Г 1 АВГУСТА 1944 г., № 159 (9646)

8 Ея Е 3 5
ak SSE ee Ss

SRLS Rae

ПРАЗДА

=e ee Se eee, See EER ee Mees See ae ee ee EE REE Se mr

Llo ту сторону Вислы

С высокого правого берега, кула только
уостягает глзз, вилен розовый свет полож-
хенных немцами пылающих деревень и HAL
wa ‘белый лымх горящих лесов. Два цве-
та — красный ¢ белым — флаг Поль-
ши, возрожлающейся из. пепла.

Невольно  задерживаемеля на изрытом

сенаряхами берегу Вислы. Немецкая артил-

лерия бьёт по переправам. Осколки, словно
косою, режут прутья зеленой ивы, но’ трудно
уйти с берега. е которого так хорошо вихна
вся великая слава нашей победы.

Впереди мяого дела: нало осмотреть за-
натый ва той стороне плацдарм, побывать
в ров, первыми форсировавших этот
широкий ролный рубеж. Ho мы стоим я
смотрим, как переправляютея наши солла-
тя нз левый берег. В быстрых волнах плы-
вут испутанные водным ‘простером кони,
33 переполненных паромах — танки, пун-
Би, #щики co снарядами. На самодель-
ных, наснех сколоченных плотах и в
узаньких лелочках-лушегубках == пехота,
которая тут же смывает с себя пыль поль-
ских дорог и моет натруженные ноги в во-
ye, Саперы == эти нейстовые труженики
зойны — уже вбивают шахучие сваи ч0-
зв таменистый грунт ‘реки.

Мы сходим НА скользкий OT крови в
KOHCEOTO навоза паром и отплываем в шум-
ной, тесной и веселой толпе солдат, Кло-
0 весело мапевает, его подхватывают, в
вот уже несется русская песня нал широ-
уой польской рекой. В реке плывут, перг-
ворачиважь, трупы немцев, от которых
шарахаются напуганные мертвечиной ко-
ни; Темнеет, и пламя пожаров как бы раз-
тораетея на той стороне.

— Прилетят еще или нет?— спрашивает
старый пароищик-поляк, с мольбой и стра-
лом поглялывая нз небо.

— Обязательно слелают последний за-
хо—отвечает юный разведчик Соболев е
[BYE спаренными вишнями, словно серь-
га, повешенными за ухо. Со своим другом
Викторои Марининым он первым ночью
вилавь жостиг. того берега, выбрал место
мя переправы, вернулся обратно: Им по-
ногали польские партизаны. -

Через несколько минут ударили нашв
зенитки: сверху е<дин за олнии пять
«Мессершмиттов» пошли в пике. Они вали-
лись. прямо на нас, и все _ бойцы, нахо-
зящиеся Wa пароме, встретили их огнем
13 BEATOROR И автоматов. Я стоял возле
лошадей, знлел, как они прижали. ушя,
приседая на залние ноги, и мне показа-
106, что если бы лошади млгли стрелять,

(От военного корреспондента Правды

*

CTH ЗАажглось в их умных глазах.

ми в реку,

автоматных очерелей, тула,

трассы, как бы указывая путь вперед.

стунление Красной Армии. .
Среди копен ржи черным огнем горели

ные трупы немцев. Бой понемногу затихал,
Ч только лолго еще с опушки леса бил
«максим».

— Никак не может остановиться Азв-
дошкин,—Еазал Виктор Якушев.

— Ненависти не остановишь, — ответил
ему Гайнулин.

Капитаны Якушев н Гайнулин — коман-
диры батальонов, фороировавшие реку и
обеспечившие плапларм. Crapmait лейте-
нант Авлошюин, командир пулеметной po-
ты, первым, прихватив лва расчета пуле-
метчиков, переплыл на челие Вислу и с
противоположного берега подлерживал из-
репразу.

Разгоряченный боем, Барбосов cea на
землю. Срывая стебли крапивы и не за-
мечая этого, он начал рассказ: Его под-
разлеление, слелав за сутки. 50-километ-
ровый марш по `непролазной грязи, с $9-
ха устремилось через реку, опередив от-
ступающих немцев, нё успевших занять
подготовзенаую оборону. Немцы переправ-

и они бы стреляли в немцев. столько зло-

Не знаю, то ли немец просчитался, то
ли в него попал снарял зенитки, — всё
произошло в какое-то. мгновение. толь-
во Олин «Мессершиитт» врезался перел на-
облдав всех масляными брыз-
гами. Его тотчас поглотила хололназ вола.

