Oro 34:
B pel.

1a.

ds

В Советской

лтике

Приб

(От военного копреспондента «Правды»

ские деревни, бесчисленные хутора, город-
ви и старинные имения с поднимающими-
ся ввывь остроконечными, готическими
крышами. Буйной зеленью прикрывает ле-
то страшные еледы войны, кровавые следы
хозяйничанья немецких захватчиков.

Под сенью ветвистых яблонь и пышных
кустов рябины еще не остыли пепелища

сожженных немцами домов. Свежи насыпи
на могилах безвестных мучеников, приняв-

В зелени салов утопают тихие =

птих смерть от рук гитлеровских палачей.
Еще не затихли в латвийских деревнях
стоны осиротелых матерей, дети которых
замучены немецкими разбойниками.

На окраине одного местечка за чугунной
оградой костела под бронзовым  распятьем
склонилась Карина Янпелис. Горе
женщины безмерно.

— Они 6го долго мучили и здесь на гла-
зах у меня изрубили тесаками. 0, прокля-
THe, проклятые!

Женщина шенчет это побелевшими гу-
бами и протягивает руку:

— Вот посмотрите.

В овале золотого медальона — залитое
свётлой улыбкой личико кулрявого маль-
чугана. Й снова, прижимая к труди ме-
JaNBOH, мать с приглушенным рыданьем
склоняется у распятья.

Отступая, немцы неистоветвовали здесь.
ги убили мальчика Варины Янпелис и уг-
нали двух дочерей.

‚ У домика с оторванным взрывом немец-
кой гранаты. крыльцом хлопочут советские
твардейцы. Они заботливо подняли изгородь
вокруг маленького огорода, поправили пе-
рекошенные рамы окон; а теперь поправля-
ют покалеченное крыльно. На расшитой
скатерти в палисалнике — молоко, хлеб,
свежие огурпы и ягоды. Осиротелая хозяй-
ка домика собрала это все, чтобы угостить
своих освободителей.

В ‘освобожденных районах Советской
Татвии начинается новая жизнь. Она вста-
ет во всей своей волнующей, суровой кра-
соте. Слезы горя уступают место слезам
радости. Горечь пережитого сглаживается
радостью освобождения.

Латвийский крестьянин обнимает наше-
то сапера и горячо уговаривает его взять
на память складной ножичек.

Соллат улыбается, пожимает `крестьяни-
ву грубые, мозолистые руки и смущенно от-
казывается от подарка:

— Тебегон в хозяйстве годится, папаша.
A нам што, у нас и сберечь его негде. Нам
в 001...

Отступая, немны заминировали ржаное
поле. Пебурели налитые спелым. зерном ко-
лосья. Пора убирать. А пахарь, глядя на
созревший хлеб, испытывал самую силь-
ную боль и проклинал немцев; ведь в хле-
бу нельзя нодетупиться.

Саперы убрали из ржи двадцать смер-
тельных коробок, и, пока прощались с бла-

этой

Сбито 117 немецких самолётов

В оперативной сводке Советского информ:   ребителях «Лавочкин» и «Яковлев» они сби-

бюро сообщалось о том, что за 6 августа в
воздушных боях и огнём зенитной артилле-
рии сбито 117 самолётов противника. --
Напболеё ожесточённые воздушные ‘fon
произошли б августа на 1-м и 2-м Нрибал-
тийских фронтах. Противник рептил воздей-
ствовать на налти войска авиацией. В возду-
хе появились грунпами немепкие истребите-
ли «Фокке-Вульф-190» общим числом свыше
сотни. Немцы задумали использовать своп
истребители для штурмовки наших Bolics.
Навстречу вылетели наши самолёты
«Яковлевы» и «Лавочкины», которыми
командует генерал-лейтенант Науменко. 3a-
вязалиеь ожесточённые бои. Из сотни немец-
ких самолётов 28 были сбиты. Это помогло
нашим наземным войскам отбить контр-
атаки немцев н овладеть городом Тубана.
Серьёзные воздушные fon `разыгрались
на 1-м Прибалтийском фронте в районе ce-
вернее Биржай. Здесь нал нашими войска-
ии появилось до ста бомбардировщиков
«Ю-87», шедших волнами под прикрытием
50 истребителей. Навстречу полнялись лёт-
чики генерал-лейтенанта Папивина. На ист-

Стойкость

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 августа.
(Спец, корр. ТАСС). Взвод лейтенанта Ба-
ранского выбил немцев с опушки леса.
Красноармейцы еще не успели закрепиться
на новой позиции, как ‘на них пошли в
контратаку вражеские танки, за которыми
в густой траве ползли автоматчики.

