ща

Mn,

ЧЕТВЕРГ, 26 ОКТЯБРЯ 1944 r, Ne 255 (8557)

Могучий порыв

ФТ ОПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ИЗВЕСТИЙ»)

Беи передвигаются на запад, в глубь
Восточной Пруссии. Советские танкисты
и нехотинцы обрушиваются на укреплен-
ные районы протизника и, преодолевая
сопротивление немцев, продвигаются
вперед. На каждом километре пути‘ наши
пехотинцы сталкиваются с дотами, дзо-
тами и противотанковыми пренятетвиями.
Bee эти укрецления были построены с

аочетом на долговременную оборону.
чаждый участок представляет собою
самостоятельную крепость со своей ‚еи-
отемой огня.

Ожесточёиные бои разыгралиеь на под-
ходах в двум сильно укрепленным райо-
нам — Бальлен и Друскен. Претивник,
видимо, ожидал здесь удара. Им были
созданы укренления долговременного ти-
ta. Oba укрепленных района имели в виде
прикрытий крупные лесные массивы и
систему озер. Узкие межозерные дефиле
протизних енлошь заминировал, опасаясь
преникнозения в них нашей пехоты. Хо-
рошие дороги, соединяющие эти укреп-
ленные районы с глубинными нентрами
Воеточной Прусени, нозволяли гитлеров-
сому командованию быетро подбраеы-
вать к позициям людекие резервы и огне-
вые средства. С особенной тщательностью
была налажена немцами связь, подземная
и наземная.

Крупные силы танков и самоходных
орудий бросило гитлеровское командова-
ние в контратаки на сравнительно

з узких участках фронта, чтобы приоета-
> новить Haine

г. настунление. Крепостные
батальоны, составлявикие гарнизоны до-
тов, имели строгий приказ; сражаться
ло последнеге солдата. Все солдаты рас-
писались в том, что им этот приказ из-
вестен. Многие нани бойцы видели, как
в момент атаки немецкие офицеры рас-
стреливали тех из своих солдат, которые
под влиянием паники бросались в сто-
рону от боевых позиций.

Ничто не помогло немцам: ни стро-
гие приказы, ни доты, ни танки. Бальден
и Друскен, как и ряд других немецких
узлов сопротивления, взяты нашими
войскадеи.

На восточно-прусском плацдарме ки-
пит большое сражение. В этом сражении
советекие бойцы и офицеры проявляют
величайшую доблесть. Пехотинцы, тан-
кисты, артиллеристы, подавляя враже-
ские огневые средетва, наносят немцам
крепкие удары.

Бойцы принесли на территорию врага
накопившуюся 38 годы войны ненависть
к фатизму, жажду возмоздия. Победа
дается в результате замечательного взаи-
модействия пехоты с авиацией и артилле-
рией, танков — с пехотой и авиацией.

Десятки раз, но требованию команди-
ров пехотных частей, в воздухе над вра-
мескими укреплениями появляются нанги
штурмовики. Они обрушивают мощные
бомбовые удары на немцев. Советские пе-
хотинцы выдерживают в эти лни по не.
скольку контратак. Носледовательно, день
за днем развивая. успех, наращивая си-
лы, пехота прогрызает вражескую ‚ оборе-
ву на широком фронте.

Танкисты офицеров Булыгина, Бурми-
строва и Лосик в сопровождении мото-
стрелковых нодразделений двинулись B
глубь укрепленного , района. Каждый
километр пути напи’ воины преодоле-
вают с тяжелыми боями. Немцы не
сумели противостоять нашим танкам,
двигавшимея одновременно но нескольким
параллельных путям.  Командиры-тан-
кисты проявили при этом блестянгую орга-
низованность н маневренность.

Немецкие танки и мотопехота ныта-
дись ударить в тыл одной нашей танко-
вой колонне. Командир Шакин с молние-
носной быстротой перестроил свои боезые

порядки и принял сражение. В это время

в тыл противнику вышли танки офицера
Булыгина. Немцы оказались сжатыми с
двух сторон. Вся колонна была уничто-
жена.

Ожесточенные сражения с танками и
противотанковой артиллерией противника
провели танкисты-гвардейцы майоров То-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

в восточной ПРУССИИ. На Ффронтодой

дороге. Фото Ф. Кислова (TACO.

