ИР

АВ

So ea

AA

aan a ee ee ee

Взятие В CHUROUVYMCHE главы из повести* Быступленце Рузвельта #0 радио

— Идут, — шепнул Обрядин, и все поняли,
ито ночь кончилась и наступил день; он так-
же спроснл взглядом, нужно ли закрыть лю-
ки, но лейтенант отрицательно качнул го-
ловой.

„Полем деловито шли немцы, шестеро;
они шагали, видимо, не по целине, потому
что шли быстро и не проваливались-в снегу.
Патруль увидел двести третью и свернул к
ней с дороги.

— Заводи! — в голос крикнул Собольков.

Так началась война в этом рассветном
затишье. Гул мотора слился с беспорядоч-
ным треском стрельбы. Кому было положе-
но, те сразу свалились навзничь, — другим
дано было видеть еще полминуты, как, вспуг-
нутая, вилась и галдела нал лесом галочья
разведка... Двести третья намеревалась про-
рваться по прямой, как ей было короче, но
сбоку застучал по броне станковый пуле-
мёт, и она сделала небольшой крюк, чтоб
наказать дурака за бесцельную ‘трату пат-
ронов... В зимнем эхе лесов, как в зеркалах,
отразилось множество батарей. Артиллерия
проснулась, лишь ксгда двести третья.
отвернув пушку назад. чтоб не повредить
при таране. уже углубилась в перелесок...
Подобие лесной сторожки попалось ей на
пути; Литовчевке на мгновение показа-
лось, что видит в Упор, в триплексах пе-
ред собою, стол с самоваришком и немец-
ких командиров, мирно сидяших вокруг;
они так и не успели сообразить, что поме-
шало им попить чайку во благовременьи...

И еше километра три мчалась она по
опушке, выбирая полянки и стараясь не
выдать своего направления падением сби-
тых деревьев. Им попалась прогалинка в
мелком ельнике, там сделали они останов-
ку — осмотреться, оправиться, принять. ре-
шенье. Собольков отбежал с компасом мет-
ров на десять от машины, но стрелка объ-
яснила ему не больше, чем подсказывали
чутье и опыт; вдобавок события ночи не-
минуемо должны были смешать диспози-
цию вчерашнего дня. И т.т Собольков
произнес самую краткую свою речь; ему
хотелось, чтоб каждый в отдельности и
вслух подтвердил свою решимость на то
грозное и последнее, что не умещается в
обычном приказании. г

— Вот, товарищи... — и как
смеялся, радуясь чему-то, как
чик. — Неизвестность окружает
Мы нынче — как заноза в немен-
ком теле... и выручки нам ждать не
приходится. Но мы, танкисты, особый на-
род... они не жалуются на долю. Ихнее
сердце и в огне смеется над судьбою!.. Мое
решение: вперед и напролом итти. Чтоб ве-
тер не догнал, так лететь. Так биться, чтоб
навек У них застряло в памяти двадцать
третье декабря. Ну... может, неправильно
я болтаю, Андрей? Ты ведь холостой, де-
тишек нет у тебя... Ты, Вася, одного себе
искал, а я их тебе сотню враз подарю. Бери
жадней, сколько в горстку влезет... А ты,
повар, чего потусхнел? Ой, не любишь ты
беспокойства в жизни. Твою силу три ргза
вкруг земного. шара обмотать... да еще чор-
ту шею сломать останется!.. Прав Андрюш-
ка, не обожает беснокойства русский чело-
век. Сам того ж Племени, знаю. А скажи,
можно им задарма экое серебро отдавать?

Он окинул глазами зимнее убранство ле-
са, строгие ёлочки в снежных коронках и
с царственным горностаем на детских пле-
чиках, небо громаднейшее как родина, са-
MBI этот снег, легкий и лапчатый, ещё на
синей ночной подложке, но уже волшебно
и ало подкрашенный сверху. Его сердце
зашлось, его голос срывался. Никогда в
такой вещественной прелести не восприни-
мал он родной природы, её вкрадчивых шо-
рохов и запахов,— всё ему было дорого в
ней, даже эта знобящая шероховатая ти-
шина. Обрядин глядел себе в ноги; вдруг
его лицо потемнело, точно Собольков,
тряхнувший седым хохолком, кнутиком
хлестнул по самому больному месту.

— Решай, Сергей Тимофеич:

`..— Чего меня. терзаешь! Али я слабже те-
бя, лейтенант? — поднял голову Обрядин,
и что-то пугачевское, чёрное, атаманское
сслепительно блеснуло в его взоре,— блес-
нуло и, не ударив, погасло.— Я тебя по-
старше буду, во мне твоей прыти нет. Ку-
да собрался?.. что в уставе сказано? Глава
восьмая, двести сорок четвертый номер... дей-
ствовать в составе танкового взвода, в бое-
вом порядке место сохранять, поступать по
заданиям командира. Где всё это у тебя?
А обождать бы — глядишь, наши и придви-
нутся. Ишь, воздух-то гудёт!— А то не
воздух. то сердце шумно билось в нём са-
MOM.— Ты прикажи, я выполню.

И тогда, злой, машистый и весёлый, уда-
рил его по плечу Дыбок.