Командир взвода’ скомандовал:

— Огонь’по пехоте!

Красноармейцы создали завесу из. авто-
метного и пулеметного огня и отсекли гит-

Е EOE РЕНА

повернули обратно. ---- ;

На освобождённой земле

годарным хозяином, вся семья его уже бы-
ла с серпами на полосе.

Враг ожесточенно сопротивляется. Но
даже предпринимаемые по 20. раз в день
контратаки остаются безуспешными. Тру-
пами многих тысяч немецких солдат и
офицеров, остовами разбитых и сожженных
машин, скелетами сбитых самолетов зава-
лены поля сражений.

В районе города Биржай наши войска
успешно отбили все вражеские контратаки
и, перейдя снова в наступление, с боями за-
няли более 80 населенных пунктов.

Сейчас на фронте из уст в уста переда-
ются имена братьев Чугуновых изассказы
о смелых подвигах славного танкового эки-
пажа.

Терон витебского и полоцкого сражений
командир танка младший лейтенант Иван
Чугунов и его брат младший сержант. Ва-
силий Чугунов в последнем бою отбили две
бешеных контратаки немцев. `

В войсках фронта вспоминают и другой
героический подвиг братьев. Прорвав-
шись в глубь немецкой обороны, Иван
Чугунов остановил свою машину не-
далеко от развилки дорог и открыл люк.
Василий Чугунов, оставив брата с маши-
ной, ношел в смелый поиск. На перекрестке
стоял немецкий регулировщик. Храбрый
танкист подполз к посту и, иристрелив нем-
Ца, сам встал на дороге с регулировочными
ситнальными знаками. Иван Чутгунов на-
блюдал из засады за действиями брата, го-
товый в любую минуту помочь ему.

На дороге показались две бешено мча-
щнеся немецкие машины. Новый регулиров-
щик направил их прямо на засаду. Захва-
тив 0бе штабных машины с офицерами и
важными документами и уничтожив еще
по пути самоходную пушку противника и
до двадцати немцев, братья благополучно
вернулись из дерзкого рейда. ;

Чтобы помешать действиям наших Ha-
ступающих частей, немцы бросают со своих
аэродромов эскадрилью 348  эскадрильей.
ПШутурмовкой и бомбежкой военных дорог и
наступающих боевых порядков враг пы-
тается с воздуха помочь своим наземным
войскам. В воздухе разгораются яростные
схватки. Вчера напти истребители, ведомые
твардии старигим лейтенантом Горбуновым,
встретили большую группу идущих на опе-
рацию «Фокке-Вульфов». Вызвав по радио
подкрепление, Горбунов вступил в нерав-
ный бой. На помощь нашим истребителям
поднялись восвмерка гвардии майора Лихо-
бабина и группа гварлии подполковника
Заварухина.

$ ~

Испытанные в боях летчики-прибалтий-   ‘>

цы сбили в этом воздушном сражении 15
немецких машин. Наша авиация потерь
не имела.
Павел КУЗНЕЦОВ.
Действующая армия, 8 августа. (По теле-
графу). Гы

ли 10 самолётов. Улар был настолько стре-
мительным, GTO бомбардировщики немцев

В это время возвращались после штур-
мовки наши «ИТы». Заметив немецкие ма-
иины. наши самолёты врезались в строй
вражеских бомбардировщиков, завязали с
ними воздушные бои и тут же сбили 8 не-
мецких самолётов. В этих боях особенно
отличились летчики полковника Алексанл-
рова.

Всего б августа в воздушных боях толь-
во на 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах
сбито 46 вражеских самолётов. В тот же
день огнём зенитной артиллерии было сби-
To 38 самолётов. Особенно хоротно порабо-
тали зенитчики на 1-м Прибалтийском
фронтё. Огонь их пушек был настолько
концентрирован, что они сбили 13 «Фокке-
Пульфов-190» в течение одного дня. На 2-м
Црибалтийском фронте зенитчики сбили
3 «Фокке-Вульфа-190»;

б августа славные зенитчики вместе с
летчиками уничтожили 117 немецких само-
лётов,

гвардейцев
леровских солдат от танков. Раздалась вто-
рая команда: re

— Оговь по танкам! р

Рядовой Белобердин выскочил вперед и,
заняв заранее вырытый им OKO, cTa OUTS
в Упор по вражеским машинам из противо-
танкового ружья. Один вражеский танк за-
стыл на месте, из него выскочил экипаж
и тут же был уничтожен Белобердиным.
Красноармейцы Иван Королев, Евгений
Смирнов подбили по одной машине. Осталь-
ные вражеские танки отступили.

