И
O ty

iam
ВН

ot td

около 500 вражеских машин, По
фронту разнеслась слава о героях,

го сержанта казаха
груди Курманбаева — медаль «За obopo-
ну Сталинграда» на выгоревшей под солн-
цем ленточке.
жет быть, Курманбаев и но знал точно,
сколько километров от соснового
где находилась теперь его пушка, до кру-
того волжского берега.
знал расстояние до зрага, до десятков и
сотен немцев, укрывавшихся за броней.
Первым снарядом он

танк. Вторым снарядом
танк, третьим — третий. Сосны горели.
Тетели

СУББОТА, 14 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 245 (8547)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Битва за столицу Латвии

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОВННОГО КОРРЕОПОНДЕНТА

Пожалуй, ни одному из городов При-
балтики противник не придавал такого
большого значения, какое придавал Ри-
ге. Этот город был самым мощным опор-
ным пунктом обороны немцев на север-
вом участке фронта. По мысли гитлеров-
ского командования, Рига должна была
OTTATHBATh значительные наши силы.

Сосредоточив в Прибалтике несколько
десятков дивизий, немецкое командлова-
ние в период последних боёв подбрасы-
вало сюда и по морю, и сушей всё новыё
войска. Враг предпринимал отчаянные
попытки приостановить советское на-
втупление. В конце августа и начале
сентября немцы  сконцентрировали на
двух-трёх участках мощные танковые
кулаки, до 800 танков, и начали контр-
ластупление юго-западнее и западнее
Излгава. Они хотели создать угрозу тылу
наших войск, двигавшихея на Ригу.

В ожесточенных боях еще и еще раз
прозвились храбрость и непоколебимая

стойкоеть советских воинов. Наши войска
парализовали все

попытки противника
прорвать наш фронт и нанесли немцам
невосполнимый урон в танках. За несколь-
ко дней боев было подбито и уничтожено
всему
оста-
новивших вражеский натиск.

„..Ватальон капитана Солдатова зани-
мал рубеж в лесу. Невысокая местность.
Поляна, поросшая мелким кустарником.

Немцы бросили на этот батальон не-
сколько десятков танков. Уверенные в
своем численном превосходстве, они стрё-
мились огнем подавить сопротивление со-
ветских бойцов;

Впереди других стояао орудие старше-
Курманбаева. На

Сталинград далеко. Mo-
леса,
Ho oH хорошо

зажег
зажег

немецкий
второй

щепки от стволов, исееченных
осколками. Земля дрожала под ногами.

— По четвертому танку  отонь! —
крикнул Курманбаев.

Вблизи разорвалея немецкий снаряд и
убил одного. из бойцов орудийного рас-
чета. Курманбаев быстро сменил позицию
и с нового огневого рубежа полбил чет-
вертый танк... .

Восемь танков противника уничтожил
Курманбаев в тот день.

..Настуиление нёмцев было сорвано.
Немцы рассчитывали предотвратить опас-
ность, угрожавшую им на Рижеком плац-
дарме, и одновременно обезопасить себя
на подступах к Восточной Пруссии. На
деле получилось совершенно  обралное.

дары войск 3-го и 2-го Прибалтийских
фронтов по немецкой обороне
Риги совпали с ударами войск 1-го При-

_ Леса, поля и ayra
очищаются от мин

земла.

раздаются сильные взрывы.

тябрь здесь

работать.

Лучшие  минёры тт. Карпова, Ха-
рин, Петрова, Хробостова, Дмитриева и
другие обнаружили и обезвредили каждый
более чем по 400 мин. Особо отличившимся
минерам областной совет Осоавиахима вы:
дал ‘денежные премии.

Возрождаются электростанции
Белоруссии

МИНСК, 13 октября. (ТАСС). Немецко-
фашистские захватчики уничтожили почти
все электростанции Белоруссии. По дале:
ко не полным данным, ущерб, нанесенный
энергетическому хозяйству  Белорусси
исчисляется в 300 миллионов рублей. Сей-
Час быстрыми темпами ведутся восстано*
витёльные работы. В Минске, Гомеле, Мо-
зыре, Бобруйске, Слуцке и других горо-
дах на предприятия и в жилые дома дан
первый ток.

eR

НА ПОДСТУПАХ К РИГЕ.

