Прибытие
тов. А. А. Жданова
в Хельсинки

ХЕЛЬСИНКИ, 5 октября. (ТАСС). Пред-
седатель Союзной контрольной комиссии
генерал-полковник А, А. Жданов сегодня
прибыл в Хельсинки. На аэродроме тов.
Жданова встретили финский премьер-ми-
нистр Кастрен, заместитель премьер-мини-
стра и министр обороны Вальден, министр
иностранных дел Энкель, министр внутрен-
них дел Хиллиля, заместитель министра
транспорта ия общественных работ Вубори,
командующий морскими силами генерал-
лейтенант Вальве, директор протокольного
отдела министерства иностранных дел Хак-
карайнен, начальник штаба морских сил
контр-адмирал Сундман, нюландекий гу-
бернатор ген. Хелениус и ответственные
чиновники министерства иностранных дел.

Со стороны Союзной контрольной комис-
сии тов. Жданов был встречен ответствен-
ными работниками комиссии. —

Прибытие в. Хельсинки советской
делегации по обозначению границы
района Порккала—Удд

ХЕЛЬСИНКИ, 4 октября. (ТАСС). Се-
годня в Хельсинки прибыла советская де-
легация в смешанной советско - финлянд-
ской комиссии по обозначению границы
арендованного Советским Союзом у Фин-
ляндии района Порккала_—Удд. Совет-
скую делегацию возглавляет т. А. М.
Александров.

Сегодня же произошла
советской делегации с финской
цией.

первая встреча
делега-

Бомбардировка Мюнхена

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Рейтер из
Рима, 4 октября крупные соединения тя-
желых бомбардировщиков, входящих в со-
став средиземноморской авиации союзни-
ков, совершили налет на сортировочную
станцию в Мюнхене и на железнодорож-
ные пути в.Бреннере. В налете принимало
участие до 750 самолетов. В Мюнхене са-
молеты союзников были встречены интен-
сивным огнем зенитной артиллерии про-
тивника. В то же время, по полученным
данным, немецкая авиация не оказала ни-
какого сопротивления.

Итоги действий
американской авиации

ВАШИНГТОН, 5 октября. (ТАСС). Пред-!
ставитель военно-воздушных сил амери-
канской армии об’явил, что со времени
вступления Соединенных Штатов в войну
американские военно-воздушные силы уни-
чтожили свыше 27 тысяч самолётов про-
тивника, вероятно уничтожили 6 тысяч и
повредили 10 тысяч. Американская авиация
потеряла при этом 14.600 самолётов. Было

: васеления.

‘время отправляется в Италию и отправля-

f

Военные

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«К северу от Антверпена противник от-
теснен от линии фортов. Войсками союз-
ников взяты пункты Капелле и Стабрек.
К северу и северо-востоку от Тернгаута
достигнуты местные успехи. Войска союз-
ников продвигаются также к северу от
Поппеля и Баарле - Нассау. С захватом
Гильваренбека войска союзников оказа-
лись на расстоянии пяти миль от Тильбур-
га. К югу от Арнгема союзники несколько
продвинулись в результате ожесточенных
боев. К востоку от района вклинения в
районе Оверлбон союзники медленно про-
двигаются вперед, так. как наступление
замедляется заболоченностью местности.
Пехотные части союзников при поддержке
танков медленно продвигаются близ Уба-
ха к северу от Аахева, преодолевая упор-
ное сопротивление противника, применяю-
щего минометы, противотанковые ружья и
артиллерию. Пехотные части союзников
отразили немецкую танковую атаку близ
Гербаха.

К юго-западу от Меца войска союзни-
ков ведут бси в районе форта Дриан, пре-
одолевая упорное сопротивление врага,
засевшего в блиндажах. Дальше к югу
отражена контратака противника близ Сив-
ри, к северу от Нанси. В секторе Эпиналя
войска союзников несколько продвину-
лись к юго-востоку от Сент-Ам. На других
участках фронта противник оказывал упор-
ное сопротивление. К западу от Бельфора
ликвидирован узел вражеского CONpOTHB-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

действия

в Западной Европе

`В Дюнкерке было об’явлено короткое
перемирие, чтобы дать возможность эва-
куировать гражданское население города».

щении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском леатре военных
действий от 5 октября говорится, что аме-
риканские и английские части 5-й армии,
несмотря на ожесточенное сопротивление
противника, значительно продвинулись
вперед по направлению к долине реки По.
Американские войска овладели важной
возвышенностью Монте Венере и вели тя-
желые бои в 1.000 ярдов южнее города
Лойано — важного узла дорог на главном
шоссе Болонья — Флоренция. В адриати-
ческом секторе индийские части 8-й армии
заняли деревню Сан Донато.

