й

>

=

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 10 СЕНТЯБРЯ 1944 г. № 216 (8518)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

План хлебосдачи-—закон!

Татьяна Терехина и Оруше

Ручка пилота — центр управления са-
молётом. (т того, как она сработана и го агрегата.
отделана, зависит подчас исход воздуш-  Процесс сборки происходит так: сна-
ного сражения, судьба боевого задания,   чала закладывают весь каркас на болван-
жизнь самого абтчика. И сознанием от-  ке, затем на верстаке, если есть листы,
ветственности перед Фронтовиками про- собирают «головы», & если их нет —
никнут труд самолётостроителей — и тех,   монтируют «хвост», и, только когда под-
ETO лишь формует в металле одну из де-  готовят все листы, возвращаются в <го-
талей, и тех, кто устанавливает на боэвом   лове».
штурмовике окончательно  отделанную   Верстак от болванки недалеко — метр.
ручку пилота. Самая болванка имеет метра два длины.

Она начинает свою жизнь в титейном   Путь как будто небольшой, занимает се-
цехе, на участке, где вместе © другими   кунды, & проделаешь его много раз на
молодыми литейщиками работает лучшая   дню, и секунды превращаются в минуты.
они завода Татьяна Терехина.  Так же критически подошел Кунякин Е

& пришла на завод два года назад.   заготовке листов. И здесь оказалось мно-
Сильная девушка, комсомолка, спортемен-   то несовершенного. Листы обрезаютея по
хз, она без особых усилий справляется <   одному по мере надобности. Каждый раз
тяжельеи трудом формевщипы. Движения! приходится прибегать в шаблону. Проще
её легки и ритчичны. :

Не отрываясь от дела, она не без гор-  листов, запасая их впрок.
дости замечает нам: — Так я смогу довести выпуск до

—- Вся молодёжь у нас на заводе вы- Пяти центропланов за смену, — заявил

&, не одна я. Вон посмотрите, как Вунякин начальнику участка.

ee ss работает. Мы с ним соревнуем-  — Пять? Ну, пробуй! В помощь дам
я тебе ученика. Только петь центропланоь
Бригадир фронтовой бригады Вячеслав   МНОГОВато...
Голубков формует невдалеке. Вместе с  Кунякин отказался от помощника. Он
Татьяной Терехиной он вырабатывает   сам заготовил и проверил инструмент,
больше всех в цехе. Недавно, когда Го-  Подключил шланг, обрезал сразу пять
зубков добился формовки за смену 96  комплектов листов. За всю смену он не
опок, а Терехина — 126, юноша пред-  сделал ни одного бесцельного шага. Каж-
ложил соревноваться и обязался догнать   Х0е его движение было рассчитано так,
стахановку. чтобы выполнить какую-либо операцию.

В один из дней Голубков отформовал Если он проходил вдоль болванки, значит,
150 omox. Hasastpa Татьяна ерехина на центроплане что-то монтировалось.
дала 180. Первенство осталось за ней. В   Когда сирена известила о конце смены,
отдельные дни выработка её достигает! ПЯТЫЙ центронлая Владимира Бунякина
210 опок за смену. Это почти девять  бЫл сдан на контроль. Работа была оце-
норм. нена на «отлично».

Тяяля на её работу, восторгаеться: это
действия виртуоза своего пела. Терехина
работает одновременно двумя руками. По-
ка другие высвободят лвё выпора, Терехя-
на уже достает четвертый. Земля у нее
не обваливается. Исключена похправка
формы ланцетом. Секрет этого опять-таки
в виртуозности её лвижений. Подечитано,
что только на этом Терехина экономит от
10 до 15 процентов рабочего времени.

Так Татьяна Терехина и другие моло-
дые самолетостроители завода, где лирек-
тором В. Н. Смирнов, стали подлинны-

подробно разобраться в сборке капризно-

ся.

Как-то у одного из учеников бригады
Виктора Красникова заметили техниче-
свое пособие, в котором многие страницы
и чертежи оказались зачеркнутыми.

— Зачем ты EHHEEY  измарал? —
спросили юношу.

— 9т0 наш бригадир учит нас. Он
говорит: не всегда работайте по писан-
ному. В этой книге излошен  устарев-
ший материал. Мы ег переделали по-
своему.