балтийского фронта на границах Вобточ-
ной Пруссии.
*

Войска генералов Романовского, Бело-
ва, Захватаева вели наступление с исклю-
чительным упорством. По мере прибли-
жения к Риге фронт всё суживалея. На-
ши части охватывали немцев полуколь-
цом, расчленяли их силы, окружали от-
дельные группы. Остатки разгромленных
в ожесточенных боях вражеских частей
бродили по лесам. Оборванные, лохматые,
они то и дело выходили с поднятыми ру-
ками на дорогу.

Но немецкое командование продолжало
подтягивать резервы. В Риге спешно раз-
гружались эшелоны, и солдат 6 хода бро-
сали в бой. Противник продолжал сопро-
тивляться с исключительной яростью.
Гитлеровцам было категорически приказа-
но не отступать. За ослушанье — pac-
стрел.

Характерны‘ показания пленного обер-
лейтенанта Генриха Штумпифа:

— 38 последние три месяца я умирал
три раза, хотя ни разу не был ранен.

НОВГОРОД, 13 октября. (По телеф. от
coo. Kopp.). Отгремели бои на новгородской
Тиния фронта ушла далеко на запад,
НО в новгородских лёсах и на лугах иногда

1. Пехота при поддержке

Впервые я умирал под Витебском, по-
том — под Вильнюсом, а теперь — под
Ритой. Невыносимо ощущение неминуе-
мой гибели, которая ждет нас у каждого
поворота дороги, под каждой сосной...

we

Танкисты полковника Ивановича moc-
лали не так давно командующему симво-
лический подарок: несколько бутылок
воды из Рижекого залива. Этот подарок
лваялея как бы залогом того, что скоро
танкисты вместе со своими боевыми
друзьями-пехотинцами взломают послед-
ние рубежи немцев и вступят в Ригу.

Большую роль в освобождении Риги
сыграли танковые соединения генералов
Колосова, Шапошникова, Сахно. Через
леса, через болота, через рвы е боями
шли танки. Их можно было встретить у
маленьких городков на берегу Западной
Двины, на пробитых за ночь лесных доро-
гах. Потом — в предместьях Риги.

Шаг за шагом прогрызали наши войска
многослойную, глубоко эшелонированную
оборону немцев. Каждая речушка, каж-
дый овраг, каждая складка местности
были тщательно укреплены врагом. Ост-
рия нашего наступления устремлялись к

Риге с нескольких сторон. Баестящее
взаимодействие всех родов войек позво-
ляло нашему командованию  сосредото-
чивать мощные кулаки на основных на-
правлениях. Немцы метались из стороны
в сторону, не зная, где обрушится на них
очередной удар. Они ‘полагали, что им
Удастся организоваль длительное сопро-
тивление. Ничего He вышло из этой за-
теи!..

...В осенние теплые дни, когда так
прозрачно небо над головою, когда увя-
дают кустарники и багрянец, как огонь,
подбирается снизу в деревьям, города
Татвии особенно привлекательны. Но в
какой бы лалвийский город ни вотупали
наши бойцы, они все думали о Риге.

Стремительным ударом немцы были
выброшены за реку Гауя. Они не успели

вокруг   даже взорвать переправы. Взята железно-

дорожная станция ОЛангециемс. Наши

ПЕТРОЗАВОДСК, 13 ‘октября. (По те-
легр. от соб. корр.). Во всех городах и
районных центрах Карело-Финской ССР
сейчас проходят собрания партийного ак-
тива. На повестке дня вопрос о массовой
политической работе среди населения.