В Эгейском море продолжались опера-
ции флота. В ночь на 3 октября англий-
ский военный корабль «Ороре» обстрелял
аэродром Малеме (на острове Крит).
3 октября самолеты морской авиации, дей-
ствовавшие с авианосцев, атаковали ост-
ров Левита в южной части Эгейского мо-
ря, северо-западнее острова Кос. Отмече-

гны прямые попадания в цели.

Положение на Нормандских
островах

редает агентство Рейтер, представитель
военного министерства Гендерсон в ответ.
на запрос в палате общин заявил, что гер-
менский гарнизон Нормандских островов on

ления в районе Роншана, где противник
продолжал упорно сопротивляться.

ВАШИНГТОН, 4 октября. (ТАСС). Пре-
зидент Рузвельт сделал заявление о помо-
ити Италии, в котором говорится:

«В соответствии с политикой в отноше-
нии Италии, которую британский премьер-
министр и я изложили в совместном заяв-
лении представителям печати 26 сентября,
в настоящее время принимаются меры по
снабжению Италии материалами, необходи-
мыми для предотвращения среди граждан-
ского населения голода, болезней и страха
перед наступающей зимой. Слеланы шаги
для восстановления поврежденного TpaH-
спорта и электростанций Италии в масшга-
бах, необходимых для того, чтобы дать воз-
можность итальянскому народу использо-
вать все свои ресурсы для борьбы против
Германии и Японии. Из Италии в Вашинг-
TOK была вызвана делегация офицеров
службы снабжения для изложения нужд и
потребностей итальянского гражданского

Кроме значительного количества продо-
вольствия и одежды, которое в настоящее

лось в течение некоторого времени в прош-
лом, для отправки в Италию сейчас выде-
лено 150 тысяч тонн пшеницы и муки. Пред-
приняты шаги к увеличению хлебного ра-
цнона в тех районах Италии, где снабже-
ние продовольствием ниже нормы, необхо-
димой для здоровья. Распределению продо-
вольствия мешали разрушение транспортной
системы и массовая реквизиция противни-

сброшено свыше   млн. тонн бомб. Кроме
самолётов, потерянных во время боевых
действий, военно-воздушные силы амери-
канской армии потеряли 9.000 самолётов за
морем и 17,5 тыс. в самих Соединенных
Штатах в результате различных катастроф
во время учебных полётов, перевозок и
патрулирования. Таким образом, всего аме-
риканская авиация потеряла около 42 тыс.
самолётов.

За границу, как указал представитель
военно-воздушных сил армии США, было
отправлено около 48 тысяч боевых и транс-
портных самолётов н 1.082 тыс. человек
обслуживающего персонала. Во время бое-
вых действий американская авиация поте-
ряла около 72 тыс. человек и от других
причин погибло около 5.300. человек. 3a
последние месяцы в среднем ежедневно на
Германию сбрасывалось 4.400 тонн бомб, в

Заявление Рузвельта о помощи Италии

клонил предложение капитулировать и еще
держится на этих островах.

——

~ ПЯТНИЦА, 6 ОНТЯБРЯ 1944 г. № 238 (85455

ДНБ о местонахождении Буа  Польский Комитет Освобождения
во Франции

ЖЕНЕВА, 5 октября. (ТАСС). Гитлеров-
ское агентство — германское информаци-
онное бюро (ДНБ) передает.

«Как стало известно, польский генерал
Бур-Комаровский — руководитель  вар-
шавских повстанцев, назначенный недавно
главнокомандующим всех вооруженных
сил Польши, теперь, после капитуляции
Варшавы, находится в германском плену.
При Буре-Комаровском были все офицеры
его штаба, а также многие польские гене-
ралы».

Пребывание советской
профеоюзной делегации в Риме

РИМ, 5 октября. (ТАСС). Советская
профсоюзная делегация 2 октября посетила
ряд фабрик и заводов Рима. В сопровожде-
нии секретарей Всеобщей конфедерации
труда делегаты отправились на табачную
фабрику, где их горячо встретили собрав-
шиеся рабочие. Член советской делегации
тов. Шуплецов приветствовал рабочих от
имени советских профсоюзов.

Затем делегация отправилась в госу-
дарственную типографию, где она была
встречена горячими аплодисментами 1.300
рабочих. Один из рабочих приветствовал
делегацию от ‘имени своих товарищей. Вы-
ступившая работница зачитала приветствен-
ное обращение к советским профсоюзам.
Советский делегат тов. Аксенов выступил
ответной речью.