— Везёт тебе, законник... Везет тебе,
Сергей Тимофеич,— с двух приёмов выго-
всрил, наконец, он.— Везёт тебе, друг ма-
лый, что есть при тебе советская власть.
Без неё, точно тебе говорю, так и слонялся
бы ты по земле, вконец извелся бы, что си-
лушку некуда приложить. Ну, хватит, пого-
ворили, лейтенант. Пора, а то вон пташка

бы за-
маль-
Hac.

* Продолжение. См. «Правду» от 9, 10, 13,
15, 27 июля и 5 августа.

oOo 9

ЛЕОНИД ЛЕОНОВ
хох

смеётся...- И верно, какая-то одинокая си-
ничка резво порхнула с ветки, осыпая снег.—
Садись, поехали!

Отсюда начинается тот баснословный кин-
жальный рейд, о котором лишь потому
своевременно не узнала страна, что он за-
терялся в десятке ему подобных. Поколе-
ниям танкистов он мог бы служить приме-
ром того, что может сделать одна исправ-
ная, хотя бы и глухонемая тридцать-четвер-
ка, когда её люди не размышляют о цене
победы!..

Впоследствии даже участники не могли
установить истинную последовательность
событий: действительно ли автомобильный
парк немецкого мбтополка стал первой
жертвой Соболькова или тот эшелон с бое-
припасами, что рвался вплоть до прихода
нашей основной бронетанковой лавы. Всё
спуталось в их памяти, утро и вечер, лето
и зима, явь и бред, — самый пейзаж, нако-
нец, так прыгавший в смотровых щелях,
словно разрезали пополам и сложили об-
ратными концами... Блаженная теплота,
исходившая от перегретых механизмов,
превращалась в зной; к исходу боя всё в
танке сравнялось веществом и температу-
рой...

ее Ее Е 2 ete aS ees ce .

Зарывшись в тело германской дивизии,
двести третья низала его во всех направле-
ниях... И как снаряд не жалеет себя, вламы-
ваясь во вражескую броню, так и люди за-
были об опасностях своего стремительного
бега.

Одна могучая бронированная тварь с бе-
лым фашистским крестом вырвалась из са-
рая наперерез двести третьей: целый сталь-
ной тоннель уперся круглым мраком в серл-
це Соболькова, — ветер громового промаха
на мгновенье оледенил ег, и все болты и
клетки напряглись в своём технологическом
пределе... Потом гадина горела, но не от-
того, что так хочется глату наблюлателя в
патриота, а потому, что солнце поднималось
за танком Соболькова, и всё, даже это
холодное медное солнце, работало теперь на
гибель Германии.

— Нет, сперва ты, а потом уж я... — со-
рванным голосом, торжествуя, закричал Со-
больков.

Гром и треск огневой погони остались по-
зади. Пока преследовать двести третью
было некому. И тогда, круто вывернувшись
из-за бугра, они увидели высокую гряду на-
сыпи. Она была полна немецкими солдатами,
повозками, машинами и лошадьми. Всё это
двигалось в сторону, обратную той, откуда
пришла двести третья: не обмануло Соболь-
кова солдатское чутьё. Это было шоссе. Тя-
жело дыша, приоткрыв грузные веки, двести
третья, не мигая, смотрела из-за кустбв, смот-
рела туда долго и страстно, точно хотела, чтоб
досыта насладилось око. прежде чем дове-
рить железу самую работу мщенья. Тихо.
на малых оборотах, рокотало её серлце, и
что-то бесповоротно надорвалось в нём за
два часа исполинской расправы. Слабый
звенящий вой слышался в его неровном гу-
ле, но такой же тонкий и пьяный звон, словно
от вина, стоял и в ушах экипажа. Как в
кочегарке плохого парохода, машинный чад
выбивался изовсюду; масло достигало почти
аварийной температуры — 120. Собольков
глянул под ноги себе: снаряды были на
исходе, дисков нехватило бы даже пункти-
ром пройтись по всему гозизонту. Он также
увидел живое белое пятно на полу, блестев-
шем от масляного пота. Это был Кисо, ко-
торому, видно. разонравился жаркий климат
итальянской шубы и ‘начинало пугать такое
затянувшееся землетрясение. Озабоченным,
вопросительным взором он скользнул по
своему беспокойному командиру.

— Терпи, Кисо... недолго осталось, —миг-
нул ему Собольков.— Скорвс приедем ломой,
а. там и Алтай близко Будут тебе ши со
свининкой... слышишь, варятся?

..Возможно, что и это он сказал лишь мыс-
ленно: его заглушил бы поугой. неслышный
и нечеловеческий крик. от которого давно
оглохла душа: вот они, вот... убийцы, за-
воеватели, изверги!

Шоссе в этом месте поднималось на мост,
который легкой журавлиной ступью пере-
шагивал реку. Плоское. сплющенное и цве-
та`отпущенной меди, восходило солнце.
Мороз нарядно приолел веревья, и празд-
ничное затишье этого первозимнего дня
оглашали лишь истошный неменкий окрик
да еще однообразный шелест движенья.
стлавшийся. над крупнейшей артерией фрон-
та. Плотная чёрная кровь текла по ней в
сражающуюся руку, которую на протяже-
HbH часа должны были отсечь от тела.
Основной инвентарь убийства уже работал
на передовой, и теперь вперемежку с под-
ходящими резервами тула подтягивались
подсобные товары германской стратегии.
С расстоянья полувыстрега это казалось
безличной пестрой ‘лентой, но и в полном
мраке видит глаз ненависти...

