ees Я

Крупнейшим военным и политическим
Ha-
шедшим широчайший отклик во всем мире,
явилось освобождение Красной Армией сто-

событием истекшей недели, событием,

яины Советской Литвы — Вильнюса.

Неменкий гарнизон не ушел из Вильню-
са. Часть его была перебита, часть схазлась
в плен. Израненный, многострадальный то-
род очищен от гитлеровской нечисти. Над
хревним замком Гедиминаса гордо разве-
вается красное знамя. Вильнюс вновь в03-

зращен литовекому народу. возвращен в
вечное владение. Не раз была столица Дит-
вы в руках иноземных захватчиков. Во

время первой мировой войны она была в ру-

хах у немпев. Поражение немцев принесло
Вильнюсу свободу, но не налолро. В 1920
голу он был захвачен панской Польшей.
В 1939 году Красная Армия освободила
Вильнюс, вернула его литовскому народу.
В 1940 голу он стал столицей , Литовской

Советской Сопиалистической Республики. В

1941 году ен вновь попал в пемецкую
HEROTIO.

Три долгих гола томилея священный для
литовского нароча город пюд игом ‘немецко-
фашистских извергов. Литовский народ тя-
зело скорбел об участи своей лревней сто-
хицы. Но он превратил эту скорбь в гнев.
OH не пюкорился немецким захватчикам.
Литовокий народ знал тверло, что придет
час и падет власть фашистских временщи-
Кок. Все эти три гола он упорно и муже-
ственно боролся за освобождение родной
земли и родной столицы, боролся в рядах
Краеной Армии, в партизанских отрядах, на
фронтах и в немецком тылу, опираясь HA
могучую поддержку всей семьи  советоких
народов.

Освобожление Вильнюса вызвало  глубо-
кую радость не только в литовском народе,
но и среди всех наролов Прибалтики, кото-
рые видят в этом событии этап к 0ев0бо-
жлению других прибалтийских советских
столиц — Риги и Таллина, — к освобожде-
нию всей Советской Прибалтики. 0свобожде-
нию Вильнюса радуются все свободолюби-
вые народы. Польский нарол, познавтеий,
как и литовский, всю страшную и унизи-
тельную тяжесть немецкой оккупации, тре-
петно прислушивается к гулу артиллерии-
ских орудий у ворот Вобточной Пруссии,
понимая, что победоносное . наступление
Красной Армии, уже ликвилировавшее
«Остланд», липтавшее одного из самых отпе-
тых гитлеровнев Альфрела Розенберга ето
«амт’а» (ведомства), несет и ликвидацию
етенерал-губернаторствл», освобожтение и
возрождение сильной и независимой `демо-
кратической Польши.

Победоносное наступление Красной Ap-
мии продолжается, приближая час  06в060-
жления от немецко-фашлстеких захватчи-
ков всей Прибалтики, всей советекой земли.

x + *

Наступление Красной Армии ‘не только
пробило, выражаясь словами английского
обозревателя майора Гастингса, «зияющую
брешь в восточном вале европейской крепо-
сти Гитлера», оно нробило такую же брешь
в немецко-фашистской «пропаганде». Лон-
нул, как мыльный пузырь, очередной миф о
том, будто «главный фронт»— На Западе, и
поэтому Восточному фронту уделялось мень”
те внимания. Новый этот бездарный миф,

aca) eee ee ne See eee ee ene ae

Pee oie Serine Pe ke ee

ческие размеры».

сток, снимая их поспешно с других фронтов.

гриближением фронта к «генерал-губерна-
лорству» (то-есть к Польше) и к Восточной
Пруссии.

0 срочной переброске германских резервов
на советско-германский фронт сообщает и
берлинский корреспондент «Нейе цюрхер
нейтунг», добавляя при этом: «То, что про-
исходит на Восточном фронте, — это. не вро-
стое отступление германской армии, это
прорыв укрепленных германских позиций по
всему фронту. Хорошо осведомленные бер-
линские круги отдают себе отчет в этом».

Для утешения немецкого обывателя гит-
леровцы вновь пускают в ход затасканный
аргумент о «выпрямлении» и «сокращении»
линии фронта. Любопытно, что подобная
версия имеет хождение и в некоторых орга-
нах союзной печати. Даже такая серьезная
газета, как «Тайме», использует ее“ для бо-
лее широких «обобщений». Газета пишет:
«Быть может, повсеместное сокращение ли-
ний даст врагу наилучшие шансы оттянуть
начало конца. Если он будет действовать в
этом направлении, то Германия подготовится
к осаде на более коротких линиях границ
Третьей империи и Франции. Это логический
ход: событий, определяемый обстановкой».

Эти рассуждения «Таймс» не могут не
вызвать некоторого недоумения. Опыт войны
со всей убедительностью показал, что гит-
леровны добровольно, без упорного боя не
отдают ни одной пяди, ни одного фута за-
хваченной ими земли. Расчеты на доброволь-
ное оставление гитлеровцами позиций, ими
занимаемых. могут привести к опасным ил-
люзиям, к вредным для общего дела, союзни-
ков последствиям.

