Seed

Военные

действия

в Западной Европе

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). В со-
общении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«Немцы прекратили сопротивление на
мысе Гри-Нэ, где подавлены батареи
дальнобойных орудий. В Кале заключено
перемирие на то время, пока оставшееся
гражданское население не будет эвакуиро-
вано из города. р

Минувшей ночью легкие бомбардиров-
шики ссвершали налёты на вражеские
войска, передвигавшиеся в районе устья
Шельлы.

Войска союзников непрерывно продвнга-
ются на б-мильном фронте западнее Терн-
гаута, встречая’ упорное сопротивление
противника. К северу от Беста и вблизи
Неймегена отбиты контратаки немцев про-
тив вклинившнхся в их расположение
войск союзников. Союзные войска, про-
двигающиеся с юго-востока к Хертогенбо-
су, находятся в 4 милях от города.

Истребители и истребители-бомбарди-
ровшики оказывал? непосредственную
поддержку наземным войскам союзников.
ий совершали налёты на коммуникации не-
приятеля в Голландни. Противник оказы-

вал значительное сопротивление в возду-
хе. Судя по полученным сведениям, истре-
бительная авиация сбила 31 вражеский
самолёт, потеряв при этом четыре маши-
ны. :

На всей территории от района Аахена до
люксембурго-германской границы продол-
жались активные действия  патрулей.
Сгонь вражеской артиллерии стал менее
интенсивным. Средние бомбардировщики
и истребители-бомбардировщики атакова-
ли скопления войск и опорные пункты про-
тивника юго-восточнее Аахена.

Части войск союзников предприняли
атаку местного значения близ Гуртгена,
юго-восточнее Штольберга. Южнее этого
района союзные войска несколько продви:
нулись юго-западнее Прюма, атакуя ук-
эпленные позиции противника.

Восемь укрепленных пунктов было Уни-
чтожено в ходе одной ^ атаки. ‘В юго-во-
сточной части Люксембурга освобождены
Момпах и Вассербиллиг. Занят Гауте-
Конти в 6 милях южнее Ремиха. Запад-
нее Меца отбита атака противника вблизи
Гравелотта. После атаки противник от-
крыл в этом районе по союзным войскам
концентрированный артиллерийский, мино-
мётный и пулемётный огонь. Близ леса

войсками, утром 29 сентября союзники за-

128 сентября два эсминца союзников, дей-

Гремеса, в 14 милях северо-восточнее

Нанси, отбиты две контратаки немцев. В
Вогезах союзные войска захватили нози-
ции на подножье горы Сен-Горгон, непо-
средственно к югу от узла дорог Рамбер-
виллер. Войска союзников улучшили свои
позиции к западу и к северо-западу от
Бельфора, несмотря на усилившееся CO-
противлевие противника».

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). Как пе-
редаёт специальный корреспондент агент-
ства Рейтер, находящийся с канадскими

няли мыс Гри-Нэ. При этом захвачено
8 дальнобойных орудий, производивших об-
стрел английского побережья через Па-де-
Кале, и 2 тыс. пленных.

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре военных
действий говорится, что в ночь на 28 сен-
тября два корабля союзников, действующие
у югославского побережья, завязали бой с

конвойными кораблями противника. Два
вражеских корабля были потоплены, дру-
гим были нанесены повреждения.

Как сообщают из Южной Франции,

ствующие в водах близ франко-итальянской
границы, обстреливали тоанспорт и скопле-
ния войск противника. Отмечены прямые
попадания в районе всех военных об’ектов.

28 сентября три английских эсминца 30-
шли в воды острова Скарпанто и потопили
судно противника.

Американские и английские части 5-й ар-
мии продвинулись вперёд, преодолевая
упорное сопротивление противника. Амери-
канские части 5-й армии отбили сильную
контратаку врага у важной возвышенности
Монте Баталья. Английские части 5-й ар-
мии захватили возвышенность Монте Фузо,
господствующую над дорогой из Флоренции
в Фордли. р

Бегство из плена командира
1-й английской авиадесантной
дивизии.

редаёт английское военное министерство,
командир 1-й английской авиадесантной ди-

визии генерал-майор Р. Э. Уркварт корот-

кое время находился в руках врага, но за-
тем бежал и сейчас находится в безопас-
HOCTH.