Военные действия во Франции

Наступление американских войск в районе Вира

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников от, 13 ав-
густа говорится:

«К югу от Кана войска союзников сом-
хнулись в районе между реками Орн и
Лэз. Наступающие от Бретвиля на реке
Лэз через Барбери войска союзников до-
‚стигли Мулин. Другая колонна, HacTy-
павшая с предмостного укрепления на ре-
ке Орн, захватила Буа-Альбу. В течение
всего дня 12 августа продолжались бон
в районе Сен-Сильвен, где отбиты много-
численные вражеские контратаки и до-
стигнуты некоторые успехи. К западу от
реки Орн продолжаются бои вокруг высо-
ты 229, которая остаётся в руках союзни-
ков. Продвигающиеся по дороге в Кондэ
цасти войск союзников достигли некото-
рых успехов, пройдя Сен-Пьер-ла-Бъей. К
востоку от Вир союзники продвинулись на
эдну милю, преодолев серьёзное сопротив-
ление противника. Войска союзников, на-
ступающие к юго-востоку в районе Вир,
сообщают об ослаблении сопротивления
противника. Отмечены успехи в районе к
востоку от Мезонсель-ла-Журдан и вдоль
дороги Гатемо — Теншебрэ к востоку от
Венжена. Патрули союзников проникли до
Сурдеваля в секторе между городами Вир
и Мортэн. Мортэн снова занят нашими
войсками, но противник ещё оказывает
энергичное сопротивление в окрестностях
этого города. 3

В Бретани наши войска атакуют цита-
дель Сен-Мало, где остатки вражеского
гарнизона все ещё оказывают сопротивле-
ние. Ожесточённые бои происходят в Ди-
наре. В районе Бреста местные контрата-
ки противника. отражены к северу от го-
рода. Положение в районе МЛориана

Е ЕН Е ВИНЕ 5
АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Нравды», л. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-63; Партийной жизни — Д 3-35-49; И а
= Л 3-36-82; Имостранного — Д 3-37-50; Писем — Д 315-59; Местной сети —Д 3-15-47; Литературы и кскусства — Д 3-38-73; Военкого ie д 3-3763; Секретариат — дз 5-64; Отдел ная — 3-30-12. 0

62262.

остаётся неизменным. В долине реки Лу-
ары продолжается очистка Анжера от
остатков вражеских войск. Город Анжер
в наших руках. :
В течение 12 августа обширная терри-
тория к северо-востоку и к югу от Парн-
жа непрерывно подвергалась  налетам
истребителей дальнего действия».
ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Специ-
альный корреспондент агентства Рейтер.
находящийся с американскими войсками
во Франции, пишет, что американские вой-
ска в районе Вира продвинулись внеред и
нанесли немцам тяжелый удар.
НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). Кор-
респондент агентства Юнайтед Пресс, на-
ходящийся при штабе 1-й американской
армии во Франции, сообщает, что амери-
канская пехота и танковые части на рас-
свете 13 августа начали крупное  наступ-
ление на фронте к югу от Вира.
Корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс, находящийся на фронте в районе
реки Орн в Нормандии, пишет о том, что
немцы отступают к реке Сена на фронте
протяжением в 30 миль.

Бомбардировка германской базы
подводных лодок в Бресте

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Ках сооб-
щило английское министерство авиации,
английские бомбардировщики «Ланкастер»
в сопровождении истребителей утром 13 ав-
густа совершили новый налет на базу гер-
манских подводных лодок в Бресте. Бом-
бардировке подверглись также германские
суда, находившиеся в порту. Английские
бомбардировщики подожгли германский
танкер. Авиация противника не оказала
сопротивления, но огонь зенитной артилле-
рии был интенсивным.

Сама смерть двигалась по шоссе — вся-
кая, в бидонах, ящиках, тюбиках и цистер-
нах, добротная немецкая смерть, проверен-
ная в государственных — лаборатсериях.
смерть жидкая, твердая и газообразная
смерть, что кочевала по нашим землям в
душегубках. Загримированные под штабные
автобусы, они шли здесь в ряду бронетранс-
портеров и грузовиков, круппов, опе-
лей и мерседесов, как бы возглавляя их
шествие, а за ними, мелким дьяволком и на
бесшумной резине, неслось то, что века
таилось в подпольях германских универси-
тетов — скотские бичи на наших мужиков,
гвозди — прибивать младенцев под мишенн,
негашёная известь и сквозные металличе-
ские перчатки для пытки пленных, черная
паста, что вводится в нозлри грудных для
умерщвленья, пустые и жадные чемоданы
под трофейное барахло и мины, пока ешё
безвредные,” бесконечно замедленного дей-
ствия, мины на святыни и элеваторы, обсер-
ватории и-школы наши...

..Пешие маршевые батальоны шагали, уже
без песен, скучные и томные, но еще проч-
ные— железная связка отмычек к сокровищ-
ницам мира, отребье, стремившееся посе-
литься во. внутренностях человечества; трех-
тонки с фабричными деревянными крестами
сопровождали их, смертельно раненных меч-
той о надмирном могуществе... Все это дви-
галозь в самое пекло великошумской битвы,
чтоб, распылязь в ничто, обратиться в по-
раженье; они еще не знали, ‘что творится у
них на левом фланге. Было шумно, но не
очень весело в этом потоке: двести третьей
нехватало им для оживленья!

