\

Р 3 АВГУСТА ан r., Ne 185 в

ПРА

BIA

Чрезвычайной Государственной Комиссии
по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников

Истребление гитлеровцами советских военнопленных в «Гросс-лазарете»
`Славута Каменец-Подольской области

При освобождении от немцев частями  и других документов, изобличающих гитле-

„Врасной Армии города Славуты на террито-

рии бывшего военного городка был обнару-
вен «лазарет» советских военнопленных.
В нем находилось евыше ;500 истошённых
и тяжело больных людей. Они рассказали
0б умерщвлении немецкими врачами и охра-
ной «лазарета» десятков тысяч советских
военнопленных.

Под председательством _ Хрущева fe Cs
председателя Совнаркома УССР, специаль-
ная следственная комиссия  расследовала
обстановку и обстоятельства умерщвления
титлеровцами в славутском ‘лазарете офи-
перев и бойцов Врасной Арини, попавших

`в немецкий плен. Комиссия проверила ма-

териал допроса, произведенного старшим со-
ветником юстиции Прокуратуры УССР
Малрцевым 1. Г., при участии представи-
телей Чрезвычайной Государственной Ко-
згиссия Готцева В. Т. и Кононова В. А. и
` данные анализа судебно-мелицинских экс-
пертов: главного судебно-мелицинского экс-
перта Наркомздрава УССР профессора, док-
тора медицинских! наук Саножникова 10. C.,

заведующего патоморфологическим сектором.

Московского центрального ‘нейро-хирургиче-
ского института профессора, доктора меди-
цинских наук Смирнова 1. И. и директора
Харьковского научно-исследовательского ин-
ститута судебной экспертизы НЕЮ УССР
профессора Бокариуе Н. Н. Е

В результате следствия собрано огромное
число показаний свидетелей и пострадав-
ших, распоряжений оккупационных властей

ровское правительство и верховное коман-
лование германской армии в грубом попя-
рании, элементарных правил человечности.

На основании этих материалов Чрезвы-
чайная Государственная Комиссия yerano-
вида:

Осенью 1941 года немецко-фашистекие
захватчики оккупировали город Славуту и
организовали в нём для раненых и больных
офицеров и бойцов Красной Армии «лаза-
рет», наименовав ero:  «Гросс-лазарет»
Славута, цай лагерь 301». «Дазарет» был
расположен в полутора— двух километрах
юго-восточнее Славуты и занимал десять
трехэтажных каменных зданий — блоков.
Все здания гитлеровцы обнесли густой сетью
проволочных заграждений. Вдоль 3a-
граждений, через каждые 10 метров были
построены вышки, на которых находились
пулемёты, прожектора и охрана.

Администрация, немецкие врачи и охрана
«Гросс-лазарета» в лице коменданта гаупт-
мана Планк, затем сменившего его майора
Павлиска, заместителя коменданта гаупт-
мана Кронсдорфер, гауптмана Hoe, mra6c-
арита доктора Борбе, его заместителя док-
тора Штурм, обер-фельдфебеля Ильземан и
фельдфебеля Беккер — проводили массовое
истребление советских военнопленных пу-
тём созданий специального режима голода,
скученности и антисанитарии, применения
пыток и прямых убийств, лишения больных

и раненых лечения и принуждения крайне .

истощённых людей в каторжному труду...

Немецкий «Гросс-лазарет»
Славута— лазарет смерти

В «Гросс-лазарете» немецкие власти с0-
гредоточивали 15—18 тысяч тяжело и лег-
KO раненых, & также страдающих различ-
ными инфекционными и неинфекциовными
заболеваниями советских военнопленных.
На смену умершим сюда непрерывно направ-
лялись новые партии: раненых ‘и больных
советских военнопленных. В пути следова-
ния военнопленных подвергали истязаниям,
хорили голодом и убивали. Из каждого эше-
тона, прибывающего в «лазарет», гитлеров-
цы выбрасывали сотни трупов. Машинист
водонапорной бани, ‘расположенной на тер-
ритории -бывшего военного городка, Дани-
люк А. И. сообщил Следственной Комиссии,
что он видел, как «Из каждого вагона при-
бывавшего эшелона  выбрасывалось по
20—25 трупов и на железнодорожной ветке
оставалось ло 800—900 трупов».

