р
д
eas
és
sx.

Ay

Ndi
‘aay
iy

bai

Thi
Г
hy
ay

lu

Bi
Any
ayy

ty
в
№
ВЫ
оз
И
т т

Di
yy

salt
gett
ur
i On
1,

nel
yt

Au

ord
ql
то
уве
уров
ВИ
НИЯ

aX.

д
He {
ни!
ли
 №

Ix

oc]

Bpe
TT
и
Пой
У,
Ba,
[ОВ

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 234 (8536)
—э—ы—ы=—=—ы=»—»—»=»—<=»=»=»=—=—=—ы=—»ы=—ю—ы—=—_ю—»_»<» en

Предокияб; ъское
социалистическое
соревнование

УСПЕХИ МЕТАЛЛУРГОВ

ЧУСОВОЙ, 30 сентября. (ТАСС). Ме-
таллурги Чусовского завода успешно вы-
полняют обязательства, взятые в предок-
тябрьском соревновании. Завод досрочно
завершил программу сентября и третьего
квартала по всему
циклу. Сверх квартального задания выда-
но 5.400 тонн чугуна, 3.200 тонн стали,
2.400 тонн проката. Хороших результатов
достиг сталёвар Ковригин, выплавивший
сверх месячного задания в фонд победы
600 тонн стали.

ЗАВЕРШЕН ГОДОВОЙ ПЛАН
ДОБЫЧИ ЗОЛОТА

телеграфу). Горняки и старатели Советско-
го рудника треста «Северо-Енисейзолото»
досрочно завершили выполнениё годового
плана золотодобычи.

ТЕКСТИЛЬЩИКИ ВЫПОЛНЯЮТ
СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ЛЕНИНГРАД, 30 сентября. (ТАСС).
Ленинградские текстильщики закончили
программу третьего квартала раньше сро-
ка на две недели. Вчера они выполнили
одно из своих предоктябрьских  обяза-
тельств — сверх квартального плана вы-
пущено полтора миллиона метров тканей,

За закрытой дзерью шел спор. Были
  слышны высокие возбужденные голоса,
  говорили все сразу, перебивая друг дру-
га. В комнате, судя по голосам и шуму,
спорили человек пятнадцать. Но, когда
  дверь открылась, стало вилно, что там см-
дят только шесть девушек. Каждой из них
было лет 16—17. Они спорили яростно,
ожесточенно, глаза у них блестели, на

металлургическому   щеках выступил румянец.

Спор был очень интересный. Гозорили
0 TOM, UT должен делать человек снача-
ла, — углублять свои знания в той об-
ласти, которая ляжет в основу его буду-
щего, или набираться знаний всесторон-
них, по всем областям, а потом уже вы-
бирать себе специальность. Начало спору

положила девушка по имени Галя. Она
СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИИ, 30 сентября. (По

писала стихи, увлекалась литературой,
говорила, что она без стихов «дня про-
жить не может», и сейчас заявляла, что
для того, чтобы писать стихи, ей не нуж-
ны такие обширные знания химии или

математики,

Пока она говорила, девочка Инна ста-

висках у нее вздрагивали от возбужде-
ния. Она глядела прямо в рот Гале со
страстным нетернением, дожидаясь, пока
та закончит, но не выдержала и, перебив

свыше 4 с половиной миллнонов катушек
ниток и более 200 тонн пряжи.

ОСВОЕН НОВЫЙ ВИД
БОЕВОЙ ТЕХНИКИ

СВЕРДЛОВСК, 30 сентября. (TACC).
Коллектив дважды орденоносного Урал:
машзавода вчера досрочно заверитил про-
грамму девяти месяцев. Уралмашевнцы 0с-!
вОИЛи НОВЫЙ вид мощной боевой техники.
По сравнению с прошлым годом производи-
тельность труда увеличилась на 40 процен-

тов.
Ав

Помощь бакинских нефтяников
Украине

БАКУ, 30 сентября. (ТАСС). Бакинские
нефтяники помогают восстанавливать неф-
тяные промысла братской Украины. Груп-
па инженеров выехала на работу в Бори-
слав и Дрогобыч. Азнефтекомбинат выде-
лил тресту «Укрнефтедобыча» большое
количество оборудования, глубоких насо-
сов, манжет для них, плунжеров с запас-
ными частями, долотья для бурения.