Лолго блужлали мы в темноте за Вис-
лой, перебирались через противотанковые
рвы и проволочные заборы в поисках офи-
цера Ф. Барбосова, чье подразделение пер-
вым с боя форсировало реку. Мы искали
его и ме находили, натыкались на артил-
лерийские и минометные батареи и, нако-
вец, решили итти на звук пулеметных и
где закипаз
бой, м наши минометы чертили огненные

Встретили мы Барбосова в канаве, по-
росшей крапивой, во время отражения сель-
мой в этот день контратаки. Немцы 6po-
сили против наших воинов крупные еплы
и ценою любых потерь пытаются сбросить
в воду или задержать переправившиеся
части, ибо Висла была барьером, на ко-
торый немцы возлагали так много надежд,
на котором они собиразнсь остановить на-

четыре тольке что положженных броне-
транспортера и один танк, и при их све-
те на скошеняном ‘поле виднелись скрючен-

капли,

лялись одновременно с нашими спразь й
слева, и на реке разторелось жаркое срз-
жение. Немецкая авиация бесилась над 1е-
вой и о бездействовала, не в силах разоб-
раться, где свой, где чужие.

С сыновней любовью говорил Барбосов 0
своем генерале:

— Он меня еще на. Сане благословил, ска-
зал: «Можешь, бери Виелу с хода».

Вгемогущая воля Сталина окрылила и
генерала, и офицера, беседующего с нами,
и его солдат, и они, как молния, перепра-
вились через Вислу. Этого бы не сделала

Всю ночь ‘провели мы на переднем крае,
разговаривали с героями Вислы: младшим
лейтенантом МНольским, бойцом Зайченко,
Годесейчуком, Шморгуном, Кловаком.
кЗЕдОМ МОЖНО Написать книгу.

* Невдалеке светились жаркие утли ло-
горающего села. В зареве кружились чер-
ные, черные тени аистов. Польские кре-
стьяне, потерявшие сейчас всё добро, смот-
рели нз птиц: они жалели не только сгорев-
ших лошадей и коров, но и аистов, которые
всю жизнь жили у них на крышах.

На рассвете мы пошли на переправу.
Навстречу нам шли польские крестьяне с
серпами в руках. у

— Буда вы? Там ‘убыот!

—- Что лелать, хлеб осьитается.

Мы взошли на паром. На нем были че-
тыре немца, взятых в плен бойцом Шмоз-
гуном. Находилась тут и молоденькая сани-
тарка. Она везла с собой в госпиталь поль-
ку, у которой преждевременно, от страха,
родился ребенок; он лежал сейчас на руках
санитарки, завернутый в вату. .

Нз бередине реки енова налетели само-
леты, и я видел, в каким ужасом пригиба-
лись немцы пол пулеметным огнем. Оня
как бы желали провалиться сквозь лоски,
уйти в воду, спрятаться на дне. И веб
же два нз них были убиты — возмездие
справедливой сульбы.

Крупнокалиберная пуля ранила етного
бойпа. Кровь из его головы пролилась в
реку. Молодая полька поглядела на алые
сказала:

— Русская кровь, пролитая в польскую
реку, снова поролнила нас.

Нах Вислой рассеивалея густой туман,
Hal дымящейся Польшей воходило радост-
ное солнце нового дня.

Оно. взошло © востока.

Майор С. БОРЗЕНКО.
Герой Советского Союза.
На Висле, 6 августа. (По телеграфу).

Авиация
за Дро

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, $ августа.
(Boek. Kopp. «Правды»). Сеголня войска
фронта урмом овладели крупным про-
хышленным центром и областным городом
Уграины — Дрогобыч — важным узлом
ичмуникаций и опорных пунктом обороны
противника, прикрывающих подступы Е
перезалам через Карпаты. -

Наряду е другими рохами войск в боях
за овладение городом Дрогобыч отличилиеь
летчики генерал-майора авиации Самохи-
Ha, генерал-лейтенанта авиации Наней-
швили, полковника Котельникова.

Сегодня вашему корреспонденту сообщи-
21 подробности лействяй наших летчиков
в боях за этот важнейший опорный пункт
роны противника. Немцы упорно  стре-
хнлись удержать город в своих руках, что-
бы прикрыть подступы в Карпатам. Охна-
№ авиация фронта, несмотря на тяжелые
хетеорологические условия, всячески сры-
вала эти планы врага.

