ВТОРНИН,

24 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 253 (8555)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
м ы—ы———ы—ыыы ыы—ыыыыт =

He :
Отклики английской и американской печати на англо-советекое

коммюнике о пребывании Черчилля и Идена в Москве

ЛОНДОН, 21 октября. (ТАСС). Газета
«Таймс», комментируя в передовой статье
официальное коммюнике о пребывании Чер-
чилля и Идена в Москве, пишет: «Это ком-
мюнике естественно и по необходимости со-
ставлено в общих выражениях. Однако во-
просы, которых оно касается, по своему ха-
рактеру вполне доказывают своевременность
имевших место встреч и их важнейшее зна-
чение для дальнейшей консолидации поли-
тики союзников как в военной, так и в по-
литической областях. За 10 дней активных
переговоров, которые вели` государственные
деятели союзников, безусловно, был побит
рекорд в смысле успеха и ценности проде-
ланной работы».

«В переговорах, — продолжает газета, —
были полностью представлены все три ве-
дущие державы, участвующие в войне на
Западе. В ходе этих переговоров был произ-
веден всесторонний обзор военных планов,
представляющих собой логическое продол-
жение планов, намеченных в Квебеке и Те-
геране.

..В ходе нереговоров обсуждению под-
верглись два «из многих политических во-
просов, представляющих общий интерес», и
об этих вопросах“особо упоминается в ком-
мюнике. Это — вопрос о будущности Поль-
ши и вопрос о том, какие последствия будет
иметь для положения на Балканах победо-
носная кампания союзников».

«Дейли телеграф энд Морнинг пост» в
передовой статье пишет: «Знаменательным

ляется возникновение тех или иных разно-
гласий между Англией и СССР, газета пи-
шет: «Однако расхождения имеют меньшее
значение, чем единство по существу. Этого
единства достигли два человека— Черчилль
и Сталин, и никакая похвала не может быть
слишком велика для них».

НЬЮ-ЙОРК, 21 октября. (ТАСС). Газеты
«Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк геральд
трибюн» опубликовали на первых страницах
сообщения о завершении англо-советских
переговоров в Москве. Под заголовком
«Московские переговоры закончились в об-
становке оптимизма. Черчилль. и американ-
ский посол вылетели на родину» газета
«Нью-Йорк таймс» привела сообщение сво-
его московского корреспондента, который
подчеркивает успехи переговоров, достигну-
тые в разрешении польского вопроса, раз-
вертывании военных планов и т. д. Коррес-
пондент заявляет, что англо-советское един-
ство, повидимому, никогда не было более
прочным и болзе полным. Газета публикует
также полный текст англо-советского ком-
MIOHHKe.

Под заголовком «Англичане и русские
достигли соглашения в отношении Югосла-
вии» газета «Нью-Морк геральд трибюн»
публикует сообщение московского коррес-
пондента агентства Ассошиэйтед пресс и
текст англо-советского коммюнике.

ЛОНДОН, 22 октября. (ТАСС). Дипло-
матический обозреватель «Рейнольдс
ньюс» пишет, что вопрос о Польше остал-

является то обстоятельство, что обсужде-
нию подвергся обширный ряд проблем, и,
поскольку для их обсуждения было отве-
дено 10 дней, то это дало английским и
русским лидерам полную возможность глу-
боко понять настроения и точку зрения каж-
дого».

Касаясь польской проблемы, «Дейли те-
леграф энд Морнинг пост» пишет: «Мы с
удовлетворением узнали о прогрессе на пути
к ее разрешению, несмотря на то, что ряд,
быть может, основных вопросов попрежне-
му остался неразрешенным. Тот факт, что
расхождения «значительно сократились» в
результате переговоров не только между
англичанами и русскими, но также в резуль-
тате переговоров тех и других с руководи-
телями польского правительства в Лондоне
и Люблинского комитета, представляет со-
бой обнадеживающий признак».

Редактор иностранного отдела газеты
«Дейли геральд» считает, что по вопросу
о Польше переговоры увенчались лишь ча-
стичным успехом.

«Дейли мейл» указывает, что достигнут
важный прогресс на пути к разрешению
польской проблемы, которая подверглась
подробному обсуждению в переговорах меж-
ду советским и английским правительствами.
Эти переговоры заметно сократили расхож-
дения и рассеяли недопонимания.

Газета «Санди экспресс» в редакционной
статье, озаглавленной «Хорошо выполненная
задача», пишет: «Ничто лучше не содейство-
вало успеху дела союзников и будущему
цивилизации, чем московские переговоры.
Британская империя и Россия должны иг-
рать весьма важную роль в планировании

победы и устройстве Европы и всего мира».
Отметив, что совершенно естественным яв-

ся сейчас единственной неразрешенной
проблемой. Однако в основном — это во-
прос разногласий между польскими груп-
пировками. По общим принципам Черчилль
и Сталин, заявляет обозреватель, полно-
стью согласны между собой.