Советской Латвии

`До сих пор латыши радовались счастью
братских народов: русских, украинцев, бе-
Лэруссов и литовцев, чьи земли в могу-
чех наступательном порыве освобождала
Rpacnas Армия от немецко-фашистекой не-
чисти. Теперь это счастье и радость при-
шли и к латыиекому народу. E

Под водительством Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина советские воины разры-
вают цепи немецкого рабства, три года ско-
вывавшие латышевий народ. Волость за во-
лостью, уезд за уездом освобождаются от
страшного неменко-фашистекого ura. Над
Чатвией поднимается  сталинское солйце
свободы. -

С непередаваемой ралостью и теплотой
встречают жители латвийских сел и горо-
дов свою освободительнипу Красную Ap-
мию. Радость встречи с нею усиливается
еще и тем, что в рядах советских войск,
освобождающих теперь Фатвию от немец-
кого ярма, латыши видят лучших люлей
своего народа. бойцов гвардейской латьг-
ской стрелковой дивизии, бойцов своего на-
ционального корпуса.

В каждой усальбе, селе и городе Латвии
паселение заявляет: «Мы знали, что Врас-
ная Армия вернется к нам. Из года в Год,
изо дня в лень мы с нетерпением ждали
своих освоболителей. Мы знали, что вели-
кий русский народ не оставит нас в беде.
Мы чувствовали. что наш лучший друг и
учитель товарищ Сталин не забыл нас».

В благодарность за освобождение от не-
мецкого рабства девушки Латвии преподно-
eat бойцам и офицерам Красной Армии
цветы, крестьяне угощают их молоком и
приглашают. в. себечв гости. =

С величайшей радостью ий отзывчивостью
население во всем помогает Красной Ар-
мии. Так, в Дудзенском уезде на восстано-
вление одного военного об’екта потребова-
лась  1.000 рабочих. На призыв уездного
исполкома помочь Красной Армии явилась
не тысяча, & тысяча триста человек.

По собственному почину население по-
могает восстанавливать разрушенные нем-
цами дороги, мосты, линии связи. Все Boc-
становительные работы проводятся лобросо-
вестно и завершаются раньше намеченных
сроков. Олна забота теперь занимает насе-
ление освобожденных уездов Советской Лат-
вии: всемерно помочь Красной Армии окон-
чательно разгромить гитлеровских разбой-
ников, скорее залечить раны, нанесенные
Родине немецкими варварами.

Отступая под ударами Красной Армия,
немпы в Латвии стремятся все опустонтить,
разрушить. За ческолько дней до прихода
Красной Армии немцы под угрозой смерт-
ной казни приказали населению Лудзенско-
го уезда уничтожить посевы и отправиться
на запад вместе с немецкой армией. Никто,
конечно, не исполнил этого приказа. Люди
спрятались в›олесах и болотах и ждали
свою освободительницу Красную Армию.
Перех своим отступлением немцы повсе-
местно выгоняли население из сел и горо-
дов. а потом грабили квартиры мирных
жителей;

Вот что рассказывает гражданка города
Лудза Мазалевская: «Когда немцы стали
уходить из города, я спряталась во дворе
в землянке. Вечером я услышала топот Ko-
ваных сапог. Они долго возились в моем
доме... Только утром, когда услышала-рус-.

Z 5

Действующая армия. Герон Советского Союза твардейцы-бронебойщики: сержант

П. В. Еделев, старшина А. С. Гордеев и старшича

р Е еее я

<

А. И. Сазонов.
Фото Б; Игнатовича;

С

Войска 1-го Украинского фронта ¢ упор-
ными боями продвигаются вперед. Они,
расширяя фронт настуняения, все плотнве
прижимают в Варнатам гитлеровцев.

Здесь, на‘ прикарпатском плацдарме,
обладание железнодорожными и шоссейными
магистраляни особенно важно. Неболь-
шой город Самбор, лежащий в извили-
не Днестра, имеет исключительное значе-
ние. Здесь скрещиваются семь важных пос-
сейных хлорог. Отеюда расходятся железно-
дорожные пути, ведущие на Львов. Дрого-
быч, Перемышяь и в глубь Карпат.

