тре

ThE:
Hail
Hat:

(lh
Ни
AM

HN

pail
Di
Ble
Ook

DHE

ЦЕ

+
cy
rp

i
iy

гри
) It
У
ptt

® родной стране!

ЧЕТВЕРГ, 12 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 243 (8545)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
а ИЯ СОВЕТОВ ДЕНУТАТОВ ЧРУДЯЩИЯСЙ 40
ВСЕСОЮЗНОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ
ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ХЛЕБОЗАГОТОВОК.

es

Фронту,

С высокого кургана видны, как на ла-
Дони, не только предместья станицы, но
и все обширные земли павловских арте-
лей. В давние времена об этих местах
летописец замечал: «Степь эта заклю-
чает в себе много богатства. В худшие
годы, какие отмечены на Кубани, хлеб
крестьяне не прикупают, а продают его,
так как один урожайный год покрывает
три неурожайных».

На убранных полях стоят огромные
пирамиды свежеобмолоченной соломы —
верная примета высокоурожайного года.
На этих полях колхозы станицы Павлов-
ской нынче собрали высокий урожай,
болае ста пудовзерновых с гектара. Звень-
евые Анна Марченко, Прасковья Воропай,
Анна Сыпало из артели «Комсомолец»
вырастили на отдельных участках 200—
250 пудов пшеницы с гектара. Весной,
при крайне плохой, неустойчивой погоде,
под проливными дождями, при резком
сокращении числа тракторов, живого тяг-
ла, они сумели засеять земли больше до-
военного. Много, как ни в одном году,
было внесено местных удобрений, про-
ведены подкормка слабых веходов, муль-
чирование, все посевы были пробороно-
ваны, а когда на озимых образовалась
ледяная корка, были пущены спе-
циальные катки. Стар и мал вышли на
уничтожение сорняков. Упорный труд был

жая у амбаров элевато за.

‚Хлеб

На Мокроусовском элеваторе Саратовской об:

щедро вознагражден. Хлеба поднялись
ровные, высокие.

Все, что уродил кубанский чернозем,
собрано без единого колоса потерь. Про-
изведены подечеты. Хлебный баланс кол-
хозов станицы Пазвловской намного вы-
me, чем был в урожайном 1941 году.

рания, колхозники и колхозницы 00-
суждают  предоктябрьские  социалисти-
ческие обязательства. Каждая  сель-

ления мощи

В колхозах Дона проходят общие соб-

скохозяйственная артель стремится озна-.
меновать дни подготовки к Октябрьской
годовщине новым вкладом в дело укреп-

Хлеба они сдают государству 506.832 пу-
да — больше, чем в лучшие довоенные   Армии.
годы. Четыре колхоза из девяти уже пол-  Колхозы, выполнившие планы хлебоза-
ностью рассчитались с государством. готовок, пересматривают свои резервы и
Горячая пора сейчас в колхозах Пав-  принимают решения о выделении новых
IOBCKOM станицы. День и ночь гудят мо- тонн хлеба в фонд Красной Армии.
лотилки, комбайны, поставленные на  Колхозы Криворожского района, на»
стационар, пущены в ход конные катки,   пример, только за два последних дня
ручные цены. Здесь завершают обмолот  сдали сверх плана 10.000 пудов зерна.
зерновых. По дорогам к элеватору одна О сверхилановой сдаче хлеба государству
за другой идут коровьи упряжки, вмеето   сообщают из Вешенекого, Мигулинекого и

страны и родной Красной

тары использованы еундуки, кадки, яши-
ки. Хлеб идет беспрерывным потоком.
В Павловской состоялся многолюдный
колхозный слет. Тут были руководители
колхозов, бригадиры, полеводы, звенье-
вые, рядовые колхозники, — собрались
все, кто своим трудом растил хлеб. Кол-
хозники отметили первую

‘выступила Мария Гуйда — бригадир по-
леводческой бригады колхоза «На стра-
же». Она сказала:

— Не помнят наши колхозники та-
кого хлебородного года. Урожай вырое
такой, что позавидовать надо. Много в

других районов.
*

к завершению государственного плана’
хлебозаготовок. 15 районов уже расечи-
тались с государством и вывезли на

ссышные пучкты

ярчайтими нримерами

ния колхозниками своего
страной и Красной Армией.

