go 8

ура

ам
за,

HG fj
МЫ
а
ODI}

Teng

LOT

в
ОН
VIVE
H

Bk
SAC

I Qe
CT}

И
OCH
Tan

Outi
ВИЙ
OO
03M)

Ob
OKIE
тан

Ih
ray
NOT

Ta

Tt
ел!
an
aoe

‚НЫ
94)
‘ARO

т
por
rit
uot

ГИ

HO}
(11

I
i
ГИ
0!

ЧЕТВЕРГ, 5 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 237 (8539)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
д а—а—а———„ А

Чествование
старейшего художника

ъ os x
Карело-Финской республики

Фатьма.
председател

ПЕТРОЗАВОДСК, 4 октября. (По те-
легр. от соб. корр.). Вчера общественность
столицы Карело-Финской ССР чествовала
старейшего художника республики Вени-
амина Николаевича Попова.

25 лет назад Попов—уже зрелым худож-
ником — приехал в Карелию. Изумительная
природа этого северного края с его леса-
мн, озерами, водопадами привлекла худож-
ника, и он решил остаться тут навсегда.

Петрозаводчане знают и любят Попова.
Они не раз любовались его замечательны-
ми произведениями: «Первая ячейка боль-
шевнков», «Онегозавод», «Сплав», «Погра-
ничники» ит. п. Ha выставку в 1938 году
художник представил около 100 работ, из
них 30 больших полотен.

Трудящиеся республики оказали боль-
шое доверие В. Н. Попову, избрав его де-
путатом Верховного Совета Карело-Фин-
ской ССР. `

Война застала художника уже на склоне
лет. Ему пришлось покинуть родной город,
но его воля к творчеству не была сломл=-
на. В Беломорске он пишет свои полотна,
отображая героическую борьбу советского
народа с фашистскими захватчиками. В
числе произведений, написанных за время
войны, полотна: «Встреча партизан», «Ге-
pon Советского Союза девушки Мелентье-
ва и Лисицина» и другке.

75-летие со дня рождения и 45-летие
творческой деятельности В. Н. Попова от.
мечены в Петрозаводске юбилейным вече-
ром, на котором собрались художники,
артисты, архитекторы, представители об-
щественных организаций. Указом Прези-
диума Верховного Совета Карело-Финской
ССР В. Н. Попову присвоено звание на-
родного художника республики.

на второй этаж небольшого домика,
пачного для азербайджанского

ми деревьями, и рядом комнатка.
строятся дома здесь, где лето длится
брых пять месяцев, весна мало чем отли-

ет весне. Подымаясь по лестнице в уква-
занный нам дом, мы увидели за столом
молодую женщину в простом платье, по-
вязанную легким белым ‘платком.
сколько необычная биография этой хач-
масской колхозницы только увеличи-
вает уважение к рядовой азербайх-
жанке, чья слава лучшего председателя
сельсовета более чем заслужена.

Уроженка Нараджана,  Фатьма, здесь.
училась, здесь работала в колхозном хо-.
зяйстве. Муж её Шах-Бала Бабаев был
техником в лесничестве. В 1932 году его
призвали в армию. Вскоре жена отправи-
тась в нему, и с чех пор начались стран-
ствования этой верной «солдатской подру-
ги», как сама она называет себя. Множе-
ство городов промелькнуло перед еб
глазами. Подлое нападение немецких фа-
шистов застало её в Таллине. Шах-Бала,
‚начав эту войну в качестве старшего лей-
тенанта, получил последовательно звания
капитана и майора.

— Но 0б этом и оо том, что его двалк-
ды наградили орденами, я узнавала уже
из писем. Мне пришлось эвакуироваться
на родину, а он продолжал воевать. Пос-
леднее его письмо от 30 августа 1942
года было помечено далеким городом. А
днем позже он был убит. Товарищи нали-
сали мне большое теплое письмо, присла-
ли его зещи и карточки. Много хороших
слов говорили товарищи о Шах-Бала,
много хороших слов...

Оставшись вдовой, Фальма не сразу.
нашла место в колхозной жизни. Кое-что
делала она, но сама понимала, что способ-
на к большему. Без особой охоты согла-
силась она стать учетчицей в колхозе.

Фальма навела порялок в учёте, какого
В этом колхозе никогда и не знавали. Ма-
TO разговаривала она с людьми, редко
выступала на собраниях, — но сказывал-

Новый завод тракторных
деталей

САРАТОВ, 4 октября. {По телеф. от соб.
корр.). В городе Петровске строится меха-
нический завод по изготовлению и рестав-
рации деталей к тракторам и сельхозма-
шинам с годовым об’ёмом производства в
два с половиной миллиона рублей Завод
должен быть пущен   января 1945 года.