Призыв молодежи
в ремесленные,
железнодорожные
училища и школы ФЗО

Сегодня, 1 октября, начинается призыв
(мобилизация) молодёжи в ремесленные,
железнодорожные училища и школы ФЗО.
В эти учебные заведения будут направле-
ны 350.000 юношей и девушек для подго-
TOBKM квалифицированных кадров метал-
листов, строителей, горняков, железнодо-
рожников, текстилыциков, механизаторов
сельского хозяйства и работников других
специальностей. ‘Впервые за годы войны

pun, Белоруссии, Карело-Финской рес-
публике и других освобождённых районах.
Молодёжь с огромным желанием идёт
учиться в школы трудовых резервов. Во
многих ремесленных училищах и школах
Москвы, Ленинграда, Горького, Свердлов-
ска и других городов полностью закончен
набор учащихся до начала призыва.

На призывных пунктах работают агит-

бригады, которые знакомят молодёжь с
учёбой и работой воспитанников школ
трудовых резервов. Во многих городах
проводятся встречи молодёжи < учениками
и мастерами ремесленных училищ -— «Дни
открытых дверей», устраиваются выставки
работ учащихся.

= i aie : —_—_—_—_—_—_—_—_———— EE рр иинииь = = - > = = :

ee, стала доказывать, что Галя не права.

— Как можно быть настоящим писа-
телем без высокой общей культуры? —
кричала Инна. — Ты же сама себя обкра-
дешь! Тебе только кажется, что писателю
не нужно знать химию или физику. Все
настоящие писатели были образованными
людьми. Нисатель должен быть богатым,

самым богатым среди всех. Он должен все

знать, ему все пригодится. Ты изменница,
Галя, ты изменница! Ты еще вчера кля-
лась мне, что больше всех любишь Чехо-
ва. А ведь Чехов был доктор, это все
знают...

—= Мне кажется, что человек должен
быть в какой-то одной области мастером,
& о других областях иметь совершенно
точное и четкое представление, — миро-
любиво сказала Эля. Быть дилетантом, я
RY...

При слове «дилетант» поднялея неёво-
образимый шум. Элю перебили, и толоса
ее в этом шуме уже не было слышно. По-
нятие «дилетантетво» восприниматось, как
нечто оскорбительное, каждая девушка
торопилась заявить, что быть дилетан-
том она ни коим образом не хочет. дни
сперили со страстью, с горячностью, при-
влекая для убедительности десятки арку-
ментов. Их лексика была дазнообраз-
Ha, иногда в чей встречались по-
строения несколько книжные, как бы-
вает тогда, когда для подростка книга
еще сохранила характер учебного п0со-
бия, а не только душевной потребности.
Вопрос, который они сейчас обсуждали,
был явно для них не только темой от
`влеченного спора. Он соприкасался с 00-
 ластью, волнующей каждого. Речь шла 06
аттестате зрелости.

Все эти девушки были ученицами де-

сятикласеники`зпервые будут сдавать эк-

призыв проводится на Ужранне, в Е класса; В новом учебном году де-

замены на аттестат зрелости. Лучшие из

них будут удостоены золотой или сергб-
ряной медали.

Десятикласеники ощутили взрослое
чувство ответственности. Им дали понять:
 вы сами хозяева своих знаний. Блеск
удачного ответа, гордость быстро решен-
ной задачи приобрели другой смысл. Ма-
ленькая дневная победа еще ничего не
решала. Решала сумма знаний, знания
оценивались с новых позиций. От памяти
  требовались просторность, вместитель-

Высшая школа
в новом учебном году

С. КАФТАНОВ
Председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме ОСОР

Высшая школа Советского Союза начи-
нает новый учебный год в обстановке,
когда Красная Армия наносит. сокруши-
тельные удары по врагу и завершает очи-
щение советской земли от немецко-фа-
шистеких захватчиков. г

Известно, что даже в самый тяжелый
период Отечественной войны большин-
ство наших вузов не прекрашало своей
работы. В трудных условиях военного
времени работники высшей школы, её
профессора и преподаватели с боль-
шим патриотическим под’ёмом и творче-
ским воодушевлением продолжали работу
по подготовке специалистов. За годы
войны наши вузы выпустили более 240
тысяч специалистов для Красной Армии
и народного хозяйства. :

