ee ae ee

ase iy

‘Beevy миру известны величественные
пауятниЕй искусства и архитектуры горо-
в Петродворец (бывигий Петергоф). Пуш-
ин (бывшее Царское Село). Павловск.
уошие золчие мировой архитектуры созда-
ми в ХУШ и ХХ веках дворцы, по-
сдойкя, парки этих городов-музеев.

Петродворец (Петергов) был основан в
1705 году Петрои Первым первоначально
зар место остановки по пути на остров
илин, где была начата постройка крено-
ит Кроншталт. Злесь. на берегу Финского
улива, были построены пристань и не-
дьшой лом, получивший название «Пет-
из ор». С 1714 года на берегу Фин-
мор залива было развернуто огромное
‹фблтельство Петродворца (Нетергофа). По
изыелу и пол наблюдением самого Петра
; Потролворие строились’ дворцы — Мен-
пар, Марла, Эрмитаж,
чить Большого дворца, большинство фон-
пов, парков, гранильная фабряка само-
ретов,

Французский архитектор Леблон постро-
ив Петродворце замечательные лворцы
д и Эрмитаж, Верхний и Нижний
арки: итальянец Растрелли создал Воль-
woi творец; мастерству Джакомо Вваренги
приналлежит Английский дворец; знамени-
1 русский зодчий Воронихин, вышедший
в грепостных, дополнил Нижний парк
зыщныхи павильонами. Замечательные
nop a парки Четролворца› получили ши-
кую известность как исключительные па-

тики упровой архитектуры XVIII a XIX

сторический

В,

Фонтаны Петродворца быля известны во
ках ипре, Большой каскад-водопахд фонтан-
ий снетемы Петрохворца вместе с Большим
пиром, фонтаном «Самсон» и каналом,
упоящии в море,  предетавлял собой
памятник. посвященный
пбые русского оружия нал шведами под
павой. Бронзовая фигура Самсона, раз-
изающего пасть льва, изображала исто-
ичекую победу Петра Первого нал Шве-

` ш (лев — государственный герб Шве-

ци}, которая открыла для России широкий
зол в европейские страны.

(o воемени Октябрьской революция
Terpowopetl стал местом, куда ежегодно

циожали тысячи экскурсий пе только с0

их концов Советского Союза,

но и из
тих зарубежных стран: До 150 тысяч
пиинградцев выезжало в Четродворец для
идыха в выходные дни:

В течение двух веков создавались худо-
патвенные архитектурные памятники —-

DOIN, Парки. скульптуры в городе Пуш-

плььсикшотьааиататьь, ета ловил инь

вн (Царское Село), бывшем хо 1917 тода
pero резиленцией, Великие зодчие ХУШ
1 NIX веков: Швасов, Земцов, Растрелли,
[аренги. Ранальхи. Воронихин, Фельтен,
лозы, Камерон, Стасов. скульпторы
[реев, Мартое. Демут-Малиновский, hoa-
иитий, живописцы Скотти. Шедрин, Гон-
№ и другие своими произведёниями
издали Царекому Селу заслуженную славу
у ем мире.

Лачятники Царского Села тесно связаны
‚ых рядом крупнейших событий в
ини России. В Екатерининский дворец
Флюля 1757 года были привезены ключи
знамена завоеванного русскими войсками
Пухкого города Мемель. В дворцовых
ах были воздвигнуты: Чесменская ко-
ина в память победы русского флота над
ищем в 1770 году при бухте Чесме;
ьский обелиск — в ознаменование
ты в этом же году русских войск над
 pra при реке Кагуль в Молдавии;
№ння-рунна — в честь Кучук-Кайнард-
зако мира, заключенного Россией с
ими в 1774 году; Орловокие воро-
и—в ознаменование побед русских войск
ii] командованием графа Григория Орлова.
3 Царскосольском адмиралтействе была со-
миз исключительная по своей историче-
ий ценности коллекция гребных и парус-
WX судов: злесь же в адмиралтействе на-
Олеся знаменитый ХГотториекий глобус,

цаинный по’ распоряжению герцога Гот-
  pmexoro в середине ХУП века и в 1713
  7 подаренный Петру Первому. Огромный

100ус, внутренняя поверхность которого

нентральная 1

SSS

on

представляла звезлнае небо, вранталея в с0-
стветствии с движением земного шара;
нутри глобуса были помещены стол и
скамья на 10 человек.