Включаясь в предоктябрьское соревнова-
ние, строители решили пустить завод к 27-й
годовщине Октября и дать первые детали
к осенне-зимнему ремонту тракторов.

Десятки предприятий области выделяют
цля нового завода станки, инструмент, ма-
териалы, посылают для работы инженеров
и техников. Строительству нового завода
помогают и колхозы. Колхоз имени Калини-
на Воскресенского района, выполнивший
все свои обязательства перед государством,
отправил для рабочих новостройки несколь-
ко тонн овощей, много мясных и других
продуктов.

ездами и наблюдениями: каждое замеча-
ние Фатьмы отличалось продуманностью
и справедливостью.

Случилось так, что председатель На-

был из строя.
сельсовета, Бабаева приняла на себя за-

боту 0 пяти селах, в числе которых есть
и азербайджанские и русские. 275 дво-

хозяйкой осталась женщина. Эти женщи-
ны и являлись предметом заботы и едно-
временно опорой для сельсовета.

Ни одно колхозное дело не обхо-

Латышские патриоты
сохранили советские книги

Узкая, почти отвесная лестница ведет,
ти-,
села.
Просторная веранда, затененная высоки- какой-либо важный хозяйственный воп-
Так.
до-
чается от лета, а зима немногим уступа-

Не-.

ся природный ум, развитый долгими раз’-

раджанского Совета серьезно заболел, вы-.

Единодушно избранная председателем.

ров в этих сёлах, и в большинстве из них

дится без участия Совета. Блительно
следит Бабаева за выполнением государ-
ственных обязательств, с которыми,

ДАУГАВПИЛС, 4 октября. (ТАСС). Не-
мецко - фашистские варвары уничтожали
все, что имело отношение к советской пе-
чати. В, городах _и. сёлах .Латвёи -нылали
костры из книг. И все же гитлеровцам не
Удалось отнять у латышских патриотов
книгу, несущую слова правды.

Как только Красная Армия освободила
г. Резекне, Нил Янович Добрецов, до вой-
ны заведывавший киоском  Союзпечати,
пришел в уком партии с длинным списком
литературы. В нём значатся несколько де-
сятков томов сочинений В.И. Ленина, кни-
ги товарища Сталина «Вопросы лениниз-

ЛЕНИНГРАД, 4 октября. (По телеф.
соб. корр.). Во второй половине ноября ис-
полняется 250 лет со дня рождения Воль-
тера, выдающегося французского писате-
ля-просветителя и философа ХУШ столе-
тия.

Общественность Ленинграда
отметить эту дату. Ленинградский ордена
ма», о «Об основах ленинизма», много! Ленина Государственный университет в
экземпляров «Конституции СССР» и т. д.  ознаменование юбилея проводит специаль-
Всего. Нил Янович передал Резекненскому ь
укому партии более‘ 4.000 книг. Он вывез
их из города и хранил у себя, хотя’ это
было запрещено под страхом самых суро-
вых наказаний.

В городе Лудза вскоре после ero осво-
бождения от немецко-фашистских оккупан-

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 4 октября. (По те-
леф. от соб. корр.). До войны были широко
известны замечательные пруды Великолук-
ского рыбсозхоза, в которых  разводился
тов открылся книжный магазин. Ибёклю- зеркальный карп. Тысячи центнеров рыбы
чительно велик спрос читателей на книгу давал рыбсовхоз промышленным центрам
товарища Сталина «О Великой Отечествен- страны.
ной войне Советского Союза». Сейчас пруды мертвы: немецкие захват-

Бабаева -—
ь сельсовета

кстати сказать,
ложенные на

два колхоза, распо-
территории сельсовета,
справились досрочно. Если разрешается

рое, без Бабаевой никогда не обойдутся.

Фальму Бабасву чаще всего застанешь
в окружении депутатов и активисток. Ни
в какой отчет не вместится множество
мелких, повседневных дел, выполняемых
активом Совета. Депутаты Искендер Ха-
лилов и Зинаида Овесонко охотно взяли
на себя заботу о семьях фронтовиков, о
детях, о школе, о дорогах и мостах. Гюль-
дана Айдамирова помогает Совету во
миогих делах. Учительница Судаба Ca-
дыхова — организатор культурной жизни
на селе.

