ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР мы

==

Встреча тов. А. А. Жданова
с Кастреном

Военные действия

в Западной Европе
ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). В сооб- чительное предмостное укрепление, форси- ХЕЛЬСИНКИ, 11 октября. (ТАСС). 10 ок:
шении штаба верховного командования  ровав реку. Противник понёс тяжелые поте- тября председатель Союзной Контрольной

экспедиционных сил союзников говорится:
«Войска союзников, высадившиеся на юж-

ном берегу устья Шельды,. улучшили
свои позиции к востоку от Брескенса.
К северу от Антверпена войска со-

юзников перерезали главную дорогу, веду-
щую из внутренних районов страны к Зюд
Бейерланду. Утром 10 октября была отби-
та ожесточенная атака противника у Доде-
ваарда на реке Вааль.

Срок ультиматума о сдаче, пред’явленный
германским войскам в Аахене, истек в 10
час. 15 мин. 10 октября. Ранее части север-
ной группировки войск союзников, совер-
шающих обходное движение, захватили
Нарфенберг и Барденберг и продвинулись
к Вюрселену. Другие части, двигающиеся
с юга и востока, достигли Гаарена и пере-
резали шоссейную дорогу Аахен — Кельн.
К полудню от противника была очищена
северная часть Гаарена. К юго-востоку от
Гаарена и в районе Барденберга были от-
биты германские контратаки. К юго-западу
от Гюртгена происходят ожесточённые бои,
в ходе которых войска союзников несколь-
ко продвинулись.

Вдоль границы, в районе Моншау, дейст-
вия патрулей и артиллерии. В Мезьер-ле-
Мец идут бои за каждый дом. К востоку
oT Люневиля, в лезу Парруа, войска союз-
ников продвинулись на 1.500 ярдов. К во-
стоку от Эпиналя войска союзников улуч-
шили свои позиции, несмотря на усилив-
шийся огонь артиллерии противника. В
результате ожесточённых боев в секторе
Ле-Тилло войска союзников создали зна-

Бои в

ЖЕНЕВА, 11 октября. (ТАСС). Как пе-
редают из Югославии, в сообщении штаба
верховного командования народно-освобо-
дительной армии Югославии говорится,
что в Шумадии, южнее Белграда, произво-
дятся ожесточённые нападения на дороги,
по которым немцы отступают на север.
Большинство этих нутей сообщения пере-
резано. Уничтожено 11 танков, 50 Ерузо-
виков и истреблено более 900 немцев.

Алюлийская и американская печать 9 решениям

конференции в Думбартон-Оксе

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Газета
«Ньюс кроникл» приветствует в редак-
ционной статье предложения относительно
создания Всеобщей Международной орга-
низации безопасности, принятые на конфе-
ренцни в Думбартон-Оксе.

«Свободные нации, — пишет газета, —
требуют безопасности. Они знают, что они
её получат, когда Англия, Америка и Рос-
сия об’единятся в прочном союзе».

Какие бы затруднения нам ни предстояли,
пишет далее «Ньюс кроникл», потомство,
повидимому, будет считать эти три вели-
кие державы воистину главными созда-
телямия нового плана.

Газета «Дейли мейл» считает исключи-
тельно важным решение вопроса о порядке
голосования в Совете Безопасности, ука-
зывая, что Совет Безопасности должен
быть сердцем и ядром мирной организации
Об’единённых наций. Именно он будет
обладать властью. Именно он будет при-
нимать меры против непокорных госу-
дарств. «Власть намечено передать тем,—
продолжает газета — кому надлежит её
иметь, т. е. нациям, обладающим величай-
шими ресурсами, многочисленнейшим насе-
лением и несущим на себе наибольшую от-
ветственность. Только на них лежит бремя
сохранения мира».

Газета «Дейли экспресс» заявляет, что
«конференция в Думбартон-Оксе посади-
ла жолудь» и что «вопрос о том, вырастет
ли этот жолудь в дерево, под развесисты-
ми ветвями которого смогут найти мир все
нации земного шара, зависит от народов
Англии, Америки и России».

Об’явление вод Северного моря опасными для плавания

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, в Лондоне опуб-
ликовано официальное заявление англий-
ского морского министерства © том, что,
несмотря на об’явление вод Северного мо-
ря опасными для судоходства, у берегов
Норвегии были замечены рыболовные и
неболышие береговые суда. Военно-мор-
ские и военно-воздушные силы союзников
до сих пор воздерживались от нападений
на каботажные суда, за исключением тех,
которые, согласно предположениям,
использовались немецкими военными влас-
тями. Немецкий подводный флот, изгнан-
ный из его баз в Бискайском заливе, теперь
производит свои операции из норвежских
портов. Немцы возвращают из Норвегии
каждого солдата, которого они могут
освободить от гарнизонной службы и
использовать для защиты Германии. Не-
мецкие ресурсы в области судоходства
серьёзно сокращены, и немецкие военные

Транспортная конференция в Лондоне

редаёт агентство Рейтер, вчера в Лондоне
под председательством парламентского се-
кретаря министерства транспорта военного
времени Ноэль-Бейкера состоялось первое
заседание по вопросам европейского BHYT-
реннего транспорта. Конференция созвана
для обсуждения мероприятий, касающихся
внутреннего транспорта на европейском

Югославии

ри. Несмотря на ожесточённое сопротивле-
ние врага, в районе Ле-Тилло захвачено не-
сколько укрепленных пунктов. Войска
союзников продвинулись в районе Шам-
паньи к западу от Бельфора».