————

Митинг
в освобождённой Риге

ленко и Никитина. Вчера от них получе-

вы краткие донесения: <Отбивая контр-

атаки противника, двигаемся вперед». —
*

Борьба за Роминтенский лес имела для
немцев большое значение. Это была очень
выгодная для обороны нозиция. В цент-
ре огромного лесного массива находился
охотничий замок Геринга. Для обороны
этого рубежа немецкое командование вы-
делило части СС.

Но немцам не удалось удержать в сво-
их руках ни Роминтен, ни охотничий за-
MOK одного из. ‘главарей фаптистекой
Германии. Немецкая оборона в лесу была
разрезана, и наши части заняли основные
дороги, пересекающие лесной массив.
Управление немецкими войсками было
дезорганизовано. Особенно упорно сопро-
тивтялись немцы непосредственно у замка
Геринга. Но и здесь они были разбиты.

Сейчас через Роминтенокий лес идут
на запад нални войска, движутся колонны
автомашин. Бойцы, проходя по охот-
ничьему имению Геринга, говорят:

— Придет время, доберемея и до са-
More охотника!

3. ОСТРОВСКИЙ.

Л. КУДРЕВАТЫХ.
ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ, 25 октября.

В Норвегии

Войска Карельского фронта, наступая
5 тяжелых условиях Заполярья, одержали
новую победу. Они овладели на террито-
ми Норвегии важным северным норром
и городом Киркенес.

Немцы, захватив Киркенее более четы-
рех лет тему назад, превратили его в воен-
но-морокую базу для своего подводного п
надводного флота. Раснелагая крупными
портами на Нрайнем Севере, они расечи-
тывали осуществить морскую блокаду
Мурманска и лишить Советокий Союз свя-
зи с союзными державами.

С потерей города и порта Петсамо нем-
цы начали еще энергичнее укренлять под-
ступы к Кирненесу. С этой целью сюда
были переброшены рабочие батальоны из
Северной Норзегии и приняты меры для
организации новых ‘оборонительных рубе-
жей. Немцы подтянули, кроме того, в Вир-
кенесу немало мощных береговых бата-
рей. Природные условия позволяли быстро
создать крупные опорные пункты. Прежде
всего Киркенес прикрывается с востока
тремя фиордами, далеко вдающимися в
сушу. Вдоль фиордов тянутся высокие
горные цепи с крутыми свлонами. Един-
ственную шоссейную дорогу немцы разру-

‚ шили, в узких горных проходах наделали

завалов и поставили множество мин. „
После поражения, цоносенного в раио-
не Никель, Ахмалахти, Сальмиярви, нем-
цы опирались на ранее созданные norpa-
ничные укрепления. Но уже первый
сильный налет нашей авиации и мощная
артиллерийская обработка немецких по-
зиций дали свои результаты. Вражеская
оборона была слемлена. В прорыв вошли
подвижные группы, которые сбили врал
га с дороги и сразу устремилиеь впе-
ред. Смелое продвижение наших тан-
ков сшеломило вражеские гарнизоны,
оборонявшиеся на флангах. Это позво-
лило быстро прорвать. оборону врага на
других участках фронта. i
Продвижение танкистов Н-ской rsap-
дейской части было настолько стреми-
тельным, что они раньше немцев подо-
шли к первому фиорду и тут же перехва-
тили переправу через зали
‘цы ренгили пустить в бой свои ватеры,
предназначенные для охраны цереправ и
возможной высадки десантов. Наши тан-
кисты первыми открыли огонь по враже-
скам катерам и два из них сразу пото-
или; остальные поспенияи уйти, He

залив. Тогда нем-

бойцы к назначенному сроку перерезали
эту дорогу, лишив Ниркенес связи с ты-
лом по суше.

Выход наступающих в заливу
ивставил киркенесский гарнизон против-
ника в критическое положение. Перегруп-
пировавигиеь, наши части немедленно
усилили напор на Киркенее с юга. Ma-
ропго налаженная связь.
OLIBAIOT сильные
этому порою невозможно пользование
радиосвязью. Связисты через горные
цепи тянули проволочную связь, непре-
рывно следуя за маневрирующими по-
двизжньыюи частями.

Отразив ряд контратак противника,
Н-ская часть впереди других Двинулаеь
е юга на Киркенес. Особенно жестокий
бой ей пришлось выдержать в районе,
где противник имел аэродромы и круп
ные склалы. Желая выиграть время
для спасения своей техники, немцы
снова перешли в контратаки, но каж-
дый раз терпели неудачу. Внезалной
ночной атакой наши бойцы смяли врата
и захватили аэродром, на котором име-
`лоеь несколько исправных самолётов.
Здесь в руки наших бойцов попали так-
же склады авиабомб и горючего, круп-
нейнтая авиамастерская со всем. оборудо-
ванием и другие подсобные  предирия-
тия. Успешный бой на этом рубеже опре-
делил дальнейший ход событий. .

