ЧЕТВЕРГ, 7 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 213 (8515)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР З

посланнику в Москве г-ну Стаменову но-

‚ К РАЗРЫВУ БОЛГАРО-СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Болгарское Правительство, вотупив в
1941 году на путь военного сотрудниче-
ства с гитлеровской Германией, стало
оказывать с этого времени содействие
немцам в их разбойничьей войне против
Советского Союза. С весны текущего го-
ха, когда военное положение Германии
резке ухудшиловь, Болгарское Прави-
тельство еще более усилило свою помошь
гитлеровцам, предоставив им широкую
возможность использовать аэродромы,
речные и морские порты и всю террято-
рию Болгарии в военных целях против
Советского Созюза.

В связи с этим 17 апреля этого года
Народный Комиссар Иностранных Дел
тов. В. М. Молотов вручил болгарскому

ту следующего содержания:

— Советское Правительство уже не-
однократно делало представления Бол-
гарскому Правительству об имеющихся
в его распоряжении фактах использо-
вания территория Болгарии и болгар-
ских портов для военных действий
Термании против Советского Союза.
Тем не менее и в ответ на последние
представления Советского Правитель-
ства Болгарское Правительство вновь
ограничилось лишь голым отрицанием
указанных фактов, что нельзя не рас-
сматривать как попытку прикрыть
враждебные Советскому Союзу дейст-
вия болгарских властей.

Теперь, когда военное  ноложение
Германии стало все больше ухудшать-
ся, немецкие фашисты стали особенно
широко практиковать использование!
болгарской территории и черноморских
портов в Варне и Бургасе в военных.
целях против СССР. Советское Прави-
тельство располагает достоверными
данными о том, что болгарские я
вые гороха Варна и Бургас, наряду с.
румынским портом Констанца, превра-
шены теперь в германские базы, в ко-
торых базируются основные герман-
ские военно-морские силы в Черном
море, действующие против Советского
Союза и находящиеся под прикрытием
болгарских властей. Равным образом
немцами используются аэродромы a

болгарской территории, откуда делают-
ся налёты на советские войска.

Таким образом, Болгария, похдержи-
вая дипломатические отношения с б0-
ветским Союзом, предоставила своей
порты и аэродромы в распоряжение
гитлеровской Германии для военных
действий против Советского Союза. За
последнее время, в связи с ухудшив-
шимся военным положением ия
немцы пользуются особенно широким
солействием болгарских властей в сво-
их военных целях против нашей стра-
ны. Такое положение несовместимо ©
нормальными ^ отношениями между

этому Советское Правительство 26 апрё-
ля передало Болгарскому Правительству
ноту, в которой предложило восстано-
вить закрытое ранее советское консуль-
ство в Варне и учредить советские кон-
сульствь в Бургасе и Рущуке, чтобы
иметь возможность провести совместно с
болгарскими властями необходимую про-
BepRY действительного
этой ноте говорилось:

положения. В

«Несмотря на заявление Советского
Правительства о том, что в его распо-
ряжения имеются достоверные факты
использования болгарских портов и
аэродромов вооруженными силами
Германии в войне против Советского
Союза, Болгарское Правительство в
своём ответе от 24 апреля вновь огра-
ничилось голым отрицанием этих фак-
тов. Предложение же Болгарского
Правительства сообщить ему для про-
верки более детальные сведения не-
приемлемо для Советского Правитель-
ства, поскольку односторонняя про-
верка болгарскими властями не может
дать положительных результатов и не
может вызвать доверия у Советского
Правительства. Достаточно напомнить,
что существовавшее до осени 1942
года советское консульство в Варне
было закрыто по требованию болгар-
ских властей, хотя консульства дру-
жественных Германии государств про-
должают существовать в Варне и в
других портовых городах до настоя-
шего времени. Нельзя не упомянуть
также о том, что вот уже в течение
более чем двух лет болгарские власти
запрещают советским представителям

время в Варне существует ряд иност-
ранных консульств, которые не зани-
маются, как не занимались и раньше,
никакой торговой деятельностью. Не-
состоятельна также ссылка Болгареко-
те Правительства на «юридическую
сущность тёрговых консульств», так
как никаких торговых консульств во-
обще не существует и в задачи кон-
сульств ведение торговых операций не
входит.

