Sa
SS

Or работников науки, культуры и искусства

гор. Львова.

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советскою Союза
товаришу СТАЛИНУ

Дорогой наш Иосиф Виссарионович!
Собравшись сегодня на митинг работ-
ников культуры, науки и искусства горо-
да Львова, первые слова благодарности и
любви мы шлем Вам, дорогой наш Иосиф
Виссарионович, за освобождение наше
из-под ярма немецкой оккупации.

Примите от нас, работников науки,
культуры и искусства древнего украин-
ского города Львова, сердечные,  горя-
чие поздразления и пожелания долгих

лет жизни, здоровья, силы и энергии на
благо и счастье народа нашего, на благо
и счастье нашей великой отчизны.

Немецкие звери, ворвавшись в наш
город, уничтожили все, что было самым
дорогим для нас. Они разрушили наш
университет и превратили его з судили-
ще, в котором выносили свои зверские
приговоры над представителями культу-
ры и науки. Они закрыли Львовский
политехнический институт, который был
одним из лучших технических учрежде-
ний нашей страны. Немцы хотели зака-
балить нас, надругались над нашим род-
ным языком, хотели превратить нас в
рабов.

Тяжело ранили немецкие варвары наш
родной город. Свыше 150 тыс. человек—
женшин, детей и стариков нашего города
стали жертвой фашистского террора.
Много погибло выдающихся предетавите-
лей науки и культуры. Среди них из-
вестные ученые: профессор филологии
Бой-Желенский, профессор хирургии
Островский, профессор математики Bap-
тель, профессор анатомии Яловой, про-
фессор математики Стожек.

Погиб известный скрипач Яков Штрикс,
знаменитый композитор и дирижер Мунд,
поэт и музыкант Привас.

_— Это они, немцы — вандалы 20 столе-
тия, рисовали на груди своих жертв ми-
шени и расстреливали их. Это они заста-
зили выдающегося ученого © мировым
именем, профессора Банаха, кормить
своей кровью тифозных вшей, это они
ускорили смерть выдающегося ученого
и общественного деятеля доктора Панчи-
шина.

Немцы душили нашу национальную
‘культуру и искусство. Наши театры они
превратили в места развлечения для н6-
мецких убийц.

Чтобы ослабить боевой дух народа,
сломать его сопротивление, враги сеяли
вражду между украинским и польским
народами. Мы, ученые города Львова,
проклинаем подлых изменников украин-
ского народа, иуд кубиевичей, панковских,
бандер, которые продают. свою родину и
культуру немецкому фашизму.

Дорогой наш отец! Мы ждали спасе-

Письмо приняли и подписали
Колесса Ф. М.; профессора:
сенко М. Н., артист Рубчак;
и другие, всего 698 человека.

22 августа 1944 г,
г. ЛЬВОВ.

ПАННО

ния, мы знали, что оно придет, что наша
родная Красная Армия под Вашим re-
ниальным руководетвом принесет нам
освобождение.

27 июля — день, когда наш город
снова стал советским, останется в нашей
памяти как праздние, как день возрожде-
ния новой, светлой жизни. Никогда те-
перь не вернется черная ночь фашист-
ской реакции.

Перед нами снова открылся яеный и
широкий путь к творческому, научному
труду на благо нашей отчизны — Сою-
за Советских Социалистических  Рес-
публик. г

С первых дней, как только стали реять
на шпилях наших древних замков крас-
ные знамена, мы пошли в свои институ-
ты, театры, музеи с тем, чтобы возро-
ДИТЬ ИХ.

С радостью сообщаем Вам, дорогой нал
Иосиф Виссарионович, что в нашем род-
ном городе Львове после трехлетнего пе-
рерыва уже начали работать высшие
учебные заведения: университет, поли-
технический институт, который будет от-
мечать в 1945 году столетие своего су-
ществования, филиал Академии Наук Co-
ветской Украины.

Под. руководством композитора Барвин-
ского возобновила работу Государствен-
ная консерватория. Узже открылись укра-
инские и польские театры и кинотеатры
города.

Восстанавливается разрушенное нем-
цами городское хозяйство. Мы уже имеем
свет, газ, воду. Начали работать город-
ские предприятия и.транспорт.

Мы с каждым днем чувствуем заботу
о нае советской власти и большевистокой
партий. Все наши работники науки, куль-
туры и искусства, бывшие во время не-
мецкой оккупации без работы, обеспече-
ны теперь работой благодаря постоянным
заботам партии и советской власти.

Дорогой нали Иосиф Виссарионович!

Мы, работники науки, культуры и ис-
кусства города Львова, обещаем Вам при-
ложить все свои творческие силы для
восстановления нашего народного хозяй-
ства, чтобы еще выше поднять налну 60-
ветскую науку, культуру и искусство.

Мы приложим свои силы и опыт для
того, чтобы помочь скорее разгромить
ненавистного врага — немецкий фалтизм,
чтобы еще больше укрепить боесмособ-
ность Красной Армии.

Слава героической Красной Армии!