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Как ле-
редаёт корреспондент агентства Рейтер из
штаба верховного командования экспеди-
ционных сил союзников, германский гар-
низон Аахена не дал никакого ответа на
ультиматум о сдаче, пред’явленный ‚ему
командованием союзных воНск, и войска
союзников возобновили военные действия.

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). В сооб-
шении штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре военных
действий говорится, что на центральном
участке фронта в Италии английские части
5-Й армии после тяжелых боёв, продолжав-
шихся несколько дней, захватили высоту
Монте Чече, занимающую господствую-
щее положение над дорогой, проходящей в
долине реки По от Палаццуоло. На левом
фланге американские части 5-Й армии про-
двинулись вперед, преодолев сильное со-
противление противника на возвышенности
западнее дороги, ведущей в Имола.

На участке фронта 8-й армии английские
и индийские части улучшили свои позиции
в районе Фарнето.

В Албании части союзников захватили
город Саранде, расположенный на албан-
ском побережье, в 10 милях от Корфу. Взя-
то около 500 пленных.

В Греции действуют патрули.

В ‘Лолине Западной Моравы югазлавские
части заняли крупный узел дорог Ужице,
Таким образом, ‘для немцев отрезаны все
пути, ведущие из Сербии и Санджака Ha
запад. В секторе Лесковац—Ниш—Соко
Баня начались ожесточённые бои.

В Герцеговине после занятия Требинье
части народно-освободительной армии ве“
дут бои на подступах к Дубровнику. За
день истреблено 250 вражеских солдат.

Газета «Таймс» пишет: «Самым выдаю-
щимся отличием от устава Лиги наций
является решительная попытка изолировать
вопрос о безопасности от других аспектов
международного сотрудничества и создать
более реалистический механизм для разре-
шения этой проблемы».

НЬЮ-ЙОРК, 10 октября. (ТАСС). Ог-
ромное большинство американских газет
приветствует предложения относительно
создания международной организации бе-
зопасности, принятые на конференции в
Думбартон-Оксе, как серьезный шаг впе-
ред на пути к созданию международной
организации по поддержанию мира и бе-
зопасности.

Газета «Нью-Йорк таймс» в передовой
заявляет, что достигнутые соглашения
свидетельствуют о том, что конференция
в Думбартон-Оксе принесла «весьма ре-
альные успехи и это порождает вполне
обоснованную надежду на то, что это. при-
ведет к возникновению нового союза, ‘спо-
собного обеспечить мир и порядок во всем:
мире, который заплатил ужасную цену за
свою неспособность организовать мир».

Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» под-
черкивает, что проектируемая организация.
в противоположность Лиге наций, считает
своей высшей функцией защиту мира и бе-
зопасности. Эта организация вручает зада-
чу защиты мира великим державам, кото-
рые одни лишь обладают силой для осу-
шествления этой функции. Это достижение
является самым важным, ибо оно «обеспе-
чивает стабильность и реализм в предло-
женном новом порядке».

Комиссии генерал-полковник Жданов встре-
тился с премьер-министром Финляндии Ка-
стреном. В состоявшейся беседе приняли

Статья Пьера

НЬЮ-ЙОРК, 11 октября. (ТАСС). Жур-
нал «Нэйшн» опубликовал статью Пьера
Кота о его недавней поездке в Советский
Союз. Кот не пишет © своей миссии, так
как еще не сделал официального отчета
властям, направившим его в СССР, но от-
менчает, что Советский Союз принял его как
преданного друга и облегчил его задачу,
предоставив ему информацию и дав ему
возможность ездить куда угодно; Кот ука:
зывает, что таким образом, осуществляя
свою задачу, он собрал сведения и накопил
впечатления о Советском Союзе.

