С

Coty
it, le
ЦИ yf
м
Е
Вы
Chia
А
Мани
BO Gh
itt ia
T (tip

ОВО

ora
работы
ель
НИ
praia
Hi3a0
ВИ
вот
TEE fi
РАНЫ

торг
Е
ей. И
рита
зо TE
му, 1
ЕО
He i
A308
OIC
Спок
НОЯ
‚ 38
рай
п
С
Abi i
census
п
Пий
ral
eyed
pasa!
[и
no ий
ua tt
ви
ода
pe
tt BM
и
ия
т
pote!
pa
gts 4

‚.` 15 ОЛЯ 1544 г.

4 170 (9527)

= SS SS ea

С

В Белоруссии. Части войск 2-го Белорусского

ae

2-й Прибалтийский
фронт

Широко применяя действия подвижных
трупп, ухе маневрируя, войска 2-го При-

^ балтийского Фронта продолжают быстро

продвигаться вперёд. Наши стрелковые
подразделения в тесном содружестве с тан-
ковыми частями и мотонехотой успешно
ликвидируют попытки немнев задержаться
на промежуточных рубежах и, нанося врагу
большой урон, ‘безостановочно гонят его на
запах.

Наши части успенно преодолели н6-
сколько водных преград. Так одновременно
на иногих участках была форсирована река
Великая. Вдоль западного берега этой реки
тянулась сплошная линия давно подготов-
ленных немцами траншей полного профиля,
агражденных рядами колючей проволоки.

После основной оборонительной полосы
«Пантера», которую войска фронта про-
рвали в первый же день наступления, глав-
вым промежуточным рубежом немцев была
линия «Рейер». Она проходила восточнее
Опочки, в непосредственной близости от
торода, вхоль железной jopora Пеков—
Итрица и далее по линии Себеж— Освея--
ст. Дрисса.

По обилию инженерных противопехот-
ных и противотанковых сооружений этот
рубеж мало чем уступал «Нантере», а на
отдельных участках даже превосходил ев
числом  бетонированных огневых точек,
стальных Колпаков и всевозможных пре-
пятствий, На линию «Рейер» немцы возла-
тали очень большие надежды. Прикрываясь
ее прочных щитом, они думали остановить
здесь наши части, в тяжелых, невыгодных
для наступающих боях измотать и 0бескро-
вить, лишить их ударной силы и спосод-
ностя к дальнейшему натиску. :

Но враг просчитался и на этот раз. Ломая
сопротивление немцев, обходя и блокируя их
опорные пуняты, не позволяя противнику
закрепиться на промежуточных рубежах,
наши пехотинцы и танкисты отбросили
вражеские дивизии почти на пятьдесят ки-
лометров к западу ет линин «Пантера» и
очутилиеь на ближних подетупах в Опочке.

Завязались бои непосредственно на ру-
беже «Рейер», в которых решалась судьба
города. Бои эти носили упорный и ожесто-
ченный характер. Немецкие дивязии, уси-
ленные артиллерией, танками и самоход-
выми орудиями, опираясь на развитую си-

стеху инженерных ‹ооружений, яростно сах возле озер немцы оставили сотни тру-
и упорно сопротивлялись. Не ограничи-  п9в своях солдат и офицеров. Среди убитых

ваясь огнем своей артиллерин и миноме-

И Е ОА ee ee

Sa Te RR ee Re Re ee

фронта движутся на запад.
: arse Фото военного

_`На запад!

атаки с танками и самоходными орудиями.
Все вражеские контратаки были отбиты,
причем каждая из них стоил» противнику
огромных потерь.

Наши части, наступавиие на 0Опоч-
Бу с северо-востока, еще вчера с хода про-
рвали немецкую оборону на рубеже «Рей-
ер», овладев крупными наееленными пунк-
тами Пустое Николо, Ващагино и железно-
дорожной станцией Вашщагино. В течение
Жня они с боями продвигались вперед и Ев
исходу суток вышли на шоссе Опочка —
Псков и к реке Великой. Южнее Onouna
налин войска также сломили сопротивление
немпев на линии «Рейер» и, развивая ус-
пех, в нескольких местах форсировали ре-
ку Великая. Таким образом, когда части
наших войск, наступавшие на почку с
фронта, вели отвлекающие бои на рубеже
«Рейер», части, действовавшие на Ффлан-
тах, прорвали этот рубеж и вклини-
лись в немецкую оборону на глубину хо
19—12 километров.

Вчера, опрокчнув вражескую группнров-
ку, наступающие стремительным бросбжом
перерезали шоссе Опочка — Себеж. Это
лишило немцев возможности маневрировать
своими войсками, подбрасывать подкрепле-
ния в Опочку и значительно облегчило за-
дачу налтим войскам, действовавшим Bo-
сточнее и севернее города.