Заявление Рузвельта о позиции

артентинского

ВАШИНГТОН, 99 сентября. (ТАСС). Ha
пресс-конференции - президент Рузвельт
резко осулил правительство Аргентины.
Рузвельт заявил:

«За. последние месяцы я пристально и со
всё большим беспокойством следил за раз-
витием обстановки в Аргентине. Эта обста-
новка представляет собой необычайный
парадокс — рост нацистеко-фашистского
влияния и усиление применения нацист-
ско-фашистских методов в стране, находя-
щейся в нашем полушарии, в тот самый мо-
мент, когда в Европе и в других частях
света силы гнёта и агрессии нодходят всё
ближе и ближе к своему окончательному
поражению и наказанию. Этот парадокс
ентё больше усиливается благодаря всем
нам известному факту — огромное боль-
шинство аргентинского народа осталось
верным своим собственным свободным де-
мократическим традициям и попрежнему
поддерживает те страны и народы, которые
идут на столь великие жертвы в борьбе
против нацистов и фашистов. Это ясно
проявилось ‘в огромной стихийной демон-
стращии артентинской общественности по-
сле получения известия об освобождении
Парижа.

Политика американского правительства
по отношению к Аргентине, политика,
определённая в результате консультаций <
другими американскими республиками, бы-
ла ясно изложена государственным секре-
тарём Хэллом. Нет нужды в том, чтобы я

повторял её. Аргентинское правительство
отреклось от торжественно взятых межаме-
риканских обязательств, на основе которых

правительства

страны нашего полушария разработали си-
стему обороны, призванную противостоять
агрессии оси. Если в настоящее время мы
не докажем свою способность обеспечить
традицию уважения к таким обязатель-
ствам со стороны цивилизованных народов,
y Hac будет мало надежд на систему ме-
ждународной безопасности, теоретически
разработанную для поддержания принци-
пов, во имя которых наши народы идут
сейчас на жертвы.

В этой связи я полностью присоединяюсь
к словам Черчилля, сказанным им 2 авгу-
ста в палате общин, когда он заявил:
«Нынешняя война не похожа на некоторые
малые войны в прошлом, когда всё забы-
валось и прошалось. О нациях нужно су-
дить по той роли, которую они играют. Не
только воюющие страны, но и нейтраль-
ные узнают, что на их положении в мире
не сможет не отразиться та роль, которую
они решили сыграть в военном кризисе».

Я счёл важным в данный момент сделать
это заявление с позиции американского
правительства, так как моё внимание было
обращено на то, что нацистские радиопе-
редачи для Латинской Америки, прона-
цистская печать Аргентины, а также неко-
торые безответственные лица и группы в
нашей и некоторых других республиках
стремятся подорвать позицию американ-
ских республик и связанных с нами стран
из числа Об’единённых наций путём из-
мышлений и распространения злобных слу-
хов о том, что наши мнения расходятся по
вопросу о политике по отношению к Ар-
гентине».

Румынская газета требует ареста военных, преступников

БУХАРЕСТ, 28 сентября. (ТАСС). Газе-
та «Трибуна попорулуй»  опубликозала
статью Илие Захария, озаглавленную «По-
чему не приняты меры».

5Указав на то, что по условиям перемирия
Румыния обязалась арестовать военных
преступников, очистить государственный и
административный аппарат от фашистских
элементов и отменить фашистские законы,
автор пишет, что «впервые в истории по-
беждённому народу предоставляются такие
зеликодушные и выгодные условия».

«Для выполнения условий перемирия, —
продолжает автор, — необходимо одно

Решение правительств США и Англии о продолжении списков фирм
и предприятий, сотрудничающих с державами оси

ВАПТИНГТОН, 30 сентября. (ТАСС). Го-
сударственный департамент США опубли-
ковал сообщение, в котором говорится, что
правительства США и Англии пришли к со-
глашению продолжать и после поражения
Германии практику составления списков
фирм и предприятий, сотрудничающих с
державами оси. В сообщении государствен-
ного департамента говорится, что «прави-
тельство США решило, что и после прекра-
шения организованного сопротивления со
стороны Германии необходимо будет про-
должать практику составления черных
списков. Это необходимо для того, чтобы
союзные правительства имели возможность
надлежащим образом действовать в отно-
шении тех фирм, которые способствовали
странам оси в их борьбе за мировое гос-
подство. Многие такие фирмы контролиру-
ются организациями, находящимися на тер-
ритории стран оси, и используются как
срудие военной машины этих стран. Кон-
троль над этими помощниками стран оси
будет необходим в качестве дополнения к
союзному контролю над главными контора-
ми этих фирм, находящихся в Германии.
Такой контроль будет осуществляться до

Изменения в составе шведского правительства

СТОКГОЛЬМ, 30 сентября. (ТАСС). Как
передаёт шведское радио. на пронсхолив-
шем сегодня заседании шведского Tit
тельства приняты решения об измене
состава правительства. Из состава праз
тельства выходят министр торговли Герман
Эрикссон, министр путей сообщения Густав

Андерссон и министр без портфеля К. Po-!

АДРЕС РЕДАКЦИИ И

-  портфеля—начальник отдела. законодатель-

предварительное условие — ликвидация
какого бы то ни было сопротивления врага.
Необходимо по-настоящему провести демо-
кратизацию страны, очистить от легионеров
и прочих гитлеровских агентов администра-
тивный аппарат, армию, полицию, экономи-
ку. Сделано ли что-нибудь в этой области?
Ответим прямо — ничего».

