13 МОЛЯ 1944 г. № 167 (9524)

В RS SS SS АЕ

TEE

в.

В Вильнюсе. Советские воины ведут уличные бон. Пулемётный расчёт меняет огневую познцию на одной из улиц,

о Фото военного корреспондента «Правды» Я. Рюмкина.
Окгямок доставлен на самолёте лётчиком старшим лейтенантом А. Брежневым.

Взятие Великоиймска Главы из ВБИ

— Не зарекайся, — продолжал Соболь-
ков и брился начисто, точно на смотр от-
правлялся или свататься к невесте—Яи
сам этак-то в первом бою... и как зачали
огоньком по стенкам стучать, чую... лицо

меня нехорошее ^ стало, низменное
сделалось у меня лицо. М тогда ста-
ло мне так смешно на себя. И тут второе
правило: как нахлынет на тебя это самое,
телесное, ищи кругом смешного... война
любит иной раз крепко посмеяться!.. К при-
меру, теперь-то уж можно сказать, очень
я у себя, нг Алтае, этим манером итальян-
цев уважал. Немца-то хоть на Волге видал,
ничего особенного, только окурков наземь
Re кидают, а этих не доводилось. Было
время, весь мир под ‹ебя  подмяли...
Правда, мир тогда невелик был, вполси-
бгри!.. И вот, как посейли однажды Ита-
лню русские танкисты, взяли мы в плен
трех ихних генералов... в Венделеевке, под
Валуйками. Там еще конница Соколова из

шестого корпуса действовала, только её-

мало было...

— Ну-ну...  генералы-то!— жарко, как

всегда слушают нозички, напомнил Литов-
ченио, придвинулся ближе и машинально
погладил голый подбородок.
_ — Куда!.. Тащились они, бедняги, nEXOM
сто километров, подзябли, конечно. Млад-
шенькому из них пятьдесят четыре годика.
Ну, привели, выдали им по сто грамм... Усы
гладят, оттаивают помаленьку, очень были
довольны. «Мы, в Италии, говорят, —не лю-
бим, когда холод.з— А пёс его любит, —отве-
чаем,/—с непривычки-то!.. И каждый запи-
сал себе на бумажке, кто его в плен взял,
на память. И меня тоже записал один...
страшенный такой, лицо ‘вовнутрь продав-
лено, н оттуда волос жесткий, как из днва*
йа. Говорит мне по-своему: хорошо, дескать,.
вооешть.— Ничего, отвечаю, ‘и если потре-
буется, еще раз в плен возьму... ножалуйста!
Что рано отвоевались?—<прашиваю.—Мы
только в разгар входим! — Молчи-ит, стес-
кяется...—Собольков встал и погасил свечу, —
Вот она какая, война-то.

Свету в окошке прибавилось. Время не
торопилось. Собольков успел вытереть ли-
цо и; завернув старенькую бритву с огар-
ком в тряпочку, спрятать её на дно походной
сумки, когда вошёл Обрядин. Он принес с
собой лишь одно слово, ий сразу всё от
него пришло в движение и Дыбок был
уже на ногах, точно только и ждал трево-
ги, Литовченко обвёл всех щуркими вопро-
снтельными глазами: ему казалось, что
это начинается иначе.

_ Он слышал, будто в последнюю‘ минуту
°перед боем обычно пишут письма на
родину или заявления в партию, и даже
заготовил для колхозных подростков,
с которыми недавно гонял голубей, про-
щальную фразу, полюбившуюся ему за кра-
соту: ‹а больше писать нечего идём в бой»...
Второпях он понекал взглядом. с кем бы
обменяться адресками, чтоб сообщили род-
ным, если что... но каждый заканчивал свои
личные дела, без признака волненья даже,
только стали на минутку‘ суровее, как пе-
ред дальнею дорогой, и он понял: именно
здесь глубже всего понимают жизнь и да-
же мысленно не называют имени её могучей
соперницы... Все были готовы, и ещё оста-
лось маленькое время на вопрос, возникший
у Лнтовченки при пробужденьи. Ему заране
хотелось Узнать, слышно ли из танка, ког-
да гусеница наезжает на человеческое тело.
хотя и помнил из рассказов, что железо
станковых пулеметов беззвучно гнётся и
сплющивается при этом.
` Вместо лейтенанта, который застегивал
шлём у подбородка, утолить его на-
тельность вызвался Обрядин.

— А это смотря по тому. милый ты мой
Вася, кто под тебя понадет,— с видом‘ оныт-
ного знатока таких дел пояснил он. —
Венгерец, найрнмер, попискивает, деликат-
HO так пяшит, а немец похрустывает...
HOHATHO? Что касается румына, то Of
год тобою только лопается, как рыбий пу-
зырь... приходилось тебе болыную рыбину
потровтить?