Так как, надо думать, «Таймс» не хо-
чет затяжки войны,— Ведь на этой пози-
ции стоят все союзные державы,— то ее
рассуждения насчет сокращения  линчи
фронта тем менее основательны, что это
отнюдь не зависит от немцев. № тому же
союзники имеют полную ВОЗМОЖНОСТЬ
удлинить каждый. отдельный  учаеток
фронта расширением наступательных дей-
ствий на. западе.

Логика вещей силынее всякой логики.
Эта логика говорит о том, что хитроум-
ные немецкие потуги об’яснить причины
своих неудач «необходимостью сократить
линию фронта» и таким образом обмануть
население Германии обречены на’ провал.
Логика вещей говорит о неумолимо прибли-
жающейся развязке, несущей окончатель-
ный разгром и поражение гитлеровской
Германии.

* +

В олном из наших прельдущих 0бозре-

0б’яснение причин катастрофических пора-
жений гитлеровской армии на советеко-гер-
манском фронте, не выдержал нервого же сэ-
прикосновения с действительностью. Удар
Красной Армии был так силен, что сколо-
ченная на скорую руку очередная легенла
вылетела из головы ее авторов. Забыв то,
что они твердили вчера, немецкие коммента-
торы сегодня уже говорят с ужасом о сраже-
ниях на Востоке, «принявших апокалинти-

Сами немцы уже не ‘скрывают, что гит-
леровское командование шлет резервы на Во-

Гитлеровское агентетво Трансоцеан широко
публикует заявление представителя герман-
ских военных кругов о переброске на, Восток
«значительных подкреплений» в связи ©

ПРАВДА

t
ESSER ae a ЕЕ Е Е ЕЕ

Иеждународное обозрение

группы людей, называющих себя социалти-
стами, озабоченных тем, как бы облег-
чить Уучаеть ритлеровокой Германии.
Сейчас налицо новые  выетупления
представителей этой группы. В июльекох
номере выходящего. в онлоне журнала
«Социалистише миттейлунген» › опублико-
вана статья лилера немецкой социал-леме-
кратичеекой партии Фогеля. Статья Фоге-
ля, ‘посвященная проблеме послевоенной
Европы, пестрит фразами, вроде того, 419
послевоенную Европу надо «строить в
рамках европейского комплекса», Ha

ских народов»,/ «органических и тводче-
ских форм»... Однако стоит лишь отбро-
сить: эти трескучие фразы, как перед чи-
тателем обнажаетея подлинная суть «то-
слевоенных планов» г. Фогеля и ето еди-
вомьитленников. Не о том, как оградить
жизненную безопасность Евроты т воз-
можных репиливов гефманекого империа-
лизма, хлопочет Фогель, -& о том, как от-
стоять интересы терманекого империализ-
ма... от Европы.

Цель, преследуемая Фотелем, определяет
и соответствующие аргументы в его ста-
тье. Раньше всего он пытаетея обелить
гитлеровекую Германию и доказать, что
не’ она одна несет ответетвенность 32
войну. Германия, заявляет Фогель, ‘бы-
ла не единственным «нарупгителем мира
за последнее столетие».

Вопреки всем известным историческим
фактам, Фогель переклалывает ответствен-
ность за чудовищные преступления нем-
цев на тех, кто явилея жертвой герман-
ской агрессии. Он «исправляет» историю с
совершенно определенной целью: обосно-
вать свою послевоенную программу. И на-
до сказать, что эта программа представля-
ет собой одну из самых злонамеренных и
поллых попыток взорвать послевоенный
мир.

Фогель выступает против дружественно-
го сотрудничества СССР, Великобритании
и США после войны в Европе, как решаю-
щего условия мира и безопасноети. Он кле-
ветнически квалифицирует это сотрудниче-
ство, как «господство трех над Европой».

Особенно ярко векрывается сущность
«планов» Фотеля, когда он от общих про-
блем послевоенной Европы переходит к He-
которым конкретным вопросам, в частности
Е вопросу о передаче Шолыше исконных
польеких земель, насильственно отнятых
немецкими захватчиками. Фогель резко вы-
ступает против удовлетворения законных
интересов Польши, прикрываясь заботой о
«чистоте принципов» Атлантической хар-
тии. Так, под флагом заботы о нослевоен-
ной Европе Фотель протаскивает самую
беззастенчивую защиту интересов герман-!
ского империализма.

Такую же роль выполняет и другой
предетавитель лонлонокой группы «еоциа-
листов» — Брейлефорд, с исключительной
развязностью доказывающий, что Австрия
якобы не может существовать независимо
от Германии и что законные претензии
Польши на присоединение в ней отнатых
у нее немпами территорий ни в коем случае
не должны быть удовлетворены.

единомышленники взяли на себя грязну
роль адвокатов гитлеровской Германии.

