=

ЕЕ =

ms

Канадская печать о награждении

товарища Сталина

ОТТАВА, 3 августа. (ТАСС). Комменти-
руя награждение товарища Сталина орденом
«Победа», канадская газета «Джорнэл» в пе-
редовой статье пишет о товарише Сталине
«не только как о великом руководителе
‘страны, но и высшем военном гении всех
времен». Статья высоко оценивает руковод-
ство Сталила в серьезный период отступле-
ния Красной Армии под огромной тяжестью
германских армий, когда Сталин проявил
моральное мужество высокого и редкого ка-
чества и великолепное понимание войны  в
широком масштабе, знание своего народа и
‘слабостей своего противника. Газета: указы-

орденом «Победа»

вает, что Германия выиграла много сраже-
ний, но проиграла войну. Когда Сталин
предпринял наступление, в результате ко-
торого в настоящее время советская терри-
тория почти полностью очищена от врага,
ен проявил другую сторону своих способ-
ностей — способность военного руководи-
теля.

В заключение в статье указывается, что
«русский народ проявил стойкость и храб-
рость.Русские солдаты дрались решительно
и отважно, но над всем этим стоит героиче-
ская фигура Сталина. несравненного вождя
своей страны в ‘дни огромной опасности».

Выступление Коннэли

ВАШИНГТОН, 5 августа. (ТАСС).
Председатель сенатской комиссии по ино-
странным делам Коннэли выступил в се-
нате с речью, в которой с уважением от-
зывался о Красной Армии, о патриотизме
и мобилизованности советского народа. «Я
не могу не воздать хвалы доблестной рус-
ской армии, которая добилась в этой вой-
не великолепных успехов, —сказал Коннз-
ли—Что бы мы ни думали о русской по-
литической, экономической и ‘обществен-
ной системе, мы не можем не восхищать-
ся русским характером, проявившимся с
того момента, как Россия вступила в вой-
ну. Благодаря упорству в достижении це-
ли и высокому патриотическому чувству
русская армия, захваченная врасплох пер-

Военные действия в

ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). В’ опубли-
кованяом сегодня сообщении штаба верхов-
ного командования экспедиционных сил со-
юзников говорится:

«В Бретани бронетанковые силы союзни-
ков продвинулись до Редона. Другие части
продолжали атаки северо-западнее Доля.
Витр и Понтиви очищены от’ противника. В
Динале, Ренне и Витре взяты пленные из
состава бронетанковых частей СС. Ударные
отряды союзников вступили в бои с против-
ником вблизи Сен-Мало.

Вчера утром противник подверг бомбарди-
ровке Ренн, Понторсон и Авранш. Г.ричи-
нен незначительзый ущерб.

В Нормандии союзные войска продвину-
лись через лес Сен-Север. Вблизи Шан-дю-
Буль наши войска встретили сопротивление
пехоты противника. Бронетанковые части и
парашютные войска противника оказывают
сопротивление нашему наступлению в городе
Мениль-Жильбер. Союзные войска нахо-
дятся в 1.500 ‘ярдах от центра города Вир.
Севернее ликвидируются очаги сопротив-
ления противника, оставленные в тылу во
время нашего наступления. Авангарды всту-
пили в Онэ-сюр-Одон. На западном берегу
реки Оря продолжается наше наступление
на юг. Вся возвышенность до деревни Ле-
Ом, находящейся в 1 миле севернее Тюри-
Аркур, находится в наших руках.

вым натиском германской военной маши-
ны, вскоре оправилась. Русские заводы
производили огромное количество материа-
лов. Русские мобилизовали миллионы сол-
дат, черпая их из своего гражданского на-
селения, и совершали чудеса, обучая и
снаряжая их, а затем бесстрашно бросая в
бой против огромной прусской военной ма-
шины. Мне кажется исключительно удач-
ным, что первой завоеванной территорией
в Германии будет Восточная Пруссия. Во-
сточная Пруссия—родина юнкеров, кото-
рые, может быть, в большей степени, чем
любой другой элемент германской нации,
создали огромную военную машину и спро-
воцировали нынешнюю войну».

Северной Франции

Вчера днем тяжелые бомбардировщики
атаковали железнодорожный мост в Этапле
и базу подводных лодок в Бресте. Отмече-
ны попадания бомб весом в 530 кг. Вечером
другие соединения тяжелых бомбардиров-
щиков атаковали нефтесклады в Бассане и
Блейе близ Бордо ив Пойяке. Два тяжелых
бомбардировщика we вернулись на’ базу.

Средние и легкие бомбардировщики со-
вершили налеты на 8 железнодорожных мо-
стов и дамбы на дуге, простирающейся от
Эльбёфа на Сене до Бриоллэ вблизи Анже-
ра. Другие соединения ередних бомбарди-
ровщиков атаковали железнодорожное депо
в Компьене, Серкё и Верней, а также баржи
в гавани Сен-Мало. Истребители-бомбарди-
ровщики подвергли бомбардировке паровозы
и подвижной состав в районе Шартр —Ор-
леан, а также автотранспорт противника.
Истребители-бомбардировщики оказывали
непосредственную поддержку действиям
наземных войск. Истребители прикрывали
операции бомбардировщиков. В течение ночи
над Северной Францией сбито два самолета

противника».