«По приезде в Москву пишет Кот, —я
увидел мир, воодушевленный, несмотря на
войну, духом строительства, мир кипучей
общественной жизни. Нельзя и представить
себе народ, более поглощенный нынешней
борьбой, народ, каждый гражданин кото-
рого вносит больший вклад в военные уси-
лия. Тем не менее, в Москве и во всем Со-
ветском Союзе кипит жизнь. Люди рабо-
тают и сражаются, чтобы спасти то, что
создано ими, но по вечерам театры и кино
полны, библиотеки кишат студентами, от-
крыты различные выставки современной
живописи и скульптуры. В театрах Москвы,
пока я был там, показали пять пьес Шекс-
пира, одну пьесу Кальдерона, одну пьесу
Лопе де Вега, балет «Виндзорские проказ-
ницы», пьесу «Сирано де Бержерак» и инс-
ценировку «Евгении Гранде».

Наибольнее впечатление произвел на
меня необычайный под’ём духа народа. Я
имел возможность сравнивать и оценивать
достижения страны, так как в 1933 году
посетил Советский Союз в качестве ми-
нистра авиации. Усилия Советского Сою-
за — подлинные усилия всех народов, вхо-
дящих в его состав. Тайна их. сопротивле-
ния в 194142 г.г. и нынешних побед за-
ключается в участии каждого граждани-
на — от самого скромного до самого
великого — в этих усилиях. Сознание до-
стигло здесь роли величайшего фактора.
Народ серьезен. Он понимает, что делает,
и знает, чего ждет от него мир.

Советский Союз понёс огромные потери.
Целые области разграблены, и много их
жителей убито. Не следует забывать, что
три года Советский Союз почти в одино-
честве выносил весь натиск германских
армий, снабжавшихся всей германской про-
мышленностью. Даже теперь Красная Ар-
мия сражается с 2% германской армии.
Одним из последствий этой ужасной войны
является полное разрушение многих совет-
ских городов, но мужество и изобретатель-
ность созетских людей соответствуют
условиям. В Ленинграде во время осады от
холода и голода погибло много людей.
Однако было решено, что колыбель рево-
люции, город Ленина и Кирова не должен
попасть в руки врага. Мюжно с уверен-
ностью считать, что до сих пор материаль-
ные потери Советского Союза составляют
250 млрд. золотых рублей, т. е. в 25 раз
больше, чем определялся ущерб, причинен-
ный Франции и Бельгии во время прошлой
войны».

Кот приводит много примеров участия

участие заместитель председателя Союзной

Контрольной Комиссии генерал-лейтенант вступают с большими
Савоненков, политический советник Орлов   ми. На ряду с основн
дел Финляндии рами за годы войны

театральные
дает им возможность

и министр иностранных
Энкель.

Кота об СССР

нии городов, школ и цехов собственными
средствами, Эти люди не требуют прави-
тельственной помощи, так как они пони-
мают, что силы страны поглощены войной.
Их успехи при сравнительно малых сред-
ствах поразительны. Кот подчеркивает, что
школы и другие общественные здания
обычно рассматриваются как первоочеред-
ные стройки.

Кот описывает виденные им в Одессе
массовые могилы, в которых заживо хоро-
вили детей. Он пишет о том, как немцы то-
пили людей и как граждане Одессы жили
во время оккупации в старых подземных
каменоломнях и создавали там партизан-
скую армию. «Чтобы описать подвиги пар-
тизан, — пишет Кот, — нужна была Obl!
целая книга».

Кот указывает, что он тщательно изучал
восстановительные работы в СССР, так как
это составляло часть его миссии. Он высо-
ко оценивает единое планирование совет-
ского производства. Необычайная восстано-
вительная способность, пишет он, BO3-
никает из плановой системы, из рационали-
зации всех производительных сил и из
самого характера общественного строя.

«В Советском Союзе, — пишет далее
Кот, — культурное развитие сопутствует
экономическому развитию и даже пред-
шествует ему. Советский Союз — новая
родина гуманизма. Можно было бы поду-
мать, что в бюджете 1944 года все средст-
ва, не идущие на войну, будут выделены
на реконструкцию заводов и колхозов, но в
действительности на восстановление эконо-
мической жизни ассигновано 48 млрд. руб-
лей, а на социальные нужды и культур-
ное развитие—54 млрд. рублей. Это — один
из многих уроков, которые может дать нам
Советский Союз.

Народ Советского Союза питает теплые
чувства к Франции, Французской револю-
ции, Коммуне и народному фронту. Он ни-
когда не верил, что французские предатели
отражают настроения французского народа.
Демократическая Франция, безусловно, от-
вергает те элементы, которые в свое время
вдохновляли политику интервенции против
Советского Союза, саботаж коллективной
безопасности, мюнхенскую измену. Фран-
ция, освобожденная от фашизма, может
рассчитывать на дружбу Советского Союза.

После войны Советский Союз удивит
весь мир своей мудростью и последова-
тельностью. Советский Союз хочет мира для
себя и для других. Он хочет продолжать
начатую им огромную работу в области
культурного и общественного развития. Он
потребует наказания военных преступников
и уничтожения фашизма. Он будет тру-
диться над созданием международной орга-
низации, которая сделает невозможной вся-
кую германскую агрессию и обеспечит всем
народам свободу и мир».

