i)

<>

SS

Th
ЗА
№
Ка

lage,
Tue.
Ay,

Beye
Дает
ЧЕ

ОМ
HOM
HOB4
4.

УЕ
БВ

той
na
mn
pie

в

20:

к

13 АВГУСТА 1944 г., № 194 (9651)

ЕЕ ЕВЕ ВЕ

т

=

СТЬЯНКа,

мерно, взад и впефед,
«ЛЮЛЬКУ»,
женщины горных районов Арменти сби-
вают молоко на №2610; и мужу своему 0б8-
пает хорошее угощенье:
здоров, без стыда и со славой, — накормлю

тебя самых лучитим, самым отборным маслом

весеннего, майского удоя...

Эта песня художественно тонко передаёт

поихологяю прежней армянской  крестьян-
ви. Армянка всегда работала много, рабо-
чала не покладая рук, но то была пренму-
щественно работа для дома, для семьи: ла-
же в. колхозах еще оставалось до войны
разлеление обязанностей на «мужекие» и
«женские», и, например. полевые работы
считались мужеким делом, а те, что бли-
же к домашних, — на молочной, на птичь-
ей ферме, — женским:

Но Отечественная война и роль, выпазв-
ая в этой войне армлнокой крестьянке,
изменили весь этот привычный уклад.

Сопоставим простые факты. Малень-
вая республика отдала в Красную Ар-
wm большую часть своего мужекото насе-
ления, из деревни ушли почти все тру-
хоспособные мужчины, оставив там жен-
щин, стариков и детей. А что же про-
изошло с самой деревней, с сельским хо-
зяйством Армении за три гола войны, —за-
пустело ли оно, отолвинулось ли вепять,
отразило ли на себе это изменение в рабо-
чей силе и как отразило? И тут нас ветре-
чают поразительные данные.

Берем для сравнения годы 1940—1943.
(казывается, на третий год войны посевы
под зерновыми распирились по сравнению с
1940 голом на 18.500 гектаров. По-
um вдвое выросли площали под кар-
тофелем и овощами, на 7.400  текта-
ров увеличилась площадь под кормовыми; на
тысячу гектаров-—под трудоемкими техни-
ческими культурами, из них значительно
выросли табак, сахарная свёкла, лён. И что
особзнно важно — почти на 40.000’ гек-
таров расширился озимый клин.

Но музыку цифр, как ноты, надо суметь
«услышать в звуках», то-есть воспринять
в0 всей её осязаемой конкретности, понять,
гакую реальность она воплощает на зем-
ле. Разберем каждую графу. Что это зна-
чт — увеличение посева зерновых? 0т-
хула в пустынной, сухой Армении, rie
почти каждый нозый утолок земли требу-
eT иокусственного оротения, очищения от
осыпи камней, нашлись эти лишние
тектары? Для того, чтобы найти их, чтобы
расптирить посевы, неминуемо требовалось
провести новые каналы, а следовательно—
положить много трула на землекопные,
скальные инженерные работы. Дальше
ем: распеирение площали под техниче-
CHIME культуралкя (табак, лён), овощази и
калофелем — это вель тоже не тольк»
«вопаши» и «засей», a обеепечь уходи
поливку, то-есть вложи большой, серьез-
НЫ труд. в землю. Но самое интересное —
эм пифры по кормовым и по озимому кли-
ну. эначают они очень многое. Ropwo-
вы—люцерна, клевер, однолетние травы,
вторые играют в животноволческой Ат-
NeW огромную роль, всегла были слабым
устои в сельском хозяйстве республики.
Йз3 года в год здесь план не выполнялся:
I 10 общей причине — горное скотовол-
во всетла неохотно и с задержками пе-
ехтит от кочевых пастбищных форм в
EVISTYPHRIM стойловьм: и по меетной поя-
чине — посев кормовых в Армении зави-
ел от привозных семян, и, как правило,
эти семена ей всегла не досылались. Ка-
залось бы, война, трудности транспортные
лжны были еще сильней ударить по это-
уу участку хозяйства, а вышло наюборот:
вопрекя всему
увеличилась! Чтоб смочь это сделать, нуж-
20 было взяться самим за семенное лело,
начать семеноволетво по кормовым. Нако-
нец, распитрение озимого клина. Это, вель
тоже не просто. Оно сопряжено с организа-
цией севооборота, то-есть с высшей формой
Sop за культуру полевого. хозяйства. 0
вообороте злесь говорили непрерывно, го-
вили в самые мирные, самые стюкойные
мы нашего строительства, да всё как-тэ
н8 улавалось, некогла было, не везде вре-
уени хватало остановиться и обернуться,
Wed всерьёз, хоропю и прочно его прове-
(TH: отклаяьвали на завтра, до лучших
лей. Но вот настали не. лучивие, & худ-
ше дни, война, когла время еще более
«Не терпит», когла требование «дай хлеб»
еще более настоятельно. —и тут вдруг нашли
8 эти дни в Закавказье реальную возмож-
воть заняться севооборотом; частично кое-
Tie провели его, яснее и лучше обмозго-
вали ето празедение, и, ‘натерлемер, Ho пла-
Ну—к 1946 году— в Армении он будет
Провелен повоемеетно. Это — поразитель-
BIH Фэзт. Он означает новую страницу в
истории сельского хозяйства. И ‚есля наша
промкниленность в Отечественной войне
слелала технический скачок вперед, побе-
Mila путём рационализании, улучшения
технологии, роста кУЛЬТГУФЫ, то и на полях
наших мы сейчае одерживаем победу путем

