2.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 5 сентября

В течение 5 сентября севернее города ТАРТУ наши войска отбивали атаки
пехоты и таннов противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.
Юго-западнее города ЛОМЖА наши войска овладели городем и крупной железно-
дорожной станцией ВЫШКУВ, а также с боями заняли более 150 других населённых
пуннтов, в том числе крупные населённые пункты УСЬНИН, КЛЕЧКОВО, ДЗБЕНИН,
ЛАВЫ, ЖЕКУНЬ, КАМЯННА, ЛИПЯННА, ГОВОРОВО, КУНИН, НУРЫ, ВИНЦЕНТОВО,

ПОПЛАВЫ, ГРАБУВЕК, ЗАТОРЫ, ПОПОВО
ЖИЗНОВО, КУРПЕ, ПАСЕКИ, ДАЛЕНЕ.
н реке НАРЕВ.

В Румынии наши войска, продвигаясь вперёд, заняли города ПИТЕШТИ,
КРАЙОВА, РАШИОРИ-ДЕ-ВЕДЕ, ДРЭГЭНЕШТИ и более 200 других населённых
пунктов, среди котсрых крупные населённые пуннты ВЭЛЕНИ, КОЛИБАШИ, СТЗНИ-
СЛЗВЕШТИ-ОАРЯ, БЫРЛОУ, ИСВОРУ, НЕГРЕНИ, ЗЛОТЕШТИ, ТРИВАЛЯ, `БРЭТЗ-
ШАНИ, МЭГУРА, ГОГОШАРИ и железнодорожные станции ПЭТРЭАЯ, ЛЕУРДЕНИ,

НЭЛИНЕШТИ, ГОЛЕШТИ.

На пругих участках фрянта — поиски разведчиксв. ;
За 4 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтежили 44 немец-
иих танка. В воздушных боях и сгнём зенитной артиллерии сбит 21 самолёт про-

тивника.

жх

_ Севернее город» Тарту, во второй поло-
вине дня, немцы атаковали напти позиции.
Завязались ожесточённые бои. Противник
непрерывно наращивал свои вилы, стре-
мясь любой ценой добитьея уепеха. Пехо-
тинцы и артиллеристы Н-ского соединения
мощным огнём и контрударами отбили взе
вражеские атаки. На поле боя осталось б0-
лее 400 убитых гитлеровцев. Сожжено и
подбито 6 немецких танков и самоходных
орудий.
х =

Юго-западнее города Ломжа налии вой-
ска с боями продвигались вперёд. Части
Н-екого соединения на ряде участков про-
рвались к реке Нарев, расчленили групяи-
POBEY немецких войск на изолированные
друг от друга части и прижали их к реке.
Советские пехотинцы и артиллеристы унич-
тожили 1.400 гитлеровцев, сожгли и пот-
били 14 танков и самоходных орудий. В
районе торода Вышкув немецкие танки и пе-
хота утром предприняли ожесточённую
контратаку. Бой длился несколько часов.
Измотав противника, наши войска нанесли
ему сокрушительный удар и штурмом заня-
ли город и железнодорожную станцию Выш-
hYL — сильный опорный пункт обороны
кемцев на северном берегу реки Западный
Бат. Развивая успех, части Н-ского соеди-
нения заняли населённый пункт Поплавы,
расположенный на восточном берегу реки
Нарев. На поле боя остались сотни вражеских
трупов. Уничтожено 19 танков и 4 само-
ходных орудия. Захвачено у немцев 21 ору-
дие, 23 миномёта, много пулемётов и три
оклада боеприпасов. Взято в плен свыше
300 немецких соллат и офицеров.

* ¢ &

В Румынии наши войска стремительно
продвигались вперёд. Части Н-ского соеди-
нения овладели городом Питешти, являю-
щимся важнейшим узлом железных и шос-
сейных дорог. Другие наши части заняли
город Крайова, находящийся в 180 кило-
метрах к западу от Бухареста и в 85 кило-
метрах к востоку от границы Румынии с
Югославией. Разбитые немецкие войска,
наспех свеленные в боевые группы, пыта-
лись задержать наши наступающие вой-
ска. Смелыми обходными маневрами совет-
ские полвижные соединения окружают оча-
ги сопротивления противника и ликвиди-
руют их. На одном участке налеи танкисты
и мотопехота уничтожили труппу немцев.
В лругом районе целиком ликвидированы
остатки двух немецких полков.