«Посетив Советский Союз в качестве
простого демократа, верного идеалам Фран-
цузской революции, — пишет в заключение
Пьер Кот, — я увидел, что путем жертв и

женшин, детей и стариков в восстановле-

Гитлеровпы укрывают
награбленное добро

НЬЮ-ЙОРК, 11 октября. (ТАСС). Как
передаёт агентство Ассошиэйтед пресс из
Вашингтона, официальные лица  указы-
вают, что немцы усиленно вымогают у бо-
гатых американцев выкуп за их друзей и
родственников, находящихся в Германии,
угрожая жизни и имуществу последних.
Союзники перехватили много таких требо-
ваний, поэтому адресаты федко их полу-
чают. Обычно немцы требуют внесения
определенной суммы на какой-нибудь счет

власти вынуждены использовать всякое
имеющееся у них судно любото размера
для удовлетворения своих военных нужд
в Норвегии.

«В соответствии с этим, — говорится в
заявлении, — верховный главнокомандую-
щий вооруженными силами союзников,
учитывая чрезвычайную важность переры-
ва морских коммуникаций между Норве-
гией и Германией на нынешнем критиче-
ском этапе операций, приказал нападать на
все суда у побережья Норвегии. В связи с
этим теперь делается предостережение, что
всякое судно любого размера и назначе-
ния, плавающее в норвежских водах, будет
делать это за свой риск и страх. Всякое
норвежское судно, которое не подчинится
этому предостережению, будет тем самым
затруднять операции союзников и отдалять
день, когда немецкие войска будут изгна-

ны с норвежской территории».

кочтиненте после освобождения территорий
Об’единённых наций в Европе и оккупации
вражеских территорий. В конференции уча-
ствуют представители Англии, США, СССР,
Франции, Югославии, Бельгии, Чехослова-
кии, Греции, Люксембурга, Голландии, Нор-
вегии, Польши. Датскому посланнику в
Лондоне предложено направить на конфе-
ренцию наблюдателя.

Конгресс департаментеких комитетов освобождения в Авиньоне

ПАРИЖ, И октября. (ТАСС). В Авинь-
оне состоялся конгресс 40 департамент-
ских комитетов освобождения. Комитеты
были представлены 300 делегатами, при-
надлежашими к организациям «Фрон на-
сиональ», «Движение национального осво-
бождения», социалистической партии, ком-
мунистической партии, Всеобщей конфеде-
рации труда и Конфедерации христианских
трудящихся.

Конгресс принял резолюцию, в которой

Земельная реформа в Италии

РИМ, 11 октября. (ТАСС). Итальянское
правительство издало декрет о передаче
пустующих земель крестьянам. Декрет
устанавливает, что об’единения земледель-
цев, организованных в кооперативы или
другие коллективы, могут получить в поль-
зование частные или государственные зем-
ли, которые не обрабатываются или плохо
обрабатываются. Земли, реквизированные у

указывает, что местные комитеты освобож-
дения должны созвать местные ассамблеи,
которые изберут одновременно новые мест-
ные комитеты освобождения и делегатов в
департаментские генеральные штаты. Эти
последние в свою очередь должны будут
или утвердить нынешний состав департа-
ментских комитетов освобождения или из-
брать новых членов этих комитетов.
Конгресс осудил медлительность в про-
ведении чистки и наказании предателей.

*

фашистов, могут быть переданы кооперати-
вам даже без гарантии рациональной экс-
плоатации их. Для передачи земель будут
созданы областные комиссии, которые
установят сумму возмещения, подлежащую
выплате владельцам, а также установят
ic боль передачи земли. Земли передаются

не более как на 4 года и не могут переда-
ваться в другие руки.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
Лигературы и искусства — К 0-51-

у.

Б 8068.

Москва, 6. Пугкинокая площадь, 5.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь 5

27; Иностранного — К 3-91-08. Цисем — К 3-75-17,

eI

в Аргентине или в другой нейтральной
стране в течение определенного срока.

По имеющимся сведениям, германские
посольства и миссии в нейтральных стра-
нах накапливают огромные суммы в золоте,
ценных бумагах и валюте, значительная

усилий там куется свобода народов, равен-
ство рас и братство человечества».