Эвакуировать свои войска из Киркене-
са противник мог лишь водным путём. Но
для этого требовалось время, и немцы,
чтобы задержать наши части, решили
предиринять массированные налёты с
воздуха на их боевые порядки. Наши
лётчики - истребители охраняли свои
наземные войска, непрерывно принимая
воздушные бои и перехватывая враже-

В Заполярье

невр в горных условиях обеспечивала хо- лис, гвардии

РИГА, 95 октября. (ТАСС). Столица Co-
ветской Латвии ликует. Улицы украшены

флагами, повсюду оживленные группы
людей.
Праздничные колонны направляются к

центру города. Впервые за годы войны сво-
бодно вышли на улицу жители Риги.

На площади Эспланады состоялся обще-
городской митинг.

На трибуне появляются члены прави-
тельства Советской Латвии и Централь-
ного. комитета КП(б) Латвии, вместе с
ними генералы, возглавлявшие войска, сра-
жавшиеся за Советскую Латвию.

Митинг открывает председатель испол-
кома рижского горсовета тов. Деглав. Под
бурные аплодисменты собравшихся он про-
возглашает здравицу в честь Красной
Армии, великого русского народа и орга-
низатора всех наших побед — Верховного
Главнокомандующего товарища Сталина.

На трибуне секретарь ЦК КП(б) Лат-
вии тов. Калнберзин.

— Латышский народ, — говорит он, — че
впервые ведет борьбу с германскими пора-
ботителями. На протяженни веков немцы
много раз покушались на свободу и неза-
висимость латынского народа. Но не уда-
лось им сломить латышей, заставить их
покориться.

Tes. Калнберзин говорит о дружбе рус-
ского и латышского народов, скрепленной
в огне боёв против ненавистного врага —
немецких захватчиков.

Выстунает председатель Совнаркома
Латвийской ССР тов. Лацис.

— Этому высокоторжественному дню, —
сказал он, — предшествовали ‘дни caMo-
отверженной борьбы. Теперь наша родина
свободна. Немецкие завоеватели не будут
больше разгуливать по латвийской земле.
Отдадим все свои силы возрождению и
процветанию нашей республики.

Горячо приветствуют собравшиеся гене-

к жителям города с приветствием от имени
войск, освобождавших столину Советской
Латвии. Затем выступают работница фаб-
рики «Большевичка» т. Сиполе, командир
латышской партизанской бригады Ошка-
капитан Каукитис.

Участники митинга с большим нпод’ёмом

магнитные бури, и по- приняли приветствие товаринху Сталину.

Сессия Ботанического
института, посвященная
академику В. Л. Номарову

ЛЕНИНГРАД, 25 октября. (Но телеф.
от соб. корр.). Сегодня в Ленинград прие-
хал президент Академии наук СССР Герой
Социалистического Труда В. Л. Комаров.
Недавно Советская страна отмечала 75-ле-
тие со дня его рождения и 50-летие твор-
цеской, научной и общественной деятель-
ности.

Ботанический институт в Ленинграде,
носящий имя Владимира Леонтьевича,
отмечает юбилей президента трехдневной
сессией Ученого совета, которая начнется
30 октября. ‘

К сессии в институте открывается вы-
ставка работ В. Л. Комарова. В работах
сессии поимут участие видные ботаники —
академики и профессора.

Открытие сезона в театре *
имени Ивана Франка

КИЕВ, 95. октября. (Шо телеф. от соб.
корр.). Сегодня начался первый после ос-
вобождения столицы Украины сезон в
Драматическом театре имени Ивана Фран-
ка. Шла пьеса Ивана Франка «Украден-

’. Город на Рионе

Знакометво с Кутаиси лучше всего
начать © осмотра развалин монумен-
тального, величественного храма Баграта.
Отсюда, с горы, являющейся как бы гран-
диозным фундаментом храма, в ясный без-
облачный день откроется взору незабы-
ваемая панорама одного из древнейших
городов Грузии.

Путажены горячо любят свой город.
Каждый из них может быть отлич-
ным проводником по достопримечалель-
ным местам Кутаиси. Прежде всего
вам непременно покажут старину Hy-
таиси. После храма Баграта  проде-
монстрируют развалины крепости «ухи-
  мерион», затем долго и восторженно будут
говорить о сокровищах Гелатского мона-
стыря, построенного в ХП веке.