По свидетельству автора статьи, «пас-
сивность и терпимость поощряют преда-
тельскую деятельность «Железной гвар-
дии». В экономической жизни страны на-
блюдается саботаж».

тех пор, пока не будут приняты надлежа-
щие меры, которые положат предел даль-
нейшему использованию таких фирм в ин-
тересах стран оси.

Необходимо будет также продолжать со-
ставление списков фирм, продавшихся стра-
нам оси ради временных чрезмерных прибы-
лей и наносящих вред делу демократий».

В еообщении указывается, что в «списках,
кроме того, должны быть учтены капиталы
осистских лидеров, переправленные ими в
иностранные государства, чтобы обеспе-
чить финансовую базу для дальнейшего
осуществления своей политики после капи-
туляции Германии», и что «эти списки, кро-
ме того, будут содействовать продолжению
экономической войны против. Японии».

Вашингтонский корреспондент агентства
Юнайтед пресс сообщает, что в американ-
ские чёрные списки фирм включено прибли-
зительно 9.950 фирм в Латинской Америке
и 5.400 европейских фирм, включая сюда
1.600 аргентичских фирм, 1.500 чилийских,
1.100 швейцарских, столько же испанских и
португальских, 800 шведских, 250 турец-
ких, 40 ирландских и др,

назначается

сандер. Министром торговли
министром без

профессор Бертиль Олин;

ных предположений министерства юстиции
Гуннар Даниельссон; министром путей со-
общения — бывший министр без портфеля
Доме; статс-секретарём министерства со-
циального обеспечения — Таге Эрландер.

ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5.
Литературы

н искусства — К 0-57-27;

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

в

Преес-кониепенция
Нависнального

Вчера вечером в представительстве Поль-  имеется ли в настоящее время контакт ме-
ского Комитета Национального Освобож- жду командованием Красной Армии и по-
дения в Москве состоялась пресс-конферен- встанцами. Генерал Роля-Жимерский отме-
ция, на которой присутствовали представи- тил, что в период с 13 по 23 — 24 сентября
тели советской и иностранной печати. этот контакт был постоянным. В этот пе-

Открывая  пресс-конференцию, председа-   ркод из центра Варшавы прибывало очень
тель Польского Комитета Национального  много курьеров‘и офицеров. Коснувшись
Освобождения г. Осубка-Моравский сказал, затем вопроса о наличии контакта между от-
что во время пребывания иностранных жуР- дельными группами варшавян, генерал Ро-
налистов на освобожденной территории ля-Жимерский заметил, что этот контакт
Польши последние выразили желание чаще непостоянный и что связь между отдельны-

представительств

бождения

встречаться с представителями Польского
Комитета Национального Освобождения.
Пользуясь пребыванием представителей
Польского Национального Комитета в Мо-
скве, имеется в виду осветить некоторые
вопросы, касающиеся положения в Варшаве
и помощи населению Польши.

Один из иностранных корреспондентов по-
просил высказаться по поводу имеющихся
сведений о том, что англо-американские лёт-
чики сбрасывали с самолётов в Варшаву бое-
припасы и продовольствие. Кроме того, он
просил ответить на вопрос о наличии связи
между всеми борющимися в Варшаве груп-
пами. На этот вопрос ответил ген. Роля-
Жимерский, сообщивший следующее:

«В Люблин из Варшавы прибыли курье-
ры, которые переплылн Вислу и принесли
сведения о положении в городе. На осно-
вании этой конкретной ниформации, мы
должны констатировать, что все органи-
зации, участвующие в. операциях,
Крайова армия, Людова армия и другие—
действовали в Варшаве разрозненно. Так,
в некоторых секторах вели борьбу части
Армни Крайовой под руководством пол-
ковника Монтер, в других районах дейст-
вовали только части польской армии Лю-
довой (которая сейчас вступает в состав
Польского войска), возглавляемой генера-
лом Скоковским. В некоторых районах Ско-
ковский действовал от имени армии Людо-
вой, Польской армии Людовой и Корпуса
безопасности. На основании полученной
нами информащии мы установили, что ге-
нерал Бур на всём протяжении восстания
не находился на территории Варшавы.

На реплику одного из журналистов, где
находится Бур, генерал Роля-Жимерский
отметил, что это известно командованию
Польского войска, однако он не может
назвать местопребывания генерала Бура.
Можно только сказать, что генерал Бур
находился на значительном расстоянии от
Варшавы. т

Мы, заявил далее генерал Роля-Жимер-
ский, хотим отметить, что между генера-
лом Буром и Красной Армией и маршалом
Рокоссовским не было никогда никакого
контакта и представитель ген. Бура не при-
езжал в ставку маршала Рокоссовского.

