4 . es г

ЕТ a - ge ee - у ЕЕ = -
TET ee a TTD CR TE SS a

К западу от Немана _

РАВДА

Saacnenue Cmemmunuyca 0 npedcmoauux neperocopax

944 r, Ne 185 (9642)

3 АВГУСТА 1

LSS

SSS

Турция порвала дипломатические =
и экономические отношения © Германией

(От военного корреспондевта «Правды»)

Еще совсем недавно переправы через. Не-
ман были линией фронта. Гулкие выстрелы
пушек гремели над прибрежными лесами, и
запах нагретой на солнце сосны мешалея е
запахом гари. В те дни борьба’ шла за каж-
дый клочок земли, мост, паром и даже 3a
каждый трос, протянутый через реку.

А сегодня Неман на этом участке—мир-
ная река. Она и выглядит спокойнее. Гро-
хот войны, огонь и дым ее переместились
далеко на запад, на дороги, которые на воен-
ной карте обозначены стрелкой с надписью.
«На Пруссию». Здесь, у реки, остались лишь
следы жестокой борьбы: сломанные ели, опа-
ленные березки, разбитые ящики Co снаря-
дами, опрокинутые машины и трупы врагов.

Наши части, переправившиеся на’ запад-
ный берег, смяли боевое. охранение немпев
и бросилясь в атаку. С первых же минут
сражения, начатого сильным артиллерий-
ским огнем наших батарей и бомбовыми
ударами с воздуха, отборные батальоны гер-
манских охранных дивизий ожесточенно
сопротивлялись. Они бросали в бой и «Пан-
теры» и «Фердинанды» и переходили не-
сколько раз в контратаки, стремясь вернуть
себе потерянные хутора, дороги и даже про-
секи в лесу. Немцы держались за Неман,
за его густые леса, за высокие берега, как
за последнюю возможность воевать на чужой
земле, как за предполье Восточной Нрус-
спи.

Й вот они отброшены на 50 километров
на запад, выбиты из крупных населенных
пунктов, из хуторов и лесов, с магиетраль-
ных шоссе.

Мы ехали по следам наступающих частей
по узким лесным тропам, пробирались через.
завалы старых елей, мимо . освобожденных
хуторов и вилели не только трофеи, но и
пепелиша, не только подбитые танки, нои
трупы мирных людей. От прекрасного местеч-
ка Бальвержишки остались лишь тлеющие
утли. Здесь были немцы. Отступая под огнем
наших дивизий, они спалили все дома, и уби-
ли мирных жителей за то, что те не согласи-
лись уйти в рабство. Спасся лишь TOT, кто
бежал в леса. Местечко было зажжено со всех
сторон, и пламя, окутанное черным дымом,
долго стояло над домиками и садами. И в этот
момент обезумевшие от бессильной ярости
солдаты ‘терманской армии открыли стрельбу
из автоматов и пулеметов, немецкий танк
метался по улицам горящего городка и
стрелял по домам, ` по заводу, по- мель-
нице, по костелу. Так уходили немцы из
литовского местечка. А следом, как возмез-
дие, беспрерывно шли на запад наши штур-
мовики: Литовские крестьяне, услышав. ро-.
кот наших, самолетов, выбегали на улицу,
подолгу смотрели в синее небо и привет-
ственно махаля.руками. ;

Brosh exemuecom. Всюду видны окопы,

- По. зо

На пути в Люблин нам нужно было 0б -
ехать взорванный мост через реку Вепш.
Наша машина свернула с Варшавекого шос-
се на проселок.

В деревне Цеханки, утопающей в зеле-
ни садов и вековых лин, нас обступили
польские крестьяне. В синих шапочках с
большими козырьками, в каких-то опорках
на деревянной подошве и длинных домо-
тканых рубахах, они бежали к машине
из садов и‘огоролов, предлагая нам вишни и
яблоки. Левутики. забдрасывали цветами и
нашу машину: и все грузовики с воинами,
хоторые тоже свернули в Цеханки.

«Как проехать к переправе?» — спраши-
вает капитан, соскочивший с мотоцикла.
Крестьяне указывают близкий путь, но все
же им кажется, что без проводника не обой-
тись. Старик Казимир Дорувский ветает на
подножку машины и ведет всю колонну по
лесным дорогам, на ходу вспоминая тяже-
лую жизнь «под германцем», как здесь вы-
ражаютея. ** :

Mur presmaem 8 zec, u Jlopypcrmi 3a-
мечает, что этим лесом немцы никогда не
езлили — отсюда никто из них не выходил
живым. Из леса едут польские крестьяне с
дровами.— они енимают шапки и долго
машут ими вслед уходящим машинам.