Одновременно другие наступающие ча-

a a eee

ПРАВДА

ЕАО

корреспондента «Правды» С. Короткова.

От военного корреспондента
«Правды»

t Х

«С утра 10 июля начался бой cae-
ва от нае, после обеда пришел связной от
командира роты и сказал, тю на cocel-
нех участке русские прорвали оборону.
Через некоторое время мы узнали, что на
Участке первого батальона налиего полка
русские тоже прорвалась и что часть
батальона разбежалась. Батальон при этом
понес большие потёри.

Налие отделение в 9 часов вечера полу-
чало приказ уходить, но когла мы натра-
вились в деревню Асно, изм сказали, что
Ache уже занято русскими. Мы пошли 3
деревню Забеги и в пути присоединились
5 отхолящему арьергарлу второго батальо-
HA, насчитывавшему больше ста человек
д командованием одного лейтенанта. В
Забегах на Hac неожиданно напала рус-
ская разведка. Арьергарл второго батальо-
на завязал перестрелку, а наше отщело-
ние направилось в населенный пункт
Щукино. Вокоре нае догнажи остатки aDb-

ертарда второго батальона. При подходе к
` Щукино мы вдруг были обстреляны. Здесь

уже находились русские. Началась пани-
ка. Все бросились в лес. Было много убитых
и раненых».
р ; « х *

Чувствуя, что для их частей, зашищаю-
щих почку. создается тяжелое положение

командование решило срочно перебросить

сти, преололев сопротивление противника,
форсировали реку Великая и ударили ча
город с севера. Под усилившимся напором
наших войск начала трещать и рвать-я.
оборона немпев и к востоку от города. -\
тавляя технику, бросая убитых и рале-
ных, противник поспешно покидал свой
прочные укрепления на рубеже «Рейер» п!
откатывалея в Опочву, где и разгорелись
уличные бои.
* & =

На других участках фронта наши вой-
ска. преодолевая упорное сопротивление
врага, также продолжают успешно продвч-
таться вперед. Сильные бои ведут часта,
наступающие южнее Onoynn. В течение
вчерашнего дня они выдержали и отбили
на этом участке семь ожесточенных контр-
атак неприятельской пехоты с танками и
самоходными орудиями. Шри отражении
этих контратак противнику нанесены боль-
шие потери.

Наши части взяли иного пленных. В ле-

a

опознан командир 3685-го немецкого полка

тов, пемцы вызвали авиацию, которая пы-   Подполковник Мюллер.

чалаеь воздействовать на боевые порядки

Свои большие потери вынуждены при-

наших частей, прижать их к земле. Под знать и сами немцы. 0бер-ефрейтор Ри-
прикрытием своих самолетов противник то   хард Bb. так обрисовывает первый день

и дело предпринимал

ЛЕОНИД ЛЕОНОВ .--

ожесточенные Еонтр- Halero наступления:

eee ЕЕ И И ЕЕ

Главы из повести *)

Взятие Великоимска

Мёртзый немец, лежавший в артиллерий-
ской воронке, мог бы рассказать много, —
как росла, крепла и потом сокрушилась
германская мечта’ о самородном русском
золотишке в распадах сибирских гор, отуч-
ных рыбных стаях. в тесноте полноводных
рек, о волшебных куполах, всегда манив-
tax европейское око, о самом солнце. чта
HACKOJHT на землю в этом государстве в
обличьи нефти, хлопка, пшеницы и вина;
он мог бы похвастаться, как началось бое-
довое шествие железных пауков по чужим
столицам, этим вачальным ступенькам к
синим хребтам, за которыми раскинулись
блаженные страны Азии, земной рай с да:
POSHIM шнапеом, где закуска растет на де-
резьях, где гурий можно брать на гробни-
цах непобедимых царей Востока, где дозво-
лено, наконец, утолить темкрюе зверствс,
прахрытое веками германской дисциплины.
`Это была бы длинная повесть-как они от-
птавлялись в поход, провожаемые криками
женщин: «Убивайте их, убивайте в Аме-
рике и Азии, убивайте везде.. мы отмоем
ваши руки!»,—и как их встретила непогодная
пучина России, где поржавело их железо и
обвяла душа, и как ози, огрызаясь, ползлн
назад с распоротым брюхом, н каждый ка-
мень рвал их внутренности, и каждый куст
стрелял вдогонку... Он знал много, но мёрт-
вые плохие расбказчики. И’хотя украинский
тракторист не умел проникнуть в знаменья
истории, он догадывался, над чем улыбает-
ся невдалеке спокойный и чуть нронический
казах,

Завоеватель лежал в позе вора, стремяще-
гося ‚уползти, се подогнутым коленом и
Уткнувшись лицом в край ямы. Белобрысый
затылок напомнил Литовченко минуту, шра-
мом оставшуюся в памяти. Рядом, затоптан-
ные в снег, валялись улики— автомат, поход-
ная шарнирная лопатка и ещё какой-то: не-
узнаваемый утиль войны. Литовченко увидёл
опрокинутую каску. Он пошевелил её нос-
ком сапога. Талая вода кривой: струй-
кой, как из чайника, полилась из про-
бонны. Дыра приходилась чад самым над-
бровьем, с лучами трещин, как кокарда; при-
цел был хорош... Кто-то встал рядом с Ли:
товченкой, но он не пошевелился, как зача-
рованный следя за струйкой.