Насмешливые ‘и только. чуть более
обычного блестящие глаза смотрели ото-
лсюду на Литовченко. Все по-разному и
неправильно оценили его смущенье. С9-
больков дружественно коснулся его плеча:

— Ничего, это. сейчас пройдет. Это и
есть телесное. А ну... по машинам!

Дыбок пихнул дверь ногой, сеоенькое ут-
ро охватило их пронзительной сыростью.
Литовченко Услышал знакомый, как бы
утолшающийся свист, и, хотя кто-то при-
тнул его вниз, воздух смаху ударил ему в
уши и по глазам. Когда он снова открыл их,
земля оселала; длинная жердистая сосна,
треша и сбивая сучья с соседей, падала
прямо на него. Вершина её с нахлёстом
легла на мокрый снег, но оказалось далеко,
и брызги не долетели.

— Чего. война, кланяенься? Уж вида-
лись..— сквозь зубы сказал Обрядин и, по-
тянув носом воздух, озабоченно вгляделся
в глубину леса--Шами пахнет. А ведь это,
пожалуй, ши погибли, товарищи.— Потом
лицо его прояснилось.— Нет, то не щи...
при шах Иван Ермолаич состоит, а ему во-
рожейка нагадала сто лет жить да сто на
капачках проползать... Ворожейкам веришь,
пейтенант?

— Не трелись,— сухо сказал Собольков.

Иван Ермолаич был батальонный повар,
который вскоре ‘после появления нового
башнёра в бригаде стал страдать присту-
пами неизвестной болезни. Наверно, то
была малярия, как верная собака бродив-
шая по следам Обрядипа.

$) Продолжение, См. «Нравду? от 9 и 10 июля.

eo 0

ЛЕОНИД ЛЕОНОВ
хоо

Противник стремился прошупать границы
расположенья корпуса.

Слабое. и множественное гуденье  висело
над лесом. Невысокая облачность мешала
разведке спуститься ниже. Изредка меж-
ду дерезьями вставали тугие жгуты как бы
из железных опилок, скрученные свирепой
магнитной силой, но в узкой щели перед
собою Литовченко не видел ничего, кроме
угла землянки, где провели ночь, да при-
никшей вплотную ветки лесной калины с
красными, водянистыми от заморозка яго-
дами.

Моторы работали на малых оборотах, 3e-
нитки молчали. Экипажи наготове сидели
в машинах, только командиры поглядывали
из башенных люков. Время от времени, за-
слышав свист, Собольков оповешал своих—
«держись, хлопцы!» — и опускал стальную
вьюшку над головой. Следовал гулкий
раскат пополам с древесным треском; вся-
кий раз после того чуточку светлело, как
всегда бывает на лесосеках. Лётчик бомбил
вслепую. Унизительное, даже подлое само-
чувствие мишени зарождалось от вынуж-
денного бездействия; было томительно на-
блюдать из дрожащего от нетерпенья тан:
ка, как пешком тащится время.

Чтоб побороть гнетущее чувство холода
и неизвестности, Собольков вторично
и в деталях раз’яснил боевую задачу:
вместе с’ первым этелоном прорваться
сквозь  пятиминутный заградительный
огонь к перенраве, в направлении геодези-
ческой вышки, видимой; отовсюду, и ждать
второго сигнала в низинке у речки Стрыни,
где изгиб русла и обрывистые берега на-
дежно укрывали от обстрела; позже надле-
жало взять на броню мотопехоту, чтоб по
красной ракете совместно ринуться на пе-
редний край врага — передовая проходила
в двух километрах оттуда... т

Так ждали они знака к выходу, но его
не было. Самолёты ушли, в танк сочилась
разноголосая, похожая на шопот, переклиз-
ка инструментов войны. Уже раздумывали,
как скоротать время. пока приказ от верх-
него Литовченко докатится. до Литовченко,
находившегося внизу. Вдруг два беззвуч-
ных по неожиданности смерча поднялись
по сторонам ночной землянки и, ухватив её
с подмышек, вышзырнули наверх со всем
деревянным пожитком. Как бы понукая к
действию, волна толканула двести третью,
мотор заглох, и та же как бы ухмыляю-
шаяся сила раздавила ягоды о триплекс;
было видно, как розовые звездочки текли,
пересекая смотровую щель.

альнейшая стоянка становилась опаснеи
самого боя. Собольков Увидел комбрига,
который бежал вдоль капониров, махал ру-
кой и кричал: «пошли, пошли...» Тотчас, же,
взревев и давя пеньки, штук тридкать призе-
мистых тел стали вылезать на поверхность.