Слава партии большевиков — органи-
затору побед над немецко-фалнистокими
захватчиками!

Слава великому вождю и Верховному
Главнокомандующему, родному Сталину!
академики: Возняк М. С., Шурат В. С.,

Банах, Паше-Озерский, Свинцицкий, Лы-
композиторы: Людкевич, М. Колесса

Крепнет дружба колхозников Одесщины
с горняками Донбасса

ОДЕССА, 8 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). В Одессу возвратилась колхоз-
ная делегация, отвозившая подшефным
`шахтерам треста «Макеевуголь» подарки.
Макеевны получили 51 вагон продуктов
питания, собранных колхозниками Одес-
ской области из своих личных занасов.

Колхозники Голованевского района от-
правили горнякам подшефной шахты 25
тонн зерна, 16 тонн картофеля, 6.200 яиц,

масло, мед, свыше тонны сухих фруктов и
много других продуктов. Шесть вагонов
подарков собрал Беляевский район.
Шахтеры «Макеевугля» прислали  кол-
хозникам Одесшины письмо, в котором
благодарят за подарки и сообщают, что
трест «Макеевуголь» выполнил августов-
ский план добычи угля на 105 проц. Кроме
того 1.000 тонн угля, добытого сверх плана,
макеевцы прислали в подарок одесситам.

Обмолот пшеницы на току колхоза «Смычка»

в Бутурлинском районе Горьковской области.
Фото Н. Добровольского.

В Тугутуйских степях

С трудом взобравшиеь на крутой под`-
ем, мы увидели расстилавшуюся впереди
долину. Черными точками выглядели
приземистые домики, собранные в три
правильных квадрата, узенькой лентой
язвивалась быстрая речушка Куда. Во-
Еруг- ни кустика, ни деревца. Казалось,
что перед нами не уголок таежной Сиби-
ри, а знойная Сахара или пески Hapa-
Кумов. Даже стройные и тяжелые ко-
лосья ржи и пшеницы, пожелтевиие от
зрелости, с высоты походили на желтое
песчаное поле.

Тугутуйская степь изрезана десятками
дорог и тропинок, по которым дви-
RYTCA обозы с хлебом, мясом, промыш-
ленными товарами. На тугутуйских зем-
лях вот уже 15-й год хозяйствуют три
сельскохозяйственные артели. В. них не-
мало переселенцев © Украины и из
Белоруссии, кочевников Бурятии, пере-
шедигих на оседлый образ жизни. Зем-
лепаицы Украины принесли с собой
опыт производства хлеба, кочевники-
буряты занялись животноводством, и Ту-
гутуйскяе степи богаты теперь не толь-
во хлебом, но и тучными стадами.

Поля колхоза имени Калинина нахо-
дятся на левом берегу Куды. Сразу же
от переправы начинаются массивы ржи.
Правее — пшеница, овес и ячмень.
Первое, что бросается в глаза на полях, —
изумительная чистота. Ни одного колоса
на земле. Как будто не-серпом или ко-
col здесь жали, а рукой аккуратно над-
ламывали каждый стебель.

У обочины дороги мы ветретились с Ан-
ной Алексеевной Савинской. Участок ee
отмечен четырьмя колышками с надпи-
сями на прибитых дощечках:

«Участок № 11. 06’ем: ширина 30
метров; длина — 1.000 метров. Дневное
задание 25 соток. Начало работы 14 ав-
густа, окончание — 26 августа. .

Ответственная за уборку А. А. Савин-
ская».

На одной из дощечек ниже этой надпи-

торой показывает дату и норму, а ниж-
выполнение
задания. В день нашего посещения Анна
Алексеевна заканчивала уборку на своем
участке и готовила его к сдаче бригади-

няя часть — фактическое

Ув этом году колхозу им. Валинина
предстеит убрать 1.066 гектаров зерно-
в полтора
раза больше, чем до войны. А людей и
МТС выделила
только один комбайн, да и тот не всегда

бобовых и овощей почти

мангин стало меньше.

работает бесперебойно.

Выход был найден в привлечении на

уборку всех сил. На поля вышли 40 жне-
‚цов, 4 жатки, 3 сенокосилки, приспособ-
ленные к уборке хлеба. Животноводы
освободили колхозников от заготовки
вормов и сами косят сено, закладывают
силос. Даже комбайнер Таисия Федяева,
и без того работающая напряженно, пе-
реемотрела свой график: в утра до
позднего вечера она убирает хлеб ком-
байном, & на ночь, когда роса препят-
ствует работе, ставит комбайн на стацио-
нарную молотьбу.

Приходится сожалеть, однако, что
опыт тугутуйских колхозников не стал
достоянием других артелей Эхирит-Бу-
лагатского аймака. Правда, в рабочих
планах многих колхозов предусмотрена
индивидуальная  сдельщина, расписано
все, чем должен заниматься каждый член
артели. Но на практике все выглядит
совсем иначе. В артели «Наша Родина»
по плану должны работать 4 жалки, а на
косовице вручную—25 человек. Работают
же только две жатки, вручную убирают
8 человек. Немудрено, что здесь за
10 дней убрали лишь 30 гектаров из 800!

