mo

ый

Sa Pe ИЕ ЕЕ ee pecan ae ee ee eee

(1 работников науки, культуры и кекусства гор, Львова

Москва; Кремль

Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского Союза

товарищу СТАЛИНУ

Дорогой наш Иосиф Виссарионович!

Собразшись сегодня на митинг работников
пультуры, науки и искусства города Львова,
первые слоза благодарности и любви Мы
шлем Вам. дорогой наш Иосиф Виссарионо-
вич, за освобождение наше из-нод ярма не-
мецкой оккупации.

Примяте от нас, работников науки, куль-
туры и искусства древнего украинского го-
рода Львова, сердечные, горячие поздравле-
ния п пожелания долгих лет жизни, здо-

‘ровья; силы и энергии на благо и счастье
народа нашего, на благо и счастье нашей
великой отчизны.

Неменкие звери, ворвавшись в наш город,
уннятожили всё, чте было самым дорогим
для нас. Они разрушили наш университет и
превратили его в судилище, в котором выно-
снли свой зверекие приговоры над зредета-
вителями культуры и науки. Они закрыли
Львовский политехнический институт, кото-
рый был одним из лучших технических уч-
реждений нашей страны. Немцы хотели 33-

``кабалить нае, надругались над нашим род-
‘ным языком, хотели превратить нас в ра-
бов.

Тяжело ранили немецкие варвары наш
родной город. Свыше 150 тыс. человек —
женщин, детей и стариков налиего города
стали жертвой фашистского террора. Мно-
го ‘погибло выдающихся представителей
науки п культуры. Среди них известные
узёные: профессор филологии Бой-Желен-
екий, профессор хирургии Островский,
профессор математики Бартель, профессор
аватомии Яловой, профессор математики
Стожек. .

Погиб известный скрипач Яков Питрике,
знаменитый композитор и дирижёр Муни,
поэт и музыкант Привас.

‚Это они, немцы — вандалы 20 столетия,
рисовали на груди своих жертв мишени и
расстреливали их. 910 они заставили вы-
далотегося учёного с мировым именем, про-
фессора Банаха, кормить своей кровью ти-
фозных вшей, это они ускорили смерть
выдающегося учёного и общественного дея-
теля локтора Пазчитшина,.

Немцы душили нашу национальную
культуру и искусство. Наши театры ont
превратили в места развлечения для немеёц-
ких убийц.

Чтобы ослабить боёвой дух народа, сло-
Math его сопротивление, враги сеяли враж-
ду между украинским и польским чарола-
ми. Мы, учёные города Львова, проклинаем
поллых  изменников украинского народа,
иуд кубиевичей, папковских, банлер. кото-
рые продают свою родину ий культуру не-
мецкому фашизму.

Письмо приняли и подписали
Колесса Ф. М.; профессора:

Банах, Паше-Озерский,

Торогой наи отец! Мы ждали спасения,
мы знали; 410 оно придёт, что. налпа роднзл
Красная Армия пол Вашим гениальным ру-
ковометвом принесёт нам освобождение.

27 июля — день, когда нал город соя
ва стал советским, останется в нашей па-
MATH Kak праэлник, Rah день возрождения
новой, светлой жизни. Никогд» теперь не
вернется черная ночь фашистской реак-
ции.

Перед нами снова открылся ясный и
широкий путь к творческому, научному тру-
ду на благо нашей Отчизны — Союза Co-
зетских Социалистических Республик.

С первых лней, как только стали реять
на шпилях наших древних замков кравные
знамёна, мы пошли в евои институты, теа-
тры, музеи с тем, чтобы возродить их.

С радостью сообщаем Вам, дорогой наш
Иосий Виссарионович. что в нашем родном
тороле Львове после трёхлетнего перерыва
уже начали работать высшие учебные за-
ведения: университет, политехнический ин-
ститут, который будет отмечать в 1945 го-
лу столетие своего существования, филиал
Академии Наук Советской Украины.

Под руководством. композитора Барвин-
ского возобновила работу Государственная
консерватория. Уже открылись украинские
и польскиз тёатры и кинотеатры города.

Воестанавливается разрушенное немцами
городское хозяйство, Мы уже имегм свет;
газ, воду. Начали работать городские пред-
приятия и транспорт.