Успокоенье пришло, как только покинули
свои ямы. Танк до краев налился металли-
ческим звуком, всё пропиталось им до по-
следнего болта; Литовченке казалось, что
и сам он начинает звучать в ноту со своим
железом. И стало совсем легко, когда еще
незаблеженное поле открылось за опушкой.

Далеко впереди маячил сквозной удли-
нённый треугольник вышки, куда шли, но
ближайшим ориентиром движенья был раз-
рушенный домик, который на карте чис-
лился цветущей, в яблонях, усадьбой. Иные
недолговечные деревья, сменившие HX,
изредка возникали тенерь в слепящем, пос-
ле лесных сумерек, утреннем пространстве;
было что-то собачье в том, как они с гро-
мовым лаем перебегали с места на место,
потрясая черной неистовой листвой. Коли-
чество их удесятерилось, едва послелние
танки первой очереди покинули лес. Одно
вырбсло как раз’по левому борту, самое
гривастое. Большой осколок с близкой ли-
станции ударил двести третью в лобовик
над водительским люком; она шатнулась,
сразу отемнились все смотровые щели. От-
битёя покраска пополам с искрами, как по-
казалось Литовченке, больно стеганула по
лицу. Танк продолжал свой бег, и Соболь-
ков уже ие сомневался в водителе; он не
знал, что за мгновенье перед тем новичок
сорвал кровяную мозоль о рычаг правого
фрикциона, и эта маленькая боль в ладони
спасла его от неминуемого шока. Двести
третья извернулась, нырнула в кромешный
мрак, и в момент разворота, сквозь падаю-
щую землю, Литозченко увидел всю ше-
ренгу своего эшелона.

Она весело мчалась по бескрайней пойме, в
проходах среди минных полей, заранее обо-
значенных хворостинками; пестрый вал мете-
ли оставался позади. Они*мчались, поминут-
но меняя курс и словно издеваясь над неточ-
ным боковым обстрелом, почти в ровном
строю, кроме нескольких машин, что несли
на себе груз сапёрного леса; одна, самая бы-
страя, уже пылала, но ускоряла бег; как бы
в надежде сбить пламя ветром... Мчались,
покачивая пушки и пока без единого выстре-
ла, потому что ничего ие было впереди, а
только серенький прелзимний пейзаж с рза-
ными, ещё дымяимися пооталинами да еще
высокий противоположный берег с висящи-
мн над ним дымками. Передние уже встуна-
ли под его укрытие, и, как бывает иногда в
начале боя, обстановка и местный замысел
командования стали до мельчайшего штри-
ха понятны самому неопытному солдату, но
не разумом пока, а каким-то первичным фи-
зическим отущеньем.

За ночь немцы форсировали Стрыню до-
полнительно и на южном участке, пробиз
еще километр в нашей обороне. Сплошная

завеса заградительного огня сдерживала их
левофланговый чапор, и не стоило гадать,
что случится, если устанут пушки или при-
остановится поток боепитания. Крохотный
плацдарм оставался за советской пехотой
на том берегу, всё  стреляло о там.
Нод ‘прикрытием её смертной доблестн и
готовила свой маневр тридцать седьмая. Та-
ким образом получалось цент! жное вра-
щенье двух полярных воль, гле осью служил
домик садовода и где запоздавший обрекался
на окружение и гибель. Именно в это место
на карте и смотрел сейчас большой Литов-
ченко на своем КП... :

Там, наверху, уже начался военный день, а
здесь, под: обрывом, было еще тихо, как в
раю во время землетрясения, по определе-
нию Обрядина, когда экипаж вышел из тан-
ка помочь сапёрам. Сложив оружье в сто-
ронку, мотопехота совместно с ними профу:
бала крутую дорогу сквозь нависшую осынь
или подтаскивала к мосту многометровые
тёсаные брусья; они представлялись лучин-
‘ками в присутствии самоходных орудий, три-
дцать-четвёрок и танкеток, что в просторе-
чии зовутся  малютками, — встревоженное
стадо, сбившееся у водопоя, В обступившем
артиллерийском грохоте не было слышно ни
дробного стука топоров, ни шума незаглу-
щенных моторов; те, наверху, могли поду-
мать, что товарищи просто отсиживаются эт
бури, не торопятся, стремясь наслациться

термким запахом смолевого дерзва,   прежде

чем войти в горячий смрад машинного боя;
но они торопились, так как немецкий наблю-
датель должен был когда-нибудь разгадать
значение щепы в медлительном ‘зеркале
Стрыни. Тут пошел снег...