В Нараджанском сельсовете школа от-
Тремонтирована и обеспечена топливом.
Детекий сад во время полевой страды го-
тов принять любое количество малышей.
На амбулаторию никто не пожалуется.
Красный уголок создан не для «декора-
ции», чем грешат иные сёла, а действи-
тельно является
боты в. колхозе.

Мы были на нескольких хырманах (то-
ках) и повсюду заставали одну и ту же
картину. В стороне от молотилки, на не-
большой площадке в гуще деревьез, стоит
стол с книгами, на доске висит стенная
газета, прямо меж деревьев  повешена
карта. В этих передвижных красных
уголках всегда дежурит учительница или
девушка пз старшего класса, здесь чита-
ют свежие номера газет, беседуют о воен-
ных событиях.

Сельсовет построих баню, — Бабаева,
считает это одним из самых крупных до?
стижений. Дороги, ведущие к Нараджа-
ну, выгодно отличаются  благоустроен-
ностью, — в этом тоже сказалась забота
сельсовета.

Можно не сомневаться, что там, где у
власти стоит вдова советского офицера,
отдавшего жизнь за свою родину, ни од-
на семья фронтовика не будет обделена
вниманием. Правда, в материальной по-
мощи редко кто нуждается на селе. Каж-
дый, кто трудится на поле, вполне 0бес-
печен и хлебом, и овощами. Но многое
сделал сельсовет для того, чтобы семьи
военнослужащих были обеспечены при-
усадебными участками.

...Беседу пора кончать.
поздно. ^

— Вот это время для меня самое тя-
желое, — тихо признается Фальма. —
Грустно оставатьея _ одной. Скорей бы
утро! На поле, среди людей, я чувствую
себя бодрее, потому что вижу, как ста-
рается народ помочь государству, и сама
стараюсь, — в этом мой долг перед па-
мятью Шах-Бала, перед теми, кто поста-
вил меня у власти!

Я. ГИК,

соб. корреспондент «Известий».

Село НАРАДЖАН Хачмасского района
Азербайджанской ССР.

Уже совсем

Памяти выдающегося французского философа

от   ную научную сессию, на которой с докла-
дами

выступят виднейшие профессора.
Университет выпускает сборник, в который
войдут статьи «Вольтер и Россия», «Театр
Вольтера», «К истории написания «Канди-

* вые м иаль переписки.
готовится Да» И новые материалы из переписки

В Институте литературы Академии наук
СССР состоится торжественное заседание
памяти Вольтера.

Разведение зеркального карпа

чики, поспешно покидая здешние места,
спустили воду, хищнически уничтожили
даже мелкого карпа.

Великолукский областной рыбтрест при-
ступает к возрождению рыбсовхоза. Будут
построены новые плотины, произведена
очистка прудов. Мальков завезут из сосед-
них областей.

центром культурной ра-!

Дневник

В залах Третьяковской галлереи открыта
выставка’ произведений видных. совет-
ских художников — заслуженных деятелей
искусств М. И. Авилова и В. В. Мешкова и
лауреата Сталинской премии Г. К. Савиц-
кого.

Интерес к этой выставке вполне понятен.

Жены фронтовиков, работающие в артели
ИМ. «5-го декабря» гор. Чкалова, шьют ват-
ные телогрейки для воинов Красной Армии.

Фото Е. Викторова.

Новые скульптуры
На станциях метро

К октябрьским праздникам на станциях
метрополитена будуг установлены новые
скульптуры. Заслуженные деятели
искусств Украинской ССР Муравин и
Лысенко закончили для станции «Бау-
манская» работу над горельефом «Защит-
ники Москвы». На фоне Кремля и мавзо-
лея Ленина изображены фигуры партизана,
пехотинца, моряка, лётчика и танкиста. В
среднем зале станции ведутся сейчас отде-
лочные работы. Установлены порфирные
пилоны, между ними отделываются мозанч.
ные ниши. Скоро они украсятся новыми
скульптурами В. Андреева на тему «Фронт
и тыл».

Народный художник РСФСР лауреат
Сталинской прёмии скульптор М. Манизер
закончил скульптуры для станций Покров-
ского радиуса. Две его работы—«Зоя Кос-
модемьянская» и «Партизан Кузьмин» на-
днях устанозлены на станции «Измайлов-
ский парк культуры’ и отдыха имени Ста-
лина».