В пути пешего следования тысячи ©0-
ветских военнопленных погибали от голо-
да, жажды, отсутствия медицинской помо-
щи, дикого произвола немецкого конвоя.
Медицинская сестра Славутской больницы
Иванова А. Н. показала перед Следствен-
ной Комиссией, что в больницу местными
жителями часто доставлялись советокие вд-
енноплённые, брошенные конвоем, с тяжё-
‘лыми ранениями, нанесёнными в пути. В
числе доставленных в больницу и скончав-
шихся она назвала  техника-интенданта
первого ранга Соломай, штабного писаря
Пошехонова и рядового бойца Калилес. -

Как правило, гитлеровцы ударами пря-
кладов и резиновых дубинок встречали пар-
тии военнопленных у ворот «лазарета», за-
тем отбирали у вновь прибывших кожаную

` обувь, тбилую одежду и личные вещи.

Немецкие врачи преднамеренно распространяли
В «лазарете» инфекционные заболевания

” ЗВ “Гюос-лазарете» немецкие врачи ис-
хусственно создавали невероятную. скучен-
ность. Военнопленные принуждёны были
стоять, тесно прижавитиеь друг Е другу, из-

немогали от усталости и истощения, пада-

ли и умирали. Фашисты применяли раз-
ичные способы «уплотнения» «лазарета».
Бывший военнопленный Хуажев И. Я. ©0-
общил, что немцы «выстрелами из автома-
тов уплотняли помещения и люди неволь-
HO тесно прижималиеь друг к другу; тогяз
еюда гитлеровцы вталкивали ещё больных
и раненых и лвери закрывали».

В «лазарете» немецкие врачи преднаме-
ренно распространяли инфекпионные sat

левания. Больных сыпным тифом, туберву-
лезом, дизентерией, раненых с тяжёлыми и
лёгкихи повреждениями они размещали в
одном блоке и в одной камере. Бывигий во-
еннопленный советский врач Крьннтон А. 8.
показал, что «в одном блоке находились
больные сышным тифом и туберкулёзом, ко-
личество больных доходило до. 1.800 чело-
век в то время, как в нормальных услови-
ях там можно было разместить не более 400
человек» Уборка камер не производилась.
Больные по нескольку месяцев оставались
в том белье, в котором попадали в плен.
Спали они без всякой подстилки. Многие
были полураздеты или совершенно голые.

На снимках; слев

Помещения не отапливались, а примитиз-
ные печи, сяеланные самими военноплен-
ными, разрушались. Элементарная’ сани-
тарная обработка поступающих в «лазарет»
не производилась. В66 это 01060бствоваае

распространению инфекционных заболева-
ний. В «лазарете» не было воды для умы-
вания и даже для питья. В результате ал-
тисанитарии вшивость в «лазарете» приня-
аа чудовищные размеры.

Немецкие врачи и охрана «Гросс-лазарета»_
голодом истребляли советских военнопленных

Суточный пищевой рацион советских в9-
еннопленных состоял из 250 граммов э9-
зап-хлеба и 2 литров так называемой «ба-
ланды». Эрзац-хлеб выпекался из специ-
альной, присылаемой из Германии, ‘муки.
В одном из складов «лазарета» обнаруже-
но около 15 тонн этой муки, хранившейся
B 40-килограммовых бумажных мешках с
фабричными этикетками  «Шпельцмель».
Судебно-медицинской и химической экспер-
тизой, а также анализом, произведенным
Институтом питания Наркомздрава ООСР от
21 июня 1944 г., установлено, «Что «му-
ка» представляет собой мякину с ничтож-
ной примесью крахмала (1,7 процента),
Наличие крахмала свидетельствует о содер-
жании в исследуемой массе ничтожного ко-
личества муки, повидимому, образовавшейся
от случайно попавших в солому зерен при
обмолоте. Питание «хлебом», приготовлен-
ным из этой муки, влекло за собой голода-
ние, алиментарную  дистрофию, в её кахек-
тической и отбчной (голодный отёк) фор-
мах п способствовало распространению сре-
ди советских военнопленных тяжёлых ви-
печно-желудочных заболеваний, обычно
кончавшихея смертью».