С Царским Селом связана деятельность
лучших представителей русской литерату-
ры: Ломоносова. Сумарокова. Жуковского,
Карамзина. Лермонтова. Чазлаева. Тютчева.
Гоголя. В Парековельском лицее воспяты-
валея великий русский поэт А. С. Пуш-
КИН.

Великолепные Ихатерининский  лворен.
воздвигнутый в городе Нушкин Варфоломе-
ем Растрелли, Алексантровекий лворец, по-
строенный там же Джакомо Бваренги; Ra-
мероновы термы ин Вамеронова галлерея,
посящие имя их знаменитого создателя, яв-
лялясь лучшими образцами мировой архн-
тектуры.

Павловский лворел и парЕ в гороле Пав-
ловсн являлись вылающимиея памятниками
архитектурного и салово-паркового искус-
ства. Дворен и парк создавали прославлен-
ные мастера архитектуры: Камерон, Росси,
Воронихин, Боенна; скульпторы: Мартое,
Козловскяй, Демут-Малиновский, Прокофь-
ев; живописцы: Скотти, Шедрин. Меттен-
лайтер, Гонзаго. В 1823 голу архитектор
В. Росси в левом крыле творца построил
и отлелал известную всему миру библио-
теку. ~ :

Советский нарол бережно хранил. города-
музеи—Петролворен, Пушкин и Павловек.
в которых былн соерелоточены памятники
истории России, созданные творчеством и
трудом народа, Ежегодно затрачивались ог-
ромные средства на благоустройство этих
горолов и их парков, на работы по ремон-
ту и реставрация дворцов, фонтанов и дру-
гих построек. Во дворцах были помеще-
ны бесценные сохревитта русского п миро-
вого искусства, редчайшие образцы мебе-
ли, фарфора, живопися, гобеленов и
скульнтуры русских и иностранных ма-
стеров.

Е моменту вторжения немепких захват-
чиков в Петролворце после эвакуации оста-
валось еще 34.214 различных музейных
экспонатов (картин, художественных изде-
ий, скульптуры) и 11.700  пеннейших
книг лворповых библиотек. В нижних 1f0-
уещениях Екатерянинского и Алекеанлров-
ского дворцов горола Пушкин были cocpe-
зоточены гарнитуры мебели русской и

Французской работы середины ХУШ века;

600 предметов художественного фарфора
конна УХ и вачала ХХ веков, больное ко-
зичество мраморных бюстов, мелкой скульп-
туры, ло 35.000 томов книг дворцовых би-
блиотек.

На основании документальных материа-
лов, заявлений и свидетельских показаний
очевилиев, показаний немецких  военно-
пленных и тшательного расследования, про-
веденного специальной комиссией в соета-
ве: председателя Ленингралекой городевой
комиссии генерал-лейтенанта А. А. Кузие-
цова, председателя Исполкома Ленинтрад-
ского горолекого Совета депутатов труля-
щихся П. С. Попкова, главного архитевто-
ра Аенинграла Н. В. Баранова, митропо-
лита Ленингралекого и Новгородского Алек-
сия, вице-президентов Академии Наук СССР:
ападемика А. А. Байкова и академика 1. А.
Орбели, председателя Союза советских пи-
сателей Н. С. Тихонова, народной артиет-
ки СССР В. А. Мичуриной-Самойловой, чле-
н2-корреспондента. Академии архитектуры
СОСР-А. И. Гегелло, профессора В. А. Ma-
нуйлова, начальника Государственной Ин-
спекции по охране памятников Ленинграда
Н. Н. Белехова, директора Говударственно-
го Эрмитажа академика И. А. Орбели, хов-
тора искусетвоведческих наук профессора
М. В. Доброклонекого, профессора М. В.
Фармаковского, кандидата архитектурных
наук В. Й. Пилявского, секретаря комиссии
Л. Н. Куприяновой, а также на основании
личного расследования Фахтов разграбле-
ния и разрушения памятнихов искусства и
зохитектуры, произведенного членам Чрез-
зычайной Государственной Комисени aka-
лемиком А. Н. Толстым и Николаем митро-
политом Крутицким, установлено:

’Нененкие громилы разграбили и разрушили
памятники искусства Петродворна

№рвавшись в Петродворец 23 сентября

141 тода, немецкие захватчики сразу же
истунияи к грабежу ценностей дворпюв-
ув и вывозили имущество дворцов В
 чение нескольких месяцев.

Из дворцов — Большого, Марли, Мон-
плезир и. Коттеджа они разграбили и вы-
везли в Германию около 34.000 предметов
музейных экеповатов и среди них 4.950
предметов уникальной мебели — англий-

Е ea a ee ee

п

РАВДА

Е ЕЕ Е ЕЕ

СООБЩЕНИЕ

Чрезвычайной Государственной Комиссии

п}

ской, итальянской, французской и русской
работы Екатерининского, Алексанлровского
и Николаевского времени; много релких
сервизов фарфора иностранных и русских
заволов ХУШ я ХХ веков. Немецкие вао-
вары солралн шелк, гобелены и лругие де-
коративные матеряалы, украшавшие стены
дворцовых зал.

В ноябре 1941 гола немцы сняли брон-
зовую скульптуру Самсона работы скульш-
тора Козловского и увезли ее. Жители Пет-
ролворпа Е. С. Антреева и М. Р. Бараба-
нова сообщали комиссии, что в начале ноя-
бря 1941 гола они вилели маптину, увозив-
шую фигуру Самсона, прикрытую брезен-
том. }

На уступах водяной лестницы фонтана
«Самсон» былая расположены статуи реки
Волхов в образе старика и реки Невы
в образе женшины. Немны вывезли и эти
статуи, так же как и большую фонтанную
бронзовую фигуру «бога морей» Нептуна,
стоявшую в центре композиции больпюго
бассейна в Верхнем парке. Они вывезли в
Германию хуложественные решетки, ограж-
давшие парки.

Разграбив музейные ценности, немецкие
бандиты подожгли Большой дворец — хенн-
альное творение зодчего Варфоломея Раст-
релли. Во дворце полностью погибли: Тан-

цовальный зал, Аулиени-зал, парадная леет-.

випа и церковь, украшенные деревянной
золоченой резьбой, выполненной по ‘рисун-
ках Растрелли; Тронный, Чесменский и Сто-
ловый залы, созданные Фельтеном, дубовая
лестница и дубовый кабинет, отделанные
тончайшей резьбой.

При своем отступления из Петродворца
немцы с помощью мин замедленного дейет-
вия разрушили дворец Марли. Дворен имел
тончайшую лепную отделку и резьбу.

Ненцы разрушили Петровский Монпле-
зир. Они уничтожили все деревянные части
‘павильонов и галлерей, внутреннюю отделку
кабинета, спальня и китайских комнам; во
время оккупацяи среднюю, нанболее цен-
ную в историво-хуложественном отношения
часть лворца — превратили в ДОТ, в запад-
ном павильоне двориа устроили конюленю и
уборную. В помещениях Ассамблейного кор-
пуеа немцы разобрали полы, выпилили бал-
кн, уничтожили двери и оконные рамы,
оболрали обшивку потолка. =

В парковом павильоне — Эрмитаж rur-
леровцы устроили нулеметно-артиллерий-
скую огневую точку, уничтожив внутрен-
вюю отделку злания и старинный под’емный
механизм обеленного стола.
`В северной части парка, так называе-
мой Александрии, они взорвали дачу Нико-
лая П, полностью уничтожили деревянный
офицерский домик, Алевсандрийские вэро-

pen, Пу!

