старейтими кадровиками. Они вырастили
и воспитали новые сотни молодых строи-
телей, слава о которых гремит по веей
стране. Сотни молодых рабочих за само-
отверженный труд награждены отденами
и медалями Советского Союза. Молодые
строители Сталинской Магнитки гордятся
своими профессиями. Они, как и старые

кадровые рабочие, множат успехи на
строительстве Магнитки.

Однако для того, чтобы растить новых
строителей ещё лучше, следует в систему
подготовки в школах ФЗО внести некото-
рые ‘существенные изменения. Во-первых,
необходимо ‘увеличить сроки обучения
сложным профессиям — слесарей и мон-
тажников, а, во-вторых, организоваль рях
ремесленных училищ по строительным и
монтажным профессиям, где срок обуче-
ния и теоретической подготовки должен
быть выше, чем в школах O80.

Вак в годы бурного строительства пер-
вой очереди металлургического цикла, так
и сейчас, в годы войны, в строительстве
Магнитогорского металлургического ком=
бината участвуют сотни различных
предприятий. Ёрепка производственная
дружба строителей и металлургов. Маг-
нитогорска. Нельзя не отметить боль-
шую работу, которую проделали коллек-
тивы Коломенского и Иркутского маши-
ностроительных заводов, Челябинского
завола металлоконструкций, огнеупорных
заводов Урала и т. д.

Сейчас строители напряженно рабо-
тают над тем, чтобы ешё в истекшем году
построить и ввести в эксплоатацию три
мартеновских печи, аглоленту, динасо-
вый, копровые и другие цехи. Начало
строительство 8-й коксовой батареи.

Темпы строительства нарастают. Име-
ютея все предпосылки к тому, чтобы до-
срочно: закончить выполнение строитель-
ной программы 1944 года. В этом обяза-
ны помочь нам Ташкентский и Новокра-
малорский заводы, на которые возложе-
на поставка мостовых кранов и завалоч-
ных машин. Необходимо ускорить изго-
товление: всех комплектов оборудования,
ибо без них нельзя будет в сров пустить
группу мощных мартеновских печей.

*

Строители Магнитогорска, воодушев-
ленные героическими подвигами родной
Красной Армии, готовы и впредь все си-
лы отдать на решение новых задач, по-
‘ставленных Государственным Комитетом
Обороны.

Сталинская Магнитка строится, растёт
на страх врагам и на радость нашему на-
роду.

МАГНИТОГОРСК. ?

ских Советах и сзои впечатления изложи-   Понять глубокий

лей. Это — нравственный подвиг воли (Та-
ланов), материнского сердна (Анна Ни-
колаевна) и встревоженной совести (Фе-
дор). Бытовая драма приобретает в прекрас-
ном иснолнении К. В. Скоробогатова 4
Н. С. Рашевской черты подлинной трагич-
ности. Заслуженный артист В. И. Янцат на-
холит в исполнении второй части пьесы ту
трагическую ноту, которая заставляет нас
смысл подвига Федора.
Народная артисзка СССР Е. П. Корчагина-
Алексгндровская с мудрым мастерством
создала образ Демильевны, просветленный
красотой нравственной стойкости и внеш-
не простой и теплый. Заслуженный артист
РСФСР Ю. В. Толубеев с лаконичной вы-
разительностью очертил облик Колеснико-
ва, который своим диалогом с Фаюниным
показая вырастающую сквозь мрак и хаос
нашествия тему утверждения победы. Ме-
нее удовлетворителен  Фаюнин (артист
Т. Г. Василенко). Тему призрачного и под-
лого воскрешения старой фаюнинской
жизни прекрасно провел в своей ро-
ли заслуженный артист РСФСР В. И. Во-
ронов (Кокорышкин). _ - -

«Нашествие» — хорошее начало нового
сезона Театра имени Пушкина. В его бли-
жайшем репертуаре об’явлен ещё ряд неиз-
вестных ленингралекому зрителю спектак-
лей: «Русские люди», «Горячее сердце»,
«Отелло». Перед театром открылась новая
глава его истории. Пусть она будет запол-
нена радостными достижениями.

Проф. К. Н. ДЕРЖАВИН.

ЛЕНИНГРАД, 5 сентября (По теле-
фону).
——

Новые книги

Проф. ТРАЙНИН А. Н. — Уго-
ловная ответственность гитлеровцев.
Под редакцией академика А. Я. Вы-
шинского. Институт Права Академии
наук СССР. — Юр. Издат. НКЮ
СССР. Москва, 1944 г. Стр. 107. Це-
на 4 р.

«Серьезнейшая задача и почетный долг
советских юристов — дать требованию воз-
мездия за совершенные гитлеровцами зло-
деяния правовое воплощение», —пишет проф.
Трайнин (стр. 13). Задача эта сейчас стано-
вится очередной: война близится к концу —
и вместе с тем близится суд над гитлеров-
цами, суд суровый и непреклонный, возве-
щённый Советским и Союзными Правитель-
ствами. Uys ero, немцы заранее утвер-
ждают, — как они утверждали и в первую
мировую войну, — что за войну и ее ужасы
отвечают государства, а не люди. А так как
государство посадить на скамью подсуди-
мых можно только ` на бумаге, то Гитлер
оказывается ни при чем и виноватых вообще
нет. Такие «теории» легко находят отклики
у пацифистов типа Брайльсфорда. Для
опровержения их юристу приходится поста-
вить и уяснить ряд вопросов, которые охот-
но нагромождаются профашистами. Какие
преступления совершены и еще совершают-
ся немцами? Что такое международное пре-
стулление? В каких формах возможна от-
ветственность государства? Должны ли,
помимо государств-агрессоров, отвечать их
правительства и пособники правительств?
Где грань соучастия в международных пре-
ступлениях? Какие суды должны и ‘будут их
ведать? Какие уголовные законы следует
применять? Какова возможная организация
взаимопомощи государств по исполнению
приговоров и выдаче обвиняемых в между-
народных преступлениях?

На эти вопросы — уже практически важ-
ные (Харьковский процесс), проф. Трайнин
дает систематизированный ответ. Отдель-
ные вопросы уже исследовались в Америке
и унас. Но проф. Трайнин дал общий, сжа-
тый, политически острый и юридически
четкий очерк всего цикла вопросов, связан-
ных с его темой. Очерк этот — не простая
сводка прежде высказанного разными авто-
рами: т. Трайнин продолжает линию иссле-
дования, начатую им в работах «Защита
мира и уголовный закон» (1937), «Учение
о соучастии» (1941), используя свежий ма-
териал. В частности, по вопросу об ответ-
ственности преступных правительств-агрес-
соров и их соучастников он дает утверди-
тельный ответ, при чем хорошю использова-
ны классическая доктрина Фошиля, новый
швейцарский кодекс, советское положение
о военных преступлениях. Небольшая, ярко
редактированная, содержательная книга
будет прочтена с интересом и пользой не
только юристами и не только у нас. В
борьбу с гитлеровским мракобесием совет-
ская наука внесла новый вклад.

Проф. В. ДУРДЕНЕВСКИЙ.

a