Американские войска заняли
города Лаваль и Майенн
ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер ‘передает, что американские войска
в Бретани заняли города Лаваль и Майенн.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). Штаб
Войск союзников в Италии сообщает, что
в районе Флоренции части 8-й армии в те-
чение дня ликвидировали узлы сопротивле-
ния противника южнее Арно и в настоящее
время прочно закрепились на южном берегу
реки Арно и находятся в „соприкосновении
< противником. Далее к востоку части
8-й армии овладели возвышенностью Аль-
туччиа, господствующей над гористой мест-

Успехи народно-освободительной армии Югославии

ЖЕНЕВА, 6 августа. (ТАСС). Как с00б-
щает радио «Слободна Югославия», народ-
но-освободительная армия Югославии разви-
вает успешные наступательные операции на
всех фронтах. За последние дни югославски-
ми частями освобождено большое количе-
ство городов и населённых пунктов, занято
много вражеских опорных пунктов.

Значительных побед народно-освободи-
тельная армия добилась в Саяджаке, где
полностью очищен район от Приеполья до
Вышеграда и прерваны коммуникаиии про-
тивника между Санджаком и Боснией. Пос-
ле занятия Верхнего Вакуфа прервана связь
между долиной реки Неретвы и Западной
Боснией. Югославскими частями полностью
занят район к югу от Книна, являвшийся
базой четнических отрядов. Уничтожение
этой базы привело к развалу четнических от-
рядов в этом районе.

Закрытие в Стамбуле газет.
«Тюркише пост» и «Бейоглу»

СТАМБУЛ, 6 августа. (ТАСС). По распо-

ностью между долиной Арно и долиной
верхнего течения: Тибра.

В адриатическом секторе войска союзни-
ков продвинулись вперед на 3—4 кило-
метра севернее реки Миза, овладели горо-
дом Скапенцано (в 4,5 км. от Сенигаллия
на адриатическом побережье) и ведут бои
< противником севернее города. На других
участках фронта — без перемен.

Всё больший размах приобретают насту-
пательные операции народно-освободитель-
ной армии в Истрии. Характерно, что не-
большие вражеские гарнизоны сдаются
здесь без боя. Из многих гарнизонов на сто-
рону народно-освободительной армии пере-
ходят насильно мобилизованные итальян-
ские солдаты, принося с собой всё. воору-
жение..

В последние дни во всех районах Югосла-
вии усилилась борьба за сохранение урожая
от разбойничьих банд оккупантов и их при-
спешников. Особенно многочисленные столк-
новения в битве за урожай идут в Словении,
Хорватии и Славонии. Крестьяне и! моло-
дежь, занятые уборкой зерна, оказывают
большую помощь бойцам народно-освободи-
тельной армии в их боях с немцами.

Аресты в Риме итальянских
офицеров-фашистов

Рейтер передаёт, что в Риме в последние

ряжению турецких властей закрыты газеты   дни арестовано до 100 итальяяских офице-

«Тюркише пост» и «Бейоглу».

SS Se eee ЕАН BSS ee ЕСН

ров-фашистов.

ae SS

ae ee

«Шит Джуртзая»

<... боевая старина
а наши красит времена».

н его исполнители показывают вбличие
духа народа в борьбе за счастье и незави-

В веках живет древняя грузинская ле-
тенда о благородном и мужественном витязе
Джургае, в облике которого воплощены во-
инская честь и доблесть народа, его беспре-
дельная Любовь к родине, его грозная нена-
висть к врагу.

Висит в долине Алазани

Пит древний витязя Джургая.
Лишь вспомнит он о поле брани,
Щит вздрогнет, сталью колыхая...

Вто защищал страну родную,
Тому народ поет хваленье,

Так поется в народном сказе, герои ко-
торого вновь оживают перед нами в музы-
кальном фильме «Щит Джургая», недавно
выпущенном на экраны Тбилисской ордена
Ленина киностудией (художественный руко-
волитель М. Чиаурели).

Положив в основу сценария эту прекрас-
ную легенду, авторы — Г. Леонидзе, С. До-
лидзе и Д. Рондели — не ограничились,
однако, ее пересказом. Они сумели талант-
тиво и смело раскрыть глубокий этический
и хуложественно-исторический смысл этой

эгенды, связав ее с нашей современно-
стью, с великими и суровыми днями герои-

ческой обороны Кавказа от немецко-фа-
шистеких захватчиков.
Горький утверждал, ao «миф — не

бесплодная фантазия, а в основе своей ре-
зльная истина, дополненная воображением и
призванная руководить жизнедеятельностью
коллектива». И фильм «Щит Джургая» яв-
ляется прекрасным подтверждением этой
тлубокой мысли Горького. Воссоздавая обра-
зы героического прошлого, авторы фильма

симость, его неисчерпаемую силу любви к
отчизне и бессмертную славу побед.