Мы с каждым лнём чувствуем заботу о
пас советской власти и большевистской
партии. Все наши работники науки, куль-
туры и искусства, бывшие во время не-
мецкой оккупации без работы, обеспечены
теперь работой благодаря постоянным забо-
там партин и советской власти.

Мы. работники науки, культуры и ис-
кусства города Львова, обещаем Вам при-
ложить все свои творческие силы для вос-
становления нашего народного хозяйства,
чтобы ещё выше поднять нашу советскую
науку, вудьтуру и искусство. ’

Мы приложим свой силы и опыт для тоге,
чтобы помочь скорее разгромить ненавистпо-
го врага — немецкий фашизм, чтобы ещё
больше укрепить боеспособность Kpacnoii
Армии.

Слава героической Красной Армии!

Слава партии большевиков — организа-
тору побед над немецко-фашистскими за-
хватчиками! 7

Слава великому вождю и Верховному
Главнокомандующему, родному Сталину!

академики; Возняк М. С., Шурат В. С.,
Свинцицкий, Лы-

сенко М. Н., артист Рубчак, композиторы: Людкевич, М. Колесса и другие,

всего 693 человека.

22 августа 1944 г. г. Львов: :

Юго-западнее Ломжи

{От военного корреспондевта «Правды»)

Прорыв немецкой обороны юго-западнее
города Joma, осуществленный нашими
войсками несколько дней назад, открыл
широкие возможности для успешного про-
движения к Наревскому оборонительному
рубежу. Последовательными ударами на-
ступающие быстро разрезали на куски 900-
рону немцев восточнее реки Нарев и рас-
членили силы противника. Разрозненные,
понесшие большие потери, немецене части
еще продолжали обороняться на дальних
подступах к Нареву, а наступающие, не
теряя ни одного часа времени, устремились
вперед.

В. короткое время бои охватили по суще-
ству всё пространство между Наревом и 3з-
падным Бугом. Несмотря на бжесточенное
сопротивление немцев, наши части продви-
нулись значительно вперел, освободив при
Этом несколько сот населенных упунктоВ:
Пехота, артиллерия я танки упорно проби-
вались к Нареву. Немцы не могли примя-
риться с потерей предмостнего укрепления,
предпраянимали множество контратак, но
всё их попытки оказались тщетными. Слё-
довавшая в боевых порядках пехоты ар-
тиллерия встречала немецкие танки и п6-
хоту сокрушительным огнем и поворатива-
ла их назад.

Непосредственно у Нарева ожесточение
боев ‘лостигло наивыешего предела. Немцы
6 060б0й яростью отетайвали подступы в
реке. Они бросали в Ov десятки танков,
самоходную артиллерию, пехоту. Но и эти
контратаки были отрежены с большими по-
тарями для врага. Только подразделение
энсгой части уничтожило в течение одного
дня 4 намецких танка, одно самоходное ору-
дие. болеё 200 солдат и офицеров.

Помая сопротивление врага, наши вой-
ска шли вперед, Введенные в прорыв тан-
ковые части окончательно парализовали
оборону немцев на восточном берегу реки. и
положили начало очишению всего между-
резъя Нарев-—Запалный Буг. Заняв круп-
ный узел железных дорог-—тород Вышкув,
части Красной Армии вышли к реке и очя-
стили от врага восточный берег Нарева на
значительном протяжении,

г

Чтобы понять значение театра, на. кото-
ром развернулаеь битва, достаточно взгля-
нуть на карту. Река Нарев, являясь одним
из крупнейших оборонительных рубежей,
прикрывает подетупы в юго-восточным гра-
ницам Восточной Пруссии и играет во веей
системе пемецкой обороны первостепенную
роль. Уже олно то, что Нарев — последняя
крупная река Польши на пути в Германию,
заставило немцев слелаль всё, чтобы этот
рубеж стал неприступных. Вдоль берегов
реки возведены мощные укрепления” всех
видов, включая железобетонные OTH и
стальные колпаки. Вся наревская система
укреплений тесно связана г крепостями  (е-
роцк и Зегже, а также Модлинской кре»
постью на Висле; На полстунах к Нареву
немцы построили окопы нолного профиля,
установили тысячи огневых точек: вдоль
западного берега рези были оборудованы
три линии обороны, 10 прелела насыщен-
ный огневыми срелетвами.