— Не тот? -—= спросил голос над самым
ухом, когда каска опустела. Е

Это был Дыбок. Не насмешка, а лишь не-

*) Продолжение, См. «Правду» от 9, 10
и 13 июля. 4

терпенье читалось в его заметно похудевшем ,
лице; ему хотелось скорее исполнить ‘всё,
с чего начиналась его большая и умная жи-
тейская дорога, :

— Не-ет... тот. постарше и с плешинкой
был, вот тут, — нехотя протянул Литовченко
и показал на затылок; но даже не в пле-
шинке было различие, а в Том, что не доста-
вило душе сытости созерцанье этого за-
сзигнутого на месте подлеца.

— Ищи его, парень... крепко ищи! Не
Е:

врага но себя прежде всего
ищешь... —©с особым значением сказал Ды-
бок. Е

— Где-то ‘рядом ходит, всякую минуту
чую его близ себя..— начал было Литов-
ченко и.вдруг нобежал к-машине; уже па-
дало над лесом алое яблочко сигнальной ра-
кеты.

Дорога была открыта, но одна дружная
батарея без труда истребила бы в лощине
  целый корпус по мере того, как он стал бы
  выбираться из низины. Впереди были раски-
даны дымовые шашки, и теперь немецкая
артиллерия перенесла огонь но этой подо-
  зрительной клочковатой тьме, что, подобно
чернилам в воде, распускалась во все сто-

HEL.
Она клубами стекала с обрыва, её рвали
  смерзчи разрывов, в неё, как в туннель, нёзри-
мые и незрячие уходили обленленные де-
сантниками танки... Одновременно немцы
разглядели обрезки тёса в реке. Десяток тя-
  жёлых мин © большим перелетом упал на
  пойму. Если бы Собольков вскочил в свой
  люк мгновеньем позже, он увидел бы,
` как, пошатываясь и С раскинутыми ру-
ками, поднимались некоторые  мертве-
`кы, точно возобновляя сраженье, и это
 нестерпимое зрелище стало бы заключитель-

:

Гным в его жизни... Советские батареи от-
`крыля ответный огонь. -
С полуоткрытыми люками, чтоб не прота-
  ранить соседа и не свалиться с обрыва, тан:
ки распространялись в чернильной ночи пе-
ред броском в атаку. Еще до того, как вы:
шли из завесы, Дыбок принял по радис
хриплую команду «одинладцать», что, по ус:
ловию, означало: «развернись», и следом за
тём «сорок два». Больше приказов не по-
ступало: у двести третьей осколком сбило
штырь антенны. Не сразу. пришло в память,
чего требовала последняя команда — захо-
дить углом слева или увеличить скорость,—
Собольков приказал и то, и другое.
Всё смешалось и загремело, И оттого, что
  каждый раз в бою надо приспособляться к

сюда подкрепление, сняв часть своих сил
из-под Острова. Но на подходе к городу это
подкрепление неожиданно попало под удар
наших частей, уже оседлавших Иековское
шоссе. В результате лва батальона немцев,
спешивитих на выручку сзоих незалачлявых
соседей, были полностью уничтожены.

Узел шоссейных дорог и важное пред-

мостное укрепление на реке Великой—Опоч-

ка— немцы обороняли упорно. Они не толь-
ко подступы к ней, но и самый город поста-
рались превратить в сплопеной бастион из
железа и камня. Они опоясали Опочку слож-
ной системой оборонительных сооружений,
в которую, помимо траншей и проволочных
заграждений, входили бетонированные кол-
паки и зарытые в землю танки. Ночти ка-
Ждое каменное здание в городе враг преврз-
тил в дот с двумя тремя амбразурами, а ва
окраинах и перекрестках улиц оборудовал
под огневые точки и подвалы деревянных
домов. ; ai

‚ Нашим частям, Boppagitames B Topol ¢
севера и юга, а потом хлынувшим в него и
6 востока, пришлось брать приступом кад-

ый дом, вести ожесточенные бой за ка-
` ждый переулок и улицу. .
Сегодня борьба за Опочку, начавшаяся

на рубеже «Рейер», завершилась разгромом
противника и полным очищением города от

гитлеровцев.
т С; БЕССУДНОВ.
15 июля: (По телеграфу).