основе «солидарности и общности ‘европей--   югу от Омме с войсками, пролвигающимисл

Не ясно ли, что Фотель, Брейлефорд и их   личивается. Большая часть их прибывает на
ю лодках через Ботнический ‘залив, несмотря

Военные действия союзников
в Северной Франции

ЛОНДОН, 15 июля. (ТАСС). В опублико-   остальных участках фронта ничего суще-
ванном сегодня Утром сообщении штаба   ственного не произошло. x
верховного командования - экспедиционных Вчера во второй половине дня тяжелые
сил союзников говорится: бомбардировщики совершили налёты на

«У основания полуострова Котантен со-  вражеские об’екты в районе Амьена. Сред-
юзники заняли новую территорию. Запад-  ние бомбардировщики атаковали мосты В
нее Лессъ наши патрули продвинулись че-   Бурт и Мере. Совершены также налёты на
pes Сен-Жермен-сюр-Э к Мезьеру. Про-  автоколонны южнее Кана, на вражеские
тивник оказал незначительное сопротивле-  позиции в районе Сен-Ло и неприятельскую
ние. Мы продвинулись к Лессэ, заняв  радиоустановку вблизи Гавра. В течение
Бовэ и Ла Журденри. В нескольких милях   14 июля сбито 24 неприятельских самолёта.
восточнее наши войска заняли Ла Лонд и  7 наших машин не вернулись на свои базы.
достигли района затопления на реке Э. На-   В ночь на 15 июля тяжёлые ‘бомбардиров-
ступая через Горж и Сен-Жермен, наши   щики совершили налёт на железнодорож-
части достигли ле Гранж и соединились к ный узел Вильнёв-Сен-Жорж. Лёгкие бом-

бардировщики атаковали казармы, находя-
восточнее болот Горж. Между Сентени и   щиеся юго-западнее Пуатье. Авиация со-
рекой Вир и в районе восточнее Сен-Ло   юзников сбила минувшей ночью два враже-
осуществлен ряд местных продвижении. На   ских самолёта».

- ЖЖ жЖх

ЛОНДОН, 15 июля. (ТАСС). В вечернем   фронта 5 вражеских самолетов и повреди-
сообщении штаба верховного командования   ли еще несколько.
экспедиционных сил союзников от 15 июля Рано утром 15 июля в бухте Сены были
говорится: перехвачены торпедные катеры противни-

«Войска союзников, продолжая продви-   ка, пытавшиеся прорваться к занаду от

жение ‘на правом- фланге фронта, вступили   Гавра. Катеры противника подверглись
в предместья Лессэ и достигли затоплен-   преследованию. Один катер был подожжен.
ных местностей в районе реки Э на фронте   Позднее у входа в гавань были атакованы
протяжением в несколько миль. Деревни   вражеские патрульные суда, которым был
Сент-Оппортюн, Писсо и Сен-Патрис-де-   причинен ущерб». ;
Клед очищены от противника. Дальше к
востоку мы прошли через Гонфревиль и
Ней к берегам реки Сев. В течение 14
июля артиллерия противника: вела ожесто-
ченный огонь. ;

Ранним утром 15 июля истребители-бом-
бардировщики на бреющем полете бомби-
ли и обстреливали из пулеметов враже-
ские войска и артиллерийские позиции в
районе Сен-Ло. Другие отряды истребите-
лей во время разведывательных полетов
близ Кана встретили вражескую  эска-
дрилью, насчитывавшую свыше 30 самоле-
тов, уничтожили 2 из них и вернулись без

Взрывы самолетов-снарядов
в Нормандии

ЛОНДОН, 15 июля. (ТАСС). Как ` пере-
даёт агентство Рейтер, генерал Эйзенхауэр
получил сообщения о том, что несколько
германских самолётов-снарядов упало на
предмостном укреплении союзников в Нор-
мандии. Эйзенхауэр заявил, что существен-
ного ущерба эти налёты не причинили, и
высказал мнение, что самолёты-снаряды не
были специально направлены в этот район,
потерь. 14 июля авиация противника про-   Но Упали там, возможно, из-за неисправно-
являла значительную активность. Наши зе-  сти механизмов, в результате чего они из-
нитные орудия сбили в восточном секторе   менили курс.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 15 июля. (ТАСС). Штаб войск   проникает через окно. Люди не хотят слу-
союзников в Италии сообщает, что в ночь   жить в армии, мотивируя это тем, что при-
на 14 июля французские и американские   званных отправляют в Германию. Люди
части 5-й армии заняли важные возвышен-   не хотят служить awiusmMy>. —
ности между реками Чечина и Арно. Не да- Все попытки итальянских фашистских
вая врагу передышки, французские части   главарей пополнить свою немногочислен-
американской 5-Й армии 14 июля продвину:   ную и небоеспособную «армию» новобран-
лись вперед, заняли Поджибонси—важный   цамн или добровольцами остаются безре-
узел дорог между Ареццо и Ливорно и   зультатными.
продвинулись на всем участке фронта. За- Фашистская газета «Гадзетта дель попо-
паднее американские части также продвину-   ло» недавно жаловалась Ha То, что «от
лись и заняли Печчоли и Кьянни. Их пере-   старой армии ничего не осталось — ни
довые отряды находятся сейчас.в 16 км. от   людей, ни оружия, ни дисциплины... В мо-
Арно и восточнее Ливорно. На побережье   мент капитуляции улетучились не только
Лигурийского моря передовые части союз-   дивизий. В казармах и на складах не оста-
ников находятся в 10 км. от окрестностей   лось и следа от находившихся там военных
Ливорно. материалов».