вх

Восточнее города Рига происходила
артиллерийская и ружейно-пулемётная пе-
рестрелка. Наши артиллеристы-наблюдате-
ли на олной из лорог заметили большой 0603
противника. Батарея гвардии лейтенанта
Румянцева открыла огонь и уничтожила, до
30 немецких повозок, ы

Четыре лётчика-истребителя, во главе с
капитаном Марковым, прикрывали группу
самолётов «Ильюшин-2», вылетевшую на
IUTYPMOBEY артиллерийских позиций 10-
ЕЕ ЕР: ИЖ ЕЕ 5 ИЕ И

Se See a

Страшные раны нанесли’ auracroxne
бандиты хозяйству края. Они взорвали и
сожтли подавляющее большинство премыш-
ленных предприятий, многие тысячи жилых
и административных зданий, культурно-про-
светятельных и бытовых учреждений. Опу-
стошили колхозы, совхозы и машинно-трак-
торные станции, разграбили богатства в
торолах и селах. Ущерб, нанесенный краю
немцами, составляет оБоло пятнадцати
миллиарлов рублей.

Неимоверные трудности стояли на пути
возрождения разрушенных городов и сел,
промьниленности, транспорта, сельского хо-
зяйства и. культурных учреждений. Но ©
первых же дней. освобождения края рабо-
чие, колхозники, советские интеллигенты,
домохозяйки и учащиеся с необычайным
под’ёмом и инициативой, организованностью
взялись за полную ликвидацию последствий
немецко-фалгистского хозяйничанья. С брат-
ской помощью в нам пришли трудящиеся
Азербайджана и Чкаловекой области. Вели-
чайшую и повседневную помощь оказыва-
ет краю советское правительство.

Особую мобилизующую и организующую
роль сыграло историческое постановление
Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «0 неот-
ложных мерах по осстановлению хозяйст-
ва в районах, освобожденных от немецкой
оккупации». Прошедший со дня опублико-
вания этого постановления гол был годом
напряженного созидательного труда, дав-
шего уже замечательные плодотворные ре-
зультаты. Сейчас с уверенностью” можно
сказать, что Отавропольщина успешно за-
кончила первый этап  восстановительных
работ, залечив многие раны, нанесенные
захватчиками.

Больыние успехи лостигнуты в сельском
хозяйстве. В крае восстановлены и креп-
нут с каждым днем колхозы, МТС и совхо-
зы. Во многих из них хозяйство достигло
уже довоенного уровня. Таз; в сельхозар-
тели имени Сталина, СОтаро-Марьевекого
района, уборочная площадь озимых и яро-
вых культур в этом году превыпвет дово-
енную на 200 с лишним гектаров.
восстановил молочно-товарную, овцеводче-
скую, свиноводческую и птицеводческую

EFF EERE Е ЗЕЕ реет Sa ee he ee ee

sie

На под’еме

КОСЬЦЕЛЬНЕ и железнодорожные станции
На раде участков наши войсна вышли

* -

гивника. Нелалеко от цели налиг лётчики
зстретили 12 немецких истребителей. Два
советских истребителя продолжали выпол-
нять свое задание, а два других боем скова-
ли вражеские самолёты. Младший лейте-

ee nd ae ee ae ae Ia АЕ, РЕ eS Se eg НЫЕ НРА ЗИ eo бе on ee Ea ne

те УЕ

На станции Московского метрополитена
«Сокол» начат монтаж первой в столице
установки люминесцирующих ламп. В от-
личие от обычных ламп накаливания они

нант Коноваленко сбил 2 немецких истреби- дают естественный дневной свет.

теля «Фокке-Вульф-190». Младший лейте-
want

Семин уничтожил один вражеский   чаях, когда требуется

Новые лампы весьма удобны в тех слу-
точная передача

самолёт. Советские штурмовики успешно   цвета рассматриваемых предметов в ноч-

выполнили своё задание и вместе с истре-.
бителями без потерь вернулись на свой
аэродром.

Е

Ухулшающееся © каждым днем военное.
положение Германии оказывает огромное
влияние на боеспособность немецких войск.
06 этом красноречиво говорят многочислен-
ные трофейные документы и показания
пленных.