И опять железное войско ждало своей ра-
кеты, пока танкисты яростными жестами
бранились с сапёрным капитаном и все пока-
зывали на ‘обрыв, откуда при каждом сотря-
сеньи струился мелкий, еще не намокший
песок; более нетерпеливые и злые спусти-
лись в реку и шарили броду но пояс в воде...
Уходя к своим на подкрепление, Собольков
не забыл взглянуть на приборы водительско-
го щитка. Температура масла достигала
105, — судя по запаху, главный фрик-
цион был. перегрет, для воды; остава-
лсесь лишь три деления на циферблате. Не
столько тяжкий путь по пашне был причи-
ной такой перегрузки, сколько волнение во-
дителя, который с непривычки к огню явно
задергал танковое сердце.

И лейтенант мельком порешил ’ дать при
случае полную’ волю Литовченке, ` чтобы
упоением танкового могущества нсцелился
от ребячьей и такой понятной нерешительно-
сти. В эту минуту Собольков и разглядел
Кисо в потёмках танка. Неизвестно, когда
тот успел забраться в свою походную квар-
тиру, и представлялось уже несправедли-
востью выкидывать теперь за борт этого
вполне заслуженного ветерана; Таким обра-
зом на операцию экипаж уходил в полном
составе.

Литовченко видел через люк, как тот. под-
нял котенка и, пришурясь, заглянул ему
в глаза. р у

— Что ж, воюй, Кисо, зарабатывай себе
место под солнышком, — сказал Собольков
и, поймав на себе взгляд Литовченко, стал
выбираться из тачка. — Вот, посмотрим, что
сна означает... тихая и грозная судьба чело-
века, — добавил он совсем непонятно, глядя
на высокий берег с вихрами селой и мокрой
трясущейся травы. — Только помни, Вася...
судьба не тех любит, кто хочет жить, а тех,
кто победить хочет!..— Голос был не преж-
ний, собольковский, да и само поучение
относилось скорей к самому себе, чем к этому
простодушному пареньку.— как следствие
минутного замешательства, нехотенья чего-
тс или от горечи внезапного открытия. что
и жизни он жаждал не меньше, чем победы.

Литовченко зарделся, ему стало неловко
от непрявычной командирской откровенно-
сти, хотя в сущности ничего -и зе произо-
шло; кроме того, он еще.не знал, что озна-
чает взрослое городское слово судьба и
что полагается отвечать в таких случаях. Он
поднял на ‘лейтенанта. прямые ясные глаза, и
тогда, смутясь, тот ушел поспешно, запре-
тив водителю далеко отлучаться от машины.

При самом беглом взгляде на окрестность
делалось понятным - запоздание. с перепра-
вой. Судя ‘по незаконченным ‹ окопчикам,
ещё недавно здесь пыталась закрепиться
горстка немецких автоматчиков, и её вы-
щшибали отсюда врукопашную ценою потерь
< обеих сторон. Литовченко обошёл место
схватки, всматриваясь в лица павших. Хотя
это сглаживает различия, их легко было
распознать издали, — немцам не успели вы-
дать в срок маскировочные халаты.

Враги лежали рядом, иные почти в обним-
ку, как бы продолжая сражаться и теперь.
Наших было меньше; один’— рябоватый,
смуглый и скуластый — лежал на спине,
грудью навыкат и с закизутой под голову
рукой, как спят богатыри. Глаза были oT-
крыты, губы растянула полуулыбка, словно
среди незнакомого пасмурного неба вста-
ло вдруг над ним жаркое  казах-
ское солние. Снежинка упала в его
скругленный покоем зрачок и не таяла.
Литовченхо отвел взгляд к артилле-
рийской воронке, которой не заметил вна-
чале.. На дне ее скопилась поцпочвенная
вода. Там валялся обыкновенный, весь це-
лый, гитлеровский солдат. Ноги тонули в
ледяной жиже, а руки быля широко раски-
нуты, будто обхватить хотел её всю, украсть,
унести с собою — чужую землю вместе с её
сокровищами, святынями и этим тоскливым
хлюпающим снежком... но оказалась тяже-
ла, и нехватило объятий, и он поник тут,
пугало Европы, бессильный даже отряхнуть
снег с былинок, торчавших меж его разве-
денных пальцев. ;

(Продолжение следует).

2-й ПРИБАЛТИИСКИЙ
ФРОНТ

Еще в то время, когда, основными вехами
фравта на северо-западном театре военных
действий были. Старая Русса, Холи, Ново-
сокольники, Невель, немцы начали в93в9-
дить новый оборонительный рубеж. Он про-
ходил по линии Исков, Остров, Идрица. Враг
чувствовал, что ему скоро придется  ври-

пять могучий удар Красной Армии, уже
сокрушавшей хваленые немецкие «валы»

na юге. Поэтому немцы постарались сделать
566 возможное, чтобы этот рубеж стал ие-
преодолимым барьером дая советских войек.