Так крадется охотник, чтоб не спугнуть
трепетную дичь,— двести третья медленно
набирала скорость. Удобнлй отлогий подъ-
ем выводил дорогу на шоссе; став в сторов-
ку, германский штабной связист копался
здесь в своем мотоцикле. пока другой ма-
терил его по-немецки из прицепной коляс-
ки. Оба они увидели над собой танк, когда
он стал величиной с полнеба... Задние ша-
гахнулись, передние не успели понять, что
случилось за спиной. Норсвя уйти от гибе-
ли, трехосный, специального назначения
бюсинг зарылся было в свои же повоз-
ки, но Собольков подумал только: «куда,
сатана!», и тот через мотср. паперегонку со
своими ящиками, закувнгкался под на-
сыпь. Этим ударом открыкделся побелонос-
ный бег двести третьей к её немеркнущей
военной славе.

— Твои!..— крикнул Собельков, даря во-
дителю весь этот чёрный, многогрешный
сброд, застылый вокруг егс гусенин.

В каждом мгновенья есть своя неповто-
римая подробность, которой не превзойти
последующим столетьям ‘Зашищая своих
малюток от дикарей, мой карол создаст ма-
шины утроенной убойной мощности, но
страшней и прекрасней двести третьей у
него не будет никогда Стоило бы песню
сложить про это крылатое железо, которого
хватило бы на тысячу ангелов мщенья, и
чтоб пели её — пусть неумело! — но так же
страстно и душевно, как умел Обрядин...
Двести третья недолго пробыла в схватке,
но ради этих считанных минут не спят кон-
структора, мучатся стапевары и милые
женщины наши стареют у станков! Но, зна-
чит, не зря мучились: они, не спали и ста-
рели.

Танк швыряло и раскачивало, как на вол-
не; лвижение почти поднимало его над гуд-
реном. и тогда верилось — на первом пре-
пятствии вылетят пружины подвесок или
лопнет стальная мынтиа вала... но вот он
становился на дыбы и опрокидывался на
всё, дерзавшее сопротивляться: он крушил
боками, исчезал в грудах утиля и вылезал
из-под обломков неожиданный, ревущий,
гневный, переваливаясь и скользя в месиве,
которое шепилось, горело, кричало, взду-
валось пеной и пузырём. Всё в нем убивало
наповал: картечный с нахлестом и иной
огонь, что лился из всех его шелей, подав-
лял волю врага не больше, чем самый вид
его. и то красное, шерстистое, неправдопо-
добное, что прилипло к броне или моталось
кругом, застряв в крепленьях траков. Ни-
кто не плакал, не поднимал рук, не молил
о понтаде — у. них не остагалось времени на
это. Простреленные насквсзь, они ещё сто-
яли, когда набегал на них танк.

Главное началось потом, как только две-
сти третья вступила на высское и узкое по-
лотно моста. Любо: было видеть, как горо-
хом рассыпалось смертоносное немецкое
добро, падая в алую бездну, а лошади
сгибались, точно подвешенные под брюхо
на лебедке, а солдаты цеплялись за колёса
машин, подвернувшиеся им в полёте. Уже
не было перил, и ничего кругом не былс,
кроме вместительного, насыщенного голу-
бой снежной пылью, простсра,— довериться
ему. опереться о него раскинутыми руками
было умнее, чем остаться на узкой ленте
шоссе. И он принимал их всех, громадный,
розовощекий воздух, и, поиграв, швырял
смаху о бетонные откосы. а река распахну-
ла лиловый, непрочный лелок, размещая без
задержек грузы, войска и технику, прибыв-
шие, наконец, к месту назначенья.

(Окончание следует).

Действия авиации союзников

ЛОНДОН. 13 августа. (ТАСС). Штаб
американских стратегических  военно-воз-
душных сил в Европе сообщил, что вчера
крупные соединения тяжёлых бомбардиров-
щиков в сопровождении истребителей, вхо-
дящие в состав 8-го авиационного корпуса,
совершили налёты на германские аэродромы
в Северной Франции, а также на сортиро-
вочную станцию в Меце.

В этих налётах принимало участие от 500
дс 750 самолётов «Летающая крепость»,
сопровождавшихся 250 самолётами «Му-
станг». Были подвергнуты бомбардировке
6 аэродромов.

ЛОНДОН, 13. августа. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, в ночь на 13 авгу-
ста крупные соединения самолётов англий-
ской бомбарлировочной авиации появлялись
над Германией. Основными об’ектами на-
лёта явились Брауншвейг и Рюссельгейм.
Другие соединения бомбардировщикев ата-
ковали различные об’екты в Северной Фран-
ЦИИ.
ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение своего. специ-
ального корреспондента при штабе войск
союзников в Италии о том, что крупные со-
едиления тяжёлой бомбардировочной авиа-
ции союзников, базирующиеся в Италии,
совершили вчера налёт на прибрежные рай-
оны Южной Франции и Северо-Западной
Италии. Самолёты «Лайтнинг» и «Мустанг»
непрерывно сопровождали эти соединения,
ссстоявшие из более чем 500 тяжёлых бом-
бардировщиков.

—с—
Вознные действия в Италии
ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС}. Штаб

войск союзников в Италии сообщает, что
части английской 8-й армии, вступившие в
город Флоренция, находятся ещё на юж-
ном берегу реки Арно. На всём остальном
протяжении фронта никаких изменений не
произошло.