После окончания войны наша страна’
особенно быстрыми темпами пойдет
по пути дальнейшего культурного и
экономического процветания. Нам нуж-
ны теперь, и в ещё большем количестве
потребуются после войны, кадры специа-
листов, хорошо знающих своё дело, во-
оруженных марксистско-ленинской тео-
рией, способных успешно выполнять го-

сельскохозяйственный институт и дру-
гие, Благодаря заботам партии и прави-
тельства © восстановлении и развитии
высшей школы сеть и контингенты ву-
зов уже в этом году И к до-
военному уровню. ынешний новый
учебный год в нашей стране начинают
682 высших учебных заведения с 454
тые. студентов.

Но дело не только в количестве под-
готовляемых специалистов. Сейчас боль-
ше чем когда бы то ни было огромное
значение приобретают вопросы качества
подготовки кадров.

Опыт войны показал, что инженеры,
воспитанные советской школой, блестя-
ще справились с задачей руководства
производством и создания образцов мощ-
ного советского оружия. Тот факт, что
наша промышленность за короткий срок
перестройла свою работу, наши ученые
изыскали новые виды сырья, наши инже-
неры за время войны разработали и внед-
рили новые методы производства, также
подтверждает техническую зрелость на-
ших кадров. 0 положительной учебной
работе в вузах свидетельствуют резуль-

сударственные и производственные функ- таты весенней экзаменационной сессии
ции и своей работой множить могущество 1943—44 учебного года, закончившейся
Советского Союза. Отсюда задача высшей   более организованно, чём сессии предыду-

школы — расширить подготовку кадров
и непрерывно повышать качество своей
работы.   ‘

За 1943—44 учебный гол у нас вос-
хтановлено в освобожденных районах!
128 высших учебных заведений, и в том
числе Киевский университет, Киевский!
политехнический институт, Новочеркас-
ский индустриальный институт, Харьков-
ский университет и институты, Ростов-.
ский университет, вузы Воронежа, Днёп-
ропетровска и многие другие. Началась!
работа по восстановлению вузов Белорус-

щих лет. Однако в учебной работе ву-
зов, в системе обучения студентов ешё
имеется много недостатков, которые мы
должны устранить в наступающем учеб-
ном году.

В лекционной работе у нас часто ис-
ходат из того, что преподаватель должен!
подробно излагать весь материал в лек-
ции, без достаточного разбора основных
идей курса, раскрытия смысла теории.
Нет необходимости доказывать, что такой!

подход к изложению материала не раз- зичники

вивает у студентов пытаивости и твор-

Накануне

ность, организованность. Все это были
взрослые качества. Этот год воспитывал
в десятиклассниках будущих взрослых
людей уже в самом отношении их к зна-
ниям, в умении с этими знаниями обра-
щаться. sl

Им, как сознательным людям, дали
возможность исправить ошибки прошло-
го. Многие из них, может быть, впервые
ощутили для себя понятие прошлого, —
еще вчера им казалось, что всякий гла-
гол для них епрягается только в будущем
времени. Сейчас маленькое их прошлое
уже явственно кристаллизовалось; в ат-
тестат зрелости будут включены отметки
по дисциплинам, еданным в прошлых
классах. Но если эти отмейки плохи, —
можно старый курс пройти и сдать еще
раз. Рядом с понятием прошлого встало
доброе понятие поправимости.

Золотая медаль, — это как бы «про-
пуск в будущее». Она дает право на
прием в вуз без испытаний; кроме того,
так же, как и серебряная медаль, она да-
ет право на получение стипендии. Она
светится в конце года, — веселая и гор-

ралась моачать, но даже кудряшки на’дая звезда. Многим, многим снится она в

мечтах, путь к ней открыт для каждого.
Ho ee добиваются по-разному. Я видела
десятиклассеницу из породы кристальных
«первых учениц». Она прекрасно знала
вуре, но копила свои знания, как скря-
га, мелочно, кропотливо; пунктуально. Ее
интересы не выходили за предел школь-
ной программы. Если вы ей называли
имя писателя, которое не упоминалось в
школьной программе, она отвечала корот-
ко: «Я его не проходила». Он не интере-
совал ее, ибо не был нужен по курсу. В
классе с ней считались, но подруг у нее
не было. Я видала и других — талант-
ливых, жадных к знанию, быстро схва-
тывающих, щедрых, веселых... Они были
любимицами класса.