Бегство из фашистской «армии» стано-
вится все более массовым явлением. Швей-
царская газета «Трибюн де Женев» сооб-
щила недавно, что из «армии» Муссолини
бегут не только солдаты, но и офицеры.
Из одной фашистской офицерской школы,
букомплектованной «надежными элемента-
ми», разбежались почти все слушатели.

* *

СТАМБУЛ, 15 июля. (ТАСС). Недавно
итало-фашистская газета «Стампа» поме-
стила статью, в которой признала, что на-
селение Северной Италии всеми мерами
сопротивляется оккупантам.

«Область Пьемонт,— пишет фашистская
газета. стала очагом волнений и дезертир-
ства. Мятеж, изгнанный в дверь, снова

Массовое бегство финнов в Швецию продолжается

СТОКГОЛЬМ, 15 июля. (ТАСС). Приток   «Разлагающаяся Финляндия», пишет: «Бег-
беженцев из Финляндии в Швецию всё уве-   ство из Финляндии, судя по всему, с каж-
дым днём увеличивается. Подобные явле-
ния лучше, чем что-лабо другое, свидетель-

на то, что на всём финском побережье   ствуют о действительном положении в

ЕЕ. РА Se eee ee eee FREE ES eee Ee

ний мы останавливались уже на весьма

рожденный из невозможности дать немецко- 55 a
подозрительной возне В Дондоне некоей

му обывателю сколько-нибудь «подходящее»

et

Заявление Эрика Джонстона
на пресс-конференции в Вашингтоне

ВАШИНГТОН, 13 июля. (ТАСС). Пред-  ском Союзе имеется огромное желание

этого залива запрешено движение на лод-
ках. Кроме того, беженцы, особенно солда-
ты, начали переходить сухопутную границу
севернее Хапаранды.

В шведских. газетах опубликовано,
в частности, сообщение о бегстве из Фин-
ляндии в Швецию финского пастора Лаури
Лаутинена из Кемиярви. Полгода тому
назад этот пастор выступил против участия
финнов в войне на стороне Германии, был

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Заявление югославского
министра внутренних дел

Коссоновича

НЬЮ-ЙОРК, 15 июля. (ТАСС). Югослав-
ский министр внутренних дел Коссонович

Финляндии. Тот факт, что в Шзецию бежал
целый отряд финских войск, является 6бо0-
лее существенным, чем бегство отдельных
лиц, если даже этих отдельных лин и Ha-
бирается много. Бегство целого отряда по-
казывает, что вопросы, связанные с этим
бегством, открыто ‘обсуждаются теперь в
финских частях. Иначе никак нельзя об’яс-
нить это организованное массовое бегство.
Война до того надоела финскому народу,
что многие стараются использовать самый

седатель американской торговой палаты
Эрик Джонстон на первой после его воз-
врашения из Советского Союза пресс-кон-
ференции настойчиво призывал к TeCHeH-
шему советско-американскому экономиче-
скому сотрудничеству после войны. Джон-
стон предсказал, что после войны амери-
канские деловые круги получат возмож-
ность вести с Советским Союзом торговлю
огромных масштабов при соответствующем
расширении долгосрочных кредитов.

На вопрос о том, что произвело на не
наибольшее впечатление во время поезд
в Советский Союз; Джонстон ответил:
«Дух Красной Армии`и советского народа,
твердо намеревающегося выиграть воину
как можно скорее... Вся энергия, каждый
нерв напряжены для того, чтобы выиграть
войну». На вопрос, когда он ожидает
поражения Германии, Джонстон‘ ответил,
что он слышал по этому поводу различ-
ные предположения, однако’ советские ру-
ководители и советский народ уверены в
скорой победе. В ответ на вопросы Джон-
стон очень тепло отозвался о Сталине,
сказав, что он настроен очень дружествен-
но. Джонстон утвердительно ответил на
вопрос о том, будут ли возможности для
советско-американской торговли после
войны значительно обширнее возможчо-
стей, существовавших до войны. Он под-
черкнул огромную потребность Советского
Союза в промышленном оборудовании. для
восстановления опустошенных районов, по-
вышения промышленного уровня. страны и
жизненного уровня населения.