офращалеь в мужу-фронтовику,
тюёт удивительно” трезво и’ практически,
облехая и ритм, и слова песни в особен-
ностя своего, женотото быта ‘она равно-
качает деревянную
HO не с ребёнком, а ту, тде

вернешься жив-

площадь под кормовыми:

eS ча

Армянска
I

(Старый, мудрый поэт Аветик Исаакян
ваписал песню. Ee поёт армянская кре-

SS

oo ¢

Мариэтта ШАГИНЯН
$®<

интоненфижании п севооборота, то-есть сто-

им перед таким же ростом культуры.

председательятицей колхоза,

ностью, ортанизационным талантом.

Поэт Аветик Исаакян получил пригла-
шение в гости в ответ на созданную их
песенюу. Звал ето замечательный колхоз
У потлножия Алагёза, организованный вы-
ходцамн из Турции, сассунскими армянами.
Поэт увидел перед собою крепкие, привет-
ливые крестьянекие домики, густые волны

чистых, выхоленных посевов, сапы, над ко-
торыми жужжат неподвижные, словно
ввинченные в возтух пчёлы, —и навотое-
чу ему из кажлото дома грянула его с05-
ственная песня. Он медленно шёл мимо
открытых _лверей, сутулый, по-европейекя
подтянутый, клоня свой характерный mo-
филь; и веюлу его умные, пришуренные
глаза встречались с лругими — смелыми,
смеющимися, ласковыми глазами. Статные
сассунки, большие, крепкие женщины,
словно вышедитие со страниц эпоса —вы-
соченного роста, пгирокой крестьянской ко-
сти, с хорошо посаженной головой на пле-
чах,— встретили своего поэта, мерно под
пение раскачивая деревянные люльки е
маслом. Но лоюковые глаза глядели на
Исаакяна, как смотрит мать на’ малого ре:
бенка. Ведь для него, лля почетного го-
CTH, в этот час ветречи крестьянки бро-
сили свою сегодняшнюю большую работу,
вирки и лопаты, вотали на место древ-
них бабок и семилетних девочек и «пред-
ставили», «сыграли» ту исаакяновскую
идиллию, о которой так простодупно побт-
вся в песне.

П.