Затем ген. Роля-Жимерский коснулся во-
проса об оказании Варшаве помощи со сто-
роны английской авиации и отметил, что.
часто сбрасываемое с самолётов союзной
авиацией вооружение, продовольствие и
прочее. не попадало в Варшаву. Отдельные
пакеты находили даже в 30 километрах вос-
точнее Варшавы. Что касается помощи со
стороны Красной Армии, то последняя на-
ходится в лучших условиях в сравнении ©
союзниками в виду близости расстояния и
возможности поэтому сбрасывать пакеты с
самолётов «У-2» без паранпотов.

Отвечая на вопрос одного из корреспон-
дентов, имел ли он в виду, говоря о помо-
щи союзников, только помошь англичан,
или только помощь американцев, генерал
Роля-Жимерский заметил: «и тех и дру-
THX>. .

По просьбе одного из корреспондентов
генерал Роля-Жимерский подробно расска-

ми группами часто нарушается.

Генерал Роля-Жимерский представил,
присутствующим на пресс - конференции
план города Варшавы с обозначенным на
нем расположением на 13 сентября отдель-
ных борющихся групп.

Отвечая на вопрос, каково сейчас поло-
жение в районе Варшавы, генерал Роля-
Жимерский заявил, что 15 сентября он!
вместе с маршалом Рокоссовским осматри-
вал линию обороны, сооруженную немцами
в районе Варшавы. Эта линия состоит из
неболыших дотов, сооруженных из стали и
бетона. Каждый дот имеет либо пулемёт,
либо небольшое орудие, расположенные во
вращающихся башнях. В каждом доте име-
ются артезианские колодцы и хорошая си-
стема вентилящии. Линия дотов дополнена
сетью проволочных заграждений. На про-
странстве от Вислы до селения Вавер
части Красной Армии заняли 100 таких
дотов.

— Я нредполагаю, — ‘заметил Роля-Жи-
мерский, — что корреспонденты смогут
осмотреть эту линию оборонительных со-
оружений, когда фронт передвинется за

Польсного NOME

В

ii

генерала Бура польским главнокомандую-
щим, г-н Осубка-Моравский заявил, что
ген. Бур — преступник по отношению к
польскому народу, т. к. он толкнул вар-
шавское население на преждевременное
выступление. Назначая ген. Бура главно-
командующим, польское ‹ правительство,
очевидно, сошло с ума. Ненависть в ПОолЬ-
ском народе к Буру значительно сильнее,
чем к Соснковскому.

Отвечая на вопрос, будет ли привлечен
к ответственности Бур, Осубка-Моравский
заявил: «Он будет отдан под суд».

Один из американских корреспондентов
спросил, какова цель приезда представите-
лей Польского Комитета в Москву, а так-
же имеется ли какая-нибудь перспектива
возобновления переговоров между Поль-
ским Комитетом Национального Освобож-
дения и польским эмигрантским правигель-
ством. Г. Осубка-Моравский ответил:
«Наш приезд в Москву связан с разреше-
нием текущих вопросов между Польским
Комитетом Национального Освобождения
и Советским Правительством. Ничего но-
вого в отношениях между Польским Коми-
тетом Национального Освобождения и
эмигрантским правительством не произо-
шло, — продолжал г. Осубка-Моравский,
отвечая на другой вопрос. — Наши требо-
вания остались прежними, главное из пих—
признание конституции 1921 года. Новое
может оказаться только в том, что может
быть некоторые члены эмигрантского пра-
вительства в Лондоне ‘окажутся ответ-
ственными за варшавокую авантюру».

На вопрос другого американского кор-

Вислу.

Один из корреспондентов просил ген.
Роля-Жимерского ознакомить с его оцен-
кой сил немецкой обороны в Варшаве по
сравнению с другими уже освобожденными

городами.
«Немецкое командование, — ответил ге-
нерал Роля-Жимерский, — бросило в этот

район значительные бронетанковые силы,
Организация обороны говорит о том, что
германское комгндование придает исключи-
тельное значение обороне Вислы и Варша-
вы и напрягает все силы, чтобы удержать
линию Вислы и столицу любой ценой».
Выступивший затем г-н Осубка-Морав-
ский подчеркнул трудности, которые при-
щшлось преодолеть Красной Армии и Поль-
скому войску при взятии Праги и которые
стоят сейчас перед ними. Мошная оборона
этого района, заявил он, об’ясняется тем,
что Висла—это последняя преграда. Если
она будет преодолена, то это приведет к
таким же последствиям, к каким привело
наступление армий маршала Рокоссовского,
когда была очищена от противника значи-
тельная территория с. городом Люблин в
центре. Примером ожесточенности боёв мо-

респондента, не означает ли переход Бело-
стокской области в Управление гражлан-
ской администрации Польского Комитета,
что линия Керзона вступила в силу, как
пограничная линия между Польшей и
СССР, г. Осубка-Моравский ответил, что
вопрос о государственной границе оконча-
тельно He разрешен. Линия Kepsona
является основой. Пограничная комиссия
будет создана.