ИЕ a eee ae

oGcTaHOSKé H даже смириться с чем-то, все
пока молчали, кроме лейтенанта. Три души,
три человеческих педали находились подле
него, и он жал на чих словом, шуткой и ав-
торитетом, доводя отвагу до уровня само-
забвенного ликования, — без него трудно
преодоление животных инстинктов, которыми
жизнь вслепую обороняется от гибели.
Казалось, провода переговорного устройства
приникали к самому мозгу, и туда до боли
громко что-то кричал Собольков в похвалу
двести третьей, её прочности и резвости, а
Литовченко одзосложно откликался, всем
телом вслушиваясь в ровное машинное
биение за спиной,

Ему то чулился подозрительный звон в
трансмиссии, то. мешал четкий и частый
стук о броню, точно кто-то просился войти
снаружи; ни разу не побывав Под крупно
калиберным пулеметом, он с отчаяньем при-
зимал эти звуки за прощальные сигналы де-
сантников, вдруг ставших ему ближе всякой
родни.

Те ещё держались, хотя огненный ветер
обстрела сдувал всё постороннее с брони.
Танки приближались к переднему краю. По
существу, до этого места курс двести тре-
тьей зависел скорее от удачи да ещё от то0-
го. с какой стороны возникала глыбистая
‘падающая тьма. Только теперь Литовченко
привык к скачкам смотровой прорези, — она
то надвигалась, то уносилась вдаль, то ста-
новилась почти вертикально, когда хлестала
бортовая волна. Сперва он различил лесок
впереди и перед ним бугристое поле, где ме-
тались разрывы; затём он. увидел стрелко-
вую цепь, частично залегшую в чистом поле
и местами уже выбитую из обороны. Тяжкий
минометный огонь шествовал по черте око-
пов, и еще шустрые вихорьки сверлили посе-
ревший снежок.

Здесь можно было оценить червый и
страшный труд пехотинца, И одни, не огля-
дываясь и слегка подымая винтовки, указы-
вали проходы своим танкам, другие же лежа-
лн как-то слишком. смирно, точно внимали
ласковому и последнему напутствию родно
земли, которую защищали.

— Вот она наша, мотошомпольная!, —
смешливо и резко крикнул Обрядин, когда на
мгновенье заглох мотор, точно испугавшись
чёрнсй тени, с грохотом прошедшей мимо.—
Заметь, обожаемый Вася, лежат, как львы, и
непримниримо смотрят в сторону врага...

Его смаху оборвал Дыбок: .

— Это всё земляки и братья твон лежат,
чорт усатый. Полежал“бы сам на мокром
пузе... и полежишь ещё у меня! — заключил
он, точно он-то и был командиром. ‘

Обрядин был умней своей шутки, которую
придумал единственно для ободрения води-
теля. Как раз перед тем болванка прочерти-
  ла. как полозом, путь перед лвести третьей.
а гусеница дрогнула, точно наехала на ка-

и им не удастся удержать горолт, неменцеое

cae
ЙО cl БЕ аа a Las LIKE a Sis ME LANE Th a Slt Jap UMA mig О Е Е И ah Sear LB eaten ive

SR ee es

ЗИ BEES Tea I

РИБИ

Леонид ПЕРВОМАЙСКИЙ

Возвращение

Вернулись аисты с чужбины,
Кружась, тоскуют над селом.
Чужие реки и долины :
Остались где-то за крылом.

А край, куда летели птицы,
Где жить велело сердие им,
Где были мирные ставицы,
Лежит пожарищем седым.

И дым ещё ползёт травою,
Ломает ветры грудь с трудом,
А люди снова над золою,

На том же месте строят дом.

Их позвала и разбудила,
И привела на прежний след
Весны тревожащая сила, -
Родящая из мрака свет.

`Здесь будет мир былого тише:
Недаром птиц влекло сюда
Над недостроенною крышей
Устройство нового гнезда.

Перевела с украинского
Наталья КОНЧАЛОВСКАЯ,

бы ;

Я

— 4%

Нотопление двух
вражеских транспортов

ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЯСКВИЙ
ФЛОТ, 15 июля. (По телегразу). На-лнях
в крейсерский полет над морем вылетела
группа торпедоносцев. Производя поиски на
морских коммуникациях, экипаж  самоле-
т& — летчик лейтенант Шишков.и гвардии
лейтенант Баранов — обнаружил в Бал-
тийском море два вражеских транспорта.
Корабли шли без охранения.