Выражая пожелание 06 открытии
своих консульств в Варне, Бургасе и
Рущуке; Советское Правительство ис-
ходило, как это было изложено в ноте
от 26 апреля, из необходимости дать
возможность советским  представите-
лям, наряду с представителями Болга-
рии, произвести на месте проверку
фактов использованяя немцами бол-
тарских о и аэродромов в войне
против СССР и осуществлять такую
проверку в случае необходимости в
дальнейшем.

Ввиду вышеизложенного Советекое
Правительство рассматривает заявле-
ние Болгарского Правительства о том,
что оно рассмотрит предложения Со-
ветекого Правительства относительно

открытия советских консульств в
Варне, Бургасе я Рущуке только пос-
ле возобновления экономических от-
ношений между Болгарией и Совет-
ским Союзом, как отказ от удовлетво-
рения указанного пожелания Совет-
ского Правительства п как намерение
и впредь оказывать гитаеровской Гер-
мании содействие в использовании
болгарских портов и аэродромов в

в Софии всякий доступ в черноморские
и лунайские порты Болгалии.

Если Болгарское Правительство
стремитея установить факты и обес-
печить на месте проверку действи-
тельного положения, TO это должно
быть сделано не только предетавите-
лями Болгарского Правительства. но и
предетавителями Советского Прави-
тельства. В этих целях Советское Пра-
вительство считает необходимым вос-
становить советское консульство в
Варне, a также учредить_ советские
консульства в Бургасе и Рущуке на
Дунае, так как черноморские и дунай-
ские порты Болгарии являются, по
данным Советского Правительства, ба-
зами германских вооруженных сил,
действующих против Советского Сою-
за. Наличие советских консульств B
Варне, Бургасе и Рущуке дало бы воз-
можность представителям Созетского
Союза, наряху с представителями Бол-
тарии, произвести необходимую прозер-
ху фэЕтов на месте и осуществлять
такую проверку в дальнейшем, если в
этом встретится необходимость».
Болрарское Правительство уклонилось

СССР и. Беагарией и дальше терпимо ©т прямого ответа на выдвинутое Совет-

быть не может.

Советское Правительство настоя-
тельно предлагает Болгарскому Прави-
тельству немедленно прекратить ис-

пользование гитлеровской Германией  ной экономических р
: : Болгарией и СССР. В своей ноте от 6 мая

Болгарское Правительство заявило:

болгарской территории и болгарских

портов против Советского Сотоза.

24 апреля в своем ответе на эту ноту
Болгарское Правительство пыталось
отрицать использование болгарской тер-
ритория, портов и аэродромов немцами
в войне против СССР и лицемерно гово-
рило о своей готовности проверить все
факты подобного рода, которые будут
представлены ему Советским Правитель-
ством. В ноте Болгарского Правитель-
ства говорилось:

«Болгарское Правительство приняло
во внимание содержание ноты Народ-
ного Комиссариата Иностранных Дел,
тем более, что оно желает поддержи-
вать те корректные, лойяльные и дру-
жественные дипломатические `отноше-
ния, которые и до сих пор поддержи-
вало. Болгарское Правительство, одна-
ко, считает нужным подчеркнуть, что
оно никогда неотрицалю голословно те
обстоятельства, на которые, время от
времени, жаловалось до сих пор Совет-
ское Правительство через своего пос-
ланника в Софии, & всегда, обосновыва-
ло свои ответы на старательно изучен-
ные факты. Тавже и в данном случае
Болгарское Правительство должно
заявить, что утверждения Советского
Правительства об использовании гер-
манцами аэродромов на болгарской
территории для налетов на SpRereRHey
войска, о превращении портовых горо-
дов Варна и Бургас в германские базы,
в которых концентрируются основные
термалсвие военно-морские силы, и 0
том, что вообще Болгария, поддержи-
вая дипломатические отношения с Со-
ветским Союзом, предоставила свои
порты и азродромы в распоряжение
Термании для военных действий против
Советского Союза — не отвечают дей-
ствительности.

Болгарское Правительство из’являет
готовность изучить самым тщелельным
образом все реальные факты, которые
эвентуально Советское Правительство
считает, что находятся в его раепоря-
жении, и которыё были бы в противо-
речии с вышеупомянутыми утвержде-
ниями с нашей стороны. Мы . просим,
если подобные факты находятся в рас-
поряжении, чтобы они были нам He-
медленно сообщены для проверки и
принятия соотзетствующих мер.