Страстная потребность взглянуть на неё,
на эту новую армянскую женщину, гнала
нас из колхоза в колхоз, и всюду нам обе-
щали встречу с ней в сумерки после работ.
А сумерки никак не падали, долгий день
но кончался, долгие дороги вели нас по
следам взоженного ‘ею’ ‘труда, ‘по’слелам
Бирки и лопаты. Мы проезжали там. где
несколько лет назад ничего не было, кромз
пустыни. Художники военели эту пустыню
потому, что она была сказочно хороша,
особенно осенью,— на горизонте одинокий
голубой кристалл змеиной горы Илан-Даг,
вокруг — высохшая, рыже-красная на за-
кате. библейская земля, цвета порыжелой
травюры, и единственная растител: ность—
трубые пучки «лошадиного тавеля». той
же гаммы и того же оттенка. Но и воспетая
за сходетво со старой гравюрой, это была
пустыня, пространство, вырванное у че-
ловека, лежащее втуне. А сейчас словно
полняли невидимые заслоны для невидимо-
го зверя, сюда набежала вода, и чудом
сделалось это присутствие воды на земле!
Вдоль дороги обильно, без дождя текут и
чмокают, уходя в шлюзовые ямки, бесчис-
ленные серебряные струи, булькает влага
в траве, стоит влага по межам пышных
густых всходов, убралась вся земля в Уро-
жай, выросли влоль дороги многочислен-
ные сады, свесились над дорогой но узких
деревенским улипам американские клёны,
которые и здесь, как в Сибири, растут уди-
вительно быстро и стремятся сплести над
дорогой свои ветви зеленым, непроницае-
мым сводом. Чтоб вывести сюда воду,
устроить ее, создать ей бесчисленные мел-
кие русла—из дома в дом, из сала в сад,
бросить её на поля, регулировать, откры-
вать и запирать её, нужно было по-муж-
ски поработать киркой, рыть землю под
невыносимым солнцем, обливаясь потом...

С незапамятных времён в одном из самых
плолеролных районов Армении, Аштарак-
ском, было олинналцать маленьких кана-
лов на одинналцать селений, и все они
питались водой из небольшой алагёзской
речки Амберлчай. Но так как эти каналы
были маленькие и мелководные, вода в них
плохо’ хранилась, усыхала. просачивалась
И её не всегда хватало, а сейчас в Аштараке
залумали построить один единственный
большой поляоводный канал на все деревни
с тем, чтоб воды хватило с избытком.
Строить канал нелегкое; сперва, у самого

Подытожим сказанное: огромное вложе-
ние труда в землю за время войны; земле-
копные работы по проведению оросительных
каналов; борьба за кульгурное ведение хо-
зяйства; организация и расширение cod-
ственного семеноводства — всё это пада-
ет на три военных года, воё это происходи-
10 и происходит не на бумаге, а в действи-
тельной жизни республики и в основном
делается (как это ясно из самой простой
арифметики!) силами и трудом армянской
крестьянки. Не только пришлось ей пере-
жить целую революцию в своем трудовом
быту, то-есть принять на себя и нести не-
привычные физические полевые работы, ко-
торых она не знала ло войны, но и участ-
зовать в острейшей борьбе сельского хо-
зяйства за перевые формы, за новую сту-
пень культурного роста. А так как сейчае
армячекая крестьянка больше чем когла-
либо выдвигается на руковолящие посты—
сельсовета,
бригатиром, организатором, то она участву-
ет в проноходящем движении всем своим
накопленным отытом, волей, сообразитель-

ПРАВДА

Е ee ee ee ЗЬНЕЕЕСЕЕИЫ

я крестьянка

подножья Алатёза, надо было пробить в ме-
сту стройки дорогу, а уже потом начать
копать землю. Аштаракские женщины
ушли наверх, жили в палатках, спали на
земле и почти закончили большое инженер -
ное сооружение, резко меняющее весь вод-
ный баланс района. «Работают эти жен-
щины, как асланы»,— почтительно сказал
о них старичок-учитель. Аелан—по-армян-
ски лев. Гле же, наконец, эти львы,
когда мы увидим их? .

Bee кренче и прохлалней становился воз-
дух, но запах земли умнрал в нём, угашае-
мый вечерней росой, как темнота гасит
краски. Мы шли к последнему колхозу че-
рез необъкновенное поле. Оно стояло в рост
человеческий, по четырнадцать стеблей из
одного корня— и на тяжелых, мохнатых
ншенячных колосках были повязаны узкие
красные тряпочки. Семь колосков обвя-
занных на семь необвязанных. Мы ири-
тянули к себе жирный колос в бантике —
он был безусый, лишенный длинных своих
волосков. Бантик означал, что колос «ка-

=

стрирован». Это было поле семеноводче-
ского колхоза.
Чтоб зерновые колосья He оплодо-

творяли сами себя (что ведет к 10-
старению, измельчанию семени, падению
урожайности), проводится ювелирвая ра-
бота семеноводов. Растение ставится в ис-
кусственные условия, при которых опыли-
телем его может быть только «дальний
родственник», соседний колос. И здесь, как
во всём живом царстве, близкое родство,
перекипание в собственном соку неизбежно
приводит к дегенерации, а отказ от него —
5 омоложению, к новому биологическому
расцвету. за этим полем будущей «эли-
ты», т. е. высокосортного,. крупного тише-
ничного зерна, показалось такое же тюве-
лирно обработанное поле ячменя «Палли-
дум», — и, наконец, вдалеке блеснул
слабый огонёк; это на веранду маленького
сельсовета вынесли керосиновую ламну,/—
за неимением «лампочки Ильича».