На переправе у маленького польского
городка Ленчна мы прощаемся со стари-
ком. Как он пойдет обратно в Цеханки, вель
мы уже проехали пятнадцать километров?
Дорувекий усмехается — он готов поехать
с войсками ло Варшавы и оттуда вернуться
пешком, чтобы рассказать, как дерутся за
освобождение польской земли воины Крас-
ной Армии. Он ждет, пока все машины нпе-
реправятся по деревянному мосту, а потом
уходит неторопливой походкой человека, ко--
торому теперь уже некого боятьея: он пе-
рестал быть рабом.

В горолке Ленчна, где живут кустари и
пивовары, где во дворах и в садах зреют и
наливалотся соками гирлянды хмеля, только
что закончился бой. В трясине, у реки, за-
стрял «Фердинанд», и его вытаскивают наши
танкисты. Капитан Шестов собирает свои
танки и ведет их дальше, в глубь Польши. Ёго
путь лежит через город Ленчну. И здесь ему
навстречу выбежали поляки — им хотелось
как-то поблагодарить Шестова. Вроме цве-
тов и фруктов, ему поднесли старинный
польекий кубок. Капитан принял этот дар
и приказал открыть люки в танках. Танки-
сты, вытянувшиеь и приложив руки к ко-
зырькам шлемов, провели свои боевые ма-
шины мимо людей, которым они только что
вернули и жизнь, и свободу. И вдруг на
узкой улице, которая когда-то называлась
именем Мицкевича, кто-то затянул поль-
серий национальный гимя, его подхватили
женщины, старики, люди пожилые и юно-
пи. а левушки шли за танками мимо пло-
шали, спустились с горы, в поле.

Да, теперь поляки могут итти в поле или
в лес, поехать в город, петь по вечерам,
собравшись в саду, и не бояться, что их
Гле-то подстерегает, преследует, угрожает,
так занесенный меч, короткая надпись:
«Полякам воспрещается!».

Это относилось ко всему, что человек при-
вык делать с самого своего рождения. Нем-
цы не успели только наложить запрет на
возлух, ла и то полякам воспрещалось ды-
шаль свежим воздухом в лесах, за Городом,
в парках— все это было привилегией

«выешей расы».

В городе Люблинетя видел в театре, на
улице Капуцинов, надпись Ha уборных:
«Только лля немцев». Впрочем, над вхо-

`АДРЕО
—_— ‘36.52; Иностранного — Д 3-37-50;

‘напор. На третий день наступления Неман

родам Польши

(От военного корреспондента «Правды»)

РЕЛАКИИЙ ns ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «П
aa т ` Писем — Дд3115-59; Местной” аи д 312

сломанные. и спиленные деревья. Нас обго-
няют. убранные ветками берез, . тяжело.
груженные машины, пушки, цистерны ©
бензином. Гудки сотен автомобилей далеко
разносятся по лесу. Все спешат вперед.
Ежечасно мы слышим новости, которые
разносятся по всем дорогам наступления, как
призыв еще быстрее, еще смелее итти на
врага.:Й войска идут виеред, преследуя раз-
битого, но продолжающего злобно огрызать-
ся зверя, перерезая ему пути, устраивал
капканы в лесу. Сержант Евтюхин со свон-
ми бойцами не дал уйти из леса групие
немпев— перебил их или пленил. Расчет
орудия старшего сержанта Иванова не дал
пройти танку и «Фердинанду». Снайпер
Юрьев одной пулей через смотровую щель
убил механика-водителя немецкого танка;
танк закрутился, наскочил на большое де-
рево, затем на дом. и стал. é
Были взяты сотни населенных пунктов.
Унылые фигуры пленных немецких солдат
плелись по дорогам, а в отдельных населен-
вых пунктах еше шли бои, иногда кончав-
шиеся рукопанной схваткой. В Мариамполь
наши передовые отрялы зашли с вечера, а
ночью разгорелась жестокая схватка. Город
переходил из рук-в руки. Наконец, на рас-
свете 31 июля он стал советским навсегда.
Противник был отогнан за реку
Наши части. овладели Пильвишками, распо-
ложенными на скрещении дорог, идущих в
Мариамполь, Каунас и Германию.
Наступательный удар войск 3-го Бело-
русского фронта все нарастал. Прорыв ши-
рился. Разбитые, разрозненные немецкие
части He в силах были сдерживать этот

был форсирован на протяжении 230 кило-
метров, и бои. ушли далеко от реки. Ocodex-
но успешно пролвигалиеь части генерала,
Морозова. Они ‘заняли несколько сот насе-
ленных пунктов и. неудержимо рвались к
германской границе.