Около трех лет многие города и носел-

Коварный враг, отступая с новгородской ки республики, находясь под властью ок-
земли, густо заминировал лесные просеки и купантов, были выключены из культурной
тропы, озимые посевы, пастбища, сенокос-
ные угодья. За разминирование таких мест все
взялись местные осоавиахимовские команды   читальни, библиотеки.
минеров. О масштабах проделанной ими ра-
боты можно судить на примере одного Нов-
городского района. Только е мая по сен-
обнаружено и обезврежено
5.535 мин, полностью очищена от мин пло-
щаль в 5.940 гектаров. Колхозы, совхозы и
МТС теперь могут на ней беспрепятственно

жизни. Финны с первых же дней закрыли

очаги. культуры — клубы, избы:

Выступления на собраниях партийного
актива ярко говорят о том, как стоскова-

лось население по живому, правдивому
слову, с какой жадностью набрасываются

книгу, журнал, газету, с какой радостью
идут люди на доклады и лекций.

В колхозных Е
сельсовета в первые дни беседы проводи-

АЛМА-АТА, 13 октября. (По телеф. от
co6. корр.). В южной части Казахстана за
годы войны Построено несколько боль-
гационных сооружений.
лось строительство нового канала.

скольких тысяч гектаров земли.

колхозники  Джамбулского,

ного центра — гор. Джамбул.
Быстро развернулись раб

танка

атакуёт

сейчас посетители библиотек на советскую

‚бригадах Святозерского

ших каналов, создана широкая сеть ирри-
Сейчас в Джам-
булской области полным ходом А

H
пройдет по трассе в 25 километров и со-
единит русла двух горных pex—Acca я Та-
и   Лас. Это позволит улучшить орошение не-
;

На строительстве нового канала заняты
Таласского,
Свердловского районов и горожане област-

OTH на Талас“

«ИЗВЕСТИЙ: )

части, действующие между реками Маза
Югла и Западная Двина, придвинулись
& предместьям города. Бойцы Героев Co-
ветокого Союза Малькова и Горишного в
полной боевой выкладке, по нояб в ле-
дяной воде форсировали реку Маза Юг-
ла. Вскоре саперы навели мост, по кото-
рому двинулись танки. 18 октября, вой-
ска 8-го Прибалтийского фронта при
прямом содействии войск 2-го Прибал-
тийского фронта пгурмом выбили немцев
из столицы Латвийской ССР.
*

То, что увидели в Риге советские
воины, наполнило их сердца яростью.

Враг нанес латвийской столице серьёз-
ные раны. Они заметны повеюду.

На берегу Западной Двины стояла!
церковь Петра. Она много лет была укра-
шением всей правобережной стороны
Риги. Немцы разрушили эту церковь.

На площади Ратуши немцы ограбили,
& затем взорвали старинное книгохрани-
лище. Они подожгли здание почты. Раз-
рушили известные всему миру курорты
Рижекого взморья.

В последние дни немцы рыекали по
квартирам, забирали все, что предетав-
ляет какую-либо ценность, и отправляли
в Германию. Жителей латвийской столи-
цы Saget: насильно увозили в немет-
чину. В городе происходили маюсовые 0б-
лавы. Ни в чем не повинных людей уби-
вали сотнями.

Работница электротехнической фабри-
ки Вильма Раугулис показывает бумаж-
KY, врученную ей полицией незадолго до
того, как немцы были выбиты из Риги,
Вот текет этого документа:

«Приказ о ‘назначении на работу. Co-
глаено распоряжения  рейхокомиссара,
вы мобилизованы на специальные рабо-
ты. Ноэтому вы домжны явиться на сбор-
ный пункт, а дальше будете отправлены
по указанию военных властей. В случае
неявки на сборный пункт, вы будете уве-
зены силою, & за неподчинение преданы
суду и повешены. Гебитекомиссар Риги»

Вильме Раугулие удалось бежаль. Ho
тысячи рабочих промышленных  пред-
приятий угнаны в Германию. Люди пря-
тались в подвалах, среди развалин, убе-
гали в лее, в окрестные ебла. Немцы 20-
вили беглецов при помощи собак-ищеек.

На один из кораблей, уходивших в
Германию, гитлеровцы погрузили многих
студентов рижеких учебных  завбдений.
Студенты, не желая покидать свою роди-
ну, не желая работать на врага, стали
сопротивляться, Тогда немцы всех их
выбросили в открытом море за борт.

