I~
у.
{-
iT

Г
[3

Lf

‘a
bb

у

iT

x

т.

3s

OM
Ы-
-

у-

СРЕДА, 4 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 236 (8538)

— МЭВ

Авторитет и о

тветственность

предселателя сельсовета

Внимательно следя в «Известиях» за’
статьями об опыте и недостатках совет-
кой работы, мне захотелось высказать
свое мнение об одном весьма распростра-
ненном методе руководства райиснолко-
мов деятельностью сельских Советов: об
лнституте тав назызаемых уполномочен-
НЫХ.

До войны многие районные  организа-!
ции нашей области, в том числе Невель-
ского района, гдё я тогда работал, НЗУЧИ-
лись обходиться 063 уполномоченных. Но
за время войны посылка уполномоченных
по сельеоветам вновь прочно укрепилась
врайнсполкомах в качестве основной фор-
мы руководства сельскими Советами и
холхозами. На том основании, что к ру-
воводотву сельсоветами пришли новые лю-
ди, уполномоченные направляются в рай-
оны по любому поводу: полевые работы,
реализация займа, денежно-вещевая лоте.
рея, строительство домов колхозников, за-
тотовка кормов п т. д.

Но своем многолетнем опыте руководя-
щей советской работы я убедился, что
такая практика глубоко порочна. Приучая
рувоводителей сельсоветов в постоянным
«нянькам» из района, такая практика
сдовывает их инициативу, задерживает их
рост, лишает  самостоятельности, при-
тупляет чувство ответственности.

Одно дело, скажем,’ хлюбозаготовки.
Дня быстрого выполнения такой важней-
шей государственной задачи в отстающие
сельсоветы следует направлять уполномо-
ченных райисполкома. Но нет никакой на-
добности посылать их в деревню по всем.
вогросам и во все сельсоветы. Ибо боль-
минство председателей сельсоветов мо-
жет решать возложенные на них задачи
самостоятельно. 06 этом говорит опыт
нашего Ржезского района.

Председатель Зелениченского сельсове-
в лепутат райсовета т. Николаева в на-
419 этого года заявила:

— Прошу го мче уполномоченных He
поьлаль. Мы и с севом, н с уборкой
справимся сами. P

В этом сельсовете прекрасно работают
метеянные комиссия, и, опираясь на свой.
актив. Николаева провель сельскохозяй-
венные работы успешно и вывела свои
ROIXORH на одно из первых мест в вай-
one. Tak же хорошо справаяетея со сво-
ии задачами молодой председатель За-,
млтинского сельсовета т. Дубасов, у ко-
торого в 1944 голу не было ни одного
уполномоченного. Оба председателя поль-
зуются среди колхознаков большим авто-
ритетем и выросли в руководителей, уме-
ющих самостоятельно преодолевать труд-
ности военного времени. Почти таких же
хоротих показателей в коахозном произ-
зодотве, в финансовой деятельности, куль-
турной. работе достигли Итомлинский,
Быковский, Юрятинский, Красногорский
сельсоветы, работающие в этом году без
уполномоченных.

А вот пригородный Хорошевский сель-
совет, из которого уполномоченные не вы-
лезают, находится в хроническом проры-
в. Сколько уполномоченных ни посылали

Крымекие вина и фрукты отпра

СИМФЕРОПОЛЬ, «3 октября: (Mo Tene:

oT cod. xopp.). Целых три года москвичи
и ленинградцы не получали из Крыма ни

превосходных десертных вин Массандры,

ни крымских яблок, хорошо известных

своимн замечательными вкусовыми каче-

ствами и способностью к длительному хра-

ненкю. Теперь эти дары щедрой крымской

бота ях не налаживается, и, я убежден, не
наладится до тех пор, п

щей работы.

ми воспитателями сель“ких кадров не яв-
ляются. Одки, пряезжея в сельсовет, бе-
рут оразды правления в свои руки и под-
меняют предеедателя; другие, не иеку-
шенные в вопросах сельского хозяйства и
волхозного производства, торчат у пред-
седателя сельсовета «над душой». В ка-
честве уполномоченных по сельскохозяй-
ственным кампаниям в нашем Ржевском
районе используются и председатель Ко-
митета физкультуры, и предеохатель 0с0-

авиахима, и уполномоченный Сельхоз-
банка, и руководители райконтор «За-
готкож» и «Торгплодоовощ», — оба но
специальности бухгалтеры, — и дру-

гие товарищи, которые сами откровенно
признаются, что онй в сельском хозяй-
стве ничего не понимают.