ки обслуживается в театр

Репертуар этих театров
взаимное ознакомление
ских народов, а также с вы
изведениями мировой драматургии-

Ахундова по уст
крывает сезон по
лы» Узепра Гадж
изменной люб
сезоне впервы
будет исполнен
стием Фатьмы

ходит ознакомление
ментами двух новых опер —
зыка А. Бадалбейли и «Родин

1А. Бадалбейли состоится пре

ЧЕТВЕРГ, 1

2 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 243 (8545)

Новый сезон в театрах Азербайджана

БЕСЕДА © НАЧАЛЬНИКОМ
АЗЕРБАЙДЖАН

театры Азербайджана
творческими плана-
ыми бакинскими теат-
значительно окрепли
коллективы на местах. Это
расширить репертуар-
Многонациональное население республи-
ах на азербай-
янском языках-
предусматривает
с культурой брат”
лающимися про-

В новый сезон

джанском, русском и арм

Азербайджанский оперный театр имени
ановившейся традиции от-
становкой оперы «Кер-Ог-
ибекова, пользующейся не-
овью зрителя. В наступающем
е на азербайджанском языке
а опера «Кармен» с Уча“
Мухтаровой. Сейчас проис-
с отдельными фраг
«Низами» му-
а» — моло-

мьера балета

«Дон Кихот».
Азербайджанский
имени Азизбекова
смерти крупнейшего
турга Д. Джабарлы,

драматический театр
отмечает десятилетие
национального драма“
выбрав из его богато-
го литературного наследства пьесу «A
дын». Пьесой «Поединок» братьев Тур и
Шейнина открывается сезон в этом теат-
ре. Во второй половине сезона будут осу-
ществлены постановки «Отелло» Шекспи-
ра и «Последняя жертва» А, Островского.

Сохранены скульптуры
А нтокольекого

ВИЛЬНЮС, И октября. (ТАСС). В му“
зее одного из вильнюсских научно-иселедо-
вательских институтов находилось ~ HO
войны несколько работ Антокольского. Во
время хозяйничания немцев солдаты зон-
деркоманд разрушили и предали огню
весь музей с его ценными экспонатами.
Сотрудникам института удалось в  1942 го-
ду спрятать отдельные уникальные экспо“
наты. Уцелевшие экспонаты недавно были
извлечены из-под обломков взорванных
здачий. Спасены две скульптуры Анто-
кольскогэ: его автопортрет и гипсовая фи-
гура «Давид».

¥ рымковских мастевиц

КИРОВ, 1! октября. (По телеф. от соб.
Kopp.). Расположенный в черте города Ки-
рова поселок Дымково — родина знамени-
той вятекой лепной игрушки. Здесь жил и
трудился выдающийся скульптор-самоучка
И. П. Караваев. Он создал до 12.000 форм
ярких художественных изделий.

- Мастерство Караваева ныне продолжают
старейшие дымковские
тт. Пенкина,
замечательное творчество широко известно:
оно демонстрировалось на Парижской вы-
ставке, на Всесоюзной сельскохозяйствен-
ной выставке.

ботают над созданием для советских детей
красивой и занимательной игрушки. Тов.

Военные действия
в Словакии

ЛОНДОН, 11 октября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт сообщение чехосло-
вацких военных властей о том, что в тече-
ние последней недели войска противника
вели атаки в районе Свети Криж на реке
Грон, пытаясь прорваться в направлении к
городу Зволен (крупный железнодорожный
узел на реке Грон). После нескольких дней
ожесточенных оборонительных боев про-
тив численно и материально превосходя-
щих. сил противника чехословацкие патрио-
ты отбили атаки противника и, перейдя в
контратаки, вернули болыную часть вре-
менно оставленной территории.

часть которых натраблена в оккупирован-
ных странах. Как указывают в вашингтон-
ских кругах, германская правящая клика
накапливает средства не только для своего
личного спасения, но также для финанси-
рования тайных гитлеровских организаций.

Гетеборгекие общественные организации
требуют отказа Швеции ст защиты
интересов Германии

ГЕТЕБОРГ, 11 октября. (ТАСС). Газета
«Гетеборге хандельстиднинг» сообщает, что
8 гетеборгских общественных организаций
обратились к шведскому правительству св
следующим заявлением:

«В связи с возрастающим нацистским
террором в соседних с нами странах мы счи-
таем необходимым, чтоб шведское прави-
тельство потребовало от немецких властей
немедленного прекращения бесчеловечного
обращения с близкими нам народами. He-
обходимо известить немецкое правительство
о тем, что при создавшихся условиях Шве-
ция не может защищать интересы Германии
в воюющих с нею странах».

Заявление подписано центральным об’е-
динением государственных пенсионеров,
просветительным союзом, союзом учитель-
ниц, гетеборгским отделом организации
«Борющаяся демократия» и др.

Пребывание советской
профсоюзной делегации
в Англии

ЛОНДОН, И октября. (ТАСС). Совет-
ская профсоюзная делегация на прошлой
неделе принимала участие в заседачиях
англо-советского профсоюзного комитета.
В течение текущей недели члены делега-
ции посетили несколько промышленных
предприятий Лондона и других районов.
Они были тепло приняты в одном из круп-
нейших кооперативных обществ Лондона,
где они ознакомились с организацией
кооперативных предприятий.