*

Три с линвним года жители Риги, од-
ного из красивейших городов Европы,
столицы Латвийской ССР, терпели не-
выразимые мученья. Сегодня этим му-
ченьям пришёл конец. Всюду видны сча-
стливые лица, горящие радостью глаза.
Как гармонирует это народное  ликова-
ние с безоблачным, солнечным днём...

А. СОФРОНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13’ октября.

Массовая политическая работа в освобожденных селах

лись раз в 3—4 дня. Колхозники потребо-
вали, чтобы агитаторы приходили к ним
ежедневно. «Мы долго были в темноте»,
говорят колхозники. Вновь появились на
селе стенные газеты, в колхозных брига-
дах — листовки-молнии. о.

Книг нехватает, а спрос с каждым днем
на них растет. В колхозах Петровского
района населению читаются вслух «Непо-
коренные» Горбатова, «Таня» МЛидова и
другие произведения.

Самая популярная книга в освобожден-
ном селе — книга товарища Сталина «O
Великой Отечественной войне Советёкого
Союза». Везде организуются кружки по
изучению этой книги, рассказывающей о
героических победах Красной Армии.

Собрания партийного актива наметили
конкретные мероприятия по дальнейшему
развертыванию массовой политической ра-
боты. а

- Строительство канала Асса — Талас

ском участке. В первые дни сюда с’еха-
лось около 500 строителей; За несколько
часов на площадке вырос степной городок
йз 40 отепленных юрт и множества шала-
шей. `

Нример высокой  производительности
труда здесь сразу же показали колхозниз
ки бригады Шиингизбекова из сельхозар-
тели «Саду». За 10 часов они подняли 118
кубометров земли вместо 48 по заданию.
Больше чем в два с половиной раза пере-
выполняют дневные планы земляных работ
колхозники сельхозартелей «Ак-Куль» и
«Чарва=Члык».

Строители канала поставили своей зада-
чей еще до наступления холодов выпол-
нить ‘основные работы.

Радостный
день

Три года Советская Латвия была окута-
на чёрной ночью фашистского разбоя, на-
силия, издевалельства над народом.

Но советекий латышекий народ ни на

минуту не терял веры и уверенности в том,
что после кошмарней ночи наступит но-

вый светлый день. Нелегко было сохра-

нить эту веру и не упасть ниц под окро-
вавленным фапшистеким кулаком. После
уничтожения десятков тысяч еврейского
населения, уничтожения всех TEX, кто
так или иначе причастен к Советам, и
просто заподозренных в <нелойяльности»
по отношению к немецким разбойникам
hamucrenue душегубы приступили к уни-
чтожению всего латыиюкого в стране и
самой Латвии, как таковой. :

На географической карте зачеркнули
слово «Латвия» И заменили его наднисью:
«Восточная провинция великой Герма-
нии». В «фатерланде» усердно составля-
лись списки немецких михелей, из’явив-
ших охоту переселиться колонистами в
новое «жизненное пространство», захва-
ченное гитлеровскими бандитами для
«высшей», гобподекой расы. Латвийский
крестьянин, заваленный подалями, стону-
щий под бременем всякого рода барщи-
ны, подгоняемый палкой фашистского
надзирателя, должен был выращивать
хлеб, овощи для вшивого гитлеровского
ландекнехта. Фашистекие вандалы 3a-
крыли народные пгколы, & детей погнали
на «подеобные» полевые работы. За-
phan ЧФатвийский университет, пе-
реименовав его в <«Рижекий дом чтений»,
где собирались читать лишь лекции но
«профессиональным отраслям знания,
необходимого для землепанщев-хлеборо-
бов», рабов господской расы.

ЧТатьшиский народ не сдавался. Нена-
висть к гнусным поработителям, злоба и
жажда мести кипели в сердцах,
ваясь наружу в саботаже и диверсион-
ных актах. Засвиетела партизанская пуля,
полетели в воздух фалшистокие мантины,
катились с насыши железнодорожные эше-
лоны с немецкими танками и пушками.
По мере приближения к латвийской гра-
Haye Прасной Армии, в рядах которой
идут и сыны латышекого народа, росла
активность народных мстителей, росла
надежда несчастной страны ‘на близкое
освобождение.