Немцы это отлично понимали и упорно
обороняти этот узел дорог, ожесточению хра-
лись в этих местах, защищая дороги, велу-
щие к Самбору, подступы в городу, & потом
и сам город. :

Гитлеровцы цеплялись здесь за каждый
холмик, каждый овраг и лесную опушку.
Они устраивали многочисленные протиро-
танковые и противопехотные засады, на ко-
торых дрались с большим ожесточением.
Но. умудренные опытом войны, Hamu
командиры не брали эти препятствия пря-
мой атакой. Они бросали обхолными путя-
ми подвижные группы, и те атаковали эти

ste

ам бор

(От военного корреспондента «Правдью»)

препятствия с тыла, лишая немцев тех
преимуществ, которые они достигали, укрен-
ляясь на местности. Путь на Самбор—это
серия непрерывных больших и малых схва-
ток. в которых враг потерял большое коли-
чество сил и техники.

Последние самые ожесточенные схватки
разразились уже на подступах к Самбору.
Последние дни гитлеровцы особенно упор-
но защищали этот важнейший опорный
пункт в предгорьях Карпат. Крупными си-
лами немцы предпринимали яростные
контратаки. Но все они были отбиты. Наша

пехота и танки обошли город с запада и.

отрезали врагу основные пути отхода. Со-
ветокие части ворвались в город и в улич-
ных боях завоевали победу. Только одно

наше соединение за день уничтожило
1.600 гитлеровцев и много немецкой тех-
НИКИ.

Город. Самбор — важный опорный пункт
и крупный железнодорожный узел— очищен
от немецко-фашистевих захватчиков.
Б. ПОЛЕВОЙ.

1-й Украинский фронт, 8 августа,
(По телеграфу).

ties,

swat

Форт замкнут каменной стеной. Казармы
паходятся на дне глубокого котлована, кров-
ли их—на уровне с землей, бетонные, плос-
кие. Впереди — ров е вонючей водой, за
рвом — проволочные заграждения и кустар-
НИК.

Мы ходны по теуным, затхлым казематам
форта-тюрьмы, преодолевая удушающий 32-

тах нечистот и болотную грязь на нолу.

`В конце коридора, повидимому, была кан-
целярия. Кучи бумаг и обугленные. похо-
жие на бухгалтерские книги, папки. Порыв-
шись в этом хламе, я извлек оттуда одну
из уцелевших папок и стал рассматривать
ее возле зарешеченного окна. На толстой
ватманской бумаге готическими буквами ак-
куратно выведено: «План дополнительного
кладбища». Перелистывая дальше, я 0б-
наружил подшивву записей лачного соста-
ва заключенных. Не буду приводить их Bee,
вот несколько наиболее типичных:

«29 июня 42 г. больных 1131, sxopo-
вых 340, в отлучке 27;

1 января 43 г. больных 1322, здоровых
43; в отлучке 15;

10 января 43 г. больных
вых 43, в отлучке 15;

20 января 43 г. больных 1294, здоро-
вых 44, в отлучке 15...» И так далее.

Когда я показал эти залиси моим спут-
викам, оказалось, что они обнаружили в

1305, здоро-

Шестой форт

(От военного корреспондента «Правдью)

Баземате не менее страшные документы.
Это были ведомости на ‚выдачу пищи за-
ключенным. Важдые три дня количество вы-
даваемой пищи прогрессивно уменьшалось.
В июне’ лист перечеркнут и в углу от руки
написано: «желудочные больные в пище
не нуждаются»

Здесь немпы убивали голодом заключен-
ных. В 69 могилах шестого форта зарыты
тысячи замученных советских людей, а
таких фортев-тюрем под Каунасом— девять.

Тюдас Режнайтис, — литовский крестья-

HHH, сопровождавший нас сюда, сказал:
°— Возле форта раньше было две дерев-
ни, теперь их нет. После того, как в Крас-
нодаре судили немцев, здешние немцы при-
казали жителям этих двух деревень вырыть
трупы из могил и сжечь. А потом они Co-
жгли 06е деревни и жителей. Я остался в
ВЫХ ТОЛЬКО Потому, что. залез в погреб
и дышал сквозь тряпку, мамоченную ка-
пустным расеодлом. И

Мы ушли из форта, взяв с собой доку-
менты, и отвезли их в ту часть, которая
штурмовала этот форт и находится. сейчас
в нескольких километрах от прусской гра-
ницы. Бойцы ‘узнают содержание этих бу-
маг и найдут тех, кто их подписал,

Вадим КОЖЕВНИКОВ.
3-й Белорусский фронт, 5 августа.
(По телеграфу).

Бронебойщик подбил три неменких танка
и самоходную пушку

В последних боях образец отваги, вы-
держки и мастерства показал бронебойщик-
комсомолец Юрий Николаевич Воронин.