Командир самолета передал штурману:

— Атакуем головной транепорт. Праго-
товить расчеты для удара. :
Через некоторое время самолет лег на
боевой курс, незамеченным подошел на
лизкую дистанцию и нанес удар по вра-
гу. Торпеда попала в среднюю часть кораб-
ля. Раздался взрыв. Клонясь на правый
борт, транспорт водоизмещением в 8.000
тонн пошел ко дну. °

Через некоторое время в этом же районе
летчик младший лейтенант Левяткин и
штурман лейтенант Базаров атаковали и
потопили второй немецкий транспорт водо-
измещением в 6.000 тени:

——< -~— = $} 7 f =>
Растёт сеть детских домов
ВОРОНЕЖ, 15 июля. (Корр. «Прав-

ды»). В Водопьяновском районе, Воронеж-
ской области, среди ‘полей и лугов, окру-
женный фруктовым садом, находится дет:
ский дом для сирот, потерявших родите-
лей во время войны. Здесь воспитывается
больше 100 ребят. Районные организации
уделяют много внимания детскому дому.
Создано подсобное хозяйство, которое в
этом году полностью’ обеспечит детский

дом сельскохозяйственными продуктами и 16

овощами. В нынешнем году устраивается
пасека.

За годы войны в Воронежской области
организовано более 50 новых детских до-
Mos. Как правало, каждый детский дом
имеет свое подсобное  хозяйство—оторолы,
молочный и мясной скот, домашнюю птицу,

—-о—

Учебно-наглядные пособия для школ

КИРОВ, 15 июля. (Корр. «Правды»). За-
вод № 2 «Физприбор» освоия производство
свыше 90 различных наглядных пособий
для школ Наркомпроса.

В первом полугодии завод изготовил
учебно-наглядных пособий на 2.350 тысяч
рублей. До конца года школы страны по-
лучат учебных. пособий и оборудования
для физических кабинетов еще на 2 мил-
лиона рублей; . :

Дошкольные учреждения
в освобождённых районах

ЛЕНИНГРАД, 15 июля. (ТАСС). Широко
развертывается сеть детских дошкольных
учреждений в городах и сельских районах
области, освобожденных от немецких окку-
пантоз. На летнее время организованы се-
зонные ясли в 752 колхозах. Они обслужи-
вают до 16.000 ребят. 500 детей ясельного

Е ЕЕ ПЕРА ean

мень, и была опасность, что Литовченко
сожжет диски сцепленья. Собольков нонял
это с запозданием и сразу забыл, потому что
именно тут и увидел зайца.

То было единственяое живое во всем поле,
не имевшее отношения к войне. Обезумев, он
мчался наугад, весь белый, ясно различимый
на темной, исковырянной пашне. Иногда он
останавливался, вскинув уши, приподнимая
удлинённое страхом тело, и осмотрел, всё
ещё невредимый, как рушатся громады огня
и воющего праха, и исчезал, припадая к снё-
гу, чтоб снова превратиться в неуловимый
глазом белый пунктир.

Должно быть, заячий бог хранил до поры
и, как пёрышко, нёс его пушистую, невесо-
мую от ужаса шкурку; но неисповедимому
заячьему провидению, он мчал её прямо на
немецкие траншеи. Оз заведомо хитрил, сби-
вая с толку, показывая зверька одновременно
в десятке мест по фронту атаки, и получа-
лось, что именно за ним, повторяя его зиг-
заги, разя с ходу орудийным огнем, гнались
шесть неистовых тридцать-четвёрок, как
если бы он-то и был призом в этой беспри-
мерной охоте. Они настигали, он метнулся,
угол курса резко изменился...

Застылая, наклоненная жижа блеснула
под танками на дне окопа, и в нём с под-
нятыми руками стояли недвижчые, как на
фотоснимке, какие-то зелёные, значит, не рус-
ские люли; иные как будто палали и всё Ее
могли упасть. Теперь уж и собственной
стрельбы не слышал экипаж, и, верилось,
одной силой гнева и взгляда своего роняет
их Собольков. Тогда-то, каким-то образом
разглядев в своёй неудобной шели, Обрядин
и доложил лейтенанту, что противотанковая
пушка справа, у кустов, тоже настоятельно
просит своего пайка. Только он выразил это
в одном каком-то неистовом, неповторимом
слове; действия стали короче, чем их. сло-
весные определенья, и приказания отдавала
сама мысль. `

Они увидели пушку: радист скорее дога-
дался о ней. Это её снаряд. прошумел по
башне и огненной вишенкой рикошета ушёл
в ч6бо; это она била в упор по собольков-
скому танку. Её мишень сделалась невыра-
зимо огромной и такой близкой, когда про-
мах следует считать чудом, но живое белое
пятно, которое перепуганный заячий бог
швырнул из снегопада под ноги орудийному
командиру, отвлекло на миг внимание рас.
чета, и это решило его жалкую участь. Со-
больков крикнул дави, когда сорванный
ствол наполовину углубился в землю через
живот Наводника под натиском двести тре-
тьей, когда Обрядин заряжал пушку для
следующей цели...