После посещения завода телефонных и
электрических. аппаратов делегаты отпра-
вились в трамвайный парк, где их встретили
большой радостью. Руководитель совет-

>
>

>

Италию предполагается отправить дополни-
тельно 1.700 грузовиков.

Кроме того, ведется подготовка к снаб-
жению Италии значительным количеством
электротехнического , оборудования, в том
числе силовыми установками для подачи
электричества важнейшим промышленным и
коммунальным предприягиям в Центральной
Италии. Подача электричества была прек-
ращена в результате почти полного раз-
рушения немцами электростанций. Союзни-
ки уже оказали Италии значительную по-
мощь. Со времени вторжения на остров Си-
пилия и до конца этого года в Италию бы-

ло отправлено 2.3009 тыс. тонн товаров
гражданского потребления. В эту цифру
входит 1.107 тыс. тонн продовольствия.

Кроме того, отправлялся уголь, удобрения,
семена, медико-санитарные материалы,
одежда. Армия многое сделала.для восста-
новления дорог, мостов и железных дорог,
считая это неот’емлемой частью военных
спераций. Армия восстановила также систе-
му водоснабжения и отремонтировала мо-
торизованный транспорт.

Благодаря этим и другим мерам помощи,
которые сейчас подготовляются, итальян-
ский народ сможет увеличить свой уже
значительный вклад в дело разгрома врага.
Совершая“ все это, наша страна  способет-
вует осуществлению военных целей Об’еди-
ненных наций, которые требуют от каждой
нации, участвующей в окончательном раз-

ком грузовиков. Для того, чтобы удовлет-
ворить эту чрезвычайную потребность, в

Еще пять немецких генералов убито
на советеко-германсном фронте

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как сооб-
щает агентство АФИ из Стокгольма, бер-
линский корреспондент газеты «Дагенс
нюхетер» пишет, что на советско-герман-
ском фронте убито пять германских гене-
ралов: командующий армией в южном сек-
торе. генерал Мит, командующий пехотной
дивизией на южном фронте генерал-лейте-
нант Циквольф, командующий дивизией в
секторе Санок генерал-майор Дуэлькинг,
командующий дивизией на южном фронте
генерал-лейтенант Бремке и командующий
авиационной дивизией в Прибалтике гене-

то время как в 1942 году сбрасывалось
всего лишь 28 тонн в день. !

рал-майор Кризолли.

громе Германии и Японии, величайшего
вклада в виде живой силы и ресурсов».

Призыв югославских
священников

ЖЕНЕВА, 5 октября. (ТАСС). Радио-
станция «Слободна Югославия» сообщает,
что состоялось собрание духовенства осво-
божденных от немецких оккупантов райо-
нов Враньского округа; в принятом собра-
нием обращении священники приветствуют
Национальный Комитет Освобождения Юго-
славии, приход братской русской армии и
успехи армий Англии и Америки. Священ-
ники призывают сербский православный
народ помочь строительству и обновлению
государства—федеративной и демократиче-
ской Югославии.

ской профсоюзной делегации тов. Тарасов

произнес речь, в которой благодарил рабо-
‚чих за теплый прием.

Доклад генсовета конгресса
_ тред-юнионов

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, генсовет конгресса
‘тред-юнионов в своем докладе ежегодно-
му конгрессу, открывающемуся в Блэкпу-
ле 16 октября, поддерживает в принципе
подробные предложения о превращении
Международной федерации профсоюзов во
Всемирную федерацию профсоюзов, 0б’-
единяющую все виды свободных профсо-
юзных организаций, независимо от расы,
цвета кожи и вероисповедания.

Руководящий орган профсоюзного дви-
жения вносит следующее предложение по
вопросу о военных  престунниках: «Мы
энергично требуем наказания военных пре-
ступников. Этот вопрос должен быть эле-
ментом переговоров: о перемирии или мире.
Никакому государству не должно быть
дозволено неправильно истолковывать ме-
ждународное право убежища с тем, чтобы
предоставить убежище кому-либо из этих
преступников». у

Инспекционная поездка

ПАРИЖ, 3 октября. (ТАСС). Во Фран-
ции насчитывается около полутора милли-
онов поляков. Они приняли очень активное

участие в борьбе за освобождение Фран-
ции. Прежние ассоциации и довоенные
организации примкнули к организациям,

возникшим в подпольной борьбе. Наиболее
важной из них была организация «Эд а ла
патри» («Помощь родине»). По инициати-
ве этой организации были созданы в раз-
личных районах, главным образом в рай-
онах угольного бассейна севера, Па-де-
Кале, в угольном бассейне Брие, в Монсо-
ле-Мии и Гар, местные комитеты нацио-
нального освобождения, в которые входи-
ли католики, пилсудчики-социалисты, ком-
мунисты, синдикалисты и просветительные
организации. Эти комитеты занялись орга-

fi Tio
низациеи групп антиреров и па ртизан В :
: 2 дви- возможность открыто

рамках французского партизанского
жения.

