i

\

лианы

10 СЕНТЯБРЯ

Е

ses

Конец «Новой Явропы»

(От специального корреспондента «Нравдьь)

Трудно сказать, что это было: насмешка
над порабощенным народом, безмерный ди-
низу завоевателя или обычная немецкая
тупость, а может быть, и, всё вместе. Но, это
страшное хозяйство во всех книгах и доку-
уентах так официально и именовалось -—
«Новая Ивропа».

История этого немецкого помешичьего
хозяйства столь характерна и показатель-
на, 8 само оно пользуется в привислянских
краях такой мрачной славой, что ее стоит
рассказать подробное. Здесь, где на счету
каждый клочок земли, богатое и цветущее
вело Воля Ранишувска. славилось на всё Ке-
лещЕое воеводство своими урожаями, трудо-
любием пахарей.

Первый же месяц немецкого нашаслвия
{ыл последним месяцем существования. Вэ-
ан Ранишувской. Гитлеровский наместник в
польском генерал-губернаторстве отлал при-
кз лучшие, наиболее культурно обрабаты-
заемые крестьянские земли отдать неменким
тохещикам и хозяйственным организациям.
Воля Ранишувска со всеми своими земля-
ут, садами, усадьбами, с прудами лля раз-
зыения карпов, с питомниками плодовых
yepesbeB HW пасеками, со всем, что имели
претьяне, была отдана немецкому помещи-
By доктору фон Руго. .

Он приехал в это огромное село на брич-
xe, добродушно беседовал с крестьянами,
рехотрел их поля, машины. С наивной хо-
зайской гордостью они сами водили этого
человека по своим усальбам, а он смотрел,
иё запоминал и довольно ворчал: «Гут,
ту». А на следующий день в село присхали
содаты отрядов СС, и доктер фон`Руго, уже
обосновавшийся в сельской школе, передал
рез них крестьянам приказ: убираться из
ного села на все четыре стороны. На
(боры давались сутки. Весь урожай, инвен-
тарь и тягло приказано было оставйть и ит-
ги пешком, куда глаза глядят, захватив 6
colo только ТО, Что можно унести на ру-
pax, Так за одни сутки ранишувцы стали
зищихи, не имеющими ни кола, ни двора,
нп крова над головой.

День, Korda немецкий помещик изгонял
крестьян с их насиженных  гнезл, был
рашным днем, при одном воспоминании о
тором и сейчас у ранишувцев кожа на-
тагивается на скулах и сжимаются кулаки,
ричали женщины, вопили дети, старики за--
зертывали в ладонви щепотки земли го сво-
ий усальбы. Бесконечный плачущий чело-
ческий поток, с детишками на руках, со
карбох за плечами, тянулся Через сель-
кую площадь: Немецкие солдаты равнодущ-
№ ходили по хатам‘ и механическими голо-
cam торопили; «ПТнель, шнель!».

Пекоторые крестьяне не`вылерживали. С
прохлатьями они бросались на злодеев. Их
Ти же спокойно пристреливали на глазах
ден и летей, Так были убиты ` старый Ян.
(са, не захотевший покидать порога cBo-.
@й хаты, Антоний Щейх, Стах Филя, Юзеф
Роек п тяжело ранены Прусо, Яскош,

Между тем локтор Руго начал хозяйни-
чать на захваченной земле. С помоптью во-
аннопленных и мобилизованного населения
oa разобрал 758 крестьянских ломов и по-
ропл из них невдалеке от села огрэмпые
лоры, сарай, службы и свой собственный

ау, Руго назвал свое поместье «Новая Ев-

pe и название это очень символично.
Уенно такой, очевилно, ‘мечтал видеть Ев.
ропу кровавый берлянский маниак.

Г Доктор фон Руго точно выполнял приказ
eee Фюрера. Он изгнал исконных вла-
м с их собственной земли; он собрал
‘осеянный, возделанный  и взрашенный ИМИ
урожай; он сжег остатки огромного села.
Только 44 дома из 800 были пощажены. Их
превратили в бараки, где в ужасных Зсло-
виях, по 30—40 человек в хате, ночева-
ли и жили по зимам батраки.