В одном из своих приказов командую-
щий северной группой немецких армий
предложил командирам соединений «раз’яс-
нить и указать каждому солдату, что вея-
кий, кто только сделает один шаг для то-
го, чтобы без приказа покинуть занимае-
мое место, будет расстрелян». Пленный еф-
рейтор 336 полка 227 немецкой дивизии
Фридрих Фрейгает сообщил: «В начале ав-
густа нам был зачитан приказ, в котором
указывалось, что если группа или отдель-
ный солдат будут ветречены за пределами
участка своего подразделения, то они могут
быть расстреляны любым солдатом или
офицером».

Эти приказы немецкое командование уже
проводит в жизнь. Пленный  обер-ефрейтор
40 мотострелкового полка 17 танковой ди-
визпи Франц Васснер рассказал: «Воман-
дир нашей роты, лейтенант Шлагбахер, на
ротных. учениях зачитал приговор Военно-
го суда. В нём были приведены 22 фами-
лини фельлфебелей, унтер-офицеров и сол-

‘дат, приговоренных в смертной казни за
бегство с поля боя». Пленный ефрейтор
штабной роты 159 полка 69 пехотной ди-
визии Гельмут Ветьен сообщил: «В послел-
зем бою солдаты 1-го батальона не выдер-
жали напора русских и стали отходить.
Тогда командир батальона капитан Бо-
крандт застрелил 7 солдат». Взятый в
Блен солдат 343 охранного батальона Отто
Гайн рассказал: «Днём 19 августа перед
строем нашего батальона были расстреляны
3 солдата. Унтер-офицер Лейман об’яснил
нам, что будет так поступать < каждым,
кто без приказа оставит свои позиции».

В первый период войны немцы возомни-
ли себя завоевателями вселенной. Теперь
эта спесь сбита с гитлеровцев. Красная Ат-
мия в оборонительных и наступательных
боях перемолола основные, кадры немецкой
армии. Немецкие солдаты всё больше и
больше ‘убеждаются в том, что Германия
окончательно проиграла войну. Горе-завое-
вателям теперь «не до жиру, а быть бы
живу». Почва горит под ногами фапеиет-
ских разбойников. Чтобы не допустить раз-
ложения своей армии, гитлеровцы всё чаше
и чаще прибегают к расстрелам своих же
солдат и офицеров.

Е

Е ИН

фермы, организовал пчеловодство. Поголовье
общественного скота также близко к до-
военному уровню.

В течение истекшего года колхозы и
совхозы Отавропольщины проделали огром-
ную работу, добиваясь высокого урожая.
По инициативе сельхозартели имени Воло-
дарского, Ново-Алексанировского района, в
соревновании за получение  стопуловоРо
урожая участвовали все колхазы и с0вхо-
зы, свыше 2.500 полеводческих бригад и
11.000 полеводческих звеньев. В трудных
климатических условиях весны 1944 года
колхозы засеяли 682 тысячи гектаров. яро-
вых зерновых против 665 тысяч гектаров,
засевавшихеся в 1940 голу.

0с0б0е внимание партийных и советских
организаций, земельных органов м веех ра-
ботников сельского хозяйства было еоередо-
точено на решительном повышении атротех-
ники. Всякое  бракодельство на поле-
вых работах в колхозах и с0вхозах ‘босно-
щадно пресекалось. Это не могло не даль
своих плодов: колхозы и совхозы края
собирают высокий урожай хлебов. Ilo
урожайности колосовых культур край в те-
кущем году близок к рекордному 1939 году.
Плановая урожайность перевыполняется.

В крае успешно идет уборка урожая.
Косовица колосовых уже закончена. Весь
хлеб, скошенный простыми машинами и
вручную, связан в снопы и, как правило,
заскирдован. Убрано около двух третей
площади проса.

Сельское хозяйство Ставропольщины в
текущем голу даст для страны и Красной
Аруйи много больше хлеба, чем в прош-
лом голу. Нескончаемым потоком идут под-
воды с хлебом на затотовительные пункты.
Чтобы скорее рассчитаться с государством,
колхозники дали на вывоз хлеба многие
тысячи своих коров.

Неуклонно развивается и общественное,
животноводство. По сравнению © мартом

ное время: на предприятиях текстильной,

Выставка «Авиация в

Военный совет Военно-воздушных сил
расной Армии организует выставку
«Авиация в Отечественной войне».

Во всех авиационных соединениях и ча-
стях идет сбор материалов для этой вы-
ставки. Уже поступили материалы э лей-
ствиях авиации в дни героической обороны
Сталинграда, в боях за Ростов, Донбасс, при
форсировании Днепра, освобождении Крыма,
в дни блокады Ленинграда.