Отдельные группы немецких солдат де-
рутся, как самостоятельные отряды, поте-
рявшие ‘общее управление. Недаром. Юзеф
укст, командир немецкого. минометного
взвола, посланный своим. начальником на

командный пункт полка, пришел. вчера в

штаб нашего батальона п вынужден был
поднять руки. Немпы из разбитых частей,
выходя из леса, тщетно ищут путей к Во-
сточной Пруссии и попадают либо под пу-
лю, либо в плен.

Сейчас. когда пишутся эти строки, нашти
войска продолжают движение вперел, пре-
одолевая с боями последние километры,
отделяющие нас от Восточной Пруссия.

Мартын МЕРЖАНОВ.
3-й Белорусский фронт, 2 августа. (До-
ставлено на самолете). *°

дом в театр тоже был вывешен запретный
окрик: «Полякам не входить!» Если в те-
атре обнаруживалея поляк, — он отсылался
в лагерь за городом, а оттуда никто не воз-
рращался. Этот лагерь был для поляков кро-
вавым кошмаром. В Люблине есть две ули-
цы — Краковская и ФЛюбертовская, кото-
рыми город гордился,— там, в тени липо-
вых аллей, в парке, в скверах, у’готических
особняков, на шумных площадях, люди
жили, веселились, встречались, прогулива-
лись, по вечерам семьями просиживали в.
кафе. Отсюда по узким переулкам шли на
улицу Капуцинов, в театр или в Зал Шо-
пена. на концерт. Это был быт, установлен-
ный веками. Немцы лишили поляков всего
этого,- оставили им только муки и страх.

По вечерам на Краковской улице поля-
кам нельзя было появляться — там бро-
дили только немцы. Поляк был вне зако-
на: немец мог распорядиться им по сво-
ему усмотрению. Я встретил в Люблине
профессора истории Иосифа Джебельского.
В старой шляпе и потреланном пиджаке, он
сидел в предместье города и читал. Ему но-
могали друзья, они спасли его от смерти.

На подбитом советском танке есть над-
much: «Здесь погиб в боях за Люблин ме-
ханик-водитель Нестеренко». Вто-то напи-
сал на польском языке, повыше, у башни,
мелом: «Слава ему!» И кто-то дополнил:
«Вечная слава!». Джебельский тоже припи-
сал: «Спасибо ему от польского народа!»

— У меня погиб сын — там, в лагере, —
говорит Джебельский,— я все хотел, чтобы
он стал историком. Ему не удалось закон-
чить гимназию: ведь полякам не разреша-
лось учиться ни в гимназиях, ни в универ-
ситетах.., ;

В театре я встретил пианиста Юрия
Сливу. Он был концертмейстером. Потом
немцы предложили ему и всем актерам по-
кинуть театр — им посоветовали выступать
в кафе где-нибудь в предместье, но, конеч-
во, не с польской музыкой. В городе немцы
устраивали облавы. Они ловили людей на
улице и предлагали им доказать чем-нибудь,
что они не партизаны. Юрий Слива сидел
четыре месяца в лагере, потом его спасли
друзья. Певец Домбровский жил в кафе —
там он пел, там его кормили.

На всем пути ло Вислы я видел, как
встречала наших воинов исстрадавшаяся,
истерзанная Польша. В Люблине женщины
останавливали грузовики © пехотой и каж-
дому подносили букетик цветов. пожимали
руки, целовали. Три дня в городе не стихал
праздник; улицы, где еше не успела вы-
ссхнуть кровь битвы, гле еще только уби-
раются вражеские пушки. засыпаны хри-
зантемами, в домах, в парках поют песни,
те самые — то веселые, то заунывные поль-
ские песни, которые были пох запретом.

Вместе с Красной Армией движется по
Польше и польская армия, сформированная
5 СССР. Еще на шоссе ее встретили стари-
ки-поляки и ксендз. Всендз освятил знамя
польских танкистов и благословил на же-
стокую борьбу с врагом, который унижал
душил прекрасный и талантливый нарот,
давший миру Шопена и Мицкевича, нароя,
жаждущий свободы, а теперь обретаю-
щий ее.

Наши войска ведут бои уже на подступах
к Варшаве. И всё с большим под’ёмом встре-
чает народ Польши наших воинов, Красную
Армию, армию-освободительницу.

0. КУРГАНОВ.

На берегу Вислы, 2 августа.
(Доставлено на самолете).

- между США; СССР и Атлией no вопросу

ептупе.  -

ды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ:
15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73

. 6. послевоенной системе безопасноейие

ВАШИНГТОН, Г’ августа. (ТАСС). За-
меститель государственного секретаря
США Стеттиниус об’явил, что «неофици-
альные переговоры `-между представителя-
ми правительства США, Соединённого Ко-

ролевства и Советского Союза 0 создании

международной организации по обеспече-
нию мира и безопасности начнутся утром
14 августа в Думбартон-Оксе. По оконча-
нии этих переговоров представители пра-
вительства США, правительства Соединён-
ного Королевства и правительства Китая
будут вести аналогичные переговоры по
тому же вопросу, в том же месте. Как
уже отмечалось в прежних заявлениях,
предстоящие переговоры будут носить ис-
следовательский и неофициальный харак-
тер. Время от времени в различных фз-
зах этих переговоров вместе со мной бу=
дут Участвовать лица, назначенные госу-
дарственным секретарем для работы в об-
ласти международной организации безопас-
ности».