Специальные группы,
подрывом гитлеровской военной
пропагакдой среди поляков,
зачисленных в германскую армию,
организации, носящие имя поэтессы
Конопницкой, н организация

насильственно ство между 3
женские   партамента Па-де-Кале ин Польским Комите-

Марии   том Национального Освобождения в целях
молодежи   координации патриэтичееких

ского и Франсуа Папеш-—бойцов-франтире-
ров. Вы, подобно нам, нашли путь К осво-
бождению и независимости вашей родины,
об’единяя все польские демократические
элементы вокруг Польского Комитета На-
ционального Освобождения. Вот почему
Комитет Освобождения департамента Па-
де-Кале заверяет вас в своем полном со-
чувствии и всемерной поддержке. Новая
Польша, символом которой является Поль.
ский Комитет Национального Освобождения,
всегда будет пользоваться нашей поддерж.
кой в его усилиях для достижения свобо-
ды, независимости и величия, Комитет Ос-
вобождения департамента Па-де-Кале
охотно будет участвовать в организации и
совместной демонстрации, приурочиваемой
к 5-Й годовщине германского нападения на
льшу. Мы будем иметь, таким образом,
продемонстрировать
традиционную дружбу, которая об’единяет

занимающиеся  2 великне нации. Подобно вам, мы выра-
машины,   жаем надежду на постоянное сотрудниче-

Комитетом Освобождения де-

усилий фран-

«Грюнвальд» образуют ядро этого движе- кузов и поляков Па-де-Кале».

ния, которое об’единяет 26 польских орга-

низаций. В авангарде движения — поляки то
ни понесли торы выступали

бассейнов Нор и Па-де-Кале. О:
самые большие жертвы за
Польши и Франции. Вот несколько имен:

Владислав Мазур, Франсуа Папеш, Тадеуш  ння,

Кемпт, Гюго Заионц, Станислав Кубацкий,

независимость! ском языках,

В Льевен во время демонстраций, в кс
рых участвовало 10 тысяч человек, ора-
на французском и поль
высказываясь в защиту Поль-
ского Комитета Национального Освобожде:

находящегося в Люблике.

К концу национального восстания вв

Станислав Обода, Соломон Варшавский,   Франции Польский Комитет возглавлял 100
Леон Игнащак. Они и многие другие пали  местных организаций и 11 департамент-
в боях или были расстреляны немцами.  ских комитетов. Все они были об’единены
Польские комитеты национального осво- на базе манифеста Польского Комитета
бождения в январе 1944 года собрались на  Национального Освобождения. Нелегко бы-
подпольную конференцию, на которой был  ло добиться этого успеха.
создан Центральный Комитет Национально-  Польская 5-я колонна, состоящая из лю“
го Освобождения, представляющий поля- дей, связанных с кликой лондонских ре-
ков всей Франции. Приводим некоторые акционеров, создала при благосклонном
основные принципы, провозглашенные ко- 9тношении немцев так называемую Tos

митетом: польную организацию «Повн», которая в

1) Борьба во всех формах против за- течение 4 Лет сеяла смуты, ‘раздоры но
хватчика за независимую, сильную и де-  провокации. «Иовн» выпускала антисовет
мократическую Польшу. 2) Тесное сотруд-   ские, антифранцузские и антисемитские

ничество с французским движением сопро- листовки. Эти листовки иногда публиксва-
тивления. 3) Пропаганда в защиту союза лись за подписью названной организации,
всех Об’единенных наций, в частности в иногда же последняя фиктивно использо
защиту союза возрожденной Польши с ве-   вала подписи патриотических организа-
из этих листовок, NOABHB-

ликим славянским соседом — СССР в рам-  ций. В одной

ках братства славянских наций Европы.   шихся после трагической смерти генерала

4) Организация польской патриотической   Сикорского,
польских   обвинялись в совершении убийства руко-

милиции под командованием

франтиреров и партизан, которые прошли  водителя польской

трехлетнее испытание в борьбе.