Под конец Болгарское Правительство
считает нужным отметить @еще раз, что
оно ни в чем не изменило свой отноше-
ния в Советскому Союзу по сравнению
© тем, как это было при. присоедине-
нии Болгарии к трехстороннему пакту
(пакт, заключенный 27 сентября
1940 г. между Германией, Италией и
Японией.—Ред,), когда Советский Союз
и Гёрмания были тоже связаны одним
пактом. Болгарбкое Правительство
снова заявляет, как заявлял ло сих
пор при разных случаях Советскому
Посланнику и Министр Иностранных
Дел тг. Шишманов, что оно самым
чистосердечным и искренним образом
желает поддержизаль с Советским Со-
зом самые корректные, лойяльные и
дружественные отношения».
Поскольку Болгарское Правительство.

зстало нз путь отрицания вполне 0че-
видных фактов, односторонняя проверка
ux болгарскими властями, естественно,
6 могла даль никажих результатов. По-

ским Правительством предложение, по-
пытавшись поставить
‘ских консульств в Болгарии в зависи-
мость от возобновления прерванных вои-

открытие совет-
отношений между

«Имея в виду юридическую сущ-
ность торговых консульств и вслед-
ствиё обстоятельства, что экономиче-
ские отношения между Болгарией и
Советским Союзом перестали суще-
ствоваль три года тому назад, Боагар-
ское Правительство в свое время по-
желало закрытия советского консуль-
ства в Варне. Теперь, когда Советское
Правительство настаивает на откры-
тии снова не только этого консуль-
ства, но и на том, чтобы были созданы
новые консульства в Бургасе и Рущу-
ке, по мнению Болгарского Правитель-
ства необходимо возобновить снова
экономические связи между Болгарией
и Советским Союзом, о чем уже в те-
чение шести месяцев настаивалось пе-
ред советским посланником в Софии
без получения какого бы то ни было
ответа из Москвы. Ввиду этого, в от-
вет на ноту. Господина Молотова ©
26-го апреля с. г. Болгарское Прави-
тельство считает нужным заявить, что
оно готово рассмотреть самым благо-
склонным образом желания Советского
Правительства  касалельно открытия
советских консульств в Варне, Бурга-
се и Рущуке после возобновления эко-
номических сношений между Болга-
рией и Советским Союзом.

Под конец Болгарское Правитель-
ство считает нужным снова повторить
то, на что оно указывало в своей ноте
от 24-го апреля, а именно, что оно
желает поддерживать и в будущем те
корректные, лойяльные и дружествен-
ные отношения с Советским Союзом,
которые поддерживало до сих пор, и
что оно ни в чем не изменило свои от-
ношения & CCCP по сравнению с тем,
как это было при присоединении Бол-
гарий к трехстороннему пакту, когда
Советский Союз и Германия были то-
же связаны одним пактом. Болгарское
Правительство считает нужным еще
раз подчеркнуть, что оно готово еде-
лать все возможное, чтобы закрепить
и затвердить доверие и дружбу между
двумя державами»,

Такое заявление Болгарского Прави-

тельства не могло быть расценено ина-
че, как отказ OT удовлетворения спра-
ведливого пожелания Советского. Прави-
тельства и как намерение Болгарского
Правительства продолжаль оказание по-
мощи Германии в ее войне против СССР.
В своей ноте от 9 мая Советское Прави-

войне против Советского Союза.
Советское Правительство настаивает
Wa удовлетворении его пожеланий о
восстановлении советского  консуль-
ства в Варне и 0б учреждении совет-
ских консульств в Бургасе и Рущуке».
Несмотря на это, Болгарское Прави-
тельство Божилова, продолжая уклонять-
ся от прямого ответа на предложение (о-
ветекого Правительства об открытии кон-
сузьств и лицемерно заявляя 0 своём
желании поддерживать дружественные
отношения с Советским Союзом, вновь
выдвинуло в своей ноте от 15 мая аргу-
менты, уже разоблаченные в советской
ноте от 9 мая. Болгарское Правительство
в своей ноте заявляло:

тельство сделало этот вывод и показало
также всю беспочвенность попыток свя-
зать вопрос 0 консульствах © вопросом
0 возобновлении торговых связей между
Болгарией и СССР. В этой ноте быю

сказано:

«Советское Правительство не пре-
рывало торговых отношений с Болга-
рией, экономические связи которой с
Советским Союзом были прерваны, как
известно, вследствие военных  дей-
ствий на Черном море. Юроме того,

‘существовавшее ранее в Варне совет-
он:

никаких торговых
операций не вело, и связывать, как
это делает Болгарское Правительство,
вопрос о восстановлении Этого кон-
сульства, как и об учреждении совет-
ских консульств в Бургасе и Рущуке,
€ вопросом о возобновлении торговых
отношений нет никаких оснований,
Достаточно указать, что в настоящее!