Ни шороха, ни стона не дошло до Литов-
ченко; нет, даже не такого соперника искал
он в ту, первую свою бездомную ночь А
уже немецкие тачки выходили на огневой

SSS aes

SS ee ee ae

SST Tres eee

Годовщина Грюнвальдской битвы.

Ee ee Se ee aes GSO a PO Se es SO АЕ

На торжественном заседании в.Колонном зале Дома союзб®

15 июля исполнилась 534-я годовщина
исторической Грюнвальдской битвы. Этой
знаменательной дате было посвящено тор-
жественное заседание, проведенное вчера в
Москве Всеславянским комитетом и Союзом
Польских Патриотов. Колонный зал Дома
союзов заполнили видные общественные дея-
тели польского, русского, украинского, 0е-
лорусского, ‘литовского, чехословацкого и
югославского народов, генералы и офицеры
Красной Армии, Польской армни в СССР,
воинских соединений Югославии и Чехоело-
вакии, сформированных на территории С9-
ветского Союза.

Торжественное заседание открыл предее-
датель Всеславянекого комитета генерал-
лейтенант Александр Гундоров.

— Сегодня, — сказал он, -— мы отмечаем
тодовщину исторической битвы наших пред-
ков с немецкими захватчиками, проиешед-
шей 15 июля 1410 года под Грюнвальдом.
Около этого селения, находящегося в южной
части Восточной Пруссии, стотысячная ар-
ния блавян-— поляков, русских, украинцев,
белоруссов, чехов вместе с литовцами на-
несла сокрушающее поражение немецким
ордам, пытавшимся захватить славянские
земли и поработить славянские наролы. Как
и в те далекие времена, перед лицом опасно-
сти порабощения мирз и истребления сла-
вян германскям империализмом сплотилиеь
эти народы. Крепкие узы боевой дружбы
связывают их © великим рубеким народом,
который первым мод руководством Маршала
Сталина остановил нашествие гитлеровцев:
Воодущевленные победами героической
Красной Армин, народы славянских стран,
временно оккупированных немецко-фапгист-
скими захватчиками, ведут неутомимую
борьбу за честь, свободу и независимость
своей Родины, приближая день окончатель-
ного разгрома гитлеровской Германия.

С докладом о значения Грюнвальдской
битвы выступил польский общественный
Деятель экадемик Викентий Жимовский. Он
напомнил, что предки нынешних немецко-
фашистских захватчиков, немецкие псы-
рыцари задумали 534 года назад  порабо-
тить Польшу и Литву и проложить себе
путь дальше на восток-——к русским, украин-
ских и белорусским землям. В те дни ре-
шался вопрос: быть польскому и литовско-
му народам свободными или стать рабами
немецких баронов.

— Никогда eme,— говорит докладчик, —
годовщина победы над немецким орденом
крестоносцев не была исполнена такого
жизненного смысла, как сейчас, когда она
  звучит лля нас не только эхом героическо-
го прошлого, но и боевым сигналом к дей-
ствию. Тогда была выиграна битва, но не
 был выигран мир. Звериная орда захват-
чиков была наголову разгромлена, но по
вине польских и литовских феодалов сла-
вянские армии неё пошли дальше на Маль-
бург, и гоэтому немецкий враг.не был д0-
ИТ.

Помня опыт Грюнвальда, польский на-
род знает, ‘что только об’единенная мощь
всех славян может избавить наб от худше-
To врага славянства -— гитлеровцев. Ноль-
ский народ об’единил свои усилия с наро-
gama Советского Союза, ‹ Чехословакии,
Югославии, чтобы нанести  гитлеровскому
зверю смертельный удар. На этот ‘раз pas-
гром, который ждет захватчиков с востока
и запада, должен навсегда положить конец
их грабительским устремлениям.

Взволнованную речь произнес Герой Со-
ветского Союза генерал-полковник Никандр
Чибисов. :

— В битве под Грюнвальдом, — говорит
он, — русский народ продемонстрировал
перед всей Европой свое великодушие и го-
товность помочь родственным славянским
народам в кровопролитной справедливой
борьбе. История нынешней войны похоро-
нила кровавые расчеты немецких фанристов

на разобщение государств антигитлеровской
коалиции, на изоляцию великого русского
народа. Мир вступил в периол, когда претве=
ряютея в жизнь историчевьще решения Те-
геранской конференции. ae
— В прошлую тодовщину Грюнвальдекой
победы, — отметил в своем выстунленви
майор Польской армии в СССР Михал Стан-
кевич, польские воины составляли. только
одну пехотную дивизию имени Тадеуша Ro-
стюшко, а теперь — 109-тысячную армию.
Завтра, как сказал наш командующий Зиг-
мунд Берлинг, нае будет миллион. Благода-
ря узам сердечной дружбы с Советским Сою-
зом мы стали серьезной военной сихой. ко-
торая вместе с Красной Армией несет освь-
бождение нашей Родине, истерзанной не-
мецкими оккупантами. Е