Перед началом хлебопоставок многие

Колхозный Дон быстро приближается,

значительное количе-
годовщину  ство хлеба сверх плана. . Десятки других
освобождения Кубани от врага. На слете  районов завершают хлебосдачу. Каждый
день борьбы за хлеб изобилует на Дону
проявления со-
ветского патриотизма, глубокого понима-
долга перед

ласти. Колхозные обозы с хлебом нового уро-
Фото А. Стабенова.

Дона

артели «Верный путь» Мигулинского рай-
она только на шести подводах вывезла
государству 12.800 пудов зерна. Колхоз-
ница Надолинская из сельхозартели «Ko-
минтерн» Таганрогекого района только за
$ дня перевезла на лично принадлежащей
ей корове 180 пудов колхозного хлеба.
Транспортные бригады  Развиленекого
  колхоза имени 1 Мая вывезли на живом
тягле 35.000 пудов хлеба. Чтобы епра-
виться с такими огромными перевозками,
члены транспортной бригады возили хлеб
и днём, и ночью.

*

Почти во всех районах перед началом
проведения заготовок были разработаны
графики. Руководители одних районов
сами следили за их выполнением, помога-
ли отстающим колхозам быстро преодо-
левать отставание и приучали к контролю
за исполнением графика низовых ра-
ботников. В других же районах, как, на-
пример, в Александровском, графики со-
ставлялись лишь для того, чтобы быть
подшитыми к делу. В результате передо-
вые районы (Верхнедонской, Вешен-
ский, Мигулинский и др.) выполнили пла-
ны хлебозаготовок ешё месяц назад, a
ряд других районов (Западный, Мечетин-
ский, Песчанокопекий) не выполнил
планов и наполовину. Областным органи-
зациям требуется сейчас приложить не-
мало усилий, чтобы вывести отстающие

колхозе амбаров, & хлеб весь все равно не! руководители районов и колхозов, под-  районы на линию передовых. Чем быстрее

уместишь. Мы рассчитались с государ-
ством, засыпали семенные, страховые, фу-
\ажные фонды. Подсчитали — на трудо-
день приходится около пяти килограммов
„зерна. Хлеба этого каждому двору на три

считывая свои
представляли, как они справятся
огромными хлебными перевозками при
крайне ограниченном количестве тягла.
Но жизнь показала, что и самые оптими-

возможности, в трудом! это будет сделано, тем скорее область за-
с вершит выполнение годового плана хлебо-

заготовок. :
*

Колхозники Дона вступают в соревно-

‘тода хватит. Колхозники рентили не весь  стические расчеты могут быть успешно Вание за быстрейшее завершение госу-

хлеб распределять, а помочь нашему го-

перекрыты, если за дело берутся совет-

дарственного плана хлебозаготовок и за

сударству и героической Красной Армии.   ские люди, берутся энтузиасты, инициа- Дачу хлеба сверх плана в фонд Красной
— Правильно! — раздались голоса е тивные организаторы.

мест.

Потом говорили Надя Богуславка, Ев-

докия Бескровная, Андрей Турчак и мно
гие другие. Все выступавшие

плана в фонд Красной Армии.

Колхозы станицы решили в 25 октяб-
ря выполнить обязательные поставки и
сдать к 1 ноября около 100 тысяч пудов

хлеба сверх плана в фонд Ераеной Ар-
мии. В досрочному выполнению хлебоза-
готовок и сдаче хлеба сверх плана па-
вяовцы призвали все колхозы Кубани.

Призыв Павловской станицы поддер-
жали все колхозы Кубани. Они решили
дать сверх плана зв фонд Красной Армии
два миллиона пудов кубанского хлеба.

Казаки слов на ветер не бросают. По
дорогам тянутся бесконечные 0бозы с
хлебом на государственные склалы. Это
колхозная Кубань везет свой дар герои-
ческим защитникам родины.