Так же пагубно действовала на организм
«баланла»,  изготовляющаяея ‘из шелухи
гречихи и проса, неочищенного и полу-
сгнившего картофеля, всякого рода отбро-
сов, с примесью земли, осколков стекла. Не-
редко пища приготовлялась из падали, под-
бираемой по распоряжению коменданта в
окрестностях «лазарета».

По заявлению бывших военнопленных
Иноземцева, И. П., _Чигрина Е. И. и Ждано-

ва П. Н. в <«Гроес-лазарете» периодически

отмечались вспышки заболеваний неизвеет-
ного характера, называвшиеся немецкими:

врачами «парохолерой». Заболевание «па-
рохолерой» было плодом варварских экепе-
риментов немецких врачей. Как возникали,
так и заканчивались эти эпидемии внезап-
но. Исход «парохолеры» в 60—80 процен-
тах случаев был смертельный. Трупы неко-
торых умерших от этих заболеваний векры-
вались немецкими врачами, причем русские
врачи военнопленные к векрытию не лопу-
скались.

Несмотря на 10, что славутский лагерь
официально именовался «Гросс-лазаретом»
и в его штате числилось значительное ко-
личество медицинского персонала, больные
и раненые офицеры и бойцы Красной Армии
не получали самой элементарной медицин-
ской помощи. Медикаменты для больных и
раненых не выдавались. Хирургической 9б-
работке раны не подвергались и не пере-
вязывалиеь. Раненые конечности с повреж-
дениями костей не иммобилизовались. Даже
за тяжело больными не был организован.
ухол. Бывшая военнопленная санитарка
Молчанова П. А. сообщила, что «Больные
И раненые в большом количестве, сосредо-
точенные ‘в соседнем с нами помещении, за
дощатой перегородкой, не получали ника-
кой медипинокой помощи. Днём и ночью из
их палаты донооилиеь непрерывная  моль-
ба о помощи, просьба о том, чтобы им да-
ли хоть каплю воды. Сквозь щели между
досками проникало тяжелое зловоние от

тноящихся и запущенных фран».

Пытки и расстрелы советских военнопленных

`Советеких военнонленных в «Тросе-ла-

зарете» ‘подвергали: пьРркам и ‘истязаниям,
били при раздаче пищи, при выводе на
работу. Не щадили фалгистекие палачи `да-
же умирающих. Судебно-медицинекая экс-
пертиза. при эксгумировании трупов, обна-
ружила в числе лругих труп военнопленно-
Г0, когорому в агональном- состояний было
нанесено колотое ранение ножом в пахо-
вую область. С торчащим в ране ножом он
был брошен в могилу и ещё живым засы-
пан землёй.

Одним из видов массовых пыток в «ла-
зарете» было заключение больных и ране-
ных в карцер, который представлял собою
холодное помещение ¢ цементным полом.
Завлючанные в карцер на несколько дней
лишались пищи ‘и многие там умирали.
Вольных и слабых людей гитлеровцы ¢

целью ещё большего истощения заставля-
ли бегать вокруг зданий «лазарета», а тех,  .

ETO He мог бегать, запарывали до полу-
‘смерти.

Нерелкя были случая ‚убийства военно-
пленных › немецкой. охраной ‘ради потехи.
Бывший военнопленный Бухтийчук Д. П.
сообщил о,том, как немцы бросали на
проволочные заграждения  внутренноети.
павших лошадей и, когда обезумевшие от
голода военнопленные тю х запраж-
дениям, охрана открывала по ним стрель-
бу из автоматов. Свидетель Кирсанов Л. С.
видел, как был заколот штыком один из
военнопленных за то, что он поднял с
земли клубень картофеля. Бывший военно-
пленный Шаталов А. Т. «был очевидцем,
как конвоир застрелил военнопленного, пы-
тавшегося получить вторую порцию «ба-
ланды». В феврале 1942 г. он «видел, как
чаюовой ранил” одного из пленных, который
искал в мусорной яме об’едки, оставшиеся
в немецкой кухне обслуживающего персо-
нала, раненый был немедленно уведён к
яме, раздет и пристрелен».

Комендатура и охрана лагеря неодно-
кратно применяла изошрённые меры истя-
заний. векрытых экогумированных
трупов судебно-метицинекая экотертиза 00-
наружила четыре трупа военнопленных,
умерщвленных холодным оружием, с коло-
тыми головными ранами, пронякающими 3

волость черепа.