Джонстон указал, что Соединенные: Шта-
ты могут использовать советский лес, неко-
торые сельскохозяйственные продукты 4
многие ископаемые, как, например, медь, ни-
кель, вольфрам, платину, кобальт и марга-
нец. Джонстон высказал предположение о
B@BMO:KHOCTH создания резервных запасов
меди, которая, по его словам, имеет столь
же зажное значение, как и золото, погре-
бенное в американских подвалах. Джон-
стон подчеркнул, что размеры COBETCKO-
американской торговли после войны будут
зависеть от долгосрочных кредатов, ука-
зав при этом, что под словом долгосрочные
он подразумевает кредиты на срок около
30 лет. «Мы можем иметь почти любой об’-
ем. торговли при условии, если мы предо-
ставим на достаточно большой срок креди-
ты, удовлетворяющие обе стороны».

Джонстон заявил, что процветание США
и Советского Союза в значительной степе-
ни облегчит сохранение после зойны мира
во всем мире, так как у Соединенных Шта-
тов и Советского Союза нет сталкиваю-
щихся интересов. Джонстон указал, что
Советский Союз и США не желают терри-
ториальных приобретений за счет других
стран и что они не соперничают на миро-
вых рынках. «Я не важу причин, по кото-
рым мы были бы не в состоянии создать
между нашими странами мост для обеспе-
чения более широкой торговли после вой-
ны». Джонстон подчеркнул, что в Совет-

АДРЕС РЕЛАКПИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 49. Ленинградское нтоссе, улица
д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 315-59; Местной сети —

52237. i Типография газеты «Правда» имени Сталина. . ee

сотрудничать с Соединенными Штатами.

Джонстон заявил, что он откровенно об-
суждал со Сталиным и другими советскими
руководителями свое мнение о том, что
Соединенные Штаты, не желая введения
у себя после войны советской системы или
советского вмешательства в американскую
систему, так же, как и попыток свергнуть
ее, считают, что Советский Союз имеет
полнейшее право на свою собственную си-
стему без вмешательства США,

Отвечая на многочисленные вопросы кор-
респондентов относительно _ советско-аме-
риканской торговли после-войны, Джонстон
подчеркнул необходимость долгосрочных
американских кредитоз. Советский Союз,
заявил он, «не входит ни в какие соглаше-
ния’ которые он не в состоянии выпол-
нить». Он. также выразил ‘уверенность в
том, что советское правительство будет в
состоянии оплачивать кредиты.

«Кредиты, предоставляемые Советскому
Союзу, — заявил . 04, — являются столь
же надежными, как и всякие другие между-
народные кредиты». Джонстон. указал, что
он сам видел неограниченные запасы мине-
ралов, леса ит. д., которые Советский Союз
может использовать для погашения креди-
тов. р

Джоистон отметил, что долгосрочными
он называет кредиты на срок до 20—30 лет,
кредитами средней срочности — кредиты,
предоставляемые. на срок до 10 лет, и крат-
косрочными — на срок 5 лет. Джонетон на“
деется, что американские деловые круги
найдут возможности. для предоставления
долгосрочных кредитов через банки. Одна-
ко он высказал предположение, что. если
это не будет достигнуто, то американское
правительство рассмотрит меры но оказа-
нию содействия такому кредитованию.

Джонстон утвердительно ответил на во-

‚прос о том, все ли советские закупки про-

изводятся советским правительством, ‘и ука-
зал, что он не замечал никаких признаков
возвращения к тому, что американцы назы-
вают частной инициативой.

Джонстон заявил, что‘ он сомневается в
том, чтобы Советский Союз покупал: после
войны значительные количества  потреби-
тельских товаров в СИГА, так как он хочет
производить эти товары самостоятельно.
Однако Советский Союз будет охотно по-
купать машинное оборудование для произ-
водства потребительских товаров. Он ука-
зал, что обсуждал вопрос о советско-аме-
риканском товарообмене, однако без особой
детализации, вследствие того, что война
еще не закончилась и условия не опреде-
лились. Джонстон указал, что товарообмен
возможен, однако Советский Союз рассчи-
тывает оплачивать закупки в Соединенных
Штатах либо золотом, либо иностранной
валютой, полученной в результате экспорта
в соседние страны или на другие рынки.
Отвечая на вопрос о TOM, исходили ли
Сталин и Джонстон из предположения о
том, что капиталистическая страна может
заключать сделки с коммунистической,
Джонстон ответил, что OHH, несомненно,
«считали это само собой разумеющимся».

в беседе с радиокомментатором Гильмаром
заявил, что создание нового югославского
правительства означает решительный пово-
рот в югославской политической жизни и
является симптоматичным для нового под-
хода к европейским проблемам. Югослав-
ская борьба за освобождение продемонст-

рировала не только мужество и ‘патриотизм :

югославов, но также их политическую зре-
лость. В неумолимой борьбе против немцев
и квислингов сербы, хорваты и словены не
только сохранили единство, но`и заложили
основы подлинно народной демократии. Но-
вое югославское правительство представ-
ляет-собой логический результат этого раз-
BUTHA.