Немецкие ливизни, защищающие нарев-
ские укреплёния, получили приказ сра-
жаться лю послелнего солдата. не остав-
лять без приказа своих позиций, И немцы

с остервенением цепляются за каждую

пядь земли, зная, что за рекой русским
открываются прямые дороги к Восточной
Пруссии. Оли ие оставляют 663 боя ни од-
ного села. Преднринимая смелые обходные
маневры, наши войска окружают засев-
шие в селах немецкие гарнизоны и уничто-
жают их. Так были взяты многиб лесятей
нассаёенных пунктов за вобмя наступления.
На восточном берегу Нарёва продолжают-
ся упорные бои. Несмотря на яростное го-
противление немцев, наступающие уверен-
но движутся вперед. Гром каноналы раз.
носится на десятки вилометров. Тысячи
советских орудий методически громят нв-
мецкие укрепления, ведут контрбатарей-
ную борьбу, уничтожают технику и живую
силу противника. i
Я. МАКАРЕНКО.
Юго-западнёе Ломжи, -8 сентября.
(По телеграфу).

Авиация в боях за переправы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 сентября.
(Воен. корр. «Правды»). На одном участке
фронта советские Бойска вышли к реке и
форсировали ве.

Нехцы решили во что бы то ни стало
36 допустить раснгирения нашего плапдар-
ма на западном берегу и подтянули на
этот участок много танков, пехоты и авиа-
ции. завязались жаркие возлушные бои.

Группа немецких бомбардировщиков под
прикрытием большого числа «Фокке-Вуль-
фов» и «Мессериомиттов» неоднократно пы-
талась прорваться к нашим переправам: Но
каждый раз им наперехват вылетали десят-
ки «Яковлевых» я «Лавочвиных». В тече-
цие дня наши летчики провели 28 воздуш-
ных б0ев и сбяли несколько самолетов
противника.

В один из моментов боя нал боевыми

порядками немцев появились 16 «Илью-
шинных» под командованием капитана Ёго-
рова в сопровождении 1? «Лавочкиных».
Никируя с высоты 800 метров ло 300,
онй нанесли бомбовый yaap. Ha втором
заходе штурмовики снизились почтят до
00 метров и расетреливали врага пушеч-
ным и пулеметным огнем. Немецкие тан-
висты в панике выскакивали из машин и
прятались в лощинах и оврагах, артилле-
риеты бросали свои орудия;
Только за один день авиация фролта со-
вершила до 2.000 самолетевылетов. В ре-
зультате было уничтожено и подбито не-
сколько вражеских танков и сотни автома-
шин, подавлен огонь многих артиллерий-
ChHX и минометных батарей.

SS ee

Московский автозавод имени Сталина. Пе

левского (цех, где начальником тов. Шулешкин). На

шлифовщицы Семёнова, Максимова, Ва

Фадеева и Комарова.

редовая хозрасчётная бригада тов. Осмо-
снимке (слева направо):
Алёхина, Осмолевский,
Фсто М. Калашияковой.

сина, Залихина,

В

На переднем крае фронта, проходянем
через лес, стояла тишина. Ничто не говорил
о предстоящем бое. Е

„Огневые позиции дивизиона находились
близ леса. и орудия батареи были искусно
спрятаны в снопах или стояля на кромке
рканого поля. Батарейцы под любимую
гесенку чистили орудия, перекладывали
спаряды, a TO просто лежали на пахучем
ложе скошенной ржи, разглядывая пыийные
облака, бегущие в Пруссию. ‘

Именно в такую минуту капитан Пожар-
ский, Устроивший свой наблюдательный
пункт на высоком дереве, увидел выходив-
щие из леса танки и тут же передал по
телефону: )

— Вижу танки. Приготовиться... :

Это сообщение, повторенное многократно
на батареях, подняло всех людей, которые
буквально в течение секунды были ‘тотовы
к встрече „врага. Одиннадцать немецких
«Пантер» и один «Тигр», проскочившие че-
рез наши пехотные позиции в лесу, вырва-
лись на поляну, беспрерывно стреляя в раз-
ныв стороны и двигаясь на батареи.