Днем и ночью бомбарлировщики «Петля-
Kose, штурмовики «Ильющиных» 101
прикрытием истребителей «Яковлев» нано-
CH удары тю противнику на юго-запал-
0х направлении.

В Карпатах не смолкало эхо разрывов.
90 нашя штурмовики и бомбардировщики

в боях
гобыч
уничтожали колонны немпев. Вот олин из
эпизодов. По горной дороге двигалось 100
немецких автомашин с войсками и груза-
ми. В это врёмя на них налетели «Илью-
шины». Не прошло и получаса, как от ав-
токолонны не осталось ни. одной уцелевшей
машины; пушечно-пулеметным огнех было
уничтожено свыше 500 гитлеровских сол-
дат и офицеров.

Возлушная разведка сообщила, что нем-
пы подтягивают к Дрогобычу резервы и в то
же самое время вывозят нефть с промыслов.
На ставции Дрогобыч стояло несколько
железнолорожных эшелонов. В воздух  под-
нялись «Петляковы» и совершили масеи-
рованный налет на станцию. В результате
6 железнодорожных эшелонов представляли
собой пылающий факел. é

Когла же немпы пытались воздейство-

вать на наши войска; наступавшие:-на Дро-

гобыч. силами своей авиации и хотели про-
извести бомбежку— им ‘наперерез - выле-
тели «Яковлевы». В воздушных боях было
сбито много бомбарлировщиков противника, .
& оставшиеея покинули поле боя. Веё это
помогло нашим наземным войскам быстрее
выполнить поставленную перед ними задачу
и овладеть городом Дрогобыч. .

Летчики «Нормандии»

в бою

_ 3-й” БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 6 августа.
(Воси. морр. «Правды»). Два самолета из
эскадрильи «Нормандия» под командованием
младшего лейтенанта Шаль вылетели на
прикрытие наших войск в районе восточнее
Сувалки. Вскоре младший лейтенант Шаль
заметил девять «Юнкерсов-87», шедших в
востоку на высоте 1.500 метров. Летчики
«Нормандии»
врага.

Пара «Яковлевых-9» ловким  маневром
зашла в хвост одному из немецких бомбар-
хировщиков, летевших в составе левого зве-
на, и атаковала его с дистанции 50—100
метров. «Юнкерс» загорелся и круто пошел
в земле. ; : ee

Преследуемые  настойчивыми ударами
«Яковлевых», вражеские самолеты стали в
оборонительный круг и, беспорядочно сбро-
сив бомбы, начали оттягивать. нападающих
истребителей к аэродрому Сувалки. Млал-
ший лейтенант Шаль со свовм Ведомым про-
должал атаки. В результате еще два «Юн-
керса» пылающими факелами рухнули на
землю. _

Израсходовав боеприпасы, Шаль был вы-
нужден прекратить бой и возвратился на
свой аэродром. Но цель полета была, хостиг-
нута: немецкие бомбардировщики не суме-
ли прорваться для нанесения удара по на-
шим наземным войскам. -

Торжественное заседание в’ Большом театре,

посвящённое столетию со дня рождения И. Е. Репина

5 августа в Большом театре Союза ССР
На торжественное заседание, посвященное
столетию со дня рождения великого’ рус-
ского художника И. Е. Репина, собрались
виднейшие ‘деятели. ‘нскусств, писатели,
ученые, стахановцы, представители Красной
Армии. Г : agar,

...Золотом отсвечивает палитра у под-
пожья большого портрета И. Е. Репина.
Кажется, будто лишь на мгновение она
отложена в сторону. рукой великого худож-
ника, чье имя товариш Сталин назвал в
ряду имен, составляющих славу и гордость
нашего народа.

Торжественное заседание открыл народ-
чый художник СССР А. М. Герасимов.

А. Герасимов говорит о величайшем зна-
чении Репина в истории мировой и русской
живописи, об огромном общественном BO3-
действии репинских творений на формиро-
вание передовых идей его времени. Все
творчество Репина пронизано глубочайшим
демократизмом и горячей любовью к на-
роду. Его гениальйой кистью увековечены
образы лучших сынов русского народа —
писателей, хуложников. ‘музыкантов, акте-
роз; ‘ученых, общественных деятелей. Си-
Лой своего замечательного реалистического
дарования раскрывает Репин русского чело-
века во всем богатстве его могучего на-
ционального характера. Он. показал его
таким, как ‘он есть. — мужественным,
честным, стойким, борющимся _за благо
своей Родины. И народ ответил ему бес-
предельной любовью и почитанием.