«Обсервер» отмечает, что в той степени,
в какой это касается расширения англо-
советского сотрудничества и взаимопони-
мания, Московская конференция, безуслов-
но, была успешной. Однако это не разре-
шает проблемы Польши. Перед Миколайчи-
ком стоит щекотливая проблема, и ему
приходится страдать от постоянной оппо-
зиции со стороны неуступчивых поляков и
антирусских фанатиков в некоторых стра-
нах.

НЬЮ-ЙОРК, 22 октября. (ТАСС). Аме-
риканская печать продолжает публиковать
сообщения, в которых подчеркивается ук-
репление единства Об’единенных Наций,
достигнутое на совещаниях, происходив-
ших в Москве между И. В. Сталиным и
У. Черчиллем. 22 октября корреспондент
газеты «Нью-Йорк таймс» приводит почти
на целую колонку цитаты из «Известий» и
«Правды», а также из других московских
газет, в которых, как пишет корреспон-
дент, «выражается общее удовлетворение
беседами, продвинувшими вперед дело уп-
рочения единства союзников и устранив-
шими некоторые щекотливые вопросы, ко-
торые ранее не были разрешены, а также
подготовившими еще более тесное сотруд-
ничество, которое ускорит поражение Гер-
мании».

Атентства Ассошиэйтед пресс и Юнай-
тед пресс также распространили выдерж-
ки из передовых статей, напечатанных в
«Известиях» и в «Правде».

Речь Рузвельта о

НЬЮ-ЙОРК, 31 октября. (ТАСС). Прези-
дент Рузвельт выступил на банкете, органи-
зованном Ассоциацией внешней политики, с
речью о внешней политике.

«Я верил, когда окончилась первая миро-
вая война, и верю сейчас, — сказал OH, —
что прочный всеобщий мир невозможен, ес-
ли наша страна не захочет участвовать в его
завоевании и сохранении. Я полагал тогда и
считаю теперь, что мы должны подкрепить
свои слова делами. Четверть века тому на-
зад мы участвовали в спасении своей сво-
боды, но не сумели организовать такой мир,
в котором смогли бы свободно жить сле-
дующие поколения. Эта возможность нам
снова представляется. Нет никакой гарантии,
что она представится в третий раз.

Сегодня Гитлер и нацисты продолжают
отчаянно драться за каждую пядь земли, и,
возможно, что они будут продолжать эту
борьбу до самого Берлина. Мы ведем еще
одну серьезную битву с Токио. Какой бы
долгий и трудный путь нам ни пришлось бы
пройти, наши войска пробьют себе туда до-
рогу под командованием Макартура и Ни-
mula. Bee наши мысли о внешней политике
в нынешней войне должны быть обусловле-
ны тем фактом, что сегодня миллионы на-
ших американских юношей сражаются за
много тысяч миль от родины, защищая нашу
страну и наши американские идеалы.
предстоит еще много тяжелых и жестоких
боев. Руководители нашей страны всегда
считали, что забота о национальной безо-
пасности не ограничивается пределами на-
шей страны».

Отметив, что на межамериканских KOH-
ференциях, которые начались в Монтеви-
део в 1933 г., США положили в основу сво-
их внешних сношений добрососедскую по-
литику, Рузвельт продолжал: «Приведу
другой акт более раннего периода в обла-
сти внешней политики, которым я горжусь.
Это — признание Советской России в 1933 г.
В течение 16 лет до этого американский
народ и русский народ не имели никаких
практических средств общения между собой.
Мы восстановили эти средства. И сегодня
мы сражаемся вместе с русскими против об-
тих врагов и знаем, что вклад русских в
победу был и остайется гигантским». Руз-
вельт заявил, что некоторые политические
деятели, которые теперь играют весьма вид-
ную роль в республиканской партии, осуж-
дали это признание.

«После прошлой войны, во время полити-
ческой кампании 1920 г., — продолжал Руз-
вельт, — изоляционистская старая гвардия
(республиканцы) восторженно говорила о
международном сотрудничестве. Стремясь
завоевать голоса избирателей в 1920 г.,
сенатор Гардинг говорил, что он искренний
сторонник создания ассоциацин наций, «ор-
ганизация и участие в которой сделали бы
подлинное достижение мира реальной воз-
можностью». Однако после избрания прези-
дента`Гардинга об ассоциации наций ничего
уже не было слышно».

Рузвельт напомнил, что изолянионисты
противились в 1939 г. отмене пунктов зако-
на о нейтралитете, предусматривавших эм-
барго на вывоз оружия.