Постоянные раз’езды руководящих рай-
онных работников в качестве уполномо-
ченных неизбежно приводят к запущен-
ности них основных участков работы. Зав.
районным дорожным отделом Каравашкин,
несмотря на плохое состояние дорог в рай-
оне, второи год является бессменным упол-
номоченным и занимается своим непос-

ных работ сорван. Месяцами не вылезает
из сельсоветов другой «штатный уполно-
моченный» — зав. райфо Поярков, & вы-
полнение финансового плана в это время
срывается. Во многих сельсоветах запу-
щена оргмассовая работа, без которой мы
н6 наладим деятельности сельских Сове-
тов, а секретарь райисполкома, отвечат-
щий за эту работу, целыми неделями си-
AH уполномоченным в каком-нибудь од-
ном сельсовете.

Я считаю, что исполкомам райсоветов
следует отказаться от посылки уполномо-
ченных, как основного метода руководет-
ва сельсовотами, и практиковать её толь-
RO Rak чрезвычайное мероприятие при ре-
шении 06060 важных государственных за-
дач, посылая в этих случаях в качестве
уполномоченных наиболее политически
ий организационно опытных и  знаю-
щих людей. Надо по-настоящему по-
могать председателям сельсоветов повы-
шать их политический и деловой уровень,
овладевать навыками организационной и
массовой работы. Надо поднять роль по-
стоянных комиссий депутатов и актива
сельсоветов. Надо, наконец, повысить чув-
ство ответственности председателей сель-
советов за порученное дело, постоянно и
строго контролируя выполнение решений
райисполкома. Тогда мы добъемся, что все
сельские Советы научатся самостоятельно
решать возложенные на них задачи.

М. ЗАРАГАЦКИЙ,
заместитель председателя исполкома
Ржевского районного Совета депу-
татов трудящихся.

вляются в Москву и Ленинград

природы вагонами отибавляются в столицу
нашей родины и героический Ленинград.

На фруктовых платформах плодовых
совхозов ежедневно пакуются сотни ящи-
ков. Эти яблоки потребители получат
к празднику.

Виноделы Крыма готовят к годовщине
Октябрьской революции вагоны десерт-
ных и шампанских вин.

Кинофильмы для трудящихся освобожденной Латвии

ДАУГАВПИЛС, 3 октября. (ТАСС). В
кзобожденные города и сельские мест:
ностн Латвийской ССР доставлены из
Москвы 20 кинофильмов. Кинохроника

«Советская Латвия» снабжена текстом
на латышском языке. Звуковые фильмы
«Она защищает Родину» «Два
идут в латышском варианте,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

мы в Тростинский, Становский, Щетин-
ский и другие отстающие сельсоветы, ра-

: у ORB, мы не снимем
негодных председателей сельсоветов и не

поможем людям, недостаточно опытным н
знающим, приобрести навыки руководя-

полномоченные намего района таки-

редственным дехом урывками. План дорож-

Азербайджанская
гвайюла

В Нагорном Карабахе, в Кази-Магомед-
  ском и некоторых других районах Азер-
байлжана встречаются обширные площади,
т окрытые своеобразным кустарником, дос-
  тигающим в вышину 70—75 сантиметров.
Ничем не примечательные внешне, эти за-
  росли с мелкой зеленой листвой вряд ли
  привлекут внимание. если не вызовут удив-
  ления: почему на хорошо’` обработанном По=
ле не колосится хлеб, не белеют коробочки
хлопка, а растет неуклюжий кустарник?
Между тем эти «запущенные», на первый
взгляд, площади представляют . cobolt
  искусственные плантащии гзайюлы, требую-
  щие неусыпных забот и болыного челове-
ческого труда.

Гвайюла — каучуконос. Если не считать
небольших опытных полей в Туркмении,
Азербайджан — единственный район, где
его разводят в значительном масштаба.
Только в одном Маргушеванском совхозе
(Нагорный Карабах) он занимает площадь
около 900 гектаров. Помимо того, эта куль-
тура внедряется во многих колхозах, при
чем в нынешнем году к выращиванию её
приступают тертерские и бардинские кол-
хозники.