На вопрое одного из корреспондентов,
не затрагивалась ли эта тема во время бе-
селы с маршалом Сталиным, г. Осубка-
Моравский ответил отрицательно и.заме-
тил, что вопрос о границах был предметом
переговоров с Советским Правительством
гораздо раньше.

Один из иностранных корреспондентов
просил сказать «хотя бы что-нибудь» о бе-
седе, происходившей вчера с маршалом
Сталиным; г. Ендриховский ответил, что в
числе других был вопрос об оказании помо-
щи со стороны Советского Союза, ЮНРРА,
польских организаций в США и других.

Представитель Польского Комитета На-
ционального Освобождения г. Минц заме-

тил, что на обращение Польского Комитета

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1 ОНТЯБРЯ 1944 г. № 234 (3538)

ее
И

Американский морской
справочник о советском
военном флоте

НЬЮ-ЙОРК, 30 сентября. (ТАСС). От.
дельная глава нового излания американ-
ского морского справочника «Нейви йир-
бук» посвящена операциям советского
военно-морского флота в нынешней воине,
Справочник дает высокую оценку дости
жениям советского флота за время Отече-
ственной войны и указывает, что онв
большой мере способствовал победам,
одержанным Советским Союзом, несмотря
на серьезные ‘препятствия и чрезвычайно
неблагоприятные условия. Советский Союз
сумел сохранить свой флот, несмотря на ве
личайшие трудности, как, нанример, поте-
рю основных морских баз и судостроитель-
ных центров, и несмотря на превосходство
противника в воздухе на первоначальных
этапах войны. у

Справочник дает высокую оценку роли
Балтийского флота в обороне „Ленинграда,
Высокая оценка дана также достижениям
советских подводных лодок, которые, не-
смотря на германо-финские усилия блоки-
ровать Финский залив, В большой мере за-
 трудняли плавание германских судов в
Балтийском море.

Немцам так и не удалось, указывается в
справочнике, установить свой контроль ка
Черном море, потому что после потери
Севастополя и Новороссийска Черномор-

визированные базы. Советский Северный
флот помогал союзникам в деле конвон-
рования судов, направляющихся в Мур-
манск. Отмечается также роль речного
флота в оборонительно - наступательных
операциях против немецких войск в битве
за Сталинград.

Справочник
ленными фотографиями
ских военных кораблей.

Интерес в Англии к советской
литературе

иллюстрирован многочис-
различных совет-

ЛОНДОН, 30 сентября. <{ТАСС). Журнал
«Уорлд пресс ньюс», отмечая с одобрением
организованную недавно британским сове-
том выставку русских книг, заявляет, что
большинство английских читателей имеет
мало возможностей знакомиться с литера-
турой России сегодняшнего дня. Главный
библиотекарь публичной библиотеки з
Mopxumpe, побывавший на выставке, орга-
низованной британским советом, заявил
представителю журнала, что имеется весьма
большой спрос на русские книги всех вилов,
HO запас книг совершенно недостаточен для
удовлетворения его. В публичных  библио-
теках имеется достаточно произведений
русских классиков, как, например, Пушки-
на, Достоевского, Чехова, Горького и др,
однако спрос на книги современных совет-

гут служить бои в районе города Ралзимин  об оказании помощи польскому населению   ских авторов превышает возможности удов-

и в районах других городов, которые по
нескольку раз переходили из рук в руки.
Г-н Осубка-Моравский заявил, что на во-
прос, адресованный военным кругам, поче-
му Варшава не может быть скоро освобож-
дена, они рекомендуют вспомнить о Минс-
ке, Киеве и об освобождении Ленинграда
лишь после длительной осады. Взятие
Праги стоило Польскому войску и Крас-
ной Армии крунных жертв, хотя немецкие
потери были значительно больше.
Чернякув на помощь восставшим

ЮНРРА заявила, что необходимо, чтобы
ее представители ознакомились на месте с
нуждами польского населения. Г. Минц под-
черкнул, что экономическое положение в
освобожденных районах тяжелое, а в неко-
торых — даже трагическое. Он подробно
ознакомил присутствующих с положением в
Праге и отметил, что Советское Правитель-
ство уже оказало значительную номощь.
Корреспонденты интересовались, не может

летворения его.