Уже сейчас перед школьниками ветает
по-серьезному вопрос о выборе будущего,
выборе профессии. Тот, кто в течение ряда
лет задавал в школе этот вопрос, может
наблюдать, как меняются влечения, как
важдый год приносит новых «властителей
дум». От увлечения только индуетри-
ей, от стремления
вать, работать с углем, с металлом, с ми-
ром вещей больших и суровых, — сейчас
перешли и в другим мечтам. Возвышают
свой голос музы. В клаесах мечтают о
литературе и сцене, о новых городах, вы-
растающих по проектам архитектора; на
школьных скамьях сидят будущие врачи
и педагоги, и юристы, и историки. Гроз-
ные годы войны воспитали не только су-
ровость, но и влеченье к романтике, к
миру вещей тонких и нежных, к 66е-
смертным,  непреходящим ценностям
культуры.

...А девушки опять спорят, Они спорят
в пустом классе, где завтра начнутся за-
HATHA, спорят и галдят, как воробьи.
Теперь спор идет о трилогии А. Тол-
стого «Хождение по мукам», — кто из
сестер лучше, Даша или Катя. Одна из
девочек говорит: `

— В первой части я больше всего лю-
била Дашу. А потом Катя становилась
все лучше и лучше. Ну, что за прелесть
эта Ватя! Нет, нет, я теперь только за
нее...

Одна из девочек говорит мечтательно:

— -А что, если я случайно получу ме-
даль?

— Таких случайностей не бывает, —
отвечают ей хором. - Случайно не полу-
чить, — это ты можешь. Растеряешьея,
разволнуешься и ответишь на экзамене
нивесть что. А случайно получить, —
это, брат, даже не надейся...

Татьяна ТЭСС.

студентами задачи, которые они должны
облумываль самостоятельно. Этим мы
привьем студентам больше навыков са-
мостоятельной работы.

Недостатки имеются и в обучении сту-
дентов в лабораториях. Часто из-за не-
хвалки мест в лабораториях устанавли-
ваются и заранее калибруютея приборы,
после этого вк ним прикрепляются 5—6
человек, из которых один на готовых
приборах делает измерения, & другие
только записывают или просто перелиеы-
валют. Необходимо перестроить организа-
цию обучения студентов в лабораториях
так, чтобы каждый студент занимался в
лаборатории самостоятельно под руковод-
ством профессора или преподавателя. То
же самое следует сказать о курсовом и
динломном проектировании.

Значит ли 970, что преподаватели и
руководители вузов должны меньше инте-
ресоваться работой студентов? Конечно,
нет. Наоборот, необходимо ещё больше
внимания уделять учебе каждого студен-
та, изучать его положительные и отрица-
тельные стороны в учебе, помогаль ему
преодолевать свои недостатки и развивать
У студентов навыки творческого овладе-
ния наукой, >

В 1944 году приём в высшую школу
проводился по конкурсным экзаменам,
что обеспечило отбор в вузы наиболее
подготовленной молодёжи. Но эта моло-
дёжь ещё не имеет навыков самостоя-
тельной работы. Задача профессоров
и преподавателей — проявить 060606
внимание Е вновь принятым  студен-
там, с первых же дней приучая их к но-
вым, по сравнению ео средней школой,
условиям работы в вузе.

Необходимо усилить работу и ©0 сту-
дентами стариих курсов, особенно с
передовиками учёбы. В сожалению, в не-
которых наших вузах руководители 06-
щественных организаций и директора
считают своим долгом много заниматься
6 отстающими студентами и мало интере-
суютея отличниками учёбы,

Her необходимости доказывать, что
эта практика, порочна. Передовики — от-
учебы — золотой фонд на-
ших вузов, наиболее способная часть на-

сии, Латвии, Литвы, Эстонин, Молдавии, ческого отношения к науке, а часто по-! шей молодежи, и она заслуживает того,
рождает пассивное отношение K науке, чтобы директора и общественные органи- это будет иметь огромное положительное

Барело-Финской ССР.