На вопрос Гильмара, как’ югославское
правительство намеревается _ разрешить
сербско-хорватскую проблему, Коссонович
сказал, что проблема, стоящая перед Юго-
славией, заключается в борьбе между демо-
кратией и фашизмом, а не в борьбе между
сербами и хорватами. Югославы хотят един-
ства и демократии, при наличии которых
будут разрешены все второстепенные про-
блемы. Югославская армия, состоящая 43
представителей всех национальных групп,
религий и политических партий, служит
наилучшим доказательством того, что. демо-
кратия и единство будут достигнуты. :

Комментируя выдвинутое Фотичем обви-
нение, что ‘новое югославское правитель-
ство якобы не имеет в своем составе сер-
бов; Коссонович указал, что он сам, а так-
же член правительства Вукосавлевич. —
сербы, а король Петр. является правнуком
Кара-Георгия — основателя современного
сербского государства.

Коссонович сказал, что новое правитель-
ство призывает всех югославов об’единить-
ся под руководством Тито в войне против
Гитлера. Всякий, кто отказывается отклик-
нуться на этот призыв, помогает Гитлеру.

—©_-

Бои’в Югоспазии

ЖЕНЕВА 15 июля. (ТАСС). Здесь полу-
чены сведения об операциях 5-го корпуса
народно-освободительной армии Югославин.
В течение июня части этого корпуса нанес-
ли немцам крупные потери. Убито 2.723, ра-
нено 1.689, взято в плен 282 вражеских сол:
дата и офицера. В числе трофеев 5-го кор-
пуса —7 орудий, 10 миномётов, 44 пулемё-
та, 1! радиостанций и другое военное иму-
щество.

—о—-

©

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 15 июля. (ТАСС). Штаб об’-
единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что на северном
побережье Новой Гвинеи, в районе между
Айтапе и Уэйвейком происходят ожесто-
чённые бои между войсками союзников и
японскими частями, пытающимися  про-
рваться через кольцо окружения.

Средние бомбардировщики потопили
У острова Гальмагера японский транспорт

oie д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Сп

водоизмещением в 3 тыс. тонн, груженный
войсками, горючим и боеприпасами.

посажен в тюрьму и теперь бежал. последний выход из положения — бегство,
Шведская газета «Арбетарен», касаясь   если даже оно и связано с риском для
этого вопроса в передовой под названием   жизни».

Заявление Хэлла по поводу зверств гитлеровцев

ВАШИНГТОН, 15 июля. (ТАСС). Госу-
дарственный секретарь США Хэлл сделал
вчера заявление, в котором резко осудил
массовое убийство немцами и венграми
евреев и истребление населения греческой
деревни JLHCTOMO,

Хэлл заявил: остоверные сведения, по-
ступившие из’ Венгрии, подтверждают ужас-
ные известия о массовом убийстве евреев
нацистами и венгерскими квислинговцами.
Размеры и. формы этих зверских преступле-
ний очень широки. Вся еврейская община
в Венгрии, насчитывавшая 1 млн. человек,
стоит перед угрозой истребления. Президент,
конгресс ‘и сотни частных организаций по
всей нашей стране выражают ужас и возму-
щение, испытываемые американским народом
в связи с этими хладнокровными пытками и
убийствами. Эти чувства разделяют все
цивилизованные страны мира.

Наше правительство не намерено ослаб-
лять своих усилий, направленных на то, что-
бы спасти как можно болыше этих несчаст-

ных людей от преследования и смерти. Ис-
тория заклеймит позором  марионеточное
венгерское правительство, нарушающее эле-
ментарнейшие человеческие права и рабо-
ленски перенимающее самые отвратитель-
ные черты нацистской «расовой политики».
Быть может, бесполезно призывать творцов
этих чудовищных преступлений к гуманно-
сти. Но пусть они знают; что им не удастся
избежать неумолимой кары, которая обру-
шится на них после того, как власть жесто-
ких людей, правящих ныне Венгрией, будет
разбита».

Далее Хэлл заявил: «Хладнокровное
убийство населения греческой деревни Ди-
стомо’ представляет собою новый потрясаю-
щий пример той власти террора, которую
нацисты установили в Европе и которая
становится все более жестокой по ‘мере
того, как усиливается их отчаяние. Это новое
преступление будет занесено в списки, со-
ставляемые Об’единенными нациями, и пра-
вссудие, несомненно, накажет тех, кто вино-
вен в этом преступлении». }

Венгерские холопы Гитлера
обеспокоены ростом недовольства
в стране

СТАМБУЛ, 15 июля. (ТАСС). В широ-
ких слоях венгерского населения деятель-
ность чынешнего квиеслинговского правя-
тельства Венгрии вызывает открытое воз-
мущение. Сами члены правительства Стояи
не в силах скрыть этого факта и выска-
зывают все большую обеспокоенность со-
стоянием «внутреннего фронта».

Недавно на собрании будапеитской го-
родской управы выступил министр внут-
ренних дел Ярош. Болыную часть своей
речи он посвятил яростным нападкам на
«врагов внутреннего единства». Вместе с
тем Ярош вынужден был признать, что
это его выступление не нашло поддержки
среди слушателей. «Я заранее знал, —признал
Ярон,— что мое выступление не чайлет
в этом зале отклика».