На вопрос о ‘том, как долго могут про-
длиться переговоры, Стеттиниус сказал,
что совещание будет длиться столько,
сколько понадобится. Однако он отметил,
что, как он полагает, переговоры — смо-
гут успешно закончиться в течение двух
или трех недель. ts

Отвечая, на вопрос о том, означает ли
участие в составе делегации США воен-
ных, что конференция будет. обсуждать
вопросы поддержания мира во всем мире
путем. применения силы, если это будет
необходимо, Стеттиниус заявил, что это
является справедливым предположением.
По вопросу о том, какие мероприятия бу-
дут предприняты после окончания перёго-
воров, Стеттиниус заявил, что делегации,
повидимому, представят свои отчеты сво-
им правительствам. ‘Государственный де-
партамент ещё не рассмотрел полностью
вопроса о том, какие мероприятия. должны
последовать за предстоящими перегово-
рами.

Выступление Черчилля в палате общин

ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Сегодня
премьер-министр Великобритании Уинстон
Черчилль выступил в палате общин с боль-

шой речью, в которой подробно осветил во-
енное положение.

Военные действия в Северной Франции

Сообщения штаба верховного командования р

экспедиционных

ЛОНДОН, 2 августа, (ТАСС). В+ опубли-
кованном сегодня утром сообщении штаба
верховного командования экспедиционных

‘сил союзников говорится:

«В секторе Авранш бронетанковые силы
союзников продолжали нродвигаться. Юж-
нее и юго-восточнее Вильдьё достигнуты
новые успехи. Несмотря`на ожесточённое
сопротивление противника, занят Тесси.

Истребители-бомбардировщики соверша-
ли вчера налёты на вражеский транспорт,
склады боеприпасов и другие об’екты на

+ +

ЛОНДОН, 9 августа. (ТАСС).. В вечер-
нем сообщении штаба верхозного. командо-
‘вания экспедиционных сил’ союзников. от
2 августа говорится
` «Соединения союзных войск о в течение
‘дня’продолжали наступление ‘и достигли
‘реки Вир и ‘дороги, ведущей от.Вир-к Кон-
‘де. Наши войска взяли деревню. Эстри. На-
‘ступление продолжается. Наши войска
приближаются < Онэ. В секторе Кана про-
должаются ожесточённые бои `прогив’ бро-
‘нетанковых соединений противника. В 33-
‘падном секторе бронетанковые соедичения
союзных войск продвинулись за Понтор-
сон, а другие части приближаются к Сен-
Пуа ‘и продвинулись к юго-востоку от

Бои в Но

НОРМАНДИЯ, 1 августа. (От военных
корреспондентов ТРАСС); Бои в Нормандии
идут почти: без малейшего нерерыва. уже
целую. неделю. Начавшись 25 июля. на са-
мом левом флаяге.1-й американской армии
западнее и южнее Сен Ло, бои на второй и,
третий день переместились в центр ‘pour
американских войск, а затем на самый пра-
вый фланг его, к морю. Утром 31 июля бои
распространились также и на правый фланг
английской 2-й армии. Фронт, исходной ли-

`нией которого можно считать дорогу Лессэ-

Перье — Сен Ло — Комон—Тилли-сюр-Сель,
постепенно продвигается на юг.
Американским танковым дивизиям ула-
лось расколоть немецкую группировку, на-
ходившуюся южнее дороги Лессэ-Перье —
Свн  Ло. Танковые колонны пробились к мо-
рю, разрезав фронт немцев на несколько ст-
`дельных участков. Самые западные участки
были смяты моторизованной пехотой и пре-
вращены в «мешки», причём немецкие ча-
сти, находившиеся в некоторых из этих «меш-
ков», уже ликвидированы. Немецкие вой-
ска, находящиеся юго-западнее, южнее и

Положение на

ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Италии сообщает, что
юго-западнее Флоренции продолжаются
тяжёлые бои. Части ‘индийской дивизии,
входящие в состав английской 8-й армии,
‘заняли город Кастильоне (в 12 км. юго-
западнее Флоренции). В долине верхнего
течения реки Тибр, несмотря на сильное
сопротивление немцев, одержаны важные
местные успехи. На остальных Участках
фронта попрежнему происходят лишь дей-
ствия патрулей и артиллерийская пере-
стрелка.