За этот же год вновь открыто 52 вуза, в
том числе Челябинский и Чкаловекий ме-
дицинские институты, Нижне-Тагильский
индустриальный институт, Омский маши-
ностроительный институт, Алтайский,

зубрежку, заучивание фактов и цифр

зации вузов больше

уделяли им внима-

без глубокого понимания сути теории.  ния.
Надо построить лекции так, чтобы в  Отстающими студентами, разумеется,
них излагалось развитие основных manok (naxe также заниматься. Необходимое

курса. В лекциях нужно ставить перед

строить, конетруиро-’

л0 производетвенного
своевременно выяснять, почему они от-‘ кадров. Как в технических, так и в меди-

В ЛЕНИНГРАДЕ. Первоклассники 189-й сред-
ней школы Ленинграда носле занятий Ha-

нравляются домой.
Фото Д. Трахтенберга.

Колхозы закладывают
сады м жодники

ТАМБОВ, 30 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Колхозы Тамбовщины прибту-
пили к осенней закладке фруктовых садов
и ягодников. В каждом колхозе под новые
насаждения отводится от 3 до 5 гектаров.
200.000 плодовых деревьев колхозники по-
садят на своих приусадебных участках.

Большую помощь в этой работе колхо:
зам и колхозникам оказывают научные уч-
реждения . города Мичуринска. Питомники
Научно-Исследовательского института име-
ни И. В. Мичурина и Центральной генети-
ческой лаборатории отпустили ‘им необ-
ходимый посадочный материал. Более 200
научных работников и студентов плодово-
го вуза имени Мичурина выехало в колхо-
зы Мичуринского, Избердеевского, Хобо-
товского, Никифоровского и других рай-
OHOB, чтобы руководить закладкой новых
садов и ягодников.

Пловучий дом отдыха
для подростков

ИРКУТСК, 30 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Вниз по Ангаре отправился в
первый рейс пловучий дом отдыха, органи-
зованный управлением пароходства и коми-
тетом речников Ангарского бассейна для
подростков, работающих на береговых
предприятиях. Эта здравница юных водни-
ков расположена на борту парохода «Лей-
тенант Шмидт».

День отдыхающих строго планируется.
Сами они находятся под постоянным на-
блюдением врачей и опытных воспитателей.
Сейчас здесь отдыхают 40 человек.

До конца навигации на «Лейтеланте
Шмидте» побывают все подростки, рабо-
тающие на предприятиях Ангарского бас-
сейна. .

Двадцатилетний
юбилей оркестра

Исполнилось двадцать лет существования
Государственного симфонического оркестра
Комитета по делам кинематографии при
Совнаркоме СССР. Оркестр начал свою pa:
боту в кинотеатре «Арс» во времена «немо-
го» кино, иллюстрируя картины. Организа-
тором и художественным руководителем ор-
кестра в те годы являлся композитор и
дирижер, заслуженный деятель искусств
д КК. ®

1 октября в Колонном зале состоится юби-
лейный концерт с ‘участием солистов — вё-
дущих артистов кино и филармонии. Будут
исполнены музыка и песни композиторов
Шостаковича, Дунаевского, Хренникова,
Богословского, Астраданцева, Шварца и
Блока из популярных советских фильмов.

Заявления Громыко, Стеттиниуса
и Кадогана

ВАШИНГТОН, 29 сентября. (ТАСС).
Представитель отдела печати государствен-
  ного департамента США опубликовал заяв-
  ления, с которыми выступили руководители
делегаций СССР, США и Англии — Гро-
мыко, Стеттиниус и Кадоган на заключи-
тельном заседании англо-американо-совет-
ской конференции в Думбартон-Оксе 98 сен-
тября. В своем заявлении т. Громыко
указал:

«Три делегации заседали вместе с 21 ав-
густа до настоящего времени, обсуждая ряд
важных вопросов, касающихся создания

Сегодня мы имеем все основания заявить,
  что эти переговоры, несомненно, были по-
  лезными. От имени советской делегации я
хочу отметить ту дружественную атмосфе-
ру, в которой делегаты проводили свою ра-
боту. Я полагаю, что я выражу мнение всех
присутствующих, если поблагодарю Стетти-
ниуса за его искусное руководство конфе-
ренцией. Я хочу также поблагодарить пра-

этом, я уверен, я выражу мнение каждого
из нас—за то гостеприимство, которое
было нам оказано».