И. МОРОЗОВ,
соб. корр. «Известий».

КРАСНОДАРСКИЙ КРАИ.

Передовой колхоз
премирован

КРАСНОЯРСК, 1 октября. (По телетр.
от соб. корр.). Колхоз «Красное знамя»
Тюхтетского района первым в крае пол-
ностью рассчиталея с государством по
хлебосдаче. Желая помочь Красной Армии
в быстрейшем разгроме врага, колхозники
слали сверх плана 1.200 пудов хлеба. Испол-
ком крайсовета, бюро крайкома партии пре-
мировали передовой колхоз молотилкой,
радиоустановкой, решили к годовшине
Октября электрифицировать колхоз. Для
премирования наиболее отличившихся кол-
хозников выделено на 80.000 рублей пром-
товаров. . Е

*

_ На 500 тысяч пудов больше,
чем в прошлом году

ПЕНЗА, 11  октября. (По телеф. от соб.
корр.). Совхозы Пензенского треста Нар-
комсовхозов РСФСР досрочно выполнили
годовой план хлебозаготовок на 102,5 про-
цента. На заготовительные пункты сдано
на 500 тысяч пудов хлеба болыше прошло-
годнего.

Совхозы Днепропетровщины
выполнили план хлебопоставок

11 октября. (По!

ДНЕПРОПЕТРОВСК,
Днепропетровский

телеф. от соб. корр.)-
Областной трест зерновых и животновод-
ческих совхозов, соревнуясь с совхозами
соседней Запорожской области, завершил
выполнение плана хлебопоставок. Продол-
жая вывозку хлебных излишков на госу-
дарственные ссыпные пункты, совхозы

горячо   ло фактом,

Никто на Дону вначале не рассчиты-  оРевновании
вал, что на перевозку хлеба удастся при-  Успехов.
влечь более 60.000 коров. А это ста-
Комсомольско - молодёжная
поддержали предложение сдать хлеб сверх   фронтовая бригада сельскохозяйственной

Армии. Можно не сомневаться, что в этом
они добьются серьёзных

А. РАСПЕВИН,
соб. корр. «Известий».

РОСТОВ-ДОН. (По телефону).

КИРОВ, 11 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Серьёзного роста своего хозяйства
добились за время войны члены артели
«Красная Талица» Шестаковского района.

Текущий год отмечается в колхозе, как
наиболее выдающийся. Средний сбор зерна
достиг 100 пудов с гектара, а по пшенице и
ячменю он ещё выше.

Имя этого города много раз упоминается
в истории нашей родины. ( борьбе
ростовчан с чужеземными пришельцами
в прошлом повествуют памятники стари-
ны, собранные в местном музее, легенды
о ростовском богатыре Алеше Поповиче,
древний Кремль с его звонницами.

В грозное время Великой Отечествен-
ной войны против немецко-фашистских
захзатчиков ростовчане остались верны-
ми своим традициям. С энергией и нас-
тойчивостью участвуют они в разгроме
ненавистного врага, послав на фронт ево-
их лучших сынов и дочерей, отдавая на
дело победы все свои силы, знания,
средства.

— Фронт ни в чем не будет иметь от-
каза, — говорят ростовские колхозники.

Их слова не расходятея с делом. В
нынешнем году Ростовский район, первых
в Ярославской области, 22 сентября —
на три недели раньше, чем в прошлом го-
ду, — закончил выполнение государ-
ственного плана хлебозаготовок, Эта побе-
да, одержанная колхозниками, явилась
результатом большой  массово-политиче-
  ской и организационной работы, проведен-
ной местными советскими и партийными
организациями.  Кодхозники приняли
активное участие в составлении графика
уборочных работ и хлебосдачи, в обще-
ственном смотре подготовки к уборке, 09-
молоту и вывозке зерна на государетвен-
ные склады. затем развернулась упорная
борьба за выполнение графика.