Вторая конференция происходила в ап- Название

реле 1944 года, на которой был подведен
итог совершенным усилиям и, в частности,
был подведен итог работе по созданию
первых польских вооруженных отрядов во
Франции, являющихся частью француз-
ских внутренних вооруженных сил. Поль-
ские вооруженные силы, насчитывающие
в настоящее время 15 тыс. бойцов, при-
нявших участие бок о бок с французами
в национальном восстании, об’единены в
департаментах Па-де-Кале и Нор в
7 полков, в которые входят роты франти-
реров и партизан, а также патриотической
милиции; два батальона по 650 человек на-
ходятся в бассейне Монсо-ле-Мин. Другие.

маршала Тито

ЖЕНЕВА, 5 октября. (ТАСС). Как сооб-
щает радиостанция «Слободна Югосла-
вия», маршал Тито посетил части народно-
освободительной армии Югославии в За-
падной Сербии. Маршал Тито посетил Ми-
шар, Колубара, Цер, а также многие пунк-
ты, где ой организовал восстание против
немцев в 1941 году. Всюду, где появлялся
маршал Тито, его с энтузиазмом встреча-
ли войска и народ.

Прибытие чрезвычайного
и полномочного посланника СССР
в Бейрут

БЕЙРУТ, 3 октября. (ТАСС). Сюда при-
был чрезвычайный и полномочный послан-
ник СССР в Сирии и Ливане Солод со
всем составом миссии.

На реке Оле

Почти целый день мы потратили на т9,
чтобы перебраться через Бараборекий пе-
ревал. Но, спустившись вниз, останови-
лись в нерешительности. Перед нами ши-
рокой извилистой лентой серебрилась ре-
ка Ола. Опокойную, и мелководную Олу
обычно в этих местах переходят вброд, но
всю прошлую неделю в тайге шли дожди.
Река разбухла, поднялась, залила берега.

— Будем перебираться, — сказал нане
спутник и проводник, высокий жилистый
человек, председатель местного райиспол-
кома Кусанин.

И стад быстро раздеваться. Всю одежду
он туго перехватил ремнем п, забросив

„узел на плечи, легко векочил на свою низ-
корослую, мохнатую лошаденку. Лошадь
послушно вошла в бурную ледяную воду
и, задрав высоко голову, поплыла напере-
рез течению.

Через 2 часа впереди показался таеж-
ный поселок Бараборка. Его широкие,
прямые улицы напоминали о городе, хома
все новые, с неожиданными здесь веранда-
ми, резными наличниками и ставнями на
окнах. Но рядом почти у каждого дома
стояли старые, дырявые, черные от копо-
ти юрты, из которых навстречу нам стре-
мительно выбежала гурьба черноголовых,
широколицых ребятишек.

— Вусанин приехал! кричали детиш-
ки, и из юрт стали выходить женщины.
Они окружили соскочившего с лошади
председателя и наперебой стали пригла-
шаль к себе пить чай.

— Чай пить некогда, по делу важному
приехал, запросто отвечал председатель.

И, усевшись на земле, стал рассказы-
вать женщинам, что он побывал на нле-
сах, где мужья их промышляют рыбу, и
что мужчины просили передать всем жен-
щинам, что в это лето они вернутся не
скоро.

— И еще мужчины просили передать
вам, — продолжал председатель, — чтобы
вы отдали всех детей в ясли, а сами со-
брались в бригады и шли на Олу ловить
рыбу, потому что рыбы сейчае мнаго
рыба нужна стране.

— ‘Рыбы, „правда, сейчас много, — по-

и

т   Когля

ворила быстро по-эвенкски, обращаясь к
подругам.

Тут же была вызвана заведующая дет-
скими яелями, маленькая, с тоненькими
черными косичками женщина, сказавшая,
что в Бараборке меет в яелях много, —
больше, чем детей в посёлке. Тут же жен-
щины стали об’единяться в бригады, а
председатель райисполкома составил спи-
ски бригад и назначил бригадиров.

В местном клубе намечалея вечер
художественной самодеятельности, на
котором собирались выступать женщины
и школьники. Но в последнюю минуту к
председателю исполкома подошел заведу-
WIN клубом и сообщил, что с моря по-
дул приполярный ветер и что ночью все
деревья обязательно побелеют от холода.