Большой интерес представляют экспонаты,
присланные из авиационных частей и сос-
динений, защищавших город Фенина.

Особые разделы посвящены действиям   ском перешейке.

Похороны жертв немецко-фашистского террора

. МИНСК, 5 сентября. (ТАСС). В 12 ки-
лометрах от Минска, у села Тростенец,
немецкие варвары устроили концентраци-
онный лагерь;-в котором содержались ты-
сячи, советских людей, обречённых на
смерть. С 1941 по 1943 год здесь система-
тически производилось истребление мирных
граждан. Трупами расстрелянных и звер-
CKH замученных людей гитлеровцы запол-
вили более 30’огромных рвов. В 1943 году
они привезли сюда землечерпательную ма-
шину и специально ‹конструированным
KOBIIOM извлекалиеиз рвов трупы людей и
затем сжигали их в выстроенной для этой
цели огромной печи. Всего было сожжено
более 200.009 трупов.

В воскресенье здесь состоялись похоро-

}

ПРАВД

pa ee

A

SB SA Pe OTE LIES

Сбор длинноволокнистого советского хлсичатника в колхозе «Большевик», Байрам-
Алийского района, Туркменской ССР. Справа — звеньевая Дурсун Ага Юсупова.

Фото С. Демина. (ТАСС),

Первые лампы дневного света в Москве

полиграфической и лакокрасочной промьян-
ленности, в фотостудиях, картинных. галле-
реях.

Люминесцирующие лампы, в которых
светятся пары различных металлов, в 3—4
раза экономичнее, чем ‘обычные. Горят они
значительно дольше ламп накаливания—до
3.000 часов:

т

Отечественной войне»

летчиков в дни блокады Ленинграда и в ге-
риод прорыва. Олна из картин изображает
воздушный бой Героя Советского Союза: Ни-
лютова с вражеским истребителем над доро-
той через Jagory.

На выставке будет в числе прочих демон-
стрироваться картина художника Пыльщи-
кова — «Вручение гвардейского знамени
авиачасти». Хуложник запечатлел момент,
котда руководитель ленинградских большв-
виков тов. А. А. Жданов вручает боевое
знамя и орден Красного Знамени одной авиа-
ционной части перед онерацией на Варель-

ны жертв немецко-фашистского террора.
Сюда собралось свыше 10 тысяч трудя-
щихся Минска и близлежащих сел.

Траурный митинг открыл председатель
исполкома Минского городского Совета де-
путатов трудящихся тов. Бударин. У. брат-
ской могилы жертв фашистских палачей
выступили. секретарь Минского обкома
КП(б) Белоруссии тов. Никитин, писатель
Лыньков, Колхозник Герасимович, представи-
тель делегации рабочих Кузбасса Оречкин.

Но окончании митинга на могилы были
возложены сотни венков от организаций,
отдельных рабочих, служащих и колхозни-
ков, которые поклялись отомстить фапи-
стским убийцам за их злодеяния,

По следам матерналов «Правды»

«Сплавщики Севера, вы в долгу перед страной»

Бюро Архангельского обкома ВКП(б), об-
судив передовую «Правды» «Сплавшики
Севера, вы в долгу перед страной», призна:
ло, что, в ней совершенно правильно указано
на отставание сплавных работ в области.
Бюро обязало райкомы ВКЦ(б) обсудить ста-
тью «Празды» на широких собраниях рабо.
чих сплава н наметить конкретные мероприя-
тия, которые позволили бы окончить моле-.
вой сплав по всем рекам и доставить древе-
сину в снлоточные запани к 15 сентября,

Райкомам партии, комсомольским и проф-

«Иркутские

Бюро Иркутского горкома ВКП(б) обсу-
дило фельетон «Иркутские ` кочевники»,
опубликованный в «Правде» 17 августа, и
признало правильными изложенные в нем
факты. Председателю исполкома горсовета
тов. Рудакову указано на неудовлетворитель-
ное размещение ряда вузов и техникумов го-
рода. До 20 сентября 1944 года будут выде-

ЕЕ Е

рогатого скота, более 1.000 овец, в основ-
ном мериносовых, и около трех десятков
свиней.

Растет не только количество. скота, но и
его продуктивность. За семь месяцев: ны-
нешнего года надой молока с одной коровы
по сравнению с соответствующим периодом
пропглого года увеличился на 13 проц. На-
втриг шерсти возрос на 6,8 процента.