«Большинство республиканцев — членов
конгресса, — сказал Рузвельт, — голосова-
ло против закона о призыве на военную
службу в 1940 году; они голосовали против
отмены эмбарго в 1939 г., против закона о
лендлизе в 1941 г., а в августе 1941 г. они
голосовали против продления закона о при-
зыве на военную службу, т.-е. за 4 месяца
до Пирл-Харбор они голосовали против ук-
репления нашей армии».

«Вопрос о людях, которые будут вырабаты-
вать и проводить внешнюю политику нашей
страны, рентается и весьма серьезно ренгает-
ся на предстоящих выборах. Он решается не
с партийной точки зрения, а с точки зрения

Ham

внешней политине

трезвых, непреложных реальных фактов.
Если республиканцы на предстоящих выбо-
рах возьмут верх в конгрессе, то закорене-
лые изоляционисты займут в нем позиции,
обеспечивающие им влияние и силу... Такие
политические деятели, которые вели поли-
тику изоляционизма или в наши грозные дни
ни разу не подннмали против нее своего го-
лоса, — ненадежные хранители будущего
Америки. В изоляционистском лагере есть
демократы, но их мало, и они не занимают
руководящих постов. Я горжусь тем об-
стоятельством, что наше правительство не
пользуется поддержкой изоляционистской
печати, я особенно имею в виду нечать Мак-
кормика, Паттерсона, Херста и Ганнета».

Касаясь послевоенных проблем, Рузвельт
сказал: «Наша задача, как я заявил десять
дней тому назад, — без задержки и до окон-
чания военных действий завершить органи-
зацию Об’единенных наций. Мир, как и вой-
на, может быть успешным только при на-
личии воли к его обеспечению и при нали-
чии достаточных сил для этого. Совет Об’-
единенных наций должен обладать силой,
чтобы действовать быстро и решительно для
сохранения мира — насильственным путем
в случае необходимости. Полицейский был
бы не особенно хорошим нолицейским, если
бы, увидев, как грабитель вламывается в
дом, он должен был бы пойти в муницина-
литет и созвать собрание горожан, чтобы
получить ордер, и лишь затем арестовать
грабителя. Чтобы всемирная организация
была сколько-нибудь реальна, наш народ
должен конституционными средствами, че-
рез своих представителей в конгрессе, за-
ранее дать своему представителю в органи-
зации полномочия для действий, — это ясно.
Если мы не схватим международного пре-
ступника, когда он у нас под рукой, если
мы позволим ему уйти с добычей из-за
того, что муниципальный совет не отдал
распоряжения о его аресте, то мы не испол-
ним свой долг в деле предотвращения но-
вой мировой войны».

Отметив, что конференция в Думбартон-
Оксе «была новой главой в долгом процессе
сотрудничества с другими миролюбивыми
странами — процессе, который начался с
конференции, принявшей  Атлантическую
хартию, и продолжался на конференциях в
Касабланке, Москве, Каире, Тегеране, Кве-
беке и Вашингтоне», Рузвельт продолжал:

«В истории человечества никогда не было
такого случая, чтобы союзники так сотруд-
ничали между собой, как мы теперь, — так
тесно, гармонически и эффективно в веде-
нии войны и одновременно в возведении
здания мира. Если мы не сохраним этих вза-
имоотношений в мирное время, если мы не
расширим и не укрепим их, то прочному
миру не бывать.

Что касается Германии, этой трагической
нации, которая посеяла ветер и теперь по-
жинает бурю, то и наши союзники полно-
стью согласились не иметь дела с нацист-
скими заговорщиками и не оставить им ви
крупицы явного или тайного контроля над
средствами управления. Мы не оставим им
ни одной частицы военной мощи или по-
тенциальной военной мощи». «Все те люди
в Германии, которые непосредственно отве-
чают за муки челсвечества, будут строго на-
казаны. Германский народ не будет порабо-
eu, ибо Об’единённые нации не занимают-
ся порабощением людей. Но германскому
народу придется прокладывать себе путь
обратно в содружество миролюбивых и за-
конопослушных наций. И мы, безусловно.
позаботимся, чтобы при его восхождении
вверх по этой крутой дороге его не обреме-
няло оружие. Он будет освобожден от этого
бремени и, мы надеемся, навсегда».

В заключение Рузвельт призвал

канцев поддержать политику, направленную
на строительство мирового содружества.