ных ворот Верхнего парка и Розовый па-
BHABOH.

sopen Hurozas 1 — Korrerx нехцы за-
няли под медининский пункт, а в Фермер-
ском лворце разместили свой штаб. Все вну-
треннее убранство этих хворцев уничто-
жено. ee

Немцы разрушили знаменитую фонтан-
ную систему петродворцовых парков. Они
подорвали питающую фонтаны линию на
всем протяжении от плотины у «Розового
павильона» ло Верхнего парка.

Главная аллея Нижнего парка, илущая

параллельно берегу Финского залива, на
участке от канала ло Александрии полно-
стыю вырублена: из деревьев немцы слелали
заминированный завал. В центральной ча-
сти Верхнего парка выкопан противстан-
ковый ров.
_ После занятия Нового Петродворца части
291 немецкой пехотной ливизин огнех тя-
желых орулий полностью унаячтожили зна-
менитый Английский дворец в Старом Пет-
ролворце, построенный по указу Екатери-
ны И архитектором бваренги. Немцы выпу-
стили по лворну 9.000 тяжелых артилле-
рийских снарядов. Вместе с дворцом унич-
тожен живописный Английский парк и все
парковые павильоны.

316-й пехотный полк 212-й немепкой
ливизпи артиллерийским огнем уничтожил
так называемую «Собетвенную лачу Але-

ксандра И», построенную при Николае I.

В Старом Петродворце немцы уничгежи-
ли все неркви и в том числе Знаменевую,
`в ROTOpOH хранились военно-исторические
реликвии эпохи Отечественной войны 1812
года. Разрушен храм-музей Серафимовского
монастыря с замечательным иконостасом в
стиле древнего северо-русского перковного
зодчества.

Установлено, что немецкие захватчики-

преднамеренно, с целью разрушения, вклю-
чали дворцы и парки, имеющие историче-
ское значение, в систему немецкой 0бо-
DOEHI.

06 этом свидетельствует найденный в
одном из помещений Фермерского дворца
узжет немецких укреплений Петродворно-

вого” района. На макете показаны вавней-
 1 шие злания, зеленые массивы с их пла-

Бировкой, волные зеркала, протоки и на-
негены узлы сопротивления, минные поля
и другне фортификационные сооружения
немецких захватчиков. Макет лает полное
представление системы обороны немцев в
Петродворие, в которую включены в каче-
стве опорных узлов все дворцовые построй-
ки береговой полосы: Марли, Эрмитаж,
Иллюминационный дворец, Монплезир и
другие. :

дворцы города Нушкин

ских и художественных дворцов г. Пушкин
(Царское Село) производилось преднамерен-
но, по указаниям высших германских вла-
стей.

та, павильоны фонтана Алама, пилон глав-
Гитлеровские банлиты разрушили
Разграбление и разрушение историче-

Захваченный в плен в феврале 1944 го-
да капитан медицинской службы 61. пехот-
ной дивизии Хельмут Антес показал: «Мне
известно, что в 1941 году в Германии была
создана специальная комиссия «Вунстко-

Писатель Алексей Толстой и другие представители Чрезвычайной Государственной
Комиссии осматривают разрушения Большого зала Екатериничского дворца.

PS as See eee a RE ia И eee ee eee ee

мисенон», В функции этой комиссии вхо-
дило изымать дворповое имущество в ок-
кунированных районах Росеиин и все из’-
ятое перевозить в Германию. Эта комиссия
в 1941 и 1942 голах все ценное амуще-
ство Пушкинских дворцов грузила в эше-
лоны и вывозила в Германию. Сколько бы-
ло вывезено ценностей этих лворпов,— я
не знаю, но, во всяком случае, брали все.
Бак мне извегтно, в Екатерининском двор-
це в городе Пушкин имелась комната, ете-
ны которой были выложены янтарем. Ян-
тарь был содран и вывезен в Германию».