Во многих колхозах была организована
круглосуточная молотьба, в успешном
проведении которой большую роль сыг-
рала МТС. Каждая молотилка „работала

маршрутом, без задержек. Умело были
подобраны молотильные бригады, что да-
10 возможность машинистам перевыпол-
нять задания. Машинист Константин
Молчанов, например, в день намолачивал
до 14 тонн зерна вместо 8 по норме. Все-
го он намолотил уже свыше 400 тонн

Днепропетровщины сдают значительное ко-
личество зерна сверх плана.

зерна при сезонной норме в 250.

в соответствии с заранее разработанным

Обязательства в действии

Ещё в начале сентября колхоз выполнил
государственный нлан хлебозаготовок, во-
время и без потерь убрал урожай, пол-
ностью заскирдовал зерновые. Колхозники
«Красной Талицы» решили сдать сверх пла-
на в фонд Красной Армии 1.900 пудов зер-
на и сразу же вывезли его на государствен-
ный пункт.

ее
В ярославской дперевие

Ростов-Ярославский, Ростов Великий...

Вместе с машинами МТС в ход были
пущены конные молотилки колхозов и
цены. В бригадах, на токах выпускались
боевые листки, плакаты-молнии, прово-
дилиеь беседы. Широкая массовая рабо-
та серьезно помогла колхозу имени. 8
марта успешно провести обмолот и хлебо-
сдачу. На опыте передовиков учились
отстающие. Задержка с обмолотом тормо-
зила едачу зерна в колхозе «Красная
полянка» Изашковского сельсовета.
Исполком сельского Совета подсказал
председателю артели Желдобину, как
наладить круглосуточную молотьбу, орга-
низовать вывозку хлеба.

Решающую роль в выполнении плана
хлебозаготовок сыграли молодежные
транспортные бригады. По почину секре-
таря комсомольской организации колхоза
имени Челюскинцев Дубининой была соз-
дана первая такая бригада из 8 человек
во главе с комсомольцем Николаем: Тимо-
шиным, Чуть свет выезжала молодежь на
заготозительные пункты, без задержки
сдавала зерно и быстро возвращалась
обратно. В течение нескольких дней
  бригада вывезла по 12 тонн зерна на
  лоптадь, и колхоз завершил хлебослачу.
«Не отетавать от бригады Тимопгина!» —
решили члены бригады возчиков Зои
Дуйковой из колхоза «Искра». И своего
добились. Они вышли на первое место
среди 42 транспортных бригад’ района,
завоезав областную премию.

Так была организована  хлебосдача в
большинстве колхозов. И, хотя. район
  выполнил уже план, к свыпным пунктам
попрежнему день и ночь идут подводы с
зерном. Ростовчане сдают тысячи пудов
хлеба сверх плана. Начало этому благо-
родному делу положили члены колхоза
имени 8 марта.

— Чтобы приблизить окончательную
  победу над врагом, необходимо усилить
помощь Красной Армии, заявили колхоз-
  ники в своем письме к остальным арте-
 дям района. — И мы решили сдаль в те-

Много страданий и горя перенесли жи-
тели нашего уезда за годы немецкой ок-
купации. В Анненской волости. немцы
превратили в развалины десятки посел-
ков. Фашисты сожгли почти все построй-
ки в городе Алукенэ. У крестьян фашисты
отбирали лошадей, коров, свиней, овец.
Поголовье скота в уезде за время немец-
кого владычества уменьшилось наполови-
ну. Люди жили в постоянном страхе за
свою судьбу. Одного лишь подозрения в
сочувствии советокой власти было доста-
точно, чтобы арестовать латыша или рус-
ского. Тысячи людей угнаны гитлеровца-
ми на каторгу в Германию.

С приходом Красной Армии наши люди
свободно вздохнули. Во всех 38 воло-
стях, освобождённых от немцев, уже вос-
становлена советская власть, возрождает-
ся новая жизнь.