«Болгарское Правительство изучило
самым внимательным образом содер-
жание вышеуказанной ноты с искрен-
ним желанием найти способ как для
сохранения существующих до сих пор
дружественных отношений между Бол-
гарией и Советским Союзом, так и для
правильного разрешения  поднятого
Правительством Советского Союза во-
проса относительно восстановления со-
ветского консульства в Варне и откры-
тия новых советских консульств в Бур-
гасе и Рущуке. При этом Болгарское
Правительство с удовольствием может

констатировать, что само Советское
Правительство признает, что оно
не прерывало торговые отношения с

Болгарией и что экономические связи
последней с Советским Союзом были
прерваны вследствие военных действий

в Чёрном море. Отсюда следует, что

имеются возможности найти другие cy-

ществующие пути, например, через

Турцию, для восстановления экономи-

ческих ‹вязей между Болгарией и (9-

ветским Союзом, хотя и в самом огра-

ниченном размере, и в настоящее вре-
мя, когда существует известное разли-
чие в положении, по сравнению с тем
положением, которое было при прекра-
щении экономических связей между

Болгарией и Советским Союзом три ro-

да тому назад.

Поэтому Болгарское Правительство
считает возможным просить Прави-
тельство Советского Союза поставить
снова на благосклонное рассмотрение
аргументы, изложенные в его ноте от
6 мая сего хода.

При этом Болгарское Правительство
считает необходимым повторить и под-
черкнуть, что оно вдохновлено искрен-
ним желанием взаимопонимания и уси-
ления отношений доверия и дружбы
между обеими странами и их прави-
тельствами».

Такое поведение Болгарского Прави-
тельства явно  свидетельствовало об его
стремлении продолжать оказание помощи
Германии, прикрывая эту помощь лице-
мерными маневрами. Ввиду этого Совет-
ское Правительство в своей ноте от
18 мая подвергло подробному рассмотре-
нию Bel позицию Болгарского Прави-
тельства в этом вопросе и сделало прави-
тельству Божилова серьезное предупре-
Жждение. В советской ноте говорилось:

«В своей ноте от 17 апреля 1944 го-
да Советское Правительство обратило
внимание Болгарского Правительства
на несовместимость с нормальными от-
ношениями между СССР и Болгарией
таких фактов, когда, в связи с все
ухудшающимся военным положением
Германии, болгарские портовые города
Варна и Бургас, наряду © румынским
портом Констанца, превращены теперь
в германские базы, где сосредотачива-
ются германские военно-морские силы
в Черном море, действующие против
СССР и находящиеся под прикрытием
болгарских властей. Советское Прави-
тельство обратило внимание Болгарско-
то Правительства на то, что такое по-
ложение дальше терпимо быть не мо-
жет.

Советское Правительство предложило
Боагарекому Правительству немедленно
прекратить использование фапистской
Германией болгарской территории и
болгарских портов против Советского
Союза.

Ввиду того, что Болгарское Прави-
тельство в ответ на это предложение
Советского Правительства ограничи-
лось огульным отрицанием изложенных
выше фактов, Советское Правительство
выразило пожелание восстановить со-
ветекое консульство в Варне, закрытое
по настоянию Болгарского Правитель-
ства, а также учредить советские кон-
сульства в Бургасе и Рущуке, © тем,
чтобы дать возможность представите-
лям Советского Союза наряду с пред-
ставителями Болгарии произвести необ-
ходимую проверку фактов на месте и
осуществлять такую проверку в даль-
нейшем; если в этом встретится необ-
ходимость.

Болгарское Правительство уклони-
ось от прямого ответа, на выраженное
Советским Правительством пожелание
и поставило вопрос об открытии совет-
ских консульств в Болгарии в зависи-
мость от возобновления прерванных
военными действиями Германии на
Черном море торговых отношений меж-
ху Болгарией и СССР, хотя возобновле-
ние торговых отношений не имеет ни-
какой связи с учреждением советских
консульств в Болгарии, не говоря уже
© том, что такое предложение Болгар-
ского Правительства лишено всякого
практического смысла, ввиду военных
действий на Чёрном море.