Возвращение Черчилля

в Англию

ЛОНДОН, 23 октября. (ТАСС). В goer
шении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«В районе «мешка» на Шельде войска
союзников взяли Брескенс и форт Фреде-
рик-Хендрик. Союзники продвинулись так-
Же от Аарденбурга по направлению к Фрей-
бургу. Части, оперировавшие в восточном
направлении, взяли Скоондейк к северу от

Антверпена. Противник вытеснен из Эсше-

ЛОНДОН, 23 октября. (ТАСС). Как пе-  на. Войска союзников продвинулись по обе
редает каирский корреспондент агентства   стороны железной дороги, идущей в юго-
Рейтер, премьер-министр Черчилль на обрат-   западном направлении, а также вдоль пюс-
ном пути из Москвы провел день в Каире,  се от Вествезеля и Ахтербрука.
где вел важные переговоры с руководящи-  Ранним утром 22 октября войска союз-
ми военными деятелями. Переговоры, ников предприняли атаку в районе Герто-
происходившие там же, где в прошлом го- генбоша. Операции продолжаются успешно.
ду состоялась Каирская конференция, дли- Истребители и истребители-бомбардиров-
лись несколько часов. В переговорах © oe оказывают энергичную поддержку
няли участие начальник имперского гене-  союзным войскам. Войска союзников очи-
рального штаба фельдмаршал Алан Брук И  щают от противника район Вюрселена к се-
командующий британскими вооруженными веро-востоку от Аахена. Когда бон за этот
силами на Среднем Востоке Бернард Пейд-  город прекратились, выяснилось, что со-
ЖЕ. юзники взяли около 1.600 пленных.

Дальше к югу союзники добились успе-
хов в районе Безанжа, Куэнкура и Эмбер-
мениля к северо-востоку и востоку от Лю-
невиля. Северо-восточнее Эпиналя войска

ЛОНДОН, 23 октября. (ТАСС). Как пе- союзников продвинулись, преодолев упор-
редает агентство Рейтер, в штабе командо-  ное сопротивление противника. Союзники
вания вооруженных сил союзников на среди- взяли Брувельер и очищают от врага Дом-
земноморском театре военных ‘бпераций со-   френ, Вервезель и Бельмон. К востоку от
общают, что премьер-министр Черчилль и Эпиналя были подвергнуты бомбардировке
начальник имперского генерального штаба   скопления вражеских войск.
фельдмаршал Алан Брук провели ночь в  Истребители и истребители-бомбардиров-
Италии на обратном пути из Москвы. Они   щики, оказывавшие поддержку наземным
были гостями главнокомандующего воору-   частям союзников, совершили налёт Ha
женными силами союзников на средиземно-  транспортные об’екты в районе Меца. К за-
морском театре военных операций генерала   паду от Рейна в этом районе истребители-
Вильсона. бомбардировщики в нескольких местах по-

ЛОНДОН, 22 октября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, сегодня во второй
половине дня в Лондон прибыл на самолете
премьер-министр У. Черчилль.

Пребывание Черчилля в Каире

Посещение Черчиллем Италии

Военные действия союзников в Европе

Положение в Венгрии

Регент Хорти арестован
и отправлен в Германию

ЧЕРНОВЦЫ, 22 октября. (ТАСС). Из
будапештских радиопередач явствует, что
венгерский регент (правитель) Хорти был
арестован и отправлен в Германию.

Будапештское радио сообщило, что ре-
гент {Хорти находится в Берлине.

Покушение на Гиммлера

ЛОНДОН, 23 октября. (ТАСС). Сток-
гольмский корреспондент газеты «Дейли
мейл» сообщает, что, по полученным из Бу-
дапешта сведениям, на прибывшего туда
гитлеровского министра внутренних дел и
командующего германской «внутренней
армией» Гиммлера было совершено покуше-
ние. Неизвестным лицом в Гиммлера было
сделано несколько выстрелов. Гиммлер ра-
нен, начальник его личной охраны убит.

Убийство немецкого генерала

СТОКГОЛЬМ, 23 октября. (ТАСС). Га-
зета «Афтонтиднинген» сообщает, что на
площади в городе Висбадене был застре-
лен командующий военным округом гене-

амерн--

рал Вальтер Шпот. Стрелявший скрылся.

«Ню даг» о доставке в Швецию
квислинговцев из Прибалтики

СТОКГОЛЬМ, 21  октября. (ТАСС). Га-
зета «Ню даг» пишет:

«Населению острова Даларо в стокгольм-
ских шхерах известно, что между Швецией
и балтийскими странами регулярно ходили
суда, привозившие сюда квислинговцев. По-
лагают, что шведский военно-морской флот
снабжал эти суда горючим, так как в Да-
ларо они ничего не получают. Эстонцы фас-
сказывают, что сула иногда направлялись в
Финляндию, пересекали Финский залив, за-
бирали беженцев и возвращались тем же
путем. Очевидно, это делалось < согласия
немцев, а отчасти и при их поддержке. Из-
вестно, что высший немецкий офицер, быв-
ший начальник Таллинского порта во время
оккупации, два раза приезжал в Швецию.
Он был гостем майора Мутандер. Сначала
майор Мутандер и господа Линдстрем и
Поеель организовали перевозку в Швецию
шведов с острова Роге».