В сентябре прошлого года, противник на
протяжении многих десятков километров на-
чал лихорадочные работы по строательству

Гоберонительных сооружений. усиливая ими

й 023 том трудные для наступления есте-
ственные препятствия. А этими, созданными
самой нриродой ‘преградами здешний край
наредкость обилен. Тут кажлый квахрат
карты —— словно капля воды под микроско-
ем: вакими-то причуляивыми бактериями
выглядят бесчисленные озерхы н озера, от
которых во все сторены паутиной раеходят-
ея тэ тонкие и извилистые, то копоткие,

.  будто обрубленные хвостики ручьев и речек,

В этих же местах на лесятки километров
тянутся болота, не промерзающие зимой, не
высыхающие летом. Сразу же за болотами
вдруг подынаютеся крутые гряды покрытых
лесами высот. с которых далеко-далеко во-
круг видна вся местность. А дальше—енова
озера, реки и болота. Дорог, по которым
могли.бы пройти, без риска увязнуть, тан-
ки, сомохолные пушки и даже полевые ору-
дия, здесь ночти нет. ° :

Свою новую оборонительную полосу про-
тивник построил на наиболее трудно
преодолимой местности. Этот рубеж, co-
стоящий из нескольких рядов траншей
полного профиля, многочисленных дзотов и
бетонированных огневых ‘точек, защищен-
ных стенами колючей проволоки и обитир-
ными минными полями, немцы назвали —
«Пантера».

В феврале нынешнего Toga, освоболив
Старую Руесу, Холм, Дно, Новоржев и Пу-
стошку, наши войска лошли до этого ру-
бежа. Бойцы с нетерпением жлали приказа
о наступлении, чтобы мощным ударом со-
крушить немецкую оборону. И вот, пох на-
тиском войск генерала армии Еременко
«Пантера» сначала дала трещину, а по-
том в толще вражеской обороны образова-
лась брешь, в которую лавиной хлынули
налии полки. i

С утра пичто He предвещало горячих,
ожесточенных боев. День начался, как

обычно. Ha переднем крае ‘изредка раз-
давались одиночные выстрелы наших
снайперов да минометчики посылали
иногда пару  «гостинцев» в ‚обнару-
женный где-то немецкий 0003. Вов-где

эпизодически вспыхивал и тут же зами-
рал гул артиллерийских орудий. В безоб-
лачном небе появятся влруг одинокий не-
мецкий разведчик, идущий на большой вы-
соте, и енова надолго исчезнет.

В первой половине дня на нескольких
участках в районе северо-западнее и
западнее Новосокольники началя действо-
вать наши разведотряды силами до роты.
На восьми различных Участках разведчи-
ви стремительным броском ворвались в не-
мецкие траншеи первой линии, выбили от-
туда противника и прочно закрепились в
этих траншеях, отбив понытки немцев вер-
HVT утерянные позиции.

Наше командование, получив донесения
05 успешных действиях разведгрупи, pe-
тейло развить успех. На каждый из уча-
стков было брошено по одному’ стрелково-
му батальону, усиленному самоходными
орудиями. Подлержанные огнем  сопрово-
ждавшей их артиллерии. пехотинцы, пре-
ололевая сопротивление врага, расширили
прорыв и. захватили несколько немецких

(@т военного корреспондента «Нравдьь)

оперных пунктов. Таким образом, во вто-\
PC половине дня наши подразделения од-
новременно в нескольких местах клиньями
врезались в оборону противника.

День уже клонился к закату, надвигались
сумерки, когда по фронту загрохотала ар-
тиллерийская канонада, а в воздухе одна
за другой ноплыли эскахоильн штурмовиков
н бомбардировщиков. Через пятнадцать мы-
нут шквал орудийных п бомбовых разрывов
внезапно замер, и соБетские полки на широ-
KOM фронте ранулись на штурм укрепле-
кий «Изнтеры». * -

Оборонявшие. этот Участок вражеские
дивизии оказали весьма упорное со-
гротивление. Олнако к исходу дня наши
части повсюду выбили противника ©
его рубежа и глубоко вЕкЛЯНЯЛИСЬ В He-
прнятольскую оборону.