Мы побежали на огонек, а за нами, над
горизонтом, словно обдавая нас жаром или,
быть может, опахивая тёплым, нагретым
воздухом полей, выкатывался огненный 060-
док необыкновенно большой луны.

В колеблющемся двойном свете, в острых
рембрандтовеких очертаниях перед сельеове-
том лвигалась, волновалась толпа. Из сум-
рака в свет выступали, озаряясь с внезап-
ной яркостью, то круглое, молодое лицо с
темными щеками, в которых угадывался гу-
стой, почти кирпичный румянец; то мор-
щины, бесчисленные, лучеобразные, сухого
старушечьего лица с опущенной низко по-
вязкой. Но больше всего было лиц взрос-
лых женщин, и это были, наконец, же-
ланные нам «асланы». Невольно замеллив
шаги, мы вступили в круг неверного двой-
ного света.

Н женщины ждали нас. — ждали нас,
как и мы. Есть в человеке лучшее, непере-
даваемое — то внезапное чувство кровной.
внутренней близости, которое роднит влруг
одинокого городского жителя, давно 0ото-
шедшего от земли, © его народом.
Серьёзные, хорошие, простые женщины
обступили нас. Прохладный ветер обсу-
WHI пот с HX щек, ‘но еще не остудил

тяпки, лопаты, — они пришли сюда прямо
с места работ. От них веяло могучим теп-
лом, и каждой хотелось притесниться по-
ближе к вам и рассказать о 66бе, очень
много рассказать, кажется — конца нет,
сколько рассказать, но когда до неё дохо-
дила очередь, каждая внезапно теряла

слова.
Й туго, по ‘одному, доставались нам
эти слова: зовут Дардо. или Гюлизар,

или Нубар; трилнать лет, триднать два,
двадцать восемь; муж на фронте. пишет,
пропал без вести; четверо детей, четверо
детей, четверо детей, — средних лет армян-
ка непременно имеет не меньше четверых,
а за сорок — восемь, девять, и это не толь-
ко в деревне, это и в городе; учатся дети,
маленький в яслях; двести, полтораста, сто
восемьдесят трудодней (в середине лета!).
Как работается? Трудно, конечно, ну да
время военное, нельзя, чтоб легко, никому
не легко. Раньше на полях не умела, —
сейчас все могу, любое дело хай — сделаю.
Почти счастьем для них была эта беседа
в черноте ночи, при мигающем от ветра
свете лампы. Разные — и неуловимо схо-
жие, схожие той человечностью, твердо-
стью, добротностью в чертах, крупных и
трубсватых, но озарённых внезапно тон-
кой внутренней лушевностью, какая дается
большой жизнью. Вея тяжесть времени,
весь ответ за урожай, за честь родной зем-
ли, за славу своей республики легли на
эти плечи, на эти руки, протягивающиеся
к вам со всех сторон, чтоб пожать вашу
руку. И с великою нежностью и уважением
жмешь их одну за другой — крепкие. шер-
шавые, широкие, теплые. а они вее тянут-
ся и тянутся, и улыбки стали детскими,

дружелюбно сияют глаза... Вы чувствуете:

не подведут эти‘руки! Вывезут страну могу-
чие дочери народа! Не лоспят ночей, не
доедят куска, но не пропадёт у них ни одно
колхозное зерно, ни один колосок в поле.
И когда-нибудь о них, асланах Армении,
как о наших бойцах на фронте, будут
склалывать в народе чудесные, славой
овеянные былины.
Аштарак.