Советское Правительство в своей но-
те, врученной Болгарскому Правитель-
ству 9 мая с. г., обратило внимание по-
следнего на то обстоятельство, что эту
попытку Болгарского Правительства
Советекое Правительство рассматри-
зает, как отказ от удовлетворения ука-
занного выше пожелания и как намере-

ду с представителями Болгарии, про-
извести необходимую проверку фактов
на месте и осуществлять такую провер-
ку и в дальнейшем, если это станет
необходимым».

Болгарское Правительство считает,
что при принятой и проводимой им на
деле политике и при том, что оно еде-
тало уже ло сих пор, оно сделало мно-
го больше для установления и поддер-
жания дружественных отношений с
Советским Союзом, чем это было бы
достигнуто только открытием требуе-
мых консульств. Но, при созданном
уже положении в результате перегово-
ров, ведшихся бывшим и настоящим
Болгарским Правительством с Совет-
ским Союзом и при ‘из’явлении жела-
ния правительства Советского Союза
открыть консульства в Варне, Бургасе
и Рущуке, если это ещё больше помо-
жет политике, которую Болгарское

` Правительство желает вести, оно счи-
тает, что это могло бы осуществляться

ние ныненгнего Болгарского Правитель-
ства и впредь оказывать гитлеровской
Термании содействие в использовании
болгарских портов и аэродромов в войне
против Советского Союза. Советское

равительство в той же ноте вновь за-
явило Болгарскому Правительству, что
оно настамвает на удовлетворении своих
пожеланий о восстановлении советско-
го консульства в Варне и об учрежде-
нии советских консульств в Бургасе и
Рущуке.

Болгарское Правительство в своей
ноте от 15 мая вновь уклонилось от от-
вета на вопрос об учреждении трёх со-
ветских консульств в Болгарии, под
тем же предлогом необходимости предва-
рительного возобновления торговых от-
ношений между Советским Союзом и
Болгарией, хотя Болгарское Правитель-
ство не может не знать, что, поскольку
будут сохранены дипломатические от-
нопюния между обеими странами,
имеются все условия для торговых от-
ношений, если это позволяет военная
обстановка.

Все это заставляет Советское Прави-
тельство констатировать, что Boarap-

ским Правительством He могут быть
опровергнуты заявления
Правительства о том, что территория

Болгарии, ее порты и аэродромы предо-

ставлены Болгарским Правительством в
распоряжение гитлеровской Германии
для военных действий против Советско-
го Союза и что именно поэтому Boarap-
ское Правительство выискивает предло-
ти, чтобы уклониться от прямого отве-
та на предложение Советского Прави-
тельства об открытии советских кон-
сульств в Болгарии.

Ввиду вышеизложенного Советское
Правительство настамвает на том, что-
бы Болгарское Правительство без даль-
нейших оттяжек удовлетворило предло-
жение Советского Правительства о вос-
становлении советского консульства В
Варне и об открытии советских кон-
сульств в Бургасе и Рущуке. Советское

равительство предупреждает, что без
удовлетворения указанного выше позже-
лания : Советского Правительства оно
будет считать невозможным сохранение
отношений с Болгарией, как с государ-
- ством, которое помогает и намерено по-

_ могаль впредь гитлеровской Германии в

войне против Советского Союза».
- Болгарское Правительство всячески за-
тягивало ответ на эту советекую ноту.
Правительство Багрянова, пришедшее на
смену правительству Божилова, продол-
жало маневрировать, задерживая решение
вопроса об открытии советских консульств
и о прекращении всякой помощи титле-
ровской Германии в ee войне против
СССР.