Председатель райисполкома сразу вы-
бежал на улицу. За околицей села видне-
лась большая поляна, на которой находи-
лись огороды бараборцев. Там росли кар-
тофель, капуста, табак. Это были первые
посевы местных колхозов. Райиепол-
кому пришлось потратить много сил для
того, чтобы склонить бараборцев к обра-
ботке земли. В поселок приехала целая
группа работников райисполкома, которые
вместе с колхозниками раскорчевали око-
ло 5 гектаров тайги и землю распределили
под огороды. Первый урожай обещал быть
хорошим, но морозная ночь могла погу-
бить все. Надо было принимать срочные
меры. Кусанин, об’яснив собравшимея в
клубе женщинам, что от них требуется,
первым пошел за околицу и стал разжи-
гать костры. Вскоре по всей площади го-
 рели десятки костров. Навоза в поселке
не было, и женщины носили в мешках су-
хие пронглогодние листья из тайги и под-
держивали огонь. Всю ночь густая пелена
теплого дыма оберегала. растения от те-
етиградуеного мороза. а с наступлением
рассвета мы провожали женщин к реке,
 на промысел.
  < Много рыбы наловим, очень мно-
Го, говорили они на прощание и. пригла-
‘тали приезжать к ним поздней осень.
се далеких промыслов вернутся
 уулетяны И Когда будет  заготовлена
  юкола (юкола— копченая на костре рыба,

Бараборка —— один из многих поселков,
которые можно ветретить на Оле и кото-
рые своей историей напоминают друг дру-
га. Ола — небольшая таежная река, впа-
дающая в Охотское море, издавна была
пристанищем кочевников Дальневосточ-
ного Севера — эвенков, орочей, камчада-
лов, якутов. Летом они разбрасывали свои
юрты на берегу пресноводной Олы, куда
приходили вета и горбуша метать икру,
спускались к самому морю на промысел
нерпы и сивуча, а к зиме уходили далеко
в верховья к Чукотке на пушной промы-
сел. Кочевники добывали много ценной
рыбы и дорогих мехов, но жили в вечной
нужде и лишениях.

При советской власти кочевники Олы
0б’елинились в колхозы. Государство по-
могло им перейти на оседлость, обзаве-
стись хозяйством, орудиями промыела,
начать новую жизнь. Правда, перемены в
тайге произошли не еразу и потребовали
много энергии и труда от советских
людей, приехавших в далекую северную
гаушь заново перестраивать жизнь.

На Оле был создан райисполком. Он
об’единял всего 10 еще кочевавших в то
время молодых колхозов. Волхозы нахо-
дились друг от друга за сотни километров,
а вся территория Ольского района соста-
вляла 116 тыс. кв. километров. Работни-
кам райисполкома приходилоеь по 6—7
месяцев жить безвыездно в тайге. Они
выступали организаторами, строителями и
учителями. Чтобы перевести кочевников
на оседлость, надо было не только дока-
зать им преимущества оседлой жизни, но
й найти такие места для строительства
поселков, которые соответетвовали бы
приспособленному к кочевью хозяйству
молодых колхозов. Исполком райсовета,
организовал специальные экенедиции в
тайгу, которые помогли кочевникам найти
подходящие места для строительства по-
селков.

В тайге не было специалистов-стреите-
лей, а сами кочевники. не знали, как
гвоздь в дерево забить. На помощь им
опять-таки пришел райисполком. Предее-
датель исполкома тов. Кусанин учит таеж-
ных жителей, как надо етрогать доски,
как евязывать дверные и оконные рамы, и
рыбаки постепенно становятся столярами
и птотниками.

Поселки были построены, но надо было

думав, сказала пожилая женщина и заго- излюбленная ела северных народностей).  научить местных женщин вести домашнее

АДРЕО-РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь,
Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 3-91-68. Писем — К

B 8055,

5.

Телефоны отделов редакции:
ise

3-19-17.

хозяйство. Райиеполком и в этом пришел
на помощь. Из районного центра в тайгу
выезжают специальные бригады женщин-
общественниц, которые учат кочевников
варить пишу, стирать белье, мыть полы.
Общественницы организуют в таежных
поселках первые детские ясли и сами ра-
ботают в них.

Так постепенно, год за годом, перестра-
ивалась жизнь кочевников. И вот ъеперь
в таежной глуши раскинулся такой бога-
тый и благоустроенный поселок, как Ба-
раборка. В тайге теперь насчитывается 19
школ, 10 больниц, 3 интерната, 10 дет-
ских яслей, районный детский дом.