На наши позиции двигались в контрата-
ху пять немецких танков. Комсомолец Во-
ронин смело выдвинулся вперед и открыл
огонь из бронебойки;: Несколькими выстре-
лами герой подбил два танка, остальные
повернули обратно. Пули советского бро-

ЕЕ ЛЕА НЕ ЕЕ ЕЕ ЕВРЕЕВ

скую речь, я вылезла на свет. Зашла в
свой дом, Ужасная картина предстала пе-
ред моими глазами, Все было перевернуто
вверх дном. Ценные вещи, продукты укра-
лены немцами. Немцы дочиста ограбили
также моего соседа Яниса Рудзая».

То, что не удается унести с собой, нем-
цы уничтожают, сжигают, взрывают. Во

жены зарезанные немцами лойные коровы;
93 туш которых вырезано всего лишь два,
три килограмма мяса. В небольшом городке
Зилупе немцы сожгли около 40 лучших
зданий, в том числе железнодорожную стан-
цию, почту. школу. электростанцию, мель-
ницу, хлебопекарню и здание потребитель-
ского общества. В уездном городе Лудза не-
мецкие бандиты взорвали гимназию, на-
чальную школу, ремесленное ‘училище,
больницу и железнодорожную станцию. В
городе Абрене полностью разрушен цен-
ральный квартал. Сильно пострадали от
руки немецких варваров здание уисполко-
ма, поликлиника, почта, электростанция,
хлебопекарня, военные казармы. В уезд-
ном городе Резекне немецкие факельщики
подожгли и взорвали лучшие здания, уни-
чтожены больница, народный дом, три шко-
лы, педагогический институт. Вся улица
1 Мая ев прекравными зданиями превра-
шеёна немцами в груду развалин.
Возвращающиеся из лесов в города и се-
ла жители рассказывают о чудовищных рас-
правах, которые творили немецкие изверги
на латвийской земле: Жители города -Pe-
зекнё 6 ужасом указывают на возвышен=
ность Анчунану Калне; где немцы еше в
1941 году убили несколько тысяч ни в чем
не повинных людей. Желая замести следы
своих преступлений, немцы в начале этого
года раскопали ямы, где были свалены тру-
пы несчастных жертв, и сожгли их. Жители
города Лудза рассказывают, ках гитлеровцы
в течение трех лет производили массовые
расстрелы мирных граждан группами по

многих сельских усальбах Латвии обнару-

небойщика настигли еще один уходивший

немецкий танк.
Наши бойцы, воодушевленные подвигом
Воронина, подбившего три фашистских
танка, дружно пошли в атаку. В этот же
день Воронин противотанковой гранатой
подорвал немецкую самоходную пушку
«Фердинанд»,
é («Боевой натиск»).

100, 200, 400 и 600 человек и трупы их
сваливали в огромных ямах в Гарбарском
лесу. Как сообщает секретарь Тудзенского
укома партии т. Викут, но далеко не пол-
ным данным, в одном только Лудзенском
уезде немцы арестовали и расстреляли более
3 тысяч человек. Немцы не щадили никого:
ни стариков, ни женщин, ни детей.

В селе Милайки, Звиргдской ‘волости,
Тудзенского уезда, С. Суэр рассказал: «В

Теа узнал, что моя семья включена,
немцами в список намеченных к расстрелу
жителей города Лудза. Я с женой и малень-
кой дочуркой Матильдой убежал из города.

селе. Милайки советские патриоты нас
спрятали. Вот наше убежище», — говорит
Суэр, указывая на подвал. Маленькой Ма-
тильде теперь 7 лет, но лицо у нее старче-
ское. Три года. почти половину своей жизни,
она провела, в. темном подвале, спасаясь вме-
сте. с отцом и матерью от смерти, которую
готовили ей немецкие палачи.

Героическая Красная Армия освоботила от
немецких захватчиков уже значительную
часть территории Советской Латвии. В вось-
ми уездных городах, в огромном количестве
сел и мелких городов уже работают восета-
новленные органы советехой власти. Запу-
ганное и терроризованное немцами насе-
ление возвращается из лесов и болт в
свои родные очаги. Жители приводят в по-
рядок разграбленные немцами квартиры,
очищают и восстанавливают городские зда-
НИЯ.

В деревне приступили к уборке урожая.
Ремонтируются и восбтанавливаются 830-
рванные немцами мосты, дороги. Рабочие,
служащие, ремесленники, мужчины и жен-
щины — все граждане, которым удалось
спастись от фашистских бандитов, с радо-
стью и невиданным нод’емом помогают своей
родной Красной Армии нанести последний
решающий удар немецко-фаптиетским за-
хвалчикам. eee eee

“А. ПЕЛЬШЕ.