По словам газеты, в дела по переброске
эстонских квислинговцев в Швецию «заме-
шана также баронесса Стенбок, сторонница
прежнего фашистского режима з Эстонии,
бывшая собственница имения около Таллина.
Она приехала сюда в 1940 г. и немедленно
занялась энергичной антисоветской деятель-
ностью. Баронесса Стенбок служит теперь в
шведском министерстве иностранных дел».

Укрепление культурных
связей между США и СССР

НЬЮ-ЙОРК, 20 октября. (ТАСС). На обе-
де, устроенном «Американо-Русским инсти-
тутом», присутствовало 700 видных ученых,
представителей делового мира и других
американских деятелей. Помимо посла
СССР в США тов. Громыко и председателя

«Американского общества бактериологии»

профессора Мадда, с речами выступили
представитель государственного департа-
мента Тэрнер, директор «Американского ин-
ститута иранского искусства и археологии»
профессор Поп и др.

Профессор Поп в своей речи заявил, что
американцы должны узнавать все, что воз-
можно, о Советском Союзе, чтобы заставить
замолчать враждебные элементы и дать от-
пор тем, кто пытается извлечь политические
выгоды из антисоветской — деятельности.
Проф. Поп призывал американцев сотрудни-
чать с Советским Союзом в деле создания
нового всеобщего мира`и безопасности, что
поможет залечить раны и устранить страда-
ния, принесенные войной. Помощник на-
чальника отдела культурных связей госу-
дарственного департамента Тэрнер в своей
речи заявил, что государственный департа-

мент постепенно подходит к разработке

программы международного культурного
сотрудничества. Цель этой программы —
развитие взаимопонимания между народами
и организация взаимных мероприятий в об-
ласти культуры. Тэрнер особо подчеркнул
необходимость установления более тесных
культурных связей между Советским Сою-
зом и Америкой.

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 23 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт вашингтонский корреспондент агент-
ства Рейтер, генерал Макартур зая-
вил, ‘что занятие американцами Филип-
пин окажет решающее влияние на
стратегическую обстановку на Тихом
океане. Острова, находящиеся к югу
от Филиппин (Голландская Индия и
британские владения — Борнео, Малайя и
Бирма}, будут отрезаны от собственно
Японии.

вредили железнодорожную линию. В Мезь-
ер-ле-Мец всё ещё продолжаются бои.
Войска союзников оказывали серьезный
нажим на врага в секторе Вогез. i

Днём 22 октября свыше 1.100 тяжёлых
бомбардировщиков в сопровождении при-
мерно 750 истребителей совершили налёт
на промышленные об’екты и коммуникации
в районе Гамма, Мюнстера, Ганновера и
Брауншвейга. Другие эскадрильи тяжелых
бомбардировщиков, также сопровождав-
шиеся истребителями, совершили ожесто-
чённый налёт на внутренний порт и важный
железнодорожный узел Нейсс, близ Дюс-
сельдорфа. В ходе этой операции авиация
союзников потерь не имела».

ЛОНДОН, 23 октября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре военных деи-
ствий говорится, что выгрузка в Пирее
(Греция) боеприпасов проходит удовлетво-
рительно. Воды вблизи Пирея очищены от
мин.

В Италии на фронте 5-й армии были
закреплены недавно достигнутые успехи и
улучшены некоторые позиции. На фронте
8-й армии был занят пункт Червия. Рас-
ширено, несмотря на сильное сопротивле-
ние противника, предмостное укрепление
на реке Савио, севернее Чезены.

Союзники заняли остров Лемнос

ЛОНДОН, 33 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт корреспондент агентства Рейтер
при штабе войск союзников жа срелиземно-
морском театре операций, вчера было офи-
ниально об’явлено о том, что английские
десантные части заняли остров Лемнос в
Эгейском море.

Корреспондент агентства Рейтер комментирует
положение в Рурской области

ЛОНДОН, 20 октября. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер передаёт из
Стокгольма:

Четыре из наиболее выдающихся  про-
мышленных магнатов Рурской области аре-
стованы гестапо. Они обвиняются в распро-
странении пораженческих настроений и в
том, что они высказывались за капитуля-
цию в надежде спасги свои заводы от пол-
ного разрушения.

Согласно сообщениям, полученным из
частных источников, арестованы следую-
щие лица: Герман Рехлинг, Альберт Фег-
лер, Фридрих Флик и д-р Клекнер.

66-летний Рехлинг, который поддержи-
вал Гитлера, давая ему миллионы марок
задолго до Тиссена, являлея главой гер-
манского «Стального треста» и возглавлял
германские сталелитейные предприятия на
оккупированных территориях. Он является
также членом германского совета по во-
оружению.

65-летний Феглер — известный учёный и
исследователь — председатель акционерно-
го общества «Штальверке Дортмунд» и ру-
ководитель ряда предприятий, связанных <
тяжёлой промышленностью. Он заключён в
своём замке в Хердеке, недалеко от
Дортмунда.