Стеттиниус сделал следующее заявлёние:

«Около шести недель прошло с того мо-
мента, как мы приступили к этим важ-
ным переговорам. За этот короткий пе-
риод времени мы сделали гораздо больше,
чем многие это считали возможным. Наши
успехи в значительной мере стали возмож-
ными благодаря дружественному сотрудни-
честву моих коллег-председателей посла
Громыко и сэра Александра Кадогана и
всех тех, кто работал вместе с нами. Я
хочу выразить мое глубокое личное удов-
летворение и благодарность за это сотруд-
ничество, которое привело к возникновению
великолепного духа гармонии и доброй
воли, наблюдавшегося во время перегово-
ров. Мы имеем все основания быть удовлет-
воренными достигнутым.

За короткий период, в 6 недель, мы до-
стигли широкого соглашения по основным
и необходимым принципам международной
организации по сохранению мира и безо-

пасности. Эти принципы будут иметь жиз-1

ненно важное значение, и наши правитель-
ства будут руководетвоваться ими при про-
ведении любого мероприятия, которое будет
необходимо для создания на практике орга-
низации, предусмотренной здесь нами. Все
миролюбивые народы мира будут ободрены

международной организации безопасности.

вительство Соединенных Штатов—и в

успехами, достигнутыми нами в Думбартон-
Оксе. С горячей надеждой они будут ожи-
дать скорейшего завершения поставленной
задачи. Мы должны оправдать их доверие,
и я убежден, что дух сотрудничества, кото-
рый об’единяет наши нации в войне и ко-
торый наблюдался во время наших перего-
воров здесь, приведет к быстрому заключе-
нию соглашения между правительствами
всех миролюбивых наций».

Александр Кадоган сделал
заявление:

«Я хочу поблагодарить вас, мистер пред-
седатель, за то, что вы сказали от имени
всех нас. Я считаю, что здесь была прове-
  дена большая полезная работа, которая бу-
  дет способствовать конечному успеху в по-
следней стадии, когда будут приниматься
решения. Я хочу сказать несколько слов о
  том, каким образом мистер Стеттиниус ру-
ководил переговорами. Он знал, как нужно
сочетать энергию с учтивостью и терие-
нием, и таким образом, как председатель,
OH ускорял наш путь нри проходе гладких
мест дороги и помогал сглаживать шеро-
ховатости. Мы обязаны ему значительной
частью достигнутых нами успехов. Я, есте-
ственно, не употребляю слово «шерохова-
тость» в его более мрачном смысле. Ни-
когда не было ничего подобного.

Иногда в наших переговорах мы выска-
зывали различные точки зрения, но я по-
лагаю, что мы расходились в тех или иных
вопросах разумно и дружелюбно. Для каж-
дого ‘из нас было испытанием оказываться
иногда в оппозиции к остальным двух дв“
легациям, но даже если мы считали точку
зрения остальных двух делегаций несколь-
ко странной, мы признавали, что эта точка
зрения искренне поддерживалась и поэтб-
му была достойна уважения. Я думаю, что
это хорошее предзнаменование на будущее.
Я хочу присоединить мою благодарность
секретариату. Его работа была быстрой,
эффективной и полезной. Я хочу выразить
также нашу признательность правитель-
ству Соединенных Штатов за оказанное
нам гостеприимство. Правительство США
предоставило нам все возможности для
этой замечательной конференции. Оно за-
полнило и даже с избытком наши немного-
численные свободные часы. Мы возвратим-
ся к себе на родину с самыми приятными
воспоминаниями и с глубоким- чувством
благодарности».

следующее

Переговоры представителей США, Англиц и Китая
в Думбартон-Оксе

ВАШИНГТОН, 30 сентября. (ТАСС).
После завершения советско-англо-амери-
канских переговоров в Думбартон-Оксе
вчера там начались переговоры между де-
легациями США, Соединённого Королев-
ства и Китая по вопросу о послевоенной

безопасности. Переговоры начались откры-
тым заседанием, на котором с речами вы-
ступили государственный секретарь США
Хэлл, председатель английской делегации
Кадоган и председатель китайской деле-
гации Веллингтон Ку.