Немцы рабсчитывали на внезапность 6в0-
его улара и на растерянность наших артил-
леристов. Но просчитались. Илья Грузинцев
выстрелил в тот момент, когда первые
«Пантеры» были очень близко от огневых
позиций. Танк вепыхнул. Через минуту
загорелся другой танк.

В течение нескольких минут над полем
стоял невероятный грохот: Немецкие маши-
пы замедлили ход, но все же продолжали
итти сквозь огненную стену. В стороне за-
кружился и. вспыхнул третий танк, стал
с разбитыми. гусеницами и опустил свой
огромный хобот «Тигр». Е

На наших огневых позициях тоже, по-
явились раненые, загорелось одно орудие,
а через минуту задымилось ржаное поле,
пересохшее под летним солнцем. то-то
крикнул: =

— Горит рожь!..

Это была самая тревожная минута боя.
Казалось, что бой проигран. Четыре «Пан-
теры» уже были в-ста метрах от огневых
позиций, а из леса выскочили и мчались
на соселние батареи еще 12 танков.

Густой черный дым поднимался к голу-
бому небу. Старший по батарее крикнул:

— Наводчику Грузинцеву бить по тан-
пам, остальным тупить пожар!..

Романовский, Чернов; Горбунов, Ерыжен-
ский и Гусынин немедленно бросились
к огню. Большие космыг пламени то подни-
мались над рожью, то прятались в колосъях
й врались в орудиям и к ровикам, в. кото-
рых лежали -снарялы. Батарейцы бросали
в пламя свои шинели и плаш-налатки, ту-
шили ногами. косили рожь лопатами. Ору-
дия Николая Крылова и Петра Холманского,
окутанные дымом, продолжали вести огонь.
Загорелиеь еще две «Пантеры». Из них
выскочили немцы и пытались удрать; но

=

онтратака

(От военного корреспондента «Правды»)

тут же были уложены чьей-то автоматной
очередью,

Пожар удалось затушить. Поле покры-
лось легкой голубой дымкой. Немецкие
танки рванулись в сторону, на соседнюю
батарею. Илья Грузинцев, воспользовавиеясь
моментом, метким выстрелом угодил в самое
уязвимов место танка. «Пантера» стала,
об’ятая огнем. Но одному танку все же
улалось прорваться к огневым позициям
батареи. Тогда бывалый солдат Коваленко,
которого все на батарее зовут Спиридоны-
чем, без чьей-либо команды, а, как потом
сам он говорил, «по зору сердца», выскочил
вперёд с гранатой и направилея в «Пан-
тере». . :

Спиридоныч бежал на танк, невзирая
па пулеметный огонь, и, когда был от
машины в 15 мётрах, метнул гранату в ee
моторную часть. «Пантёра» вспыхнула и
остановилась. Спиридоныч заметил, как
из черного дыма, окутавшего машину; вы-
скочили три немца и, крадучись, ‘напра-
вились к лесу.

— Бейте их! — крикяул Коваленко. Ба-
тарейцы Дружинин, Москалев,  Бадаев
с автоматами бросились вдогонку немцам и
вскоре вернулись обратно: с танкистами
было покончено. ВЯ

Тем временем в другом месте немецкие
танки подошли так близко; что нап ору-
дия уже не могли стрелять. Тогда командир
соседней батареи твардий лейтенант Кара-
теев сказал: baie

-— Joxutecs B ровики! Наша батарея
открывает огонь по вашему расположению.

Метвие выстрелы поразили несколько
машин у бамых огневых позиций. Осталь-
ные остановились и о?крыля огонь. Вновь
закипел бой. Все три батареи отбивали
атаки рассвирелевших немецких танкистов.
Один за другим останавливаляеь танки TO
с перебитой гусеницей, то с оторванной
башней. Немцы, бросившие горящие маши-
ны, метались по полю, стараясь укрыться
от автоматного огня в лощине.

Побоище длилось ne больше 30 минут
и кончилось блестящей побелой советских
артиллеристов. Гвардейцы в этот лень под-
били и уничтожили 24 «Тигра» и «Пан-
теры». Ни один прорвавшийся в наше рас-
положение танк не ушел обратно, Ни один!