Пгред сезоном сахароварения

ФРУНЗЕ, 12 августа. (Корр. «Правды»). В
конце августа на кагатные поля сахарных
заводов поступят первые партии свеклы
Нового урожая. Сырьем будут обеспечены
все сахарные заводы Киргизии. На Кант-
ском сахарном заводе оборудование уже
отремонтировано. Государственная комис-
сия высоко оценила работу ремонтников.
На Ново-Троицком сахарном заводе, за-
конченном строительством в дни Отечест-
венной войны, смонтирована дополнитель-
ная турбина в 1.000 киловатт и устанавли-
вается третий паровой котел. Большой
0б’ем работ выполнен на’ Токмакском и
Беловодском сахарных заводах.

На специальных курсах готовятся кад-
ры аппаратчиков, выпарщиков, энергетиков.

начала года обучено 760 и продолжают
запиматься 610 человек.

iO

60 лет на сцене
Горьковский театр драмы им. Горького от-
мечает шестидесятилетие сценической дея-
тельности народного артиста РСФСР Нико-
лая Ивановича  Собольшикова-Самарина,
крупного деятеля русского театрального ис-
кусства.

Курсы технологов и конструкторов

На Московском автомобильном заводе
имени Сталина открылись дневные и ве-
черние курсы, готовящие квалифицирован-
ных технологов, конструкторов и счётных
реботников.

Для слушателей, готовящихся стать тех-
нологами, срок обучения 10 месяцев. Они
изучают общую технологию, механику, ме-
таллорежущие станки, теорию резания, тех-

ническое нормирование и другие ‘дисцинли-
ны. Производственная практика обучаю-
щихся проходит в цехах. По такому же
принципу ведётся обучение конструктороз,
рассчитанное на 8 месяцев.

В качестве преподавателей привлечены
опытные инженеры автозавода.

Успех консервщиков Азербайджана

БАКУ, 12 августа. (Корр: «Правды»). Кон-
сервные предприятия Азербайджана широ-
ко развернули заготовку и переработку ово-
щей и фруктов. Коллективы всех пяти кон-
сервных заводсв, соревнуясь с передовыми
предприятиями братских республик—Арме-
нии и Дагестана, с честью выполняют

свои ‚обязательства. За первый месяц рабо-
ты в летнем сезоне (июль) выпущено 646
тысяч банок фруктовых и овощных консер-
вов сверх плана.

Консервщикн Азербайджана обязались
завершить годовой план ко Дню Сталин-
ской Конституции — 5 декабря.

Мазут заменён углем

ВОРОШИЛОВГРАД, 12 августа. (Корр.
«Правды»). На заводе имени Октябрьской
революции успешно разрешена. проблема
замены завозного жидкого топлива пыль-
но-угольным топливом, которого в Дон-
бассе очень много. E

Конструкторы разработали чертежи
специальной муфельной горелки, монтаж-

ники изготовили модели и вместе с котель-
щиками смонтировали их. Испытания му-
фельных горелок дали хорошие результа-
ты.
Сейчас коллектив теплоэлектроцентрали
завода освоил муфельные горелки. ТЭЦ
  будет работать без мазута,

жара их разогретых. рук, державших. косы,

Е

Оружие победы. Истребитель «Яковлев-3», конструкции Герол
Этот самолет
и другие летно-тактическые данные

любовью советских летчиков.
Высокая скорость, маневренность

Е р ВЕ

Социзлистического
оборудован отечественным
истребителя

Е Е Е ЕЕ ee ee ee ea eo ee ee en

пользуется

Труда тов. А. С. Яковлева,
авиамотором, обладает болыной огневой мощью.

«Яковлев-3» обеспечивают  превосход-.

ство над вражескимм самолетами. «Яковлев-3» самый легкий самолет среди воюющих истребителей мира. На снимке — истре- `

битель «ЯК-3» в боевом полете.

Фото А. Биденко.

Бой с немецкими танками

Этот бой произошел в ясный, солнечный
день на зеленой поляне между двух опу-
шек леса.

Тяжелые гаубичные батареи гвардейской
части ‘свернули с пыльной дороги в про-
зрачную зеленую рощу. Дюди нуждались в
отлыхе, раскаленные тракторы-—в осмотре.
Могучие орудия, снаряды которых вызвора-
чивают из земли бетонированные доты и
вдребезги разносяг каменные стены толщи-
ной в метр, выглядели среди молодых,
тоненьких деревьев особенно неповоротли-
выми -и огромными.

Эти самые гаубицы крушили на всю
глубину витебекий оборонительный рубеж
немцев, а затем методично и беспощадно
выбивали из каменных нор остатки немец-
кого гарнизона города Вильнюса.