Рассказывая легенду о храбром витязе
Джургае, мудрый старец Мамука из древней
Гертелекой крепости говорит бойцам Крас-
ной Армии, доблестным защитникам Совет-
ского Кавказа: «Да, слава о Джургае зву-
чит в веках, пусть слава о вас гремит в ты-
сячелетиях!..» В этих словах и заключена
руководящая мысль фильма «Щит Джургая».

Композиция фильма очень проста, и в
этом его бесспорное достоинство. Строго го-
воря, это — живо тезтрализованный кино-
концерт со многими талантливыми исполни-
телями и ярким разнообразием музыкайьных
номеров. Однако «программа» этого кино-
концерта настолько органична в своем вну-
треннем развитии сюжета и настолько б0-
гата ‘идейно-эмоциональным содержанием,
выраженным правдиво и глубоко, что
значение фильма, разумеется, далеко выхо-
дит за рамки обычного концертного жанра.

В памятные, сурсвые дни 1942, года, ко-
гда враг ожесточенно рвался к сердну Вав-
каза, одна из частей Красной Армии высту-
пила из Тбилиси на фронт.

По древним дорогам Кавказа, через уто-.

пающие в салах долины, через глубокие
ущелья и высокогорные перевалы идут от-
важные бойцы — русские и грузины, укра-
инцы, армяне и азербайджанцы: идут на
поле брани, к решающим битвам—с не-
уклонной волей к победе.

Горы и долы цветущей Грузии -оглашают
торжественные звуки походного марша. За-
тем — посреди благоухающей зелени са-
дов — раздается грузинская народная песня
«Инди-Минди». Ее поет лейтенант, командир

ПРА

= г we

Заявление Пьера Кота
об экономике СССР

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Агентство
АФИ передает из Каира:

«Пьер Кот, возвращающийся из СССР
в Алжир, дал интервью корреспонденту
агентства АФИ в Каире. Пьер Кот заявил:

«Спустя два года после окончания вой-
ны реконструированная и обновленная эко-
номика Советского Союза будет по мень-
шей мере. столь же мощной, какой она
была к_ моменту гитлеровской агрессин.
Еще ‘через 15 лет экономическая мощь
СССР безусловно превысит тот уровень,
которого достиг бы СССР в своем эконо-
мическом развитии, если бы войны не
было».

Пьер Кот провел ‘в’ СССР четыре с по-
ловиной месяца, изучая на месте пробле-
мы реконструкции. «Восстановление в
СССР,—сказал Пьер  Кот,— произойдет
очень быстро благодаря социальной ни
экономической системе, позволяющей ве-
сти плановое хозяйство. СССР уже сейчас
намечает не только планы восстановления,
но и дальнейшего развития. Повсюду мак-
симально используются местные ресурсы
и привлекается местная инициатива. Про-
блемы, касающиеся удобств населения, для
начала разрешаются в локальном плане;
центральная власть заботится прежде все-

Отчёт Нельсона

вооружений в США

ВАШИНГТОН, 6 августа. (ТАСС). Пред-
седатель Управления по делам военного
производства США Дональд Нельсон в
своём отчете об’явил, что за первые шесть
месяцев этого года американская промынт-
ленность выполнила годовую программу
производства вооружения примерно на
46 проц., т. е. несколько меньше, чем наме-
чалось планом. Нельсон призывал к увели-
чению проиэводства в оставшуюся часть
года на 20 процентов.

Нельсон сообщил, что выпуск вооруже-
ния в июне в денежном выражении соста-
вил 5.380 млн. долларов, т. е. был на 1 проц.
меньше, чем в мае, и на 3 процента ниже
плана. В то время, говорится в отчете, как
по всем основным группам программа в на-
стоящее время выполнена более чем на
46 процентов, есть целый ряд предметов,
выполнение программы производства кото-
рых наталкивается на серьёзные трудности.
К ним главным образом относятся те пред-
меты, потребность в которых резко возрос-
ла после опыта боёв в Италии и Норман-
дии. Наиболышая потребность в настоящее
время ощущается в боевых машинах и
автотранспорте, производство которых по
плану должно возрасти почти на 25 проц.
по сравнению с нынешним выпуском. Про-
изводство боеприпасов должно по плану
увеличиться на 34 процента, что главным
образом об’ясняется резким увеличением
потребностей в боеприпасах для тяжёлой
артиллерии и в бомбах. Намечено также
увеличить производство  электротехниче-
ского оборудования и оборудования для
связи — на 21 проц., орудий и приборов
управления артиллерийским огнем — на
9 проц., выпуск судов — на 11 проц.