`После боя, когла батарейцы чистили
орудия, чинили поврежденные детали, сти-.
pain обгоревшие гимнастерки, мы  виде-
ЛИ эту картину разбитой немецкой техники.
На огромном буром поле, на фоне зелёнею-
его влали леса беспомощно, с опущен-
ными дулами орудий. опрокинутые набок,
обгоревшие, черные стояли немецкие танки.
Тут же валялись немпы, рискнувшиё про-
рваться‘ сквозь линию намей обороны,
рискнувиие вступить в вдиноборство с рус-
евими артиллеристами.

Мартын МЕРЖАНОВ.

Действующая армия, сентябрь:

—_Ае о

Скоростная

В Народном комисбарйате ‘речного ` флота
СССР состоялось сонешание, посвящённое
опыту двух передовых судоверфей —
Сясьской и имени: Желябова, приступивших
К ПоточНно-скоростному метолу постройки и
сборки деревянных барж.

Уже первые итоги применёния новой тех-
нологии в деревянном баржестроении гозво-
рят об экономичности и Четкости всёх про-
нессов труда судостронтелей. Благодаря
пПотонному методу возрастают темпы сборки
каждого нового судна. —

Сясьская. судоверфь в короткий срок (за
9 дней) собрала 500-тонную деревянную
баржу. Но это лишь первые шаги. Заплани-
рованы у верфи ‘на каждый месяц десять
600-тонных однотипных барж.

Первое крупное судно, в тысячу тонн,
верфь им. Желябова выпустила после за-
кладки через 30 дней. Но далее с проме-
жутком в 8 рабочих дней после первой спу-
стили на воду вторую крупную баржу, а
еще через 8 дней == третью.

ара АИ а О я кн ЕЕ

сборка барж

Опыт передовиков перенимают инженерно-
технические работники судоверфей — Горо-
денкая, Сокольская; Вычегодская.

Широкое применение поточного метода
строительства барж на речных и озёрных
верфях не ‘только увеличит на речном
транспорте количество Новых нефтёевалив-
ных и сухогрузных судов, но будет также
солействовать разгрузке желёзнодорожного
транспорта.

Поточно-скоростной метод требует в дан-
ном случае полного отделения заготовки дё-
талей от сборки судна, т. е. предваритель-
ной заготовки всех деталей. Это подчерки-
вали в своих сообщениях на совешании. ди*
ректора верфей тт. Фадеев и Кузненов:
Каждая деталь проверяется. На сборочную
сна должна поступить без малейшего из’-
sia. }

Пс предложению народного комиссара
речного флота т. Шашкова будет издана
специальная брошюра, ^ популязизирующая
опыт вудоверфей--инициаторов- потока.

Выдающийся рекорд

_ штукатура Мансурова
ХАБАРОВСК. Два с половипой месяца
назад знатный строитель тов. Щербаков
установил всесоюзный рекорд на штукатур-

‚  ке стен и потолков жилого: дома. Работая

одновременно двумя ковшами, он за б часов
18 минут оштукатурил 431 кв. метр, выпол»
нив норму на 3.140 процентов.

Молодой штукатур Мансуров начал’ изу:
чать. методы знатного мастера, стал внима-
тельно следить за его работой. Учеба дала
свой результаты. На-днях на такой же рабо-
те тов. Мансуров выполнил сменноё задание
на 3.320 процентов, перёкрыв таким образом
достижение своего учителя.

3.060 звуковых кинопередвижек

для села

Предприятия кинопромышленности начали
выпускать для села новые звуковые кино-
передвижки. Самаркандский завод «Кинап»
изготовил пёрвую партию передвижек усо-
вершенствованной конструкции. Звуковая и
световая их сила превосходит мощность ны:
не лейстзующих аПпаратов, Нозая кинопере-
движка увеличивает освещение экрана на
20 процентов,

На Московском киноэлектромеханическом
заводе сконструирован  широкоплёночный
звуковой аппарат, работающий от аккуму-
ляторной батареи — на ручном приводе.

В этом году сельская киносеть получит
3 тысячи новых передвижек,

Овоши и фрукты — стране

ФРУНЗЕ. В этом году Киргизия даст
стране и фронту десятки тысяч тонн ово-
щей и фруктов. Картофеля и капусты уже
заготовлено в 2 с лишним раза больше, чем
к этому времени в прошлом году.