Вчера тактическая авиация союзников
продолжала совершать налёты на враже-
ские коммуникации в Северной Италии и
в зоне боёв. Тяжёлая бомбардировочная
авиация союзников операций не производила.

Закон в Италии о привлечении
к ответственности фашистских
главарей

‚: НЬЮ-ЙОРК, 1 августа. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Нью-Йорк таймс» пере-
даёт из Рима о том, что правительство
Бономи опубликовало закон о привлечении
к ответственности фашистов, ;
Выступая на пресс-конференции, министр
без портфеля и верховный комиссар особых
трибуналов для суда над фашистскими ру-
ководителями Карло Сфорца сказал, что
этот закон будет полностью проведен в
жизнь. Сфорца заявил, что главной целью
закона является наказание преступных фа-
шистских руководителей. Закон состоит из

зание за фашистские преступления, вто-
рая — чистку гражданских учреждений,
третья — конфискацию имущества фаши-

стов.

Сфорца подчеркнул особое значение
третьей части закона, заявив, что в отноше-
нии фашистских главарей не будет прояв-
лено никакого снисхождения и никакой по-
блажки. По заявлению Сфорца, в Частности,
должен быть привлечен к суду граф Гранди
(занимавший в правительстве Муссолини
до падения фашизма пост министра юсти-

ции).
—o—

Французы сражаются с оккупантами

ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). По сооб-
щению агентства АФИ, активные операции
французских вооружённых сил внутри
Франции против немецких оккупантов вы-
нудили гитлеровцев ввести в бой значи-
тельные соединения, После того, как фран-
цузские силы сопротивления захватили мно-
го германских обозов, гитлеровцы вынуж-
дены теперь отправлять обозы под сильной
охраной бронечастей и полезой арталлезии.

Лишь в департаменте Тарн и Гаронна
-французские патриоты уничтожили с мо-
мента высадки войск союзников во Фран-
ции 2.000 немцев. :

Рейтер Стрингер, находящийся с американ-

фронте в Италии

трёх частей: первая предусматривает нака-

сил союзников

поле боя. Совершены крупные налёты на
находящиеся в руках врага мосты и аэро-
дромы. Тяжёлые бомбардировщики атакова-
ли аэродромы в Шатодене,  Орлеан-Бриси,
Type, Шартре и Мелене, а также мосты че-
рез Сену и Марну, нефтехранилише в Руа-
не,’железнодорожные мосты через Луару,
железнодорожные мосты в районах Ле-Ма-
на, Шартра и Дрё. Средние и лёгкие бом-
бардировщики совершили налёт на нефте-
склад в Сен-Мало и склад боеприпасов
юго-восточнее Кана».

ый .

Бресей. Наши войска заняли город Вилль-
дье и наступают дальше на юг от Ториньн.
Наши операции в воздухе были ограниче-
ны условиями погоды».

` Продвижение американских войск
в Нормандии т

ЛОНДОН, 2 августа: (ТАСС). Как пере-
даёт специальный корреспондент агентстза

скими войсками в Нормандии, американские
войска захватили две важных плотины на
реках  Селюн-Ла-Рош-ки-Буа и Везен соот-
ветственно в 11 и.!5 километрах к юго-
востоку от. Авранша.
рмандии
юго-восточнее Сен Ло, всё ещё оказывают
сопротивление, иногда весьма ожесточён-
ное: : we а
Нажим, предпринятый правым флангом
английской армии, должен облегчить опе-
рации левого’ фланга. американской армии.
Соединения правого фланга английской ар-
мии, как 30-го, так и 31 июля, добились из-
вестного выигрыша в территории, вбив зна-
чительный клин южнее города Комол. Хотя
территория, захваченная здесь английскими
войсками, невелика, выигрыш её не только
осложняет положение немцев в американ-
ском секторе, но даёт союзному командо-
ванию ‘возможность наяести удар с фланга.
немецкой группировке,  противостоящей
центру фронта английской армии.

Самолеты-снаряды над Англией
ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, утром 2 августа са-
молёты-снаряды появлялись над южными
графствами Англии. включая район Лондо-

на. Причинён ущерб, имеются жертвы.

ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер при
штабе войск союзников в Италии сооб-
щает, что на подступах к Флоренции прэ-
исходят ожесточённейшие бои. Немцы за-
няли оборону широким полукругом южнее
города и непрерывно переходят в контр-
атаки. Немецкую пехоту поддерживают
танки. Однако части 8-й армии медленно
приближаются к городу на 3З0-мильном
фронте, выбивая немцев из одного укреп-
лённого пункта за другим. Непосредствен-
ные подступы к Флоренции с юга защи-
щают лучшие дивизии, которыми распола-
гает германское командование. Пока немцы
удерживают северные берега рек Арно и
Пеза.