Немцы отобрали у крестьян землю. За-
коном Верховного Совета, Тафвийской ССР
крестьянам возвращены наделы 1940 г.
Крестьяне с восторгом встретили это ме-
роприятие. Сотни обездоленных немцами
хлебопашцев получили возможность раз-
виваль своё хозяйство. Вот несколько при-
меров. Ёрестьянин Донале Алшевкие из
хутора Севели Трапенской волости до
войны имел 10 гектаров земли. Когда при-
шли немцы, они отобрали у крестьянина
этот надел. Сейчас Алшевкие получил
обратно свой надел. Батрачка Скальфиш
Мильда при немцах работала по найму.
Теперь она с семьёй получила большой

Колхозники Украиныр—
-Красной Армии

КИЕВ, 11 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Снова оживленно на ссыпных
пунктах Заготзерна, у элеваторов. Сот-
ни подвод привезли сюда новые цент-
черы зерна из ‘урожая 1944 года:
инициаторы всесоюзного соревнования
нподкрепляют делом своё обязательство
дать дополнительно к плану 15 миллио-
нов пудов зерна в фонд Красной Армии.

Поднисывая своё обращение х колхоз-
ному крестьянству Союза, украинские
колхозники тщательно подечитали свои
возможности и хлебные излишки. Не
только целые хозяйства, но и отдельные
колхозники из личных ресурсов вносят
хлеб в фонд Красной Армии.

Все колхозы Белоцерковского района
на Киевщине начали дополнительную
сдачу излишков зерна. Сегодня на заго-
товительные пункты поступило свыше
тысячи центнеров. Первые красные обо-
зы прибыли из артели имени Сталина,
которая закончила годовой план хлебо-
сдачи почти на два месяца раньше cpo-
ка. Болхозники артели имени Хрущева
Васильковского района приступили к вы-
возке хлеба тотчас после общего собра-
ния, на котором было подписано обра-
щение. Эта артель выделила сверх плана
170 центнеров зерна. И так повсюду на
Киевщине. В области дополнительно к
плану сдано уже около полумиллиона пу-

водитея хозяйством. Такой же надел по-
тучила и батрачка Карвенской волости
Мария Нуро. Восстанавливаетея промыш-

надел земли в Малунской волости и обза-

дов хлеба.

Колхозники Полтавщины 6
патриотическим воодушевлением вклю-
чились в соревнование. Все сельскохо-
зяйственные артели, досрочно завершив-
шие план хлебозаготовок, вывозят хлеб
в фонд Красной Армии. Одним из первых
в области выделил свои излишки — 700

большим

ленность уезда. Пущены 8 маслозаводов,
в Апе работает известковый

по 2 мельницы. В Смилтэнэ
электростанция, в Алукенэ
ция будет восстановлена к 27-Й голов-

завод. Он
даст ло конца года более 8 тысяч тозн
высококачественного строительного мате-
риала. В каждой волости уже работают
действует
электростан-

щине Октября.

В уезде организованы три машинно-
тракторные станции. Они помогают кре-

центнеров хлеба и 50 центнеров карто-
феля — колхоз имени Карла Маркса
Еременчугского района.

Из Запорожья, Кировограда, Каменец-
Подольской области сообщают о все на-
растающем хлебном потоке. Артель имез
ни Димитрова Б.-Токмакекого района на
Запорожье уже свезла на ссыпной пункт
200 центнеров хлеба сверх плана. Усили-

ждущие

`17 районов. Передовые сельхозартели про-

кущем году сверх плана 12 тонн зерна.

ват темпы хлебосдачи и другие сельско-
хозяйственные артели области. Житомир-
щина первой на Украине завершила го-
довой план государственных хлебопоста-
вок. Она же первой начала сверхилано-
вую сдачу. Колхозы Житомирского райо-
на за короткий срок вывезли на загото-
вительные пункты около 8.000 пудов
хлеба.

Сверх плана!