Но кутанецы гордятся не только памят-
никами древних времен. Любой кутаи-
cell покажет  праезжему гимназию,
 в которой учились Марр, Маяковский,
домик, гле жил столвижчик товарища,
Сталина Александр Цулукидзе. Из Вутаиси
вышли многие вилные писатели, арти-
сты, музыканты, общественные
Грузии. Вам покажут
экепонаты городского музея.

— Вот посмотрите этот кусочек птел-
ка. Он изготовлен в Кутаиси в ХГУ ве-
ке. А вот цеховые знамена кутаисеких ре-
месленников — башмачников, пореных,
седельщиков, кузнецов. Дореволюционный
Кутаиси потерял эту былую производ-
ственную славу. А мы, жители современ-
него Кутаиси, ее возродили и приумно-
Жили.

Й вот перед нами сегодняшний город,
Кутаиси наших дней. С той же горы, где
стоит храм Баграта, вы увидите Кутаиси
даже теперь, поздней осенью, утопающим
в зелени садов и бульваров. В простор-
ных фабричных кварталах  создает-
ся новая история Вутанеи. Город опять
стал одним из центров грузинской шел-
ковой промышленности. 06 этом позабо-
тились не только грузинские и русские
женщины —— работницы шелкового ком-
бината имени Бакрадзе. Многие жители
города — домашние хозяйки, пенсионеры,
служащие выращивают для комбината
шелковичных червей. Воконы поставляют
комбинату также колхозники из ближай-
ших к Кутаиси селений.

Возродив: былые традиции старых ву-
таисских мастеров, здесь научились де-
лать отличные шелковые ткани, извест-
ные далеко за пределами Грузии. В дни
‘войны комбинат освоил производство па-
ралиютной и каркасной тканей. Это оказа-
лось детом нелегким, так как потребова-
лось в малый срок переделать станки с

ко новое производство осилили. Вот про-

стаменте— переходящие знамена Нарком-
тевстильтрома Союза ССР и Наркомтек-
стильпрома Грузии. Знамена цехом полу-
чены давно, и никакое другое предприятие
до сих пор не смогло их отвоевать. Не-
вдалеке от постамента работают пожилые
ткачихи Бабелина Николашвили и Тидия

сразу рала армии Масленникова, обратившегося   Ахоладзе. 0бе они уже 15 лет выделыва-

ют шелковую ткань, обе сдают ее не ниже
чем первым сортом.

— За все время войны моя выработка
не снажалась меньше 110 процентов пла-
на, — с гордостью заявляет Николан-
BRIM.

Кутаиси нё только дает шелк, снаря-
жение для парашютистов и самолетов. Он
одевает, `обувает, кормит бойцов.

Успех четвертой денежно-вещевой лотереи

Вчера, 25 октября, началось распростра-
нение билетов четвертой денежно-вещевой
лотереи. Поступившие в Наркомфин СССР
первые сведения указывают, что реализа-
ция лотереи проходит организованно во
всех республиках, краях и областях Совет-
ского Союза. р

Дружно проходит распространение би-
летов лотереи среди трудящихся столицы.
Рабочие завода имени Владимира Ильича
приобрели лотерейных® билетов на сумму,
составляющую 18 процентов месячного
фонда заработной — платы. Наладчик
тов. Кулигин подписался на сумму, рав-
ную 50 процентам его заработка. Рабочие
смены мастера Онищенко подписались на
сумму, превышающую 25 процентов их. за-
работка. ;

С болышим успехом проходит размеще-
ние лотереи на химфармзаводе имени 8-го
марта. К 12 часам дня здесь было распро-
странено билетов на 18,5 процента к фон-
ду заработной платы. Это в два с лишним
раза болыше, чем за первый день реализа-
ции лотереи в прошлом году.

На заводе «Борец» сумма подписки на
` лотерею составила к 4 часам дня 17 про-
центов месячного фонда заработной пла-
ты. На фабрике «Красный Октябрь» рабо-

ские бомбардировщики на подходе. Толь- ное счастье». Зрители горячо встретили чие приобрели билетов на 140.875 рублей.

ко за один лень боёв гвардейская авиа-
часть сбила десять немецких самолётов.
Нопытка врага остановить наши части
атаками с воздуха была полностью прова-
лена.