Лишь в конце июля, когда летнее на-
ступление Красной Армии и успешные
операции союзных войск во Франции и
в Италии поставили Германию перед ка-
тастрофой, правительство Багрянова вы-
разило, наконец, в ноте от 29 июля евое
условное согласие на восстановление ©о-
ветокого консульства в Варне, отклады-
вая при этом на неопределенное время
открытие советских консульств в Бурга-
се и Рущуке. Эта нота Болгарского Нра-
вительства гласила:

«Одной из первых задач нового Бол-
тарского Правительства было заняться
полученной от Правительства. Союза Co-

ветских Социалистических Республик

нотой от 18 мая текущего года и най-
ти разрешение поднятых вопросов,
исходя из политики, которую оно ре-
шило проводить по отношению к Пра-
вительству Советского Союза, а имен-
но — установление и развитие отноше-
ний дружбы и доверия © Советским
Союзом. Исключительное положение, в
котором находится Болгария, как стра-
на, подписавшая тройственный пакт,
делает проведение этой политики свя-
занным с известными трудностями, тре-
бующими большой осторожности, при
отсутотвии которой могли бы создаться
осложнения на Балканах, которые по-
мешали бы проведению этой политики

и че были бы в интересах не только

Болгарии, но и Союза Советских Социа-

чистических Республик:

В результате основательного изуче-
ния вопроса и обстановки, в которой
находится правительство при его ре-
шении, были приняты меры к устране-
нию всего, что могло бы считалься не-
совместимым © положением Болгарии
как нейтральной страны по отношению
& Советскому Союзу, находящемуся в
войне с Германией.

Этим правительство пожелало дать
реальное докгзательство своего искрен-
него намерения осуществить политику
дружбы с Советским Союзом. 0 сде-
ланном до сих пор Советский Союз был
своевременно уведомлен через его пред-
составителя в Софии г. Кирсанова, рав-
но как и через болгарского посланни-
ка в Москве.

Болгарское Правительство решило
продолжаль твёрдо и в будущем эту
свою политику, сообразуясь, разумеет-
ся, с возможностями момента, чтобы
преждевременными действиями не по-
мешаль её проведению.

Следуя этому способу действия, оно
рассматривает и вопрос о консуль-
ствах, потребованных вышеуказанной
HOTOH, чтобы дать возможность пред-
ставителям «Советского Союза, на ря-

ИНФОРМБЮРО НАРКОМИНДЕЛА СССР.

Советского

постепенно, начиная, например, с вос-
становления консульства в Варне,
район действия которого может рас-
пространяться на Бургас и Рущук.

При незначительной отдаленности этих

городов от Варны и содействии, кото-

рое Болгарское Правительство дает и

будет даваль Советскому Союзу, кон-

сульство в Варне не будет испытывать
затруднений при исполнении своих
функций».

В этому времени в военной обстановке
Германии наступил резкий перелом в
худшую для Германии сторону. Военные
действия против гитлеровской армии
приблизились к границам Болгарии и
германское командование, при покрови-
тельстве Болгарского Правительства,
значительно расширило использование
территории Болгарии в целях оказания
помощи южной группировке своих войск.
В этих новых условиях только полный
разрыв Болгарии с гитлеровской Герма-
нией мог бы обеспечить прекращение
всякой помощи последней в её войне про-
  тив СССР. В связи с этим Советское Пра-
вительство через своего Поверенного вде-
лах в Софии заявило 12 августа премьер-
министру Болгария Багрянову следующее:

«Ввиду большой затяжки с решени-
ем вопроса о трёх советских консуль-
ствах в Болгарии и в связи © изме-
нившейся военной обстановкой вопрос

о консульствах потерял теперь всякий

смысл. Если Болгария думает как-

либо выйти из тупика, 10 в настоящее

время вопрос может стоять только о

разрыве Болгарии с Германией. Совет-

ское Правительство спрашивает” Бол-
гарское Правительство, готово лиг оно

к разрыву с Германией. Советское

Правительство ждёт ответа на этот

вопрос и надеется, что это дело не бу-

дет залягиваться Болгарским Прави-
тельством».

Правительство Вагрянова, не желая
рвать с гитлеровской Германией и ста-
раясь прикрыть свою помощь последней,
0б’явило 0 Tak называемом «полном
нейтралитете» Болгарии, тщетно пытаясь
таким образом обмануть народ своей
страны и мировое общественное мнение.
Факты показали, что болгарский «ней-
тралитет» на деле является лишь новой
формой помощи гитлеровской Германии.
Болгарское Нравительство предоставило
германскому командованию полную в03-
можность не только укрывать на «ней-
тральной» территории Болгарии свой
потрепанные войска и экипажи военных
судов, но и перебрасывать через Болга-
рию резервы в Румынию, где германские
войска под ударами Красной Армии тер-
пят одно поражение за другим. Учитывая
это, Советское Правительство поручило
Советскому Поверенному в делах в Софии
вручить 30 августа Болгарскому Прави-
rr ноту следующего содержания:

«По поручению Советского Прави-
тельства сообщал, что по достоверным
данным Болгарское — Правительство
продолжает пропускать немецкие вой-
ска на румынскую территорию, тде
стоят советские войска и очищают
румынскую территорию от немецких
войск. Советское Правительство рас-
сматривает этот шаг Болгарского Пра-
вительства, как прямую помощь нем-
цам в войне против Советского Союза.