Слово для доклада о жизни и творчестве
великого русского художника предостав-
ляется акалемику М Э. Грабарю.

Докладчик подробно характеризует осо-
бенности репинского искусства, завоевав-
шие ему небывалое в истории живописи
всенародное признание и любовь.

Одним из замечательных свойств репия-

ского искусства является его  доходчи-
вость, доступность для массового зрителя:
Это та великая простота художественного
языка, которая отличает творчество Пуш-
кина, Лермонтова, Толстого. Массового
зрителя влечет к Репину и другая особен-
ность его искусства — изумительная много-
гранность.

И. Грабарь подчеркивает, что завершен-
ный, зрелый идейный реализм появился в
русской живописи только с Репиным. Имен-
но Репин. его подлинный отец.

Анализируя наиболее крупные произведе-
вия Ренина, Грабарь останавливается ‘на:
процессе создания знаменитой картины
«Крестный ход в Курской губернии».

Долгое время пытался Репин передать
карандашом и кистью одно из наиболее
глубоких впечатлений своей юности. Te
были волжские бурлакя, тянувшие по бере-
гу баржи, надрывающиеся от нечеловече-
ского труда, обессилевшие от зноя. Эту
картину Репин окончил в 1873 году. Это
был крик ‘души  художника-гуманиста,
дерзкий вызоз существовавшему строю.

Его историческую картину «Запорожны»
можно назвать восторженным гимном сво-
бодолюбию народа, его могучей и` непобели-
мой жизненной силе, безграничной любви
к родной земле, ненависти и презрению к.
врагам Родины-

— Великое значение Репина, — заканчи-
вает Грабарь, — состоит в том, что он
впервые высоко поднял знамя русского
изобразительного искусства, возвысив его
в глазах народа и приблизив его к народу.
Искусство Репина — путеводная звезда как
для его современников. так и для всех по-
следующих поколений. Й долго’ ещё
художники вбёх народов’ будут черпать
силы и вдохновение из этого неиссякаемог
источника!. -

Участники заседания встречают заключи-
тельные слова докладчика продолжитель-
зыми аплодисментами. ы

На трибуне — один из старейших русских
художников, близко зчавший И. Е. Репи-
на. — академик живописи В. К. Бялыниц-
кий-Бируля.

Он рассказызает о том, как. кропотливо,
беспошадно требовательно к себе работал
Репин нал своими произведениями, как он
при этом бережно и любовно относился к
молодым художникам, никогда не отказы-
вая им в совете и помощи. se

— Для нас, худож‘иков, говорит он—
Репин всегда был, солнцем. каждый луч
которого заставлял особой радостью бить-

ся наши сердца. Появление на выставке но-

вого полотна Репина встречалось-как под-
линный праздник.

— Имя Репина, как благороднейшего сы-
на своего народа, останется в веках в исто-
рии русского искусства, его творчество бу-
дет вечно. жить для грядущих поколений.

С воспоминаниями © Репине выступил
также его ученик художник Г. Н. Горелов.

С большой благодарностью й теплотой
рассказывает он, как много драгоценного
времени уделял Репин своим ученикам.
Помимо занятий в академии, он посещал их.
мастерские, рукой большого мастера напра-
влял первые творческие искания молодых
живописцев. Он любил находить в каждом
самобытное и не выносил заимствованного,
в особенности с иностранных образцов. Со-
ветовал побольше работать и побольше пи-
сать с натуры и сам показывал в этом
неутомимый пример.

Горячую речь произнёс на заседании ру-

ководитель ленинградского союза худож-

ников В. А. Серов.

— В своём кровавом безумии,—говорит
он,—Гитлер хотел превратить в раба сво-.
бодного русского человека, уничтожить
его высокую культуру, стереть с лица
земли шедевры его .искусства. С тупой
злобой враг силился разрушить Ленин-
град, вырвать у нас память о великих дея-
телях русской науки и культуры. Он’ об-
рушивал бомбы на Академию художеств,
на Русский музей, куда миллионы людей
ходили наслаждаться бессмертными полот-
нами Репина. Гнусные финские лакеи Гит-
лера, убегая под ударами Красной Армии,
разрушили и сожгли дотла знаменитые ре-
пинские «Пенаты».:

— Они хотели,— гневно говорит ленин:
градский художник, — вырвать у нас нашу
славу. Но бессмертно величие нашей Ро-
дины, бессмертна её культура; вечно ‘её
искусство! И нет силы, которая могла
бы побороть русскую силу, нет силы, ко-
торая могла бы погасить в русском чело-
веке его беззаветную любовь к Родине!