Нельсоы подчеркнул, что важнейшей за-
дачей американской промышленности яв-
ляется выполнение программы военного
производства. Хотя самолёты уже не явля-
ются одним из основных предметов, произ-
водство которых должно быть расширено,
тем не менее самолетостроение продолжает
оставаться одной из основных статей про-
граммы военного производства. В июне, на-
пример, было выпущено фюзеляжей, мото-
рови частей, а также планеров и т. д. на
общую сумму в 1.669 млн. долларов, т. е.
почти 31 проц. всей продукции военной
промышленности. За первые шесть месяцев
производство самолётов составляло более
30 проц. всей военной продукции. `В июне
было выпущейо 8.049’ самолётов. Июньское
производство в денежном выражении от-
ставало от намеченного плана на 4 проц., а

Налет на районы Берлина,
Гамбурга и Киля
ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). В Лондоне
об’явлено, что сегодня днем свыше тысячи
бомбардировщиков «Летающая

BAA

го  о том, чтобы обеспечить реконструк-
цию ‘экономики (заводы, рудники, сеть же-
лезных и шоссейных дорог и т. ‘д.)».

На вопрос, имеет ли СССР возможность,
помимо военных забот, уже сейчас присту-
пить к разрешению проблемы культурного
строительства, Кот ответил: «CCCP при-
дает этой проблеме столь же большое зня-
чение, как и экономической жизни. Совет-
ский бюджет на 1944 год отвел на куль-
турное развитие более значительные кре-
диты, чем на экономическое развитие.
Именно этим фактором обусловливается
тотальное участие ‘населения в войне». Кот
напомнил в этой связи о великолепном
сопротивлении Ленинграда. В заключение
Пьер Кот сказал: «СССР особенно желаег
быстрого восстановления Франции, кото-
рую он хочет видеть сильной и демокря-
тической. Советский Союз также нуждает-
ся в. экономическом союзе с Великобри-
танией и США, если он хочет экономиче-
ски и социально развиваться. В течениё
25 лет Европа пренебрежительно относи-
лась к СССР; на сегодня миллионы погиб-
ших русских спасли Европу, и они никогда

Германии ценную поддержку в ее военных
усилиях.

ЕЛЕ

7 АВГУСТА 1944 г., № 189 (9645)

к разрыву Турцией дипломатических

и экономических отношений с

Германией

(Статья обоэревателя ТАСС)

Прилятое турецким правительством реие-
ние о разрыве дипломатических и экономи-
ческих отношений с Германией продолжает
привлекать к себе внимание иностранных по*
литических кругов и иностранной печати.
При этом различные круги отнюдь нё схо-
дятся в оценке решения турецкого правч-
тельства, в оцезке роли и значения этого ре-
шения. ь

Как известно, уже после начала войны
Турция подписала 19 октября 1939 года В
Анкаре союзный договор с Англией и Фран-
цией. Это, однако, не помешало турецкому
правительству 18 июня 1941 года заключить
турецко-германский договор о дружбе и на
протяжении известного периода времени 3a-
являть о своей позиции как позиции нейтра-
литета. Практически же, пользуясь выраже-
нием обозревателя английской газеты «Дей-
ли телеграф энд Морнинг пост», можно ска-
зать, что на протяжении всего последнего
периода Турция своей политикой оказывала

„Турция снабжала Германию ценным стра-

не узнают, как огромен наш долг перед   тегическим сырьем и особенно хромовой ру-
Советским Союзом». дой. Из 100 тысяч тон. хромовой руды, до-
бытой в 1943 году, Турция отправила в Гер-
манию 47 тысяч тонн. Эти поставки в 1944
году возросли и уже за первые‘три месяца
составили 25 тысяч тонн. В больших разме-
рах вывозились в Германию хлопок, медь,
масличные семена, шерсть, кожа’ и т. д.
по весу фюзеляжей на 5 проц. Однако в  Издающийся в Стамбуле журнал «Экономист
январе, феврале, марте и мае производство   д’Ориан» указывал в номере от 10 января,
самолётов превысило план. что «Германия приобретает у Турции 90 про-
Производство вооружения для сухопут-   центов ее вывоза».
ной армии в июне возросло на 2 проц. Поддержка Турцией германских военных
производство всех предметов, в которых   усилий не ограничивалась Лишь экономиче-
ощущалась острая нужда, шло на ‘уровне   ской областью- поставками в Германию
плана или превысило его, хотя в ряде слу-   сырья и продовольствия. Как отмечает аме-
чаев месячные планы оказались недостаточ-  *Риканская газета «Кроникл», «в прошлом,
ными для того, чтобы все потребности были   Когда русские находились в тяжелом поло-
удовлетворены. Большие успехи были до-  жении, ‘Анкаре указывали на то, что турец-
стигнуты в июне в производстве боевых ма- кий нейтралитет помогает немцам, защи-
шин” и ‘автотранспорта, ‘которое на 4 проц.  Щая их юго-восточный фланг».
превысило майское производство и оказа- Еще совсем недавяо, в первых числах
лось на 2 проц. выше плана. июня, были разоблачены факты а
Нельсон сообщил далее, что выпуск тан- Ави На Sea ares ты гей-
ков в июне на 16 процентов превысил май- а GB pe у. > .
г < разом, на протяжении длитель
ский выпуск и на 9 процентов превысил

о производстве

экономических отношений
и Германией не может не причинить до
полнительных забот и огорчений гитлеров-
скому правительству. В этом — его поло:
жительное значение
Поэтому отнюдь не удивительны те жало
бы, которые появляются сейчас в гитлероы
ской печати и которые направлены против
решения турецкого правительства о раз
рыве.