жа

3a полтора года после освобождения
края достигнуты известные успехи в
промышленности Ставропольщины. Вот не-
которые примеры. Из 465 предприятий го-
сударственной промышленности более двух
третей было разрушено немецкими окку-
пантами. В настоящее время полностью или
частично восстановлены и вымускают про-
дукцию, в том числе и оборонную, 441
предприятие. Из 255 артелей промысловой
кооперации и кооперации инвалидов сейчас
функционируют 212. Многие десятки прел-
приятий и артелей ‘систематически выпол-
няют и перевыполняют производетвенные
планы. Так, Ставропольский мясокомбинат
проязволственный план 1943 года вынол-
нил на 102,4 проп., а семимесячную про-
грамму текущего года—на 113,8 процента.
В целом по краю государственная и коопера-
тивная промышленность за семь месяцев
текущего года выпустила продукции больше,
чем за весь 1943 год.

Предприятия союзной и местной про-
мышленности оказали большую помощь
сельскому хозяйству, дав запасные части
для тракторов и сельскохозяйственных ма-
шин. Организовано производство комбайно-
вых полотен из материалов, изготовленных
на предприятиях местной промьтиленнюсти.
На одном из заводов организовано произ-
водетво бесконечных ремней к комбайнам,
вентиляторных ремней к моторам комбай-
нов, тракторам и автомащинам. Вее это да-
ло возможность лучше подготовиться и уб-
рать урожай. и

Энергично ликвилируя последствия фа-

шистской оккупации, работники железно-

прошлюго года количество крупного рогато-
го скота увеличилось в колхозах на 58.000
голов, овец и коз — ча 328.000, сви-
ней — на 5.000. На каждый колхоз теперь
приходится в среднем по четыре животно-
волческих фермы и по 150 голов крупного

дорожного транспорта и связи восстанови-
ли и сдали в эксплоатацию все существо-
вавшиие до оккупации железнодорожные ли-
нии и ветки Орджоникидзевокой и Северо-
Кавказской железных дорог. Перевыполнен
намеченный план восстановления будок,

союзным организациям предложено ‘усилить
массово-политическую работу и развернуть
широкое социалистическое соревнование ( pe-
ди сплавщиков.

Бюро обязало управляющего rpectem
«Двиносплав» тов. Баскакова и начальчикоз
сплавных контор — Важской тов. Андриано-
ва и Пинежской тов. Кокорева принять
решительные меры, обеспечивающие пра.
вильную расстановку рабочих на зплазе и
максимальное их использование ло прямому
назначению. Я

кочевники» t

лены дополнительные помещения зоотехни-
ческому, дошкольному, зооветеринарному,
финансово-экономическому, физкультурно-
му и авиационному техникумам, сельско-
хозяйственному и финансовому институтам,
вполне обеспечивающие их нормальную учеб-
ную и научно-исследовательскую работу.

ЕЕ

казарм и шутевых зданий. Минераловодевие
паровозники, вагонники и связисты. не-
сколько раз завоевывали переходящее Крас-
ное Знамя НЕПС.

За полтора года в городах края восета-
новлено около 84 тысяч квадратных мет-
ров жилой площади и более 80 тысяч
квадратных метров адмннистративных зда-
вий. Восстановлено и вновь построено бо-
лее двух тысяч индивидуальных домов, 0т-
ремонтированы тысячи домов, десятки ты-
сяч квартир трудящихся. Сделано много,
но этот участок всё же остается отстаю-
щим.

Пущены в эксплоатацию все местные
эясктростанции. Восстановление первой оче-
реди высоковольтной линии от Баксангэса
10 станции Мантую дало возможность обеспе-
чить электроэнергией города Вавминводской
труипы и пустить в эксилоатацию электро-
поезда на участке Минеральные Воды —
Висловодск. ы

Десятки тысяч трулящихея сейчас в0с-
станавливают жилинаное и Коммунальное
хозяйство, благоустраивают города и гото-
вят их в зиме. В текущем году будут
работать 873 начальных, 241 семилетняя
и 176 срелних школ. Более 200 тысяч де-
тей получили возможность учиться, Вос-
становлены четыре института, шесть педа-
готических училищ, 34 детских дома, в
том числе 10 специальных, 178 детских
садов, 612 политико-просветительных уч-
реждений. Организовано Суворовское воен-
ное училище.

Впереди еще много работы, много недоде-

лок в сельском хозяйстве, в промышленно-
ети и на других многочисленных учаетках.
(дельные районы — Апанасенковекий,
Шпаковский и до. отстают с выполнением
плана хлебозатотовок. С недостатками мы
боремся всеми силами и средствами. Пар-
тайные ‘и непартийные большевики Став-
ротолья отчетливо сознают свои обязанно-
сти перед Родиной и фронтом и отдадут все
свои силы, чтобы выполнить клятву, дан-
ную в письме товарищу Сталину, и вер-
нуть Ставропольщине былую славу края
всесторонне развитого хозяйства, края вы-
соких урожаев и важнейшей базы развития
PBORCTBS.
ПН У М. СУСЛОВ.

Секретарь Ставропольского
крайкома ВКП(б).

Наш

Артиллерийский завод им. Кирова— один
из старейших арсеналов страны, пасчиты-
вающий более 160 лет своего существо-
вания. Перед войной он занимался ремон-
том артиллерийских орудий.  Эвакуирован-
ный из прифронтовой полосы в глубокий
тыл; наш ‘завод полностью изменил. свой
профиль и стал одним из ведущих артил-
лерийских предприятий страны.

В короткий ерок мы освоили производств»
новой мошной пушки. Но дело не только в
скоростных методах освоения. Известно, что
обычно переход завода с одного тина машин
на другой сопровождается в первое время
сокращением голичества продукции. Вна-
чале выпускается мало машин, потом по-
степенно число их растет, и, наконец, цехи
набирают полные темы. 3

На нашем же заводе сложная перестрой-
ка проведена без снижения келичественнего
выпуска пушек.

Большую трудноеть представляло то, что
технологический процесе необходимо было
спроектировать в крайне сжатые сроки и
одновременно разработать чертежи приспо-
соблений и инструмента, изготовить техно-
логическую оснастку.

Положение осложнялось тем, Что завод
испытывает недостаток инженерных кадров,
имеет очень ограниченную инструменталь-
ную и станкостроительную базу. А глар-
новё—мы помнили одно: текущее производ-
ство прежнего орудия не должно снижаться
во время освоения новой пушки!

Когда было получено правительственное
задание, весь коллектив завода, буквальн)
все работники включились в новое дело.
Для разработки технологии и проектирова-
ния ‘оснастки в помощь отделу главного
технолога было привлечено значительное
число цеховых инженерв и техников,
начиная © руководителей цехов вплоть до
опытных мастероз-практиков.

У нас не ждали полного окончания про-
ектирования всех приспособлений и инстру-
мента. Каждый готовый чертеж немедленно
передавался в цехи.

Такой метод параллельного проектирева-
ния и изготовления оснастки сильно по-
двинул вперед подготовку производства но-
вой системы и сократил сроки. Следует
указать, что к изготовлению приспособле-
ний и инструмента были привлечены, кро-
ме инструментального цеха, все без исклю-
чения производетвенные и вспомогательные
цехи и участки завода. Они выполняли эти
заказы свёрх плана производства старой
пушки.

Удачно, с нашей точки зрения, был ре-
шен вопрос о производительном использо-
вании имевшегося оборудования.

Некоторые родственные нам заводы, про-
ектируя технологию для изготовления ана-
логичных артиллерийских систем, считали
необходимым строить спениальные аггрегат-
пые станки для основных операций mo 06-
работке деталей. Изменения конструкций
орудий, вызванные характером нынешней
войны и постоянным стремлением опережать
технику врага, приводят в тому, что после
очередного перехода на новую конструкцию
артиллерийской системы почти все ранее
применявшиеся специальные аггрегатные
станки становятся ненужными и превра-
щаются в мертвый капитал.

Это заставило нас еще в 1942 тоду пой-.
ти по пути создания и применения специ-
альных приспособлений к универсальным
станнам. Такой путь выгоден еще и тем,
что он дает большой выигрыш во времени.
Например, для расточки обоймы, являю-
щейся одной из основных деталей системы,
один из родственных заводов построил в
свое время специальный аггрегатный станок.
При переходе на новую систему он потребо-
вал почти полной переделки. Мы же раста-
чиваем обоймы новой системы на прежнем
универсально-токарном станке, лишь при-
способив к нему новое редукторное приепс-
собление.

Таким образом, для производства нового
изделия почти не требовалось добавлять
оборудование. Оказалось достаточным изго-
товить около 650 приспособлений в имею-

ских показателей.