Сейчас, после горячего лыма, смешанно-
го с пылью, которым артиллеристы немало
дышали, лесной воздух  казалея им
живительным и сладким, как ключевая
вола. И они отдыхали так, как могут от-
дыхать только измученные сильной устало-
стью люди. Внезапно лесную тишину на-
рушил тревожный возглас:

—— Танки!

58 немецких танков и 20 брснетранспор-
тёоов шли на наши таубичные батареи,
еще не развернувшиеея в боевые порядки.
На стороне противника были все преиму-
зцества, включая внезапность. Впрочем, по-
разить ‘артиллеристов’ внезапностью это на-
падение не могло.

Несмотря на то, что артиллеристы рас-
полагались на отлыхе. несколько орудий
были заранее выведены на огневые рубе-
жи, а разведчики и наблюдатели строго
несли свою службу. Первые немецкие тан-
ки обнаружил  комсорг полка твардии
лейтенант Фозовой. Танки шли раззерну-
тым строем и вели огонь из пушек и пу-
леметов.

Лес, тле стояли орудия, трешал и ло-
малея под градом осколков. Он редел бук-
вально с каждой минутой. И танки мчались
Е лесу, чтобы смять, раздавить советских
артиллеристов. Но враг имел дело © гвар-
дейцами,

Дмитрий Алиханов с учениками

В боях под Москвой братья Алихавовы
состояли в одном пулеметном расчете.
Младший, Степан, был первым номером,
старший, Дмитрий,— вторым. Рядом лежа-
ли они у пулемета, рядом были в землян-
ке в короткие часы отдыха. Когда немцы
под ударами Красной Армии отступали на

запад, в боевых порядках пехоты двигался.

и пулемет братьев Алихановых.
Пехотинцы, идущие в атаку,
звук их неумолчного пулемета.

— Братья стреляют, Алихановы!

В одном бою Дмитрий был ранен. Сте-
пав сам перевязал брата, поглядел с то-
ской на его побледневшее лицо и продол-
жал вести огонь по врагу.

Когда Дмитрий вернулся в строй, он
уже не застал брата. Степан воевал в дру-
гих местах, а вскоре сообщили о том, что
он погиб в бою, и еше пришла весть, что
на смену Степану пошел воевать с врагом
третий брат — Андрей Алиханов и соб-
ственный его, Дмитрия, сын Вакилий.

Не вернулся Дмитрий Алиханов к пуле-
мету: приглянулась ему снайперская вин-
товка. Глаз у него верный, охотничий, ру-
ка твердая, крепкая рука сибирского хле-
бороба.

Днем и ночью ходил он на передний
край, изучал повадки и хитрости врага,

немцев из-за болотной кочки, из во-

узнавали

(От восиного корреспондента «Иравды»)

Гвардии капитан Семен Терехов развер-
HY свои орудия навстречу немецким тан-
вам, когда они были уже совсем близко.
Убило назодчика,— Терехов встал на его
место. Из раненой головы капитана стека-
ла кровь на лицо, он вытирал кровь, что-
бы не заливало глаза, и, принав к панора-
ме, наводил орудие.

Прямым попаданием раскололо немецкий
танк. Он загорелся. В этот момент пуля не-
мецкого автоматчика пробила грудь капита-
ну Тервхову. Цепляяеь скользящими в кро-
ви руками за лафет, Терехов поднялся и
сказал сквозь зубы:

— Я им еще дам, я еще моту...

Он снова навел орудие, и второй немец-
кий танк залылал, пораженный тяжелым
снарядом. Терехов умер у прицела. Но и пос-
ле смерти лино его сохранило выражение
страстного, непобедимого упорства.

Гаубица комсомольца Григория Иманова
находилась не на опушке леса, а в поле, во

ржи. Она была ближе всех к противнику, и

на нее выкатилось сразу 26 танков. Ору-
цийный щит разбило и покоробило, но Има-
нов не открывал огня, пока не приблизился
геловной танк. И тогда Иманов уничтожил
его первым же. снарядом. Но орудийный
расчет понес потери, подносчики выбыли
из строя. Замковый Иван Ходюш, старый
солдат, подносил Иманову снаряды, и влвоем
они били по немецким танкам. Иманов раз-
бил 4 танка. Раненный осколком в спину,
он продолжал вести огонь и отдавал команду
Ходюшу так, словно перед ним был весь
расчет. И Ходюш откликался, повторяя сло-
ва команды и как замковый, и как поднос-
чик, и как заряжающий.