Война на Тихом океане

ВАШИНГТОН, 30 сентября. (ТАСС) Мор-
ское министерство США сообщает, что
27 сентября американские войска под при-
крытием авиации и огня крейсеров и эсмин-
цев высадились на островах Нгесебус и Кон-

В район  Ли Советское Правительство выделить про- гауру, расположенных севернее острова Пи:
было   довольствие немедленно с тем, чтобы США лулу (острова Палау). Незначительное со-

брошено несколько батальонов Польского затем компенсировали это Советскому Сою-   противление японских войск было быстро

войска, но.они вынуждены были вернуться
обратно. Взятие Варшавы невозможно, если
через Вислу не будет переправлено тяжё-
лое вооружение. Осуществить это нелег-
кое дело, т. к. Висла в этом месте дости-

зу. Г. Минц заявил: Советский Союз помо-
гает, надо, чтобы помогли другие страны.
Я могу сказать, что одной из тем вчераш-
них разговоров было усиление этой помощи.

не уполномочен отвечать на этот вотрос,

сломлено. Остров Нгесебус полностью на-
ходится в руках американских войск. На
острове Конгауру американские войска уни-
чтожают разрозненные японские части.
ТОКИО, 30 сентября. (ТАСС): Как ‘пез

редаёт агентство Домей цусин, японская

зал о том; как производилась ночью 13 сен- Тает ширины 700 метров. Единственный Ибо он касается Советского Правительства.
тября операция, организованная командова-   ПУТЬ освобождения Варшавы — это окру- M ea i By Mee TaN Осубка-
жение её и взятие в клещи. Это требует  ’”Оравскии, что введение в Польский Ко-

императорская” ставка опубликовала coo6-
щение, в котором говорится, что японские

дился в ставке маршала Рокоссовского. С

Иностранного — К 3-91-08,

нием Красной Армии по оказанию помощи
повстанцам. é
«Ночью 13 сентября, заявил он, я нахо-

9 часов вечера и до 6 часов утра самолёты
«У-2» в сопровождении прикрывавших их
истребителей совершали‘ полёты над Вар-
шавой, сбрасывая повстанцам вооружение,
боеприпасы и продовольствие. В этих опе-
рациях приняло участие 282 самолёта. В
течение ночи было сброшено проловоль-
ствие, 180 тысяч патронов, 1.200 гранат и
несколько сот автоматов».

Отвечая на вопрос, почему эти данные не
были опубликованы своевременно, генерал
Роля-Жимерский заметил:

«Мы имели в виду интересы восставших,
ибо эти сведения могли попасть к немцам,
а это помешало бы оказанию дальнейшей
помои. В польской печати, выходящей на
освобожденной территории, эти данные бы-
ли опубликованы».

Отвечая на вопрос, почему до 13 сентя-
бря не были предприняты попытки оказы-
вать помощь повстанцам, генерал Роля-Жи-
мерский заявил: «До этого дня мы не зна-
ли точного расположения повстанцев. По-
мощь была оказана немедленно после того,
как необходимые сведения были получены».

Один из корреспондентов задал вопрос,

А

Бои в Ю

ЖЕНЕВА, 30 сентября. (ТАСС). Как пе-
редают из Югославии, верховный штаб на“
родно-освободительной армии в Югосла“
вии сообщает, что в Славонии югославские
части, развивая наступление, заняли горо“
да Слатину и Чаджавицу и вышли на реку
Драву. Захвачены богатые трофеи, кото-
рые подсчитываются. На железнодорож-
ных линиях в районе Загреба разрушено
полотно в сотнях мест, уничтожено 28 тех-
нических железнодорожных сооружений и
пущено. под откос 5 поездов.

В Восточной Сербии части народно-осво-
бодительной армии освободили город Ку-
чево. На дороге в районе Парачина юго-
славские войска заняли важный вражеский
опорный пункт Ражань. В Шумадии на до-
роге Аранджеловац — Младеновац пюго-
славские отряды совершили нападение. на
немецкую моторизованную колонну. Уни-
чтожено 7 грузовиков, убито 80 немецких
солдат и офицеров. В этом же секторе на
сторону  народно-освободительной армии
перешло 150 четнических солдат, которые
предварительно убили своих офицеров.
Эта группа тут же приняла участие в боях
против четников и немцев.

ТЕГЕРАН, 30 сентября. {ТАСС). В Каз-
вине открылась советская выставка, посвя-
щённая борьбе советского народа с гитле-
ровской Германией. На открытии выставки
присутствовали губернатор Казвина, вице-
консул СССР, представители местной обще-
ственности, представители гарнизона со-
ветских войск и американские и английские
офицеры. Выступившие < речами губерна-
тор, вице-консул и начальник гарнизона го-
рода отметили значение выставки в укреп-

Телефоны отделов редакции: Секретариата — К 4-77-96; Фронта — К 4-72-37; Экономического — К 1-42-05; Сель
Художественного — К 5-36-53, Издательство но 5-23-20, К 4-75-06, ee ee ee

Писем! — К 3-75-17,

митет Национального Освобождения Ми-
колайчика или кого-либо другого из соста-
ва польского эмигрантского правигельства
может содействовать успокоению в Поль-
ше и воздействовать на террористов, дей-.
ствующих в Польше, г. Осубка-Моравский
ответил: «На террористов не подействует
ни Миколайчик, ни кто другой. Но, конеч-
но, вступление Миколайчика в состав ко-

времени.