На приёме, организованном главным
управлением кооперативного общества,
председательница этого общества Генли и
член советской профсоюзной делегации
Шульга обменялись приветственными ре-
чами. .

Увольнение командующего
немецкими войсками
в Словакии

СТОКГОЛЬМ, 11 октября. (ТАСС). Гит-
лер продолжает заменять «неблагонадеж-
ных» генералов эсэсовцами. По сообщению
газеты «Афтонбладет», командующий не-
мецкими войсками в Словакии генерал
бронетанковых войск фон Хибике уволен и
 на его место назначен генерал СС Герман
Хесле. «Вполне очевидно,—пишет газета/—
что генералы СС скоро займут командные
должности на всех фронтах».

Война на Тихом
океане

ВАШИНГТОН, И октября. (ТАСС).
Морскоё министерство США сообщает, что
американские самолёты, базирующиеся на
авианосцы, совершили крупный налёт на
острова Рюкю, расположенные на расстоя-
нии 200 миль к югу от Японии. Потоплено
по крайней мере 12 японских судов, 75
японских самолётов уничтожено на земле
и 14 сбито в воздушных боях. Потери аме-
риканской агиации незначительны, ни одно
американское судно не повреждено.

Американские войска полностью заняли
остров Гаракио (острова Палау). Амери-
канская авиация совершила налёт на
остров Науру и Маршальские острова.

ТОКИО, 11 октября. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Домей пусин, 10 октября
400 американских самолётов, базирующих-
ся на авианосцы, атаковали острова Оки-
нава, Мияко и Амамиосима (острова Рю-
кю).

Последствия землетрясения
в Турции

АНКАРА, 11 октября. (ТАСС). Как пере-
даёт анкарское радио, возвратившийся из
районов, где произошло землетрясение, ми-
нистр внутренних дел Хильми Уран заявил,
что особенно сильно пострадали районы,
находящиеся поблизости от побережья. В
виду того, что подземные толчки время от
времени повторяются, население проводит
ночи под открытым небом. В четырёх уез-
дах погибло 36 человек и получили тяже-
лые ранения 62 человека..

Пенкина сделала за последнее время более
150 групповых лепок. Русские сказки —
  основная тема её работ. Образцы игрушек,
  созданных тов. Пенкиной за эти годы, от-
  правлены недавно в московские музеи.

Старейшие игрушечницы

передают свой опыт молодежи. Они обу-
чают искусству лепки до десяти человек.
Ученицы т. Пенкиной — Шульпанова, Гвоз-
дева, Никулина и Суворова теперь ежеме-
сячно сдают по 100 стандартных изделий

и готовятся к самостоятельной творческой
работе.

ЛЕКНИОННОЕ БЮРО ПРИ КОМИТЕТЕ

ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

при СНК CCCP
13 октября 1944 года в Колонном зале Лома
союзов состоится публичная лекция
тов. М. Ракоши на тему:
«КУДА ИДЕТ ВЕНГРИЯ?»
14а октября 1944 года в Круглом зале Дома
полковника Б. 0. Тельпуховского на тему
«ПОЛТАВОКАЯ БИТВА».

Начало лекций в 7 ч, 30 м. вечера.
Билеты продаются в кассе Колонного зала
Дома союзов (Пушкинская ул., д. 1 под’-

езд 3) и во всех каесах Центральной
театральной кассы.

‚БОЛЬШОЙ TEATP — 12/X К.
13/Х «Евтений Онегин», Нач. в 780 nes.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — To-
ска»; 13/Х «Демон». Нач. в 7.30 вез. р

МАЛЫЙ ТЕАТР — 12/Х вместо об’явле
«Нашествие» пойдет спект, chitown ons. Bawa)
ты действительны. Нач. в 7.30 Bex,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА —
воды». Нач. в 7.30 веч. orn Aen

MXAT OOGP нм. ГОРЬКОГО — 12
ренина». Нач. в 7.30 вен. О

ФИЛИАЛ МХАТ 12,
Е. /Х «Вишневый сад». Нач.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНО jue
«Давным-давно». Нач. г 7.30 а a

ГОС. ТЕАТР им. Евг ВАХТАНГОВА
Госцентюза, ул Горького г Сад: а
12/Х «Фронт», Нач. ит 7.30’ nes. Dr Tet

MOCK. TOO. EBPEHOKHH TEATP Gi
ная, —_ 15Х «Пвей кунилема». Нач. В ао.

ГОО. МОСК. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской

бу: aS
а 12/Х «Адриенна Лекуврер». Нач.

TOC: MOCK: MYS8BIKAJIBHBI
К. О. ОТАНИОЛАВСКОГО и Ba НЕМ:
ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул,, 117) —12/х
«Царская невестг», Нач.в 7.30 веч.”

ГОО. ДРАМАТИЧ. ТЕАТР пм. М
(Каретный ряд, 3. тел. К 4.30.34) И ВА
ный случай», Нач. в 7.30 веч.