Впереди своих орудий стоял гвардии
старший лейтенант Вирлов. 0Оборотясь к
бойцам, он бросил на землю пилотку, опу-
стился возле нее на одно колено и сказал:

—- Держись, хлопцы! Я от пилотки ни

_птагу не отойду.

Он так и руководил боем, стоя на одном
колене возле пилотки. И его простые слова,
прозвучавшие, как клятва, запали в сердца
людей с такой силой, которую не выразит
иная вдохновенная речь.

ронки, из траншей, с дерева, из дзота
Слава винтовки Дмитрия Алиханова обо-
гнала славу старого алихановского пулеме-
та. Когда пехотинцы атаковали врага,
Дмитрий Алиханов бежал вместе с ними,
на ходу засекал свои цели, бил навскидку
и бил наверняка.

В одной атаке вражеский пулемет пре-
градил дорогу пехоте. Алиханов снял пуле-
метчика и вместе с другими стрелками побе-
жал к траншеям. 22 убитых немца прибави-
лись в тот день к его боевому счету. Сейчас
на снайперском счету старшего сержанта
Дмитрия Алиханова — 236 фашистов (не
считая старых, пулеметных).

Кавалер ‘орденов Ленина и Красной
Звезды, медалей «За отвагу» и «За бое-
вые заслуги», он стал теперь воспитате-
лем десятков лучших стрелков дивизии,
мастером снайперского дела. 24 ученика
Алиханова открыли свои собственные бое-
вые счета. Михаил Назаров убил 55 нем-
цев, земляк сибиряк Шаров—35. Алиханов
обучает новую группу,- и эти молодые по-
дают самые отрадные надежды. 12 немпез
уже уничтожил ученик Камольцев, не от-
стают и другие.

— Чтоб метко стрелять, надо хорошо
винтовку знать и беречь ее, — учит Али-

Раненый старшина‘ батареи _Памит,
приложив к ране индивидуальный пакет,
продолжал вести огонь и подбил два танка.

Твардии ‘сержант Амершаев остался
один у гаубицы. Он уничтожил два танка,
выкатившиеся на его орудие. Парторг бата-

рен Покровский истекал кровью, но продол>.

жал стрелять и умер, освещенный ‘пламе-
нем подожженного им танка. Гвардии майор
Балатбек Джетпысбаев вел огонь один из
двух гаубиц. j

Противник продолжал атаковывать. Танки
пытались обойти орудия. Артиллеристы раз-
ворачивали тяжелые гаубицы, и от непо-
мерного напряжения кровь проступала у
раненых сквозь бинты. ь

В тылу батарей шоферы тракторов и бой-
цы взводов управления сражались с немец-
кими автоматчиками.

Гвардии сержант Платонов и Акулов по-
ползли вдвоем навстречу немецким танкам.
Пока Акулов бил из винтовки по смотро-
вым щелям, чтобы ослепить танк (от попа-
дания пули триплекс тускнеет), Платонов
подбиралея к бронированной махине с про-
тивотанковыми гранатами. Когда из подби-
того танка выскочили три немца, Платонов
догнал их и убил прикладом. А когда в мы-
лу схватки Платонов метнул в открытый
люк брошенного немцами танка гранату,
Акулов стал бранить Платонова за то, что
тот «испортил трофею».

Внезапно напав на наших артиллеристов,
немецкие танкисты рассчитывали вызвать
смятение в их сердцах. Но весь вид этого
поля боя свидетельствовал совсем о другом..
ражение длилось около двух часов, и за

это время гвардейцы уничтожили своим ог-
нем 24 тяжелых немецких танка. На исходе
второго часа немцы стали удирать. Но. вие-
реди них выросла стена рвущейся стали.
Твардейцы не хотели отпускать от себя
врага.

На поле боя остались разбитые корпуса
вражеских машин-скрюченных, посинев-
ших от окалины, и возле них, как обгорелые
толовни, — трупы немецких танкистов:

Так закончился этот бэй. ‘

Вадим КОЖЕВНИКОВ.

Действующая армия.