Г-н Осубка-Моравский заметил, что ру-
ководство Армией Людовой, действовав-
шей в одном из районов Варшавы, обрати-
лось к руководству Армии Крайовой с
просьбой помочь ему установить связь с
командованием Красной Армии. Командо-
вание Армии Крайовой обещало удовлет-

войска на островах Омиядзима (Гуам) и Ти-
ниан, сражавшиеся вплоть’ до 27 сентября,
погибли. Командиром наземных сил в этом
секторе был генерал-лейтенант Хидейоси
Обата. Наземными и морскими силами. на
острове Омиядзима командовали генерал-
лейтенант Хио Такасина и капитан Ютака
Сугимото, а на острове Тиниан — полков:

ский флот успешно создавал новые импро- i

$$ $$ aire TE

ворить эту просьбу, но обещание He вы-
полнило, хотя все средства связи были в
его руках. Армия Людова была застигну-
та варшавским выступлением врасплох.

На реплику одного из иностранных кор-
респондентов, что в англо-американской
печати появились сообщения, будто числа
20 или 30 июля радиостанция им. Кос-
тюшко призывала к восстанию, член Поль-
ского Комитета Национального Освобож-

дения Ендриховский заявил, что такого
призыва не было. Радиопередачи Союза
Польских Патриотов призывали польский
народ к борьбе на протяжении нескольких
месяцев, нескольких лет. Это были при-
зывы к партизанской борьбе, призывы к

не было сигналом к началу восстания в
гозоде.

ных в связи с сообщениями о назначении

гославии

Приказ маршала Тито освободителям Банья-Лука

В Далмации югославскими частями за-
нят вражеский опорный“ пункт Петрово
Полье. В Словении части народно-освобо-
дительной армии ведут бои в городе Лития.

ЖЕНЕВА, 30 сентября. (ТАСС). Радио-
станция «Слабодна Югославия» передаёт
приказ верховного главнокомандующего
народно-освободительной армии Югосла-
вии маршала Тито войскам, освободившим
Банья-Лука. «Выражаю благодарность и
признательность бойцам, унтер-офицерам и
офицерам 5-го корпуса, —говорится в прика-
зе—за непоколебимое упорство и героизм,
проявленные во время освобождения Банья-
Лука. Во главе с командиром корпуса ге-
верал-майором Славко Родичем вы, храб-
рые сыны Босанской Краины, своими доб-
лестными действиями снова показали, что
вы достойны ваших славных предков. Вы
вернули гордой Краине город, с первых
дней оккупации служивший очагом народ-
ного восстания, несмотря на то, что в нем
3,5 года царил террор ‘немецких оккупантов
и их прислужников — четников и устаншей.
Слава героям, павшим за освобождение на-
шей родины».

Открытие советской выставки в Казвине

лении культурных связей Ирана с Совет-
ским Союзом. Депутат меджлиса от Каз-
вина Камбахш в своей речи высоко оценил
успехи Красной Армии в деле разгрома не-
мецко-фашистских войск. В заключение в
здании вице-консульства была показана ки-
нокартина «Радуга».

Казвинский филиал Иранского общества
культурной связи < СССР организовал так-
же в Казвине массовый просмотр кино-
фильма «Черноморцы». Демонстрация филь-
ма прошла < большим, успехом.

подготовке общего восстания. Однако это   Праги.

Отвечая на несколько вопросов, задан-   пресс-конференции,

ник Кейси Огата и капитан Гоити Оя.

Q--——

Прнезд в. СССР делегации Комитета
„Фонда Помощи России“ Британского
Красного Креста

митета могло бы повлиять на имеющийся
еще в Польше небольшой процент коле-
блющихся людей».

Г. Осубка-Моравский подчеркнул, что он
просил бы концентрировать вопросы кор-
респондентов на вопросах оказания помо-
щи польскому населению. Положение в
Польше, заявил он, очень тяжелое, надо,
чтобы весь мир знал, что творят там немцы. ,

— Мы рассчитываем, —сказал г. Осубка-  30 сентября в Москву прибыла хелега-
Моравский,—на помощь со стороны Об’е-  ция Комитета <Фонда Помощи России»
диненных наций одеждой, продовольствием Британского Красного Креста в составе

и медикаментами. Я должен сказать, что .
Советское Правительство уже выделило для Артура age РИ vEeane ssi

освобожденной территории Польше i ;
тих т 10 тыс.   На аэродроме делегацию встретили за-

тонн муки и медикаменты для населения

меститель Председателя Исполкома Союза
— Кто дает быстро, тот дает вдвое, —  Обществ Красного Креста и Красного Пе-
напомнил эту пословицу г. Минн в конце  лумесяца СССР полковник медицинской
службы П. Д. Диважов и представитель
- (ТАСС).  Исполкома Союза Обществ Красного Куре
ста и Красного Полумесяца СССР в Be-

ликобритании проф. С. А. Саркисов.