Значительную часть Екатерининского
дворца немцы сожгли. В огне погибла зна-
менитая Растреллиевская трехсотметровая
зифилала паратных зал. Погибли знамени-
THe Антикамеры («Залы ожидания»), от-
деланные Растрелли. Все стены Антикамер
были покрыты золоченой резьбой, огром-
ные потолки затянуты великолезными. хол-
стами работы художников середины
ХУ в:: Валяериани, Градицли, Бельско-
о и других. Не имея возможности снять
эти огромные полотна, немцы  изрезали
замечательные произведения искусства на
КУСКИ. ‘

Страшную картину разрушения пред-
ставляет собой Большой зал — гениальное
творение Растрелли. Уничтожены уникаль-
ные плафоны работы Торелли, Джордано,
Брюллова и других крупнейших итальян-
ских и русских мастеров; содран и похи-
щен старинный расписной китайский шелк
ХУШ века со стен китайской гостиной
и спальни Александра Г и желтый шелк
с тканым рисунком лебедей и фазанов
русской ручной работы ХУШ века, кото-
рым были обтянуты стены Малой столо-
вой; погибли наборные паркеты из ценных
пород дерева, выполненные пе рисункам
архитектора Ринальди. =

Разгромлена и разграблена изумительная
по своей внутренней отделке дворцовая цер-
KOBb — одно из лучших произведений Ра-
стрелли. Иконостас церкви разбит, иконы
вывезены, часть плафонов срезана, а часть
уничтожена, полы выломаны, лепные 30-
лоченые украшения содраны.

_ Немцы разрушили личные комнаты Ека-
терины ИП, отделанные художественным
стеклом, бронзой, фарфором, зеркалами,

ПЕЧИ ЕЕРЕЕТЗЛЕВ

установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских. захватчиков и их сообщников
разрушениях памятников искусства и ар
городах Петродв

бон. миниатюрными фресками и на-
борным деревом. Онн разбили на мелкие
куска все пластинки молочного, фиолето-
ого и емнего стекла, которыми были п0-
ыты стены «Табакерки» и спальни Ека-
терины ИП. : ise
При отступлении в январе 1944 года не-
мецкие захватчики  полготовили полное
уничтожение того, что еще оставалось от
Екатерининского дворла и примыкающих
к нему зланий, С этой целью в нижнем
этаже сохранившейся части дворца, а так-
же под Камероновой галлереей было зало-
жено 11 больших авиабомб замедленного
действия весом от одной до трех тонн.
Гитлеровские банлиты разгромили в Пун-
кине знаменитый Александровский хворен,
построенный в конце ХУП! века знамени-
тым золчим Джакомо Вваренги.
Все помещения лворна. в том. числе я.
центральная амфилала зал, имевшая отдел-
ку. выполненную Ёваренги, были исполь-
зованы пол казармы. Размещавшиеея во
дворие немецкие команлы разграбили вс
оборудование, мебель н другое дворповое уб-
ранетво, хишнически выломали все лвери,
вывезли металлические украшения, волоть
ло лверных ручек и замков, разбили мра-
морную отделку парадных зал и подорвали
правую часть дворца.

Всея музейная мебель, сосредоточенная в
полвалах Нкатерининского и Александров-
ского дворцов. предметы художественного
фарфора, книги из дворцовых библяютев
вывезены в Германию.

Знаменитый плафон «Пир богов на Олим-
пе» в Главном зале павильона Эрмитаж
снят и увезен в Германию. Разрезаны на
части плафоны русских и итальянских ма-
стеров в боковых галлереях и кабинетах.
Старинные шлюпки, уникальные памятни-
ки истории русского флота, немцы иетюль-
зовали для увеселительных прогулок по.
‘прудам. Большинство этих шлюпок погибло. _
Знаменитая «Турецкая баня», отделанная
внутри олонецким мрамором с позолотой,
взорвана. Сожжен Турецкий киоск, по-
строенный Цваренги в 1771— 81 годах.