Е моменту подхода
войск к Киркенесу с юга и с востока нео-
жиданно для врага был высажен морской
десант на мысе фиорда. Разведка _по-
казала, что самый фиорд прочно 610-

кирован с моря немецкими катерами

ц кораблями. Тогда моряки темной ночью

приняв боя. Чтобы помешать переправе! садились из мысе и стали наступать

наших войск, противник вскоре напра-
вил сюда свою авиацию. Советские б0й-
цы продолжали форсировать фиорд.
Охновременно успешно развивалось на-
ступление других наших  Частеи, деи-
ствующих на левом фданте. Пехотинцы
Н-ского соединения совершили птрех-
дневный переход через горный массив в
южной точке залива Ярфьорден. Опираясь
на укрепленные высоты и населенные
пункты, враг ожесточенное сопротивлял-
ся. Отвлекая его внимание Ha одиом
участке, наши части форсировали залив,
в другом месте. Потом наши пехотинцы
вышли на фланг немецких позиции и ре-
шительно атаковали их. Мощный укреп-
ленный рубеж противника был cMAT, U
вскоре все западное побережье Ярфьор-
дена оказалось в наших руках. Выйдя на
дорогу, наступающие стремительно вы-
двинулись виеред и с хода заняли круп
ный населенный пункт Ларлфьерботн и
ряд других норвежеких селений “4
Другие наши части, действующие юж-
нее, совершили обхолный маневр, чтооы

на Киркенес с северо-востока. Неприятель
не успел опомниться, как моряки стреми-
тельным рывком заняли первые рыбацкие
поселки и захватили батареи береговой
обороны. Е утру моряки овладели элект-
ростанцией, питающей весь район Вир-
кенеса. Этот удар, сочетавшийся схатака-
ми на других участках, привел к быстро-
му падению Киркенесва. На следующий
день город был взят. :

В Циркенесе находилась база всеи
лапландекой армии немцев. Три огром-
ных склада с боеприпасами, военной
техникой и продовольствием, подготов-
ленные немцами на годичный срок, почти
полностью оказались в руках наших ча-
стей. Захвачено много десятков различ-
ных складов. Многие из них немцы успе-
ли поджечь, но, несмотря на это, оольшая
часть имущества спасена. В заливе и в
порту потоплены, а также захвачены дар-
жи. катера и другие суда. Взято много

пленных.
Подполковник В. ЯКОВЛЕВ.

выйти на дорогу Кирконее-—Колуярви, к9-
торая идет в северную часть Норвегии.
Несмотря на трудные условия Заполярья,

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 25 октября. (По
телеграфу от спец. корр. «Красной apes:

нопольекий,

хоропю знакомых исполнителей главных
ролей — народных артистов СССР А. Буч-
му и Н. Ужвий.

Сейчас театр работает над новыми но-
становками. В годовихину освобождения
Киева пойдёт пьеса Л. Дмитерко «Хреща-

Украины. Ставит спектакль народный
артист CCCP Г. П: Юра.
Следующая премьера театра — комедия

А. Корнейчука «Миссия мистера Перкинса
в страну большевиков».

Возобновляются лучшие постановки те-
атра — «Маруся Богуславка», «Последняя
жертва», «В степях Украины» и др.

Полуфиналы шахматного
чемпионата Москвы

Сегодня, 96 октября, в клубе имени
Авиахима начинается игра в цервых двух
группах полуфинала шахматного чемпиона-
та Москвы 1944 года. Третья группа начи-
нает игру завтра в помещении Московско-
го центрального шахматного клуба.

В каждой группе 12 участников, Первые
четыре победителя от группы войдут в фи-
нальный турнир—чемпионат Москвы, кото-
рый будет разыгран в декабре этого года.

Среди тридцати шести участников полу-
финала—почти все проживающие в Москве
шахматные мастёра/ СССР: Алаторцев, Вер-
линский, Загорянский, Зубарев, Константи-
Панов, Равинский, Симагин
Чистяков и ряд молодых талантливых шах-
матистов и кандидатов в мастера, в том чи-
сле чемпион Латвийской ССР Кобленц, а
также сильнейшие советские шахматистки
Ольга Рубцова и Елизавета Быкова.

Вне конкурса, с правом непосредственно
включиться в финал, играют гроссмейсте-
ры СССР Бондаревский и Котов.

ды»).

Мастер В. ПАНОВ.