Советское Правительство предлагает

Болгарекому Правительству. немедлен-

но прекратить пропуск немецких войск

на румынскую территорию».

Болгарское Правительство не сделало
необходимых зыводов из этого заявления
Советского Правительства и продолжало
укрывать на своей территории немецкие
войска. Приведенные выше полные
тексты советских и болгарских нот под-
тверждают, что болгарские правящие
круги не хотели и не хотят разрыва с
гитлеровской Германией.

Сформированное 3 сентября новое Бол-
гарское Правительство во главе с Мура-
виевым вместо разрыва с гитлеровцами
также заявило в своей декларации о на-
мерении проводить политику «нейтралите-
та», означающую на деле прямую помощь
Германии в войне против Советокого
Союза и других демократических стран.
’ Советское Правительство не могло рас-
ценивать эту политику Болгарии иначе,
как фактическое ведение войны в лагере
Германии против СССР, и сообщило в
своей ноте от 5 сентября, что «Советское
Правительство не считает дальше воз-
можным сохранять отношения с Болга-
рией, рвет всякие отношения с Болга-

Иностранная печать
о советской ноте
Болгарии

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Дипло-
матический обозреватель агентства Рейтер
Рендел Нил указывает, что об’явление Со-
ветским Союзом состояния войны с Болга-
рией, относительно чего английское прави-
тельство было уведомлено заранее, пред-
ставляет собой акт реалистической полити-
ки, следствием которой будет прояснение
двусмысленного положения. Положен конеп
уверткам и уловкам Болгарии, Болгария
должна порвать с Германией, разоружить
германские войска и вернуть захваченные
ею территории.

Дипломатические обозреватели газет
«Таймс» и «Дейли телеграф энд Морнинг
пост» полностью одобряют решение Совет-
ского Союза об’явить состояние войны с
Болгарией.

Липломатический обозреватель газеты
«Дейли телеграф энд Морнинг пост» пи-
шет: «Об’явление Россией состояния войны
с Болгарией является самым естественным
результатом наглой и самодовольной пози-
ции, которую занимали оба болгарских пра-
вительства, как во главе с Багряновым, так
и во главе с Муравиевым. В настояцкий мо-
мент было недопустимо, чтобы болгарское
правительство сноза заявляло о своих на-
мерениях сохранять «полный нейтралитет»,
B Oc и учитывая тот факт, что Бол-
гария оказывала помощь Германии».

Газета «Йоркшир пост» пишет: «Другие
союзники будут приветслвовать Шаг рус-
ских, поскольку он кладет конец ненор-
мальному положению».

НЬЮ-ЙОРК, 6 сентября. (ТАСС). Радио
Нью-Йорка и Сан-Франциско передало со-
общение о ноте советского правительства
правительству Болгарии. В передаче нью-
йоркского радио говорится, что обществен-
ное мнение американцев оценизает об’явле-
ние Советским Союзом войны Болгарии,
как факт большого политического и воен-
ного значения. Теперь, говорится в радно-
передаче, положение гитлеровцев в Юго-
Восточной Европе станет совершенно ката-
строфичным. Предпринятый Советским Со-
юзом шаг лишний раз со всей наглядностью
показывает, что среди союзников царит
полное единство.

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Агент-
ство АФИ перелаёт обзор Робера Фран-
шимона, который отмечает, что «како-
вы бы ни были режим и правитель-
ство, которое возьмет власть в Болгарии,
одно отныне ясно — пора уловок прошла.
Чем больше’ будет длиться срок принятия
условий перемирия, тем более суровыми
могут оказаться эти условия. Для болгар-
ских руководителей, чьи недавние речи и
выступления, повидимому, обнаруживают
полное непонимание реальной обстановки, —
это тяжёлое пробуждение».