НЬЮ-ИОРК, 12 августа. (ТАСС). Агент-
ство Ассошиэйтед Пресс передает из Бре-
мертона (штат Вашингтон), что президент
Рузвельт, находясь на борту эсминца, вы-
ступил по радио с речью о своей поездке
на Гавайи, Алеутские острова и Аляску.

«На берегах Южной Калифорнии в рай-
оне между Ло:-Анжелосом и Сан-Диего, —
сказал Рузвельт, — я наблюдал крупные
учебные десантные операции, то-есть ту фор-
му войны, которая была с наиболышим успе-
хом развита нами в течение последних двух
лет. Это—война совершенно нового типа,
требующая нового оборудования всех родов
и нового обучения, и я думаю, что могу
с полным правом сказать, что ни ‘одна дру-
гая ‘страна в мире не разработала этот вид
войны столь успешно, как это сделали мы.
Это было продемонстрировано в течение
нескольхих последних недель захватом
Сайпана и Тиниана, а также очищением и
взятием Гуама, что привело к созданию но-
вой угрозы для гамой Японии и для всех
вё операций в’ юго-западной части Тихого
океана». ee

Рузвельт заявил, что его путешествие на
Гавайские острова на крейсере прошло без
каких-либо событий, и он прибыл в Пирл-
Харбор 26 июля.

«Какая изумительная перемена,— сказал
Рузвельт, — произошла здесь со времени мо-
его последнего посещения 10 лет назад! До
моей последней поездки туда морская база
Пирл-Харбор непрерывно расширялась, как
и большинство наших баз. Однако теперь
она уже способна производить ремонт круп-
нейших кораблей. Её штат увеличился за
это. время -почти в. 10. раз. Многие из меха-
ников прибыли туда с.западного побережья
CILIA.

Все линкоры и другие корабли, которые
были потоплены и поврежделы при напа-
дении на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года,
кроме линкора «Аризона», подняты. Под’ем
«Арнзоны» вследствие взрыва, происшед-
шего в его носовом пороховом погребе, яв-
ляется невозможным. Однако многие круп-
ные орудия сняты с него, перемонтирова-
ны и составляют в настоящее время часть
системы береговой обороны острова Оаху.
Все другие корабли уже вступили в строй.
Большинство из них было реконструировано
в Паджет Саунде, и все они резко повы-
сили свою огневую мошь. Эти корабли бы-
ли использованы в боях на Тихом океане
и в длругих районах. Один из них — линкор
«Невада»— принимал участие в обстреле
побережья Нормандии перэд началом, а так-
же во время десантных операций 6 июня.

Я провел 3 дня на острове Оаху. На всем
острове, как и на военно-морской базе, во-
енная деятельность феноменально увеличи-
лась и разрослась».

Рузвельт заявил, что он созещался с ге-
нералом Макартуром, прилетевшим на само-
лете с Новой Гвинеи, адмиралом Нимицом,
адмиралом Леги, командующим. армейскими
силами Гавайского округа генералом Ри-
чардсоном и командующим 3-м флотом ад-
миралом Хэлсей.

«В течение этих трех дней, — заявил
Рузвельт,— мы говорили о тихоокеанских
проблемах и о лучших методах ведения ти-
хоокеанской кампании в будущем. Дискус-
сии привели к полному согласию как в по-
нимании стоящей перед нами проблемы, так
и в отношеяии лучших методов ее разре-
шения. Мы должны иметь в виду огромные
размеры Тихоокеанского района и попытать-.
ся представить себе всю сложную карту.
Гавайские острова раньше рассматривались
как аванпост Соединенных Штатов. Нам не
разрешали укреплять Гуам. Мы не укреп-
ляли ни Уэйк, ни Мидуэй, ни Самоа. Сего-
дня Гавайские острова уже не являются яро-
стым аванпостом, они образуют важную 6a-
зу, с которой, так же как и с Тихоокеан-
ского побережья США, осушестг ляется ру-
ководство операциями на линии фронта, от-
стоящего на расстоянии, в два раза превы-
шающем расстояние между побережьем
США и Гавайями. Гавайские острова содей-
ствовали победам на Гвадалканаре, Новой
Гвинее, Маршальских и Марианских остро-
вах. Гавайи сделают возможными будущие
операции в Китае, сделают возможными ос-
вобождение и обеспечение независимости
Филиппян, сделают возможным перенесение
войны на территорию островоз’ самой Япо-
нии и в ее столицу — Токио».

Касаясь своего пребывания на Алеут-
ских островах, Рузвельт особо отметил
значение сооруженной американскими вой-
сками базы на острове Адак,

Рузвельт сообщил, что на Кодьяке —
крупном острове близ Аляски — предста-
вители трех родов войск закончили по-
стройку прекрасной базы. «Первый малень-
кий город, который мы увидели в районе
Аляски, и первые деревья напомнили мне
побзрежье штата Мэн и Нью-Фаундленда.
Нам сообщили, что многие офицеры и сол-
даты, находящиеся в этом и в других пор-
тах Аляски, рассчитывают поселиться на
Аляске после войны. Я надеюсь, что это

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Штаб
об’единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что 11 августа
американские самолёты совершили налёт из
японский аэродром на острове Гальмагера
{Джайлоло). В результате бомбардировки
уничтожен и поврежден 41 японский само-
лёт. 11 августа американская авиация под-
вергла бомбардировке японские об’екты на
острове Давао (Филинпинские остроза).