АЛМА-АТА. 70 процентов колхозов
Алма-Атинской области досрочно выпол-
нили план хлебосдачи. Развертывается со-
ревнование за сдачу хлеба сверх плана в
фонд Красной Армии. Колхозники сель-
хозартели Кзыл-Гайрат Илийского райо-
на, вывезщие сверх обязательных поставок
8 тысячи пудов, решили в подарок Октяб-
рю сдать в фонд Красной Армии еще ты-
сячу пудов. Члены, сельхозартели «Ок-
тябрь» Энбекши-Казахского района, по-
лучившие авансом по два килограмма зер-
на на трудодень, внесли в фонд Красной
Армии из личных запасов 600 пудов, а из
общественных амбаров 3 тысячи пудов зер-
на. Около 10 тысяч пудов зерна передали
Красной Армии колхозники передовых ар-
телей Алма - Атинского, Джамбулского,
Каскеленского районов.

*
КАЛИНИН. Растет число колхозов, до-
срочно рассчитавшихся с государством по
хлебопоставкам. Выполнили годовой план

должают сдавать зерно сверх плана в
фонд Красной Армии. Лишь за последние
несколько дней от колхозов Кашинского
района поступило 8,5 тысячи пудов зерна.
В Сандовском районе 50 колхозов сдали
сверх плана 4,5 тысячи пудов зерна.

Этот почин горячо поддержан в колхозах
имени ХУШ парте’езда, «Красное зна-
мя», «Комбайн» и многих других. 80.000
пудов хлеба в фонд победы сдают роетов-
ские. колхозники.

*

Велед за Ростовским и Некрасовский
район досрочно завершил план хлебопо-
ставок и начал сдавать хлеб сверх плана
в фонд Ерасной Армии.

Райиеполком и сельские Советы широ-
ко организовали помощь передовиков от-
стающим. Исполком Мишневекого ceas-
совета договорился с колхозом  «Боль-
шевик» об оказании помощи в вывозке на
заготовительный пункт зерна из артели
«Заря пятилетки» Городищенского сель-
совета. Колхоз «Красный пахарь» вы-
делил лошадей для перевозки зерна евоим
соседям — колхозам «Красный маяк» и
«Верный путь». В результате copes-
нования ЧЛомовский и Заболотовекий
сельские Советы, в прошлом отетававшие
в хлебопоставках, вышли в число первых.

aK

Один за другим колхозы области за-
канчивают обязательные поставки зерна
государству и продолжают возить зерно
сверх плана. На-днях выполнили свои
задания еще четыре района — Петров-
ский, Гаврилов-Ямекий, Первомайский,
Пошехоно-Володарский.

С каждым часом растет  количестао
хлеба, сланного сверх плана. Колхоз «Но-
вый путь» Гаврилов-Ямекого района сдал
2.460 пудов первоеортного зерна. Колхоз

«Вперед» Борисоглебского района —
1.230 пудов ит. д. Е
На происходящих сейчас собраниях

колхозники дают обязательства завер-
птить план хлебопоставок к 20 октября и
сдать сверх плана в фонд Красной Армии
сотни и тысячи пудов зерна.

Н. РАКИТИН,
соб. корреспондент «Известий».

ЯРОСЛАВЛЬ;

Ташгаузская облёзть
— далекая окраина Советского Союза.
Путь сюда пролегает через пустыню Ка-
ра-Кумы или по реке Аму-Дарье к ее ни-
зовьям. В довоенное время ресурсы про-
мышленного сырья в Ташаузской области
не были использованы. Теперь на мест-
ном сырье здесь работают десятки пред-
приятий.

Во время войны здесь пущено новое
предприятие союзной промышленности,
проектируется строительство внутриоб-
ластной ветки железной дороги, рекон-
струируется ирригационная система, ¢o-
оружается гидроэлектростанция на ка-
нале Шават.

Местные ресурсы по мере их изучения и
освоения были призваны к жизни, чтобы
обеспечить промышленность, нужды
строительства и потребности сельского
хозяйства области.

Один лишь минеральный комплекс при-
родных богалетв Ташаузской области со-
стоит из 40 видов полезных ископаемых,
сосредоточенных в 100 месторождениях.
Здесь имеются многочисленная группа
гранитов, порфиритов, базальтов, извест-
няков и мраморов, применяемых в строи-
тельстве, кварцевые пески, гончарные и
‘кирпичные глины.