Только в 1944 году молодые пат-
ми стахановцами, мастерами своего дела.   ОЕ: РА, Нат И ТУР

а ских предложений, которые позволяют
Молодёжь не цепляется за установлен- сберечь более ‘одного миллиона рублей
ей a она преодолевает MX Ра Ц: тесятки часов снижена трудоемкость.

Ляшь з& счёт сэкономленных ресурсов
молодёжь завода собрала несколько звень-
ев штурмовиков. С

*

Владимир Еунякин не раз захумывался
над тем, почему дажеё самые лучшие мед-
ники на сборке центроплана’ выполняют
не более двух заданий. Вунякин решил

Б. ЛЬВОВ,
соб. корр. «Известий».
TOPOL H.

Подготовка к зимнему судоремонту

ЛЕНИНГРАД, 9 сентября. (По телеф.   перевозок за последние три месяца перевы-
от соб. корр.). Сезеро-Западное пароходст- полнены на 15 процентов. Во Всесоюзном
во провело в этом году большую работу по   социалистическом соревновании Северо-За-
восстановлению заводского и пристанского палное пароходство получило первую пре-
хозяйства, разрушенного неёмецко-фашист- мию и переходящее Красное Знамя ВИСПС
скими разбойниками, а также по очищению!и Наркомречфлота СССР.
судоходных рек — Невы, Волхова, Свири,  На судоремонтных предприятиях, паро-
Ловати, Полы, озера Ильмень и рек ИЛь-  ходства теперь развернута подготовка к
менского бассейна. зиме. В районах, освобожденных от немец-

Сейчас по рекам движутся первые букси-  ких ‘захватчиков, началось строительство и
ры с лесом для Ленинграда. Лесные грузы   восстановление жилых и промышленных
поставляются на плотах и баржах с рек  зданий. Активно включился в подготовку к
Паша, Оять и Сясь, с которыми Ленинград зимнему судоремонту коллектив отряда, ,
связан прямым сообщением. Первая дре- где начальником орденоносец И. М. Гуре-
весина прибыла на-днях с Онежского озера вич. Так же успешно проходит подготовка
по Свири. { в отряде, где командиром Н. А. Озерцов.

Независимо от трудностей, с которыми Эти отряды к предстоящему ремонту флота
приходится встречаться речникам, планы‘уже подготовлены.

Смотр районных театров

ВОЛОГДА, 9 сентября. (По телеф. or  Областной драматический театр показал
с0б. корр.). Закончилея смотр районных! на смотре свою последнюю премьеру —
театров. Впервые за годы войны работники  комедию Гольлони «Слуга двух господ».
театров встретились в областном центре, После смотра было проведено областное
познакомились с новыми спектаклями И  совещание актива работников учреждений
обменялись творческим опытом. На смотре   некусств области, В конце совещания Ве-
были показаны: «Вынужденная Посадка» лико-Устюгскому драматическому театру
Водопьянова и ОМЛантева, «Чрезвычайный ая
закон» Шейнина и бр. Тур. Оживленное об-  бЫЛо вручено переходящее красное зна

; отдела искусств и обкома профсоюзов ра-

суждение вызвал спектакль «Последняя
жертва» Островского в постановке Велико-  ботников искусств за лучшее обслужива-
ние колхозов.

Устюгского театра.

бы и быстрее раскроить вразу несколько

тивных
футбол, баскетбол, рукопашный бой и вое-
низированный переход) завоевал коллек-
тив спбртсменов Грозного. Хороший класс
игры

Ee

Заслуженный мастер сперта Нина Думбад-
зе (тбилисевое «Динамо») недавно устано-
вила новый мировой рекорд в метании дис-
ка (49, 88 метра). На снимке_Нина Думбад-
зе бросает диск. Фото Н. Волкова.

Физкультура
и спорт

СПАРТАКИАДА СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА Е
В Грозном закончилась продолжавшая-

ся 5 дней спартакиада Северного Кавказа.
В ней приняло участие 266 спортеменов

Ростова-на-Дону, Краснодара, Грозного,
Дзауджикау, Нальчика, Махач-Кала и
Ставрополя.

Общее первенство но всем видам спор-
соревнований {легкая атлетика,

продемонстрировали футболисты
Краснодара, выигравшие первенство футбо-
ла по Северному Кавказу. Отлично подго-
товились к рукопашному бою члены коман-

ды Дзауджикау, занявшие в этом` сорев-

новании первое место с болыним_ преиму-
ществом перед остальными участниками
спартакиады. По баскетболу и легкой ат-
летике первенство присуждено ростовским
спортсменам.

