Английская печать 06 об’явлении Советским Союзом

состояния ВОЙН

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Дипло-
матический обозреватель агентства Рейтер
Рендел Нил указывает, что об’явление
Советским Союзом состояния войны с Бол-
гарией, относительно чего английское прз-
вительство было уведомлено заранее, пред-
ставляет собой акт реалистической поли-
тики, следствием которой будет проясне-
ние двусмысленЕеого положения. Положен
конец узерткам и уловкам Болгарии, Бол-
гария должна порвать с Германией, разо-
ружить германские войска и вернуть за-
хгаченные ею территории.

Дипломатические обозреватели газет
«Таймс» и «Дейли телеграф энд Морнинг
пост» полностью одобряют решение Со-
ветского Союза об’явить состояние войны
с Болгарией.

bl ¢ Болгарией

Дипломатический обозреватель газеты
«Дейли телеграф энд Морнинг пост» пи-
шет: «Об’явлевие Россией состояния вой-
ны с Болгарией является самым естест-
венным результатом наглой и самодоволь-
ной позиции, которую занимали оба бол-
гарских правительства как во главе с Баг-
ряновым, так и во главе с Муравиевым.
В настоящий момент’ было недопустимо,
чтобы болгарское правительство снова за-
являло о своих намерениях сохранять
«полный нейтралитет», в особенности учя-
тывая тот факт, что Болгария оказывала
помощь Германии».

Газета «Йоркшир пост» пишет: «Другие
союзники будут приветствовать шаг рус-
ских, поскольку оЕ кладет конен ненор-
мальному положению»,

3 8
Американское радио об об’явлении Советским Союзом
состояния войны-с Болгарией

НЬЮ-ЙОРК, 6 сентября. (ТАСС). Радио
Нью-Морка и Сан-Франциско передало со-
общение о ноте советского правительства
правительству Болгарии. В передаче нью-
йоркского радио говорится, что обществен-
ное мнение американцев оценивает об’явле-
ние Советским Союзом войны Болгарии, как
факт большого политического и военного

значения. Теперь, говорится в: ралиопере-
даче, положение гитлеровцев в Юго-Восточ-
ной Европе станет совершенно катастрофич-
ным. Предпринятый Советским Союзом шаг
лишний раз со всей наглядностью показыва-
ет, что среди союзников царит полное един-
ство.

Обозреватель агентства

АФИ о советской ноте

правительству Болгарии

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Агент-
&тво АФИ пёредает обзор Рёбера Фран-
нимона, который отмечает, что «како-
вы бы ни были режим и правитель-
ство, которое возьмет власть в Болгарии,
одно отныне ясно — пора уловок прошла.

Чем больше будет длиться срок принятия

условий перемирия, тем более суровыми
могут оказаться эти условия. Для болгар-
ских руководителей, чьи недавние речи и
выступления, повидимому, обнаруживают
полное непонимание реальной обстанов-
ки,— это тяжелое пробуждекие».

Наступательные оперании союзных войск

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). В опуб-
ликованном сегодня сообщении штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«Ь секторе Брюссель — Антверпен вой-
ска союзников 5 сентября вели операции
по очищению местности от противника.
Далее на запад передовые танковые части
союзников достигли южных окраин Ген-
та. Войска союзников продолжают успеш-
но продвигаться к северу от Соммы и ве-
чером 5 сентября достигли линии Эр
Сент-Омер. Другие части, обойдя Булонь,
достигли леса Гин. Южнее войска союзни:-
ков, продвигающиеся в Бельгии, освобо-
дили Шарлеруа и Намюр. Форсирована ре-
ка Маас в районе Динан и Живе. Сопро-
тивление противника на этом участке бы-
ло незначительным. Продолжается очи-
щение местности от противника в районе
юго-западнее Монса, где окружены новые
части противника.

5 сентября истребители и истребители-
бомбардировщики союзников обстреляли
пулемётным огнём и подвергли бомбарди-
ровке на бреющем полёте аэродромы,
транспортные колонны и поезда противни-
ка в Голландии и Западной Германии. 143
самолёта противника уничтожено на зем-
ле и 28 сбито в воздушных боях.

Союзные самолёты, снабжённые ракет-
ными установками, подвергли бомбарди-
ровке суда противника у побережья Гол-
ландии. Одно судно среднего размера по-
топлено, другое — загорелось. Три не-
больших судна повреждены.

Легкие бомбардировщики союзников в
течение ночи бомбардировали железнодо-
рожные  об’екты в Голландии и Германии.
Днём тяжёлые, средние и легкие бомбар-
дировщики союзников продолжали бом-
бардировку укрепленного района Бресга.
Тяжёлые ‘бомбардировщики совершили на-
лёт на скопление войск противника в
Гавре. Было сброшено свыше 1.000 тонн
бомб».