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). По сооб-
щению штаба командования войск союзни-
ков в Юго-Восточной Азии, в Северной
Бирме китайские войска захватили пункт
нг дороге Мьиткьина—Бамо, в 20 километ-
рах южнее Мьиткьина.

OH

Подробности налёта
американских самолётов
на район Нагасаки и Суматру

ВАШИНГТОН, 13 августа. (ТАСС).
Штаб командования 20-го соединения аме-
риканской авиации сообщает, что в совер-
шённом ночью 10 августа налёте амери-
канской авиации, на остров Суматра уча-
ствовало 29 сверхмощных «Летающих кре-
постей». Совершив самый дальний пере-
лёт, когда-либо предпринимавшийся рань:
ше, они атаковали нефтеперегонные заво-
ды Пладжоэ в районе Палембанга (на
юге острова Суматра). Нахёт был совер-
шён с баз, подчинённых командованию
войск союзников в Юго-Восточной Азии.
Район Пладжоэ служит для японцев
крупнейшим нефтяным источником на
Дальнем Востоке. Как сообщают, после
бомбардировки экипажи нескольких само-
лётов наблюдали громадные пожары и
взрывы.

Во время налёта другого соединения
американской авиации на район Нагасаки
сверхмощные бомбардировщики в течение
полутора часов бомбили промышленные
об’екты города. На базы не вернулись три
амёриканских самолёта.

Типография газзты «Правка» имени Стализа.

НЯ

-стройке железной дороги на Аляску через

будет осуществлено, так как развитие
Аляски только-только началось, и она
остается страной, ждущей своих пионе-
ров... Вернувшись в Вашингтон, я приму
меры для организации изучения Аляски и
Алеутских островов как районов, куда мо-
гут отправиться в качестве пионеров вете-
раны этой войны, особенно те, кто не имеет
прочных корней у себя дома».

«С ликвидацией японской угрозы, —про-
должал Рузвельт, — возникнут превосхол-
ные перспективы сохранения постоянного
мира во всем районе Тихого океана. По-
этому то, что мы думаем об экономическом
и торговом будущем, является естествен-
ным и оправданным. Логично, что мы пред-
видим огромный торговый оборот между
нашими берегами и берегами Сибири и Ки-
тая как на морских, так и на воздушных
путях. В этом прогрессе торговли Аляска
и Алеутские острова автоматически стано-
вятся промежуточными ступенями для. На-
шей торговли. Это означает неизбежное
развитие путей сообщения с Аляской че-
рез Британскую Колумбию до самого Юко-
на. Еше 10 лет назад я беседовал с премь-
ер-министром Канады г-ном Маккензи
Кингом по вопросу о развитин шоссеиного
и воздушного сообщения и даже о HO-

Британскую Колумбию и Юкон. В обеих
стравах возник болынмой интерес к этому
вопросу, однако потребовалась война для
того, чтобы были предприняты быстрые
действия. В настоящее время автострада
на Аляску практически закончена, а воз-
душная трасса позволяет нам поставлять
тысячи самолетов нашему союзнику—Рос-
сии через Аляску, Берингов пролив и Си-
бирь. Эти самолеты являются важным фак-
тором в блестящем и доблестном продви-
жении русских армий в их походе на Бер-
лин. Я могу заметить также, что наши тес-
ные отношения и подлинная дружба с Ка-
надой в этн годы явились поучительным
примером работы рука об руку с соседом
для общего блага». :

Рузвельт сказал, что «в южной части
Тихого океана имеются сотни островоз,
которые имеют такое же значение для
Южной Америки и для Панамского кана:
ла, какое Гавайи имеют для Северной
Америки. Эти острова являются владения-
ми Британской империи и ` французов».
Рузвельт заявил, что США «не ‚желают
просить какие-либо владения У Об’единен-
ных наций». Однако, сказал он, можно
быть уверенным в том, что эти нации
«будут рады присоединиться к США в
обеспечении защиты от агрессии и в ©0-
здании механизма для предотвранения аг-
рессии».

Рузвельт остановился на роли и значе-
нии тихоокеанских военных баз и посвя-
тил далее часть своей речи агрессивности
политики Японии. Рузвельт сказал: «Пе-
чальным фактом является то, что другие
страны не могут доверять Японии. Пе-
чальным фактом является и то, что долж-
но пройти много лет, прежде чем мы сно-
ва сможем доверять Японии и прежде
чем мы сможем рассматривать ее в каче-
стве члена общества наций, стремящегося
к постоянному миру, и слову которого мы
можем доверять. Стремясь к устранению
в будущем угрозы со стороны Японии
для нас и нашего континента, мы выра-
жаем надежду на то, что другие народы
`Дальнего Востока смогут быть также
освобождены от этой угрозы. Народы
Филиппин никогда не желали и никогда
не захотят превратиться в рабов Японии.
То же самое можно сказать о народах
Кореи — этого старинного королевства, за-
хваченного японцами полстолетия тому на-
зад, народов Манчжурии и всего Китая.
Это верно и в отношении народов Индо-
Китая, Сиама. Явы и даже малоразвитых
народов Новой Гвинеи и так называемых
подмандатных островов, с которых мы из-
гоняем японцев в результате блестящего
продвижения».