В поместье были заведены истинно не-
мецкие порядки, введено телесное наказа-
ние, для чего служили и плети налемотрщи-
ков. и тяжелая суковатая дубина самого
Фон Руго, которой он с одинаковой беспо-
щалностью расправлялся и с батраками, и.с
польскими агрономами, и с ветеринарными
врачами. Был устроен специальный дом, так
сказать «с’езжая изба» времен крелостного
строя, работу которой немецкий помещик,
однако, рационализировал и даже до извест-
ной степени механизировал. Немец-надемотр-
щик назначал батраку меру наказания, тот
сам шел «ло конторы», вручал записку над-
смотрщика дежурному стражнику и ложил-
ся на специальную, обитую  клеенкой
скамью. Стражник привязывая ему руки и
ноги и потом отсчитывал от 10 до 50 ударов
резиновой тростью с заложенной в нее для
веса проволокой. Больше 40,-ударов обычно
никто не выдерживал. Тогда батрака отли-

вали водой, после чего наказание возобнов-
ЛялоСЬ.

На стене висела специальная шкала на-
казаний. За невыполнение норм работы в.
первый раз полагалось 10 ударов, второй
раз — 20, в третий — 30 и так далее.

Помещик. готовил своим батракам суп в
том же котле, где варились пойло скоту и
корм свиньям, причем животные. получали
пищу гораздо лучшую, чем батраки. Любо-
НытНо, что та же шкала наказаний пред-
усматривала 15 ударов тем, кто ел пищу,
предназначенную для животных.

Немелкий помещик процветал, богател,
жирел. Крестьяне Воли Ранишувской, ли-
шенные земли, крова и хлеба, скитались по
чужим людям или батрачили на немецкого
помещика на своих собственных землях, бо-
лели, по зимам пухли от голода и вымирали
целыми семьями.

Так жилось польским крестьянам у ново-

го немецкого помещика в хозяйстве, много-
значительно именовавшемся «Новая Евро-
Па». Это хозяйство в долине Вислы, как 8
страшном  пророчестве. моказывало нарохам
Европы их будущее, если гитлеровское иго
не будет сброшено.
_ Красная Армия освободила село. Герр Ру-
то сбежал, оставив все конторские книги, ло-
кументы и шкалу наказаний по’ которой
можно судить, что за прошлый год избие-
нию палками подверглось 217 лиц, из ко-
терых 42—женского пола; они получили
общим счетом: 3.128 ударов.

Так начала и закончила свое существо-
вание «Новая Европа» на землях Воли Ра-
кишувской.

: _ 6. ПОЛЕВОЙ.
` Село Воля Ранишувска, 3

Колебушенского уезда.

Совещание заведующих отделами партийной жизни
областных газет Украины

КИЕВ, 9 сентября. (Норр. «Правды»).
(стоялось совешание заведующих отдела-
Mt партийной жизни областных газет
Узраины,  созванное редакцией газеты
«Травда Увозины».

С докладами об освещении вопросов пар-
Иной жизни выступили тов. Бабенко
(газета «Сошалистична Харьюмвщина»),
тов. Сафонов («Заря Полтавщины»), тов.
Texyaaepa («Социалистический Донбасс»).
(бмен мнениями показал, что после майского
менуиа ЦК КП(б) Украины газеты улуч-
шили освещение вопросов агитационной pa-
ты, Материалов. же, показывающих орга-
низаторскую работу партийных органов и
Внутрипартийную жизнь парторганизаций,
печатается мало. Недостаточен уровень кри-
таки. Не все обкомы партии по-настоящему

-Пузоводят газетами и. оказывают необхо-

димую помощь работникам отделов пар-
тийной жизни, в большинстве своем моло-
дым, т

°С сообщениями 06 основных вопросах
партийной жизни, подлежащих освещению
в газетах на ближайшее время, выступили
заведующий оргянструкторским отделом ЦК
КП (б)У тов. Зленко, заместитель завелую-
шего отделом пропаганды и агитации ЦК
КПб)У тов. Чеканюк и редактор газеты
«Правда Украины» тов. Троскунов.

— Затем состоялась беседа с секретарем
ЦЕ &П(б)У тов. Коротченко, который обра-
зил внимание работников отделов партий-
ной жизни на необходамость более вдумчи-
вого освещения вопросов руководства гор-
комов и райвомов” партии первичными парт-
организациями, дальнейщего улучшения

устной и печатной пропаганды и агитации.

Митинг автозаводцев

Решением ВИСНС и Народного‘ комисса-
риата Среднего машиностроения переходя-
‘ee Красное Знамя Государетвенного №-
матета Обороны в двенаддатый раз прибу-
ддено Московскому автомобильному заводу
пени Сталина.