Заявление Стеттиниуса

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает вашингтонский корреспондент агент-
ства Рейтер, заместитель государственного
секретаря США Стеттиниус заявил на
пресс-конференции, что политика проведе-
ния взаимных консультаций с латино-аме-
риканскими республиками продолжает на-
ходиться в прямой связи с конференцией
в Думбартон-Оксе по вопросам междуна-
родной организации безопасности. Конфе-
ренция добилась вполне удовлетворитель-
ных успехов. Переговоры сейчас останови-
лись на вопросе о составе совета новой ор-
ганизации. Продолжает обсуждаться воп-
рос о статутё Франции, как великой держа-
вы. Рассматривается также вопрос о поло-
жении малых стран в сфере великих дер-
жав с точки зрения вопросов агрессии. В
позиции американской делегации в отноше-
нии использования силы для поддержания
мира не произошло никаких изменений. Ни-
какие решения, достигнутые в результате
нынешних неофициальных переговоров, не
будут носить связывающего характера ни
для одного из правительств до тех пор, по-
ка эти решения не будут приняты ими на
конференции Об’единенных наций, посвя-
щенной этому вопросу. Соединенные Шта-
ты не будут связаны никаким решением,
принятым в Думбартон-Оксё и в результа-
те других конференций, пока конгресс не
одобрит их.

Выставка в Мексико,
посвященная Советскому Союзу

MEKCHKO, 6 сентября. (ТАСС). Во
Дворце изящных искусств открылась боль-
шая выставка, организованная «Комитетом
помощи России в войне». Выставка посвя-
щена «сопротивлению и победам Красной
Армии». Среди экспонатов имеется большое
количество фотографий, плакатов’ «Окна
ТАСС», карт. Выставка разделена на четы-
ре главных отдела: Севастополь, Слталин-
град, Ленинград, мощь Красной Армин.

Выставку открыл заместитель министра
просвещения Томас (Санчес Эрнандес. Он
говорил о победоносной борьбе Красной
Армии, которая не только изгнала против-
ника почти со всей территории своей роди-
ны, но и приносит освобождение другим
народам, угнетённым гитлеризмом, обеспе-
чивая победу Об’единённых наций.

На открытии выставки присутствовали
видные правительственные чиновники, выс-
шие чины мексиканской армии, представи-
тели литературного, музыкального и науч-

ного мира Мексико и посол СССР т. Уман-
CKHH.

Заявлен ие шведского министра

СТОКГОЛЬМ, 6 сентября. (ТАСС). Как
сообщает шведское радио, шведский ми-
нистр социального обеспечения Меллер
выступил в Стокгольме с речью, в кото.
рой коснулся, в частности, политики, про.
водимой Шзецией в вопросе о предоставле-
нии убежища беженцам.

— Было бы совершенно ошибочным пред-
полагать,—сказал он,—что Швеция согла-
сится предоставить убежище лицам, которые
своим поведением бросили вызов совести
всего цивилизованного человечества или
которые проявили себя как предатели и
изменники по отношению к своей собствен-

рией и заявляет, что не только Болгария
находится в состоянии войны с СССР,
поскольку на деле она и ранее находи-
лась в состоянии войны с СССР, wo un Co-
ветский Союз отныне будет находиться в

ной стране. Можно считать несомненным,
что перед наплывом подобного рода бежен.
цев Швеция закроет свои границы. Если
же кто-нибудь попытается пробраться в
Швецию незаметно, вопреки этой блокаде,

состоянии войны © Болгарией».

Таким образом, правящие круги Болга-
рии, ветупив на путь военного сотрудни-
чества с гитлеровской Германией, втяну-
ли болгарский народ, вопреки его корен-
ным национальным интересам, в войну
сначала против Англии и США, и затем и
против Советского Союза, против брал-
ского русского народа, пролившего свою
кровь за освобождение Болгарии.

Болгарский народ должен найти в себе
силы, чтобы порвать навязанный ему
с0ю3 с гитлеровской Германией и восста-
новить независимость и национальную
честь своей родины.

«Летающие крепости»
лировке артиллерийские
лённые районы и опорные пункты немцев в
порту Брест.

то он будет, конечно, выслан обратно на
родину.

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). В Лондо-
не официально об’явлено, что английские
бомбардировщики «Ланкастер» сбросили
вечером 5 сентября свыше 1 тысячи тонн
бомб на скопления германских войск в Гав.
ре. Соединение самолётов «Ланкастер» со-
вершило также налет на артиллерийские
позиции в Бресте.

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Как пе.
редаёт агентство Рейтер, днем 5 сентября
подвергли бомбар-

позиции, укреп.