Начал работать кожкомбинат
в Таллине

ТАЛЛИН, 4 октября. (ТАСС). Пущен в
ход кожевенный комбинат «Унион». Пе-
ред отступлением немцы отдали приказ
демонтировать и упаковать станки и сило-
вые машины. Рабочие комбината всячески
саботировали это распоряжение и сохрани-
ли оборудование. Сейчае на комбинате дей-
ствуют кожевенный завод и обувной цех.

Выпуск керамической
детской игрушки

ВОЛОГДА, 4 октября. (По телеф. от
соб. корр.). На Вологодском кирпичном
заводе № 1, выполнившем годовую произ-
водственную программу по основным ви-
дам изделий, начат выпуск керамической
детской игрушки.

Гончарно-керамический цех завода ос-
воил выработку 18 видов детской игруш-
‘ки из простой красной глины. Выпущено
свыше 25.000 игрушек. f

В И! райпромкомбинатах области также
уже развернут массовый выпуск керами-
ческой игрушки.

Санаторий для беременных женщин

Секретариат ВЦСПС организо Я л в Со-
кольническом районе столицы первый в
стране санаторий для беременных женщин.

Отдыхающае получают 4-разовое пита-
ние. Установлено круглосуточное дежур-
ство медицинского персонала. При санато-
рии имеется библиотека, читальный зал.
Работают кружки, устраиваются лекции
концерты, киносеансы. :

з

— SS

Блазоустройство
Ё1ородов Украины

С первых же дней после изгнания не-
мецких захватчиков в городах Украины
развернулись работы по восстановлению
коммунального хозяйства и благоустрой-
ству. 06’ём этих работ громаден. В го-
родах Украины гитлеровцы полностью
вывели из строя 104 водопровода,
35 канализационных устройств, 250 бань,
51 прачечную. Почти во всех городах

ного хозяйства, использовав исковеркан-
ную немцами аппаратуру, сумел восста-
новить и пустить в эксплоатацию на-
восно-компрессорное оборудование, что
позволило вскоре после освобождения
города дать воду промышленности и на-
селению. В Киеве были изысканы на
месте и использованы для восстановле-
ния водоснабжения старые двигатели и

разрушены трамваи и троллейбусы. Вы- разные  бесхозяйственные материалы.
ведено из строя 88 процентов всей мощ- Это позволило дать воду на 7-й день.
ности электростанций. Разрушены и сож- Житомир, Бердичев, Ровно, Черновцы

жены жилые, общественные здания и

получили электрический ток на третий

ваев там, где их не было до войны, —
в Полтаве, Херсоне, & также возобнов-
ление и прокладка новых троллейбусных
линий в Киеве, Харькове, Одессе, Киро-
вограде, Днепропетровске, Запорожье,
Сумах, Чернигове, Проскурове и Ровно.

Мощность коммунальных электростан-
ций должна возрасти на 20 проц. Пер-
спективный план предусматривает так-
же восстановление жилого, гостиничного
и административного фондов по 12 обла-
стям и Киеву об’6мом в 4 миллиона квад-
ратных метров. Намечены большие pa-
боты по озеленению ‘городов, примене-
нию механизированных 6п0собов улале-
ния и обезвреживания мусора. Продол-

торгово-складские помещения общим об?-
Вмом 30 миллионов куб. метров.
Приведены в негодность все мосты и.
путепроводы, в том числе крупные мосты.
через Днепр в шести городах республи-
ки. Нет на Украине ни одного города,
где бы враг не оставил следов своих вар-
варских преступлений. Там, где были
мощные электростанции, трамвайные
парки, многоэтажные здания, немцы оста-
вили груды развалин. Оккупанты увезли
всё, что представляло ценность, — от
троллейбусов до мелкого OOOPYAOBAHNA развалин. Колхозники прягородных пол-
бань и прачечных. ‘тавских колхозов подвозят в город лес,
Коммунальники Украины горячо В3Я- необходимый дая восстановления.
лись за возрождение своих предприятий.   Hosisieuss он tahoe sais
Предстояло быстро восстановить HOMCIDO-   aritna H cadokeanoasanen. sayigtn cil
ния, обеспечить нормальное обслуживание и : notin opoku ssMaeani-# 10-
населения. Несмотря на большие трудно- а АЙ анна mpoatinaaredll, “aoa
О ОА: М строи. становить значительное количество мо-
В работы. Прежде всего за о АН А
кий срок городам был дан свет, вода, пу- . 0 fae ыы en 3
Gir ou ser ae eae и четырёхлетний план
нии этих труднейших за : я СЯ we ng
р ятий проявили предусматривает не только воестановле
И > Gamiaree a nee коммунального хозяйства в городах,
изобретательность и иннциативух. 4 HO и toes weak nba
Под обстрелом немецких орудий И ЕО т fee a Bak Oa ub
лектив Kpemenuyrenoii электростанции   Bot недалёкие перспектив eer
восстановил своё предприятие. Работы новление водопроводов в д ни
шли днём и ночью. Через несколько суток   0б’&ме_ намечается закончить в о р ch
город получил ток. Работники Ровенской   ближайших двух лет с таким ee
электростанции в небольшой кустарной   чтобы суммарно подача воды a ке
мастерской изготовили топливный насос   850.000 кубометров в сутки. уе  :
для дизеля, от которого зависел пуск вается и канализационная сеть, . sae
станции.   ео значительное увеличение бань