Не пользующаяся пока такой популяр-
ностью, как кок-сагыз, гвайюла призвана
сыграть большую роль в народном хозяй-
стве страны. На одном гектаре обычно рас-
  саживзется 15—20 тысяч кустов гвайюлы.
Каждый созревший куст четырехлетнего
возраста весит примерно 1.200 граммов.
Речь идёт о весе куста в целом, поскольку
каучук содержится в каждой его поре, от
корней до макушки. Выход каучука дости-
гает 7—8, а иногда 10 процентов. Даже пря
условии, еслй кусты гвайюлы не выкапы-
вать целиком, а «скашивать», оставляя в
земле корни, которые пустят новые побе-
ги, после о ‹стки от смолы и других при:
месей с олцого гектара получается не ме-
нее 459 килограммов чистого каучука. Дос-
таточно сопоставить эту цифру с выходом
каучука из кок-сагыза — не более 60 ки-
лограммов с гектара, чтобы оценить по-
тенциальные возможности азербайджанско-
го каучуконоса.

Опыты по разведению гвайюлы, длящиеся
уже восьмой год, дали несомненно положи-
тельные результаты. Сейчас начато строи-
тельство нервого в стране завода по выра-
ботке каучука из гвайюлы. Этот завод бу-
дет расположен в центре сырьевой базы:

Правительство обязало применить скорост-

ные методы стройки с тем, чтобы закоч-

менно приступают к изысканиям и подго-
товительным работам к строительству дру-
гого, более мощного завода. ang

С этого года значительно расширяются
площади под гвайюлой, колхозники, заня-
тые разведением этой ценной культуры, по-
лучают специальные льготы.

БАКУ, 3 ‘октября.

(По телеф. от соб.
корр.). у

Начались осенне-зимние
песозаготовки

АРХАНГЕЛЬСК, 3 октября. (По телеф.
от соб. корр.). В Архангельской области
начался осенне-зимний сезон лесозагото-
вок. В лесные делянки вышли тысячи ле-
сорубов. Особенно организованно начались
лесозаготовки в Верхне-Тоемском, Карпо-
горском и Черевковском районах. Постоян-
ные рабочие и колхозники-сезонники вклю-
чаются в предоктябрьское соревнование.
Учитывая, что нынче прёдстоит  загото-
вить значительно больше леса, чем в про-
шлом сезоне, они берут повышенные обя-
зательства. Пополняются ряды тысячни-
ков. Многие Лесорубы дали слово загото-
вить 1.200 — 1.300 кубометров леса за
сезон.

Сейчас болышинство вышедших в лес ра-
бочих значительно  перевыполняет свои
нормы.

Замечательной выработки достигли в
первые дни сезона лесорубы Караминско-
го лесопункта Онежского леспромхоза:.

бойца»   Многие рабочие здесь дают не менее. трёх:

норм в смену,

чить её к 1 февраля 1945 года. Одновре-.

©

Стахановць одной из лучших
нинидзенефть». Слева направо:

бригады А. Сазонов, подручный слесаря
станции,

Утром бойкая, с черными косичкамн
дочка Ишима Рахманова — председателя
Болхоза — обежала десятки дворов аула.
Заглянув в каждую избу, где жил ктс-
либо из стариков, девочка говорила:

— Сегодня в обед приходите к нам.
Очень нужно.

В полдень дом предездателя колхоза
быстро наполнился гостями. За низкими
столами, среди которых дымились внесен-
ные хозяйкой блюда с бесбармаком, за-
вязалась беседа о вестях с фронта, о кол-
хозных делах. Рахманов рассказал гостям
о том, как справляются бригады с косо-
вицей хлебов, как идет молотьба, сколько
осталось убрать табаков.

— Справляемся в общем неплохо, —
заключил председатель, — но нам бы хо-
телось выйти первыми в районе. Будь у
нас еще несколько человек, ну, скажем,
десятка два рук, и тогда обогнали бы мы
всех. Вот и позвал я вас к себе затем,
чтоб посоветоваться: не поможет ли кто-
нибудь из стариков.

Прямо против Рахманова на конме си-
дела семидесятилетняя мать  председа-
тельницы  аулсовета Бубира Ешиаева.
Быстрыми, не по возрасту молодыми
глазами она окинула сидящих вокруг
женщин, затем обратилась в председате-
лю колхоза:

— Зачем ты не сказал нам раньше,
что нужно помочь убрать урожай? Разве
кто-нибудь из нас откажется выйти в
поле?