Перед президентскими выборами в США

НЬЮ-ЙОРК, 29 сентября. (ТАСС) Хотя
кандидат республиканской партии на пост
президента Дьюи во время своей поездки
по западным штатам стремился установить
контакт не только с представителями де-
ловых, сельскохозяйственных кругов и
др., но и с местными профсоюзными лиде-
рами, по имеющимся в настоящее время
данным, большинство членов профсоюзов
продолжает поддерживать Рузвельта.

Американский институт общественного
мнения сообщает; что, по данным недавно
проведенного опроса, 72 процента членов
профсоюзов, входящих в Конгресс произ-
водственных профсоюзов (КПП), являют-
ся сторонниками Рузвельта, а 28 процен-
тов высказываются за избрание Дьюи. Из
числа членов профсоюзов, входящих в
Американскую федерацию труда (АФТ),
63 проц. являются сторонниками Рузвель-

та, а 37 проц. — сторонниками Дьюи. Ин-
ститут указывает, что, по данным опроса,
проведенного в июне, за избрание Рузвель-
та высказалось 66 проц. членов профсою-
зов, входящих в КПП, и 64 проц. членов
профсоюзов, входящих в АФТ. Таким об-
разом, Рузвельт за последние месяцы при-
обрел больше сторонников в КПП и по-
‚терял некоторое число голосов в АФТ.
[ee данным института, в 1940 году за Руз-
 вельта высказалось 79 проц. членов проф:
  союзов, входящих в КИШ, и 71 проц. члё-
нов профсоюзов, входящих в АФТ.

До сих пор единственными видными
профсоюзными деятелями, об’явившими о
своей поддержке Дьюи, были председатель
профсоюза плотников, входящего в АФТ,
Хатчесон и председатель об’единенното
профсоюза горняков Льюис.

Аграрная реформа в Польше

ЛЮБЛИН, 30 сентября. (ТАСС). Отдел
земледелия и аграрной реформы Польского
Комитета Национального Освобождения
об’явил 0 том; что во исполнение 13-й
статьи декрета о земельной реформе,

стают, и тех, кто стремится ликвидиро- цинеких, педагогических и сельскохозяй-

вать свое отставание, обеспечить кон-
сультациями, помощью. Но, если студент
He хочет заниматься, он должен 0680б0-
дить место в вузе для тех, кто по-настоя=
щему желает учиться.

Профессоров и преподавателей нужно
освободить от излишней опеки над сту-
дентами. Студент сам прежде Beero от-
вечает за свою учебу. В некоторых вузах
имели место извращения, которые заклю-
чались в том, что работа кафедр часто
оценивалась пе количеству отличных и
хороших отметок студентов. Ничего не
стоит преподавателю поставить оценку
«отлично», но от этого у студентов зна-
ния не повысятся. Надо повысить требо-
вательность профессоров, преподавателей
вузов к студентам. Лишь на этой основе
мы сможем повысить качество подготовки
специалистов.

Недостатки, указанные выше; вытека-
ли также из наличия порочной практики
организации социалистического соревно-
вания в некоторых вузах. В вузы механи-
чески переносили методы ‹оциалистиче-
ского соревнования с производства, что
приводило к грубым ошибкам. В ву-
зе не может быть, например, колаектив-
ных обязательств о сдаче предметов на
высокие отметки, и вообще нельзя зара-
нее планировать отметки, ибо это при-
водит к беспечности некоторых сту-
дентов, надеющихея на коллективные
обязательства, а не на свою учебу. С дру-
гой стороны, такая практика организации
соревнования в вузах приводила к сни-
жению требовательности профессоров и
преподавателей на экзаменах, что в ко-
нечном счете снижало качество подго-
товки специалистов. Теперь эта непра-
вильная практика соревнования отмене-
на. В то же время директор вуза, обще-
отвенные организации должны интересо-
ваться результатами учебной работы
каждого студента, использовать много-!
численные методы. поощрения отлични-
ков учебы. Надо предоставить студентам-
отличникам широкую возможность поль-
зоваться вузовскими лабораториями для
ведения научной работы. Если студент за
время учебы выполнит научную pabory,

значение для его будущей практической
деятельности,

Необходимо значительно улучшить де-
обучения наших

ственных вузах имеют место случаи, ког-
да учебно-производственная практика ету-
дентов проводится формально, без долж-
ного эффекта для практической подготов-
ки. Мы готовим специалистов, которые
должны быть новаторами  производетва,
новаторами техники. Студенту необхо-
димо прививать широкий кругозор, уме-
ние разбиралься в основных процессах
производства по своей специальности и
смежных отраслей, стремление знать
больше того, что он прочитал в учебни-
ках. Необходимо, стало-быть, перестроить
программы учебной и производственной
практики, сделать их более конкретны-
ми, содержательными.