в
вается, что сейчас, когда исход войны уже
предопределен в пользу антигитлеровской
коалиции, благодаря героическим усилиям
Красной Армии и союзников -и без. какого
бы то ни было участия в этих усилиях Typ-
ции, нынешний поворот в турецкой поли
тике сильно запоздал и не должен переоце-
ниваться.

торые американские
«полагают, что Турция должна была прит“,,
ти к разрыву отношений значительно рань-
ше» и что «теперь важность разрыва CpaB-
нительно невелика».
«Нью стейтсмен энд нейшн» справедливо

ного периода нынешней войны т кие ру-
план. Производство орудий калибра свыше и a py

105 мм. возросло на 9 процентов и соответ-
ствовало плану. Только производство
гаубиц калибра 240 мм. снизилось, как это
и было предусмотрено планом. Больше
всего возросло производство восьмидюймо-
вых полевых пушек — на 66 процентов.
Выпуск боеприпасов для тяжелых орудий
увеличился на 30 процентов и на 6 процентов
превысил план. Производство авиационных
бомб возросло на 2 процента по сравнению
с майским уровнем и соответствовало
плану. Производство мелкокалиберного
оружия возросло на 6 процентов и соответ-
ствовало плану. Выпуск ружейно-пулемёт-
ных патронов снизился на 4 процента в
соответствии с предусмотренным планом.

В отчете говорится далее, что в июне
было построено военно-морских судов,
в том числе судов береговой обороны, об-
шим водоизмещением в 309.070 тонн, т. е.
на 4 проц. ниже плана и на 24 проц. мень-
ше, чем в мае. Выпуск боевых кораблей,
в частности крейсеров, на 15 проц, превы-
сил план. Резко сократился выпуск вспо-
могательных и мелких судов. Выпуск де-
сантных барж снизился на 10 проц., глав-
ным образом вследствие того, что в мае
выпуск этих судов достиг чрезвычайно
больших размеров.

Правительственная морская комиссия
построила суда общим водоизмещением
около 1.400 тыс. тонн. В июне было по-
строено 55 судов типа «Либерти», в то
время как по плану было намечено выпу-
стить 61 судно (в мае было построено 67
таких судов). В июне было построено 15 су-
дов типа «Виктори», тогда как по плану
было намечено выпустить 17 таких судов.

Заседание
итальянского правительства

БАРИ, 6 августа. (ТАСС). Вчера состоя-
лось заседание совета министров под пред-
седательством премьер-министра

и «Либерейтор» совершили налеты на про-   суждались предложения, касающиеся вос-
мышленные предприятия во Франции, неф- становления общественных и частных зда-

теочистительные заводы, аэродромы‘ и пор-
ты в районах Берлина, Гамбурга и Киля, а
также на базы самолетов-снарядов в райо-
не Па-де-Кале.

—_o—

Роспуск на каникулы
турецкого меджлиса
АНКАРА, 5 августа. (ТАСС). 7 августа
меджлис вновь будет распущен на кани-

кулы до конца текущего месяца.

взвода автоматчиков (Д. Бадридзе). И заго-
релые лица бойцов озаряются улыбкой; точ-
но каждый из них вспомнил о далекой рол-

‚ ной стороне: кто— русскую березку на при-

горке, кто — вишневый садок Украины...

Полна лирического обаяния небольшая
сцена — у источника. Грузинские колхоз-
ницы — сборщицы винограда -—— с лаской
и приветом угощают красноармейцев. Одна
из девушек рассказывает лейтенанту и бой-
цам бесхитростную народную сказку о двух
олёнях. Лейтенант — в ответ — поет ей
грузинекую песню «Смотрю я на тебя»
(музыка М. Баланчивалзе). Затем влвоем
они исполняют чудесный лирический дуэт
«Тростник» (музыка Д. Аракишвили).

Вся эта сцена исполнена тех простых и
глубоких чувств искренней, чистой любви,
которыми так богат народ. С

Живым контрастом звучит следующая
сцена — в ущелье, у бурной. стремнины.
Короткий привал. Капитан Гришко — среди
бойцов и крестьян. Вспоминая о родной
Украине, он затягивает‘ любимую ‘песню
«Лнипро» (музыка М. Фрадкина). Ее под-
хватывают десятки голосов. Широко и мощ-
но звучит задушевная мелодия пени; и
перед слушателем возникают знакомые и род-
ные пейзажи Украины: безбрежные степи;
подсолнухи на фоне тополей; пшеничные
поля; аисты на стоге сена и шумные волны
Днепра... И святое чувство гнева и мести к
ненавистному врагу наполняет сердца bo%-
цов, вновь стправляющихся в поход.