Спартакиада проходила при исключи-
тельно большом стечении народа. Моло-
дежь Грозного, готовясь к спартакиаде,
восстановила городской стадион и приве-
ла его в полный порядок.

ВСЕСОЮЗНЫЙ МОТОКРОСС
Мотоциклисты ряда городов усиленно

готовятся к предстоящему всесоюзному

мотокроссу. Он будет проведен в окрест-
ностях Москвы 17 сентября. Нредпола-
гается участие более 200 спортсменов, В
мотокроссе примет участие и команда
Красной Армии.

Состязания будут проводиться на маши-
нах различных марок и классов.

Для мужчин — участников кросса ус-
тановлена дистанция в 100 км, а для жен-
щин — в 50 км. Кросс проводится по

труднопроходимой местности.

Главным судьей соревнований утверж-

ден маршал бронетанковых войск тов. Я. Н.
Федоренко.

МАТЧ НА ЗВАНИЕ МАСТЕРА
Завтра в Москве начинается квалифи-

кационный матч между шахматистами —
членом спортобщества «Зенит» кандидатом

в мастера инженером М. Камышовым и ма-
стером спорта СССР В. Пановым. В случае,
если матч окончится победой Камышова
или хотя бы будет сведен им вничью, Ка-
мышов, по условию. матча, получает звание
мастера спорта СССР. Матч будет разыгры-
ваться на болынинство из 14 партий; при
счете 7:7 он признается низьим,

У

Ученый совет
Третьяковской галлереи
В Государственной Третьяковской галле-

рее учрежден ученый совет. В его состав
вошли 23 крупных художника, скульптора

и искусствоведа — A. Замошкин (предсе-
датель), Александр и Сергей Герасимовы,
И. Грабарь, К. Юон, В. Иогансон, В. Му-

хина, Г. Жидков, А. Шусев и другие.

1. Государственные хозяйства
и государственная дисциплина

Некоторое время тому назад всю об-
ласть облетело сообщение о том, что Пер-
вомайский совхоз Татарского района
(директор т. Зайцев) в первый же месяц
уборочной страды вынолнил установлен-
ный план хлебосдачи почти на 150 проц.
и продолжает сдавать хлеб государству
сверх плана.

Этот пример организованности и гоеу-
дарственной дисциплины привлек всеоб-
щее внимание прежде всего потому, что
областные организации, давая оценку
ходу соревнования по хлебоноставкам,
признали состояние хлебосдачи в совхо-
зах области особо неудовлетворительным.
Совхозы Барабинского молмясотреста вы-
полнихи к началу сентября только пятую
часть установленного плана хлебосдачи,
и, как отметил обком ВЕП(5), некоторые
директора совхозов думают не о том,
чтобы побольше сдать хлеба государетву,
а как бы уменьшить план хлебоноставок,
и относятся к заготовкам спустя рукава.

В последние дни такая антигосудар-
ственная ‘тенденция обнаружилась и в
некоторых других совхозах Новосибир-
ской области.

Уполномоченный Наркомата заготовок
по Чистоозерному району т. Данилюк три
дня проверял, почему задерживается вы-
воз хлеба в барабино-юдинеком совхозе
«Овцевод». Из плана в 7.936 центнеров
совхоз вывез на элеватер только 876. На
токах и под навесами в этом хозяйстве
скопилось 1.149 центнеров намолоченно-
го зерна. Совхоз не имеет своей сушилки,
и элеватор с большой готовностью предла-
гает ему свою помощь в просушке зерна.
Только вози и вози. Но хлеб лежит в сов-
хозе.

— Почему так мало возят зерна? —
спросили у директера совхоза т. Цевма.

— Не управляемся, транспорт загру-
жен на уборке...

А подлинная причина задержки хлебо-
сдачи иная: совхоз <Овцевод» не исполь-
зует всех имеющихся у него тягловых ре-
суреов для вывоза хлеба государству. В
последней декаде августа из 150 лошадей
и волов было занято на перевозке хлеба
только 34, а малопродуктивный скот во-
все не использовался. Не привлечены в
вывозке хлеба и коровы, находящиеся в
личном пользовании работников совхоза.
Таких коров имеется более 200.