Коллектив Харьковского водопровод-

день после освобождения.

Активную помощь в возрождении разру-
шенного оккупантами городского хозяй-
ства оказывают население городов и вой-
сковые части. За восстановление комму-
нальных предприятий и благоустройетво
горячо взялся комсомол Украины. В Пол-
таве силами молодых горожан было поса-
жено 27 тыс. деревьев, расчишены и вы-
везены десятки тысяч кубометров мусора,
  уложены в штабеля тысячи кубометров
  кирпича, тонны железа, выбранного из

жает отставать у нас восстановление
жилищ. Особенно плохо проходит работа
по приведению в порядок жилого фонда в
Виевской, Запорожекой, Сумской, Пол-
тавской, Черниговской областях.

ROMMY--

рост хозяйства по!

it

На местах не уделяют должного вни-
мания подготовке кадров массовых про-
фессий для восстановления и экельтоата-
ции жилых, коммунальных предприятий:
слесарей, вагоновожатых, кондукторов,
электромонтёров,  излотников, столяров.
Слабо используются для восстановления
жилья строительные материалы, выбран-
ные из разрушенных зданий, — кирнич,
щебень, железо ит. д.

Для успешного проведения восстано-
вительных ‘работ в городах Украины
прежде всего необходимо укрепить руко-
водящими инженерно-техническими ра-
ботниками ‘аппараты областных и город-
ских отделов коммунального хозяйства,
ремонтно-строительных контор, город-
ских жилищных управлений.

В городах областного значения, а так-
же в городах, располагающих большим
жилищным фондом, пора создать бюро
по. учёту и распределению жилой пло-

щади, освободив от этих функций город-

ские жилищные управленяя и обязав
их по-настоящему заниматься вопроса-
ми технической экспаоатации, ремонтом
восстановлением жилого фонда. Их
обязанность заботиться также о внешнем
благоустройстве наших городов, чем до
сих пор они непозволительно мало за-
нямались,

Было бы вполне своевременным раз-

решить исполномам горсоветов произво-
дить передачу по договорам различным

прачечных, новое стосительство трам-  учреждениям и преднриятиям повреж-

дённых жилых домов для того, что-
бы они восстановили их своими силами,
с правом заселения 50 — 70 проц. жя-
лой площади работниками этих органи-
заций. Весьма уместно также на пред-
приятиях местной промышленности на-
ладить изготовление необходимого 0б0-
рудования и материалов для восстанов-
ления коммунального хозяйства. Кроме
того, сейчас есть большая нужда в том,
чтобы  организоваль предприятия по
изготовлению полуакенальных насосов,
измерительной аппаратуры для водопро-
волов, оборудования бань и прачечных,
механизмов для санитарной очистки го-
родов, а также широко внедрить в мест-
ную промышленность производство са-
нитарно-технических приспособлений и
материалов, дверных, оконных, печных
приборов.

Восстановление и реконструкцию го-
родского электротранспорта города Украи-
ны будут проводить на современ-
ных технических основах. Перестрам-
ваются все узкоколейные линии трамвая
на нормальную колею. При этом пред-
стоит ликвидировать многообразность су-
ществующих типов оборудования, заме-
нив его современными стандартными ти-
пами подвижного состава и электрообо-
рудования. Мощноеть пассажиропотоков
в крупных городах республики должна
быть значительно увеличена.

При восстановлении городов электро-
транспорт будет широко использован для
грузоперевозок. Учитывая предстоящие
работы по реконструкции центральных
магистралей, необходимо в областных
  центрах республики на базе дешёвой
электроэнергии организовать троллейбус-
ный транспорт.