В лесах собрано 179 тоив дикорастущих
плодов и ягод. Впервые начато. изготовле-
ние сухих прессованных. плиток-брикетов
дикорастущих фруктов, предназначенных
для фронтовиков.

`Во многих районах Фрунзенской области—
большой урожай бахчевых культур, особен-
НО ДЫНЬ прославленных местных сортов «ар-
бакеш», «ичикзыл», «койбаш». Значитель-
ная часть овощей посылается в промышлен-
ныё центьы `В частности, Челябинскому ме-
таплургическому заводу отправлено 100
тонн арбузов.

СЕНЕ ШЕЕ

ВЕЕР

Зое:

9 СЕНТЯБРЯ 1944 г., № 217 (9674)

a :

a ee BE

Болларские дела

5 сейтября Советский Союз разорвал отноше
ние войны между СССР и Бол ®рнсй. Это решение
ством вследствие того, что Боагария, нес
положение Германии давало ей полную BOS
манией и покончить таким образом со ©

рманлей, У
поддерживать отношения с Герм о Злесь новый плацларм для сопротавлення

ий предоставляя им возможность 608
силам союзников.

Носле опубликования советской MOTH
ства — генеральный секретарь болгарского
и директор политического департамента aTOr
6 сентября посетили советского поверенног
ичени Болгарского Правительства попроси
что Болгария разорвала свои отношения с
просит Советекое Правительство о перемирии.

Несмотря на эти офациальные заявления,
: что спо обратилось к Советскому Правительству © просьбой

об’явило только 0 TOM,

мирии. но ничего не заявило о разрыве с
See iG Болгарского Правительства,  сделанных созу-

жилось противоречие межлу заявлением

скому поверенному в делах в Софии, и зая
i Такое противоречивое положение не могло He вызвать у Советского

ством публично.

Правительства недоверия Е позиций Болгарского Правительства,

ли

вия © Болгарией и об’явил состодь
было принято Советеких Правятель.
мотря на то, что ухудшившееся военно
можность разорвать свои отношения с Top.

воей прогерманской политикой, продолжал
‘кбывая немцев на болгарской террятори

представители Болгарского Празитоль-
мннистерства иностранных дел г, Capadon
о министерства г. Алтынов в ночь на
о в делах в Софии Д. Г. Яковлева п и
уведомить Советское Правительство о 1х,
Германией и что Болгарское Правитель»

Болгарское Правительство б сентября
Германией. Таким образом, обнару-
влением, слеланным Болгареким Правитель

Ввиду этого (Совет.

кое Нравительство не могло приступить к рассмотрению просыфы Болгарского Празн-

тельства о перемирии.
Только 7 сентября Болгарекое
шения с Германией.

Правительство об’явило, что оно разорвало 01и-

8 сентября Болгарское Правительство об’явило войну Германии.
В настоящее время Советское Правительство нашло возможным принять К рае.
смотрелию просьбу Болгарского Правительства относительно переговоров о перемирии,

[Ширванские

ИНФОРМБЮРО НАРКОМИНДЕЛА СССР.

хлопкоробы

Закончилась уборка зерновых. Две не-  урожай на его 33-гектарном участие в

дели перерыва — и на полях Азербайджа--

на наступила новая страда. Тысячи кол-
хозников поселились на полевых станах у
хлопковых плантаций и, как бы copeR-
нуясь ¢ природой, стараются быстро со-
брать появляющиеся на свет бутоны белого
золота. ‘

Обтирна Ширванская степь. Ее жирные
земли издавна приносят высокие урожаи.

Но как столетие назад, так и теперь. она

ве даст ничего, если не напоить ее водой.
Весной, летом и осенью здесь почти He
бывает осадков, лишь зимой кое-когда вы-
падают дожди.
Колхозники Кюрдамирского района. воз-
делывающие ширванские земли, направили
в прорытые каналы речушки и включи,
ниспадающие с гор Малого Кавказекого
хребта. Обильные горные воды орошают те-
перь сады и виноградники, поля и хлопко-
вые плантации. А сколько еще неосвоен-
ных земель! 2.500 гектаров кюрламирско-