“Темп нанего наступления не снизался,
цотда на землю опустилась ночь. Нани ча-
сти, двигавинеся на Кудеверь с сезеро-ва-
стока и юго-востока, к 12 часам ночи повле
упорных боев выбили врага из деревень Ан-
дрюшино, Чеонково. Поречье, Воротово, co-
здав угрозу окружения кудеверьской груп-
пировки немцев. Успешно развивалось на-
ступление и на других участках; Протизник
был повсеместно выбит с занимаемых им но-
зиций и отброшен. Уже в первые час боя
при прорыве вражеской оборонительной по-
лосы наши части уничтожили свыше 509
гитлеровцев, 70 человек взяли в плен, за-
хватили несколько десятков пулеметов, сот-
ни винтовок, автоматов и много военного
имущества.

Как только наша пехота прорвала линию
обороны немцев, в образовавишеся бреши не-
медленно же устремились подвижные груп-
ны. Не обрашая внимания на отдельные 0<-
тавшиеся у них в тылу очаги сопротивле-
ния, они стремительно рванулись вперед,
предоставляя покончить‘ с этими очагами на-
шим  пехотинцам. :

Враг всеми силами пытался локализовать
наше наступление, хоть нз несколько часов
задержать продвижение советских войск,
чтобы получить передышку. На пути наших
батальонов немцы взрывали все мосты, по-
лотно железных дорог; на тропах устраива-
ли завалы, повсюду наспех разбрасывали
мины, часто даже не успевая замаскировать
их. Однако все эти преграды не только не
могли остановить-наших воинов, но и со-
здать сколько-нибудь серьезную заминку в
их неулержимом порыве вперед.

Вездесущие труженики войны— наши до-
блестные саперы в трудную минуту как
нельзя кстати без зова являются туда, где
в них есть особо большая нужда. И как бы
неистово ни чавкали вражеские минометы,
сколь ни силен был‘бы огонь немецкой ар-
тиллерии, — всё равно и под ливнем освол-
пов и пуль саперы найдут и обезвредят ни-
ны; раечистят завал, быстро наведут вре-
менную переправу.

Но довольно часто солдат-пехотинец и сам
управляется — прокладывает себе путь-ло-
рогу. Время не ждет, в наступлении нельзя
терять ни минуты. Немец вон за тем бугром,
ого надо выковырять из земли, размозжить
толову прикладом или всалить MTHR В
брюхо. Еели немец показал спину, бежит —
ето надо дотнать-и убить. Чуть задержишь-
ся —и он уйдет, скроется из глаз твоих,
& потом снова окопается где-нибудь на вы-
сотке и пристрелит тебя. Нет, нельзя упу-
стить немца, — пусть он гниет в этой земле,
которую ты еще будешь пахать. И солдат, в
кровь царапая лицо и руки, обегает завал,
пробирается сквозь колючую изгородь мож-
кевельника, загородившую дорогу к реке,

eee eet eto Se Sey See

Впереди—-Пушкинские

Красная Армия освободила от немцев миэ-
тие исторические места. Но есть еще утолки,
дорогие сердцу народа, в которых до сих пер
бесчинствует злобный враг. ati

Линия фронта подошла к Пушкинским Го-
рам на Поковщиее,

Пушкинские Горы! Сёла Михайловское и
Тригорское! Эти названия неразрывно свя-
заны с именем Александра Сергеевича Пуш-
кина. :

Великий русский поэт писал:
«И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать».

Он сам завещал похоронить его прах Ha
Синичьей горе у древнего Святогорского мо-
настыря. Сюда до войны стекались ежеголно
тысячи экскурсантов со всех концов. Совет-
ского Союза.

Советский народ, чтя память своего ве-
дикого позта, бережно сохранил и домик его
любимой няни Арины Родионовны, и всё, что
напоминало здесь о жизни и творчестве Пуш-
вина.

Каждый, кто бывал в этих местах, хочет
знать: что же сделали немцы с драгоцен-
ным зановелником?

В музее, & также в домике Арины Родио-
новны гнтлеровские офицеры издевались
над русскими девушками—Михайловекяй
парк часто ‘оглалнался страаиными криками и
плачем. То было время, когла Нушкинские
Горы находились в глубоком вражеском ты-
лу и сюда приезжали на «отдых» немецкие
офицеры. Когда же оккупанты были выби-
ты не только из Холма и Новосокольников,
но и из Новоржева, немецкое команлование
превратило Пушкинские Горы в свой оборо-
нительный рубеж.

Михайловский парк был вырублен на
блиндажи. Святогорский монастырь, частич-
ис разрушенный в 1941 году вражескими
бомбами, разобрали на строительство лотов.
Возле музея вырыли траншеи и устроили
огневые позиции для дальнобойных орудий.