И надежда не обманула Tex, кто не
только надеялся и ждал, но и сам прило-
жил все усилия, принес кровавые жерт-
вы, чтобы приблизить час своего оево-
бождения. т

Около трёх месяцев тому назад Крас-
ная Армия вступила на территорию Лат-
вии. Воспрянул, расправил свои мо-
гучие плечи латышский народ. On
твёрдо знал, что теперь пришёл конец
гитлеровской своре в Латвии, что не по-

жрать в этом году жадной фашистской

саранче плоды труда латышекого креетья-
нина, не унести разбойничьей банде кости
свои с латвийской земли!

И вот пришло новое радостное изве-
стие. Красная Армия вышвырнула немцев
из Риги. Над многострадальной столицей
Чатвии вновь плещет алое советсков вна-

‚  мя. Скоро, теперь уже очень скоро вся

Чатвия будет освобождена, от немцев.
Солнце Сталинской Конституции будет
вечно сиять над тобой, родная Латвия!

Андрей УПИТС.

В Каунасе открылся
Дворец пионеров

КАУНАС, 13 октября. (ТАСС). `Здесь
открылся Дворен пионеров. Молодёжь
Каунаса и пионеры отремонтировали и обо-
рудовали отведенный для детей один из
лучших особняков города. Созданы каби-
неты и лабораторий, организованы истори-
ческий, военный, авиамодельный кружки.
Открылась интересная выставка рисунков
и других работ литовских ребят, эвакуиро-
ванных в 1941 году в восточные области

Советского’ Союза. В рисунках, фото, рас-  людоедами,

сказах и стихах ребята показывают,
они жили и учились в годы войны.

Новый завод
рентгеновекой аппаратуры

выры-

Привет освобождённой Риге!

Красная Армия освободила Ригу — последнюю из 7 столиц союзных
республик, находившихся под игом немецко-фашистских захватчи-
ков. Киев, Минск, Петрозаводск, Кишинев, Вильнюс, Таллин горячо

приветствуют сегодня освобождённую Ригу.

в славной советской
семье

Столица Советской Латвии освобожде-
на! Над Ригой вновь взвилея стяг совет-
ской родины. С чувством глубокого
удовлетворения встретили эту весть киев-
ляне.

Скоро минует год, как освобождена
столица Советской Украины — Киев. Это
была первая ‘столица союзной ‘республи-
ки, возвращенная родине силой нашей до-
блестной Ёрасной Армии, волей великого
Сталина. Славный путь прошли за это
время советские войска, и освобождение
Риги—значительная веха на этом нобед-
ном пути, ибо Рига — последняя столи-
ца союзной республики, находившаяся
под игом оккупантов и ныне освобож-
денная Красной Армией.

В эти волнующие дни киевляне
от всего сврдца приветствуют бральев-
латышей. Неред ними лежит теперь но-
вый путь, по которому гордо шагает
освобождённый  латьниекий народ,
путь созидания новой жизни. Вам пред-
стоит благородный труд: залечить раны,
нанесенные врагом, сделать свою столицу
ещё более цветущей и прекрасной, чем
она была прежде.

Труд киевлян, их помыслы направлены
к этой же цели. Они хотят сделать свою
древнюю столицу ещё чудеснее. За вре-
мя, прошедшее со дня оювобождения
Виева, сделано очень много. 242 пред-
приятия города возобновили работу, вы-
пускают продукцию для фронта и страны,
неуклонно наращивают производственные
мощности. № годовщине освобождения
Киева заканчивается восстановление ря-
да важнейших об’ектов, в Tom числе
крупнейшей в городе ТЭЦ и первой оче-
реди центральной городской магистра-
ли — Крещалика.

Веё активнее развивается культурная
жизнь столицы. Начали работу 16 выс-
ших учебных заведений, 8 техникумов, 32
научно-исследовательских института, 90
школ. Вее театры столицы Украины вер-
нулиеь в родной город.

