и

forraperoe Правительство,
1941 году на путь военного сотрудничест-
pa © гитлеровской Германией, стало oxa-
зывать © этого времени содействие немцам
з их разбойпичьей войне против Советско-
го Союза. С весны текущего года, когда
зенное положение Германии резко ухуд-
шилось, Болгарское Правительство еще бо-
ще усилило свою помощь  гитлеровцам,
предоставив им широкую возможность ис-
пользовать аэродромы, речные и морские
порты и всю территорию Болгарии в воен-
ных целях против Советского Союза.

В связи с этим 17 апреля этого года
Парный Комиссар Иностранных Дел тов.
ВМ. Молотов вручил болгарскому послан-
лику 8 Москве г-ну Стаменову ноту сле-
дующего содержания:

— Советское Правительство уже не-
олнократно Фелало представления Болгар-
скому Правительству 00 имеющихея в
его распоряжении фактах использования
территории Болгарии и болгарских пор-
тов для военных действий Германии про-
тив Советского Союза. Тем не менее и
в ответ на. носледние представления Co-
ветского Правительства Болгарекое Пра-
вительство вновь ограничилось лишь го-
лым отрицанием указанных фактов, что
нельзя не рассматривать как попытку
прикрыть враждебные Советскому Co-
sy действия болгарских властей.

Теперь, когла военное положение Гер-
мании стало все больше ухудшаться,
немецкие фоинеты стали особенно ши-
роко пражтиковаль использование бол-
тарской территории и черноморских пор-
тов в Варне и Бургасе в военных целях
против CCCP. Советское Правительство
располагает достоверными данными о
том, что болгарские портовые города
Варна и Бургас, наряду с румынским
портом Констанца, превращены теперь
в германские базы, в которых базиру-
юмя основные германские военно-мор-
(иле силы в Черном море, действующие
против Советского Союза и находящие-
я пох прикрытием болгарских властей.
Равным образом немцами используются
зародромы на болгарской территории, от-
куда делаются налеты на советские вой-
ска.

Таким образом, Болгария, подлержи-
вая дипломатические отношения с Co-
выским Союзом, предоставила свои пор-
ты и аэродромы в распоряжение гитле-
ровской Германии для военных действий
против Советского Союза. За последнее
время, в связи с ухудшившимся воен-
ным положением Германии, немцы поль-
зуются особенно широким содействием
болгарских властей в своих военных це-
лях против нашей страны. Такое поло-
дение несовместимо с нормальными от-
номениями между ССОР и Болгарией и
зальше териимо быть не может.

(оветское Правительство настоятель-
но предлагает Болгарскому Правительст-
зу немедленно прекратить использование
титлеровокой Германией болгарской тер-
ритории и болгарских портов против (0-
ветского Союза.

24 апреля в своем ответе на эту ноту
Болгарское Правительство пыталось отри-
ЦБ использование ‘болгарской территория,
пор®в и аэродромов немцами в войне про-
‘мв СССР и лицемерно говорило о своей
TOMBHOCTH проверить все факты подобно-
го рода, которые будут представлены ему
(ивемких Правительством. В ноте Болгар-
‘кого Правительства говорилось:

«Болгарекое Правительство приняло во
внимание содержание ноты Народного
Кояиссариата Иностранных Дел, тем бо-
лее, что оно желает поддерживать те кор-
ректные, лойяльные и дружественные
липломатические отношения, которые и
д сих пор поддерживало. Болгарское
Правительство, однако, считает нужным
подчеркнуть, что оно никогда не отри-
Tato голословно те обстоятельства, на
которые, время от времени, жаловалось
10 cax пор Советское Правительство че-
[83 своего посланника в Софии, а всег-
44 обосвовывало свои ответы на стара-
тельно изученные факты. Также и в дан-
пои случае Болгарское Правительство
Хлжно заявить, что утверждения Совет-
кого Правительства 06 использований
терханцами аэродромов на болгарской
территории для налетов на советские
мйска, о превращении портовых горо-
дов Варна и Бургас в германские базы,
в вторых концентрируютея основные
теруанские военно-морские силы, и 0
TOM, что вообще Болгария, поддерживая
типломатические отношения © Советским

зом, предоставила свои порты и аэро-
дрочы в распоряжение Германии для в0-
енных лействий против Советского С0-
03а — не отвечают действительности.

Болгарское Правительство из’являет
тотовность изучить самым тщательным
образом все реальные факты, которые
эвентуально Советское Правительство
очштает, что находятся в его распоряже-
нии, и которые были бы в противоречии
‹ вышеупомянутыми утверждениями с
нашей стороны. Мы просим, если подоб-
ные факты находятся в распоряжении,
чтобы они были нам немедленно соооще-
ны для проверки и принятия соответст-
вующих мер.

Пот конец Болгарское Правительство
считает нужным отметить еще раз, что
оно ни в чем не изменило свои отноше-
ния к Советскому Союзу по сравнению
6 TeM, как это было при присоединении

тарии к трехстороннему пакту (пакт,
заключенный 27 сентября 1940 г. меж-
27 Германией, Италией и Anonmen.
Ред.), когла Советский Cows и Германия
были тоже связаны одним пактом. Бол-
тарское Правительство снова заявляет,
‘как заявлял ло сих пор при разных слу-
чаях Советскому Посланнику и Министр.
Иностранных Лел г. Шишманов, что оно
самым чистосердечным и искренним 09-
разои желает поддерживать с Советским
(оюзом самые корректные, лойяльные и
дружественные отношения».

Поскольку Болгарское Правительство
встало на путь отрицания вполне очевид-
ных фактов, олносторонняя проверка их
Фолгарскими властями, естественно, не м9-
гла дать никаких результатов. Поэтому Co-
ветское Правительство 26 апреля передало
Волгарекому Правительству ноту, в кото-
рой предложило восстановить закрытое ра-
нее советское консульство в Варне и учре-
лить советские консульства в Бургасе и
Рущуке, чтобы иметь возможность прове-
сти совместно с болгарскими властями не-

ветупив в  обходимую

проверку действительного поло-

жения. В этой ноте говорилось:

«Неемотря наз заявление Советского

равительства о том, что в его распоря-
жении имеются достоверные факты ис-
пользования болгарских портов ин аэро-
дромов вооруженными силами Германии
в воине против Советского Союза. Бол-
гарское Правительство в своем ответе от
34 апреля вновь огранйчилось голым от-
рицанием этих фактов. Предложение же
Болгарского Правительства сообщить ему
для проверки более детальные свеления
неприемлемо для Советского Правитель-
ства, поскольку односторонняя проверка
болгарскими властями не может лать по-
ложительных результатов и не может вы-
звать доверня у Советского Правитель-

ства. Достаточно напомнить, что буще-

ствовавшее ло осени 1942 года Совет-
ское Консульство в Варне было закрыто
по требованию болгарских властей, хотя
консульства дружественных Германии
государств продолжают существовать в
Варне и в других портовых городах до
настойщего времени. Нельзя не упомя-
нуть также о том, что вот уже в тече-
ние более чем двух лет болгарские вла-
сти запрещают советеким представите-
лям в Софии всякий доступ в черномор-
ские и дунайские порты Болгарии.

Если Болгарское Правительство стре-
мится установить факты и обеспечить
на месте ‘проверку действительного поло-
жения, то это лолжно быть сделано не
только представителями Болгарского Пра-
вительства, но и представителями Совет-
ского Правительства. В этих целях (9-
ветское Правительство считает необхо-
димым восстановить советское консуль-
ство в Варне, а также учредить совет-
ские консульства в Бургасе и Рущуке
на Дунае, так как черноморские и ду-
найские порты Болгарии являются, по
данным Советского Правительства, база-
ми германских вооруженных сил. лей-
ствующих против Советского Союза. На-
личие советских консульств в Варне,
Бургасе и Рущуке дало бы возможность
представителям Советского Союза, наря-
ду с представителями Болгарии, произве-
сти необходимую проверку фактов на
месте и осуществлять такую проверку в
дальнейшем, если в этом встретится не-
обходимость».

Boar, арское Правительство Уклонилось от

прямого ответа на выдвинутое Советским
Правительством предложение, попытавшиеь
поставить открытие советских консульств
в Болгарии в зависимость от возобновле-
ния прерванных войной экономических от-
ношений между Болгарией и СССР. В сво-
ей ноте от 6 мая Болгарское Правитель-
ство заявило:

«Имея в виду юридическую сущность
торговых консульств и веледствие 0б-
стоятельства, что экономические отноше-
ния между Болгарией и Советским Сою-
зом перестали существовать три года то-
му назад. Болгарское Правительство в
свое время пожелало закрытия советеко-
го консульства в Варне. Теперь, когда
Советское Правительство настаивает на
открытии ‘снова “HE только” этого‘ кон-
сульства, HO и на том, чтобы были 60-
зданы новые консульства в Бургасе и
Рущуке, по мнению Болгарского Нрави-
тельства необходимо возобновить снова
экономические связи между Болгарией и
Советским Союзом, о чем уже в течение
шести месяцев настаивалось перед совет-
ским посланником в Софии без получе-
ния какого бы то ни было ответа из
Москвы. Ввиду этого, в ответ на ноту
Госполина Молотова от” 26-го апреля
с. г. Болгарское Правительство: считает
нужным заявить. что оно готово рас-
смотреть самым благосклонным образом
желания Советского Правительства ка-
сательно открытия советских консульств
в Варне, Бургасе и Рущуке после возоб-
новления экономических сношений меж-
ду Болгарией и Советским Союзом.

Под конец Болгарское. Правительство
считает нужным снова повторить то, на
что оно указывало в своей ноте от 24-го
апреля, а именно, что оно желает под-
держивать и в будущем те корректные,
лойяльные и дружественные отношения
с Советским Союзом, которые поддержи-
вало ло сих пор, и что оно ни в чем
не изменило свои отношения к СССР по
сравнению с тем, как это было при при-
соединении Болгарии к трехстороннему
пакту, когда Советский Союз и Германия
гарское Правительство считает нужным
еше раз подчеркнуть, что оно готово
сделать все возможное, чтобы закрепить
и затвердить доверие и дружбу между
двумя державами».

Такое заявление Болгарского Правитель-

Ba пе могло быть расценено иначе, как
зтказ от удовлетворения справедливого по-
желания Советского Правительства и КаЕ
намерение Болгарского Правительства про-
должать оказание помощи Германии в ее
войне против СССР. В своей ноте от 9 мая
Советское Правительство сделало. этот вы-
вод и показало также всю беспочвенность
попыток связать вопрос о консульствах с
вопросом о. 3

И Болгарией и СССР. В этой ноте бы-

20 сказано:

возобновлении торговых связей

«Советское Правительство не преры-
вало торговых отношений с Болгарией,
экономические связи которой с Совет-
скам Союзом были прерваны, как из-
вестно. вследствие военных действий на
Черном море. Ероме того. существовав-
шее ранее в Варне советское консуль-
ство никаких торговых операций не ве-
ло, и связывать. как это делает Болгар-
ское Правительство, вопрос о восстано-
влении этого консульства, как и 06 уч-
реждении советских консульств в Бур-
тасе`и Рущуке. с вопросом © возобно-
влении торговых отношений, нет ника-
ких оснований. Достаточно указать, что
в настоящее время в Варне существует
ряд иностранных консульств, которые не
занимаются, как не занимались и рань-
ше, никакой торговой деятельностью.
Несостоятельна также ссылка Болгар-
ского Правительства на «юридическую
сущность торговых консульств», так
как никаких торговых консульств в09б-
me не существует и в задачи кон-
сульств ведение торговых операций не
входит.

Выражая пожелание 0б открытии
своих консульств в Варне, Бургасе

- и Рущуке, Советское Правительство
исходило, как это было изложено в. но-
те от 26 апреля; изо необходимости
дать возможность советским предетави-
телям, наряду с представителями Боз-
гарии, произвести на месте проверку
фактов использования немцами болгар-
ских портов и аэродромов в войне про-
тив СССР и осуществлять такую. про-

верку в случае необходимости в даль:

нейшем. i

Bayly вышеизложенного Советское
Правительство рассматривает заявление
Болгарского Правительства о том, что
оно рассмотрит предложения. Советского
Правительства относительно открытия
советеких  Консульств в Варне, Бурга-
се п Рушуке только после возобновле-
пня экономическиж отношений межлу
Болгаризй и Советским 00ю30м, кав
отказ от удовлетворения указанного
пожелания Советского Нравительетва и
как намерение и ‘впрель оказывать гит-
леровской Германии содействие в ис-
пользовании болгарских портов и. аэро-
дромов в войне против Советского
. Союза.

Советское Правительство настаивает
на удовлетворении его пожеланий 0
восстановлении советского консульства
в Варне и 0б. учреждении советских
консульств в Бургасе и Рущуне».

Несмотря на это, Болгарское Правитель-
ство Божилова, продолжая уклоняться от
прямого ответа на предложение Советского
Правительства об открытин консульств, A
лицемерно заявляя о своем желании поддер-
живать дружественные отношения с Совет-
ским Союзом, вновь выдвинуло в своей ноте
от 15 мая аргументы, уже разоблаченные в
советской ноте от 9 мая. Болгарское Прави-
тельство в сроей ноте заявляло:

- «Болгарское Правительство  изучило
самым внимательным образом содержание
вышеуказанной: воты с искренним жела-
нием найти снособ как для сохранения
существующих до сих пор дружествеён-
ных отношений межлу Болгарией и Co-
ветеким Союзом, тако и для правильного
разрешения  поднятого Правительством
Советского Союза вопроса относительно
восстановления советского консульства в
Варне и открытия новых советских кон-
сульств в Бургасе и Рущуке. При этом
Болгарское Правительство с удовольстви-
ем может констатировать, что само Совет-
ское Правительство признает. ITO OHO не
прерывало торговые отношения © Болга-
рией и что экономические связи послед-
ней с Советским Союзом были прерваны
вследствие военных действий в Черном
море. Отеюда следует, что имеются воз-
можности найти другие существующие
пути, например, через Турцию, для вос-
становления экономических связей межлу
Болгарией и Советским Союзом. хотя и в
самом ограниченном размере, и в настоя-
шее время, когда существует известное
различие в положении, по сравнению
с тем положением, которое было при ире-
кращении экономических связей между
Болгарией и Советским Союзом три толь
тому назад. :
` Поэтому Boarapexoe Правительство
считает возможным просить Правитель-
ство Советского Союза поставить снова на
благосклонное рассмотрение аргументы,
изложенные в его ноте от 6 мая сего года.

При этом Болгарское» Правительство
считает необходимым повторить и подчерк-
нуть, что оно вдохновлено искренним
желанием взаимопонимания и усиления
отношений ловерия и дружбы между
обеими странами и их правительствами».

Такое поведение Болгарского Правитель-
ства явно свидетельствовало о его стремле-
нии продолжать оказание помощи Германии,
прикрывая эту помощь лицемерными манев-
рами. Ввиду этого Советское Правительство
в своей ноте от 18 мая подвергло подробному
рассмотрению всю позицию Болгарского
Правительства в этом вопросе и сделало
правительству Божилова серьезное преду-
преждение. В советской ноте говорилось:

«В своей ноте от 17 апреля 1944 года
Советское Правительство обратило внима-
ние Болгарского Правительства на несо-
вместимость с нормальными отношениями
между СССР и Болгарией таких фактов,
когда, в связи с все ухудшающимся воен-
ным положением Германии, болгарекие
портовые города Варна и Бургас, наряду с
румынским портом Вонетанца, превраще-
ны теперь в германские базы, где сосрело-
тачиваются германские военно-морские
силы в Черном море, действующие против
СССР и находящиеся под прикрытием
болгарских властей. Советское Прави-
тельство обратило внимание Болгарского
Правительства на то, что такое положе-
ние дальше терпимо быть не может.

Советское Правительство предложило

Болгарскому Правительству немедленно’

прекратить использование фашастской
Германией болгарской территории и 60.1-
тарских портов против Советского Союза.

Ввиду того. что Болгарское Правитель-
ство в ответ на это прелложение Совет-
ского Правительства ограничилось огуль-
ным отрицанием изложенных выше фак-
тов, Советское Правительство выразило
пожелание восстановить советское кон-
сульство в Варне, закрытое по настоянию
Болгарского Правительства, а также уч-
редить советские консульства в Бургасе
и Рущуке с тем, чтобы дать возможность
представителям Советского Союза наря-
ду ¢ представителями Болгарии произ-
вести необходимую проверку фактов на
дальнейшем, если в этом встретится
необходимость.

Болгарское Правительство уклонилось
от прямого ответа на выраженное Совет-
ским Правительством пожелание и поста-
Вило вопрос 0б открытии советских кон-
сульств в Болгарии в зависимость от во-
зобновления прерванных военными дей-
ствиями Германии на Черном море торго=
вых отношений между Болгарией и СССР,
хотя возобновление торговых отношений
не имеет никакой связи с учреждением
советских консульств в Болгарии, не гово-

ря уже о. том, что такое предложение Бол-

гарского Правительства лишено всякого
практического смысла, ввиду военных
действий на Черном море.

Советское Правительство в своей ноте,
врученной Болгарскому Правительству

PABA

о-советских

9 мая с. г., обратило внямание последнего
на то обстоятельство, что эту попытку
Болгарского Правительства Советское Пра-
вительство рассматривает, как отказ от

` удовлетворения указанного выше ножела-
ния и как намерение нынешнего Болгар-
ского Правительства и впредь оказывать
гитлеровской Германии содействие в ие-
‘пользовании болгарских портов и аэродро-
мов в войне против Советского Союза. С0-
ветское Правительство в той же ноте
вновь заявило Болгарскому Правитель-
ству, что оно настаивает на удовлетворе-
нии своих пожеланий о восстановлении
советекого консульства в Варне и об учре-
‚ ждении советских консульств в Бургасе, и
Рущуке.

Болгарское Правительство в своей ноте
от 15 мая вновь уклонилось от ответа на
вопрос об учреждении трех советеких кон-
сульств в Болгарии, под тем же предлогом
необходимости предварительного возобнов-
ления торговых отношений между Совет-
ским Союзом и Болгарией, хотя Болгар-
кое Правительство не может не знать,
что, поскольку будут сохранены динлома-
‘тические отношения между обеими
странами, имеются все условия для тор-
говых отношений, если это позволяет во-
енная обстановка.

Все это заставляет Советское Прави-.
тельство констатировать, что Болгарским
Правительством не могут быть опроверг-
нуты заявления Советского Правительства
0 том, что территория Болгарии, ее порты
и аэродромы предоставлены Болгарским
Правительетвом в распоряжение гитлеров-
ской Германии для военных действий
против Советекого Союза и что именно по-
этому Болгарское Правительство выиски-
вает предлоги, чтобы уклониться от пря-
мого ответа на предложение Советского
Правительства 06 открытии советских
консульств в Болгарии.

Ввиду вышеизложенного, Советское
Правительство настаивает на том, чтобы
Болгарское Правительство без дальнейих
оттяжек удовлетворило поедложение (0-
ветского Правительства о восстановлении
Советского Консульства в Варне и 06 or-
крытии Советских консульств в Бургасе
и Рущуке. Советское Правительство пре-
Дупреждает, что без удовлетворения ука-
занного выше пожелания Советского Пра-
вительства, оно будет считать невозмож-
ным сохранение отношений с Болгарией,
как с государством, которое помогает и на-
мерено помогать впредь гитлеровекой Гер-
мании в войне против Советского Союза».

Болгарское Правительство всячески затя-
гивало ответ на эту советскую ноту. Пра-
вительство Багрянова, пришедшее на сме-
ну правительству Божилова, продолжало ма-
неврировать, задерживая решение вопроса: об
открытии советских консульств и о прекра-
зцении всякой помощи гитлеровской Герма-
ний в ее войне против СССР.

Лишь в конце июля, когда летнее наступ-
ление Красной Армии и успентные оперании

союзных войск во Франции и в Италии но-
ставили Германию перед катастрофой, пра-
вительство Багрянова выразило, наконец, в
ноте от 29 июля свое условное согласие на,
восстановление советского консульства в
Варне, откладывая при этом на неопределен-
ное время открытие советских консульств в
Бургасе и Рущуке. Эта нота Болгарского
Правительства гласила:

«Одной из первых задач нового Бол-
гарского Правительства, было заняться по-
лученной от Правительства Союза, Совет-
ских Социалистических Республик нотой.
от 18 мая текущего года и найти разре-
шение поднятых вопросов, исходя из по-

литики, которую оно рептило проводить по  .

отношению к Правительству Советского
Союза, а именно — установление и разви-
тие отношений дружбы и доверия с Совет-
ским Союзом. Исключительное положение,
в котором находится Болгария, как страна
подписавшая тройственный пакт, делает
проведение этой политики связанным ¢
известными ‹ трудностями, требующими
большой осторожности, при отёутетвии
которой могли бы создаться осложнения
на Балканах, которые помешали бы про-
ведению этой политики и не были бы в
интересах не только Болгарии, но и Coro-
за Советских Социалистических Респуб-
ЛИК. :

В результате основательного изучения
вопроса и обстановки, в которой находит-
ся правительство при его решении, были
приняты меры к устранению всего, что
могло бы считаться несовместимым с по-
ложением Болгарии как нейтральной
страны по отношению к Советскому бою-
зу, паходящемуся в войне с Германией.

Этим правительство пожелало дать ре-
альное доказательство своего искреннего
намерения осуществить политику друж-
бы с Советским Союзом. 0 сделанном ло
сих пор Советский (0105 был своввремен-
Но уведомлен через его представителя в
Софии г. Кирсанова, равно как и через
‘болгарского посланника в Москве.

Болгарское Правительство репило продол-
жать твердо и в будущем эту свою. поли-
тику, сообразуясь, разумеется, © возмож-
ностями момента, чтобы преждевременны-
ми действиями не помешать ее проведе-
НИЮ.

Следуя этому способу действия, оно
рассматривает и вопрос о консульствах,
потребованных вышеуказанной  нотой,
чтобы дать возможность представителям
Советского Союза, наряду с прелстави-
телями Болгарии, произвести пеобхоли-
мую проверку фактов на месте и 0еу-
ществлять такую проверку и в дальней-
шем, если это станет необходимым».

Болгарское Правительство считает, что
при принятой и проводимой им на деле
политике и при том, что оно сделало уже
до сих пор, оно сделало много больше
для установления и поддержания друже-

ственных отношелий ¢ Советским боо-
зом, чем это было бы достигнуто: только
открытием требуемых консульств. Но, при
созданном уже положении в результате
переговоров, велшихся бывиим и настоя-
mux Болгареким Правительством с Co-
ветским Союзом и при из’явлении жела-
вия правительства Советского Союза ot-
крыть консульства в Варне, Бургасе и
Рушуке, если это еще больше поможет
политике, которую Болгарское  Прави-
тельство желает вести, оно считает, что
это могло бы осуществляться постепенно,
начиная, например, с восстановления

консульства в Варне, район действия ко-.

торого может распространяться на Бур-
гас и Рушук. При незначительной отда-
ленности этих городов от Варны и с -
действии, которое Болгарокое Правитель-
ство дает и булет давать Советскому
Союзу. конеульетво в Варне не будет
испытывать затруднений при исполнений
своих функдий»..

К этому времени в военной обетановка
Германии наступил резкий перелом в худ-
wy дла Германии сторону. Военные дей-
ствия против гитлеровской армии прибли-
зились к границам Болгарии и германское
команлование, при покровительстве Болгар-
ского Правительства, значительно раентири-
ло использование территории Болгарии в
целях оказания помощи южной группиров-
ке своих войск. В этих новых условиях толь-
ко полный разрыв Болгарии с гитлеровской
Германией мог бы обеспечить прекращение
всякой помощи последней в ее войне про-
тив СССР. В связи с этим Советское Пра-
вительство через своего Поверенного в де-
лах в Софии заявило 12 августа премьер-
министру Болгарии Багрянову следующее:

«Ввиду ‘большой затяжки с решением
вопроса о трех ‘советских консульствах в
Волгарии и в связи с изменившейея
военной обстановкой вопрос о консуль-
етвах потерял ‘теперь всякий  емыел.
Если Болгария думает как-либо выйти
из тупика, то в настоящее время во-
прое может стоять только -0 разрыве
Болгарии е Германией. Советское Пра-
вительство спрашивает Болгарское Прз-
вительство, готово ли оно к разрыву с
Германией. Советское Правительство
ждет ответа на этот вопрос и надеется,
что это дело не будет затягиваться Бол-
тареким Правительством».

Правительство  Батрянова, не желая
рвать с гитлеровской Германией ий ста-
раясь прикрыть евою помощь последней,
0б‘явило 0 так называемом «полном ней-

тралитете» Болгарии, тщетно пытаясь та-°

ким образом обмануть народ своей страны
и мировое общественное мнение. Факты
показали, что болгарский «нейтралитет»
на деле является лишь новой формой по-
мощи гитлеровской Германии. Болтарекое
Правительство прелоставило германскому
командованию полную возможность. He
только укрывать на «нейтральной» терря-
тории Болгарии свон потрепанные войска
и экинажи военных судов, но и перебра-
сывать через Болгарию резервы-в Румы-
нию, те германские войска под ударами
Красной Армии терпят олно поражение за
другим, Учитывая это, Советское Прави-
тельство. поручило Советекому Поверенно-
му в делах в Софии вручить 30 августа
Болгарскому Правительству ноту следую-
щего солержания:

«По поручению Советского Правитель-
ства сообщаю, что по достоверным дан-
ным Ролгарекое Правительство продол-
жает пропускать немецкие войска на ру-
мынокую территорию, где стоят совет-
ские войска и очищают румынскую тер-
риторию от немецких войск. Советское
Правительство рассматривает этот шаг
Болгарского Правительства, как прямую
помощь немцам в войне против Совет-

ского ^ Союза. Советское Правительство

предлагает Волтарскому Правительству

немелленно прекратить пропуск немец-

ких войск на румынскую территорию».

Болгарское Правительство не сделало
‘необходимых выводов из этого заявления
Советского Правительства и продолжало
укрывать на своей территории немецкие
войска. Приведенные выше полные тексты
советских и болгарских нот полтверждают,
что болгарские правящие круги не хотели
и не хотят разрыва с гитлеровской  Герма-
нией.

Сформированное 3 сентября новое Бол-
гарское Правительство во главе с Муравие-
вым вместо разрыва с гитлеровцами также
заявило в своей декларации о намерении
проводить политику «нейтралитета», озна-.
чающую на деле прямую помощь Германия
в войне против Советского Союза и других
демократических ‘стран.

‘Советское Правительство не могло’ расце-
нивать эту политику Болгарии иначе, как
фактическое ведение войны в лагере Герма-
нии против СОСР и сообщило в своей ноте
от 5 сентября, чтю «Советское Празитель-
ство не считает дальше возможным сохра-
нять отношения © Болгарией, рвет всякие
отношения с Болгарией и заявляет, что
не только Болгария находится в состоянии
войны с СССР, поскольку на деле она и. та-
нее находилась в состоянии войны с СССР,
во и Советский Союз отныне будет нахо-

] дилься в еостоянии войны с Болгарией».

Таким образом правящие круги Болга-
рии, вступив на путь военного сотрудниче-
ства с гитлеровской Германией, втянули
болгарский народ, вопреки его коренным
национальным интересам, в войну сначала
против Англии и США, и затем и против
Советского Союза, против братского русско-
го народа, пролившего свою кровь за осво-
бождение Болгарии.

Болгарский народ должен найти в себе
силы, чтобы порвать навязанный ему союз
с гитлеровской Германией и восстановить
независимость и национальную честь сво-
ей ролины. :

HH®OPMBIOPO HAPKOMHHAEJIA CCCP.

a

repre

‚жения всех человеческих сил,

Собрание партийного гктиза Орла

ОРЕЛ, 6 сентября. (По телефону). С0-
стоялось собрание партийного актива гороха
Орла, обсудившее задачи городской партий-
ной организации в подготське.к зиме. © хо-
кладом выступил. секретарь горкома BRIG)
тов. Румянцев.

Он обтановилея на вопросах затотовки
топлива, ремонта жилого фонда, уборки урэ-
жая в подсобных хозяйствах и на инливи“
дуальных огородах рабочих и служащих.

Выступивший на собрании паргийного ак-
тива секретарь обкома ВЁП(б) тов. Игнатов
посвятил. свое выступление вотрюжам. орга-
низационно-партийной работы на предирия-
тиях города.

Собрание секретарей райкомов
и председателей райисполкомов.
Киевской области

КИЕВ, 6 сентября. (ТАСС). Состоялось
областное совещание секретарей райкомов

ЕПСб)У и председателей исполкомов райео-

ветов депутатов трудящихея.
Совещание обсудило доклады руководите-
лей ряда районов о выполнении плана хле-
бопоставок и проведенин озимого сева.
Впереди илут сельхозартели Киевского
сельского. Броварского, Черкасского, Тара-
манского районов. Они с честью выполни-
ли свой долг перед государством -—. до-
срочно рассчитались по всем видам хлебо-
поставок. Колхозники этих районов прояв-
ляют много инициативы, умело организуют
с50й труд, но-хозяйски используют имею-
щиеся средства и силы. Колхозники Тара-
щанского района вручную  заскирдовали
хлеб и сейчас усиленными темпами, в две
смены, ведут обмолот. ОргаНизовав кругао-
суточную вывозку хлеба,  сельхозартели
района доставили за пятидневку на заго-
товительные пункты в два с лишним раза
больше зерна, чем намечалось графиком.
На совещании выступил секретарь. Ви-
евского обкома ВП(б)У тов. Сердюк.

РНЕ Я
ПО СТРАНИЦАМ МЕСТНЫХ ГАЗЕТ

БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК
КОМСОМОЛЬЦЕВ

Комсомольские организации колхозов име-
ни Шевченко и «Вторая пятилетка», Ольшан-
ского района, Киевской области, решили от-
работать силами всей молодежи 1.000 тру-
додней для инвалида Отечественной войны
комсомольца Степана Кириченко. Областной
комитет комсомола одобрил инициативу оль-
ee комсомольцев. («Сталинское пле-
мя»).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ

В усадьбе Л. Н. Толетого «Ясная Поля-
за» началось восстановление лесного парка,
который был в значительной части уничто-
жен гитлеровскими бандитами. Специальная
правительственная комиссия составила план
возрождения лесного массива Ясной Поляны.
В трехлетний срок парк будет восстановлен
в том виде, каким он был при жизни вели-
кого русского писателя. Восстанавливаются
все пруды, дороги, ‘цветники и газоны. На
реставрацию лесного парка намечено израс-
ходовать около полумиллиона рублей. («Ком- .
мунар»).

СБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

35 детей бородулихинских колхозников 3
Семипалатинской области с болыной поль-
зой провели свой отдых в пионерском лаге-
ре, находящемся в селе Успенка. За месяц
они собрали много лекарственных растений:
8 килограммов тысячелистника, 19 кило-
граммов листов черной смородины, 5 кило-
граммов водяного перца, около 4 килограм-
мов плодов шиповника и более 2 килограм-
мов лакричника. («Прииртышская правда»).

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

На Уралхимтяжмаше прошла первая за-
водская конференция по охране труда и тех-
нике безопасности. Еще до этого в течение
трех недель проходил общественный смотр
процессов труда н техники безопасности. Bo
время смотра подано 185 предложений,
реализация которых значительно облегчит
труд рабочих. («Уральский рабочий»).

о
_Празднак советского
сискусства

В торжественной, праздничной обстановке
состоялось открытие Государственного орде-
на Ленина: академического. театра оперы и
балета имени С. М. Кирова. Шла опера «Иван
Сусанин».

Здание театра, разрушенное гитлеровски-
ми вандалами, восстановлено руками ленин-
градцев. Сколько потребовалось мужест-
венного труда, творческого горения, напря-
чтобы в
трудное время блокады, под `обстрелами,
воссоздать, укладывая камень за камнем,
вернуть к жизни прекрасный театр!

‘ Трудно передать те глубоко волнующие

чувства, которые испытывал каждый из при-
сутствовавших на торжественном открытии.

В тот вечер казалось, что не существует
рампы, отделяющей зрительный зал от сце-
ны. И публика, и актеры чувствовали себя
единой советской семьей, встретившейся в
родном доме после долгой разлуки.

Открылся занавес... На сцене в полном
составе весь огромный коллектив артистов.
Громом оукоплесканий встречает публика
своих любимцев. Директор театра тов. Цы-
ганов говорит вступительное слово; Он про-
возглашает здравицу в ‘честь великого
Сталина — организатора и  вдохновителя
побед Красной Армии. Буря несмолкающих
оваций и возгласы «ура» оглашают зал. Все
присутствующие встают. Коллектив театра
в сопровождении оркестра под управлением
заслужённого деятеля искусств Б. Хайкина
с большим под’6мом исполняет Государст-
венный гимн Советского Союза. ^

Начинается опера. Кажется, ещё никогда.
с такой силой и глубиной не волновало бес-
смертное произведение Глинки: На сцене
в художественных образах мы видели пред-
ков наших советских патриотов — героиче-
ских партизан, доблестных защитников Ро-
дины, проливающих свою кровь в победной
борьбе за родную землю. Мы, зрители, ошу-
тили на сцене собственные чувства, мы жи-
ли одной жизнью с героями спектакля.

За годы войны коллектив театра ве толь-
ко не утратил своего искусства, но во мно-
гом его углубил. С большой художествен-
ной выразительностью и вокальным мастер-
ством спел И. Яшугин партию Ивана Суса-
нина, то же надо сказать о заслуженной
артистке республики А. Халилеевой (Анто-
нида), Т. Смирновой (Ваня) и других. Г.-
виальная музыка Глинки проникновенно
звучала в исполнении оркестра под управ-
лением Б. Хайкина. Прекрасно поет хор,
руководимый хормейстером театра заслу-
жённым артистом РСФСР В. Степановым.
В сцене польского бала с мастерством вы-
ступили Заслужённые артисты РСФСР
Т. Вечеслова, Н. Анисимова, А. Лопухов,
артисты А. Блатова, М. Михайлов и дру-
гие.

Отхрытие Кировского театра—яркое со-
бытие в жизни советского искусства.

Викторина КРИГЕР,

Ленинград.