Другой представитель Наркомата заго-
товок—т. Долгов одновременно проверял
организацию хлебослачи в сосехнем овце-
водчееком „совхозе «Советская Сибирь>
Купинского района, где скопилось 2.000
центнеров намолоченного зерна. Оказа-
лась такая же картина. В совхозе 132 ра-
бочих лошади, 80 коров, более 100 коров
имеется у рабочих и служащих, а на пе-
ревозке хлеба занято только 30’ лошадей.
При таком использовании транспортных
возможностей не приходится удивляться,
что и совхоз «Советская Сибирь» выпол-
нил только десятую часть нлана хлебо-
сдачи.

Государственная дисциплина требует в
совхозах Новосибирской области иной ра-
боты, иных темпов сдачи хлеба. Этого не
поняли, к сожалению, руководители мно-
гих совхозов.

2. Директор МТС
или сторонний наблюдатель?

Е главному инженеру Новосибирского
областного земельного отдела И. В. Чер-

навцеву вечером позвонил из далекого
Чистоозерного района: директор Кулун-
динекой МТС Лапшин.

— Иван Васильевич, дайте, пожалуй-
ста, указание, чтобы мне выдали шестер-
ни к дизелю. Крайне нужно.

— А сколько натуроплаты сдали кол-
хозы за работу вашей МТС?

Ответа из Чистоозерного долго не по-
ступало. Для директора Кулундинской
МТС, видимо, было странно и неожиданно
услышать такой вопрос от главного ин-
женера. Наконец, Лалишин ответил:

— Ничего. , : \

— Тогда пеняйте на себя, — сказал
инженер. — Мы в первую очередь произ-
водим отпуск запасных частей, горючего,
смазочных тем, кто обеспечил сдачу на-
туроплаты. В течение года государетво
давале на пеля тракторы, снабжало -вас
горючим, маслом, содержало ваши игтаты;
заводы сверх работы на военные нужды
готовили вам запасные части. Пришел
урожай, наступил срок натуроплаты. Ето
должен об этом думать — не вы?

Подобно директору Кулундинской МТС
безучастно отнеслись к натуроплате ди-
ректора Юдинекой, Сартланской, Горбу-
новской, Сурковской и многих других
манинно-травторных станций. Поступле-
ние натуроплаты мо области идет исклю-
чительно плохо, при чем даже в лучших
районах относятся в этому терпимо. В
минувшую фронтовую декаду Новосибир-
ский район по темпам хлебоедачи занял
первое место в области. Но в Барышев-
ской МТС Новосибирского района меньше
веего озабочены быстрой сдачей хлеба в
норядке натуроплаты. Больше того, жол-
хозам за произведенные работы не вру-
чены еще даже счета. ;

Бывает и так, что председатель колхо-
за получил ечета и медлит, затягивает оп-
лату, уверенный, что его хозяйственные
связи с машинно-тракторной станцией от
этого не пострадают. Такая уверенность
была, в частности, у председателя колхо-
за «Советская Сибирь» Венгеровского
района, пока в одно утро он не обнару-
жил, что директор Спасской МТС снял у
него комбайн с поля. Председатель тот-
час дал телеграмму в Новосибирск. Отту-
да проверили и установили, что колхоз,
снимая урожай, не вносит натуроплаты
за работу МТС. Решение директора было
признано правильным. Председатель кол-
хоза поспешил внести натуроплату и най-
ти общий государственный язык с дирек-

тором МТС. Теперь на полях «Советской!

Сибири» работает не один, а два комбайна.

В области? обнаружено много случаев,
когда пункты  Заготзерна нарушают
правило, по которому из каждой пар-
тии сдаваемого колхозами зерна половина
зачисляется в счет обязательных поста-
вок, а половина идет в счет натуроплаты
за работы МТС. Некоторые сотрудники
Заготзерна самовольно исправляют кол-
хозные накладные и вместо записи в «На-
туроплату> пишут: «В обязалельные по-
ставки».

...В Ремановской и Ордынской машин-
но-тракторных станциях тракториеты и
другие работники в свободное время по-
могают колхозам в молотьбе, сушке,
очистке зерна и доставляют хлеб в натур-
оплату на транспорте, закрепленном за
тракторной бригадой. Но такая 2a-
бота © натуроплале еще не стала прави-
лом в Новосибирской области.

О. ГОТЛИБ,
соб. корреспондент «Известий».

НОВОСИБИРСК.