Горячими аплодисментами встречают при-
сутствующие заключительные слова ора-
тора:

— Близок час, когда жизнь нашей Ро-
дины ° озарится светом окончательной
победы. И ешё ярче засияют бессмертные
имена великих предков нашего народа, с
честью отстоявшего свободу и независи-
мость своей Родины, ‘будущность челове-
чества, ёго самые высокие и ‘благородные
идеалы. Г s)

Заседание закончено. Величёственно зву-
чит Государственный гимн Советского Со:
юза. $ i

В заключение состоялся большой кон-
перт, в котором приняли участие лучшие
артистические силы столицы. (ТАСС),

ни одна армия в мире. “fe

стремительно ринулись на’

В Вильно, когда ещё шли уличные бот,
на окраине города-я разговаривал с пленны-
ми немецкими офицерами. Был среди них
австриец, военный врач. Он обладал живым
умом и наблюдательностью. «Немцы Bed
еще надеются», —- сказал он мне. Я спро-
‘сил: «На что именно? На «Фау 1»? (так они
называют. самолёты-снарялы). На сверхто-
талъную мобилизацию?» Австриец ответил:
«Нет, на вашу забывчивость. Год тому на-
зад они говорили: «У русских руки корот-
ки». Теперь они говорят: «У русских па-
мять коротка».

Я хочу ещё раз’ сказать о свирепости и
низости гитлеровцев теперь, когда Красная
Армия подошла к границам Германии,
Может быть, некоторые люди, читая, как
немцы сдаются обозникам, даже детям, ду-
мают: «Прозрели». Может быть, иные мо-
сквичи, глядя на унылое шествие немецких
военнопленных, дивятся: «Неужто такие
вешали?» Может быть. сообщения о бунте
германских генералов рождают в наивном
читателе надежду: «У немцев проснулась
совесть». Нет и нет: они всё те же. Они
сдаются не потому, что им опротивело му-
чить невинных. Они сдаются потому, что
им страшно умирать. Не детей ‘они жа-
леют — себя. За день, порой‚за час до того,
как сдаться, они ещб губят беззащитных.
Не совесть в них просыпается — страх.
По приказу немцев рабъевырывают тру-
пы замученных и жгут их: преступники хо-
тят екрыть улики. Три года они спокойно
убивали, на четвёртый они встревожизись:
начали уничтожать трупы. Вот их <«co-
весть». Они уже готовятся к тому дню, ко-
гда закричат по команхе: «Это не мы уби-
вали, а Гитлер». Почему некяй полковние
полнёс своему фюреру бомбу? Полковнив
понял: Гитлер — это улика. :
Пленный обер-лейтенант Филинс рас-
сказал мне, что немецкие офицеры те-
перь с волнением читают сообщения Чрез-
вычайной Слелетвенной Комиссии: смотрят,
нет ли их имён. Они поняли, что сух будет.

Я был в Большом Тростянце вскоре после
того, как оттуда убежали немпы. Полуобуг-
ленные трупы, сложенные, как дрова, шта-
беля трупов ешё лыхились. Дети были акку-
ратно положены в конне каждого ряда...
Это была последняя партия, её не успели
дожечь. Кругом я увидел разрытую землю и
поле черепов. С весны неины жгли трупы
панее погребённых жептв и не дожгли.
Большой Тростянеп близ Минска был одной
из «фабрик смерти», Там убивали совет-
ских военнопленных, белоруссов, евреев. из
Минска, из Вены, из Праги, убивали с по-
мощью «теваген»— «газового автомобиля».
Некий немецкий инженер усовертенствовал
эти машины: теперь кузов автоматически
опрокипывается, сбрасывал трупы удушен-
ных. Свыше ста тысяч невинных погибли
в Большом Тростянце.

Были «фабрики смерти» и на Понатах,
Розле Вильно, и в Белжеце, около Равы Рус-
ской, и в Новом Дворе, и в Сабибуре. Из
Франции, из Голландии, из Бельгии прихо-
дили поезда с евреями. Им говорили: «Злесь
вы будете работать». Вели в бараки: «Раз-
деться догола — дезинфекция; баня». Жен-
щинам брили головы и волосы собирали в
мешки. Потом обречённых  удушали. Люк
«бани» пепедавал трупы в лечь. Немпы го-
ворили: «Пропускная способность до 2.000
людей в сутки»...