МОСК. ГОО. ТЕАТР
СОМОЛА (ул. в ees
Hazy. B 7.30 Bes.

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ
12/Х «Собака на сене». т ee

ГОС. ЦЕНТР. ТЕА.
saci, apt. PO@CP OB ey
го, 52а) — 12/Х «Ночь
В 8 Ч. веч.

МОСК. ТЕАТР пм. М H
С Df м. М. Н, ЕР
тенка, Пушкарев пер., 21) — 12/
понравится». Нач. в 7.30 веч.

ЦЕНТР. ДОМ КУЛЬТУРЫ ЖЕ
НИКОВ (Комсомольская В an

Игорь»;

MHOKOTO KOM-
6) — 12/Х «Поединок».

КОЛ п/худож. руков.
В. Образцова (ул, Горько-
перед Рождеством». Нач.

МОЛОВОЙ (Оре-
Х «Как вам это

ЛЕЗНОДОРОЖ-

игрушечницы

Кошкина и Коновалова. Их

Дымковские мастерицы плодотворно ра-

настойчиво

19) --

УПРАВЛЕНИЯ по ДЕЛАМ ИСКУССТВ
ской ССР Г. РАХИМОВЫМ

ком опёрном театре с большим ин-
ожидается сценическое воплоще-
вие оперы молодого бакинского компози“
тора Зеидмана «Маскарад» по Лермон-
тову. Русский драматический театр от-
крывает сезон «Песней о ©  черномор-
ax» Лавренева. Впервые на русском
языке будет поставлена пьеса’ Самеда
Вургуна «Фархад и Ширин», Удостоенная
Сталинской премии. Большое внимание
уделяезся Театру юного зрителя, готовя-
щемуся к участию во всесоюзном смотре.

Азербайджанский Театр музыкальной
комедии, получивший в этом году с0бст-
венкое помещение, открывает сезон возоб-
новлением после большого перерыва одно-
го из давнишних произведении Гаджибеко-
ва «Муж и жена», а также готовит на
азербайджанском языке «Кето и Котэ» До-

лидзе.

Обширный репертуар намечен Театром
армянской драмы, недавно вернувшимся в
собственное помешение. Вслед за «Разо-
ренным очагом» Сундукяна здесь будут
т Бальзака, «В 1905 го-

В русс
тересом

»
дых азербайджанских тЫ Ка- а бары (оревок Oe aa
< fo) ой
зева и Гаджиева. На ряду с обновлени
и балета «Девичья башня» ского), «Без вины виноватые» и другие

Из лвадцати периферийных театров pec
публики наиболее видное место занимают
сложившиеся театральные коллективы в
Кировабаде, Агдаме, Нахичевани, Нухе.
Во всех этих театрах широко представлен
современный репертуар, творческий рост
актеров дает возможность осуществить в
этом году постановку «Двенадцатой ночи»
в Кировабаде, «Отелло»/— в Агдаме и На-
хичевани и т. д. В предстоящем сезоне со-
стоятся выступления Кировабадского Tea
тра перед бакинскими зрителями.

Возобновила работу
Кольская база
Академии наук СССР

КИРОВСК (Мурманская обл.), 11 октяб-
ря. (ТАСС). Здесь возобновила деятель-
ность Кольская база Академии наук
СССР. Во время войны её научные сотруд-
ники вели работу совместно с коллективом
Северкой базы Академии в Коми АССР.

Перед Кольской базой стоит задача про-
вести ряд важных геологических иссле-
дований, продолжить изучение раститель-
ности и почв полуострова, разработать
методику наилучшего использования апа-
титового сырья.

Закончился турнир
. в
шахматных мастеров

КИЕВ, 11 октября. (ТАСС). Вчера здесь
закончился показательный турнир шахмат-
ных мастеров страны. В нем участвовало 12
сильнейших шахматистов. Первое и второе
места разделили между собой гросемей-
стер Флор и мастер Сокольский, набравшие
по 8,5 очка. На третьем месте — чемпион
Украины Болеславский — 7,5 очка, на чет-
вертом—мастер Толуш — 7 очков. Макаго-
нов и Бронштейн поделили пятое и шестое
места.

Ансамбль песни и пляски
кубанских казаков

КРАСНОДАР, 11 октября. (По телеф. от
соб. корр.). После длительной’ подготовкь
выехал на первые гастроли в районы края
созданный здесь ансамбль песни и пляски
кубанских казаков. В его составе 30. тан-
цоров, баянистов и певцов. Ансамбль разу-
чил и исполняет много казачьих песен, но-
вых частушек. Большим успехом пользует-
ся песня «Кубань».

РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

МОСК. ТЕАТР САТИРЫ — 12/Х
ный закон». Нач. в 7.30 веч

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. БОЛЫШОЙ ЗАЛ
КОНСЕРВАТОРИИ-12/Х в 8 ч. веч. Краенозна-
менный ансамбль красноармейской песни и пля.
ски Союза СОР. Худож. руководитель — А, В.
Александров; 14/Х в 5 *. ьеч. Русская музы.

«Чрезвычай-

ка. Первый концерт перъого абонемента,
Глинка — Увертюра к опере «Руслан и Люд.
мила», Камаринская;: Мусорг.кий — «Картинки

с. выставки»; Прокофьев--Третий

концерт дая
ф-но с оркестром,

<Здравица» — кантата для
оркестра и хора. Исполнители: Гос. симфони-
ческий оркестр СССР. Дирижер Н. Голованов,
солист — Л. 0Оборин, Хор Республиканской
русской хоровой капеллы. Худож. руковод, —

А. Степанов; 15/Х в 8 ч вез. `Д Ойстрах. Пар

тия ф-но А Макаров. Б программе: Локателли,
Вьетан,

Сарасате.

НТоссон, Лебюсск. Мендельсов, Бизе-

моск. ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК
Сегодня два представления — в дня
и в 7.30 вечера,
Народный артист РОФСР Влалихор ДУРОВ.
TOOOQOOPOOGOOIOOOASIOONDOOOIO DOOA KAO OOIOOIBOC OOOOH

PENEPTYAP RMHOTEATPOB

НЗ 13 окБтябпя 1944 гола.
Художественный фильм BOB»
ДНЯ» № T— 44 Е me
«ЗОЯ», «НАУКА ИМ ТЕХПИКА» М >. cAHTO
ei РЫБКИН», «ЛЕДИ ГАМИЛЬТОН, — Удар.

eee «Новости DHA: м 8—5 г - Коле
Художественный фильм
ночь», «HOBOCTH THA.
Колизей, Ударник.
«ФРОНТОВЫЕ ПОДРУГ ETCROE ИС
KYOCTBOs M 2-3 НЙ Ой
«СВАДЬБА», «ЮБИЛЕЙ»,
рополь.
«АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ новости
ДНЯ» № 6-44 г. «КОНЦЕРТ ФРОНТУ, =
ЦИКиоО им. Горького. i eT
«ЛЕДИ ТАМИЛЬТОН
№ 8 —44г LS Mabwea м

«ОЕРЕНАДА СОЛНЕЧ т — Mocs.
Weak Ечной долины» — №

$ ч,

«HOBOCTH

«ПЕТЕРБУРГСКАЯ
№ 68—44 г. — Первый

«УРАГАН» — №1

«HOBOCTH ДН

phe nanbasebasennraduscctunsacsddalnecdcasenevacuurens

ГЛАВНЕФТЕСНАВ ПРИ СНК СССР
об`являет конкурс

На разработку у
8 упрощенных конструкций
установок для регенеранги отработанных

а авиациенных.  индустри-
yen масел и обтирочного материала.
атериалы для конкурса лоджны быть

представлены не позднее 19 января 1945 года

т адресу: Москва, плошаль Ногина. д. 25.
роизводственно-Технический Отдел Глав-

нефтеснаба при СНК СССР.

wn всеми справками и полученгем условий
нкурса обралцаться: В/К «РЕГОТМАС-

Москва, 7
eae Ke Lae abe пер., д. 1, пом, №

Coser жюри

1/181) — 12/Х CooSoscosCec6aD
Лени is о * спект. QDOCSOCOGSSOSO0CR0R ©ххо000000900%
— о т-ра Комелни «Подсвечник», Выставка ROCHE у ой
’ щенная героическ
МОСК. ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕ борьбе народов Югославии
го, 28) — 1 НыХ Ул, Горько. у
`. ) — 12/Х «Далекий край». Нач. вбч. веч. Gane BO Всеславянском комитете}
МООК. ДРАМ. ТЕАТР (Таганка . ропоткина, д. 10) ежедневно:
= # Е A ‘Jt. са; , . \
76) — 12/Х «Генерал Брусилов». Hae. < Toe ee в рабочие дни с 18 до 22 4acos, 10

ЦЕНТР. ТЕАТЬ ТРАНСПОРТА (Землянсй вал

Телефоны: отделов редакции;

Секретариата — 4-17. 95;
Художественного — К 5-36-53, Издательство — НК 5-23-20, К 4-75-06. Приём об’яв

Фронта — К 4-72-37; Экономического —

ул; Ка; a
ae ee 8) — 12/Х «Машенька». Нал. в
К 1-42-05; Сельского хозяйст 5
: 2 3 Ba — K 5-76-17;
лений в Москве — К 514.56, 2

ропатанды и Советско
енинграде — 36-78,

воскресеньям с 12 до 18 часов,
Вход свободный,

го Отроительства. — К 1-42-86;

on