Хлеб — государству

СТАВРОПОЛЬ, 9 сентября. (По телеф.
от соб. корр.). Совхозы Ставропольского
треста совхозов выполнили государствен-
ный план хлебосдачи, Сдано хлеба в пять
фаз больше, чем в прошлом году. Сдача
хлеба продолжается. :

ТАШКЕНТ, 9 сентября. (ТАСС). Совхо-
зы Наркомата совхозов Узбекской ССР
выполнили годовой план сдачи хлеба госу-
дарству.

Сдача зерна продолжается.

Письма с Колымы

1. Край сказочных доаго служили надежной охраной колым-
ских недр.

богатств Но советские аюди не остановились

олуденн солнце,   перед созданными природой трудностями.
ee ee ри roe BOT теперь мы exem на логково

но вода в реке синяя, холодная, TOI- res ere : с
но чолько  обвободившалея от зим- машине по широкой авы ма-
него bya. Теплые солнечные дучи  гистрали от берегов туманного XOT-

ского моря на запад, в глубь тайги и гор.
Тщетно разыскиваем мы следы недавнего
прошлого. Сейчас это совсем новый, не
похожий на засоказы старожилов кран,
Навстречу то и дело попадаются автома-
тины, десятви эмок, зисов, «ярославцев».
Черёз каждые 20—30 километров у 06б0-
чин Трассы среди зеленеющих листвен-
ниц встречаются добротные постройки
дорожных постов и целые поселки.

Вот промелькнул ий обталея позади

не в силах прогреть землю. 40—50 сан-
тиметров вглубь, и поры земли забиты!
сверкающими альдинкыми вечной мерзло-
ты. Низкие, кажущиеся еще молодыми
тонкоствольные деревья на самом деле
насчитывают десятки лет, Их корни, пря-
чась от холода, выходят почти наружу и
при сильных ветрах не в состояний удер-
жать деревья. В тавшном лесу мвого
ягод: здесь и кусты похожей на мелкий!
черный виноград голубицы,  продолгова-
тая с сйневатым отливом  жамолость,   большой красивый поселок «Ягодное» с
брусника, часто встречаются дикая малй-   маленькой березовой рощей в центре.
на и смородина.   Рядом еще больший, напоминающий на-
В эти места шестнадцать лет назад   стоящий городок,—Сусуман, Здесь возвы-
приехала группа молодых геологов—206-  Шаются многоэтажные дома и дымят вы“
питанников Ленинградского горного ин-  вокие трубы предприятий, Нь централь-
ститута, представителей первого поко-  ной улице возле  белостенного здания
ления советских геологов. Колыма тогда  клуба ярьие рекламы приглашают п0сел-
быта неизреданным краем. В многотомных   ковых жителей посмотреть пы RHHO-
трудах о Gorarersax Дальнего Востока нг картину «@иви, родная Беларувь!», co-
было ни строчки o Волыме. Огромная  общают о предстоящих гастролях Мага-
территория бассейла рехя Колымы, зани- данского городского театра,
мающаял сотни квадратных  Билометров,  Дальше по траеве встречаются врасно-
до 1930 года оставалась на картах б6-  стенные постройви крупных предприя-
лым ПЯТНОМ. Г TH, автомобильных баз, зеленеют поля
Молодые геблоги месяцами не могли совхозов. И, чем больше мы удаляемся
найти в Болымской тайге даже следов чё-  от побережья, теём вее шире и полнее
лозеческого жилья. Навьюченные десят-/  раскрывается перед нами новая жизнь
ками пудов различных грузов, геологи са-  этого необычного таежного края:
ми прокладывали себе путь сквозь тай-  В далекой глубине тайги мы оказались
гу, спусвалиеь на плотах по рекам, пре-  в большой Чайуринекой долине, Расска-
одолевали торфяные болота и топи, и там,   зывают, что ранышё эта долина была не-
где они проходили, реки и озёра, долины проходима,—тажой гуетой лес возвышалея
й горы впервые получали названия, ета-  здесь. Теперь и следа не ‘осталось от бы-
новитись известными всей стране. лых лесов, На их месте выеятся горы,
Колыма оказалась краем сказочных б0-   горы переработанной порёды — гальки

гатств. В вечной мерзлоте ее гор и долин и пебка. Отвалы породы зазвымаются на

хранились нетронутые залежи редких и  20—30 метров нал Землей. и тянутся
цветных металлов, железной руды, камён-   вхоль долины на многие километры. Лю-
ного угяя и многих других ископаемых. дей злесь почти не видно, зато повсюду

том врезаются. своими металлическими
челюстями в каменистую мерзлую землю
й < гудом высыпают ее.на конвейерные
ленты, которые непрерывным потоком
увозят десяти тонн этой дорогой породы
5 новым механизмам.