На «фабриках смерти» убивали евреев,
‘убивали советских военнопленных, убивали

русских, белоруссов п поляков. В Вильнюсе

целые улицы «шли на Понары». У палачей
был график: по одним дням убивали евреев,
по другим — поляков; были «русские дни».
„ Трудно себе это представить: миллионы
людей, опрятных, тихих старушек; матерей
с грудными детьми, красивых девушек и де-
вочек с косячками, умеривлённых на «фа-
бриках смерти». Ведь каждый и каждая
жили своей жизнью, тёплые, живые...
Немцы в канцеляриях записывали: истреб-
лено столько-то единиц. Я не берусь на-
рисовать эти страшные картины, в ним мно-
то веков будут возвращаться люди, ‘тщась
осознать всю полноту страдания.

Я скажу о Вале Комаровой. Она жила в
Ялте. Она была смешливой и ласковой. Нем-
ЦЫ 66 убили, надругавигись: отрезали левую
грудь, груль четырналцатилетней девочки...
Я скажу о белорусской девочке Марусе По-
номарёвой. Ей было семь летот роду. Немцы
её жгли. Она кричала: «Мама!..» Мать не
могла услышать: мать убили накануне. Но
есть Мать-Россия, она слышит крик Мару-
си, и никогда, никогда она не забудет.

Ялтинский врач Друскин пятьдесят лет
подрях лечил детей. В «Путеводителе по
Ёрыму» издания 1898 г. указываетея:
«Доктор 4. М. Друскин — детские болез-
ни». Старика немпы убили у Красной Бух-.
ки. Вместе с ним оня зарыли сотни живых
цетей, А рядом с младенцами в той же брат-
ской могиле лежал изуродованные тела мо-
раков. -

Вот место, где ещё недавно была русская
деревня Артюхово—на большаке Духново—

ака

ххо .
Илья ЭРЕНБУРГ
o¢o¢

Илрица. Деревню сожгли, сожгли вместе со
всеми жителями. 67 лет было Сергею Сте-
пановичу Степанову. Немцы его били при-
кладами и кричали: «Иляши!» На глазах у
Матрёны Леоновой немец взял млаленца и
бросил в огонь. Страшен-снисок сожжённых.
Есть в нём старуха Вера Семёнова и крохот-
ные дети — Мария Кузьмина 10 месяцев,
Николай Ивалов 6 месяцев... Вто хоть раз
касался рукой волос младенца, кто хоть раз
видел слёзы материя, тот не забудет пепл
Артюхова: это пепел людей.

В местечке Екатериноноль жили евреи.
Их всех убили. Не осталось никого, кроме
девочки Сони. Она рассказывает о горе на-
рода. Был в Екатернноноле старик-парик-
махер 76 лет от роду-—Азрил Принман. Ёго
пятеро сыновей на френте. Парикмахер
крикнул немцам: «Стреляйте в меня! и
сыны отомстят». А бондарю Голикову было
80 лет, и бонларь, похнявитись раненый из
ямы, сказал: «Стреляйте, гады! Одной пу-
лей вы меня не возъмёте». Я не знаю, живы
ли сыновья парикмахера. Но есть у кажхого
замученного старика сыны: советские люди.
Они уже в Бескидах, под Варшавой, на гра-
нице Пруссии. И палачи ответят.

Летчик Андрей Коломеец получил из л9-
му письмо. Писала ему сестра. Андрей Фя-
липпович уливилея: «Почему отец не пи-
met?» Тогда сестра ответила: «Не -cep-
лись, Андрюнпа, на папаню — не может
он тебе своей рукой написать, потому что
немцы выжгли ему глаза. Он не хотел на
них работать, они его забрали в гесталю,
продержали два дня, а когда выпустили,
У него вместо глаз раны»... Лётчик Воло-
Mee говорит: «Я с этого дня зорче стал
в полёте. Теперь немцы от меня никуда
не спрячутся»... Вместе с младжним лейте-
нантом Коломеепом вся Наша армия ищет
палачей. Мы витим старяка с пустыми
орбитами вместо глаз. и этот образ останет-
ся в нас до конца. Горе немцам!