’Немецкие варвары знают, что советские
артиллеристы не будут стоелять по священ-
ным для нашего народа пушкинским местам.

Прорыв

потом берет длинный сук, промеряет глубину
и уверенно идет вброд:

Особенно упорное сопротивление враг
хазывает в населенных пунктах. Там он
концентрирует свою артиллерию п мино-
меты и открывает сосредоточенный отонь
по нашим наступающим частям. Советские
тенералы и офицеры в первый же день
учли этот прнем противника. Учли и от-
ветили своим маневром. Враг ждет их с
востока, вею мощь своего огня он направил
тула, откуда, по ето убежденню, должны
появитьея. русские. А наши подфазделе-
ния возьми да отклониеь в сторону. Нем-
цы не уснеют опомниться, а они ужб очу-
тилиеь у них на флангах н берут в клещи.
Перестраивать оборону ‘уже поздно, и
немпам приходится отступать. Иногда им
улается вывезти технику и даже подиа-
лить деревню. но часто и пушки, и мино-
меты остаютея на месте, да и сахи немцы
но успевают унестн ноги. дни валяются
ту? же, у лафета, у ящика с минами или
у пулемета. j

Избегая лобовых атак, нанги части, как
правило, берут населенные пункты 0бхо-
дом, нанося противнику удар с фланга ни
тыла. Именно ‘этот маневр в значительной
степени обеспечивает успешно» и быстрое
продвижение войск фронта, несмотря на
упорное противодействие ‘Брата.

Большие надежлы противник возлагает
на своп промежуточные рубежи. Одним из
таких рубежей он считал реку Алоля. Вы-
брошенные с укрепленных позиций «Пан-
теры», немпы рассчитывали отдышаться нз
запалном берегу Алоли, протекающей па-
раллельно фронту, надеялись задержать
здесь паши войска: Но их козыри оказа-
лись битыми. Гибким маневрированием ча-
сти энекого соединения стремительно фор-
сировали реку н, смяв не усневшего закре-
питься противника, быстро пошли дальше.
Berope Алолл осталась у HEX далеко
позади.

Продолжая стремительное наступление,
войска тенёрала армии Еременко  сегохня
расширили прорыв до 150 километров по
фронту и продвинулись ло 35 километроз
в глубину. Освобожлены от врага город Их-
puna и свыше 1.000 других населенных
ПУНЕТОВ.

Районный центр Калининской области,
узел нескольких железных и пюсеейных
хорог, Илрица была одним из важнейших
опорных пунктов противника. Еще вчера
утромх линия фронта прохохила кллометрах
в 20 восточнее города. Немцы  отазываля
наптим наступающим частям ожесточенное
сопротивление на дальних подступах к Ил-
рице. Исхёд борьбы за этот важный пункт
решил хоропю задуманный и блестяще про-
веленный маневр наших подвижных час-
тей в тесном взанмюлействии с пехотой.

Утром части полковника Переверткянл,
сломив сопротивление врага северо-восточ-
нее Илрицы, быстрым рывком вышли к ре-
ке Великой, захватили железнодорожный
мост через реку и мост на шоссе в районе
населенного пуикта Козлы и, стремительно
продвигаясь вперед, вырзались в тыл вра-
кеской группировки, затищавшей Идрицу
с востока. Пехотинцы, действуя совместно
с танкистами полполковняка Сивкова, при
полдержее артиллеристов окружили немцев
в районе Идрицы. Обойдя горох с севера п
сокрушая сопротивление отдельных враже-
ских групп, наши части ударили на Ихриду
с северо-запада и с боями ворвались в город.
Вскоре город был полностью очищен от
врага. -

В: боях за Илрицу наши части  нанеели
противнику большие потери. Захвачено мно-
го трофеев.

С. БЕССУДНОВ.

12 июля. (По телеграфу).

Горы!

И, пользуясь этим, они подло и трусливо
ведут отсюда огонь по низшим селам и воен-
ной дороге.

Очевияцы, бежавшие из Михайловского
через линию фронта на нашу еторону, рас-
сказывают: немцы похоронили рядом с мо-
гилой Пушкина какого-то своего генерала, &
чуть дальше, на площади, воздвигли висе-
липу. На виселице было повешено много
советских людей, вся «вина» которых со-
стояла в том, что они чтили память ве-
ликого поэта. - х

—- Большевик! — кричал немец школь-
нику, сказавшему на допросе, что он
знает и любит стихи Пушкина. И за этим
окриком следовал многозначительный
жест плеткой в сторону виселицы.

Бойцы Красной Армии, которые стоят сей-
час перед Пушкинскими Горами, нетернеливо
ждут момента, чтобы отомстить немецким
варварам за их злодеяния, за пх гнусные

кощунства. :
Майор С. ПЕНЧАЛОВ.