В долинах и в горах, в самых глухих

й  и отдаленных уголках неожиленно слы-

шится гул моторов, чувомвуются сила при-
шедигих сюда людей и значительность их
труда. Применение экскаваторов на до-
бъгче редких металлов—дело совершенно
новое. Раньше экскавахоры работали
только над подготовкой породы, & самая
порода добывалась ручным трудом. Ты-
вячи людей лонатами и ломами копали
мерзлую землю и на тачках возили 6е.

Колымчане — аюди широкой советской
хватки. Они сами сконструировали меха-
низмы, вами построили мощные экскава-
торы, каждый из которых ваменяет те-
перь 500—600 рабочих, и это сразу во
много раз увеличило мощь колымокой
горной промышленности.

Рост горных предприятий и переход Е
высокой механизации работ потребовали
развития нё месте большой материальной
базы: жить, как прежде, на веем привоз-
ном Колыма не могла. И кольюичано при-
няаись за создание своей материальной и
энергетической базы.

..Тоздним вечером мы пол’езжали Е
поселку Оротуван. Поселок  искрился
множеством электрических огней, Внезат=
но вго окраина озарилась ярким белым
пламенем.

— Плавка
дитель:

— Бакая плавка? — недоуменно спро-
CHIH мы.

—= Так ведь оротуканцы свой мартен
пустили, — ответил шофер, удививитиеь
нашей неосведомленности,

В большом, пробторном цехе шла плав-
Ка металла. Белая струя стали, выливаясь
из мартена, озаряла слепящим светом цех,
людей и всю окраину. Прикрыв глаза ко-
зырьком, начальник Цеха наблюдал за
плавкой.

— Ону нас, понятно, поменьше ураль-

началась, — оказал во-

Сталь теперь своя и продукция своя.
Посмотрите, — сказаа oH, проведя
нас в соседний цех, гле лежало множество
различных отливок: громоздкие четырех-
тонные крышки для шаровых мельниц,

.  явухметровые в диаметре зубчатые коле-

са, целые комплекты запасных частей и
деталей горного оборудования,

В цехе висят плакаты, рассказывающие
о лучших людях завода. Начальник цеха
нас тут же познакомил с одним из них —
с пожилым литейщиком Николаем Василь-
‘евичем Грузиным. Рассказав о своей ра-
боте, он сНял с головы запыленную фор-
мовочной землей кепку и вынул из нее
начву писем,

— 910 от братьев, — сказат он, —
трое их у меня на фронте. Я же за воех
троих стараюсь здесь работать.

0 том, как ему это удается, говорит
плакат, висящий на стене: «Вдесвь рабо-
тает лучший мастер завода Николай Ва-
сильёвич Грузин, который выполняет
нормы за себя и за троих братьев, вою-
ющих на фронте. Слава и почет знатному
лтередовиву производства!»

Руками таких людей, как аитейщик
Грузин, построена эта мартеновская печь.
Орстуканский завод еще недавно был не-
большим ремонтно-механическим  пред-
приятием. Благодаря усилиям всоёго кол-
лектива он расширен и <тал теперь круп-
ным металлуртическим предприятием, ко-
торое обеспечивает горную промышлен-
ность Колымы тем, что раньше привози-
0еь из центральных районов страны.

Таких предприятий, как Оротуканекий
завод, мы ветретили много. В Атке мы по-
знакомилиь с фаботой ‘центральных
электротехнических мастерских. Мастер-
cite предназначались для ремонта элек-
трооборудования, а сейчас в их цехах из-
готовляется все то новое электрообору-
дование, какое необходимо горной про-
мышленноети Колымы. Так, например,
здесь делаются HOBIE электромоторы,
различные типы трансформаторов, cBa-
рочные аппараты,  обмоточный провод,
изоляционные ленты. При мастерских со-
здан специальный цех по восстановлению
старых электроламп, которых уже восета-
новлено более 50.000,

торый дает оконное и автомобильное
стекло, изготовляет хозяйственную и хи-
мическую посуду, выпускает стеклянные
изоляторы. Построены завод по производ-
ству местного динаса и шамота, серно-
кислотный завод и многие другие пред-
приятия, которые работают целиком на
местном сырье.