С большой речью выступил Председатель
Презилиума . Верховного Совета Литовской
ССР Юстас Палецкие. Он протянул нить
от Трюнвальда 1410 года хо Вильнюса
1944 года, показав, что два июля разных
лет и разных веков перекликаются нежду
собой. ;

— Братская помошь наролов Советекого
Союза, — говорит оратор. — несет -енаее-
ние и освобождение литовскому народу, ко-
торый уже вновь обрел свою столицу —
древний Вильнюс. Литовский нарол ¢ наде-
ждой и любовью взирает на Великую Русь,
на народы СССР, которые ведут под руко-
водством гениального полководца Маршала
Сталина невиданную в истории битву. Рус-
ский народ возглавляет нерупимую коали-
цию народов в титанической битве за окон-
чательный разгром немецких захватчиков.
В-этой борьбе Грюнвальял вдохновляет нас и
учит не повторять опгибок прошлого.

На трибуне—генерал-лейтенант народно-
освободительной армии ПОгославии. глава
Югославской военной миссии в СССР. Вели-
мир Терзич. Свою речь он носвятил герои-
ческой борьбе братских народов — сербов,
хорватов, словенцев, черногорцев и маке-
донцев.

— В результате нашей трехлетней оте-
чественной войны, ведущейся пол руковохд-
ством маршала Тито, — сказал Терзич, —
заложен фундамент для осуществления .из-
вечных стремлений налших народов к. друж-
ной жизни, равноправию и независимости.
Сетодня уже освобождено больше половины
Югославии. На освобожденной территории
создана подлинная народная власть, осу-
ществлены демократия и равноправие. На-
Бодно-освоботительная армия Югославии вы-
вела из строя около полумиллиона фалтист-
ских солдат.

Член Всеславянсього комитета чехоело-
вацкий общественный деятель Ян- Шверм
благодарит героическую Красную --Армию,
которая несет освобождение Чехословакии-и
всему человечеству. ди выражает  уверен-
ность, что его. родина, являясь преданной
дочерью славянской семьи, будет жить
счастливо в дружбе с советским и другими
свободолюбивыми нарозми Европы. х

С речами выступили также Герой Совет-
ского Союза генерал-майор Красной Армия
Георгий Исаков и генерал-лейтенант  Але-
ксандр Утвенно. :

Участники торжественного заседания
с исключительным воодушевлением послали
приветствия Маршалу Советского _ Corsa
Иосифу Виссарионовичу Сталину, Премъер-
министру. Великобритании. Уинстону Чер-
чиллю, Президенту США Франклину Руз-
‘зельту, Крайовой Раде Народовой и Верхов-
ному командованию Народной армия в Поль-
ше, Президенту Чехословацкой республиви
д-ру Эдуарду Бенешу, главнокомандующему
Народно-освободительной армий Югославии
маршалу Иосину: Брез-Тито.

Участники з®брания приняли обращение
  R славянскому народу и воинам-славянам.

После ‘торжественного заселания состоял-
ся ‘большой концерт. (ТАСС).

Навстречу Дню авиации
ГОРОД Н., 15 июля. (Спец. корр. «Прав-   авгубта-—Дню авиации — добиться новых

ды»). Откликаясь на блестящие победы
Врасной Армии на фронтах Отечественной
войны, коллектив авиационного завода, где

возраста определены в санаторные группы.   директором тов. Журавлев, обязался к 18

Е

рубеж, обтекая поле боя, и наши ускорили
свой бег им навстречу. Так началось это
грозное соревнование снаряда и брони, тех-
ники и воли, начальных скоростей и скрытой
энергии взрывчатого вещества, а прежде все-
го-—-людей двух миров, расстояние между ко-
торыми не измеримб земною мерой.

Туг можно было видеть, как пестрые гро
мадины обмилали края немецкого окопа.
равняя проходы отставшим из второго эше-
лона, а по полю, кидаясь дымками, влива-
лась в прорыв мотопехота; как советский
танк, забравшись во вражескую гущу, стоял
без башни, и дымныеё космы подымались из
страшной дыры, а стальной шишак богатыря
валялся рядом, и четыре врага’ факельно
горели‹ по сторонам, как бы эскорт, сопро-
вожлающий героя в небытие; как люди

со звёздочками на ушанках, крича словс-

Сталин, вступали в поединок < глыбой
крупповской стали, й она никла, дымилась,
крутилась на порванной гусенице, как дьявол
от магического заклинанья. И если только
не ветер преждевременной почи, значит; без-
звучные всадники в бурках мелькнули вла-
леке, где жарко пылали подожжённые стога...