Богато представлено цементное сырьё.
Трудно переоценить значение имею-
щихся стройматериалов = специального
промышленного использования. Особенно
надо отметить тальк-магнезитовые ог-
неупоры, мраморные плиты, идущие на
электрораспределительные щиты, тальто-
вый камень для кислотоупорных изделий,
& также жильный кварц, асбестовые слан-
цы, минеральные краски.

Талнаузская область имеет также ми-
неральное и химическое сырье в виде
отложений в озерах поваренной соли,
глауберовой соли и соды, залежи камен-
ной соли, калийной селитры, алюминие-
вых квасцов, фосфоритов, талька, белого
мела, гипса и др. Имеется и торф.

Таким образом, минеральные ресурсы
Талтаузской области очень разнообразны.
Однако использованию местных ресурсов

В небольшом доме на улице Герцена в
Ленинграде помещался Всесоюзный вита-
минный институт. В начале Отечественной
войны он был эвакуирован в глубь страны.
В Ленинграде организовался филиал ин-
ститута, коллектив которого за 3 года про-
вел большую научную и практическую ра-
боту.

Десятки тысяч ленинградцев обязаны
институту сохранением своего здоровья.
В дни блокады научная мысль сотрудни-
ков института была направлена на изыска-
ние средств для предотвращения авитами-
ноза. Они часто посещали клиники, боль-
ницы, госпитали, помогая медицинскому
персоналу создавать небольшие установки
для производства витаминов. В те дни был
разработан метод получения из игл хвой-
ных деревьев настоя, содержащего вига-
мин «С». Это дало возможность обеспе-
чить. население Ленинграда необходимым
витамином. Институт изготовил 515 тыс.
человеко-доз витамина. Была  проведела
большая профилактическая работа.

Профессором А. А. Шмидтом разработан
новый препарат «Каталин», состоящий из

Туркменской ССР

i

.

Первые шаги уездного Совета

обмолачивать хлеб и пахать
хорошо работает Алук-

стьъянам
зябь. Особенно
ененская МТС.
Во всех волостях открыты почтовые
отделения, работает банк. Получены от
советекого правительства и реализуются
первые кредиты на новое строительство.
На нашей земле школы были одним из
главных об’ектов разрушений, творимых
немецкими варварами. — Значительная
часть школьных зданий нуждалась в ка-
питальном ремонте. Восстановление на-
родного образования явилось первой за-
ботой местных органов советской вла-
сти. Работа началась сразу же после
изгнания немцев. Сейчас полностью вос-
становлены школы, в 15 волостях отре-
монтированы здания, собраны учебные
пособия. Те из учителей, которые избе-
жали угона на каторгу в Германию, с
большим рвением отдали себя делу на-
родного образования. HK нам пряшзл
60-летний пенсионер, учитель Карл Бер-
зинь, давно уже оставивший работу. Те-
перь он возглавляет одну из школ. 2 ок-
тября в школах начались занятия. С ра-
достью сели дети за парты в чиетых,
добротно отремонтированных классах.
Все население активно помогает Ерас-
ной Армии, на фронтовых дорогах рабо-
тают сотни граждан и гражданок уезда.
Каждый день на заготовительные пункты
прибывают обозы с хлебом, мясом и фура-
жом. Врестьянин хутора Лачилеши Азукс-
ненской волости Янис Малеплере добро-
вольно сдал в фонд Красной Армии 200
килограммов ржи и 100 литров молока.
®итель хутора Ивернеки Анненской воло-
ети Микс Бермхарсе бесплатно сдал для
Ерасной Армии корову, свинью и двух
овец. Таких патриотов у нас в уезде сотни.
Каждый житель Валкского уезда проник-
нут желанием сделать все, что в его си-
лах, для окончательного разгрома немец-
ких захватчиков.
; Янис ПЛЯВНЕК,
председатель исполкома Валкского
уездного Совета депутатов трудя-
щихся.