Таковы первоочередные задачи восста-
новления коммунального хозяйства и
благоустройства городов Украины.

Возрождение коммунально-жилищного
хозяйства становитея делом чести и гор-
дости трудящихся. И то, что настоящим
и будущим наших городов повседневно
занимаются партия, правительство УССР
во главе с Никитой Сергеевичем Хру-
щевым, является порукой быстрейшего
возрождения и расцвета городов’ Совет-
ской Украины.

И. ТАБУЛЕВИЧ,

народный комиссар коммунально-
то хозяйства УССР.

Перед нами — лучшие представители совре-
менной -реалистической живописи, ‘авторы
многих . известных батальных, историче-
ских и пейзажных картин. Помимо ознаком-
ления с отдельными моментами творческого
пути художников, зритель, естественно,

ищет здесь и откликов.их на события Оте-.

чественной войны. ;
В лице М. И. Авилова наше искусство
имеет блестящего мастера батальной живо-

писи. Он показал на выставке работы пре-

имущественно последнего времени, сделан-
ные за зиму 1943—44 г.: фронтовые этюды
и зарисовки, огромная картина и большие,

почти законченные эскизы четырёх мчого-

фигурных исторических произведений.

В центре выставки — полотно Авилова
«Поединок Пересвета < Челибеем». Это —
первая законченная картина из задуманного
художником цикла «Куликовская битва».

Новая. картина Авилова — бесспорная его
творческая удача.

По своему мотиву и монументальности
произведение Авилова перекликается с вас-
нецовскими «Богатырями». Но если у Вас-
нецова русские «Богатыри» изображены в
ожидании боя, то Авилов показывает одного
из них — инока Пересвета в богатырсхом
бою. Картина волнует проникновенным pac-
крытием образа русского богатыря инока
Пересвета.

Из эскизов картин лучший — «Бегство
Мамая», в нем подкупает сочная живопись.

Напрасно выставлены художником ба-
нальные «Тройки». В таких вещах, как «По-
граничная речка», «Еловая аллея», «Ранней
весной» и другие, Авилов показывает себя
чутким и вдумчивым пейзажистом.

Г. К. Савицкий, как мастер композиции
и рисунка, — явление яркое и оригиналь-
ное в нашем искусстве.

Хорошая школа соединяется в нем с ис-
ключительной творческой фантазией и ком-
позиционным даром, унаследованным им от
его отца — славного передвижника. Эти ка-
чества художника нашли свое выражение в
широко известных панорамах Савицкого, его
панно, станковых картинах, иллюстрациях,
«Окнах ТАСС».

Зал рисунков и акварелей на высгавке
Савицкого восхищает виртуозностью худож-
ника. Особенно привлекают те произведе-
ния, где Савицкий показывает себя перво-
классным анималистом («Волы», «Воющие

волки», «Волчата», «Украинец с быком»,
«Тяга вальдшнепов» и др.).
Своеобразие и богатство живописных

средств Савицкого с наибольшей силой вы-

Обожженные развалины Театра юного
зрителя, нзувеченное здание Украинского
драматического театра имени Ивана Франко,
груда кирпичей на месте цирка, опустошен-
ное помещение Музыкальной комедии, сож-
женный театр Красной Армии — вот что
оставили гитлеровские оккупанты после
своего хозяйничания в Киеве. Они уничто-
жили или вывезли в Германию имущество
других зрелищных предприятий — декора-
ции, костюмы, разграбили ценнейшие нот-
ные библиотеки. + x

Казалось, пройдут долгие годы, прежде
чем снова поднимутся занавесы в любимых
киевлянами театрах. Но не минуло и года
после освобождения города, как измени-
лось лицо украинской столицы:

Ночти всё лето успешно работал цирк.
Приведены в порядок здания Музкомедии
и Русского драматического театра.

Ещё не высохла краска на стенах Укра-
инского драматического театра, а актё-
ры уже готовы к новому театральному
сезону, который начинается на-днях. В го-
довщину освобождения Киева театр имени
Франко покажет новую пьесу ‘украинского
нисателя Л. Дмитерко — «Хрещатий яр».
Над ролью героя освобождения Киева —
генерала армии Ватутина работает на-
родный артист СССР Ю. Шумский. На-
родная артистка СССР Н. Ужвий испол-
нит роль старшего лейтенанта Марии Бе-
реговой. Ставит спектакль народный артист
СССР Гнат Юра.