Подобные признания содержатся также
в речи министра Имреди, с которой он
выступия недавно на собрании «союза бой-
цов Восточного фронта», председателем
которого он является. Имреди призывал
венгров зосознать серьезность созланшего-
ся положения».

«Обещаю вам,— угрожающе заявил Им-
реди, — что операции по ликвидации этих
элементов мы ‘проводили и будем прово-
дить с опытностью профессионального хи-
рурга». О том, как выглядит это на прак-
тике, можно ‘судить по словам того же
Имреди, который сказал, что для созда-
ния в стране «единомыслия и единодушия»

Итоги переговоров между
США и Мексикой

ВАНТИНГТОН, 13 июля. (ТАСС). Tocy-
дарственный секретарь США Хэлли ме-
ксиканский министр иностранных дел Па-
дилья опубликовали совместное заявление,
в котором говорится, что во время пребы-
вания Падилья в Вашингтоне Хэлл обсу-
дил с ним самые разнообразные вопросы,
имеющие важное значение для обеих стран.

Достигнуто соглашение, в соответствии
с которым оба правительства приложат все
возможные усилия для дальнейшего улуч-
шения транспортных средств Мексики —
железнодорожных, шоссейных, воздушных
и морских. Оба министра договорились
также о возобновлении мёжду США и
Мексикой прерванного войной пароходного
сообщения. ?

Хэлл и Падилья обсудили также реко-
мендации мексикано-американской комис-
сии по экономическому сотрудничеству,
созданной в мае 1943 г. как программу-
минимум на этот год, и пришли к согла-
шению приложить все усилия к тому, что-
бы как можно скореё обеспечить все воз-
можные материалы, необходимые для осу-
ществления этих ‘рекомендаций. Оба пра-
вительства снизят торговые барьеры,

—о—-

Убийство Жоржа Манделя
ЖЕНЕВА, 15 июля. (ТАСС). Радио Виши
сообщает о том, что сегодня был убит
бывший министр внутренних дел в кабинете
Рейно Жорж Мандель, которого немцы

срок сообщать по телефону Д

46 ИЮЛЯ 1944 г. № 170 (3527)

ЕЕ ЕЕ НЕЕ

Член американского конгресса.

о политике США в отношении

Испании и Аргентины

НЬЮ-ЙОРК, 15 июля, (ТАСС). Члеп
палаты представителей США от штата
Нью-Йорк демократ Селлер, выступая
12 июля по радио с речью, транслировав»
шейся по всей стране, призывал к разрыву
отношений с правительством Франко и
локаде Аргентины.
: C8065 а, ОЮЗаХ Селлер, не может су-
ществовать в одной стране независимо от
того, аунествует ли свобода в остальных
странах, а фашизм нельзя Иа т a
изолировать. Со времени войны В спании
союзники все время старались Умиротво-
рить Франко, который  всепда открыто
склонялся на сторону Гитлера и Муссоли-
ни. Подчеркну, что Соединенные Штаты
предоставили Франкю кредит на закупку
хлонка на сумму свыше 13. млн. долларов
и продали ему два крупных судна, Селлер
заявил, что со своей стороны фалангисты
(испанские фашисты) < язного попусти»
тельства испанского ok

ли камнями здание ам :

ББОВА в Мадриде. Соединенные ШЕаты
предоставили Франко ‚продовольствие 4
медикаменты на сумму’ в полмиллиона
долларов. Это было использовано в Испа-
нии для оказания помощи. населению, Но,
дало возможность Испании вывезти рав-
ное. количество продовольствия и медика-
ментов в Германию. Е

Селлер ‘отметил далее, что Франко по-
слая «Голубую дивизию» на фронт для
борьбы против союзника США — Советско-
го Союза. * F

«Франко продолжает отправлять воль-
фрам Гитлеру, разрешает изтионам ‘держав
оси действовать в Испании и таким обра-
зом несет ответственность за’ потопление
многих американских CyLLOB. Англичане и
американцы, несомненно, обладают  доста-
точной мощью для того; чтобы контроли-
ровать Франко, который уже не представ-
ляет собой военной угрозы. Соединенные
ПРаты должны немедленно порвать отно-
шения с Франко, ‘установить блокаду
Испании и таким образом положить конец
правлению Франко». 4

Аргентина, продолжал Селлер, предктае-
ляет собой еше одну фашистскую угрозу.
США должны немедленно установить бло-
калу Аргентины и таким образом уничто-
жить существующий там режим.