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре операций го-
ворится:

«По полученным сведениям, 3 сентября
американский крейсер и эсминцы обстреля-
ли вражеские батареи в районе Монте-Кар-
ло. 4 сентября небольшой германский гарни-
2cH бежал из Монако в горы, уничтожив
оборонительные сооружения. Несколько вра-
жеских батарей в этом районе всё еще дей-
ствует.

5 сентября, поддерживая действия 8-й ар-
мии на Адриатическом побережье возле
-Pumy-u, два английских корабля произве-
ли свыше 600 залпов по батареям против-
ника и пулемётным установкам. В резуль-
тате прямых попаданий подавлено не-
сколько батарей, имевших большое значе-
ние,

В Адриатическом секторе продолжаются
тяжёлые бои. Части 8-H армии изгнали
противника с позиций в горной местности
от Кориано до моря. Идут тяжёлые бои
вокруг города Кориано и в самом городе.

5-я армия продвигается дальше на запад
от Флоренции и заняла горол Альтопашио.
Патрули 5-й армии вступили в город Лук-
ка. К северу от Флоренции английские
войска продолжают продвигаться, преодо-
левая упорное сопротивление противника
на возвьшшенности, господствующей над.
городом. На других участках фронта про-
должаются активные действия патрулей.

Во Франции передовые части 7-й армии
продвинулись вперед в нескольких пунк-
тах между рекой Сона и швейцарской гра-
ницей. Продолжается быстрое продвиже-
ние в долине реки Сона. Американскими
войсками заняты железнодорожные узлы
Луан и Лон-ле-Сонье. Наступающие к се-
веру в долине реки Сона французские вой-
ска заняли Клюни и Ле Виллар и прибли-
жаются к Шалон-сюр-Сон.

5 сентября самолеты тактической авиа-
ции союзников продолжали бомбардиров:
ку коммуникаций противника в Северной
Италии. Средние бомбардировщики союз-
ников совершили налет на 14 железнодо-
рожных и шоссейных мостов в обширном
районе от озера Маджоре до устья реки
По. Средние соединения тяжелых бомбар-
дировщиков в сопровождении истребителей
совершили налет на железнодорожные мо-
сты возле Будапешта»,

Действия внутренних французских весруженных сил

щении штаба’ внутренних французских
вооружённых сил говорится, что действия
этих вооружённых сил. были особенно эф-
фективными в департаменте Ду. Многочис-
ленные бои происходили между Безансоном
и Понтарлье.

Французские вооружённые силы захвати-
ли также крепость в городе Сен-Эньян-
сюр-Шер и город Ришелье.

На западе немцы были вытеснены из го-
‚ Родов Маран и Ле-Сабль-д’Олонь.

ство Рейтер передаёт из Алжира о том, что
французские вооружённые силы внутри
страны освободили небольшой город в Са-
войе—Сен-Мишель-де-Морьен, о чем сооб-
шил в своём. коммюнике командующий
французскими вооружёнными силами вну-
три страны в Южной Франции. В настоящее
время французские вооружённые силы ока-
зывают давление на Модану—пограничный
город в 10 милях от Сен-Мишель-де-
Морьен. От Моданы начинается ‘тоннель
Мон-Сени, по которому проходит’ железная
дорога в Италию.

Строительство

ВАШИНГТОН, 6 сентября. (ТАСС). Пра-
вительственная морская комиссия с00б-
щает, что в августе в США построено
139 новых судов общим водоизмещекием
в 1.157.602 тонны. С начала 1944 года по
август включительно было построено
1.109 судов, обшим водоизмещением в

судов в США

11.059.586 тонн. Во число построенных в
августе судов входят 50 судов. типа «Ли-
берти», 9--тнпа «Виктори», 7—стандартного
типа «С», 5—береговых торговых и 1 бе-
тонное судно, 3 бетонных баржи и 15
стандартных TakKepos,

Бельгийское правительство выехало в Брюссель

но, что бельгийское правительство выехало
из Лондона в Брюссель.

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, официально об’явле-

Дорога
в Брюссель

БРЮССЕЛЬ, 3 сентября. (Задержана ло-
ставкой). (От военных корреспондентов
ТАСС). Холодным утром мы покинули Ар-
рас, чтобы догнать 2-ю британскую армию,
продолжающую преследование отступающих
немцев. Вчера во второй половине дня мы
встретили командующего 2-й армии генерала
Демпси, который посоветовал нам быть ут-
ром в Лилле. «Я не хочу быть сверхоптими-
стом, — сказал он, — но события развивгют-
ся так быстро, что всё может случиться.
Весьма вероятно, что город будет в наших
руках». Генерал не был сверхоптимистом. Но
в Лилль мы не поехали, так как дорогой
получили сообщение о том, что можно сле-
довать в Брюссель.

Дорога от Арраса до бельгийской границы
хранит следы поспешного отступления нем-
цев. Мосты и дороги оставлены в полном
порядке. Город Дуэ серьёзно разрушен бом-
бардировкой с воздуха. Некоторые другие
населенные пункты, где перекрещиваются
пути, совершенно стёрты с лица земли. Од-
нако, судя по разрушениям, они были про-
изведены много времени тому назад.

52282.

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40.
йо Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; :

В районе франко-бельгийской границы нет
никаких признаков боёв. На полях, среди
рощ, на опушке лесов расположены много-
численные доты, бетонированные огневые
точки, артиллерийские установки. Немцы
разоружили их ещё в 1940 году. Теперь ояя
даже не пытались вооружить и использовать
их. Видимо, гитлеровцы не имели для этого
ни людей, ни вооружения. я
Недалеко от Оршис по ухабистой просё-
лочной дороге пересекаем бельгийскую гра-
чицу. Бельгийцы восторженно приветствуют
союзные войска. Дома украшены бельгий-
скими флагами и флагами союзников — Ан-
глии, США, СССР. Чистенькие, весёлые
бельгийские городки с белыми домиками вы-
глядят празднично. Улицы буквально за-
биты народом. Дети шпалерами выстроились
вдоль улиц с флажками союзлых стран,
женщины оделись в костюмы национальных
бельгийских. цветов. Огромное количество
флагов, кропотливо вышитых, свидетель-
ствует © том, что к этому моменту люди го-
товились издавна. Через улицу протянут
плакат: «Добро пожаловать, союзники!»
Город Турнэ утопает во флагах. Населе-
ние угошает солдат и офицеров яблоками,
грушами, сливами, несёт горячий чай, кофе.
Танковые колонны медленно продвигаются
по брюссельской дороге. Вместе с ними ми-
нуем город Лёз. У самого выхода из города
лежат убитые немцами бельгийские патрио-

Писем — Д 3-15-59; Местной сети —Д 3-15-47;

Ленинградское поссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ:
Литературы и искусства — Д 3-

Сформирование нового
правительства в Иране

ТЕГЕРАН, 6 сентября. (ТАСС). Сфор-
мировано новое правительство в следую-
щем составе: премьер-микистр и министр
иностранных дел — Саед, военный мн-
нистр — генерал Фируз, министр промыш-
ленности и торговли — доктор Нахаи, ми-
нистр внутренних дел — Сорури, министр
просвещения — Багер Каземи, министр
юстиции — Салех, министр финансов —
Зарринкафш, министр почты и телеграфа —
Юсеф Мошар, министр путей сообщения—
Махмуд Нариман, исполняющий обязанно-
сти министра здравоохранения — доктор
Манучехр Эгбаль, министр без портфеля—
Фахми, пост министра земледелия остался
вакантным. В этом составе правительство
было представлено шаху.

—о—-

Заявление шведского министра

СТОКГОЛЬМ, 6 сентября. (ТАСС). Как
сообщает шведское радио, шведский ми-
нистр социального обеспечения Меллер
выступил в Стокгольме с речью, в которой
коснулся, в частности, политики, проводи-
мой Швецией в вопросе о предоставлении
убежища беженцам.

Было бы совершенно ошибочным предпо-
лагать, сказал он, что Швеция согласится
предоставить убежище лицам, которые свэ-
им поведением бросили вызов совести-все-
го цивилизованного человечества или ко-
торые проявили себя как предатели и из:
менники но отношекию к своей собствен-
ной стране. Можно считать несомненным,
что перед наплывом подобного рода бе-
женцев Швеция закроет свои границы.
Если же кто-нибудь попытается пробрать-
ся в Швецию незаметно, вопреки этой
блокаде, то он будет, конечно, выслак
обратно на родину.

j =o —

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 6 сентября. (ТАСС). Как пе-
редают из Югославии, верховный штаб на-
родно-освободительной армии Югославии
сообщает, что в Черногории и Санджаке
югославские части, перешедшие в насту-
пление, продолжают успешно очищать тер-
риторию от противника. В Македонии, в
секторе Прешово, крупные болгарские ок-
купационные силы, прикрывая отступление
немцев, начали наступательные операции
против частей югославской народно-освобо-
дительной армии. Идут ожесточённые бои.
На дорогах Прилеп — Велес и Градиш-
ко — Велес разгромлены две немецкие ко-
лонны. Уничтожено 4 танка и 6 грузови-
ков. Противник оставил на поле боя 150
трупов. Захвачены пленные.

В Сербии за время операций с 11 июля
по 28 августа убито 1.997, ранено 2.070 и
взято в плен 762 солдата и офицера про-
тивника. Захвачено два орудия, 12 тяжё-
лых миномётов, 74 пулемёта, 400 винтовок
и много другого оружия и боеприпасов.
Уничтожено 7 танков, 34 грузовика, 8 па-
ровозов, 166 вагонов и др.

—о—

Шпионская деятельность
гитлеровцев в Танжере

JIOHJIOH, 6 сентября. (ТАСС). По сооб-
шению корреспондента газеты «Дейли те-
леграф энд Мореинг пост» из Танжера,
немцы при полном попустительстве испан-
ских властей активизировали свою подрыв-
ную деятельность среди марокканского на-
селения Танжера. Немцы используют
большое число марокканцев в качестве
шпионов, которые следят за различными
консульствами и миссиями и ведут учёт
судов, проходящих через Габралтерский
пролив. Шпионы действуют под контро-
лем германского генерального консула,

каходящегося в Тетуане. Этот консул со-

вершает частые поездки в Танжер.
—o—

Боевые действия греческой
народно-освободительной армии
СТАМБУЛ, 6 сентября. (ТАСС). По’ по:

лученным здесь сведениям, под давлением
частей греческой народно-освободительой
армии немцы были вынуждены оставить
Лидораки. Противник отступил в направ-
лении Амфиссы. В секторе Лидорики ча-
сти народно-освободительной армии осво-
бодили район Каруда-Элато.

—с—-—

Открытие сессии национально-
политического совета Китая
ЧУНЦИН, 6 сентября. (ТАСС). Как
сообщает агентство Сентрал Ньюс, откры-
лась сессия  нацаонально-политического
совета Китая. На открытии сессии с ре-
чью выступил Чан Кай-ши.

Новое сокращение пассажирского
дзижения в Германии

ГЕТЕБОРГ, 6 сентября. (ТАСС). Газета
«Гетеборгспостен» сообщает: «Как извест-
НО, в ходе так называемой «тотальной мо-
билизации» в Германии все поездки граж-
данских лиц по железным дорогам запре-
щены. В связи с этим вновь сильно сокра-
шено также количество курсирующих пас-
сажирских поездов. Только ‘на линиях
между Берлином, с одной стороны, и Во-
сточной Пруссией, Силезией, Г амбургом и

Мюнхеном—с другой, отменено более 60 по-
ездов».

Прибытие Нэльсона и Хэвли
в Чунцин
Лондон, 6 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Рейтер из
Чунцина, сегодня туда прибыли председа-
тель управления по делам военного произ-

водства США Дональд Нэльсон и генерал-
майор Патрик Хэрли.

ты. Немцы расстреляли их. Немного дальше
попадаются убитые немцы. Однако гитле.
Ровцы предпочитают сдаваться в плен. Вы-
стрелиз из-за угла, убив кого-нибудь, они
поднимают руки вверх, если вилят, что их

тоже могут убить. Они вылезают на дорогу
и трусливо илут навстречу нам, подняв рукй
вверх. Дорога пуста, по бокам—кусты. Ещё
сегодня утром, 3—4 часа назад, немцы вели
себя здесь как всемогущие хозяева. Перед
домиком, в котором пишутся эти строки, в
луже крови лежит немец. Он притворился
мертвым, когда проходили первые части. За-
метив гражданских лиц, он начинает стонать
и просить воды. Ему дают воды. Первые
слова, которые он произносит, — это «Гит-
лер капут!» Женщина, давшая ему воды,
отнюдь не умиляется от этого призвания.
Ова сердито замечает: «Подлый народ.
Наглости много, гордости нет».

Танки идут всё вперёл и вперёд. Их борта
разукрашены десятками надписей и пожела-
ниями французов и бельгийцев. При каждой
остановке число надписей растёт: «Вперёд
на Берлин!». «Раздавите Гитлера!». «Да
здравствуют союзники!». «Повесить Гитле-
Bale: «Дружба союзников — скорая побе-
nal».

Партизаны активно помогают вылавливать
немцев, застрявших в садах и рощах в тылу.
Фронт быстро уходит вперед.

Заседание членов Консультативной ассамблеи в Алжире

АЛЖИР, 3 сентября. (Задержано достав-
кой). (ТАСС). Среди 25 членов Консуль-
тативной ассамблеи, оставшихся в Алжи-
ре (в основном это — представители дви-
жения сопротивления, представители Все-
общей конфедерации труда, радикал-со-
циалисты, франтиреры и т. д.), царит боль-
шое недовольство в связи с тем, что их
от’езд во Францию задерживается на не-
определенное время. Заседание членов ас-
самблеи, состоявшееся 2 сентября, приня-
ло характер протеста против такого по-
ложения вещей. Члены ассамблеи отме-
тили, что нарушен конституционный закон,
согласно которому ассамблея должна бы-
ла вернуться во Францию в полном сосга-
ве. Отмечают также, что когда вопрос шел
06 огезде во Францию, то Французский
Комитет Национального Освобождения

членам ассамблеи.

3 сентября газеты нанечатали следующее
коммюнике относительно заседания ас-
самблеи:

«2 сентября под председательством ви-
це-председателя ассамблеи Альберта Бос-
мана состоялось заседание делегатов вре-
менной Консультативной ассамблеи, нахо-
дящихся в Алжире. Они выразили сожа-
ление, что из-за отсутствия транспорта они
не смогли вернуться во Францию к орга-
низациям сопротивления, которые они
представляют. Они считают, что 4 сен-
тября, в день годовщины Третьей респуб-

НЬЮ-ЙОРК, 6 сентября. (ТАСС). Аме-
риканские корреспонденты, находящиеся
при войсках союзников во Франции, сооб-
шают о зверствах немецких оккупацион-
ных властей и гитлеровской армии.

Корреспондент «Нью-Йорк таймс» пи-
щет, что, отступая, немцы новсеместно сжи-
гают дома жителей без всяких причин. Пе-
ред тем, как уйти из французской деревей
Пломьон (департамент Эн), немцы зверски
убили 14 человек, в том числе несколько
подростков, и сожгли значительную часть
домов в деревне.

Находящийся в Париже корреспондент
«Нью-Йорк геральд трибюн» передаёт, что,
по заявлению авторитетных лиц, немцы в

оказал предпочтение только определенным

лики, их место должно быть в Париже
рядом с Советом сопротивления и прави-
тельством. В том случае, если 4 сентября
они еще будут в Алжире, то заседание
приняло решение собраться в этот день в
17 часов на торжественное заседание с
тем, чтобы продемонстрировать свою при-
верженность республиканским принципам и
приветствовать движение сопротивления,
благодаря которому суверенный народ
Франции восстановил республику».

От’езд делегатов французской
Консультативной ассамблем во Францию

АЛЖИР, 5 сентября. (ТАСС). В связи с
от’ездом во Францию многих делегатов из
числа тех, которые оставались в Алжире,
заседание Консультативной ассамблеи, на-
мечавшееся на 4 сентября, не состоялось.
Полагают, что в течение этой недели и ос-
тальные делегаты отправятся во Францию.

Заявление Андрэ Филиппа

ЛОНЛОН, 6 сентября. (ТАСС). Как пе.
редает агектство АФИ из Парижа, фран-
пузский комиссар без портфеля Андрэ
Филипп заявал, что всеобщие выборы во
Франции не состоятся в первую очередь
потому, что еще не вернулись во Францию
военнопленные и рабочие, вывезенные в
Германию. Он добавил, что в промежуток
времени до выборов будет действовать
Консультативная ассамблея.

Американские корреспонденты о зверствах немцев во Франции

период оккупации Парижа убили около
75 тысяч человек, включая в эту цифру
расстрелянных, умерших от пыток и скон-
чавшихся или покончивших с собой в заклю-
чении. Корреспокдент сообщает, что он
видел немецкие камеры пыток в помеще-
нии бывшего французского министерства
авиации. На стенах этих камер имеются
отпечатки пальцев жертв, в том числе от-
печатки детских рук.

Корреспондент «Нью-Йорк таймс» в Ва-
лансе сообщает, что в деревне Васьё (де-
партамент Дром) немцы убили 74 человека
в качестзе репрессий за партизанскую дея-
тельность, а деревню Бофор ограбили и
сожгли.

Аресты предателей во Франпии

ство АФИ сообщает из Парижа, что фран-
цузские военные власти учредили 12 воен-
ных трибуналов во Франции; 2 трибунала в
Париже и 10 — в главных городах провив-
ции. Трибуналы, учреждённые властями со-
противления, упраздняются. Новые трибу-
налы уже функционируют. 4 сентября три-
бунал в Монпелье приговорил к смертной
казни лавалевского префекта и начальника
полиции. 8 других вишийских чиновников
приговорены к 19 годам тюремного заклю-
чения каждый.

В Париже после эго освобождения произ-
ведены аресты предателей.

В Виши арестованы известные фашисты
Ксавье Валла — бывший вишийский «гене-
ральный комиссар по еврейским вопросам»
н Пармантье — бывший префект Руана и
один из руководителей вишийской полиции.

Генеральный прокурор и прокурор депар-
тамента Сены начали следствие с целью
выявления измены во всех её формах. Рас-
следование, в частности, направлено к уста-
новлению лиц, причастных к ведению про-
паганды в пользу противника. В связи
с этим произведены обыски в редакциях
газет «Эвр», «Матен», «Пти  паризьен»,
«Пари cyap», «Нуво тан», «Фигаро»,
«Иллюстрасьон», «Жерб» и др. Значитель-
вое число сторонников сотрудничества ©
немцами уже арестовано. Ускоренным тем-
пом производится следствие по поводу дея-
тельности группировок, потворствовавших
врагу. Совершены обыски в помешениях,
где находились эти группировки, и в част-
ности в помещении франсистской партии.

Генеральный прокурор ‘отдал приказ об
аресте Дорио, Дарнана и других предате-
лей.

ЗАЯВЛЕНИЕ СТЕТТИНИУСА

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает вашингтонский корреспондент агентст-
ва Рейтер, заместитель государственного се-
кретаря США Стеттиниус заявил на пресс-
конференции, что политика проведения вза-
имных консультаций с латино-американски-
ми республиками продолжает находиться в
прямой связи с конференцией в Думбартон-
Оксе по вопросам международной организа-
ции безопасности. Конференция добилась
вполне удовлетворительных успехов. Пере-
говоры сейчас остановились на вопросе о
составе совета новой организации. Продол-
жает обсуждаться вопрос о статуте Фран-
ции, как великой державы. Рассматривает-
ся также вопрос о положении малых

стран в сфере великих держав с точки зре-
ния вопросов агрессии. В’ позиции амери-
канской делегации в отношении использо-
вания силы для поддержания мира не про-
изошло никаких изменений. Никакие реше-
ния, достигнутые в результате нынешних
неофициальных переговоров, не будут но-
сить связывающего характера ни для одно-
го из правительств до тех пор, пока эти
решения не будут приняты ими на конферен-
ции Об’единённых наций, посвящённой это-
му вопросу. Соединенные Штаты не будут
связаны никаким решением, принятым в Дум-
бартон-Оксе, и в результате дэугих кон-
ференций, пока конгресс не одобрит их.

Производство самолётов в США

ВАШИНГТОН, 6 сентября. (ТАСС). Уп-
равление по делам военного производства
США об’явило, что в августе в США было
выпущено 7.939 самолетов против 8.000 в
июле; по плану в августе должно было быть
выпущено 8.228 самолетов. Управление сооб-
щило далее, что в сентябре предполагается
выпустить 7.934 самолета, а затем в осталь-
ную часть года предполагается несколько
сократить производство самолетов. .

В заявлении указывается далее, что с
июня производство тяжелых бомбардиров-
щиков составляло примерно 1.500 машин в
месяц. Представители управления по делам
военного производства подчеркнули, что в
мае 1941 года Белый Дом потребовал выпус-

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

«Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,

Kak этот. бедный откупщик?
Зачем, как тульский заселатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма?» i

Так торько сетовал, обитая на солнеч-
ном юге, Евгений Онегин. Пушкину было,
видимо, совестно перед читателем за сво-
его меланхолического героя. Великий поэт
не репкилея обнароловать онегиневкую за-
висть к страждущим и болеющим. Он не
поместил онегинскую жалобу в основной
текст поэмы. Он не хотел развенчивать
своего героя в глазах читающей молодежи.
Думал ли Пушкин, что век спустя завиет-
ливые жалобы велел за Евгением Онегиным
повторит Евгения Проценко? °

Евгения Проценко — студентка Харь-
ковекого механико-манетностроительного ин-
ститута. Здание института пострабало от
гитлеровских оккупантов - разрушителей.
Бузовцы сочетают каникулы с‘ работой
по восстановлению здания. Стулентке Ев-
гении Проценко предложили принять уча-
стие в этой благородной работе. Во врема
каникул онз смогла бы положить свой кир-
пич в здание родного учебного заведения...

Но Евгения Проценко упросила дирек-
цию дать ей отпуск на несколько дней для
поездки в город Первомайск, что в Вороши-
ловградекой области. Вместе с ней добилась
отпуска в тот же Первомайск ве подруга,
студентка инетатута Належда Мосиенко.

Студентки ехали Ев жениной тете —
врачу медицины.

В Первомайске студенток постигло раз-
очарование. Женину тетю перевели на _ме-
дицинскую работу в Каменец-Подольекий.
Наличные первомайские врачи не нашли
y Жени и Нади никаких болезней. Обра-
тились они в профессору, но и он не оты-
скал у девиц ни паралича, ни ревматизма.
0 старческой хилости нечуткий эскулап и
слышать не захотел. Он был до того бес-
тактным, что посоветовал студенткам не-

Типография газеты «Гравра» имени Сталина.

Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизне — Д 3-35-
38-73; Военного — Д 3-37 63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’

явлений — Д 3-30-19. 0

ка 500 четырехмоторных бомбардировщиков
в месяц. Это сказалось недосягаемым в TO
время. Далее представители управлезия
указали, что производство «Летающих кре-
постей» и «Либерейторов» предполагается
уменьшить, поскольку все большее внима-
ние будет уделяться производству сверх-
мошных бомбардировщиков «Б-29» и «Б-39».

Представители управления заявили, что
снижение производства самолетов в августе,
о котором было об’явлено, об’ясняется тем,
что в настоящее время построенными само-
леты считаются только после того, как они
снабжены всем необходимым для использо-
вания в бою, а раньше учитывались все са-
молеты, сошедшие с конвейера.

Боль врача ишет

медленно возвращаться к ролным пенатам.

„ diene a Haze, однако, не хотелось в0з-
вращаться до осени в Харьков. Первомайск
без тети их также не устраивал. Студент-
ками, как пушкинским героем, овладело
беспокойство — охота к перемене мест.
Они решили ехать в лалекий Каменец-По-
дольский. Тем более, что и Евгений Онегин
в свое время устремлялея с своей мелан-
холией к днестровеким берегам.

‚ Но Евгению Онегину было легче, чем
Евгении Проценко и ее подруге; Онегин
жил в другую эпоху: железных дорог тогда
пе было, командировочных удостоверений в
пути неё спрашивали. Ныне в Каменец-По-
дольский без командировки не проедешь...

Свет не без добрых людей. Если в го-
роде Первомайске медики прилирчивы и
нечутки, ладно,— обойдемся и без них. И
вот у девушек с помощью обладателей дели-
катных и нежных сердец появляется «доку-
мент» с печатью и подписями (правда, не-
разборчивыми). Сей «документ» изготовлен
на бланке Первомайского горсовета. Деви-
цы студентки превратились по этому доку-
менту в матёрей, следующих из Первомай-
ска в Ваменец-Подольский на розыеки
детей, угнанных немецкими оккупантами.

Каменное сердие дрогнет перед таким д0-
вументом.

Серхце же каменец-подольской тети, на-
до полагать, обольетея кровью.

Авось тетя, ради которой Евтения Про-
ценко и Надежла Мосиенко пустились в
тлительное и сложное путешествие, поймет
их.
=. аи B организме двух девиц
лезни, рые устроят Женю и Налю на
время трудового фронта. «Как не порадеть
родному человечку» — гов 4
та У», орил старик Фа-

А вдруг тетя не поймет?

друг тетя не захочет
ее по такому tay? fea

друг тетя скажет, что время нынче не
такое. Не онегинекое. Не Фамусовекое...

И. РЯБОВ.
— Д 3-33-88;

42; Пропаганды

7 СЕНТЯБРЯ 1944

Сельскохозяй, —
не ственного — -10-85: Ческого — ==
доставке газет в срок сообщать зо ihe 85; Эвономическ ЕЕ

Sasa

Последние итоги,
или

Дитмар в тоге

Немецко-фашистский раднообозреы;
тель генерал Дитмар озаглавял сз
очередной обзор: «Дело дошло к
«триариев».

Когла, бывало, в старину
Вели латиняне а :
С народом Галлии, Швейцарии —
В несчастьи обращался Рим
К последним. воинам своим:
— До вас дошёл черёд, триарии!

А нынче Дитмар-генерал

В минуты краха и аварии,
Накинув тогу, иропищал:

— До вас. дошёл черёд, триарии!

Откликнулись на этот зов —
Й то пол страхом наказания —
Ряды тотальных стариков,
Мобилизованных в Германии.

Они идут — за взводом взвод —
Из Вюртемберга, из Баварии.
Спрослл фон Дитмар: — Что за сброд? —
— А это, батюшка, триарии!
С. МАРШАК,

Выставка в Мексико,
посвященная Советскому Союзу
МЕКСИКО, 6 сентября. (ТАСС). в

Дворце изящных искусств открылась бод.
шая выставка, организованная «Комитетох
помощи России в войне». Выставка посвя.
щена «сопротивлению ий победам Красно
Армии». Среди экспонатов имеется боль
moe количество фотографий, плаката
«Окна ТАСС», карт. Выставка разделен
на четыре главных отдела: Севастополь
Сталинград, ‘Ленинград, мощь Краско
Армии.

Выставку открыл заместитель министра
просвещения Томас Санчес Эрнандес. 0;
говорил о победоносной борьбе Красни
Армии, которая не только изгнала
тивника почти со всей территории свой
родины, но и приносит освобождение ду.
гим кародам, угнетённым  гитлеризмо,
обеспечивая победу Об’единённых rangi,

На открытии выставки присутствовал
видные  правительственные — чиновнии,
высшие чины мексиканской армии, пре
ставители литературного, музыкального 1
научного мира Мексико и посол СС

т. Уманский.
=@—

Открытие сессии турецкого меджлиса

АНКАРА, 6 сентября. (ТАСС). 4 сентх.
ря после перерыва открылась сессия 1}.
рецкого меджлиса.

Открытие 85-й чрезвычайной сессии
японского парламента

ТОКИО, 6 сентября. (ТАСС). Как пе»
даёт агентство Домей Цусин, сегодня и.
крылась 85-я чрезвычайная сессия парле.
мента. На открытии сессии присутствовая
все члены обеих палат.

ине ианииниииаи ии оне иииниезиннинииннининнни
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИ,

ЕЕ ey Е ee ЕР

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
теоретический и политический журвал

Е цк. ВКП(б)
«БОЛЬШЕВИК, Ne 45,

СОДЕРЖАНИЕ: Передовая.—Новые мощ.
ные удары по врату приближают крах гит
леровской Германии. ПН. Поспелов,—Ценный
вклад в литературу по истории партии.
Илья Эренбург. — Час Франции. 3, Атлас, -   j
Мировая валютная проблема. Г. Ва
Основные черты естественно-научного мате.
риализма в России. МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОБЗОР: Ю. Козловский. — Освободительния
борьба Французского народа. КРИТИКА И.
БИБЛИОГРАФИЯ: Я. Бетяев. — Кнаяга, извра
щающая облик Чернышевского.

КИНО, ТЕАТР

Американский художественный фильм «УРА.
ГАН», «НОВОСГИ ДНЯ» № 3—44 г. Первый

Американский художественный фильм «VPA.
ГАН», «НОВОСТИ ДНЯ» № 4—44 г. — Меце
поль, Родина.

ГАН», «МИНОК НАПФ — Ударник,

ГАН», «НОВОСТИ ДНЯ» № 2—44 r.—Koanaei,
Москва, Художественный, Орион, Што»
Таганский, ЦИКиО им. Горького.

ГАН», «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» № 9-
Форум.

ГАН», «ПРОКОНВОИРОВАНИЕ ВОЕНЕС
ПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ ЧЕРЕЗ МОСКВУ» -к1
сада «Эрмитаж».

Американский художественный фильм ®РА.
ГАН», «НОВОСТИ ДНЯ» № 1—44 г.—ДЕ за
№ 93, клуб «Компрессор».

Американский художественный dumm «УРА.
ГАН», «ЛЕТАЮЩИЕ КРЕПОСТИ» — ДК пш%
з-да им. Сталина.

«ТЕЛЕФОН» «РОЖДЕНИЕ РАДИО», «$01
ЭЛЕМЕНТ В КИНО», «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕ
СТА СУДНА ПО РАДИОПЕЛЕНГАМ», «НА.
УКА И ТЕХНИКА» № Б — Наука и знаниь

«БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ» «ПРОТИВОГАЗ ПИ
МНЕ» — Мир.

«БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ», «НОВОСТИ ДНЯ» № =
44 г. — Кадр.

«БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ» — Метрополь,

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 7/1Х—Дон-Кихот, 8/5
Вильгельм Телль. Начало в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ БОЛЫШОГО ТЕАТРА — 7/k-
Севильский niipwabaur, 8/IX —Tocra. Hass
в 7 час. вечера.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ TEATP—7/IX-
Пигмалион. Начало в 7 ‘час, вечера.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш. Орды
ка, 69) —7/1Х — Стакан воды. Начало в 7 3%
вечера.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — 7ЛХ — Ца
Федор Иоаннович. Начало в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ МХАТ — 7ТДХ — Глубокая разведя,
Начало в 7 час. вечера

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИН-
тих — Давным-давно. Назало в 7 чае. вечера.

POC. Московский КАМЕРНЫЙ TEAT
(Тверской бульвар, 23) —7ДЛХ — Адмирал Hatt
мов. Начало в 7 час. вечера. ы

„ МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО
КОМСОМОЛА (помеш. Дома культуры работяе
ков газ, «Правда», ул. «Правды», 2) —ТИХ-
Нора. Начало в7 а 30 м. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР пм. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ
ОТушкарев пер., д. 9) — бкрытие ©2308,
Т/Х — Как вам это нонравится. Начало в 7 98°.
вечера.

ГОС. ОПЕРНАЯ и ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
им. К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО (помеш, Летит
театра сада им. Баумана, ул К. Маркеса, 15,2
Ново-Баеманная, 16) — 7ЛХ — Tens чудесных
обманов (Дуэнья). Начало в 7 час, вечера. я

МОСКОВСКАЯ ГОС. ФИЛАРМОНИЯ — ЕО
ЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. П. И. ЧАЙКОВСКОГО -
ТЛХ — Концерт лауреата Сталинской прели
народной артистки УзОСР Тамары Ханум. В Пр
грамме — песни и плясхи народов СССР и 3855
бежных стран. Начало в 7 час. 80 МИН. их

ЦЕНТРАЛЬН. ДОМ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗ,
ДОРОЖНИКОВ (Комсомольская пл. 2. 1/131)
ТИХ — Ленинградокий Гос. театр комедии =
премьера — Свадьба Кречинского. Начало в 1%
вечера. т

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА roca

егодня и ежедневно народный артист РС
Владимио Лупов. Начало р 7 ч, 30 м. Е

ВСЕСОЮЗНОЕ ГАСТРОЛЬНО - КОНЦЕРТЕ
ОБ ЕДИНЕНИЕ — ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР «ЭРУ
ТАК» — Сегодня и ежедневно Гос. джаз,
БОСР под руководством и при участии 8472 в
артиста БССР Эдди Рознер. Начало в 7 3. 30
вечера,

у Д 3-06-05.
Изд. № 520.