Арифмети

В райкоме партии нам настоятельно с0-
ветовали поехать в колхоз «Спартак».

_ — Ону нас один из лучших в районе.
Хлеба там богатые и убирают быстро и без
потерь.

В полдень мы были на полях этого кол-
хоза. Урожай, действительно, здесь непло-
хой. Зерновые культуры — рожь, яровая
пшеница, овес — дадут самое меньшее по
12 центнеров се гектара на круг. Но вы-
растить урожай—это еще не все. Надо уб-
рать его во-время, не потерять ни зерныши-
ка. И тут мы как раз вотречаемся с фак-
тами, которые отнюдь но говорят о береж-
ливости.

Ржаное поле сплошь усеяно копнами.
Уже две недели, как колхоз начал косо-
вицу озимых, но ло сих пор не приступал
& скирдованию. ить для. пробы молотилки
на ток подвезли 32 копны. В колхозе се-
туют на часто перепадающие дожди. Из-за
них, мол, тормозится скирдование. Но ни
вчера, ни сегодня дождя нет. Почему же
нэ скирдуют хлеб? Оказывается, ждут, по-
ва ветер просушит копны. Никто в колхо-
36 нб догадался расставить снопы и тем са-
мым ускорить их сушку и скирдование.
Зато ветер с каждым днем все больше раз-
валивает копны, зерно’ от ударов снопов о
землю осынается.

По стерне, точно паутина, разбросаны
стебли с колосъями. На каждом квадратном
метре их можно насчитать от 5 ло 10, в
каждом колосе самое меньшее 20 зерен;
колхоз теряет хлеба на гектаре не менее
центнера. А всего ржи в колхозе 147 тек-
таров. Стало быть, он недоберет 147 цент-
неров зерна. Если бы были организованы
стребание и ручной сбор колосьев, потерь
этих не было бы. :

Потери этим, олнако, не кончаются. Их
обнаруживаешь на каждом шагу. На току.
гудит конная молотилка, идет обмолот 32
копен ржи. Молотилка, видимо, не отрегули-
рованё: в соломе попадаетея много невымо-
лоченных колосьев. В конце тока выситея
ворох половы, в нем-—роесыпи зерна. Рядом
приготовленные из необмолоченной ржи
пояса для вязки овса. На них пошла целая
вопна. А копна — это один центнер зер-
на.

Словом, зерно в колхозе теряется не по
зернышку, не по колоску, а целыми при-
торшнями. В итоге, по самым скромным
подсчетам, разными каналами утекает от
полутора до двух центнеров зерна на гек-
тар.

Восхишаются в райкоме партии и колхб-
зом «Третий год пятилетки». Хвалят его
за умелую организацию уборки. Но доста-
точно взглянуть Ha поля артели, чтобы
убедиться в обратном. В глаза бросаются
й злесь огромные потери зерна. Колхоз три-
надцатый день косит рожь. На корню сто-
ит еще 40 гектаров. Вначале площадь эта
была отведена под комбайн. Но на первом
же кругу комбайн стал и с тех пор не
сдвинулся с места. Теперь рожь убиралот
жатками и вручную; большое количество
зерна осыпается на землю. Скошенный
хлеб в тот же день не связывается в сно-
пы, «вылеживаетея».

В отличие от многих колхозов здесь пои-
ступили к скирдованию. Используя каждый
погожий час, колхозники скирдуют хлеб He

только днем, но и ночью. Однако и тут не-

обходится без потерь. Телеги, на которых
подвезятея снопы, не’ имеют. подстилок.
Стерня вокруг скирдов густо усыпана’ зер-

ном. Около одного скирда валяется несколь-1,

ка потерь

ко снопов, оказавшихся «лишними». Ha
убранной площади осталась уйма колосьев,
и они тут же запахиваются трактором.
`Так обстоит дело с уборкой урожая в
храленых колхозах. В остальных положение
еще хуже, Общерайонные сводки рисуют
картину серьезного отставания с. уборкой
хлебов. Косовицу озимых колхозы. начали
еще 23: июля и до 6 августа ее не закончи-
ли: В одном только колхозе имени Калинина
не скошено 100 гектаров. В пяти колхозах
ВБольше-Змеиновского сельсовета осыпается
на корию 160 гектаров ржи. В районе до-
пущен отромный разрыв между косовицей
й вязкой. Из скошенных 14.720 гектаров
связано лишь 11,5 тыс. ректаров: В таких
колхозах, как имени ХУЛ партс’езла и име-
ни Коминтерна, не связана и половина ско-
шенной ржи. Скирлование же в районе по
сути дела еше и не начиналось. за исклю-
чением 600 тектаров, весь связанный хлеб
лежит в копнах. eee
У района нет никаких причин для отета-
вания. Если бы, кроме кос и серпов; были
пущены имеющиеся в районе 11 комбайнов
ий 40 жаток, то косовяца озимых и ранних
яровых была бы уже закончена. Но, ова-
зывается, комбайнами не убрано и 100 гек-
таров. «Слишком травянистая рожь», —жа-
хуются директора МТС. То же самое гово-
рят и в райкоме партии. Но больше всего
жалоб на неустойчивую погоду. Секретарь
райкома тов. Ложков мечтает:

— Месяц хорошей, солнечной погоды, и

все будет убрано. обмолочено. rete
Олнако в соседнем районе при одинако-

вой погоде убирают хлеб куда лружнее.

Дело не в погоде, & в неумении использо-

вать до предела имеющиеся возможности...

Только теперь обнаруживаются изяны в
подготовке колхозов-и МТС’ к уборке уро-
тая. Вомбайны один за другим вышли из
строя. Молотилки стоят: у одних не. оказа-
лось ремней, у других тракторы ненсирав-
ны. Много разных недостатков выявилось
в первые же дни уборки. т

В дни войны дорого буквально кажхое
зернышко, а в Шигровском районе с олим-
пийским спокойствием взирают на огромные
потери зерна. Целый день мы ездили по’ по-
лям района. Там и сям.видели плохо еко=
шенные участки ржи, неевязанный хлеб,
раскиданные ветром копны. С потерями зер-
на в районе смирились. их считают «неиз-
‘бежными»,

Как могут в районе молотить’ хлеб в лю-
бую погоду и сохранить зерно от порчи,
когда на 131 колхоз построено всего-навее-
го 22 крытых тока, зерносушилок же нет
вовсе. Только тёперь об этом спохватились.
В райкоме «нажимают»“на колхозы, чтобы
строили навесы, риги, сушилки.

Перед началом уборки урожай во многих
колхозах района оценивался в 10—12
центнеров. Но первые результаты ‘обмолота
показывают цифру урожая несколько ниже.
В райкоме об’ясняют это тем, что колхозы
будто бы молотят сейчас рожь «не самую
лучшую». зан

Истинные же причины крототея’ вдру=
гом: в огромных потерях зерна в процессе
уборки урожая. Райкому партии следовало
бы серьезно вникнуть в арифметику по-
терь. Она многому бы его научила,

У. ЖУКОВИН. (Корр. «Правды»).

Щигровский район,
Курской области.

На полях запорожских

Нину Евменовну Медведь, председателя.

колхоза «Удар по интервентам», и председа-
теля сельсовета Петра Макаровича Гордиен-
ко застать в эту пору в селе мудрено. Дни
й ночи проводят.они в бригадах, на токах,
у скирдовальщиков, с возчиками хлеба. По-
сеяно нынче было много, хлеб’ уродилея на
славу. Работа сейчас самая горячая, не

только час, каждая минута хорога. Разве’

можно в такое время в конторе сидеть!

— Вот мы и перекочевали со всей кан-
целярией в полевой стан, — говорит Нина
Евменовна. — Так удобнее и правлению, и
колхозникам. Мы. всегда на виду, и люди в
нам ближе.

Колхоз «Удар по интервентам» пере-
довой в Васильевском районе. А первенство
В этом. районе держать нелегко. Район пе-
редовой в области, колхозов хороших много.
Все это знают в артели н трудятся, не жа-
лея сил, дружно, организованно, с душой.
Каждому хочется улержать полученное кол-
хозом переходящее Красное знамя Запорож-
ского обкома №П(б)У и исполкома облает-
ного Совета депутатов трудящихся. Колхоз
первым в: районе закончил косовицу коло-
совых. За 6 рабочих дней скошено 535 гек-
таров. Весь хлеб заскирлован. Полным х0-
дом идет молотьба. Сдать государству по
плану в счет обязательных поставок нало
3.100 центнеров зерна, & уже вывезено на
ссыпные пункты около 2 тысяч центнеров.
Ероме того, колхоз полностью расечиталея
по натуроплате за работу МТС. Колхозники
и колхознины получили в счет аванса по
1 килограмму зерна нового урожая на тру-
додень. Более чем по 6 пулов зерна полу-
чили звеньевые Одарка Гордиенко, Галя
Степанченко, по четыре пуда получиля Лиза
Ганза и другие. :

— Тщательно подсчитали мы свои транс--

портные возможности и твердо решили, —
товорит тов. Медведь, — закончить первыми
в районе вывозку хлеба государству. В бли-
жайшие дни мы думаем отвезти последние
центнеры в счет обязательных поставок...