го хлопчатника словно капля в море на

этой сухой равнине. ‘
Ho недалеко то время. — говорит
секретарь Кюрдамирского райкома партии
тов. Иязимов, — когда  благословенная
Ширвань зазеленеет вся до единого клочка.
Эгромная плотина. «Мингечаурстроя» пре-
градит дорогу реке Куре. Вода достигнет
не только Ширванских, но и Мильских, и
Муганских степей. И
дет самым благодатным в нашей стране.
Огромное количество труда вложили в

землю кюрламирцы, чтобы вырастить хло-

пов. Вроме четырех пятикратных 0обрабо-
ток плантаций, колхозники подняли тысячи
кубометров земли при очистив старых и
строительстве новых канав и арыков. Пло-
ды напряженного труда‘налицо: на планта-
циях американского хлопчатника зеленеют
роскошные кусты, густо увешанные коро-
бочками.

Хлопкоробы колхоза имени Ворошилова
четыре раза кетменевали хлопчатник и Ba
газа чеканили на всех своих 130 гекта-
пах. Здесь каждый куст насчитывает от
15 до 30 коробочек. Прекрасный урожай!
Но колхозники не удовлетворены им, доби-
ваются большего.

Ворошиловцы первыми в районе прояви-
ли замечательную инициативу, Учитывая,
что вегетационный период хлопчатника тя-
нется после первого раскрытия коробочек
еще He менее ABYX месяцев, они решили
не прекращать полив и чеканку, чтобы
еще более усилить выращивание хлопчат-
ника: Раньше это не практиковалось,
Обыкновенно, когда начинался сбор, обра-
ботка заканчивалась. Теперь же. как толь-
во сборщипы. подбирают созревший хло-
гок. следом за ними поливщики пускают
в междурядья воду. Проходит два —— три
дня, и на кустах появляются новые завязи,
новые цветы. Полнее набухают коробочки
Колхозницы, собирая хлопок, попутно 0б-
рывают (чеканят) появившиеся молодые
ростки на верхушках кустов.

Мы спросили у бригадира тов.‘ Мамедова,
бывшего фронтовика, насколько повысился

тогда наш край бу-

ввязи с дополнительным поливом и чекан-
Кой.

—- Проверёно, = ‘говорит он, — 90
вьжлая коробочка после полива придба-
рляетвя в весе примерно На одну деся-
тую грамма. Только за ечет этого прироста
мы соберем дополнительно не меньше 80
центнеров сырца. А если учесть новые 34-
вязи. то наш участок сверх. обычного уро-
жая ласт около 150 центнеров. По пазну
бригада должна сдать  Государетву 450
центнеров хлопка, но мы наверняка 00-
рем 1.000 центнеров.

...Полдень. 40-градусная жара. В. высо-

пих зарослях хлопчатника мелькают №0-
вынки сборщиц. У края массива-—чистенв-
кий полевой стан. Нз площадке, гладко
смазанной глиной, сушитея первосортный
сырен. Тут же устроен большой кахыше-
вый навес, под крышей которого размести:
лись детские ясли и красный уголок.
° На весы принесли свежий хлопок, Пер-
вой взвесила свою полулневную вы02бт-
ку секретарь колхозной комсомольской орга:
низации Наиба Гейдарова. 37 килограмиов
хлопка -— при дневной норме в 30 кидо-
граммов —- собрала комсомолка. Вригалир
тов. Мамелов. пожимая девушке руку, по
здравил ве с успехом.

— Ло вечера соберу еще больше, — с
улыбкой отвечает Наиба:

Ее подруга Айна Джафарова высыпал
Ha просушку принесенные ею 33 килограх-
ма хлопка, Все 30 сборщиц, из. которых
половина—подростки (для них дневная кор-
ма — 20 килограммов), к полудню пере
выполнили дневные задания.

ирвань ралостно взволнована боевыми
успехами родной Красной Армии. (ря
хлопкоробов разгорается социалистической
соревнование. Многие бригады и звенья
витают на Фронтовые вахты, обязуются 00
брать весь хлопок ло единой коробочки и
сдать его государству только отборных п
первосортным. боревнуясь с ворошиловца”
мн, колхозники артели «Октябрь» пораняли
AX опыт и тоже после первых сборов про:
должают полив и чеканку. Этому примеру
последовали и другие колхозы.