школы Зугдидского района
ССР собрали 40 тысяч килограммов чая,
каждый школьник выработал до 200 трудо-
дней, }

В шоколадном цехе и в гараже сумма под-

ХАРЬКОВ, 25 октября. (По телеф. от

наступающих   тый Яр» — о героической битве за столицу   с06. корр.). Коллектив Харьковского. тур-

богенераторного завода имени С. М. Киро-
ва ведет большую работу по восстановле-
нию энергетического хозяйства районов,
освобожденных от немецко-фашистских ок-
купантов. В беседе с корреспондентом «Из-
‘ зестий» главный инженер завода тов. И. В.
Маликов рассказал:

становленной нашим заводом турбины в
10 тыс. киловатт. На-днях Харьковским
турбогенераторным отремонтирована вто-
фая турбина для столицы Украины.
Деятельность завода с каждым месяцем
расатиряется. После восстановления и пус-

СТАЛИНО, 95 октября. (ТАСС). Вчера
горняки области выдали на-гора послед-
ние эшелоны угля в счет 10-месячного
плана. Значительных успехов добились в

80 миллионов трудодней
Стахановский труд пионеров и школьников на полях

Более 4 миллионов пионеров и школьни-  пионеры и школьники Узбекской ССР, вы-
” ков работали летом этого года на полях   работавшие `
Украинской
6 миллионов трудодней, московские, ленин-
градские,
лябинские школьники.

колхозов и совхозов. Они выработали око-
ло 80 миллионов трудодней и заработали
12 миллионов рублей деньгами.

Учащиеся Ахал-Сопельской семилетней
Грузинской

деятели
многочисленные

одночелночных на двухчелночные. Одна-

сторный ткацкий цех. В центре его на по-

Завод восстанавливает турбины

— В Киеве заканчивается монтаж вос-

Комбинат «Сталинуголь» выполнил 10-месячный план

отличившиеся на сельскохозяйственных ра-
ботах 1944 года, будут награждены пере-   дуга»,
ходящими красными знаменами и денеж- сильнейшим аргументом против снисходи-
На полевых работах особенно отличилихъ  ными премиями.

: 3

Связи польского эмигрантекого
правительства © вентерскими

На швейной фабрике рассказывают о сообщниками Гитлера
работе Анико Закарашвили. Она проде-
лывает заключительную операцию—вши-
вает рукава и подкладку в шинели.

—- Сколько шинелей прошло сегодня
через вални руки?

— Кажетея, сто десять, — отвечает
Анико.

— А сколько сшила шинелей ваша
бригада за все годы войны?

—- Много, очень много. Нам” говорили,
что наша бригада одела тесть дивизий.
У меня на фронте брат, у моей подруги
Тины Гурешидзе — муж. У всех кто-ни-
будь воюет. Вот мы их и одеваем, —
заключает с улыбкой Анико. a

По соседству со швейной фабрикой име-
ви Кирова раскинулись цехи крупнейшего
в Грузин консервного комбината имени
Микояна. Нелавно председатель исполкома,
Кутаисского городекого Совета т. Ломид-
‚зе вручал медали «3a оборону Кавказа»
работникам комбината. К столу подходи-
ли работницы, юноши, пожилые рабочие.
Богда враг прорвался в предгорьям Вав-
каза, все они работали на строительстве
укреплений, на выгрузке эвакуиреванно-
го зерна, малкин. Строя укрепления, эти
люди вБыюзлняли и свою основную! рабо-
ту изготовляли пищевые концентраты,
мясные, овощные, фруктовые консервы,
  гранатовый сок <«Ткемали». Главный ин-
‚ женер комбината Павел Спиридонович
Виладзе сообщает любопытную цифру: польского  эмигрантского правительства
кутамеские консервщики за время ВОЙНЫ начать восстание в Варшаве: «Они не хо-
дали фронту и стране сорок с половиной тят, чтобы ‘русские освободили Варшаву,
миллионов санок консервов. потому что это несовместимо с националь-

Новому Кутаиси свойственна забота не  ной честью». Это об’яснение является еще
только $ сегодняинем. но. и о завтраш- одним опровержением, лживых выдумок
нем дне. В нынешнем году здесь построи-  польских реакционеров, будто бы пресло-
ли завод по производству стеклотары. Это вутый генерал “Бур. дал приказ о восста-
совершенное в техническом отношении /нии в уверенности, что  Красная Армия OB-
предприятие, гле машины делают почти   ладеет Варшавой сразу же, как только
все, начиная от литья и кончая переста- вспыхнет восстание. Наоборот, момент
новкой тотовых консервных банок с кон- для начала восстания был выбран именно
вейера. Завод построен в короткий срок. с таким расчетом, чтобы Красная Армия
 Теперь на очереди строительство большо- не успела войти в Варшаву до того, как
го завода, ЕоТорый будет выпускать для повстанцы добьются решительных резуль-
горной — промышленности Закавказья   татов.
шахтное оборудование. Текстильная про-
мышленность`в недалеком будущем попол-
нится новым хлопчатобумажным комбина-
TOM.