Сидевшие в комнате женщины одобри-

тельно кивали головой:

— Правильно говорит Бубира!

ФЗенщины тут же решили организовать
бригаду. Свойм руководителем они выбра-
ли уважаемого всем аулом старика Вей-
бась Таникеева.

В праздничных национальных одеж-
дах, с серпами в руках вышла новая
бригада скать пшеницу. Самому молодому
члену этой бригады Албосан Волдобаевой
на-лнях исполнилось 659 лет. Убирать
Хлеб серпом — нелегкий трудои для
молодой женщины. Но надо было видеть.
как работала бригада Таникеева. Каждый
день она выходила в поле раньше и ухо-
дила позже других. Вместо 10 сотых
гектара по заданию каждая из женщин
сжинала 15—16. сотых.

Мы побывали на большом массиве, уб-
ранном бригадой Таникеева. На ровном,
словно остриженном ножницами, поле уже
нет ни одной копны. В низкой стерне не

найти ни одного брошенного колоса.
— Чистая работа! — восхищенно го-
ворит Рахманов. ь

Низкорослый. плотный. в надвинутой
на лоб фетрозой шляпе, Ишим Рахманов

в Баку компрессорной станнии № 15 треста «Орджо-
начальник станции М. Ермолаев, бригадир ремонтной

С. Фаталиев за осмотром оборудования

Фото Ф. Кушнерова.

Слава передового колхоза

рассказывает нам 0 том, как трудятся ‘тю-
ди его колхоза и в других бригадах. Вес-
ною в колхозе засеяли свыше 700 гекта-
ров пшеницей, овсом, кукурузой, табака-
ми. Урожай выдалея по этим местам
неплохой. В среднем каждый гектар дал
по 10 центнеров, а на отдельных учает-
ках — и по 12 — 13.

—- Вырастили много, вот, как уберем,
не знаем, — поговаривали в колхозе. —
Людей нехватит,

Чтобы провести уборку в срок, нужно
было призвать на поля буквально всех
жителей аула. И это было сделано. На
косовицу вышел не только постоянный
состав бригад, но и сотрудники сельских
учреждений, продавцы, учителя, школь-
ники, старики. В ход`пущены были, кро-
ме комбайнов, все жатки и сенокосилки,
все сорпы. и косы.

Давно смолкли шум машин и людские
голоса на нивах колхоза. Еденть, ереди по-
ля, и окружающий. пейзаж напоминает
позднюю осень. Хлеба лавно скошены.
заскирдованы, свезены на тока.

Но вот за пригорком показывается кол-
`хозный ток. Подымая облако пыли, не-
умолчно гремит молотилка, шуршат веял-
ки, пара за парой торонливо сменяются
у машин подносчики зерна. В трех брига-
дах колхоза молотилки работают круглые
сутки. Все 24 часа работасг и транепорт-
ная бригада, отвозящея хлеб. Оттого и
идет он беспрерывным потоком. Волхоз
уже выполнил план обязательных носта-
BOK, полностью сдал зерно в фонд Ирас-
ной Армии.

— Сегодня отправляем последний
0603 с натуроплатой МТС, — говорит
Рахманов.

Кончается  страдная пора на полях.

Радость, приносимая вестями с фронта,
умножается сознанием того, что долг пе-
ред государством выполнён и что впере-
ди сытая, обеспеченная зима, заслужен-
ная большим трудом в колхозе.

0 колхозе «Совет» в районе говорят,
как о лучшем, передовом.

— Он славится тем, что хорошо при-
влев в полевым работам все население
зула, правильно организовал труд, умело
сочетает все виды работ, — сказал нам
председатель райисполкома т. Акмурзин.

Дружно, организованно кончают в «Со-
вете» страдную пору богатого года. Хо-
рошо, весело на душе у людей, завоевав-
ших славу передового колхоза.

i Л. СУЛИН,
соб. корр. «Известий».

ЭНБЕКШИ-КАЗАХСКИЙ РАЙОН, КА-
ЗАХСКАЯ ССР.