Красочным моментом в «концертной про-
грамме» фильма является сцена встречи
бойцов с артисткой В. Джапаридзе и импро-
визированное выступление певицы у пере-
правы. Свежо и необычно звучат здесь две
песни, исполненные К. Джапаридзе: «У пе-

реправы» — А. Баланчивалзе и «Вечер на
рейде» — В. Соловьева-Седого. Это своз-
образное «эстрадное интермеццо» в фильме
выполнено © большим вкусом и тактом и,

Se ar Sea ee

ний на. освобожденной территории Италии,

Назначение сенатора Мида

НЬЮ-ЙОРК, 6 августа. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Юнайтед Пресс из Ва-
шингтона, сенатская комиссия по обследо-
ванию военной промышленности избрала
своим председателем сенатора от штата
Нью-Йорк демократа Мида. Прежний пред-
седатель этой комиссии сенатор Трумэн
оставил этот пост в. связи с тем, что он
выдвинут демократической партией канди-
датом на пост вице-президента США на
предстоящих выборах.

ee ee

несомненно, разнообразит его музыкальную
программу.

Бономи.
крепость»   На заседании в числе других вопросов об-

БЕГ РЕ ee

ководящие деятели проводили политику,
означавшую на практике поддержку гитле-
ровской Германии. И даже тогда, когда три
союзных державы—Великобриталия, СИТА и
CCCP—s конце прошлого года настойчиво
указывали Турции на необходимость покон-
чить с этой выгодной только Германии
внешней политикой, турецкие круги отказа-
лись это сделать, что могло содействовать
лишь известной затяжке войны. Едва ли сле-
дует особо подчеркивать то обстоятельство,
что такая политика была в ущерб собст-
венным интересам Турции, в ущерб сло-
жившимся на протяжении ряда лет ее
политическим и экономическим отношениям
с демократическими странами. Такая ‘линия
турецкой внешней политики об’ясняется,
повидимому, в значительной степени влия-
нием, которое оказывал на турецких руко-
водящих деятелей тезис немецко-фашист-
ской пропаганды о будто бы «неизбежном»
расколе в лагере союзников, с одной сто-
роны, и переоценкой шансов гитлеровской
Германии в этой войне — с другой. :
турецких

Жизнь опровергла прогнозы

АНКАРА, 5 августа. (ТАСС). Турецкие
власти предоставили немнам десятидневный
срок для выезда. Свыше тысячи немцев уже
выехало. Многие немцы не хотят возвра-
щаться ‘в Германию. Они бегут на первых
остановках поезда, чаправляющегося из
Стамбула в Германию. Гоэтому фон Панен
дал распоряжение отправлять особенно «со-
мнительных» лиц на специальных самоле-
тах с тем, чтобы пресечь всякую попытку к
бегству.

СТАМБУЛ, 5 августа. (ТАСС). Стамбуль-
ские газеты сообщают, что многие немцы от-

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС): Штаб
об’единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана ‚сообщает, что американ-
ские войска высадились на острове Биак,
входящем в группу островов `Схохтен
(бухта Геельвинк, северо-западное побе-
режье Новой Гвинеи). ;

ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). Штаб ко-
андования войск союзников в Юго-Восточ-
ной Азии сообщает, что 5 августа китай-
ские войска перешли реку Ирравади к
югу от Мьиткьина и овладели населённым
пунктом Ваингмау. f

6 августа части 14-й армии перешли бир-
манскую границу и, заняв Тамму, в Доли:
не Кабау, продвигаются дальше.

ЕЕ ПРИ ЕЕТЕЕ

ЕЕ т

Центральную роль — витязя Джургая —
талантливо велет народный артист Грузин-

Так, двигаясь все ближе к линии фронта,   ской ССР Д. Гамрекели. Созданный им му-
бойцы подходят к старинной Гергетской   зыкально-сценический образ народного
крепости, хранящей живые преданья о храб-   героя исполнен благородной силы и мужест-
рем Джургае. Величавый и мудрый сказ об   венной красоты. Голос певца — могучий и

этом народном герое и составляет централь-
ную часть фильма.

С глубоким волнением слушают бойцы
эпическую песнь о щите Джургая, мужест-
венно отразившего нашествие. вражеских
полчищ на свою родину, которую он любил
превыше жизни.

Образ народного героя-полководца и его
возлюбленной — крестьянки Этери — вели-
коленно сочетается с певучими мелодиями
грузинских народных песен и с яркими
сценами из Трузинской и русской оперной
классики, широко использованной здесь
авторами и постановщиками фильма.