Совершенно неузнаваемы стали люди. В
поселке Ола нам: показали выставку худо-
жественных изделий и рисунков, заслужи-
вающих самой высокой оценки. Исполни-
телями этих работ были дети таежных
колхозников. Многие бывшие кочевники
Ольского района сражаются сейчас на

фронтах Отечественной войны. :

по национальности, недавний ольекий
охотник, Якушкин перед войной училея в
Ленинградском институте народностей Се-
вера и сейчас работает секретарем `Оль-
ского райкома ВКП (5). Эвенк Кочетов —
депутат Хабаровского краевого Совета.
Ороч Бушуев работает заместителем пред-
седателя райисполкома. На плеее за по-’
селком Ола мы встретили Ha промысле
рыбы молодого коренастого эвенка Семена
Трифонова. Он оказался бригадиром ры-
боловецкой бригады, которая вее три года
войны выполняет по 2 годовых плана. На
груди эвенка был орден «Знак почета».

Высоко развилось сейчас: хозяйство в
колхозах. В прошлом году 10 ольеких кол-
хозов дали государству более полумиллио-
на пудов рыбы, 7.000 голов морского
зверя.

Ольский район типичен для всего Даль-
невоеточного Севера. И перемены, кото-
рые: произошли на Оле, можно увидеть в
тундре Чукотки, в тайге Охотского побе-
режья, на Колыме и в Индигирке. Это
большая победа нашего социалистическо-
го государетва, возродившего северные
народности, открывшего перед ними до-
рогу к большой жизни.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
соб, корр. «Известий».
МАГАДАН, сентябрь.

Секретарната — К 4-71-06; Фронта — К 4-72-37; Экономического — К 1-49
Художественного — К 5-36-53. Издательство — К 5-23-20, К 4-15-06. Приём

Типография «Иззестий Созетоз депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкине

а

польские части действуют в департаментах
Мерт и Мозель, Гар, Изер ив Парижском
районе.

Совместная борьба поляков и французов
оказала большое влияние на их взаимоот-
ношения, которые, впрочем, всегда были
братскими.

Польские шахтеры Северного бассейна!
принимали очень активное участие в. боль-
шой забастовке‘ шахтеров, происходившей
весной 1941 г., и затем во второй генераль-
ной забастовке, об’явленной в конце 1943 г.

В Сент-Этьене поляки были в авангарде
стачки, происходившей в январе 1944 г К
этому же времени в Монсо-ле-Мин немцы
пытались расколоть бастовавших рабочих,

англичане, русские и еврея
армин. Подпольная
газета, издававшаяся «Повн» и носившая
«Штандар», содержала только
антирусские статьн, при чем она не призы-
вала к единству с англо-саксонскими со-

направления, что и легальная ежедневяая
газета, издававшаяся в период немецкой
оккупации. Название этой газеты «Вярус
польски». Ее редактор —” хорошю  извест-
ный Стефан Есеновский.

Организация, открыто работавшая с нем-
цами и называвшаяся «Фольксдейче», вер-
бовала в немецкую армию и выдавала
польских патриотов. Почти все руководи-
тели этой организаиии перебиты поляка“
ми. Главный руководитель ее, на которого
трижды было совершено покушение, види
мо, удрал. вместе с немецкой армией.

Усилия 5-Й колонны оказывались тщете
ными в силу неутомимой деятельности
Польского Комитета Национального Осво-
бождения.

Действия армии польских патриотов во
Франции дополнялись широкой пропа-
гандой в форме выпуска листовок и газет.
Начиная с сентября 1941 года, издавалась
подпольная газета «Неподлеглоець», ко-
торая после освобождения легально выхо-
дит в двух изданиях—в Париже и в депар-
таменте Нор. Помимо этого центрального
органа издаются «Наша Banka», «На стра-
же», «Едность польска», «Вуа ле фаммь,
специальная газета для поляков, завербо-
ванных в германскую армию, другая газё-

говоря французам: из-за этих проклятых по-
ляков вы вступили в войну, а теперь вот
вам еще забастовка!

Однако солидарность оставалась незыб-
лемой. Она еще больше окрепла во время
национального восстания. Она в большой
мере способствовала популярности среди
французов Польского Комитета Националь-
ного Освобождения в Люблине. Свидетель-
ством этого является следующее письмо
департаментского комитета освобождения
департамента Па-де-Кале:

«Комитет Освобождения департамента
Па-де-Кале Польскому Комитету Нацио-
нального Освобождения. Господин предсе-
датель! В течение 4 лет, прожитых при же-
стокой немецкой оккупации, старая и проч-
ная франко-польская дружба окреп
щей борьбе против гитлеровских захватчи-
ков. Мы не забыли участия по
щих во Франции, в борьбе в несчастные дни

1940 г., мы тем более не забыли Бурчиков- ф

ла в об- Франции и

ляков, живу-  го Комитета На

та для польских  сельскохозяйственных
рабочих, орган Всеобщей конфедерации
труда «Синдикалист» и десяток других.