На ряду с этим необходимо расширить
общенаучную подготовку наших кадров
в вузах, повыеить идейно-теоретический
уровень подготовки кадров.  Успеш-
ная работа вузов в большой мере бу-
дет зависеть от повышения идейно-
теоретического уровня преподавания об-
щественных наук. Кафедрам обществен-
ных наук принадлежит огромная роль в
формировании мировоззрения студенче-
ской молодежи, воспитании наших кадров
в духе преданности родине, в овладении
студентами величайшей сокровищницей
марксистско-ленинской теории.

Хорошо организованный учебный про-
Цесс является важной предпосылкой для
подготовки высококвалифицированных

предусматривающей наделение рабочих зв-
мельными участками размером до 1/4 га,
профсоюзы должны до 10 октября немед-
ленно составить списки рабочих, которые
получат земли вблизи городов или промыш-
ленных центров,

ных заведениях научной работы, подго-
товки новых и повышения квалификации
имеющихся научных кадров. В вузах ра-
ботает свыше 30 тысяч научных работни-
ков, Необходимо внести в работу по по-
вышению квалификации работников вузов
большую организованность и плановость.
Должны быть намечены конкретные пла-
ны повышения квалификации кадров
преподавателей по ‘каждому вузу, разра-
ботаны планы подготовки и сдачи кан-
дидатових экзаменов, подготовки научных
диссертаций.

Большое значение для работы выс-
шей школы имеет подготовка новых

научно - педагогических кадров через
аспирантуру. До войны в наших ву-
зах насчитывалось около 10 тысяч

аспирантов. Сейчас в вузах обучает-
ся около трёх тысяч аспирантов и наме-
чено вновь принять свыше 2.500 аепи-
рантов. Приняты меры в улучшению де-
ла подготовки новых научно-педагогиче-
ских кадров через аспирантуру.

В выеших учебных заведениях cocpe-
доточены основные кадры квалифици-
рованных научных работников. Однако
уровень и темпы научной работы в вузах
ещё сильно отстают от тех задач, кото-
рые стоят сейчас перед нашей высшей
школой. Необходимо шире, нежели до
сих пор, привлечь научные кадры ву-
зов к разрешению актуальных  науч-

кадров. Но этого одного недостаточно. Не-  ных задач, & для этого нужно уси-
обходимо, чтобы учебная работа сочета-  лить внимание наркоматов к этой сто-
лась с хорошо поставленной работой по! роне деятельности вузов.

идейному и культурному воспитанию мо- Партия и правительство‘ создают все

лодых кадров советской интеллигенции.
Уровень идейной и культурной жизни
вуза определяет результаты учебного про-
Цесса, Мы готовим в вузах специалистов
для социалистического народного хозяй-
ства. Эти специалисты должны быть не
только хорошими знатоками своего дела,
они должны быть образцом культурности,
политической грамотности.

В воспитательной работе со студентами,
активную роль должны играть преподава-
теяьские кадры. Советский профессор,
преподаватель высшей школы не должен,
ограничиваться только чтением лекций по
своей специальности; он должен о воспи-.
тывать подрастающую молодёжь, буду-
ших специалиетов.

Задача повышения качества подготовки

диной, перед государством. .

условия для нормальной и плодотворной
работы высшей школы. Работникам
высшей школы доверен один из ответ-
ственнейших . участков  народнохозяй-
ственного строительетва, и они должны
обеспечить Советский Союз высококвали-
фицированными специалиетами, Bocnu-
танными в духе беззаветной преданности
тодине, проникнутыми чувством полити-
ческой ответственности за свою работу,
за свою учебу, чуветвом долга перед ро-

Проникнутые

глубоким пониманием

своего долга, профебсора, преподаватели

и студенты вузов обязаны в новом учеб-
ном году ответить на исторические побе-
ды Красной Армии, на исключительную

=

заооту партии и правительства новым

специалистов в вузах требует перестрейки
и значительного усиления в высших учеб-

напряжением своих сил, новыми дости-
жениями в подготовке кадров.