Налет английской авиации
на Брауншвейг п Карлсруэ

РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС}. Как пе-
редаёт английское министерство авиации,
29 сентября английские бомбардировщики
совершили налёт на об’екты в Брауншвейге.

Совершен также налёт на аэродромы в БОЛЬШОЙ ТЕАТР— ИХ «Дон-Кихотн 9X
 ЛОНДОН 3 bens «Князь Игорь». Нач. в 1.30 веч. Е
ДОН, 30 сентября. (ТАСС). Как пе-  ФИилЛИилл БОЛЬНОГО ТЕлТРА— Хх «Тре

редаёт английское министерство авиации, в
ночь на 30 сентября самолёты «Москито»
совершили налёт на Карлсруэ. Видимость
была хорошей и бомбардировка была кон-
центрированной. Другие самолёты продол-
жали минирование германских вод. Все са-
молёты вернулись на базы.

виата»; 3/Х «Демон». Нач. в 7.30 веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 1/Х утро «На всякого му
дреца; довольно простоты», ‘Bey. «Варвары»

Нач. утрен. спект. в 12 ч. дня, вечернего в
7.30 веч.

Ai ee eee CLE Pea ОВ И
ФИЛИАЛ МАЛОГС TEATPA —1/X yrpo «Ко

медианты», Bey. «Евгения Гранде», Нач. утрен,

спект. в 12 ч. дня, вечернего в 7.30 веч,

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — ИХ утро «Си.
няя птица», вечерсм перемена: вместо спезт.
«Последняя жертва»—«Кремлевские куранть»—
билеты действительны, Нач. утрен. спект, В
12 ч. дня, вечернего в 7.30 вел.

ФИЛИАЛ МХАТ—1/Х утро «На дне», ве.
«ТИкола злословия», Нач. утрен. спект. в 12%
дня, вечернего в 7.30 веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ—ПИХ у
«На всякого мудреца довольно простоты», вез.
«Давным-давно». Нач. угрен. спект. B 12 %
дня, вечернего в 7.30 веч. 5

Самолёты-снаряды над Англией

редаёт агентство Рейтер, в ночь на 30 сен-
тября и сегодня утром самолёты-снаряды
появлялись над южными графствами Анг-

лии, включая район Лондона. Причинён
ущерб. Имеются жертвы.

Вооруженное столкновение отряда
датских патриотов $ гитлеровской
полицией

передает шведское радио, начальник немец-
кои полиции и войск СС в Копенгагене со-
общил, что 27 сентября отряд немецкой по-
лиции и войск СС был направлен в окрест-

ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (помец.
Госцентюза, ул. Горького, пер. Оадовских, 10)-
1/Х «Олеко Дундич». Нач. в 7.30 wed.

ge oe Oe eer Eacen ТЕАТР (M. Bpor
BURT Ts ITH — tas
призная невеста». Hay. 130 es ‘oh

TOC. MOOK КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской
DOK. pero!

». Нач. те 2 !

вечернего в 1.30 pee canes ВЯ

TOO. MOOR.

м чтобы ликвидировать  К. С. ТАНИ АЛЬНЫЙ We HEMAPO-
уюся там. «группу саботажников», ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул. И-Ш

утро «Соперницы»,
Нан. утрен. спект.
7.30 Bed.

МОСК. ГОО. ТЕАТР им, ЛЕНИНОКОГО КОМ.
pee (ул. Чехова, 6)— ИХ  «Поединою
птефский спект.), вечером «Васса Железнова»

Нач. утрен. спек
180 nea ект. в 12 ч. дня, вечернего в

веч. «Цыганский барон»

т.е. датских патриотов. Когда немецкий в 13 0 8
2 ч. дня, вечернег

отряд приблизился к гостинице, где засели
датчане, он был обстрелян. При этом был
смертельно ранен один немецкий унтер-офи-

цер и легко ранены два немецк ii
их по. >
ских солдата. т

s x К 5-16-17; ;
Приём об’явлений в Москве — К 5-14.38, в ых ды и Советского Отроительства - К 1-42-88;

аде — 36-18.

58043, / и

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова Степанова, Пушкинская площадь,

5.

Ea

>”

<. $2 =

So > «а oe

=.

cas
аа

А = sll