Воин и созидатель

«Давид пошел на Голиафа», — так на-
зывалась сталья, напечатанная в ленин-
градской «Красной газете» в начале двад-
цатых тодов: тогда еще все помнили, что
Аавих был легендарный юноша, победив-
ай на поединке чудовищного великана
Голиафа. А в статье под этим заголовком
инженеры и рабочие завода «Электроси-
1a) требовали, чтобы именно им было по-
учено строительство гидрогенераторов
дя Волховстроя, стройки, которую, как
первую любовь — с волнением, с огром-
IMME надеждами, переживала вся юная
ветская республика. Стремясь доказать,
‚ Что они справятся с созданием гидрогене-
раторов йе хуже знаменитой шведской
‚фирмы, поставлявшей Волховстрою часть
(борудования, рабочие и инженеры «Эле-
Уктросилы» привлекали пример Давида,
‘победившего Голиафа, — ведь отечествен-
нал электропромышгленность в лице элех-
тросиловского коллектива впервые в сво-
ей истории бралась за такую сложную,
тяжелую и грандиозную работу, впервые
зыходила на состязание с Голиафом
яностранной техники.

И Давид победил Голиафа: электроси-
ловкие гидрогенераторы, установленные
в залах Волховской ГЭС, работали не ху-
86, а лучше шведеких машин, свыше во-

”, бемнадцати лет безотказно и щедро снаб-

яая Ленинград энергией и светом.

„.Й вот весной тысяча девятьсот со-
9 второго года «Электроснле» вновь
пришлось вернуться к Волховстрою, при-

Шлобь залечивать тяжкие раны. нанесен-
НЫ ему вражескими бомбежками. Это бы-
10 едва ли не труднее, чем восемнадцать
1ет назад построить генераторы: только-
Чо козчилась первая блокадная зима с ее
яечеловеческими испытаниями, еще непо-
Уерно тяжелой казалась ‘людям каждая
вещь, взятая в руки, а главное, оказалось,
910 «Электросила» за годы мирного раз-
вития далеко-далеко ушла вперёд от ма-
мин волховского типа. Но осажденаому
тороду нужны были свет и энергия, —
после страшной этой зимы нужны были,
ках никогда, — и «Электросила» верну-
ла Ленинграду Волховскую станцию. Так,
ще в разгаре боев, в труднейшие дни
олокады начал работать завод — на вос-
становление.

‚А в марте сорок третьего года состоя-

лось решение Государственного Комитета
Обороны о восстановлении на JeHHH-
традеком заводе «Электросила» имени
ирова производства турбо- и гидроге-
нераторов и крупных электромашин.

Это решение было принято тогда, когда
мы попадали на завод только по специ-
альным пропускам, на которых было на-
писано: «Пропуск на право проезда и
прохода в город Ленинград». Это был про-
пуек на фронт, с ним можно было ехать
вплоть до переднего края, вернее, не
ехать, а итти: первая фронтовая застава
была как-раз перед самой «Электроси-
лой», передний край немцев находился в
5—6 километрах от цехов завода. Не бы-
ло дня, чтобы на территорию завода не 20-
жились вражеские бомбы и снаряды. Но
осажденный завод мог дать стране те ма-
шины, которые ей были крайне нужны.
Коллектив завода знал это, и люди его бы-
ли горды трудным поручением своей ро-
лины. С подлинным вдохновением приету-
пили электросиловцы весной к возрожле-
нию основных цехов своего
сенью сорок третьего года в этих цё-
хах уже началось изготозленае крупных
элевтромашин для Донбасса.

Еще не полностью был очищен Дон-
басс от немецких захватчиков, еще ли-
лась на его угли кровь нашнх бойцов, а
в блокированном Ленинграде, на при-
фронтовом заводе уже началось его вос-
становление. Уже глазный инженер Д, В.
Ефремов подсчитал, сколько миллионов
тонн угая позволят добыть электросилов-
ские машины. Эти цифры были вывеше-
ны в цехах на щитах, где рядом со свод-
ками победоносного наступления нашей
армии висели сводки о ходе выполнения
донбассовского заказа. Обстановка осады,
ежеминутная близость смерти не пугала
и не останавливала электросиловцев, а
заставляла их мобилизовать все силы
творческой мысли, все богатство их ду-
ха, — духа питерцев, ленинградцев, сы-
новей колыбели революции...

Мне вспоминается одно партийное c06-
ранис осенью сорок третьего года, посвя-
щенное выполнению программы — донбас-
совских и других заказов. Коммуниеты
обсуждали вопросы, как наладить вы-
дачу металла из вагранки до затемнения
(ведь завод — на фронтё!), как обеспе»

завода, а.