Действующая армия, 12 июля,
(По телеграфу).

Уличные бои в Вильнюсе

Ни лнём, ни вечером в городе не зати-
хает треск винтовочных выстрелов, авто-
малных и пулемётных очередей. Раздалотся
взрывы мин и артиллерийских снарядов...
Идут бэи на уничтожение разрозненных
трупп противника.

Несколько дней назад наши танки, нро-
рвав внешнее кольцо обороны немцев во-
вкруг Вильнюса. ворвались в город. Удар

наносилея концентрированно, с нескольких
направлений. Как перед городом, тах и в са-

MOM городе враг оказал яростное сопротив-

ление. Немцы давно готовились здееь к
уличным боям. На перекрёстках, у мостов
через овраги. были построены доты, отры-
ты траншеи. Мы проходили по улице, из

которой только сегодня утром были выбиты:

немцы. Окна и дверн одного дома были за-
ложены кирпичом. Оставлены только не-
больнтие амбразуры. В других местах улицы
были пересечены проволочными загражде-
HUSH.

Кроме инженерных сооружений, BosBe-
дённых заблаговременно. немцы построили
на перекрестках и главным образом при
выходе улиц на площали нечто вроде барри-
кал. На этих баррикадах, сооружённых из
разного металлического хлама, в центре бы-
ло установлено крупнокалиберное зенитное
орудие для стрельбы прямой наводкой. бру-
дие могло вести огонь вдоль нескольких
улиц. Так была забаррикадирована одна из
уличных магистралей. выходящая на нпло-
щаль возле Островоротного костёла. Но эта
импровизиоованая баррикада, не смогла за-
держать методического продвижения наших

`

(Ст специального военного корреспондента
«Правды»)

бойцов. Она была разбита, вокруг веё пого-
210, а трое немцев из орулийного расчёта
валялись здесь же мертвые. :

На Большой площади мы видели немец-
Roe орулие, тоже установленное для стрелв-
бы вдоль улиц; были пушки и на других
перекобстках. Это создавало благоприятную
обстановку для обороняющихея. Нанти бой-
цы вынуждены были наступать по отеры-
той улице, которая простреливаетея чуть
ли не на веём протяжении. Немцы ещё
улерживают несколько кварталов в центре.

В штабе соединения поминутно раздают-
ся телефонные звонки. ‘Офинер Глухов
только что лонёе:

— Уничтожены противотанковое орудие
ин несколько огневых точек противника.

Командир ставит новую задачу и тре-
бует действовать ещё энергичнее.

Мы с генералом находимся на высоте,
откуда хорошо просматривается «очаг», за-
нятый немцами. Это — площадка о зда-
ниями в пентре. Фронтальная полоса имеет
линию траншей полного профиля. Невзирая
на ружейный и пулеметный огонь против-
ника, наши воины всё туже и туже сжи-
мают петлю на шее фашиетских головорезов.

Там, rye нельзя было поднять голову,
сегодня мы ходим свободно. Пулемётная
тресвотня и винтовочные выстрелы разда-
ются уже вдалеке. Многие немцы, поняв

безнадёжность своего положения, поднима-
ют руки и сдаются в плен. В штаб соеди-
нения привели большую группу пленных.
Среди серых солдатских мундиров мелькают
голубоватые, с черными обшлагами. Это —
«полицаи».

На вопрое: «Почему не сдалиеь рань-
ше?» — следует стереотинный ответ: «Не
было приказа, не позволяли офицеры».

Через чае привели вторую группу. Нлен-
ные марширевали во главе‘ с офицером,
послушно выполняя команду конвоирующе-
ro их автоматчика. На лицах — покор-
ность ин зайскивающие улыбки... Фальши-
вая личина, напяленная под влиянием
страха!

Подполковник Вуркин, командующий ол-
ним из участков боев в городе, вынудил
немцев очистить несколько улиц: Большое
число вражеских солдат и офицеров нашло
здесь бесславную смерть. Сейчае они, Ran
падаль, валяются на мостовых и тротуарах.

Район, где сопротивлялись немцы, носит
следы недавних боев. Разбитые стёкла, вы-
ломанные двери, разграбленные квартиры,
разрушенные дома... За всё это ответят
гитлеровцы, которые упорствуют в своем
тупом и злобном сопротивлении.

Бон продолжаются. Очаг, занимаемый
немцами, становится всё меньше и меньше,
И. ЗОЛИН.
Вильнюс, 12 июля. :

(Материал доставлен лётчиком старшим
лейтенантом Брежневым).

a

Sinus

и
be
$