Так живёт и трудится столица Украины,
город растущей индустрия и раецветал-
щей культуры. Перед трудящимися сто-
лицы Советской Латвии открызаютея
столь же широкие возможности созида-
тельного труда в семье советских народов.

Ф. МОКИЕНКО,
председатель исполкома Киевского
городского Совета.

КИЕВ.

Великое возрождение

Беседа с председателем исполкома
Минского горсовета тов. Будариным

В счастливый день освобождения сто-
лицы Латвийской ССР торода Риги тру-
дящиеся белорусской столицы Минска
шлют горячий: привет бралекому латыш-
скому народу.

Нам, жителям города Минска, обобен-
но близка и понятна та безграничная
радость, которую переживает сегодня ла-
тышокий народ. Прошло едва три месяца,
Kak освобождена столица Белоруссии, наш
родной Минск. Массовые братские мо-
гилы в Тростянце, Масюковщине и Уручье,
где похоронено до 300 тыс. трудящихея
Белорусеии, замученных  фашиотовими
груды развалин на месте

как Академии наук, Политехнического инети-

тута, университетского городка, фабрик

и заводов, школ, детеких садов и яс-
лей — вот свидетели фантистского Bap-
варства.

Всю свою ненависть к врагу, безгранич-

В Москве содан завод рентгеновского   ВУ любовь и благодарность к нашей ро-
оборудования, который будет выпускать   ДИНе, Ерасной Армии и товарищу Сталину

полные комплекты оснащения для рентге-
новских кабинетов. В ближайшее время ле-
чебные учреждения страны получат первую
партию двухтрубочных аппаратов для рент-
гено-хирургических операций удаления ино-
родных тел у раненых.

Изготовляются аппараты оригинальной
советской конструкции. Они позволяют с
исключительной точностью определять ‚ ме-

мы воплотили в творческий труд, со всей
энергией взявшись за восстановление
родного города.

Пройдет время, и мы залечим раны,
нанесенные нам фашистскими людоедами,
Снова возродится еще более красивый
Минск, зацветут сады, вернется счастли-

стонахождение осколков снарядов, мин или Вая зажиточная жизнь. Мы уверены, что

пуль, глубоко засевших в тканях. С по- так

мощью опытных образцов
проведено несколько тысяч удачных опе-
раций. т

Фото специального военного

немецкие части. 2. Танки с десантом автоматчиков идут в атаку.

корреспондента «Известий»

Л. Бернштейна.

аппарата ` уже ЯИкКИ.

будет и в столице Палвийекой респуб-

Нерушима налиа дружба

От имени трудящихся города Петро-
заводска — столицы Карело-Финской
ССР — шлем трудящимея города Риги
братский привет. Рига — столица рес-
публики, колыбель государственности и
культуры латвийского народа — возвра-
щена латвийскому народу и всей великой
советской семье. Мы вместе с вами пере-
живаем радость вашего освобождения из
фашистской неволи. Трудящиеся нашего
города, так же, как и вы, испытали на, ев-
бе все ужасы фашиетекого разбойничьего
режима. Подлые фашисты разрушили наш
любимый город, разгромили все промыш
ленные предприятия, уничтожили памят-
ники культуры, лучшие здания, вывели
из строя все городокое хозяйство. Or
рук врага в лагерях за колючей проволо-
кой погибли тысячи лучших людей наше-
го города. Но ни раестрелы, ни голод, ни
лживая фашистская пропаганда не сломи-
ли воли нашего народа. Трудящиеея Пет-
розаводека крепко верили в силу совет-
ского строя, в силу героической Красной

Армии, освободившей и наш город. Пет-
розаводцы горячо принялись за восстанов-

ление города. Теперь он уже живет HOp-
мальной жизнью,

К созидательному труду о сделаем всё, чтобы как можно

стрее возродить свой город и сделать
его лучше, краше прежнего.
вам успеха в вашей работе!
Г. СТЕПАНОВ,

председатель исполкома Петрозавод+
ского городского Совета депутатов
трудящихся.