Думы о, завтрашнем ‹ дне владеют и
люльми, которым поручена забота о го-
роде. Кутаиспы своими силами строят
новый водопровод. Каждое воскресенье
156 тысяч горожан выезжают за город на
‚земляные работы. В этом году уложен ас-
фальт на нескольких улицах. Жители по-
салили весной 65 тыс. деревьев, более 30
тыс. будет посажено до. начала зимы.

В Кутаиси находится один из crapelimux
  театров Грузии, носящий имя выдающе-
гося грузинского актера Ладо, Месхишви-
ли. Трупна этого театра, “возглавляемая
народным артистом Грузинской ССР Додо
Антадзе, никак не может пожаловаться
на отсутствие зрителей. Зал всегда пере-
полнен и в него не могут. попасть все же-
лаюлщие. Горожане ренгили выйти из это-
‘го затруднительного положения и взя-
лись закончить начатое ‘и ‘прерванное
войной строительство большого театра.

Так создаются новая слава и новая ис-
тория древнейшего города. стоящего на
‘берегах красивейшей горной реки Рион.

Н. ВНУК,
соб. корреспондент «Известий».
  г. КУТАИСИ. (По телеграфу).

БУХАРЕСТ, 95 октября. (ТАСС). Среди
венгерских документов, попавших в руки
Красной Армии на станции Арад в Тран-
сильвании, оказались документы, проли-
вающие свет на деятельность агентуры
польского’ эмигрантского правительства в
Польше и в частности — на мотивы, побу-
дившие эту агентуру поднять обреченную
на гибель варшавскую авантюру.

В документе, озаглавленном «Памятка о
совещании командиров дивизий» с помет-
кой «Строго секретно. Только для офице-
ров. Могут вскрывать только. офицеры ге-,
нерального штаба», говорится о том, что
польское эмигрантское правительство. и
его агентуру в Польше отнюдь нель-
зя рассматривать, как врагов Венгрии.
«Ilo полученным свыше инструкциям, —
говорится в памятке, — венгерско-поль-
ский договор о дружбе сохраняет силу».
Предписывая избегать столкновений с
агентами польского эмигрантского. прави-
тельства, авторы памятки раз’ясняют:
«Польские повстанцы являются регуляр-
ными, войсками лондонского эмигрантского
правительства, а Венгрия © этим прави-
тельством не находится в состоянии. вой-
НЫ».

В отчете о беседе ответственного, пред-
ставителя венгерского командования с
представителем «польских повстанцев»
полковником Симоном Алекс, имевшей ме-
сто 30 августа с.г., приводится следующее
об’яснение мотивов, побудивших агенжев

Заявление верховного
комиссара Сицилии

РИМ, 23 октября. (ТАСС). Как сообщает
us Палермо «Сервицио нотицие наниони
уните», верховный комиссар Сицилии Аль-
дизио заявил, что расследование событий
в Палермо, проводимое генеральным ин-
спектором общественной безопасности со-
вместно с местными представителями Ко-
митета освобождения, «будет доведено да
конца в духе абсолютной об’ективности»
Результаты расследования будут опублико-
ваны немедленно. Альдизио добавил, что на
случаю событий 19 октября сепаратисты ©
целью. политической спекуляции выпустили
прокламации, отнечатанные на пишущей ма-
шинке. Три: студента были застигнуты и аре-
стованы в момент, когда они раздавали эти
прокламании. Агитационные листовки, вы-
пущенные без разрешения, были обнаруже-
ны полицией в помещении сепаратистов На-
лермо. осле. обыска, во время которого
были найдены и из’яты документы, напра-
вленные против государства, помешение
сепаратистов по приказу верховного комис-
сара было закрыто. вх

Демонстрация в Брюсселе

ПАРИЖ, 25 октября. (ТАСС). Агентство
АФИ передает из Брюсселя сообщение а
том, что 19 октября там состоялась анти+
правительственная демонстрация в связи
с экономическими трудностями. Делегация
демонстрантов была принята представите-
писки на лотерею составила 21,2 процента,   Лем правительства.
в карамельном цехе — 22,5 процента фон-
да заработной платы. ь

На заводе «Динамо» им. Кирова сумма
подписки к 10 часам утра составляла
327.000 рублей.