чить обрастание крупных станков квали-
фицированными силами, сурово крити-
ковали начальника одного из цехов за то,
что он на два дня выскочил из графика...
Правда, это произошло потому, что оба
крана в этом цехе были повреждены оче-
редным обстрелом, но обстрел не был
сочтен достаточно уважительной причи-
ной.

Выступавший на собрании директор
завода’ Г. Я. Мухин говорил, что именно
в этих условиях коллектив обязан на-
учиться работать спокойно, не выматы-
ваясь, обязан избегать ненужных травм,
которые приносит с собой спешка.

Много сотен различных снарядов и
бомб упало на территорию завода за де-
вятьсот дней осады. В ноябре сорок
третьего года. в разгар изготовления дон-
басских машин и рыбинекого генера-
тора на завод за один только день легло
около двухсот пятидесяти снарядов, фу-
гасных и шрапнельных. Но завод хотя и
изранен, однако, вовсе не представляет
собой руин, — люди не допустили этого:
пожары возникали, но ни один из них не
разгоралея, а ликвидировалея сразу же.
Повреждения, нанесенные обстрелом, по
мере сил тут же исправлялись... Фаши-
сты свирепо стремились разрушить за-
вод, а на нем кипела огромная работа, и
враг был бессилен прервать эту работу
завода, завода-солдата,  завода-созида-
теля!

За годы блокады предприятиям и стан-
циям восемнадцати городов Советского
Сотоза — Архангельску, Еревану, Днеп-
родзержинску, Ярославлю, Горловке, Че-
лябинску ий другим дала ленинградская
«Электросила» свои гидро- и турбогене-
раторы и крупные электромашины, изго-
товляя их при острейшем недостатке ква-
лифицированной рабочей силы, под арт-
огнем в2--2,5 раза быстрее, чем до
ВОЙНЫ.

Нет, эти поразительные, истинно BOeH-
ные темпы не были достигнуты каким-
либо 060бым  сверхнапряжением. фи-
зических сил, да оно Фодно и не по-
могао бы; на помощь действительно на-
пряженно работавшим И действительно
очень немногочисленным _ квалифициро-
ванным работникам пришла творче-
ская, по-военному дерзкая мысль инже-
неров, технологов, конструкторов, раци-
онализаторов. Эта мысль напряженно

искала таких конструкций, такой техно-
логии, которые бы прежде всего возме-
стили недостаток  высоковвалифициро-
ванных мастеров и рабочих, сократили
бы трудоемкость изготовления машин,
прежде веего экономя станко-часы. В To
же время, упрощая конструкции, необ-
ходимо было. добиться и повышения на-
дежности машин в эксплоатации и эко-
номии дефицитных цветных металлов.
И вот, опираясь на весь прошлый
огромный опыт «Элевтросилы», от ее
первого вызова шведскому «Голиафу»
до Воаргостроя, неустанно ища, изобре-
тая, реконотруируя, инженеры и кон-
структоры завода переработали конструк-
ции всех выпускаемых заводом машин.
Это дало огромные результаты: так,
благодаря переработке конструкции и
технологии рыбинского гидрогенератора
удалось снизить трудоемкость его изго-
товления на 7.000 человеко-часов и
5.000 станко-часов; одновременно была
повышена его мощность. Изготоваение
нивского гидрогенератора при новой, пё-
реработанной конструкции потребовало
всего 1.800 станко-часов вместо прежних
3.000. Трудеемкость изготовления тур-
богенератора в 50.000 киловатт по еа-
мым дефицитным  станочным работам
снижена настолько, что этой экономии
достаточно, чтобы произвести обработку
двух с половиной роторов турбогенерато-
pos по 25.000 киловатт, ит. д., ит, д.

fl не инженер, но техник, и для
меня эти и многие другие, подобные им,
цифры звучат прежде всего как настоя-
щая поэма о человеческой воле, о неуга-
симой, гордой человеческой мысли, кото-
рая сумела преодолеть и вражеское огру-
жение, и девятисотдневную угрозу смер-
ти, и голод, и, преодолев, возмужать и

окрепнуть. За этими цифрами стоят
прежде всего их творцы — люди,
наши  электросиловцы: главный инже-

Hep коммунист Ефремов, влюбленный в

Навести порядок
в городском хозяйстве
Саранска

(ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ)

Недавно мне пришлось около месяца
побыть в командировке в Мордовской
АССР. Меня поразило и удивило состоя-
ние городов и поселков в республике.
Можно началь с Саранска — центра Мор-
довской АССР. В нем около 50 тысяч
человек населения. В городе имеются
нтвейные, табачные, консервные фабрики,
ряд крупных промышленных  предприя-
тий, школы $30, ремесленные училища.
Казалось бы, что столица Мордовской
АССР должна быть примером для всех го-
родов Мордовии, но на деле картина
иная.