Желаем и

К. ЗАВЬЯЛОВ,
секретарь Петрозаводского горкома
КП(б) Карело-Финской ССР.

Гор. ПЕТРОЗАВОДСК.

С помощью великою
_ русское народа

Молдавский народ, недавно освобеж-
денный героичесной Красной Армией от
немецко-румынского bra, шлет свой
братский привет и горячие поздравления
Латвийскому народу в связи с освобож-
дением столицы Латвийской Советской
Социалистической Республики — города
Риги;

Трудящиеся Прибалтики так же, как
и трудящиеся Молдавии, Украины, Бёло-
руссии и Карело-Финской республики, —
своим освобождением от гитлеровских
орд обязаны прежде всего великому рус-
скому народу, большевистской партии и.
вождю, организатору побед, гениальному
полководцу товарищу Сталину.

Немецко-румынские оккупанты разори-
ли и разрушили города и обла Молдавии,
угнали тысячи людей в рабство, взорва-
ли промышленные предприятия и желез-
ные дороги, вывезли все, что только ус-
пели. Кишинев, столица нашей республи-
ки, разрушен и сожжен.

С первых же дней мы взялись за вос-
становление города. Теперь в Кишинёве
уже работают пекарни, маслозавод, кол-
басная фабрика, различные ремонтные
мастерские, столовые.

С 1 октября в школах, техникумах
и институтах Кишинева начались заня-
тия.

Мы уверены, что и латвийский народ с
помощью всей Советской страны быстро
залечит раны, нанесенные ему гитлеров-
скими разбойниками, и восстановит свою
столицу в ее прежней красоте и величии.

Т. КОНСТАНТИНОВ,
председатель Совнаркома
Молдавской ССР.
КИШИНЕВ.

Привет вам,
6pamea-namouuul

Беседа с председателем Совнаркома
Литовской СЕР тов. М. Гедвилас

— Освобожденаь Рига — столица Лат-
вийской ССР! Это известие с особым чув-
ством будет вотречено всем литовским на-
родом.

Прошло лишь три месяца с тех
пор, как была освобождена столица Ли-
товской ССР Вильнюс. С 13 июля в на-
шем городе сделано уже очень много для
восстановления разрушенного хозяйства.

В Литовекой ССР большое значение
имеет пищевая и абгкая промышлен-
ность. На восстановлении предприятий
этих отраслей мы и сосредоточиваем своё
внимание, чтобы уже сейчас оказывать
посильную помощь фронту.

Много предстоит сделать в области
сельского хозяйства. Немпы ограбили
литовского крестьянина, которому совет-
ская власть дала земаю. Правительство
нашей республики поставило своей
очередной задачей наделение крестьян
землей, возвращение им отобранных
наделов. Восстанавливаются  машинно-
тракторные станции.

Привететвуя и поздраваяя братьев ла-
тышей с освобождением их столины —_Ри-
TH, мы, литовцы, зовём их соединенными
усилиями работать для фронта, для
ускорения окончательной победы нал 33-
клятым врагом.

Мы с вами в 270
радостный день!

С гордоетью и радостью узнала сто-
лица Советской Эстонии 06 освабажте-
нии Риги от гитаеровских разбойниког.
С освобождением Риги над всеми столи-
цами братских республик „реет знамя
Советов!

Стремительное наступление Красной
Армии принесло освобождение всем нз-
родам Советской Прибалтики вт наших

исконных врагов — немецких °захват-
ЧИков.

Сегодня Рига празднует  воликую
победу Красной Армии. Мы с вами в
этот день, дорогие наши братья-ри-
mane!

Трудящиеся Таллина 6 энтузиазмом п
воодушевлением приступили уже в в0с-
становлению родного города. В Тазлине
началась нормальная жизнь, работают
электростанция, водопровод,  пристуии-
ли к работе многие предприятия,

Привет вам, дорогие рижане! Привет
HM. наилучшие сердечные  пожалавия
уснеха в громадной восстановительной
работе, которую предетоит вам совершить.

А. КРЕСС,

зам. председателя Совнаркома
Эстонской ССР.

ТАЛЛИН.