Нужно признать в высшей степени сме-
лой и удачной всю музыкальную компози-
цию фильма. Она глубоко правдива и по-

этому художественно убедительна и силь-
на. хотя авторы фильма вовсе не стреми-
лись здесь к хронологической точности.

В театрализованном сказе о Джургае мы
слышим. арии и целые сцены из опер
«Даиси» и «Абесалом и Этери»—3. Пали-
ашвили. «Шота Руставели» — Д. Араки-
швили, «Дареджан Цбиери» — М. Балан-
чивадзе, произведения В. Мурадели, Г. Ви-
ладзе. И везде они ярко живописуют по-
вествование, наполняя его подлинным дра-
матизмом. Удачно включена в сцену сваль-
бы Джургая и Этери знаменитая песня
Еремки с хором из оперы «Вражья сила»
А. Серова (эту песню отлично исполняет
народный артист УССР Чаетий). В сцене пе-
ред битвой Джургая_с врагами превосхолен
воинственный танец. «Хоруми», также
очень удачно перенесенный сюда из грузин-
ского балета «Сордде гор» — А. Баланчи-

Baise,

“

широкозвучный, с его пленительной мяг-
костью тембра и богатством оттенков, равно
великолепен и в лирических ариях, и в ге-
роических сценах. 2
Отрадно отметить общий высокий уро-
вень исполнения у грузинских и украинских
певцов, занятых в фильме: народного ар-
тиста Грузинской ССР Д. Бадридзе (лейте-
Haut), народных артистов Украинской
ССР М. Гришко (капитан) и Н. Частий
(боярин). заслуженного артиста Грузинской
ССР Г. Григорашвили (Мамука и Цангала),
артисток М. Джапаридзе (Этери), Н. Мике-
ладзе (девушка) и других. Хорошо постав-
Лены танцы и хореографические сцены
(солисты — народные артисты Грузинской
ССР В: Чабукиани и Л. Гварамадзе). Видна
серьезная работа режиссеров С. Долидзе и
Д. Рондели и художника Е. Мачавариани.
В фильме приняли участие: хор, балет и
оркестр Тбилисского оперного театра им.
3. Палиашвили, оркестр Грузинской филар-
монии, Ансамбль грузинской песни и пляски.
Музыкальный фильм «Шит Джургая»

проникнут духом подлинной народности и
патриотизма, высокой идеей ‘несокрушимой
дружбы народов Советского Союза, сплочён-
ных в героической борьбе и труде. Эта, идея
находит яркое завершение в торжественном
эпилоге картины. Словами беспредельной
любви к вождю и другу народов великому
полководцу — товаришу Сталину — за-
канчивается этот волнующий фильм:

Сталин! Отец наш!

Сынов на бой веди!

Счастье, слава и победа

дут нас впереди!

. Георгий ХУБОВ.

политиков. Факты показали, что в ход
войны отношения между членами авгло-
советско-американской коалиции не только
не
После Московской конференции это нашло
свое блестящее подтверждение на Тегеран-
ской конференции. Несмотря на это, Тур:
ция продолжала придерживаться прежней
внешней политики.

ослабли, но значительно укрепились,

И совершенно очевидно, что нынешнее

решение турецкого правительства о разры-
ве дипломатических и экономических отно-
шений с Германией продиктовано прежде
всего и раньше всего опасением политиче.
ской
время. Об этом беспокойстве и опасения
свидетельствует, между прочим, возникшая
недавно на страницах турецкой печати по-
лемика по вопросу о внешней политике
Турции. Об этом свидетельствует также
недавнее устранение с поста министра ин-
странных дел Менеменджиоглу, являющего-
ся олицетворением указанной выше туре
кой внешней политики. Е

в послевоенное

изоляйии Турции

дипломатических и

Бесспорно, ‘разрыв
. pate между Турцией

для союзных страк

Вместе с тем нельзя не отметить, 470
= ;
ряде органов иностранной печати указы:

Так, «Нью-Йорк таймс» пишет, что неко*
официальные круге

Английский журнал

замечает, что, «прождав пять лет, чтоби
выяснить, куда подует военный ветер, ту.
рецкое правительство теперь окончательн
решило, что оно может сравнительно ба
риска поставить ставку на победу союзни
ков». По утверждению английского журна-
ла “Экономист», последнее решение туре.
кого правительства не окажет на данном
этапе «большого и непосредственного влия,

ния на ход войны». :

Оценивая решение Турции о разрыве ди
ломатических и торговых отношений с Г}.
манией, нельзя забывать, что и это решен
Турции еще не означает вступления ее в и.
ды государств, ведущих тяжелую боры
против’ Титлеровской Германии. Нельзя 3
быть также о том, что Турция и теперь с
хранила в неприкосновенности свои близки
отношения с сателлитами Германии, особе
но — с Венгрией и Румынией, ведущим
войну против Советского Союза и други
демократических стран в союзе с гитлерь