В Кемеровской области подписка нача-
лась во время ночных смен. Рабочие го-
родских предприятий в первые же часы
приобрели билетов на 3,5 миллиона руб-
лей. На заводах Сталинска подписка до-
стигла 4,5 миллиона рублей, Прокопьев-
ска — 1,2 миллиона.

С большим под’емом проходит подпибка
в Кировской области. Рабочие предприя-
Tul Богородского района внесли наличны-
ми за билеты лотереи 500.000 рублей.

Трудящиеся Красноярска подписались
на 6 миллионов рублей. В Канском районе
подписчики внесли наличными 200 тысяч
рублей.

Ha крупные суммы за наличные приоб-
ретают билеты колхозники. В Ухтомском
районе Московской области колхозники
приобрели билетов на 852 тысячи рублей,  РИМ, 25 октября. (ТАСС). Советская
в Калужской области 40 колхозников ар-  профсоюзная делегация посетила 18 ок-
тели имени Сталина Мало-Ярославецкого тября город Лечче, где приняла участие
района подписались на 40 тысяч рублей и в конференции ‹ представителей местных
оплатили всю сумму наличными. профсоюзов. На конференции выступали

(ТАСС).  делегаты палаты труда, христианско-демо-

кратической и социалистической партий.

После выступления руководителя совет-

ской профсоюзной делегации тов. Тарасоч
ва состоялась оживлённая беседа.

Советская профсоюзная делегация цосе-
тила 19 октября табачную фабрику и уча“
ствовала в специально созванном митинге.
От имени делегации выступали тт. Тарасов
и Шупленов.

20 октября советская профсоюзная деле-
гация прибыла в гор. Таранто, где была

Газета «Комба» о положении
в Испании -

ЛОНДОН, 95 октября. (ТАСС). Как
передает корреспондент агентства Рейтер,
французская газета «Комба» опубликовала
сообщение о том, что большое число не-
мецких беженцев-гитлеровцев, находящих*
ся в Испании, возможно, до, 40, тысяч, орга-
низованы сейчас в настоящую, хорошо
вооруженную армию. Эта ‘армия оказывает
давление на испанскую политику. я

Пребывание советской
профеоюзной делегации
в Италии

ка отремонтированной в Харькове турбины
города Калуш (Станиславская область) на-
чал функционировать крупнейший в Запад-
ной Украине калийный комбинат. С по-
мощью харьковских турбостроителей вос-
становлена энергетическая база содового
комбината в Донбассе. До конца нынешне-
го года мы возродим сильно поврежденную

8 принята в помещении муниципалитета
взрывом турбину Херсонской станции, представителями властей > профсоюзов
львовскую турбину, а также две машины промышленных и ‚сельскохозяйственных
для электростанций Рутченкова и Гор-  рабочих. Мэр города Таранто и т, Тарасов
ловки, > обменялись приветственными речами. ^^

В ноябре выйдет из ремонта турбина : :
Севастопольской ГЭС. Завод принял на

себя ремонт одной из взорванных немца-

ми турбин Минской электростанции. Успех советского фильма

«Радуга» в США

НЬЮ-ЙОРК, 25 октября. (ТАСС). Боль.
шинство нью-йоркских кинокритиков даёт
высокую оценку советскому фильму «Ра-
дуга», который демонстрируется на экра®
нах Нью-Йорка. Газета «Нью-Йорк геральл
трибюн» пишет, что «Радуга» является од=
ним из лучших военных фильмов, который
правдиво изображает партизанскую войну
и демонстрирует «стойкость и непоколебин
мую веру в будущий лучший мир».

Газета «Нью-Йорк таймс» пишет, что
фильм производит неизгладимое впечатле=
ние и показывает волнующие картины му-
жества. В рецензии, помещённой в газете
«ИМ», отмечается большая сила воздей“
ствия фильма на зрителей. Газета считает;
что интерес ‘к фильму «Радуга» не будет
утрачен в течение долгих лет. Фильм «Ра-
говорится в рецензии, является

предоктябрьском соревновании шахтеры
трестов «Красноармейскуголь», ‘«Артем-
уголь» и «Макеевуголь», выдавшие десят-
ки тысяч тонн топлива сверх задания.

11,5 миллиона

трудодней,
ССР,

выработавшие более

свердловские, горьковские, че-

После подведения итогов лучшие школы,

тельного отношения к Германии.