60-летний Флик, будучи ближайшим со-
трудником Рехлинга и входивиий в «мозго-
вой трест» Шпеера в качестве техническо-

го консультанта, — изобретатель новых
процессов производства стальных плит.

Клекнер происходит из Дортмунда, он
один из руководителей германской тяжёлой
промышленности.

Далее корреспондент сообщает, что в
Руре. сверху и снизу развёртывается мощ-
ное антигитлеровское движение. 7—8 млн.
рурских рабочих поняли, что если пред-
приятия будут разрушены в результате на-
лётов авиации союзников и действия их
артиллерии, то они останутся без работы.

Мужчины и женщины, а зачастую и дети
живут в. бомбоубежишах при заводах, обе-
дают в подземных столовых.

Производство в Руре попрежнему стра-
дает от двух причин: от эпидемии гриппа,
вызванной проживанием в нездоровых усло-
виях, и в результате перебоев в снабжении
стратегическим сырьём, что вызвано дезор-
ганизацией сообщения, как следствие бом-
бардировок. Потеря шведской и украинской
руды также влияет на OO EM производства,
которое сейчас сократилось на 30—35 проц.
Нацистами распространяются слухи, что
если союзники ворвутся в район Рура, то
вся эта обширная область будет затоплена
и что какие-то «секретные химические ве-
щества» будут использованы при наводне-
нии, чтобы вызвать катастрофу армий про-
тивника.

Иранские газеты требуют отставки кабинета
Саеда

ТЕГЕРАН, 18 октября. (ТАСС). (Задер-
жана доставкой). В связи с решением иран-
ского правительства не сдавать нефтяные
коннессии до окончания нынешней войны
большинство иранских газет продолжает
резко выступать против кабинета Саеда и
требует его отставки.

Газета «Ажир» печатает статью против
Саеда и его политики, в которой заявля-
ет: «Эти господа, подрывая нашу дружбу
с СССР, забывают, что только благодаря
новому строю в СССР была сохранена наша
независимость... Дружба с народами
СССР — порука нашей свободы и незави-
симости. Эту дружбу необходимо ук-
репить договорами и экономическими кон-
цессиями».

Газета «Пулад», критикуя решение каби-
нета Саеда, пишет: «Мы считаем эту ко-
варную политику вредной для Ирана».

Газета «Азадеган», резко критикуя пози-
цию правительства Саеда по нефтяному во-
просу, пишет, что «правительство под ма-
ской охраны интересов страны хочет испор-
тить отношения между СССР и Ираном и
вернуться к нолитике Реза-шаха по отноше-
нию к СССР». Газета заявляет: «Этим гос-
подам уж очень хочется повторить быв-
шие времена. Не выйдет! Наш парод не
разрешит никому и никакому органу подор-
вать верные и искренние отношения народов
Ирана и Советского Союза. Никто не в си-
лах подорвать наши экономические и поли-

<

тические связи, разорвать духовные нити,
связывающие нас».

Газета «Дад» выступает с переловой
статьей в пользу: развития и укрепления
экономических отношений между СССР и
Ираном на основе товарообмена. «Существо-
вание СССР, — заявляет газета, — являет-
ся залогом независимости Ирана».

Газета «Иране ма» в статье «Почему вы
не подаете в отставку?» пишет, что «Саед,
придя к власти, выдавал себя за руссофила,
но мы и тогда знали, что это только обман».

Газета «Михан», также выступая против
«В области
внешней политики, — указывает газета, —

Саеда, требует его отставки.

Саед не сделал ни одного полезного дела».

Газета «Ферман» под заголовком «Саед
ведет Иран к пропасти» опубликовала ре-
об’единяющего
около 20 тегеранских газет, требующее от-
ставки кабинета Саеда. Как внутренняя, так
и внешняя политика Саеда, говорится в этом

шение «Фронта свободы»,

решении, гибельна для Ирана... Сейчас,
когда приближается мирная конференция и
когда нужно всячески расширять и укрен-
лять дружественные и добрососедские отно-
шения с союзниками, Саед делает все, что-
бы испортить эти отношения. В заключение
«Фронт свободы» призывает всех честных
депутатов меджлиса выразить недоверие
Саеду и положить конец его опасной по-
литике.

Это обращение публикуется и другими га-
зетами. входящими в «Фронт свободы».

Профессор Злотовский о польском эмигрантском
правительстве

НЬЮ-ЙОРК, 22 октября. (ТАСС). По со-
общению выходящей в Детройте газеты
«Ньюс», там состоялся митинг американцев
польского происхождения, на котором при-
сутствовало несколько тысяч человек. Вы-
ступивший на митинге профессор универси-
тета штата Огайо Злотовский критиковал
польское эмигрантское правительство за
организацию преждевременного выступле-
ния в Варшаве.