Обильный урожай уродился здесь нын-
че. Такого не помнят уже 5—6 лет. Тем
больше должно быть ответственности за
уборку его в сжатые сроки и без потеть.

С. АПАРЦИН,
соб. корреспондент «Известий».

ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКИЙ АЙМАК, Ир-

си начерчена таблица, верхняя часть ко- ! кутская область.

Хлеб— государству

АЛМА-АТА, 8 сентября. (ТАСС). Кол-
хозы Южно-Казахстанской области досроч-
но выполнили план сдачи хлеба государ-
ству. ы

СМОЛЕНСК, 8 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). В колхозах области широко
развернулось социалистическое сорев-
нование за выполнение плана хлебопоста-
вок к 925 сентября — годовщине освобож-
дения Смоленщины от немецкой оккупа-
ции. Колхозники Монастырщинского рай-
она организовали круглосуточную молоть-
бу. Десятки колхозов Руднянского района
уже выполнили свои обязательства перед
государством. Полностью рассчитались по
хлебосдаче 14 колхозов Понизовского рай-
она.

*

МАХАЧ-КАЛА, 8 сентября. (ТАСС). Кол-
хозы Дагестана завершают хлебопоставки.
На первом месте — сельхозартели Серго-
калинского района. Сергокалинцы обрати-
лись ко всем колхозам Дагестана с призы-
вом организовать предоктябрьское соревно-
вание за досрочное выполнение плана хле-
босдачи и продажу излишков хлеба госу-
дарству. Инициаторы соревнования, подсчи-
тав свои ресурсы, решили продать государ-
ству дополнительно 200 тонн зерна, сдать
авансом в счёт натуроплаты за работу МТС
будущего года 100 тонн. Призыв патрио-
тов встретил горячую поддержку: передо-
вые колхозы республики, рассчитавшись ©
государством по обязательным поставкам,
уже вывезли на заготовительные пункты
более 200 тонн зерна сверх плана, Сдача
хлеба сверх плана продолжается.

Мы сльицшим вас:

Юрий ЯНОВСНИЙ

Украинская девушка, бежавшая с не-
мецкой каторги из-под Берлина, шла дол-
_ THe недели — всё на восток. Дошла до

еки Сан. Немцы её обстреляли. «Пошла

я тогда вброд. Зашла в воду, смотрю, а
река Сан такая же, как наш Псел. Закры-
ла глаза, иду. Радость меня  затрясла.
Словно к дому подхожу. Мне ведь только
18. В меня стреляют, а я иду. Не обра-
щаю внимания и не слышу. Так реку пе-
решла. Дошла до нашего Львова».

Рассказывают 0 мальчиках из Донбас-
са, Харькова. Они выскочили на ходу из
вагонов, в которых их везли на каторгу.
Десятки месяцев скрывались в лесах За-
падной Украины, партизанили, как умели.
_ Старались не собираться большими груп-

пами. Домой двигаться боялись. Ждали
своих, знали — придёт Врасная Армия.
Теперь оня вышли из дремучих лееов. В

невообразимых лохмотьях,  возмужав-
шие — красные партизаны , школьного
- возраста.

х немного — этих девочек и мальчи-
ков, имевших случай и храбрость бежать.
Им посчастливилось. А сколько сотен ты-
сяч советских людей насильно увезено в
- Германию — на подземные заводы, на
шахты, в страшные химические цехи, ‘где
люди слепнут, покрываются неизлечимы-
ми язвами, истекают кровью из вровото-
чащих легких.

В каждом селе на Украине в хатах хра-
нятся пачки открыток «оттуда», с катор-
ги. от милых и родных людей. Один раз в
месяц имела право появляться эта ма-
ленькая весточка из страшного ада, от
уже погибающих, но ещё живых. На от-
крытке — фиолетовая марка © мордой
_ Гитлера, красная круглая печать ¢ орлом,
свастикой и надниеью: «Главное коман-
дование вооружённых сил. Проверено».
Строчка лепится к строчке. Все чистые
места на открытке исписаны. Каждое сло-
во хочет что-то важное рассказать. про-
скочить через цензуру, донести до род-
ных мест правду. Каждое слово предосте-
регает, обвиняет. Часто цензура выма-

рывает отдельные места, иногда они чу-
дом остаются, свидетельствуя на все гря-
дущие времена о немецком зверстве. Нет
человека в мире, которого не взволнова-
ли бы до глубины души эти открытки.
Эти человеческие документы должны ле-
жать на столе послевоенных комиссий по
устройству мира, на столах судей над
немецкими извергами.

«Прошу вас, мамочка, не печальтесь
по мне, печаль ничего не поможет. Пере-
даю вам свой скучный горячий привет.
Чена №».

«Ничего не надо. Ничего не хочу. Хочу
одной вечной памяти. Пойдите к слепой
и погадайте, в чём она меня увидит. На-
талка В.».

+