«В настоящее время, — сказал в заклю-
чение Рузвельт, — в районе Тихого океана,
за пределами нашей страны, находится 60-
лее одвого миллиона наших солдат. Судь-
ба войны в этом огромном районе нахо-
дится полностью в наших руках. Однако
я не могу вам сказать, когда закончится
война в Европе и на Дальнем Востоке
война против Японии. Война окончится бы-
стрее, если народ нашей страны будет
продолжать производство необходимых
предметов снабжения, кораблей и самоле-
тов. Делая это, мы приближаем день ми-
ра. Делая это, мы спасаем наши собст-
венные кошельки и кошельки наших де:
тей. Делая это, мы спасаем жизнь наших
сыновей и таким путем получаем лучшие
возможности для обеспечения прочного
единства среди Об’единенных наций в со.
здании более надежного фундамента дли-
тельного мира».

Адмирал Нимиц об. американских
и японских потерях в боях
за Марнанские острова

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). Как
сообщает из Пирл-Харбор корреспондент
агентства Ассошиэйтед Пресс, ( командую-
щий Тихоокеанским флотом США адми-
рал Нимиц об’явил, что в боях за освобо-
ждение острова Гуам американские вой-
ска потеряли 7.247 человек, в том числе
1.214 человек убитыми. К настоящему вре-
мени на: острове обнаружено всего 10.970
трупов японских солдат и офицеров. Об-
щие потери японцев с начала военных
действий на Марианских островах
ставляют 37.551 человек убитыми.

Общие потери американских войск в
боях за остров Тиниан- составляют: уби-
тыми — 398, ранеными — 2.636 и пропавши-

ми без вести — 56 человек; в боях за

эстров Сайпан: убито 3.049, ранено —

13,049, пропало без вести — 365 человек.
Oa

Прибытие в Италию
Паттерсона и Соммервелла

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). По со-
общению римского корреспондента агенг-
ства Ассошиэйтед Пресс, там официально
об`’явлено о том, что в Италию прибыли
заместитель военного министра США Паг-
терсон и начальник интендантской службы
американской армии  генерал-лейтенант

Соммервелл. :
——oO-

Итальянские партизаны

ранили фашистского главаря
Паволини

ЖЕНЕВА, 13 августа. (ТАСС). Берлин-
ское радно сообщило, что в Пьемонтё рз-
нен секретарь фашистской партии Паволи-
ни. Партизаны ранили Паволини перед его
стездом в одву из фашистских частей. в
составе которой он намеревался принять

Участие в карательной экспедиции протиз
партизан.

— Д 3-33-88; `Сельс
О кедоставкс газет ote

1 няются днем и ночью.

со- г

йственного — д
сообщать по телефону Д 3-06-05. 2

14 АВГУСТА 1944 г., № 195 (9652)

Американский обозреватель
о «восстании» в Варшаве

НЬЮ-ЙОРК, 13 августа. (ТАСС). Извет.

ный американский радиокомментатор Стил
заявляет:

«Польское эмигрантскбе правительств

повинно в одном из наиболее коварных по.
литических маневров, когда оно приказал
польским подпольщикам в Варшаве высту.
пить с оружием в руках. Лондонская груп.
па отдала приказ о преждевременном вое.
стании с единственной целью произвести
пропагандистский эффект, рассчитанный ва
укрепление её престижа в США и Англии,

< »
Cocuxoscxnit, Anmepe mu Mx сообщники, от.

ветственные за этот приказ, — кровавые
убийцы. Их следовало бы немедленно пре.
дать военному суду международного три.

бунала, состоящего из представителе
США, Англии, СССР и Польши».
—_O—

Покушение на германского
фельдмаршала Вейхса

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Аген.

ство Рейтер передает из Цюриха, что, с.
гласно сведениям, полученным из Белгра.

па, молодой лейтенант стрелял в главно.
командующего германскими войсками в
Балканах фельдмаршала Вейхса и ранилет,

—о-

Осадное положение в Виши

РАБАТ, 13 августа. (ТАСС). Как чере.
дает радио Марокко, ссылаясь на инфо.
мацию из Франции, в Виши об’явлею
ссадное положение. Мосты в городе охра.
В окрестностях
Виши расположены войсха, в частности, в
пороге, ведущей в Лион. На улицах пат.
рулируют жандармы. Все входы в прав.
тельственные учреждения строго охраня.
ются.

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Агень
ство Рейтер сообщает из Женевы, что,

сведениям с франко-швейцарской границы,

новые мероприятия гитлеровцев HO «1

a

тальной мобилизации» во Франции прив.

ли к тому, что всё новые тысячи фран
цузов присоединяются к вооруженным от.
рядам французских патриотов. Вишийски
«генеральный секретарь по поддержанию
порядка и государственной безопасность
Дарнан сосредоточил все свои полицей
ские силы вокруг Виши, где царит край.
не напряженная обстановка.

10 августа французские патриоты убил
начальника гестапо в Верхней Савойе, }
отместку гитлеровцы расстреляли 10 +:

ложников.
—с-

Заседание Консультативного
совета по вопросам Италии

РИМ, 12 августа. (ТАСС). Здесь co
стоялось 18-е заседание Консультативное
совета по вопросам Италии, на котор
председательствовал представитель Юм
славии Михо Крек. Исполняющий обязан:
ности главного комиссара  контрольн
комиссии союзников капитан Эллери Сто
выступил на заседании по вопросу о №
следних политических событиях.