Злотовский призвал всех американцев
польского происхождения поддерживать
Польский Комитет Национального Освобо-
ждения. Эмигрантское правительство, ска-
зал он, является «идеологическим преем-
ником реакционного правительства Пилсуд-
ского. Ни при каких обстоятельствах не

следует допускать, чтобы лондонское эми-
грантское правительство стало новым пра-
вительством освобожденной Польши. Дела-
ми Полыши должен руководить Польский
Комитет Национального Освобождения.
Главная проблема Польши сегодня состоит
не в границах, а в составе будущего пра-
вительства... Проблема Польши заключает-
ся не в том, чтобы добыть больше терри-
торий, а в том, чтобы иметь дружественных
соседей».

На митинге выступили также председа-
тель польской секции американского сла-
вянского конгресса д-р Осовский, предста-
витель «ассоциации ветеранов польской ар-
мии» Вишиевский, сенатор штата Мичиган
Новак и польский поэт Куптковский.

Агенты польеной эмигрантской клик

и срывают отправку продовольствия

населению Польши

НЬЮ-ЙОРК, 20 октября. (ТАСС). Радио-
комментатор Стил заявил, что так называе-
мый «Комитет помощи Польше в войне» име-
ет в Нью-Йорке четыре склада, наполнен-
ных продовольствием и медикаментами, ко-
торые должны быть посланы в Польшу, но
комитет не намерен отправлять их туда до
конца войны. «Комитет помощи Польше в
войне», заявил Стил, осуществляет полити-
ку газеты «Новы свят», которая недавно
призывала польские“ организации воздер-
жаться от оказания номощи Польше, так
как-де эта помошь «идет на пользу боль-
шевикам». Это положение является скан-
дальным потому, что Осубка-Моравский об-

Покушение

ЛОНЛОН, 93 октября. (ТАСС). Как не: п

редаёт агентство Рейтер, по полученным

из Будапешта сведениям, совершено поку- СКого «премьер-министра» Салаши.

хановский
ЮНРРА по тому же вопросу.

дается тот факт, что польское эмигрант-
а правительство намерено использовать
помощь как оружие в своих собственных
чясключительно политических целях.

ратился к председателю «Комитета MOMO-

щи Польше в войне» Светлику с просьбой о
немедленной отправке материалов. Однако
«Комитет помощи Польше в войне»

вмешательства чиновника посольства поль-

ского эмигрантского правительства Фрейла

отклонил эту просьбу. Еше раньше посол
польского эмигрантского правительства Це-

пытался провалить решенне

Таким образом, заявляет Стил, подтверж-

на Салаши

ение на жизнь марионеточного

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Мо-кра. 8. Пушкинская плошадь. 5.
Литературы и искусства — К 6-57-27; Иностранного — К 3-01.08. Писем — К 3-75-11. Художественного — К 5-36-53. Издательство —

Б 8092.

Телефоты отделов редахгии:

Секретариата’ — 4-77-96:

Фронта — К 4-72-27; Э
К 5-23-20, К 4-15-06.

кономического — К 1-42-05:
Приём об явлений в Мо-кве—н

Сельского хозяйства — К

5-16-93 Прапага

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И: И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площаль 5.

после

«Гетеборге хандельетиднингу
о прогерманской клике
в Финляндии

ГЕТЕБОРГ, 23 октября. (ТАСС). Газета
«Гетеборге хандельстиднинг» в передовой
пишет: «Все мероприятия финского прави-
тельства свидетельствуют о том, что оно
отдает себе полный отчет в создавшейся
обстановке. Мы услышали голоса, которые
говорят, что в стране существуют иные
взгляды на венки, чем официальные взгля-
ды военных лет. Неразрешенная еще проб-
лема — это продолжающееся влияние на
политическую жизнь Финляндии людей
режима Рюти. Со шведской точки зрения
кажется странным, что эти Люди, начав-
шие с 1941 года проводить в Финляндии
политику авантюр, не считают нужным
вывести какие-либо заключения из того
обстоятельства, что их политика с треском
провалилась. $

В финской политической жизни нет ни-
кого, кто бы так связал свое имя с реван-
шем, как Таннер. Даже сам бывивий прези-
дент Финской республики должен уступить
в этом TaHHepy пальму первенства. За
время войны Таннер неоднократно требо-
вал безоговорочного сотрудничества с на-
пистами. В начале войны он долго шел
рука-об-руку с теми, кто требовал аннек-
сий русской Карелии. Перед концом вой-
ны он был одним из наиболее фанатичных
противников мира. Из всех активных поли-
тиков Финляндии Таннер болыше доугих
ответствен за постигшие Финляндию не-
счастья последних лет. И этот человек
продолжает находиться во главе социал-
демократической партии Финляндии».