Литовченко заметил на развороте лишь
часть этого стройного в своей беспорялочно-
сти движенья тел, металла-и огня, ло и эт
малое вызвало в нём знакомое по детским
снам чувство полёта через бездну. Ритм
схватки усилился, всё ожило, ‘кричало,
взрывалось, убивал самый воздух; предель-
но напряглись скрученные дымовые волокна
его мыйщ, и мёртвые уже не попадались на
глаза живым, чтобы не мешать им в их ше-
ствий к победе. То была мускулистая, мо-
гучая жизнь битвы, Воля к победе, как
живая вода, нужна была. для гордого и
яростного народа, который, восстав для
великих дел, хочет жить вечно и глядеть
на солнце орлиными очами!

Опять события опережали ленивое, неточ-
ное слово. Рука, отшибленная при откате
казенника, с трудом закладывала очередной
цатрон, но Обрядин ещё не чувствовал боли.
Собольков ещё ждал, когда доголят его от-
ставшие танки, а они уже далеко вправо
и впереди ломали и мололи вражескую обо-
рону... Там двухметровая гряда, род. есте-
ственного эскарпа, пересекала поле вдоль
реки. На эту длинную и, казалось, последнюю
ступеньку перед славой хлынула теперь три-
днать седьмая, чтобы, восстановив утрачен-
ный строй, ринуться на штурм Ставища;
вкруг него и решалась судьба Великошум-
ска. Село виднелось, как на цитадели, за
сбившимся в кучку леском, откуда били
тяжелые немецкие батареи. И если туда пе-
редвинулось теперь самое главное того кро-

eS tS ES

производотвенных успехов, ‘план июля’и
августа выполнить досрочно. Решено за эти
месяцы добиться снижения трудоемкости На
10 проц., снижения себестоимости на 7 проц.

АНИ

АРЕНЕ

Временно укрытая от обстрела, бригада
как бы взрывалась сейчас, распространяясь
в обе стороны и давя дзоты, размешённые
по скату. Их было там насовано, как ласточ-
киных гнёзд в речном обрыве; звук был та-
кой; точно и впрямь яйца хрустели пол. тя-
желой поступью бригады. Один из. них, в
особенности хлеставшийся огнём, досталсл
на долю двести третьей; пулемёты царапали
ее триплекса, в. предсмертном ожесточении
стремясь хотя бы ослепить машину, но она
уже вошла в гнездо, как поршень, бельма-
стая и неотвратимая, и накрелилась, вгрыза-
ясь левой гусеницей, и вдруг осела, и это
полуметровое паденье также напоминало чем-
то пробужденье от детского. сна. Всё обстоя-
ла хорошо, если не считать временной сле-
NOTH танка да обрядинского ушиба; рука
плохо сгибалась в локте, но какое-то допол-
нительное злое озорство зарождалось из.ту-
пой, чеотвязной боли; кстати, Обрядин ни-
когда подолгу не таил. в себе обиды, .

`-— Дозвольте обратиться к водителю, то-
вариш стрелок-радист,—перекричал он мо-
TOP, пользуясь маленькой остановкой для
последующего маневра, и, не дожидаясь по-
зволенья, осведомился у Литовченко, что он
испытывает теперь, глубокоуважаемый Ва-
ся. — Не укачивает тебя маненько, нё бес-
покоит, не трясет?

— ШЩекотно будто... — жарко и с залы-
ханьем ответил тот, задним ходом вывожя
машизу из крошева.

Этот дзот был последний. Пользуясь пере-
дышкой, водитель выбросил левый триплекс,
где ни на сантиметр не оставалось прозрачно-
сти. Стало видно, как необыкновенно круп-
ный, ватными клоками, валил снег. Смерка-
лось. Всё же Литовченко разглядел крозь
на куске плексигласа. То была его собствен-
ная, — так что вовсе не от пота прилипа-
ла к рукоятке фрикциона его растертая ла-
день. Пришлось замотать руку тряпкой;
Дыбок впервые выступал в роли санитара,
это также заняло шепотку временя. :

Обрядин успел, кроме того, дать настав-
ленье водителю, чтоб теперь’ в особенности
берёг лицо от пулевых брызг, и дажё начать
рассказ, как угостил однажды того же
бессменного товарища Семёнова Н. П. зай-
чатиной, вымоченной в коньяке, чем и ввёл
свою жертву в глубокое поэтическое бшеё-
ломление. Случай пришел в память от не-
осознанного пока убежденья, что только
заяц и спас их от прямого попаданья. Он
оборвал повесть на том месте, когда
указанный Семёнов лично пожаловал” На
кухню показать московским гостям 5т0Рб
невероятного художника пиши; он оборвал,
чтоб коснуться пальцев лейтенанта, лежав-

мещного дня, значит, неправду утверждал   ших на штурвале орудия. Е
Собольков, будто судьба боя решается там,   —————

где находится двести третья!., ° :

ИТродолжение следует» ‹

№