Вечером секретарь райкома тов. Вяз
мов Позвонил по ‘телефону секретарю 69
гелнего райкома:   t

— Как nena, Сеид? Ито сегодня впа-
peau?.. Карагянский Исаев, говоришь,
больше всех сдал хлопка... Ничего, 00г0+
AEM, :

По степным дорогам, вздымая тучи пы-
аи, тянутся HA заготовительные пункты
обозы с хлопком нового урожая. В течение
нескольких дней кюрламирны сдали ооо
тысячи центнеров американского хлопка, В
эти дни в республике развернулась Macco-
вая уборка. Заготовительные пункты уе
приняли около 30 тысяч центнеров сыр-
ца -— вопять раз больше, чем за тб 28
время в прошлом году.

г. KOCTIOK.
{Корр. «Правды»),
Кюрдамир,
Азербайджанской ССР,

Поздно посеять—значит получить

плохой

В прошлом году в Богатовеком районе
осенью сеяли 60—70 дней — ло самых мо-
Розов. Велелствие позднего сева в ряде кол=
х030в — «Социалистический труд». «Крас-
ный луч», «Буревестник». «Серп и №9-
лот» рожь на больших площадях нё в2о-
шла. Весной райисполком списал свыше
1 тысячи гектаров «погибших» озимых.

Прошлогодний уров. как видно. не пошел
впрок. Некоторые колхозы рожь стали счи-
тать «грошевой культурой» и с кажлым го-
дом сокращают площадь ее посева.

Месяц назад в районе начали сев. бзи-
MEI клин до сих пор засёян только напо-
ловину. Колхоз «Волгострой» план сева вы-
полнил на 23 проц., «Вторая пятилетка»-—
на 18 проп,. «Большевик» — на 25 проц.,
«Красный Октябрь» — на 17 проц., «Па-
мять Ленина» — на 20 проц. ит. д.

Несмотря на явное затягивание срохов
сева, в колхозах и в районных организа-
циях недопустимое спокойствие. В:райкоме
партии. разговаривая е прелсехателями кол-
хозов, озимым севом интересуются в поелед-
нюю очередь, а нередко о нем совеём забы=
вают. Ни райком, ни райисполком ne удо-
сужились обсудить ход сева и принять меры
Е 2го усилению.

Плохо идет озимый сев и в ряде других

«

Нлонёры и школьники оказывают боль-
шую помощь колхозникам в уборке уро-
тая. Они работают на скирлованиия, сборе
колосьев, молотьба. и вывозке хлеба. -

В ряде областей учащиеся провели вос-
креники и декадники по сбору колосьев.
В лвухдекалнике в Воронежёкой области
приняло участие болеё 78 тысяч человек.

урожай

районов — Куйбышевском, Сосново-Соловей-
ком, Кинельском. Петровском, вв выпол-
нивших и четверти ибсевного плана.

Чего ждут н на что рассчитывают рук’-
водители этих районов — непонлтио. И
чувствуется, чтобы они добивались скореи-
шего окончания сева. Темпы посевных ра*
бот не нарастают. `

Допускаются большиё нарушения arpo-
техники и в: сроках, и в качестве обработки
земли, и в самом севе.

В крупнейшем в области колхозе им.
Степана Разина, Ворского района; из тыся-
чи гектаров засеяно только 411, причем
351 тектар засеян ручным способом. П06е8
по плохо. обработанным площадям — обтее
явление в колхозах Борского и Богатовекого
районов.

В области есть немало колхозов, BO-Bpe-
мя и хорошо посеявших озамые, У них в
полях прекрасные всходы. густая зелень
закрыла землю. В этих колхозах заботятся
06 урожае будущего гола.

Когда же в области примут меры к быет-

рейшему окончанию озимого сева во всех
колхозах?

Н. БОЛКУНОВ, (Корр. «Правды»),
Куйбышевская область.

Школьники на уборке урожая

Бригадами руководили учителя и пиоверзо-
катые. Молодежь собрала колосья с пло-
пали в 110 тысяч гектаров ий вамолотиаа
более 14 тысяч центнеров зерна.

Успешно прохолит сбор колосьев в Харь-
`ковской, Горьковской. Ивановской я дру-
гих областях. (ТАСС).

ie

oo

У

eS = =. =

an
ме