Слово тов. Медведь — крепкое слово. Она
показала это не раз на деле. Первый: год ру-
ководит колхозом Нина Евменовна Медведь,
жена местного учителя, ныне офицера Крас-
ной Армии, и за это короткое время показа-
ла себя прекрасным организатором большого
и сложного артельного хозяйства.

Рабочей силы в колхозе немного. Трудо-
способных насчитывается около 280 чело-
Bek, уборочные средства — 6 лобогреек да
один трактор. А скосить нужно было 535
гектаров зерновых и около 100 гектаров па-
далицы. На собрании договорились исполь-
зовать всех 160 коров, принадлежащих кол-
хозницам. Каждая колхозница работала на
своей корове. К№осили круглые сутки в две
смены, коров меняли через каждые три ча-
са. Результат неплохой: лобогрейкой на па-
ре коров скашивали за сутки до 12 гекта-
ров. Бригада Гурия Степановича Винничен-
ко скосила за пять дней тремя лобогрейками
193 гектара. По 6 гектаров вместо 3 по
норме выкашивали на своих коровах Одар-”
ka Гордиенко, Ганна Заверико, Мария Co-
лодко. Использование коров, подсменная ра-
бота на них решили успех косовицы. ; ‹

`Правление колхоза позаботилось 6 кол-
хозницах-матерях. Организовали троё дет-
ских яслей, в которых ежедневно находят-
ся по 150—160 детей.

‚Сейчас колхозники круглые сутки в две
смены молотят. На одном току’ работает-ми
‘лотилка «МВ-1100», на другом стоят ком-
байн на стационаре, на третьем— хлеб об-
молачивают катками. Используя опыт Ед-
совины, решили и хлеб возить на полемен-
ных коровах. Круглые сутки по дороге ил
колхоза ло станции Ванкриновка ‘курсируют
“12 парных коровьих подвод, делая по тря
` езлки. На каждой. подводе — пять -— змееть
центнеров зерна. Ежедневно колхоз сдает га-
сударству 190—200 центнеров зерна вме-
сто 180 центнеров по графику. Е
- Колхоз «Удар но интервентам» —= не
исключение; В Василвевском ‘районе - баль=
шинетво  колхозов успешно‘ справляется с
уборочными работами. В колхозах «Мололой
большевик», «Червонный путиловец», имени,
Горького и многих других давно законзили
скирдование и вывезли много зерна гобу-
дарству. Успех об’ясняется тем,, что. здесь
сумели использовать полностью все убороч-
ные средства. :

Из 3 тысяч имеющихся в районе KopoR Ha
уборочных работах используются. 2.200.
Это ‘дало возможность району закончить
скирдование хлеба ранее установленного
правительством срока, широко развернуть
молотьбу и вывозку  хлеба государству.

x $ # :

Урожай на. полях sanopomcrnx - cosper
обильный „Убрать его во-время, 6e3 néTeps—
задача серьезная, сложная. Не все, однако,
районные партийные организации поняли
свою ответетвенность перед страной, фрон-
том. Не во всех районах уборка идет орга-
низованно. z
„В Михайловском районе (секретарь. рай-
кома КИ(б)У тов. Дудник) заскирдовано не-
много более 30 ‘процентов. Кое-где хлеб ле-
жит еще в валках или в снопах: Колосья не
подгребены. При молотьбе допускаю? боль-
шие потери зерна. р

В районе не соблюдается график вывозЕн
зерна государству. Почему? Потому что пло-
х0 используются имеющиеся ресурсы. Из
5 тысяч коров в районе в уборочной при-
влечено не более 2.300.

Неудовлетворительно организованы обмо-
лот и сдача хлеба государству также в Ново-
Златопольском районе и районе им. Куйбы-
шева. Здесь также не полностью использует-
ся живое тягло, в частности коровы.

Особенно упала ‘вывозка зерна гобудар-
ству в первые дни августа, В’Мелитополь-
ском районе за 3 августа ‘должны были
сдать 2.200 тонн зерна, а вывезли лишь
339 тонн; в Веселовском районе вместо
2,940 тонн сдали 1 тонну; в Акимовском
районе нужно было вывезти 1.240 тонн, а
не вывезли ни одной. =

Обком партии должен принять решитель-
ные меры, чтобы в ближайшие дни уско-
рить сдачу. хлеба государству. Каждый
район должен выполнять ежедневный гра=

фик вывозки хлеба.

‘ \ В. ВЛАСОВ. (Корр. «Правды»).