Природные богатства,

освоения

весьма мешает пренебрежительное отно-
шение к этим ресурсам. Нам помнится
случай, когда для одного из хозяйствен-
ников было откровением, что в области
имеются залежи минерального дубите-
ля — квасцового камня. В другой раз
на одном предприятии наладили но-
вое производство и при этом пре-
небрежительно отнеслись к местным
отнеупорам. Прошло немного времени, и
в центр полетели телеграммы с просьбой
прислать хотя бы сто килограммов огяе-
упора. Здесь проявились явно ижливен-
ческие настроения работников, раесчн-
тывающих только на помощь извне, толь-
ко на то, что все им привезут в готовом
виде.

Несмотря на серьёзные сдвиги в ис-
пользовании местных ресурсов, они в
своем больнгинстве остаются еще без над-
лежащей опеки, без учёта; ими еще не-
редко пренебрегают, как сырьём местным
ий даровым, а потому якобы неполноцен-
ным. Такая практика глубоко ошибочна.

Исполком Ташаузекого облсовета и
Госплан Туркмении устранились от пла-
нирования и руководства освоением «ма-
лых» ресурсов. И по существу освоение
местного сырья остается без руководетва,
предоставленное лишь самодеятельности
некоторых хозяйственников.

Нам кажется, что должна быть повы-
шена роль исполкомов областных Сове-
тов депутатов трудящихся в использова-
нии местных сырьевых ресурсов. У Госу-
дарственной плановой комиссии республи-
ки должны быть сосредоточены вее дан-
ные 0 местных ресурсах, чтобы обес-
печить планирование и руководство освое-
нием местного сырья.

Местные ресурсы — серьёзная сырье-
вая база для развития хозяйства краев и
областей. Эти ресурсы необходимо из-
учать, учитывать и планомерно осваи-
вать. Руководящая фоль здесь должна
принадлежать исполкомам областных (9-
ветов депутатов трудящихся.

Ю. АЙЗЕНБЕРГ,
научный сотрудник Туркменского

комплекса четырёх витаминов. Этот препа- ф

филиала Академии наук СССР.

Работы Института витаминов

рат готовится на растворе глюкозы и елу-
жит для внутривенного и мышечного влива-
ния при некоторых инфекционных заболе-
ваниях, болезнях печени. Новый препарат
сейчас проверяется в клинике 2-го Меди-
цинского института. Затем действие «Ka-
талина» будет испытано в ряде других
клиник Ленинграда.

Значительным событием явилась работа
профессора А. И. Якубчик по получению
никотиновой кислоты. Отсутствие этого
витамина вызывает у людей расстройство
желудочно-кишечного тракта,  централь-
ной и периферической нервной системы. В
ближайшее время будет разработан техно-
логический процесс производства никоти-
новой кислоты.

Потребность в витаминах еще очень ве-

лика, и наш коллектив решает ряд проб-

лем изготовления новых витаминных пре-
паратов.

И. ПАВЛЕНКО,
директор Ленинградского филиала
Всесоюзного витаминного института.

ЛЕНИНГРАД,

И! октября.
ону).

(По treae-

—

Передвижные заводы на кенафных полях

ТАШКЕНТ, 11 октября. (По телегр. от
соб. корр.). Впервые в текущем году в ке-
нафосеющих колхозах Узбекистана
тают передвижные мяльно-трепальные за-
воды. Непосредственно в поле эти заводы
перерабатывают стебель кенафа на зелё-

колхозов не сырьё, а полуфабрикат.
снижает потребности в транспорте

Это
на

передвижных

рабо-  Они уже обслужиля шесть колхозов, пере-
работав более

Сейчае в республике работае\ семь таких
мяльно-трепальных заводов.

2.000 центнеров зеленого

стебля. До конца сезона они переработают
ный луб. Промышленность получает от “Uke такое же количество сырья.

На кенафообрабатывающих заводах уже

получена первая партия волокна, вырабо-
75 процентов и вдвое сокращает сроки за- танная из зеленого
мочки луба.

луба нового урожая

передвижными заводами.