Вот письмо пятнадцатилетнего мальчика
Сени Дереша: «Здравствуй, дядя Миша!
Пишу 3 родного города Изяелавля, кото-
рого вы бы не узнали. От нашего местеч-

ка осталась жалкая половина. Лучше бы

его не было, лучше бы я на свет не ро-
хился! Теперь я уж не тот Сонька, кото-
рого вы знали. Я сам не знаю, кто я те-
перь. В Изяславле я и Кива. нанг восед. —

Это всё, что осталось от 8.000 людей. Нет:

моей лорогой мамы, нет папы, нет: близких.
Если бы я начал рассказывать всё, что пе-
режил, не знаю, поняли бы вы меня. Я не
раз видел смерть ‘в глаза, ходил с-парти-
занами, только пуля фрица меня вывела
из строя, но я уже здоров, нога зажила, и
я буду искать врага, чтобы отомстить за
всё. Дядя Миша, помни, что это — nam
злейший враг, фашистский людоел. Бей
его, режь на куски! Письмо вышло’ бес-
связное, как бессвязная моя жизнь, но все-
таки я ещё жив — хля мщения: Я как
будто вернулся с того света, теперь -на-
чинаю новую жизнь — сироты. Пишите
почаще. М№й ‘адрес тот же, в общем я по-
лучу, куда ни. напишете,. потому что кро-
ме меня здесь никото нет». Он один в
мертвом городе. Он слышит голоса из-пох
земли. Молчание беспрелельных кладбищ,
озаряемых холотлной луной, —это молчание
проникает в наши ночи. Оно зовёт нас на
запад. Идёт мальчик Сеня, идёт дядя Мя-
ша © орденом Славы — с этим орленом
огня и крови, идёт вся нампа армия.

Я получил письмо от двенадцатилетнего
мальчика. Он пишет: «Молодых сразу уби-
ли, а стариков и нас погнали в лес. ‘Taw
26 окружили целью, ‘начали убивать, де-
тей  килдаля в яму. Я убежал. За мной
гналея немец. Я взлез, на дерево, он меня
не заметил. Я видел, как убивали всех, и
три дня шумела кровь в зёмлё»... Что к
этому добавить? Слова пропадают: это шу-
мит кровь. .

В ПШиненких лесах у Дьвова. nama раз-
ведчики налпли. восемьдесят человек. бяя
прожили лва голь в десу. Трёхлетняя  де-
вочка не знала, что Такое «дом», а, уви-
дев лошадь, удивлённо завричала. Но и
эта девочка, ожидая наших, _ товорила:
«Придёт к нам батько Сталин, и мы по-
едем домой»... Великая надежда не поки-
дала смертников. Многие не надеялись
спасти себя; но все знали, что Россия спа-
сётся. Белорусска, колхознина Шура Гор-
бунова крикнула палачам: «Меня убьёте—
это просто, а Родину не убьёте!..» В Яры-
пюве; Винницкой области, учительнина ма-
тематики Гитя Яковлевна, когда вели 6
на казнь с шестилетним сыном Лёвой, ска-
зала обречённым: «Исть наши братья на
фронте, они вернутся. Есть советская

власть, она бессмертна. Есть Сталин, он.
этого не забудет». Потом она вриюнула па-
лачам по-немецки: «Вы слышите-—Сталин
этого не забудет». Да, Сталин че только
наш главнокомандующий, Сталин не толь-

ко наш вдохновитель: Сталин — наша со-

Е ВЕНЫ О И СЕНО ee

гуне .

SE a une eae eee Onn ee ee ce ree

весть. И все мы, думая 0 человеке, жото-
рый осенью 1941 тода знал, что Красная
Армия будет в Берлине, который пережил
Bes, что пережил наш народ, который зяа-
ет горе каждой матери и слёзы каждого
ребёнка, думая об этом большом и простох
челевеке, мы понимаем: он этого не забу-
дет.

Газета «Католивк герольд» бесстылно пи-
шет: «В этой войне немцы вели себя кор-
ректнее, чем в предшествующей». Я не
знаю, что они называют «корректным», эти
господа: колодцы, набитые детьми, или ду-
шегубки, или, может быть, осленленного
старика? Я привёл бы их в Ракув к настоя-
телю католического собора Ганусевичу, кото-
рый мне сказал: «Читая все книги о при-
роде зла, я, старый человек, не мог себе
представить, Что могут по ‘земле ходить
существа столь кровожадные и бессердеч-
ные»... Ганусевич видел, как женщина из
положжеённого здания выбросила младенца,
а немец поднял и аккуратно, будто голо-
вешку, кинул его в огонь: Из села Клебаня
увезли старого прелата Любенеца и заму-
чили ero. B Першеве растерзали двух
ксендзов. На Нонарах погиб самый старый
сващенние Вильнюса Гонсиоровский. А в
Дорах собрали всех православных в цер-
ковь н церковь подожгли.