О

Создание в США «Национального
гражданского комитета
политического действия»

ВАШИНГТОН, 15 июля. (ТАСС). Предсе-
датель комитета политического действия
Конгресса производственных Профсоюзов
(КПИ) Хиллмэн об’явил, что свыше 80 вид-
ных американских общественных деятелей
организовали «Национальный гражданский
комитет политического действия» для про-
ведения кампании за переизбрание Рузвель-
та и за избрание такого состава конгресса,
котозый поддержит. политику Рузвельта. В
число членов нового комитета входят вид-
ные профсоюзные деятели, представители
интеллигенции, а также руководители раз-
личных. групи американцев иностранного
происхождения. В исполнительный орган ко-
митета входят 11 членов, в том числе быв-
ший губернатор зытата Миннесота Бенсон,
председатель КИП Мэррей, председатель
национального ‘союза. фермеров Паттон,
председатель профсоюза рабочих автомо-
бильной промышленности, входящего в
КПП, Томас, председатель комитета поли-
тического действия КПП Хиллмэн и др.

Хилямэн указал далее, что «Националь-
ный гражданский комитет политического
действия», возможно, будет расширен. Хилл-
мэн пригласил вступить в члены комитета
всех прогрессивных американцев, независи-
мо от их формальной партийной принадлеж-
ности. =~

Отвечая на вопросы представителей пе-
чати, Хиллмэн заявил, что комитет полити-
ческого действия поддерживает выдвижение
кандидатуры Уоллеса на пост вице-прези-
дента.

Одновременно ‘председатель Конгресса
производственных профсоюзов Мэррей, вы-
ступая на пресс-конференции, также об’-
явил, что КПП окончательно высказался за
поддержку Уоллеса.

SS Е
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
ПРИ КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ
колы ПРИ СНК СССР.
В Колонном зале Дома союзов состоятся
` публичные лекции;
18 июля 1944 г.— лекция генерал-лейтенанта
А. И. ГОТОВЦЕВА на тему:

«ПОБЕДА КРАСНОЙ АРМИИ
НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ».

20 июля 1944 г. — лекпия генерал-майора
Н. А. ТАЛЕНСКОГО на тему:

«НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ».
(Обзор воанных действий).
Начало лекций в 7 ч. 30 м. вечера, Би-
леты продаются в каесе Колонного зала
Дома союзов (Пушкинская ул., д. №
под’езд № 3) и во всех кассах Централыной
фальной кассы.

.

КИНО, ТЕАТР

Е 40-летию со дня смерти А, П. Чехова демон-
сетрируются новые художественные фильмы
по одноименным произведениям великого
русского писателя: Т. «СВАДЬБА» — Первый,
Ударник, Колизей, Пторм, Таганский, Орион,
Востоккино, Форум, Динамо, Дом культуры
ЗИС. II. «ЮБИЛЕЙ» — Метрополь, Москва,
Худоскественный, Родина, Урая, Октябрь
(веч.), кт BHC, ЦПКиО им. Горького, Co-
кольнический ИКи0О, Измайловский ПКиО

H ate Сталина.

овы документальный фильм «БИТВА ЗА
СЕВАСТОПОЛЬ» — Новости дня, Хроника,
Метрополь, Москва, Художественный, Родина,
Уран, Октябрь, к/т ЗИС, ПКяО им. Горького,
Сокольнический ПКи0, Измайловский ПКио
ен ;

кий художественный фильм «СЕРЕ-
НАДА СОЛНЕЧНОЙ долины» — Метрополь,
сад «Эрмитаж».

«НЕБО МОСКВЫ» — Диск, Юный зритель (веч.).

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО. -- 16/УП —
2 — Синяя птица, вечер — Три Е,
Sunn 7 час. вечера, утреннего—в 19 ч. дня.
ыы ЛИАЛ МХАТ — 16/УП — утро—На дн,
чер — Пикквикский клуб. Начало в_7 час.
а. утреннего — в 12 час. дня.

on Po ROBOKHE ГОС. EBPEBCKHA TEATP—
oe ронная, 2) — 16/VII — Tepse-moao dnt.

atasco ae час. вечера.
Гос. АТР им. Евг. ВАХТАНГОВА ти»
ВЕД Boe a enrane, 10) — 6 Много
го, Начало в 7 чае. вечера. :
соо московский МУЗ. ТЕАТР ne к. 6.
WAHYBHRO ОО Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
aa — Утро — очь Анго
ok ee и Сальери. 2, Кащей бес:
io oe в 7 час. вечера, утреннего—

московский КАМЕ

‚РНЫЙ ТЕАТР
я бульвар, 23) — 16/VIL ros ya pe
а аки ие — Раскинулось море
в 12 чае. дня. я И

: >. z
MOCRKOBCR. TEATP ALPAMBI (ya. Teprena, 19)—

16/VII —
т 7 ae Пестрые рассказы. На-
Сорос ПРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени М0С-

(Каретный ряд, 3) —1 : =
Забавный случай, вечер Ee и

перевозили из одной тюрьмы в другую. в ход пускаются’ кулаки и дубинки». see в 7 час. вечера, утреннего — в 12 час.
, г равочное бюро — Д 3-15-68; Партийной — -42; :
5-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-3763; Cexpetapnar — д 3-15-64; Е Ен д. 330120 аа ль СКохозяйственного — 3-10-85;

Экономического -—

Изд. № 390.