Раченых и больных военнопленных, ‘не-
смотря на крайнюю степень истощения п
резкую слабость, гитлеровцы принуждали
к непосильному физическому труду. На во-
еннопленных перевозились тяжести, вызо-
зились трупы умерщвлённых советових 2ю-
дей. Изнемогающих и падающих  военно-
пленных конвоиры убивали на месте. Путь
на работу и е работы, по заявлению ксенл-
за города Славуты Милевекого, намечен,
как вехами, маленькими  налмогильньюги
XOIMUR AME.

Наиболее ярким свидетельством ‘изувер-
ского отношения немещко-фаптистоких пала-
чей к советским военнопленным является
тот факт, что многих больных и раненых
они закапывали в могилы заживо. Быв-
шему военнопленному Панкину А. М. и
вестен случай, когда в феврале 1943 г.
мертвецкую был вынесен больной, иль
шяйся в забытье. В мертвецкой больной
очнулся, о чем было доложено немпу —
шефу блока. Но он приказал оставить боль-
ного в мертвецкой и больной был похоро-
нен.

На основании обнаружения в глубоких
дыхательных путях четырех трупов военно-
пленных вилоть ло мельчайших бронхов
«большого количества песчинок, которые
могли попасть так глубоко лишь при ды-
хательных движениях засыпанных` песком»,
сутебно-медипинская экспертиза установи-
ла; что в «Гроос-лазарете» охрана комен-
датуры с ведома немецких врачей хорони-
ла советских людей ЖИВЫМИ.

Немецкие палачи расстреливали. ‘мирных
граждан. за оказание помощи советским
военнопленным -

Несмотря на строжайшую охрану и без-   щих населённых пунктов. В связи с этим

удержные репрессии, советские военноплен-
ные совершали индивялуальные и групио-
вые побеги из «лазарета», находя приют у
местного населения Славуты и окружаю-

15 января 1942 года Шепетовокий гебитс-
комиссар празвительственный советник лок-
тор Ворбе, в. округ которого входил горол
Славута, специальным рэопоряжением пре-

дупредил население, что «за оказание «тю-

сторонним лицам», т. е. бежавшим военно--
цленным какой бы то ни было помощи, ви-.

новные будут расстреляны. Если же не-
посредственные виновники не найдутся, то
в каждом случае будет расстреляно 10 за-
ложников». Районная управа города Сла-
вуты, в свою очерель, об’явила, что «все
военнопленные, самовольно покинувшие ла-
зарет, об’являются вне закона и подлежат
расстрелу в любом месте их обнаружения».

Бежавших и задержанных военноплен-
ных, & также граждан, оказывавших им
помошь, гитлеровцы арестовывали, подвер-
гали избиениям и расстреливали. Священ-
нику Журковскому известен факт об аре-
сте и расстреле 26-ти мирных граждан,

оказавших помощь военнопленным. Свиде-
тель. Фригауф Я. А. сообщил, что за по-
мощь военнопленным были арестованы
доктор местной больницы Махнишов, дочь
доктора Вайцешука, медсестра Нионила.
Особую активность в расправах с задер-
жанными военнопленными и мирными
гражданами проявлял шеф славутекой жан-
хармерии обервахмайстер Роберт Готовиц
и его заместитель вахмайстер: Дор. Расстрел
советских людей гитлеровцы производили
на участке, прилегающем с юга к водона-
порной башне бывшего военного городка»
возле <«Гросе-лазарета». Это место ими бы-
ло избрано с целью устрашения военно-
пленных, которые являлиеь невольными
свидетелями чудовищных злодеяний.

Последствия варварского режима,

установленного в

При медицинском  освилетельствовании
525 освобождённых из «Гросс-лазарета»
Славута советских военнопленных было
установлено у 435 крайняя степень исто-
щения, у 59 — осложненное течение тан,
у 31 — нервно-пеихическое расстройство.
Судебно-медицинская экспертиза на осно-
вании внутреннего исследования 112 и на-
ружного осмотра 500° эксгумированных
трупов пришла к заключению, что админи-
страция и немецкие врачи «лазарета». соз-
дали такой режим, при котором была почти

_поголовная емертность больных и раненых.