Внце-председатель экономической с
ции контрольной комиссии доложил о по.

ложении транспорта в освобождении
Италии в связи с вопросом снабжения,
—_O—
Мероприлтия

правительства Бономи

РИМ. 13 августа. (ТАСС). Итальянский
совет министров принял решение о вост.
новлении на постах должностных лиц 15
родских самоуправлений, уволенных в cate
время фашистскими властями по политии
ским и расовым соображениям. По предл
жению министра финансов принят проем
декрета о назначении на предприятия, з

сударство,

Принято также решение о ликвидаци
созданной при фашистском режиме итал
янской академии. Реорганизован высший
совет народного образования и принят п.
рядок избрания его членов. Восстановлен
в правах профессора, потерявшие сво kt
федры за отказ принести присягу фашит
скому режиму.

—-О-—

Восстановление портов в Итали

ЛОНДОН, 13 августа. (ТАСС). Какие
редаёт агентство Рейтер, находящиеся
руках союзников итальянские торты А
кона. Чивита Веккия, Санто-Стефано 1
Пьомбино в настоящее время снова раб»
тают с пропускной способностью довое
ного времени.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ЕЕ ee eee ee ee

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «БОЛЬШАЯ
ЗЕМЛЯ», «МИНСК НАГШ» — Первый,
«БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ», «ПРОКОНВОИРОВАНИЕ
ВОЕННОПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ ЧЕРЕЗ №
CKBY> — Метрополь, Ударник, Roms,
Москва, Художественный, Форум, Ш
Орион.

«БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ», «МИНСК НАПЬ — Р№
на. Тагаяский, сад «Эрмитаж».

«БОЛЫНАЯ ЗЕМЛЯ», «СРАЖЕНИЕ ЗАВ!
TEBCK> — ЦПКиО им. Горького,

«СВАДЬБА», «МИНСК НАН1 — Востоккино,

«ЖДИ МЕНЯ», «ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В (№
ВЕРНОЙ ФРАНЦИИ» — Омена.

«НЕБО МОСКВЫ», «СОВЕТСКОЕ HCKYOCTBO
No 56> — x/r BUC,

«ЖЛИ МЕНЯ». «МИНСК НАПЬ» — Молот,
«КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»,
ЗА ВИТЕБСК» — 3-й Интернационал,
«САЛАВАГ ЮЛАЕВ». «ПИОНЕРИЯ № ®-

Юный зритель (днём).
«ЮБИЛЕЙ» — Метрополь.
*МЕДВЕЛЬ>, «НАЛИМ»,

СТВИЯ В СЕВЕРНОЙ ФРАНЦИИ» —

зритель (веч.).
«НЕБО МОСКВЫ», «новости дня № 1-44 1-

Ane,
«ИУДУШКА ‹ГОЛОВЛЕВ», « — Сокольнический ПКиО.

«ВОЕННЫЕ ЛЕ
Юты

Ne 1—44
«ПО ILYYbEMY BETEHHIO> — Orradpp (282

московский — ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ TEAT
(Мал. Бронная, 2) — 14/1 — Премьер -
Капризная невеста. Начало в 7 час, вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (в пои
театра Оперетты, ВБ. Садовая, 18) — 14/УШ-
*Кли меня. Начало в 7 час. вечера.

гос. ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
им. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО (сад им. Бам
ленив закрытый театр, ул. Карла Маркса, 158
14 ут День чудесных обманов (Дузы’
Начало в 7 чае. взчера.

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ TRAT
{Таганская плошщ., ул. Чкалова, 76) — 14/5
Женитьба. Начало в 7 час вечера. 8,

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ Xt
ЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ` (Комсомольская 1
FAN Te 14ГУПТ — Ленинградский wre
etl opora sp Hpw-Hopr., Hayano в

BCECOIO3HOE PACTPOABHO - KOHIEPTHOE
OB EAMHEHHE — ОТРАДНЫЙ А ЧРИ
coun — Творческий смотр новых работ артист
ee hercront эстрады.  ersepraa  програ\\

4/УПИТ—Гос. джаз-оркеетр РСФСР п/р. и Ш!
участии засл. артиста РСФСР Леопида УтеС0#

программе работы 1941—1944 гг. Начало 1

о 30 мин. вечера. Касса открыта с 12 9
ЗЕРКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ЭРМИТАЖ» (104.
театра Оперетты) — 15/У1И - Вечер сюм”
oe ee и таборных лесен. Тама ai
. зыказ — Зв
acetic кальное сопровождение a

‚ Сбор поступит в фонд помоши #

Фронтовиков. Н =
2 . Начало в 7 час. 30 мин.
открыта с 12 час. дня.

3-10-85: Экономического —

Е-

Изд. № 452.

«СРАЖЕНИЕ

которых участвует или заинтересовано №,
правительственных KOMHCCADO

пол
BA,

cM
HO!
yall
PEt
пол
Hep
ГО,
BA,
rent
пол
KOE
KOI
Tall

пол
ЗИ
ЦИН

В
ВИН
WH
1H
Ath
Hut

&}
TORAD
Sip
Tay
BT
wera
Tap
ВЫ
Teler
АЗЫ
Доб
Вы