Саранск находится в антисанитарном,
чрезвычайно запущенном — состоянии.
Улицы города не подметаются, на них
много грязи, мусора. На центральной —(о-
ветской улице расположен Дом Советов,
где помещаются обком ВЕП(5), Верхов-
ный Совет и СНЕ АССР; близ них нахо-
дятся Саранский горсовет и горком
ВЕП(б). Против гореовета на расстоянии
200 метров дорога заасфальтирована, но
она ежедневно разрушается проходящими
по ней колесными тракторами. Остальная
часть Советекой улицы очень грязна. На
площади около Дема Советов стали свали-
вать мусор. Здесь нет ни одного деревца,
ни одной клумбы. Котали говоря, зеле-
ни в Саранске очень мало. Её не сажали
лет пять-шесть, a ранее  посаженная
уничтожается. Е

На других улицах Саранска (Демокра-
тической, улнце Ленина, Московской, Рее-
публиканской, Красноармейской и ap.)
мостовые также нахолятся в запущенном
состояний; кюветов для стока воды 6о-
вершенчо нет, после дождя улицы зали-
ты водой, образующей болота и «непрохо-
димые» места.

В городе за последние годы перед вой-
ной построено несколько десятков
4—5 -этажных домов 6 вводом канализа-
ции и водопровода. Но хозяина в этих
домах нет. Внешняя штукатурка и фаса-
ды в плачевном состоянии: водосточные
трубы неисправны, во время дождей вода
льется на стены зданий. :

Дом Советов — шестиэтажное прекрас-
ное здание — разрушается, крыша ero
протекает.

Плохо содержатся и здания централь-
ных учреждений. На Гражданской улице
помещается Наркомместпром. Дом этого
наркомата разрушается, часть стекол вы-
  бита, водосточные трубы и двери полома-
ны. Неужели у Народного комиссариата
местной промышленности Морловии нет
возможности содержать в порядке собет-
венное здание?

В Саранске имеются баня и санпро-
пускник, но они работают с большими
перебоями. Рынки также находятся в
весьма антисанитарном состоянии.

Решения сессии горсовета, пленума
горкома, посвященные благоустройству,
но выполняются.

Не менее запущены, в сожалению, и
другие города Мордовии: Рузаевка, Тем-
НИКОВ.

Позволительно спросить мордовские
организации, вто дал им право так отно-
ситься BK вопросам, затрагивающим инте-
ресы сотен тысяч граждан, проживающих
в городах Мордовекой АССР?

И. ПАНКИН,

секретарь Егорьевского горкома
ВКП(б) Московской области.

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»

«В часы приема»

Исполком Иркутского городского Сове-

бы, чтобы все Te, кто получает от электро-  та обсудил корреспонденцию «В часы приё-
силовеких машин энергию и свет, прежде ма», нацечатанную в «Известиях» 10 августа.
всего подумали бы об этих проетых, му-  Факты, указанные в корреспонденции, пол-

жественных и щедрых людях, — ленин- Ностью подтвердились.
потому что И волокиту, допущенные по отношению к

градцах, электросиловцах,

За бюрократизм

энергия и свет машин — это их жизнь, жалобам и заявлениям трудящихся, за пре-

их душа, их мысль.

...Восстановление завода, начатое еще
в свирепой осаде, в страшной близости от
врага, сейчас в полном разгаре. Но это
не есть простая реставрация, простое вос-
становление разрушенного: нет, «Элект-
росила» мыслит свое восстановаение как
историческую реконструкцию, превращаю-
щую завод в предприятие более neperoBoe,
чем до войны.