Большие разрушения произвели гитле-
ровцы в великолепных Пушкинских пар-
ках, тысячи вековых деревьев вырублены.

Разрушение Павловского дворца

в городе

Батальоном 060бого назначения Риббен-
трона и командами штаба, Розенберга из Пав-
ловского дворца вывезена в Германию цен-
нейшая дворновая мебель, созданная по
эекизам Воронихина п крупнейших масте-
ров ХУШ века. Во дворце снят паркет из
дорогого дерева художественной ценности.
(6 стен сорвалы барельефы, гобелены, стен-
ные н потолочные плафоны. Сняты даже все
ручки и дверные украшения из бронзы и
херева. Варварски изуродованы фрееки Гон-
заго, представляющие громадную художест-
венную ценность, скульшгуры Прокофьева,
мраморные вазы @Филле.

Большие разрушения произведены в пар-
ке. Сожжен дотла Розовый павильон, по-
строенный Воронихиным. От ФОхотничьего

Павловск

томика «Врик», построенном в ХУНП веке,
остался лишь входной тамбур. Упичтожен
также Вонетартиновсвий дворец и. примы-
кающие в нему служебные постройки.

Отетупая, фалтиетские захватчики подо-
жгли Павловсвяй дворец. Большая часть
здания лворца совершенно выгорела. Купол;
венчавший центральную часть, обрунтился.
Со сторовы фасада огнем уничтожены тре-.
льяжи над колоннадами галлерей в дере-
вянной резьбой ХУШ века, а также и биб-
лнотека В. Росси. Деревянные части худо-
жественной отделки дворца сгорели дотла
во всех этажах. Погибли живопись и ленка
плафонов, скульптурные панно, мраморные
камины и пилястры.

К ответу немецко-фашистских варваров! _

Чрезвычайная Государственная Комиссия
установила, что разрушение памятников
искусства в Петродворце, Путикине и Пав-

ловске произведено по прямому указанию

германского правительства и верховного во-
енного командования офицерами и солдатами
немецкой армий под рувоводством генерал-
фельдмаршалов: фон deeb, фон Вюхлер;
командующего 18-й армией генерал-полкоз-
ника Линлемана, командующих 50 армей-
скин корпусом генералов пехоты Алеефель
й Вегенер. командиров 58-й пехотной хи-
визии генерал-майора’ Альприхтер и гене-
рал-майора фон Граффен, командира 10
авиалюлевой дивизии генерал-майор»  Ве-
дель, командира 1-Й пехотной дивизии
тенерал-лейтенанта Грязс, командира 3 авиа-
полевого корпуса генерала зенитных
войск Оденбрехт; командира 291-й пе-
хотной  ливизии  генерал-лейтенанта Гер-
mor, командира 6504-го пехотного пол-
ка 291-й пехотной дивизии полковника
Гимилер, командира 212-й пехотной диви-

gum генерал-майора Рихман, командира
316-го мехотноготолка 212-й пехотной ди-
визии полковника Ризли, командира 220-го
пехотного полка похполковника Гофман, ко-
нандира 9-го немецкого АПД генерал-майо-
ра Эрдиан, командира 17-го егерского пол-
ва полковника Рюккес, командира 1-го ба-
тальона 17-го етерекого полка поднолков-
ника Оттенмайер, командира 5-й горко-
стрелковой дивизии  генерал-лейтенанта
Рингель; командующих 26-м артиллерий-
ским горпусом Генерала артиллерии Водриг
и генерала пехоты Лайзер, командира 11-Я
пехотной ливизии генерал-лейтенанта Вур-
дах, командира полицейской дивизии СС те-
нерал-лейтенанта Коюгер, генерал-майора
Вандель, командира 121-го артиллерийского
полка почнолковника Рихтман, майора фон
Дивиц, полковника  Ваден, командиров —
250-й испанской дивизии генералов Муниос
Грандес и Инфантес.

За свои злодеяния все они должны поне-
сти суровую кару.

Разрушенный немецко-фашистскими варварами Большой дворец в Нетродворце.