Выступление Стеттиниуса
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 1 августа. (ТАСС). От-

вечая ‘на пресс-конференции на вопрос о
том, получило ли американское правитель-

ство срочное обращение итальянского пра-.

вительства к США с просьбой оказать
Италии помощь на основе закона о зере-
даче взаймы или в аренду, заместитель
государственного секретаря Стеттиниус
заявил, что американское правительство
получило это обращение и срочно рассма-.
тривает этот вопрос.

—о—

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 2 августа. (ТАСС). Как пере-
дают из Югославии, Верховный штаб народ-
но-освободительной армии Югославии сооб-
шает, что в Центральной и Северной Дал-
мации югославские части предприняли мош-
ные контратаки. В долине верхнего течения
реки Цетинье занят вражеский опорный

>

пункт Киево.
—о—

Канадская газета о политике,
провозглашенной Польским
Комитетом Национального

Освобождения

ОТТАВА, 2 августа. (ТАСС). Выходящая
в Оттаве газета «Ситизен» в редакционной
статье одобряет принципы политики, провоз-
глашённые Польским Комитетом Нацио-
нального Освобождения, и заявляет, что эта
политика «встретит горячий отклик в поль-
ском народе», поскольку она прямо про-
тивоположна политике, проводившейся до-
военным правительством Польши. Прави-
тельство Рыдз-Смиглы и Бека, пишет газе-
та, продемонстрировало свою неспособность
сохранить. независимость и мир для Поль-
ши, ибо в основе его деятельности лежали
антидемократические принципы.

Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 3-35-42;
-73; Военного — Д 3-37 63; Секретариат г Д 3-15-64; Отдел ии

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

АНКАРА, 2 августа, (ТАСС). Как переда-. с Германией. Как заявил Сараджоглу, это не

т анкарское радио, сегодня утром турецкий
премьер-министр Сараджоглу в речи на за-
седании турецкого Национального собрания
заявил о том, что Турция решила порвать
дипломатические и экономические отношения

означает, что Турция вступит в войну, по-
скольку последнее зависит от позиции, кото-
рую”займет Германия. Анкарское радио coo6-
щило, что решение,турецкого правительства
было одобрено Национальным собранием,

Перед выборами

НЬЮ-ЙОРК, 2 августа. (ТАСС). Ряд
общественных организаций и общественных
деятелей выступает против выдвижения
члена конгресса Фиша кандидатом на пред-,
стоящих выборах в конгрессе от местной
организации республиканской партии шта-
та Нью-Йорк. Репутация Фиша, являюще-
гося сторонником профашистского движе-
ния «Америка прежде всего», придаёт этой
кампании особый интерес. В течение MHO-
гих лет Фиш избирался в конгресс «ет из-
бирательного округа, находящегося в ЮЖ-

ной части‘ штата. Нью-Йорк. Фиш создал в  .

этом округе сильный аппарат из своих
сторонников. В настоящее время ряд дея-
телей республиканской партии ведёт энер-
гичную борьбу, направленную против кан-
дидатуры Фиша, и выдвигает кандидатуру
Беннета.

Для поддержки кандидатуры Беннета
создан комитет республиканских избира-
телей, возглавляемый ‘известным драматур-
rom Максуэлом Андерсоном. Комитет
опубликовал статью, в которой раскрыва-
ются прежние связи Фиша с гитлеровски-
ми агентами вроде осуждённого недавно
Фирека, бывшего лидера «германо-амери-
канского сбюза» Фрица Куна, фашистско-

в конгресс США

го агитатора `Деннетта, являющегося об-
виняемым на происходящем в Вашичгтоне
процесёе американских фашистов, и т.. д.
В статье сообщается, что бывший секре-
тарь Фиша. Хилл приговорён. к тюремному

`заключению за дачу ложных показаний ко-

миссни, ‘пройзводившей расследование ‘прэ-.
гитлеровской деятельности,

В опубликованной недавно Gpounope.
«Черная почта» её автор, известный спе-
циалист по рекламе Генри Хоук, который
содействовал проводимому правительством.
расследованию прогитлеровской деятель-
ности, указывает, что Канцелярия Фиша в
конгрессе являлась AO возникновения
японо-американской войны центром распро-
странения прогитлеровской литературы.
Злоупотребляя предоставляемым членам
конгресса правом бесплатно рассылать по,
почте печатный материал, секретарь Фиша
Хилл разослал за счёт государства по
меньшей мере 1.600. тысяч экземпляров
прогитлеровской литературы: Эту литера-
туру. получали такие известные гитлероз-
ские агитаторы, как Диллинг и другие об-
виняемые, фигурирующие на происходящем‘
сейчас в Вашингтоне процессе американ-
ских фашистов. 4