Белая книга, изданная после разрыва
дипломатических отношений между СССР
и польским эмигрантоким правительством
в Лондоне, разоблачала империалистиче-
ские стремления польских феодальных
магнатов и катынскую провокацию.

Во время восстанИя многочисленные
польские прокламации в парижских квар-
талах и в районах угольных бассейнов
призывали поляков к оружию. Этот при-
зыв не остался без ответа.

В Париже состоялся большой польский
митинг за активное участие в войне 19
полного разгрома Гитлера и освобождение
у Польши, за об’единение поль-
ской нации вокруг люблинского Польско-
ционального Освобождения,
В настоящее время р Е
ранцузский с’езд поляков.

Польская печать в Люблине клеймит клику
польских эмигрантов в Лондоне

ЛЮБЛИН, 5 октября.
любельска» в статье, озаглавленной «Про-
вокация», пишет: «В Лондоне произошла
смена караула и ничего больше. Все. кто
связывал отставку Соснковского с демок-
ратизацией курса польского эмигрантского
правительства, обманулись в своих расче-
тах. Изменилось только название, а содер-
жание осталось то же самое. Если вду-

(ТАСС). «Газета

маться глубже в существо перегруппировки,

то мы придем к выводу, что в назначении
Бура на пост главнокомандующего есть
привкус провокации по отношению к поль-
скому народу.

Отношение общественности
могло не быть известно клике Рачкевича
Назначение это было сделано с сознатель-
ным пренебрежением, чувствами польского
народа. Это является еще одной иллюстра-
циеи к позиции лондонской реакции, кото-
рая равнодушна к интересам страны и об-
щественности и заботится лишь о собствен-
вых партийных интересах».

Газета «Речь Посполита» в передовой об
основах демократии, касаясь положения в
Варшаве, пишет, что за выступление, «пре-

к Буру не

ступно-преждевременно вызванное Сон.
а Буром и их группой, стремящейся
ao санации, наша столица запла-
cs рагическими жертвами и руинами. Нет
и о Буре, есть его преступление и

венность за это преступление. Есть
легенда о героических солдатах Варшавы,
среди которых Бура нег».

Далее в статье говорится: «Польша сама
решит свою судьбу. Она не отступит от
лемократической констнтуции и демокра-
тических принципов. С людьми санации, с
теми, делом которых был сентябрь 1939 г.
и трагедия Варшавы в 1944 году, не может
быть никакого компромисса. Для демокра:
тов, которые хотят с нами работать на
платформе создания свободной и независи-
мой Польши, дорога открыта. Эта платфор-
ма определена Крайовой Радой Народовой,
возникшей в подполье, и Польским Коми
тетом Национального Освобождения. Вер:
ховным  главнокомандующим Польского
войска является генерал-полковник Роля-
Жимерский, и не можег быть и не будет
двух армий единого народа».

TTT о

Как немцы грабили
Болгарию

СОФИЯ, 5 октября. (ТАСС).
дает болгарское телеграфное
министр пропаганды Казасов, выступая по
радио, напомнил о том, как в течение че-
тырех лет немцы эксплоатировали болгар-
скую экономику, буквально высасывая все
экономические ресурсы Болгарии. «Нем-
цам, — сказал Казасов, — при помощи их
анпарата для извлечения ресурсов удалось
отнять у болгарского народа различных
товаров на 47 миллиардов лев, не дав ни-
чего взамен».

Как пере-
агентство,

-05; Сельского хозяйства —

об’явлений в Москве — К 5-16;

кая площадь, 5.

I Пропаганды и С
5-14-38, в Ленинграде

Письмо в редакцию
Президиум Академии Наук УССР м
имени Академии Наук УССР п всех на-
гражденных в связи с 25-летним юбилеем
академии сотрудников приносит глубокую
элатодарноеть учреждениям и лицам, по-
чтившим своими приветствиями Украия-
скую Академию Наук и ее сотрудников.

Президент Академни наук УССР
академик А. А. БОГОМОЛЕЦ,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель; ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

м О Строительства — К 1-42-88;

юзниками. Эта Газета держалась того же

зао. па ий За а а

аа. see lees

a ag! ame! pee ee es at es ss eet oes ee ie