ханов.— Болышое дело — научиться уста:
навливать прицел в Любую погоду — в
дождь, в туман, при сильном ветре. Из-за
Ддереза, кочки или пня бей справа; на по-
ле — из воронки; в населенном пункте —
с чердака, из-за угла, с крыши, из-за тру-
бы. Ты должен хорошо видеть. врага, а
сам оставаться невидимкой.

День за днем собирает Алиханов учееи:
ков вокруг себя, раскрывает перед нимч
все тайны снайперской науки.

«Академия» Алиханова многопредметна;
Почта часто приносит Дмитрию Иванови-
чу письма. Пишут его лучшие ученики
Белосельский, Кручинин, Косолапов, Зу:
барев. Делятся опытом, спрашивают сове-
та.

Вот он сидит Ea пне, большой, широко-
плечий. Вечереет. Табачный дым десяткамя
струек вздымается в небо. 29

— Побьем немнев, закончим войну, соз
беремся все мы, Алихановы, в Сибири —
найдется о чем поговорить.

Он медленно склеивает новую самокрут:

ку и долгим взглядом смотрит куда-то
вдаль, поверх невысокого ельника.
Ал. ИСБАХ.
Действующая армия. ape

«Ильюшины» атакуют «Юнкерсов»

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ, 12 августа.
(Вен. корр. «Правды»). В районе Вилка-
вишкие группа штурмовиков энской части
под прикрытием шестерки истребителей
«Яковлев» атаковала скопление танков и
пехоты противника. Сделав шесть заходов,
штурмовики повернули к дому.

В этот момент капитан Максимов заме-
тил 27 бомбардировщиков «Ю-87», шедших
под прикрытием четырех истребителей «Фок-
ке-Вульф-190». Капитан решил атаковать
‚противника. Наши штурмовики @близились
с немецкими бомбардировниками и с близ-
кой дистанции открыли пушечно-пулемет-
ный огонь. Капитан Максимов, лейтенант
Проспелов и лейтенант Перевозников под-
били по одному «Ю-87». Остальные немец-
кие бомбардировщики послешно ретирова-
лись. При выходе из атаки на штурмовиков
напали «Фокке-Вульфы». Их западение

было отбито точным огнем воздушных стрел-
ков. Капитан Троицкий пушечной очередью
поджег один немецкий самолет, и он упал на
землю. Позавчера лве группы штурмовиков
«Ильюшин» атаковали скопление железно-
дорожных цистерн с горючим на одной стан-
ции, расположенной западнее. Вилкавишкис.
Налет был исключительно ‘удачным.
Уничтожено большое количество цистерн,
вызваны многочисленные очаги пожаров,
сопровождавииеся сильными взрывами.

В этом налете геройски погибли гвардии
майор Герасимов и его экипаж. На подходе
в станции противник встретил штурмовиков
сосредоточенным огнем зенитной артиллерги.
Самолет Герасимова загорелея; дотянуть до
своей территории не было возможности. То-
гда летчик направил горящий самолет в эше-
лон с цистернами. Взрывом бомб эшелон
был уничтожен.

a
Доска почета энтузиастов

восстановления Ленинграда

ЛЕНИНГРАД, 12 августа. (Корр. «Прав=
ды»). Ежедневно десятки тысяч ленинград-
цев, закончив работу на предприятиях и в
учреждениях, отправляются на строительные

площадки. Они разбирают разрушенные зда- -

ния и восстанавливают предприятия, дома,
школы, больницы. Не довольствуясь уча-
стнем в массовых субботниках, ленинградцы
овладевают строительными профессиями —
штукатуров, маляров, водопроводчиков, печ-
ников и Т. д., чтобы с наибольшей пользой
применить свой труд для восстановления го»
рода. :

Исполком Ленинградского городского Соз

cd

вета депутатов трудящихся создал общего- ©

родскую Доску почета, на которую заносят-
ся имена энтузиастов восстановления города
Ленина. В первом списке—станочница Дарья
Горох, которая, овладев специальностью
штукатура, за два месяца отработала во вне-
урочное время свыше 180 часов; работница
Надежда Александрова, ставшая бетонши-
цей и отработавшая 130 часов; кровельщик
Григорий Теплоухов, отработавший 380 ча-
сов; учительница Мария Шукина, руководяз

щая бригадой штукатуров и отработавшая на

восстановлении школы 115 часов.
ay