Откроет сезон театр им. Франко новой
пьесой Александра Корнейчука «Миссия
мистера Перкинса в страну большевиков».
Эту же пьесу в первых числах октября по-
кажет театр русской драмы имени Леси
Украинки под художественным руковод-
ством народного артиста СССР Хохлова.

нетерпеньем ждут киевляне начала
спектаклей Киевского академического теат-
ра оперы и балета. Театр значительно попол-
нилея новыми силами. Рядом с мастерами

искусств

` Выставка картин трёх мастеров

разились в его последних этюдных работах,
а также в заново прописанной картине «Пуш-
кин в Михайловском». В чудесных пейза-
жах родной Пензы он отразил всю прелесть
солнечного летнего дня в прозинции. Этими
работами Савицкий утверждает себя худож-
ником жизнерадостного колорита. В боль-
шюй прекрасной картине «Сын» он передает
с трепетным человеческим волнением и за-
душевностью сцену возвращения в родное
село раненого бойца.

Большое количество произведений Савиц-
кого посвящено военным темам. Художник-
баталист с особенным увлечением раскоы-
вает темы, показывающие мужество наших
воинов-кавалеристов.

Заслуживает внимания позледняя работа
Савицкого «Завоеватели». Одетые в тряльё
фрицы потрошат дохлую лошадь, чтобы сва-
рить себе обед ва костре из книг. Псяхоло-
гическая напряженность людей-зверей вы-
ражена художником чрезвычайно сильно.

Многим картинам Савицкого свойствен,
к сожалению, однообразный коричневатый
колорит. Так же, какиу Авилова, это 06 ac-
няезтся работой, главным образом, по памяти.

В отличие от своих товарищей по выстав-
ке В. В. Мешков — художник. иной худо-
жественной школы. Ученик К: Коровина, он
стремится выразить прежде всего силу кра-
сочного ощущения натуры.

Мешков — пейзажист, Родную природу
он любит жадно, острым чувством. Его
дуще интимно близок холодный, ветреный
день с бурно несущимися облаками, редкие
белые прорезы_на темносером небе. Сетка
дождя, влажность земли, набухшие дороги,
овраги, берега рек, стылая вода озер достав-
ляют художнику сильнейшее живописное
наслаждение. Мешков уверенно и смела
передаёт эти состояния природы. Прекрас-
ны его пейзажи «У переправы», «Сибир-
ский мотив», «Урал».

Особенно хороши пейзажи Мешкова, по-
священные мотивам Отечественной войны.
Поездки на фронт дали Мешкову богатей-
ший материал. Он серьезно отнёсся к новой
творческой задаче. Прифронтовые дороги,
измятые колёсами орудий и гусеницами
танков, брошенная врагом и разбитая его
техника, раны природы, — все это встает
в картинах Мешкова в убедительных и вол-
нующих образах («По следам врага», «До-
рога отступления немцев» и др.).

Цельности впечатления о творчестве
Мешкова мешает неровность его мастер-
ства. Такие работы художника, как «У озе-
ра, «Скалистый берег», «Сбор на рыбал-
ку», — сырые и грубоватые вещи.

Приятно отметить, что несколько ©дно-
образный серый колорит своих полотен ху-
дожник начинает освежать светлыми тона-
ми («Пашня», «Зимка»).

Mux. COKOJIBHHKOB.

Театральный Киев

сцены — Литвиненко-Вольгемут, Паторжин-
ским, Гайдай, Васильевой, Соболь. и други-
ми будут выступать приглашенная из
Ленинграда балерина В. Каминская, xaps-
ковские артисты Роменский, Котышева, ди-
рижер В. Тольба и другие.

Киевский оперный театр под художествен-
ным руководством народного артиста СССР
Н. Смолича открывает сезон новой для Кие-
ва оперой композитора Вериковского «Най-
мичка» и балетом В. Иориша «Бисова НИЧЬ».

В числе новых, готовящихся к постанов-
ке спектаклей — оперы «Гайдамаки» ком-
позиторов Мейтуса, Рыбальченко и Тица,
«Маруся Богуславка» — Йориша, балеты
«Тени забытых предков» — Рыбальченко,
«Страшная месть» Клебанова и другие.

Балетный коллектив работает над по-
становкой — «Фантастической симфонии»
(«Жизнь актера») Берлиоза и «Корсара»
французского композитора Х[Х века Адама.

Театр музыкальной комедии, возглавляе-
мый художественным руководителем, заслу-
женным артистом УССР Б. Балабан, откры-
вает сезон оперой-буфф Лекока «Жирофле-

Жирофля». На афишах театра кневляне увн-
дят не только имена Оффенбаха, Кальмана,
Планкета, Штрауса, но и имена советских, в
частности украинских авторов.