Основной причиной емерти советских во-
веннопленных судебно-медицинские экспет-
Ты считают истощение крайней степени,
‘инфекционные заболевания, нанесение ог-
нестрельных ран из автоматов и холодным
оружием. Такой смертности, которая была
в «лазарете», не знает ни одно лечебное

Немецкие палачи
‘следы своих

Немецко-фаптистские палачи всячески
старались замести слелы своих преступле-
ний. Они тщательно маскировали места за-
хоронения советских военнопленных. ‘Это
подтверждается данными расследования и
судебно-мелицинекой экспертизы. Только
на территории бывшего военного городка
обнаружено ло тысячи могил масеового за-
хоронепия: На кресте могилы № 623 было
налтисано восемь фамилий  похороненных.
Пря вскрытии этой могилы в ней оказалось
32 трупа. То же самое выявлено при вскры-
тии могилы № 624. В других могилах
при вскрытии обнаружена грунтовая про-
слойка между лежащими в ней трупами.
При вскрытии могилы № 625 было извле-
чено 10 трупов, а под слоем грунта толщи-

К ответу гитлеровских палачей

На основании показаний свидетелей, лан-
ных сулебно-мелипинской экспертизы и рас-

‘следования, произведенного специальной ко-

миссией, Чрезвычайная Государственная
Комиссия неопровержимо установила факт
преднамеренного истребления охраной и не-
мецкими врачами «Гросс-лазарета» хо. 150
тысяч. советских военнопленных,
Чрезвычайная Государственная Комиссия
считает ответственными за эти преступле-
ния правительство и военное командование
фалтистской Германии, а также  непосред-
ственных виновников: штабсарцта доктора

«Гросс-лазарете»

учреждение. Круглые сутки военноплен-
ные, впраженные в повозки, вывозили
трупы к заранее подготовленным ямам и
все же не успевали. Тогда для ускорения
«транспортировки» трупы выбрасывались
из «лазарета» прямо из окон и там во дво-
ре складывались штабелями.

Бывший военнопленный Севрюгин А. В.
сообщил: «Люди вокруг меня умирали сот-
нями. Возле меня ежедневно умирали 9—10
человек. Мертвых увозили, места занима-
лись новыми больными, а утром повторя-
лась та же картина. Колоссальная смерт-
ность дохотила ло 300 человек в день». За
два года оккупации города  Славуты, при
участии немецких врачей Борбе, Штурм и
других мелипинских работников, в «Гросс-
лазарете» гитлеровцы истребили ло 150 ты-
сяч офицеров и бойцов Красной Армии.

пытались скрыть.
преступлений

now B 30 canTuM. ешё два ряда трупов. To
же самое выявлено при раскрытии могилы
№ 627 и могилы № 8. Из последней извле-
чено 30 трупов, под слоем грунта найдено
её множество трупов значительно большей
тавности захоронения.

Гитлеровцы маскировали места, захороне-
ния путём посадки на них деревьев, про-
кладки дорожек, разбивки клумб ит. д.
У казармы № 6 под одной из дорожек, вы-
ложенной камнями. была обнаружена моги-
ла размером 4,5 метра на 3 метра. В северо-
западном направлении от этой казармы, не-
далеко от шоссе, ведущего в Шепетовку, 0б-
наружены три замаскированных. могилы раз-
мером от б метров на 2 метра, хо 6 > метра Ha
2,5 метра.

>

Борбе, его заместителя доктора Штурм, Ше-
петовского.  гебитскомиссара,  правитель-
ственного советника доктора Ворбс, майора
Павлиска, гауптмана Планк, гауптмана
Ное, гауптмана Кронедорфер, ‘обер-фельдфе-
Gera Ильземан, ‹ фельдфебеля Беккер, шефа
славутской жандармерии обер-вахмайстера
Готовиц и его заместителя вахмайстера Дор.

Все они должны понести суровую кару за
свои чудовищные кровавые преступления,
выразившиеся в преднамеренном истребле-
нии советских военнопленных бойцов и офи-
церов Врасной Армии,
£

а и справа — советские военнопленные, освобожденные из «Гросс-лазарета», — Николай Черкасов и Владимир Лобанов; в центре — извлеченные-из могил трупы военнопленных: