7 СЕНТЯБРЯ 1944 г, № 25

SEC ae a a Fe г 4: ина

с т

Артель He могла бы тах” быстро раст,
вели бы у нее не развивались осповные
отрасли хозяйства — полеводетво и жит.
HOBOICTBO,

Посевные площади в артели пм. Rar.
нина ежегодно расширяются. В прошло
году озимыми было засеяно 167 теттари,
нынче — 210. Растут и урожая. Зний
только на коровах было вывезено на поля
13 тысяч возов навоза. Земля пахали
глубоко, хорошо бороновалась и во-вреид
засевалась сеялками. = Бригадир-фрон.
товик тов. Чулков на своих участках про
вел полкормку посевов, лвукратную пу-

Москва, Дремль Верховному Г. лавнокомандующему
Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ

течение учебного гола им вылано mB
средств, собранных комсомольскими орга-
низэпиями, 110.000 рублей.

Лля летнего отдыха детей фронтовиков
приобретено путевок в пионерские лагери и
на оздоровительные площадки на’ сумму
530.000 рублей.

Воодушевленные историческими победами
Красной Армии, комсомольцы и молодёжь
Азербайджана собрали в Фонд обороны
1.340.000 рублей и просят Вас обратить
эти средства в новую колонну советских

По обшарным владениям артеля имени

Калинина бежит, торопится речка Великая.
Вода крутится в омутах, серебрится мелкой
 рябью на открытых перёкатах, наносит
песчаные косы и убегает голубой лентой в
  густые заросли тальника и черемухи.
С первыж-лней организации артегя Екол-
  хозники мечтали: еЭх, запрячь бы реку,
заставить ее повиноваться колхозу! Боль-
шал сила пропадает зря. Соорудить бы пло-
тину. поставить турбину. Крутила бы она
изм мельницу и дала бы свет!»

Но всё руки не доходили. Да и опасались:

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Выполняя клятву, ланную Вам в канун
25-летия ВЛКСМ, — окружить лаской, за-
ботоН и вниманием детей фронтовиков и
сирот, родители которых погибли от рук
ненавистных ‘фалистеких иевергов, комео-
мольцы и мололежь Азербайджана собрали
в фонд помощи детям фронтовиков
3.190.000 рублей, 8.616 пудов сельско-
хозяйственных продуктов, заработали
20.710 трудодней. Силами комсомольцев и
молодежи в колхозах для семей фронтови-

ков засеяно и обработано 1.250 гектаров
зерновых и огоролных культуу.

На средства, собранные комеомольцахи
н молодежью республики, одето и обуто
более 100.000 детей Фронтовяков и сирот.
В праздничные дни детям вручено 16.000
подарков.

По инициативе и при активном участии
комсомольских организаций рестублики го-
зданы пря 101 колхозе детекие лома, где
воспитываются дети, родители которых пв-
гибли на фронтах (течественной войны.

300 детей фронтовиков отличников yue-
бы получают комеомольские стипендии. В

танков «Комсомол Азербайджана».

Заверяем Вас, Иосиф Виссарионович, что

мы отдадим все свои силы, чтобы прибли-
зить желанный час нашей окончательной
победы над немецио-фашистскихи захват-
чиками. Е

Примите, дорогой, любимый отец и учи-
тель, наш горячий от всего сердца комсо-
мольский привет и пожелания Вам доброго
здоровья и долгих, долгих. лет жизни на
счастье народа, на благо нашей Родины.

Секретарь ПК ЛЕСМ Азербайджана
БАБАЕВ Муталиб Зинал оглы.

БАКУ, СЕКРЕТАРЮ ЦК ЛКСМ АЗЕРБАЙДЖАНА
тов. БАБАЕВУ МУТАЛИБ ЗИНАЛ ОГЛЫ

Прошу передать комсомольцам и молодёжи Азербайджана,

собрав-

шим 3.190.000 рублей, 8.616 пудов сельскохозяйственных продуктов и
заработавшим 20.710 трудодней в фонд помощи детям фронтовиков, —

мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН.

Митинг трудящихся Измаила

ИЗМАИЛ, 6 сентября. (ТАСС). Здесь со-.
стоялся митинг трудящихся, посвящённый
освобождению гор. Измаила и Измаильской
области от немецких оккупантов. На тор-
жества прибыли крестьяне окрестных сёл,
представители 8-го Украннского фронта и
Дунайской флотилии.

На трибуне — секретарь обкома КП(б)У
тов. Горба. Он поздравил трудящихся с ос-
вобождением от немецкого ига. Горячие сло-
ва привэта доблестной Красной Армии и её
великому полководцу товарищу Сталину
покрываются бурными аплодисментами со-
бравшихся.

Волнующую речь произносит старый ры-
бзк В. А. Землянский.

— Нас освободили, — говорит он, —=
родная Красная Армия, великий Сталин. В
ответ на это мы, измаильцы, приложим все

e

силы, чтобы самоотверженным трудом 110-
мочь Красной Армии скорее добить врага.
Рыбаки Измаила досрочно восстановили за-
вол и начали лов.

Тепло встретили. собравшиеся выступле-
ния представителей 3-го Украинского
фронта и Дунайской флотилии.

С огромным воодушевлением участники
митинга приняли приветствие товарищу
Сталину. Изманльны поклялиев всеми си-
лами помогать Красной Армни в оконча-
тельном разгроме фапгистского зверя, быст-
ро возродить народное хозяйство.

Митинг окончен. В плошали лвижется
большой хлебный 0б0з, украшенный знамё-
нами п лозунгами. Это крестьяне везут в
подарок Ирзеной Армии зерно нового уро-
mad.

На границе Румынии с Югославией

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 сентября.
(Воен. исрр. «Правды»). Энская подвижная
часть совершила стремительное продви-
жение по Румынии и сегодня заняла город
Турну-Северин. С занятием этого города
советские танкисты вышли на границу
Румынии с Югославией.

Операция энской подвижной части харак-
терна, смелостью и мастерским выполнением
сложного маневра в трудной обстановке.

ОТЛИЧНАЯ РАБОТА ВОЗДУШНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ

(Всен. корр. «Правды»). В Румынии co-
ветские войска продолжают продвигаться
вперёд. :

В боях с неменкими войсками активное
участие принимают лётчики генерал-пол-
ковников авиации Горюнова и Судец.

В наступлении непрерывная  воздуш-
пая разведка значительно облегчает pa-
боту наших бомбардировщиков и штуруо-
виков. Значение развелки здесь особенно
велико, так как Части противника всё
время перемещаются и чрезвычайно труд-
но следить за немцами, укрывающимяся в
лощинах и оврагах. Несмотря на все эти
трудности, наши воздушные разведчики

КЕ Е a ЕЕ ЕКО И

Немцы всеми силами старались задержать
наступление наших подвижных отрядов. Но
наши подразделения, ломая сопротивление
врага, занимали один населенный пункт
за другим.

Заняв город Крайово. они, не теряя ни
одного часа, сделали новый брасок на за-
пад. В течение ночи и дня полвижные от-
ряды прошли с боями более ета километ-
ров и заняли горол Турну-Северин.

ежедневно лоставляют команлованию поз-
робные и точные сведения о противнике.

Во время развелки наши лётчики зача-
стую подвергаются нападению вражеских
истребителей. Олнако они не только успеш-
но отражают воздушные атаки, но сплошь
H рялом сами сбивают нападающих.

Вчера два «Яковлевых», производив-
ших развелку под командованием капита-
на Фролова, были атакованы шестью «Фок-
ке-Вульфами-190». Фролов сбил одного
немецкого истребителя и ушёл в облака.
После этого наши лётчики продолжали свой
путь и, выполнив задание, доставили важ-
ные сведения о противнике. ‘

SS aE a ae Oe A SE TET

У порога «Страны мрака»

(От военного корреспондента «Правдьь)

Древние предания рассказывают о стране
стралиного злодейства, темные силы которой
хотели сокрушить весь мир. Называлась
онв «Страной мрака».

Там стояли вечные потемки. Обитатели
ее — злые, людоподобные пы; они Забра-
ли у людей несметные богатства и прятали
их под покровом кромешной тьмы.  Чудо-
вищные птицы с железными клювами вы-
летали из «Страны мрака» и клевали всех,
кого увидят, или, подняв на воздух, уноси-
ли CBOH жертвы 3a железную дверь. Неисчи-
слимые бедствия для всех людей постоянно
грозили из «Страны мрака».

Эту зловещую страну весь мир сейчас
увидел воочию. Германия! И русекому на-
роду выпало на долю первому остановить
нашествие людоподобных орд «Страны мра-
ка». Советские богатыри стоят перед Прус-
сией. Меч занесев!

Здесь, в Пруссии, рождались самые дья-
вельские химеры. рабства и человеконена-
вистничества. Отсюда, из Пруссии, шел
ядовитый поток расовой ненависти. ненави-
сти ко всему русскому, к Советскому Союзу.
Со счетом, напнеанным кровью. пришли
наши богатыри к дверям Германии.

a

Болота. Холмы. Песок.

Последний рубеж немцев на нашей земле.
За ним-— земля, над которой висит про-
БлЯтТЬе,

Рубеж тяжел. Советские солдаты прозва-
ли его «чортовым порогом». Все проётран-
ство здесь начинено железом, бетоном, то-
лом, источено траншеями и хозоми сообще-
ния, усеяно стальными крабами, опутано
проволокой и дотами.

Лоты и крабы охраняются самоходками
и танками и взаимодействуют с ними. Эта
оборона может быть жесткой и может быть
подвижной, маневренной. Ночами танки пе-
ретаскивают «крабов» с места на место.
Оборона глубока. Траншеи и до”ы  сменя-
ются новыми линихгми, уходящими в глубь
лесов и возвышенностей. Там тоже лежат
немцы.

Глубокой ночью, когда смолкает поле
боя и наступает тишина, наши бойцы слы-
шат, как скрежещут на немецких рубежах
бетономешалки. Они работают всю ночь под
артиллерийским огнем. Это возводятся но-
вые укрепления.

Наши войска упорно пробивают немец-
кую оборону. «Чортов порог» сечетсл на-.

шей авиацией и артиллерией. День и ночь
< рукопашными боями врывается в немен-
кую оборону наша пехота, идет шаг за ша-
гом, вгрызается во вражеские укрепления.
На пути все изрыто, все исковеркано бом-
бами и снарядами. Есть места, где уже не
может пройти танк: так они исковерканы,
разворочены. Но’веюлу проходит советекая
пехота. :

Стрелковый батальон капитана Зайцева
двигался по болоту. Вода, трясина, едкая
ржавчина. Так было трое суток. Люди стали
оранжевыми от болотной воды. Они несли с
с0б0й. тяжелые минометы и мешки с песком
для оборудования огневых позиций. И все
трое суток батальон вел бой. Капитан Зай-
цев был дважды ранен. Однако солда-
ты не прекратили наступления. Батальон
продолжал двигаться, вести бой. Корректи-
ровщики сидели на вершинах деревьев. и
направляли огонь минометов.

Это был подвиг батальона.

Рядом шел другой батальон, и ему прёл-
стоял тяжкий путь: пройти через укрепле-
ния немцев и уничтожить их решительным
ударом. Немецкий рубеж уже хлестал ог-
нем по лесу, уже горели торф и сосны, за-
жженные немецкими снарядами, и тогда сол-
даты, старые воины батальона, закричали:

— Полковое знамя выносите!

Было вынесено знамя. Его несли старые
воины, на теле которых вще не отвердели
рубцы от ран. Весь батальон стал на ко-
лени.

Коваль, знаменитый  пулеметчик  ба-
тальона,. подвел к знамени молодого бойца.

— Станем рядом, — сказал пулемёт-
чик, — рядом и немца бить булам.

Й они вдвоем опустились перед знаменем
и поцеловали его. Окутанный дымом, ба-
талеон пошел в атаку. Батальоны протара-
нили оборону немцев и выполнили свои
задачи точно, по приказу.

Сейчас уже не кричат немцы: «Эй, рус,
иди в плен!» Немец безмолветвует. Там, в
немецких окопах, вместе с минометами жи-
вет меж солдат новый ополченец немецкой
армии — ужас перед неотвратимым кон-
ком.

У входа в Прусвию лежат знаменитые
русские позиции: «артиллерийские горы» и
«пехотинские высоты». Наша армия в на-
чале первой мировой войны на этих пози-
циях стойко держала оборону против нем-

позицию,

То был путь боевой и трудный. Нааи
войска с боями шли через горы, фореиро-
вали бурные речки, штурмовали опорные
пункты и узлы вражеских коммуникаций.

Основным районом, где противник пред-
принял отчаянную попытку задержать на-
ше наступление, был Брашовекий  паащ-
дарм. Здесь немцы в спешном‘ порядке co-
здали ряд сильных оборонительных — pyte-
mel. Cota же на помошь потрёпанных
немепким дивизиям ~~ полбрасывались све-
жие венгерские части. Гитлеровское комая-
дование приказывало удерживать Брашов
даже в том случае, если русекие обойдут
город с флангов, создав непосредственную
угрозу ‘окружения. И. немецко-венгерекие
войска дрались отчаянно и упорно, с яро-
стью обречённых.

Охнако ничто не помогло противнику
влержать стремительный натиск Врасной
Армии. Наше наступление началось отвле-
кающими действиями частей и подразделе.
ний, расположенных северо-запалнее Бра-
шовз. В трудных условиях горно-лесистой
местности бои носили крайне ожесточённый
характер. :

Продвигаясь внерёд, одна наша пехотная
часть подошла к горному ущелью, преврз-
щённому гитлеровцами в сильный опорный
пункт. Огонь противника плотно прикрывал
все подступы к ушелью, и брать эти пози-
ции в 106 было невозможно. Мололой ком-
мунист гвардии старший лейтенант Кулиев
предложил свой план операции: обойти
вражеский узел сопротивления и атаковать
его с тыла. Командир части согласился.
Выполнение этой задачи было возложено
на подразделение Кулиева.

Вак только лунная ночь спустилась на1
Карпатами, бойцы отправились в трудный
и опасный путь. Узкие, обрывистые тро-
пинки вели через горный хребет. Цараб-
каясь по отвесным кручам, хоабрецы та-
щили на себе пулехёты, ящнкн с патро-
нами и гранатами.

Наконец, цель была достигнута. Едва
забрезжил рассвет; как в ближнем тылу
противника затрещали пулемётные и авто-
матные очереди, раздались взрывы гранат,
Затем всё неожиданно стихло. Но через 2—
3 минуты мощное «ура» потрясло воздух.
Это гвардейны Кулиева, приблизивииеь к
противнику на предельно короткое расстоя-
ние, пошли в атаку.

Немцы и венгры не выдержали штыко-
вого удара. Бросая своих раненых и вбору-
жение, они стали поспешно уходить в гэ-
ры. Овладев ущельем, наша пехота вышла
па горный большак и с хола выбила про-
тивника из деревни Ойтоз. С этого: хомен-
ane? WEEE a aR ESR ee ee 5

a eee ea

цев. Эти позиции немцы укрепили допол-
нительно.

Северо-восточнее Ломжи на службу 0бо-
роне были поставлены моцные плотины ка-
налов. Стена воды в четыре метра высотой
рухнула на наши итурмующие войска. Юго-
западнее Ломяи немпы установили проволоч-
ные заграждения с током высокого на-
пряжения. Специальные электростанции
были подтянуты к переднему краю. Синий,
еле уловимый свет мерцал ночью над смер-
тоносными загражлениями, малейшее при-
восновение к ним означало смерть.
` За 32 часа немцы были сброшены с «ар-
тиллерийеких гор» и с «пехотинских вы-
сот», точнее — немцы были разлавлены
там. Пехота прошла по электрическям
смертным заграждениям, разрывая их про-
тивотанковыми гранатами.

Немецкие генералы начали издавать так
называемые «приказы на тот свет».

Командир 367-й пехотной дивизии нем-
цев генерал-майор Генле на-лнях издал та-
Бой приказ: «Наша линия теперь находит-
ся в дневном переходе от Восточной Прус-
сии и этим самым — от родной страны.
Отныне нам остается только одно — дер-
жать эту позицию, как предполье к немен-
кой границе. Каждому должно быть яено,
каждый должен знать, что отныне не дол-
жна быть отдана ни одна пядь земли. Те,
которые обратят свои взоры назал и попы-
таются уклониться от боя, те лолжны знать,
что они погибнут по приговору суда».

В 40 — 50 километрах от прусской
границы течет река Нарев. В этом рай-
оне капитан Тихон Иванов повел свой
батальон в наступление Он прекрасно
знал немецкую оборону и мастереки ударил
по ней. Бойцы ворвались в трачшеи врага.
Рядовой Рисовец, молодой белорусе, три го-
да носивитий ярмо немецкой каторги, мчал-
ся по траншее, как вихрь.

— Пришел и я! — кричал Рисовеп. —
И я здесь!

Страшна была рукопашная схватка. Но
выдержало молодое сердце, окрешиее в огне
святой ненависти. Трех немпев одолел Ри-
совец и осталея жив. А за ним уже бежал
белорусс Жабкович, бежали другие, весь
батальон, а за ним и весь полк пробился к
руслу Нарева.

На Нареве генерал Генле поставил гра-
натометчиков, Они погибли все. Генерал
Генле бросил из резерва автоматчиков,
пРгурмовиков. Погибли и они. ais

Напряжение боев было отромно. Контр-

атакам немцев не было числа. Они начина-
лись рано утром и утихали в полночь, 10,
12, 18 в день—что это? Исступление? Нет,

SES

;

У границы Восточной Пруссии. Артиллеристы выкатывают орудие на открытую

Фото военного корреспондента «Правды» С. Королкова.

На высотах Трансильванских Альп

та наступающие располагали важным у3-
лом дорог, ведущих через Брецку к Бра-
HEOBY.

Активность наших войск. действовавших
северо-западнее Брашова,  тезориентирова-
ла гитлеровское командование. Враг был
обманут. Усилив свой левый фланг. немцы
й венгры не ожидали, что главный удар
по Брашову последует с юга. Но произо-
шло именно то, чего не ожидал противник.
Перегруппировав свои силы западнее Пло-
ешти, ‘наши войска устремились на север к
Брапюву.

Темп наступления наших подвижных
групп был настолько стремителен, что про-
THBHUK He только не смог оказать’ здесь
серьёзного сопротивления, но лаже не ус-
пел подготовить город к эвакуации. 05 этом
свилетельствуют уцелевшие мосты, сотни
брошенных автомашин и орудий, тысячи
пленных, взятых на улицах Брашова и в
его окрестностях. .

Трансильвания! Эта земля знакома рус-
ской армии ещё по первой мировой войне.
Й сейчае, когда подразделение лейтенанта
Ермолаева остановилось на короткий от-
дых, бойцы случайно разглядели на стволе
старого  развесистого дуба  полустёртую
падпись:

«Здесь были русские солдаты в 1917
году».

Недалеко от дуба возвьиналея небольшой
холмик, заросший буйной карпатской тра-
вой и цветами. Это была братская могила
русских воинов, погибщих здесь в ‘первых
боях с немпами и мадьярами. У могилы
стихийно возник красноармейский митинг.
Когда бойцы молча и благоговейно обна-
жили головы. ефрейтор Вакуленко сказал:
‚ —= Здесь в первую мировую войну по-
гибли наши отцы и братья. Поклянёмся
же, товарищи, над их прахом отомстить
немцам и венграм! Пусть знает враг, что

‘мы не простим ему ни теперетних ero

злодеяний, ни крови наших предков, про-
литой в ту войну.

И бойцы лейтенанта. Ермолаева с улво-
венной силой ринулись в бой. Нало было
видеть, как неудержимо штурмовали они
высоту, как выбили оттуда численно пре-
восходящего противника.

Неприхиримая ненависть к врагу пере-
полняет сердца наступающих бойцов и ве-
1ёт их к новым боевым подвигам. Е

Враг теперь ответит за все свои злолея-
ния. Час возмездия пробил!

* А. КОСТИН.

Действующая армия, 6 сентября.

{По телеграфу).

Са

ЕР:

это страх перед возмездием за ужасы, совер-
шенные на советской земле. Страх заетав-
ляет немецких генералов жечь свои войска
в советском огне. г

Эскадрон 4-й ‚ кавалерийской бригады

вемцев получил приказ пойти в. контратаку.

Лавина советекого сгня и металла полилась
на немецкие позиции. Гитлеровцы упали
на землю и не могли поднять головы. Сбни
не пошли в контратаку. Тогда в его перяд-
вах появилея командир бригады  под-
полковник барон фон Безеляге. Он при-
казал своей охране открыть огонь по эскад-
рону. Чей-то выстрел прикончил барона, но
эскадрон все же полнялея и погиб почти
полностью.

Рядовой Герасим Пригодский ранен. On
пришел в санроту и потребовал перовязать
рану понадежнее.

— Моя винтовка где? — спросил Гера-
сим после перевязки.

— Она вам сейчас не нужна, — возра-
зила сестра.

— Нет, нужна, — строго сказал Гера-
сии,— пойлу добивать гадов, чтобы детям
меньше осталось.

Он взял винтовку и зашагал & траншеям,

Связист Блилко за этот день исправил
под огнем 32 порыва связи. 38 бойцов-
гвардейцев капитана Тихона Симонкова
атаковали населенный пункт, в котором
было до 200 немпев. Гвардейцы ворвались
в деревню. 16 из’ них были ранены. Каждый
выпустил по четыре лискз п по десятку гра-
нат. Глушили блиндажи и дзоты, прыгали
на плечи немцам, притаившимся в тран-
шеях. Село осталось в наших руках. У гвар-
дейцев был потерян только один Михал
Приходько.

Илут пленные немцы, остатки 4-й кава-
лерийской бригады. Среди них—17-летние
звереныши. Они попали в окружение и не

смогли пробиться, а всего они Яишь 8 дней

на этом фронте. Коротка стала жизнь не-
менкого солдата!

Франц Фершек говорит еле слышно:
Остальные убиты, мы надеялись
устоять, спастись.

— Это вы зря,— ответил конвойный —
вам нало лапти кверху! =~

В упорных боях наши войска прорвали
вемецкую оборону  зого-западнее города
Ломжа и, развивая успех, штурмом овладели
городом и крепостью Остроленка.

Возмездие стучится в дверн Германии.
«Страна мрака» падет,

Гвардии подполковник В. ВЕЛИЧКО.

2-й Белорусский фронт, 6 сентября,
(По телеграфу).

не осилить одним такое дело — колхоз ма-
ленький, слабосильный. За волосы себя не
поднимешь.

Как-то, словно искрз в порох, запала в
  голову мысль:  «0Об’елиниться! Строить
электростанцию сообща, несколькими кол-
  хозами».
` Руководители колхозов собирались по ве-
  черам, подолгу говорили об электростанции.
  Мечтали о том, как заведут лесопильную
раму. построят кириичный завод, поставят
мельницу с хорошей обойкой, вальцами и
будут молоть муку, не нростую, а крун-
чатку... Как в домах, на скотных дворах
загорятся лампочки Ильича.

Заманчивая идея об’единила несколько
колхозов. Вызвали из города инженеров и
начали строить гидростанцию.

Враг напал на нашу страну. На фронт
ушли из колхоза 180 лучших работников.
На войну отправили 40 лошадей, сбрую, —
все самое лучшее направили на разгром вра-
та. В деревне ‘ломались вековые привычки.
За плуг, за стог сена, на скирду с хлебом
вставали женщины. На плечи женщин война
возложила огромную ответетвенность-—й за
артельное хозяйство, и за воспитание хетей.
Сталя ноговаривать:

—- Теперь. нам не до электростанции,
удержать бы колхоз... ;

Но женщина не согнулась под тяжестью
великих забот, не опустила рук, не уронила
хозяйства. :

В первую же военную страду артель с
избытком заготовила корма для скота. во-
время и без потерь убрала хлеба, расширила
эзимый клин, государству сдала зерна, кар-
тофеля и овощей намного больше положен:
ного. Все это делалось не кое-как, а образ-
цово.

На втором году войны калининиы ‘не
только обеспечивали фронт хлебом, мясом
и другими продуктами, не только’ своевре-
менно пахали п засевали землю. помогали
отстающим соседям тяглом и семенами. Они
почувствовали, что у них есть резервы, и
возобновили строительство гидростаниии.

Под руководством инженеров колхозники
рубили лес, возили его, сооружали зда-
ния, бетонировали турбинное отделение,
строили плотину. И как строили! Израсха-
довали сотни кубометров леса, вынули 10
тысяч кубометров земли», затратили только
на оборудование и материалы полмиллиона
рублей из колхозных доходов.

Когда строительство уже подходило 65
концу, случилось несчастье: прорвало пло-
тину. Вешние воды угрожали свести на-
нет результаты огромного труда. Весь кол-
х03 вышел спасать плотину. Женщивы,
подростки, старики лень и ночь рубили еко-
ванную №00030м землю. Предселатель ар-
тели тов. Усольцева, секретарь парторга-
низации тов. Слаутина увлекали своим
примером, воолушевляли: «Знаем, милые,
тяжело, очень тяжело. А каково нашам
мужьям и сыновьям там, в окопах, в енегу?
Их согревает наша забота, мысль о победе».
Эти слова глубоко западали в лушу, люли
работали самоотверженно и победили сти-
XH.

В канун третьего года войны, когда по
старым законам полагалось быть в хозяй-
стве упадку, разорению и обнищанию, кол-
хозники отпраздновали пуск гидростанции
с турбиной в 85 лошадиных сил, перво-
влассной мельницей на два цостава. На
много километров протянулись линии элек-
тропередач, отстроен новый клуб.

Вена рабочего Кировекого района города
Молотова Анастасия Васева кормит грулью
3-месячного сына. Ей полагаетея лополни-
тельное снабжение продуктами. Когла тов.
Васева получила проловольственную кар-
точку, ей сказали:
родукты получите на Куйбышевской.
Там для женщин-матерей  слециальный
магазин выделен.

Довольная, тов. Bacesa отправилась с
маленьким ребенком за продуктами. На pey-
ном трамвае она совершила путь в деслток
с лишним километрев.

й улица имени Куйбышева, вот и
специальный магазин — «Бакалея» № 10.
Народу не было— Васева обрадовалась
удаче. Но ралость ее была прежлевремен-
На: продуктов уже не оказалось. Пришлось
возвращаться домой ни с чём.

ре Васева е сыном на руках вновь
приехала в горол, простояла два часа в
очереди, но олять ей не повезло. Получила
она лишь часть продуктов. Прашлось ея
поехать в горол в третий раз.

Так выглядит так называемый спени-
альный магазин. Да и почему, собственно,
он так наззан? В нем грязно. У прилав-
ка ллинные очереди. Присесть не. на чем.
Некоторые женщины, чтобы накормить ре-
ченка, садятся на пол. Нет даже столиков,
где можно было бы сложить полученные
продукты.

—

полку и теперь снимает 15—18 центнероз

хлеба с гектара. Ме худшие ypoman py.

растили и друтие бригады. ;
Развивается животноволетво. Схота ва

утые коровы и свиньи. Есть и ичелову.

ство. Артель исправно сдает государству

продукты животноводства, много мяса or.

везено в счет 1945 г. 30 голов скота от.

правлено в освобожденные районы.
жжя

Дружно и споро идет работа на’ арт.
ных полях. Сжата рожь, озимый клин по-
крылея изумрудно-зеленым бархатом. На
току грохочут две молотилки с электриче-
ским приводом. На быках и коровах лю
подвозят енопы. Лошади беспрерывно yp.
зят телеги, груженные зерном, на госулар-
ственные склады. График хлебосдачи пе.
рекрывается.

В деревне—ни души. Все—стар и млал—
на поле. За серп взялась и бабка, Акеины,
Несмотря на свои 75 лет, она не уступает
в работе молодым, ` перевыполняет нормы. В
ее трудовой книжке уже записано 120 тру-
додней.

Свинарка Пелагея Казакова управляется
на Ферме, и она же ходит за жаткой п
успевает за день связать по 700 сны»
вуесто 800 но норме. Тут все — от баб

повожатые, жнецы,  вязальщицы,
тильщики — вынолняют нормы,

Только под вечер в конторе правления
нам удалось встретить председателя кол-
хоза Степаниду Андреевну Усольцеву, В
Бонтору вошла женщина лет. пятидесяти.
Строгое русское. лицо, опутанное сетью
морщин. В больших светлых глазах искр
лись проницательность и тенлота. (на
‚пользуется в колхозе большим уважение
н авторитетом. Ее слово — закон. If cra-
рики, умудренные опытом, и фронтовики,
испытавшие многое, прислушиваются к
Степаниде Андреевне, как человеку госу-
дарственному. партийному.

— Много вреда причинил нам mo
клятый Гитлер, —= говорит председатель
волхоза. — Но мы не пали духом и мно-
го сделали за войну. Придет время; еще
не такое сделаем. Рабойы люли не боятся,
трулятся, не разгибая спины. Мы зеи
самоотверженным трудом оплодотворили, 1
она вознаграждает нас сполна хлебом, мясом,
молоком и другими продуктами. Пусть пати
фронтовики прилут домой с победой. М
не склоним перед ними голову от стыда,
а поднимем ее высоко и гордо скажем:

— Посмотрите нз электростанцию, в
мельницу, ‹на клуб, на лампочки Ильнча,
Загляните в скотные дворы — они полны
скота, в амбары — они полны хлеба, ди
все сделали ваши жены, матери, сестры
й дети...

м020-

*# * *

Но склонам и пригоркам к подноЖьЮ
высокого холмИ, где бурлит и крутит ту
бину покоренная вода, тянутся’ с0 всей
круги телеги с новиной. Из-под жернова по
леревянному лотку бежит свежая мука.
С реки потянуло прохладой, на землю начала
спускаться ночь. `В домах’ колхозникав
вспыхнул яркий электрический свет.

Н. ЛУКИН. (Корр. «Правды».
Колхоз имени Калинина,
Верховинского района,
Кировской области.

НА ГОРОДСКИЕ ТЕМЫ
р Е

Указания даны, «точка» открыта...

Несколько тысяч матерей прикреплены
6 магазину № 10. Многие приезжают сид
из Кировского и Огджоникидзевского райо-
нов, что за 12 — 15 километров от центра
города.

Магазин не пользуется вниманием т-
POICKUX организаций. Продукты он по!
чает © перебоями, товары ке всегда лучше-
го качества. Руководители торговли к своему
ответственному делу отнеслись с канцеляр-
ским равнодушием: выделили «точку», т. ®.
магазин, разверстали фонды — и ладно.

правляющий  молотовекой конторой
«Гастроном» тов. Петрикеев не cued aya
ным оборудовать как слелует полчинеп-
ый ему магазин № 10. Не сочли нух-
HBIM ПОМОЧЬ делу ни заведующий гоетои-
отделом тов. Юдин, ни замеетитель mperce-
лателя. городского исполкома тов, Яртякоь,
ведающий вопросами торговли.

Тов. Ярляков был удивлен, узнав о TOY,
чо в городе открыт лишь олин. магазия,

— Как, — сокрушалея он--мы Bab
дали указание открыть еще «точки» в 01-
дельных районах.

казапие дано, «точка» открыта, фм
выделены. Но указание плутает в верх
канцелярий, фонды где-то застрялн, магазия
в порядок не привелен...
К. НИКОЛАЕВ.

Корр. «Правды»).
г. Молотов. (ere 1

В

«НАЛАДИТЬ ПРОИЗВОДСТВО

Коллегия Наркомместпрома РСФСР при-
няла постановление, в котором признает
что передовая «Правлы» «Налалить
производство товаров широкого потребле-
ния» совершенно правильно вскрывает недо-
статки в работе месттюй промышленности
HO выпуску товаров широкого потребления.

Подавляющее большинство областей, кра
ев и АССР, а также республиканские ‘глав-
ки и тресты неудовлетворительно выпол-
няют. план в ассортименте. Руководители
предприятий райпромтрестов, горпромкомби-
натов, пренебрегая интёресами населения, в
ряде случаев выпускают малополезные, до-
рогостоящие изделия, прибегая к явно спе-
кулятивной и антигосударственной практи-
ке работы,

По следам матерналов «Правды»
ЕЕ

ТОВАРОВ ШИРОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Особенно недопустимы нарушения каче
ства выпускаемой продукции, На больший»
стве предприятий нет технического контро
ля за качеством. 2

Для ликвидации указанных недостатков
коллегия постановила: в кратчайший ©рок
проверить работу подведомственных пред
приятий, ассортимент и качество выпускае-
мой ими продукции в свете фактоз, осве.
щенных в передовой газеты «Правда» of
17 августа; рекомендовать всем дирехто-
рам предприятий совместно с партийными
ч профсоюзными организациями обсудить
на производственных совещаниях заводов,
фабрик и мастерских местной промышмен-
ности передовую статью «Правды»; приз
чять на этих совещаниях конкретные реше»
ния по улучшению работы предприятий,

фермах прибавилось. На лворах — породу.

Аксиньи до свинарки Казаковой — маш-