В реконструкцию завода, разумеется,
драгоценным вкладом войдет весь огром-
ный творческий опыт военных лет, все
добытые под артогнем, в блокаде кон-
структорские и технологические достиже-
ния и открытия. Но и они кажутся. уже
далеко не достаточными коллективу заво-
да: восстановление завода должно сов-
пасть — по мысли его руководетва —
с серьезной технической перестройкой
предприятия; завод должен сталь всесо-
юзным центром научно-технической кон-
структорекой творческой мысли...

..В вентябре этого года на заво-
де состоялась производетвенно-техниче-
ская конференция. На завод, куда еще
недавно можно было попасть только по
«пропуску на право проезда и прохода в
г. Ченинград», свободно с’ехались со всех.
концов страны крупнейшие специалисты.
заказчики завода, ученые, академики...
Таким образом, конференция эт носила
характер конференции веесотозной. ‚С за-
конной гордостью водили электросиловцы
’ехавигихся делегатов по цехам, где еже
недавно рвались вражеские снаряды.
Скромно и деловито докладывали инже-
неры завода о великом опыте военных
лет, внимательно и серьезно выслушивали
и учитывали мнения и пожелания своих

завод, как в живое существо: директор
завода Г. Я. Мухин. требующий от всех
прежде всего умения глядеть внеузд, «ра-
ботать с перспективой», — он требовал
этого в блогаде, еще больше требует те-
перь; старый мастер Мызников, работаю-
щий на заводе еще со времен первой
русской революции; начальник первого
неха Данилов; коммунисты инженеры
Комар, Ханченко, мастера Семченко, Йи-

холетов ин многие, многие другие тру-  ловеческий коллектив.

женики «Электросилы»... И мне хотелось

потребителей. И главное — конференция
вея была устремлена в будущее: ее основ-
ными вогросами были вопросы будущего
завода, вопросы превращения «Электро-
силы» в передовой завод мирового элек-
тромалгиностроения...

Ленинградский завод-воин,  завод-со-
зидатель будет таким заводом. Порукой
в том — его большевики, его великолен-
ный закаливиийся в военной борьбе че-

О. БЕРГГОЛЬЦ..

датель исполкома
  города

Малахова кургана. Основныё силы

дарственный театр драмы
кова. Спектакль шел в постановке заслу-
женного артиста. УССР Свободина. В роли
Маши занята заслуженная артистка РОФСР
Чудинова, в роли Вершинина — артист Ро-
моданов, в роли Чебутыкина — заслужен-
ный артист УССР Свободин.

небрежение приёмом посетителей предсе-
Кировского райсовета
Иркутека тов. Скрябин с работы
снят. Заведующей Кировским райжил-
управлением тов. Евфратовой об’явлен вы-

говор.
Исполком горсовета утвердил расбпи-
саниё приёма посетителей руководящи-

ми работниками горсовета и его отделов,
а также разработал конкретные мероприя-
тия по упорядочению приема трудящихся.

——@_——
Диорама «Штурм Севастополя»

В Москву возвратилась из Севастополя
бригада художников, собиравшая там ма-
териалы для большой диорамы «Штурм
Севастополя». Бе готовит лауреат Сталин-
ской премии П. Соколов-Скаля.

Бригада пробыла в Севастополе два ме-
сяца и слелала более 140 этюдов и много
зарисовок, В этюдах дана полная панора-
ма Севастополя. Сейчас Соколов-Скаля
вместе со своей бригадой пишет большой
эскиз будущей диорамы. Художник изо-
бразит момент штурма Севастополя 9 мая
1944 года. Советские войска находятся на
Северной стороне и рвутся к укреплениям
нем-
цев, спасаясь от наступающих частей
Красной Армии, устремились к Хереонесу.
По отступающему врагу бъег советская
артиллерия. В Севастопольской бухте уни-
чтожаются немецкие транспорты, на котб-
рых гитлеровцы тщетно пытаются спа-
стись. Передний план диорамы будет изо-
бражать подступы к Малахову кургану.
Длина диорамы — 15 метров.

Открытие сезона в театре
имени Волкова

ЯРОСЛАВЛЬ, 3 октября. (По телеф. от

соб. корр.). 2 октября пьесой «Три сестры»
А, п. 9 в ГО

ехова открыл зимний сезон Госу-
имёни Ф.  Вол-

Театр готовит постановку «Тартюфа». ‹.

«Рае Ре, чинят  и АЛЬ РА РИЧИ ЕТ eee a   Lat as at 0 eel pan ee ОЕ ЛЕНА РЕ Е МАРСЕ