На ряду с постановкой произведений рус-
ских, украинских и западно-европейских
классиков театры показывают произведе--
ния, отображающие величественную эпоху
Отечественной войны.

Первое выступление заслуженной капел-
лы «Думка» посвящается в большей своей
части песням Отечественной войны.

Новый украинский народный хор под ру-
ководством композитора Г. Веревки, органи,
зованный в годы войны, подготовил к нача-
лу сезона много народных песен о борьбе е
немецкими оккупантами.

П. ФИЛИМОНОВ,

TA} ———_—_———___

Воссоздание памятника В. И. Ленину для Минска

ЛЕНИНГРАД, 4 октября. (ТАСС). Не-
мецко-фашистекие захватчики разрушили в
Минске памятчик В. И. Ленину, отлитый
на ленинградском заводе «Монумент-
скульптура». хе

По просьбе правительства Белоруссии
завод приступает к воссозданию памятни-
ка. 7-метровую фигуру решено отлить из
бронзы по хранящейся в ленинградском

филиале музея В. И. Ленина THHCO30H ко-
ции. Отлизка поручена старым мастерам.
Работы будут вестись под наблюдением
автора скульптуры народного художника
РСФСР Ма ца ‘

Уже в этом году. памятник В. И. Ленину
должея быть установлен на площади ‘перед

Домом правительства Белорусской ССР в
Минске.

SS

Высокочастотный

электротранспорт

РАСШИРЕНИЕ ОПЫТОВ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ БЕЗ ПРОВОДОВ

Удачные опыты лауреата
премии инженера Г. И. Бабат
ском станкозаводе им. Орджоникидзе,
где сооружена первая  энергофицирован-
ная трасса высокочастотного транспорта,
получающего электроэнергию без прово-
дов, привлекли внимание хозяйственников
и специалистов. (См. «Известия» за 19 ав-
густа 1944 года). С установкой ознакоми-
лись представители ряда заводов и науч-
но-исследовательских и хозяйственных
организаций.

связи с окончанием предварительных
экспериментальных работ, давших поло-
жительные результаты, по распоряжению
директора станкозавода им. Орджоникил-
зе тов. Блохина сейчас энергофицирозан-
ная линия прокладывается в нескольких
цехах и будет достигать 400 метрэв. К
Октябрьской годовщинё внутризаводский

Сталинской
на Москов-

В Наркомате угольной промышленчоств
СССР состоялось техническое совещание,
Участники которого предварительно изу:
чили установку инженера Г, И. Баблт на
станкозаводе им. Орджоникидзе. На co:
вещании было установлено, что принцин
высокочастотного транспорта может быть
использован в рудничной электровозной
откатке: бесконтактный высокочастотный
электровоз в шахтах, опасных по пыли и
газу, более надежен, чем аккумуляторный
электровоз.

По приказу заместителя наркома уголь-
ной промышленности СССР тов. Абакумо-
ва угольному . институту поручено : эога-
низовайь проектные и экспериментальные
работы по бесконтактному рудничному
электровозу. Для рассмотрения схемы
электровоза создана комиссия во главе с

вечетранспорт должен вступить в экепло- доктором технических наук профессором

атацию. Цеховые перевозки будут  про-!А. 0. Спиваковским. К этой работе прн-

изводиться на тележках, снабженных влечены сотрудники Энергетического ин-

энерголовом, с помощью которого. осу-  ститута Академии наук СССР Г. И. Бабат

ществляется прием токов высокой час- и представитель Наркомата станкостроения

тоты СССР инженер П. И. Киселев.
Е ТА

Отчет тракторного отряда на колхозном собрании

ТАМБОВ, 4 октября. (По
корр.). Тракторный отряд бригадира Ржак-
синской МТС т. Минкина провел в колхо-
зе «Первое Чакино» Ржаксинского района
‘большую работу на весеннем севе, под’ё-
ме пароЕ и уборке урожая.

На-диях в колхозе состоялось собрание,
на котором`т. Минкин выступил с отчетом

телеф. от соб.  о работе тракторного отряда. Колхозники
высоко оценили работу-тракторного отряда.

Обком партии и исполком облеовета

одобрили почин отряда т. Минкина и ре-
комендовали всем МТС Тамбовщины в
ближайшее время провести отчёты трак-
торных отрядов на колхозных собраниях.