Освобождение из заключения
бывшего египетского
премьер-министра

ЛОНДОН, 23 октября. (ТАСС). По сооб-
щшению корреспондента агентства Рейтер из
Каира, там официально об’явлено, что быв-
ший египетский премьер-министр. Али Ма-
хер-паша, который был арестовая своим
преемником Нахас-пантой в 1942 году, осво-
божден нынешним египетским премьер-ми-
нистром Ахмед Махер-пашой (братом Али
Махер-паши).

Взрыв газового завода

в Кливлэнде
НЬЮ-ЙОРК, 23 октября. (ТАСС). По
сообщению — корреспондента агентства

Юнайтед пресс, на газовом заводе в Клив-
лэнде произошел взрыв. Причины еще не
установлены. В огне погиб 71, ранено
больше 200 и остались без крова почти
3.000 человек. Разрушена электросеть,
вследствие чего приостановлена работа на
военных заводах города.

Группа египтян, захваченных
в плен немцами, освобождена
войсками Нрасной Армии

В 1941 году в Атлантическом океане
немцами был потоплен египетский ком-
мерческий пароход «Зам-Зам». йоманда
и пассажиры этого парохода в количестве
104 человек были пленены немцами и от-
правлены в Германию. В начале 1944 го-
да пленные египтяве были перевезены нем-
цами в Болгарию с пелью обмена на воен-
нопленных немцев, находящихся в Анг-
лии. В результате успешного наступления
войск Красной Армии на территории Бол-
гарии указанные египтяне, из которых 84
человека являются членами команды паро-
хода и 20 человек — пассажирами, были
освобождены из немецкого плена pacio-
ряжением Советского Военного Вомандо-
вания.

Советским правительством дане указа-
ние Военному ВКомандованию эту группу
египтян передать нахолящейся в Boara-
рии Британской военной миссии, возгла-
вляемой генералом Окслей.

(ТАСС).

РЕДАКЦИОННАЯ _ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО ПРИ КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
при СНК СССР
р октября 1944 г. в Колонном зале Лома
союзов состоится публичная лекция члена-
корреспондента АН OCCP И. И. Минна

на тему: is
«ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ».
25 октября 1944 г. в Центральном доме ра-

Пи ниин ино оно юм eRe een,

ботников искусств состоится публичная
лекция профессора А. С. Ерусалимского
на тему:
«БУХАРЕСТ—СОФИЯ».

(“Впечатления о поездке в Румынию я

Болгарию в сентябре-октябре 1944 г.)
26 октября 1944 г. в Ломе ученых состоится
публичная лекция академика И. 9. Грабаря

на тему:
«ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК
: И. Е. РЕПИН,.

Начало лекций в 71 ч. 39 м. вечере Билеты
продают-я в кассах Колснного зал- Дома
союзов (Пушкинская хл., д, 1, под’езл 3),
Дома ученых (ул. Кропоткива. д. 15). в
кассе Центральног^ дома работников
искусств (Пушечная ул.. л. 9) и ьо всех
отделениях Центральной театральной кассы.
О ВИ ово нии возовесииенизьиики

„ВОЛЬШОЙ ТЕАТР — 2#4/Х «Евгений Онегин»
25/Х «Бахчисарайский фонтан». Нач. в 7.30 веч.

ФИЛИАЛ БОЛЫЧОГО ТЕАТРА —54/Х «Цар:
ская невеста»; 25/Х «Травиата». Нач. в 1.30 вез,

МАЛЫЙ ТЕАТР 24/X
Нач. в 7.30 веч.

ВЕ Е И ВНЕ
ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 24/Х «Беше-
ные деньги». Нач. в 7.30 веч.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — &1Х «Послед.
HHA жертва». Нач, в 7.30 веч.

ee И ЕЕ Е

Наркомздрав СССР. Наркомздрав РОФСР,
_ Мосгорздравотдел, Цевтральный инетитут
усовершенствования врачой, больница
им. Боткнна. Всесоюзное и ‘Московское
об-во терапевтов и редакция журнала
«Советская медицина» извешают о смерти
заслуженного деятеля наук -профессора и
зам. предеедателя терапевтического об-ва

ЛУРИЯ Романа Альбертовича

выражают глубокое. соболезнование
семье покойного.

«Иван Грозный».

Редакция, партийная п профсоюзная

организации «Известий» с глубоким пря-

скорбием извешают о смертк талантли-

вого советского журналиста-большевика,
дважды орденоносияа

товарища Эзры Самойловича
ВИЛЕНСКОГО,

последовавшей 23 эктября после тяжелой,
продолжительной болезни. и выражают
Е соболезнокание семье уу?ршего.

Кремация состоится 24 октября в М часов.

ах $ влы и Cope — © 1-42-86:
3-14-35, в Ленингра тского Строительства — К 1-42-86;

Ac — 36 1s