Я знаю, что немцы скажут: «Убивали
отдельные преступники. Ищите каплю в мо-
ре». Но вот передо мной «Итоговый отчет».
От подписан капитаном Зауером. Это’ отчет
06 истреблении жителей: Пчнека. Капитан
Зауер пишет: «Ё месту сбора было пригна-
но 15.000 человек. Больные и дети, остав-
ленные дома, полвергалиеь казни из месте.
В гетто таким образом было казнено еще
1.200 человек... Производянкие прочёсыва-
ние отряды обязательно должны иметь топо-
ры, секиры и прочий инструмент, так как
‘оказалось, что почти все двери были занер-
ты... Даже когда нет подвалов, значительное
количество лиц прячется пол полом. Слелует
направлять служебных собах (в Пинске за-
мечательно оправдала себя служебная соба-
Ea «Аста»)»... Мы вспомним 0б этом в Бер-
лине — не о собаке — о капитане Зауере,
© многих других немцах. Мы вспомним о
«фабриках смерти». Мы вепомним о тех, ето
приказывал, и о тех, кто убирал. Почему
так взволнованно бьётся серлце каждого
советского гражданина, когла но рахио раз-
даются слова: «Птиказ Верховного Главно-.
командующего» ?.Мы не только на границе
Германии, — мы на пороге суда.

Возле РВильло я товорил © бойпами, ко-
торые до того нрошли за десять дней че-
тыреста километров. Они были в пыли, и
эта пыль’ казалась сединой. У них были
воспаленные глаза, сухие губы; Они гово-
ржти: «Подходим!..» Их втохновляла бли-
зость немепкой границы. Может быть, ае-
которым иностранцам наше наступление
прелставляетея лёгкой прогулкой, на ta-
мом деле это путь крови. Ёто расскажет о
подвиге пехоты, которая прошла по Пин-
ским болотам? Люди несли н» руках 097-
лия. В Вильнюсе пехотинцы пять дней и
пять ночей без передышки штурмовали
древние стены. В Западной Белоруссии re-
нерал-таньист вместе © бойцами таскал
стволы пля переправы. Полковник тащил.
пушку. Потом обливались люди, потом и
кровью.

Олин полковник рассказал мне: «В Бре-
сте были фортификации. Немцы думали, что
они в безопасноети. Мы их обошли. На фор-
тах мы их били, кололи, резали. Я бук-
вально ходил по трупам извергов.. Я. вепох-
нил тогда мою убитую мать, братьев, се-
стёр, детей... Скоро мы будем в Германии!..»

Еще раз немцы глупо обманывают себя,
рассчитывая на нашу забывчивость. Вак
есть зима без оттепелей; есть ненависть 623
отходчивости. Важдый боед знает, что нам
необходимо побывать в Берлине; иначе нель-
зя; иначе загрызёт совесть. Мы умеем про-
щать за себя, но не за детей. Мы умеем
снизойти в смутному человеку, а не к изоб-
ретателям газовых автомобилей. Не мсти-
тельность нас ведёт,—тоска по справедли-
вости. Мы хотим растонтать змеиное гнездо.
Мы хотим отучить немцев воевать, отучить
и: сторонников Гитлера, н тех мятежных ге-
нералов рейхсвера, которые рассчитывают в
1964 году исправить ошибки 1944-го. Мы
хотим пройти с мечом по Германии, чтобы
навеки отбить у немцев любовь к мечу. Мы
хотим притти к ним для того, чтобы боль-
ше никогха они не пришли Е нам. С намя
‘тени замученных. Они подымаются из мо-
гил, выходят из яров;, из колодцев, из’ рвов,
старики и грудные дети, русские ‘и украин-

‘цы, белоруссы и евреи, поляки и литовцы,

они все хотели жить, они любили солнце п
цветы, растерзанные они говорят нам: «По-
мните». И я знаю, что скоро мы будем на
Шпрее: я вияел напгу армию, полную веля-
Кого гнева. Я знаю, что справедливость вос-
торжествует. А когда мне, кзк и каждому
из нас, бывает нестерпимо тяжело, я под-
держиваю себя прекрасными словами:
«Сталин этого не забудет».

Большой Тростянец. Здесь немцы сжигали

трупы замученных ими советских людей.

Фото_и. Эренбурга.