ской Германией.
Н. БОДРОВ,

Бегство немцев в Турции © гитлеровской службы

казываются ехать в Германию, заявляя, 3
ее участь решена и что у них нет никаког
желания итти на фронт и подвергаться б\
бардировкам. Не хотят, в частности, еха
все чиновники немецких банков, аггумееть
руя это тем, что они «люди дела, а не №
литики». Газеты сообщают, что лаже од
видный гитлеровец, предстазитель земенки
фирмы, выразил желание «лучше умею
здесь, чем возвращаться в неизвестность
Турецкие власти получают эт многих нема
заявления с просьбой оставить их в Т\}
ции. :

Поездка Эттли в Нормандию

ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). В Лондо
официально об’явлено, что заместитель #2
глийского премьер-министра Эттли вернули
в Англию после двухдневной поездки!
Нормандию, где он посетил английские !
американские войска. Эттли встретился
генералом Моятгомери, а также с франц»
ским комиссаром в Нормандии Куле.

Ум—

Прибытие в СССР Люксембургской
посланника г-на Р. Блюма

6 августа в Москву прибыл Чрезвыий
ный Посланник и Полномочный Мини
Люксембурга в СССР г-н Ренэ. Блюм,

На Центральном аэродроме г-н Р, №
был встречен и. о. Заведующего Протокол
ным Отделом Наркоминдела СССР тов. Г.1
Фоминым.
анрининивониииииии наи зиииининиислиничииисяие паши зозенеяииниия5*

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Yrs

Pare

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «БОЛЬ
ЗЕМЛЯ», «ПРОКОНВОИРОВАНИЕ ВОЕН
ПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ ЧЕРЕЗ МОСКВУ» -
Первый, Метрополь, Ударник, Колизей, У
сква,‚ Художественный, Родина, $0
Шторм.

«БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ», «НОВОСТИ ДНЯ №  !
4 г» — Тагаяский, Орион,

«БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ», «СРАЖЕНИЕ ЗА №
ТЕБОК» — ЦПКиО им. Горького, сад ap

таж».
«СРАЖЕНИЕ ЗА ВИТЕБО№-\

«СВАДЬБА»,
Востоккино, .
«МАШЕНЬКА», «СРАЖЕНИЕ ЗА ВИТЕБ».
Октябрь (веч.).

«ЩИТ ДЖУРГАЯ» — Метрополь. nt

«МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ», «ЛЕТАЮЩИЕ ЕР
ПОСТИ» — Смена.

«СВАДЬБА», «ЛЕТАЮЩИЕ КРЕПОСТИ

«КОТОВСКИЙ», «ЛЕТАЮЩИЕ КРЕПОСТЬ ^
Таганский ПКиО.

«ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ», «НОВОСТИ ДНЯ №
44 г. — Молот.

«БЕСПРИДАННИЦА» «СРАЖЕНИЕ ЗА
ТЕБСК» — 3-4 Интернационал.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИЕ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 7/1
На всякого мудреца довольно простоты,
зало в 7 час. вечера. a

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (в 10°
тсатра Оперетты, Б. Садовая, 18) — 7/VIll-
Питомцы блавы. Начало в 7 час. вечера,

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР им. М, Н, ЕРМОЛОЮ
(Пушкарев, 21) — 7/УПТ — Мачеха. Hew
в 7 час, вечера. ‘

MOCKOBOKU TEATP ОПЕРЕТТЫ
«ЭРМИТАЖ», Зеркальный театр) — 7/Vil-
Украденная невеста. Начало в 7 час. в

ГОС. ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУЛ
им. К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО (сад пм. Базу
помещ. летнего театра, ул. Карла Маркса,  ),
7/УПТ-День чудесных обманов (Дуэнья). №
чало в 7 час. вечера. q

BCEOOIO3HOE ГАСТРОЛЬНО - КОНЦЕРТ
ОБ’ЕДИНЕНИЕ — ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР «ЭРУ
ТАЖ» — Творческий смотр новых работ артист
советской ‚эстрады (1941—1944 гг.). В met
программе: лауреаты Всесоюзных KosKyh
Аркадий Райкин, Anton вари. Ари
ВГКО Рина Зеленая, Людмила Геоли и ДР It
сударственный mKa3-opKecrp BOCP 1/p. %
арт. BCCP” Эдди Рознер. Программу 39
М. Гаркави. Начало в 7 час. 30 мин. ве
Билеты продаются в кассе театра с 12 час.

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40.  Ленингвадское птоссе, улина «Правды», д. 24. ТЕЛЕФСНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-45-68; Парлийной жизни — -35-49; г я
Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 315-69; Местной сети —Д 3-15-47; Литературы и искусства — Л 3-38-73; Военного — Д 3-37 63; Секретариат eis д 2.15.64, Отдел Е. те В. ельскохозяйственного — Д 3-10-85: Экономического —
г ет в срок { я

сообщать по телефону Д 3-06-05.

Е ирина готами диана

52256. Типография газеты «Празда» имени Сталина.

Изд. № 456.