США и Аргентина
НЬЮ-ЙОРК, 2. августа. (ТАСС). Многие
американские газеты одобрительно коммен-
тируют политику государственного депар-
тамента США в отношении Аргентины.
Обозреватель’ газеты‘ «Нью-Йорк. ‘геральд
трибюн» Линпиман отмечает необходимость
проявлять большую бдительность в. отно-
шении дальнейших мероприятий Аргентины.
Он указывает, что аргентинское прави-
тельство следует политике, учитывающей
послевоенные интересы и имеющей целью
расстроить. планы союзников, касаюншиеся
Германии и германских сателлитов. В то
время, как езропейские фашистские госу-
дарства терпят поражение и подвергаются
разрушениям, Аргентина. превращается B
‚агрессивное фашистское. государство. Име-
‘ются все основания полагать, что, возможно,
аргентинские фашисты действуют. под. влия-
нием нацистов и согласно их послевоенным
планам.
Касаясь аргентинской политики  воору-
жения,  Липпман заязляет, что военные
приготовления Аргентины: направлены: про-
тив. Боливии, Чили, Парагвая и Уругвая.
Ряд провинциальных американских газет,
например, «Крисчен  сайенс монитор» и «Ин-
куайрер», требуют введения экономических
санкций против Аргентины. `
Газета «Нью-Йорк постх указывает, что
если Аргентина в.самом. ближайшем буду-
щем не выполнит требований Хэлла о про-
ведении мероприятий, которые свидетель-
ствовали бы о коренных изменениях арген-
тинской политики, экономические санкнии
против Аргентины вскоре будут одобрены.

Зее
Война на Тихом океане

Японские войска на острове Тинкиан
прекратили сопротивление

об’единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной насти
Тихого океана сообщает, что в районе вы-
садки на Голландской Новой Гвинее вой-
ска союзников расширили свои позиции и
установили контроль`над побережьем на
протяжении 10 миль. Войска союзников
форсировали реку Дриниумор (Новая Гви-
нея) и продвигаются в восточном направ-
лении. Авиация союзников подвергла бом-
бардировке японские аэродромы на остро-
ве Гальмагера.

ВАШИНГТОН, 2 августа. (ТАСС). Штаб

командования тихоокеанского флота США
сообщает, что на острове Тиниан (Мариан-
ские острова) японские войска прекратили
организованное сопротивление. В настоя-
щее время американские части ведут .опе-
рации по очистке острова- от остатков
японских войск. . Е

ВАШИНГТОН, 2 августа. (ТАСС). Мор-
ское министерство США сообщает, что на
острове Гуам американские войска продол-
жают быстро продвигаться вперед..

ЛОНДОН, 2 августа... (ТАСС). Штаб

Восточной Азии сообщает, что в южной

вующие в северной части города, также

вдоль Тиддимской дороги.
6-25

Назначение Ойказа начальником
морского штаба Японии

Сигетаро Симада.

высший военный совет.

Е
Деятельность Общества
советско-канадской дружбы

за время своего

командования войск союзников в Юго-

части города Мькткьина китайские войска
после упорных боёв продвинулись вперёд.
Китайские и американские войска, дойст-

продвинулись вперёд. Американские вой-
ска продолжают продвигаться к Таму и

ТОКИО, 2 августа. (ТАСС). Как передаёт
агентство Домей Цусин, морское министер-
ство Японии об’явило сегодня о назначении
адмирала Косиро Ойкава начальником мор-
ского генерального штаба вместо адмирала

В сообщении говорится также о назначе-
нии адмирала Наокуни Номура` командую-
щим военно-морской базой Иокосука. Ному-
`ра занимал в кабинете Тодзио в течение ко-
роткого времени перед его сменой пост мор-
ского министра. Адмирал Симада введён в

ОТТАВА, 2 августа. (ТАСС). Квебекский
совет Общества советско-канадской дружбы
существования с ноября

К событиям в’ Германии

ЖЕНЕВА, 2 августа. (ТАСС). Как с00б-
щило гитлеровское агентство — германское
информационное бюро, в Германии об’явлен
розыск бывшего ‘бургомистра города “Лейп-:
циг Карла Герделера,. который обвиняется
в соучастии в организации покушения на
Гитлера. За последнее время Герделер про-
живал ‘в Лейпциге и 20 июля: бежал,
В сообщении указывается, что лицам, кото-
рые помогут арестовать Герделера, будет
выдано вознаграждение- в размере 1 `мил-

лиона, марок.
—о—

Заявление Идена

„ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Как пз-
редает агентство Рейтер, английский ‘ми:
нистр иностранных дел Иден осудил сего-
дня в палате общин поступок капитана
шведского судна, который, находясь в ней:
тральных водах, выдал немцам бежавиих
английских военнопленных.