6 СЕНТЯБРЯ 1944 г., № 214 (9571)

ЕЕ ВЕР

опыт

щемуся парку станков и подвергнуть часть
станков незначительной модернизации,
Основные детали новой, более мощной сл.

стемы имеют значительно большие об’ехы

по сравнению с подобными деталями ста.
рой системы. Их обработка, естественно,
требует большего количества станко-часов,
Например, чтобы нарезать ствол нозой ст-
стемы, нужно в 1—1 раза больше за-
тинного времени, чем раньше. Мы же за.
дались целью сохранить количественный
выпуск новых систем на прежнем уровне
без увеличения станочного парка, т. е. ¢o-
хранить существовавшие затраты ставко-
часов на производство орудия.

Некоторые заводы решают схожие задачи
путем капитальной модернизации obopyyo-
вания. Они переделывают, например, наре-
зательные станки с однешииндельных а
двухшпиндельные, которые вместо одной де-
тали одновременно обрабатывают две. Путь
этот казался нам длительным. Техническая
мыель нашего коллектива пытливо работала
над тем, как решить эту задачу более бы-
стрым способом. Выход был найден, На-
чальник ‘инструментального цеха тов. Пота-
пов разработал новую конструкцию 24-рвз-
цевой нарезалельной головки вместо прех-
ней 8-резйовой.

Осуществление одного этого предложения
позволило не только сохранить пропускную
епособность станков на прежнем уровне, во
даже увеличить ’ем продукции с них в
два с лишним раза. Модернизация: инстру-
мента, а не самих станков, была проведена
и по ряду других операций:

В период освоения новой пушки мы 069-
бенно сильно ощутили все плоды органяза-
ционно-технической перестройки произвол
ства, которая настойчиво проводилась в по-
следние два года. Суть дела вот В чем, Ра-
нее цехи нашего завода работали по прин-
ципу смешанного производетва. Механиче-
ские цехи не имели в своем составе ‹69роч-
ных отделений. Олин и тот же цех 0брабз-
тывал детали различных узлов пушки.

Теперь производство во всех цехах щ-
строено по принципу замкнутого цикла,
Каждый цех и даже участок цеха обраба-
тывает детали только одного узла орудия,
сам собирает эти узлы и сдает ‘их в Tex of-
щей сборки.   Работа последнего сводится
лишь к соединению узлов в готовую систему,

Перестраивая цехи по замкнутому циклу,
коллектив завода в то же время усиленно
внедрял поточные методы. Для этого при
шлось переставить из цеха в цех и перелви-
нуть внутри цехов свыше 900 станков, 918
организационно-техническая перестройка,
проведенная под руководством главного ин-
женера завода тов. Спиридовога, окупваа
себя сторицей и целиком себя оправдал 3
период освоения.

Готовясь к началу выпуска новой пушки,
мы обратили серьезное внимание па обучение
нарров. Тотчас же после того, как чертежи
и черновая технология были готовы, к стан-
кам в качестве инструкторов встали техво-
логи -и мастера. Они показывали рабочия,
как надо пользоваться сложными приепособ-
лениями, как обрабатывать новые. детали,

Завод за время Отечественной войны, pa-
ботая в очень сложных условиях, добился
серьезного улучшения технико-экономиче-
Восстанавливая pons
водство на новом месте и осваивая целый
ряд новых изделий, мы увеличили выпуск
прохукции против довоенного уровня в
3 раза, подняли производительноесть труда
в 215 раза и снизили себестоимость в
2 рава.

Хотя мощность новой пушки вдвое боль
ше прежней, трудовые затраты на ее п]о-
изводство остались на прежнем уровне, А
себестоимость ее уже на втором месяце мас-
сового производства была на 26,5 про
ниже плана.

‚ Наш заводской коллектив не останаваи:
вается на достигнутом, а ежемесячно уве-
личнвает количество выпущенных пушее.

A. KYPAHOB.

Директор артиллерийского завода
имени С. М. Кирова.

Сеют медленно и плохо

Высоким урожаем озимых в этом году
Солицевокий район похвалиться неё может.
Многие колхозы собирают не более 6 цент-
неров ржи с гектара. Впрочем, в райкоме
партии нисколько этому не удивляются.

— Откуда и быть хорошему урожаю, —
говорит секретарь райкома тов. Шлеев. —
если озимые в прошлом году мы сеяли до
поздней осени.

Но извлекли ли в районе необходимые
уроки из опыта прошлого года? Нет, не из-
влекли. Сев длится уже три недели, а за-
селна пока небольшая часть плана.