На берегу многоводной Колымы сре-
ди тайги и торфяных болот мы вотретили
вепаханные посевы. Это было не малень-
кое опытное поле, а большие, на сотни
гектаров участки.

— Не верилось самим, что дело вый-
дет, земля у нас холодом душит, а выхо-
дит, что человек всего может добиться, —
товорил директор совхоза «Верхний Сей-
мчар» тов. Отпущенников. — Первое
время посевы гибли и только капуста да-
вала обильный урожай. Но мы не отету-
пали, с каждым годом все глубже пропа-
хивали земаю, улучшали ее обработку,
Удобряли и обогревали навозом, жгли
костры в дни летних внезапных замороз-
ков, и вечная мерзлота «ушла вглубь».
Раньше после 60—70 сантиметров зем-
ля уже была во льлу, а теперь мерзлота
начинается на глубине двух метров.

Постепенно совхоз от мелких опытных
посевов перешёл на большие площади, и
сейчас он засевает уже около 400 гекта-
ров; здесь раетут картофель, помидоры,
огурцы, корнеплоды, табак, а также ка-
пуета, которая в первые годы давала по
180—200 пудов урожая, а в прошлом
году принесла 1.800 пудов с гектара.

До войны на Колыму ежегодно завози-
лось около двух миллионов пудов карто-
феля и овощей. А теперь благодаря хо-
рошему и широко организованному сов-
хозному хозяйству большая чаеть колым-
чан получает овощи на месте.

Такова Колыма сегодня. Более 10.000
новых названий появилось на террито-
рии Колымы. Это — названия созданных
руками советоких людей приисжов, руд-
ников й шахт, благоустроенных поселков
с клубами, школами и больницами, е до-
мами отдыха я санаториями, названия
многочисленных совхозов и колхозов.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,

Суровая природа Приполярья, долгая! мощные сложные агрегаты. На десятки   ских, но и такого побтаточно, — говорил
восьмимесячная зима, 60-градусные мо-  метров тянутся широкие конвейерные   начальник цеха.—Сами все—от корпуса
0зы и бесконечные снежные бураны! ленты. Тяжелые экскаваторы со скреже- до арматуры — своими руками сделали.

Не забудем,

не простим!
Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Каждый из тех, кого немец убил,
Был нашим братом,—страдал и любил,
Так же, как мы, улыбался ‘весне,
Милые образы видел во сне.

С лаской глядел он на малых детей,
Счастья хотел для себя и людей,

Так же, как я, или так же, как ты,
Песни певал и любил он цветы...

Столько изведал смертельной тоски

Каждый, кто пал от немецкой руки!

Только подумай, как мучился он,

Сколько вложил он в последний

свой cron!

Разве мы можем об этом забыть?

Разве мы можем спокойными быть?

Слёзы убитых — напомнит роса,

Ветер повторит нам их голоса.
Слышишь, как стонет от пытки старик?..
Слышить ребячий заглушенный крик?..
Слышишь, как девушки плачут в ночи?..
Видишь, как корчатся трупы в печи?..
Вспомни, солдат, на немецкой земле
Детские кости и череп в золе,
Вспомни—и крикни всем сердцем своим:
— Нет, не забудем мы! Нет, не простим!

we
В музыкальных учебных

заведениях Одессы

ОДЕССА, 9 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Вчера начались приемные испыта-
ния в музыкальной  школе-десятилетке
имени профессора Столярского. Желающих
поступить в школу очень много. На каждое
место подано по’ 7—8 заявлений.

Здание школы имени Столярского — од-
но из красивейших в городе — разрушено
й сожжено оккупантами. Теперь десятилет-
ка переведена в помещение Одесской кон-
серватории. Здесь же помещается и музы-
кальное училище, также начавшее приём.

Приемные испытания в’ консерватории
начнутся в октябре, после того, как будет
отремонтировано все здание. Оккупанты
разорили консерваторию. Они вывезли из
нее все ноты, много инструментов и три
четверти уникальной библиотеки. Сразу же
после освобождения Одессы начался ре-
монт здания консерватории. Уже отремон-
тирована крыша, вставлены стекла, во мно-
гих классах закончен внутренний ремонт.