‚ «Выдача. врагу военнопленного, которо:
‘MY удалось бежать из плена, — сказал
Иден, — противоречит ‘всем о правилам ii
обычаям международного права. Следова-
тельно, поступок ‚этого капитана. является
определённо не нейтральным и антибри.
танским. Согласно его собственному при:
знанию, он совершил этот трусливый н
подлый шаг ‘из страха перед ‘репрессиями,
к которым могли прибегнуть немцы, если
бы он действовал в соответствин со свойи
долгом как нейтрал».

ее
Прием тов. В. М. Молотовым
Полномочного Представителя
Борющейся Дании г-на Т. Дессинга

2 августа Народный Комиссар Иностран-
ных Дел СССР тов. В. М. Молотов приня

Полномочного Представителя  Bopromeiics
Дании в СССР г-на Т. Дессинга-
—о—- Ei

Прием тов. В. М. Молотовым‘
‚ . Исландского Посланника
г-на П. Бенедиктссона
2 августа Народный Комиссар Иностран:
ных Дел СССР тов. В. М. Молотов принял
Чрезвычайного Посланника и Полномочного
Министра Исландской Республики в CCCP
г-на П. Бенедиктесона, в связи е предетоя-
щим вручением им своих .верительных
грамот. от имени. Президента Исландии
Председателю Президиума Верховного (ове-
та СССР. ‹
—

В Совнаркоме СССР

Об увековечении памяти
‚скончавшегося директора института
глазных болезней им. Гельмгольца
заслуженного деятеля науки
академика Михаила Иосифовиза
‚  Авербаха

Совет Народных Комиссаров Союза (07
постановил:

1. Присвойть глазной больнице в г. [op
ком имя академика Авербаха М. И.

2. Учредить в Академии медицинских
наук СССР ежегодную премию имени акале-
мика Авербаха М. И. в размере 20 тыс. руб
лей за лучнгую работу по глазным 648
HAM.

3. Установить бюст Авербаха М, №
территорли института глазных болезней и\.
Гельмгольца в г. Москве.

4. Установить во 2-м Московском [ocr
дарственном Медицинском Институте 18

в том числе одну для докторантов в passer?
1.000 руб. в месяц и одну стипендию м
студентов в размере 500 руб. в месяц,
5. Поручить Наркомздраву CCCP mst
cn гг. труды ажадемика Apepbatd
Похороны Авербаха М. И. приняты №
счет государства.
SSS rE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
КИНО, ТЕАТР

Художественно - музыкальный фильм «ШИ
ДЖУРГАЯ» — Первый, Метрополь, Ударной

Колизей,

стипендии имени академика Авербаха M. IL.

Москва, Художественный, Dopy™
Таганский, Орион, Родина, Динамо. ЦИИ
COREE Сокольнический ПКиО.
! >А» — Востоккино, Спартак, Баррикалы,
«ЮБИЛЕЙ» — Метрополь.   oe

прошлого года осуществил ряд мероприятий,
направленных к укреплению дружбы между
канадским и советским народами:

Советом был организован ряд выставок, по-
священных различным областям жизни Со-
ветского Союза, просмотров советских кино-
фильмов, митингов-и собраний. По инициати-
ве квебекского совета общества был органи-
зован, в частности, просмотр советских -науч-
ных фильмов в высших учебных заведениях.
Успешно прошли выставки, посвящённые ла-
уреатам Сталинской премии в области лите-
ратуры и искусств, и выставка, посвященная
советскому изобразительному искусству.

Совет организовал доклады на темы «Роль
советских женщин в Отечественной войне

СССР» и о третьей годовщине советско-гер-
манской войны.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — З/УШ =
Волки и овцы. Начало в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш. Орды
ка, 69) — З/УПТ — Стакан воды. Начало в 7 че
вечера.

ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (улий
Горького, пер. Садовских, 10) — З/У Ш -— Мне
шума из ничего. Начало в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР-
(М. Бронная, 2)—З/УИТ-—Тевье-молочник. Начал
B 7 час. вечера,

МООКОВСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул, Герцена, 19)-
З/УИЕ— Оббака на сене. Начало в 7 час. вече

‚ГОО. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени MOC
СОВЕТА (Каретный рад. 3) — З/УТИ — Забавный
случай. Начало в 7 час `вечера,

СВЕРДЛОВСКИЙ ГОСУД. ДРАМАТИЧЕСКИЙ
ТЕАТР (в помеш. филиала МХАТ, Петровский
пер., 3) —3, 4, Б, 6/УПТ —Дадя Ваня. Начам
B 7 час. вечера.

Пропаганды — Д 3-33-88; ОСельск
О еек р р ДЗО енот

Изд. № 452. =

¢