В оправдание низких темпов сева в рай-
оне ссылаются на нехватку тягла. На по-
верку же оказывается, что из 230 лошадей
на полях и на вывозке хлеба занято лить
32. Половина коров также не привлечена к
полевым работам. В МТС имеется 13 трак-
торных сеялок, а используются пока толь-
ке две.

Колхоз «Подарок Красного Октября» из
185 гектаров за две недели засеял всего
только 15 гектаров, хотя arta у
него немало. Кроме значительного чиела
коров, тут имеется сорок волов. На олних
ролах колхоз может ежелневно засевать
не меньше 15 гектаров. Межлу тем
12 волов е утра до вечера пасутся на лу-
гу: оказывается, для них нет ярм. Осталь-
ные волы посменно заняты на пахоте и
боронованни. Нормы выработки пахари не
выполняют. Да и как они могут их вы-
полнить, если в поле они выезжают не
раньше $ часов утра, заканчивают работу
засветло, обеденный перерыв длится, как
правило, два — три часа.

А вот поле, где сеют озимые. В зарос-
лях бурьяна чуть видно пахарей. Мы идем
по только что вспаханному участку 1-й
бригады. Огрех на огрехе. Там ий сям мель-
кают кусты неподрезанной травы. Следом
за пахарем идет сеяльщик © лукошком.
Зерно с гребней падает в канавки между
борозд. Пашню ‘боронуют. После `боронова-
пия много зерна остается незаделанным.

Рядом поле колхоза «Трудовой крестья-
нин». Озимые сеют злесь быстрее. Поло-
вина площади — 45 гектаров — уже за-
свяна. 17 гектаров ржи колхозники репгили
посеять сверх плана. Пар был вопахан во-
время, и часть его прокультивирована. Под
озимые внесены местные удобрения. Одна-
KO и в этом колхозе не используют до сих
пор всех возможностей, чтобы посеять ози-
мые в ранние сроки. Нормы выработки cH
стематически не выполняются.

‚И вновь бросается в глаза низкое кате-
ство посевных работ. Те же отрехи, что я
в соседнем колхозе, те же зеленеющие 83
засеянном поле сорняки. Цосев производит-
ся под борону.

Колхозы эти не исключение, В pallor
вообще не борются за высокое качество
озимого сева. Рядовой посев игнорирует.
06 этом красноречиво говорит такая, #-
пример, цифра: 24 тракторными и конны-
ми сеялками за все время засеяно лишь
256 гектаров. В колхозах Воробьевекого
сельского совета имеется 5 конных сеялок,
но ни одного гектара ими пока не засеяно.
Всюду, где нам. пришлось побывать, #ы
сталкивались с фактами грубейшего нару-
шения агротехники: посев по неразработал-
пой почве, плохая заделка семян. B Koa
хозе «Новая жизнь» семена ржи на трех
гектарах рассеяны прямо по бурьяну, 34-
делка их производилась плугом.

В районе 15 агрономов, однако контр
ля за качеством сева озймых не чуветвует-
ся. Ни одного сигнала о нарушения аг0о-
техники от них не поступило. Главный 8/-
роном райземотдела Кантемиров сидит в
кабинете и составляет всевозможные про-
екты, резолюции и сводки. Он никак He
может «вырваться на поле». Такой же @-
лезнью болеет и старший агроном Шузе-
ковской МТС Геков.

В TOM же колхозе «Педарок Красного (5-
тяоря» в первый день сева на поле при
шла агроном Солнцевской МТС Пенькова.
Рассказывают, будто бы она пожимала пае-
чами от неудовлетворенности низким каче-
ством сева. «Нет, рядовой сев куда Пт
ше», — сказала она в заключение и He
правилась в другой колхоз.

Не в одном только Солнцевском palo?
запаздывают с севом озимых. Плохо борют-
ся за урожай будущего года колхозы (4
ветского, Конышевского, Фатежекого и 1я-
ла других районов. И здесь имеются мног-
численные случаи нарушения агротехники,

Курская область успешно провела в #5
пешнем году весенний сев. Она завоевза3
переходящее Красное Знамя Государствен
чото Комитета Обороны. Это обязывает
работать еще лучше, еще настойчивее 0%
роться за урожай. И наряду © другими по-
левыми работами она должна во-Время и #3
высоком агротехническом уровне провестя
сев озимых.

У. ЖУКОВИН. (Корр. «Правды»).
Курская область.

lt