Старики

Собрание вышло несколько необыч-
ным: не было ни доклада, ни прений.
Старики сидели в том виде, в каком вы-
  seem из шахт, — пропыленные, с лам-
почками возле ног. Они сладко затягива-
лись цыгарками, перекидывались креп-
кой шахтерской шуткой. В окна врыва-
лись снопы солнечных лучей; и в них
тонкими облаками колыхалея синий та-
бачный дым. Заведующий шахтой Яков
Моисеевич Кондратьев поставил вопрос
ребром:

— Восьмое не за горами, работы мно-
го. Можно тянуть её три месяца, а мож-
но сделать и за десять дней. Скажите
прямо: выдюжим или нет? Пустим шах-
ту в празднику или напишем горловча-
нам, что мы сдаемся, что, мол, у нас ¢
соревнованием не стойко получается...

Тогда поднялся старый кренильщик
Митрофан Павлович Тищенко. ;

— Ты, Яков Моисеевич, лишнего не
говори. Мы всякое видали. Половину
Донбасса под землею прошли, и не было
ещё такого случая, чтобы обушок из рук
вываливалея. В Горловке тоже люди не
семи пядей во лбу. Выдюжим. Против
них постоим. Ведь так я говорю, Федор
Игнатьевич?

— Правильно, — ответил Федор Иг-
натьевич Мартынков, почти одноголов
Ерепильщику.

Заведующий шахтой низко поклонился.

— За это спасибо вам, старики.

— Нас благодарить ещё не за что, ра-
HOBaTO.

— На добром слове спасибо.

— Ну, ежели это касается доброго
слова, то не возражаем. А пока выкла-
дывай планы, посоветуемея что и как.

Шахтеры обступили стол. Кондратьев

разложил графики.
Bor, смотрите: Андрею Голощанову
со свеими каменщиками остаётся уло-
жить бетон на погрузочный бункер. На
эту работу восемь дней ему хватит.

— Зачем восемь? Пяти довольно.

— Hy, xopomo, дадим пять. Ещё нять
дней— выложить наклонную галлерею. А
плотникам бригады Винникова к этому
времени надо подготовить каркас. Сог-
ласны? А вам, Федор Игначьевич, вос-
становить 30 метров северного штрека и
третью северную лазу. На это дадим семь
дней.

—- Мне довольно и пяти.

— Ну, смотри, тебе виднее, запишем
ПЯТЬ.

..Совещание длилось лотемна. Уже
зажгли свет, и за окном далеко в саду
пела гармоника, а старики всё спорили,
отстаивали каждый час,  по-хозяйски
считали минуты, чтобы выиграть время
на добыче угля. Они решали судьбу и
честь родной шахты. Когда засхотились,
над поселком взошла луна, заливая блед-
ным светом шахту, долину, густо порос-
шую кустарником, широкую донецкую
степь.

Настали дни, когда умолк даже баян в
саду. Это вышло само собой. Баянист с
впалыми от бессонницы глазами яростно
врубалея в породу всё дальше и дальше,
стараясь скорее разрезать лаву. Девуш-
ки-навалоотбойщицы  устанавяявали ре-
корд за рекордом. Работали, как под-
сказывала совесть, от всей большой птах-
терской души.

Второй горизонт шахты «Анненка» был
введен в действие ещё 30 анредя. С тех
пор здесь кипит горячий труд по вос-
становлению второй очереди шахты.

«Анненка» — самая крупная шахта
комбината «Ворошиловградуголь» — те-
перь уже превысила свою довоенную мощ-
  ность. Она способна теперь давать 950
тонн угля в сутки, тогда как до войны её
добыча не превышала 800 тонн. Она
  стала, и мощнее. и во много раз красивее,
чем до войны. В шахте работают 6 вруб-
машин. Уголь доставляется на штрек
конвейерами, а в стволу — электровозя-
ми. Все процессы зарубки, откатки и по-
грузки полностью механизированы.

Недаром торняки гордятся этой шах-
той-красавицей, воспрянувшей из руин и
пенла.

П. АННЕНКОВ,

спец. корреспондент «Известий».
МАГАДАН. Сентябрь.

На Колыме за последнее время создан
и успешно работает стекольный завод, ко-

соб. корр. «Известий».
ПОСЕЛОК БРЯНКА.