Вчера, когда окончила работу хлневная
НЗ, тыкячи автозаволцев направились
$ площади возле  заводлоуправления, Tre
‘стоялея митинг, посвященный вручению
знамени. ss

На трибуне — секретарь MIR  BRII(6)
№3. Попов, председатель ВЦСПС тов. Куз-
19пов, нарком среднего малниностроения
тв. Акопов, секретарь Пролетарского рай-
юма ВКП(б) тов. Горошкин, руководители
и стахановцы автозавода. Митинг откры-
ват партог ПК ВКП(б) на автозавохе
тов. Левыкин.

Товарищи Попов, Кузнецов и Акопов по-
Зравили коллектив автозавола с высокой
наградой. и выразили уверенность, что обя-

‚ тельства, принятые автозаводцами в 0б-

Тащении хо всем прелприятиям Советского
(оюза, будут перевыполнены;

Стахановец о инструментального
№ 1 т. Буров заявил:

— Сегодня у нас радостный день: в две-
надцатый. раз переходящее Красное Знамя
Государственного: Комитета Обороны присуж-
дается нашему заводу. Мы будем трудиться
еще лучше, чтобы оправдать оказанные нам
честь и ловерие. Наш завод взял большие
обязательства в предоктябрьском соревнова-
нии. Мы обязаны их‘выполнить, мы должны
добиться, чтобы не было у нас ни одното
рабочего, не выполняющего нормы. 970
будет нашей братской помощью доблест-
ной Красной Армии, которая одерживает
блистательные побелы нал немецко-фаши-
стскими захватчиками. В эти дни ярко
разгорается заря победы.  Фашистекий
зверь, чуя свою гибель, бешено сопротив-
ляется. Но мы, труженики тыла, напря-
жем еше больше свои силы, чтобы лаль
фронту и Родине все необходимое для окон-
чательного разгрома врага.

‚ Участники митянга с большим под’емом
приняля приветствие товарнщу. Сталину.

цеха

Ро Всеславяиском Комитете

Вчера, 9 сентября, во Рееславянском Ko-
Митете состоялся приём представителей 60-
рющейся Югославии, устроенный в честь. на-
граждения Главнокомандующего Народно-
Освободительной армией Югославии Маршала
Hocuna Рроз-Тито, генералов и офицеров
Югославской Народно-Освободительной армии
орденами Советского Союза.

На приёме присутствовали прибывшие из

гославии —- захестители председателя Ан-
тифашистского Вече М. Пьяде и А. Аугу-
стинчич, вице-председатель Всеславянского
Комитета Божидар Масларич, глава Югослав-

ской Военной Миссии в СССР генерал-леи-.

танант Терзич, г. Симич, профессор Бел-

градского университета Павле Савяч, член
Всеславянского Комитета Велимир Влахо-
вич, дважды Герой Советского Союза. гене-
рал-майор Ковпак, известный польский учб-
ный профессор Ян Жолна, болгарская обще-
ственная деятельника Стэлла Благоева и др.

С речью на’ приёме выступил предсела-
тель Всеславянского Комитета генерал-лей-
тенант А. Гундоров. =

В заключение был лан большой концерт
силами московских артистов. В концерте
принял участие артист театра Народного
Освобождения на Налич, исполнив-

if Маршале Тито.
ший поэму о Мар auto),

Донбасс. Юге

Крупнейшая na
менная печь № 2 Макеевского завода
им. Кирова, восстановленная 21 июля,
перевыполняет план. На снимке: на-

до-

чальник цеха И. К. Котов и знатный
донбассовец, депутат Верховного Со-
вета УССР обер-мастер И. Г. Коробов.

Фото Р. Лагранжа.

Со всех концов
страны

Or корреспондентов
«Правды» и ТАСС

’
Восстановление предприятий
лёгкой промышленности Украины

В текущем году? на Украине вступят в
строй 64 восстановленных предприятия лег-
кой промышленности. В Киеве, Харькове,
Полтаве; Кременчуге и других городах
отстраиваются разрушенные немцами ко-
жевенные заводы. Начинают работать две
et bis фабрики в Киеве, расширяется
обувноё производство в’ Харькове, Артё-
мовске и Днепропетровске.

Большие восстановительные работы ве-
дутся сейчас на швейных и трикотажных
фабриках. 13 шзейных фабрик уже в этом
году начнут массовый выпуск одежды и
белья. Около 8 миллионов пар чулок. из-
готовит чулочная фабрика в Харькове.

Высокая добыча угля в Понбассе
’Горняки Донбасса отметили годовщину
освобождения всесоюзной кочегарки OT
немецких оккупантов высокой добычей уг-
ля. 8 сентября суточное задание по всему
бассейну перевыполнено на 28,9 процента.
На-гора дополнительно выданы десятки
тысяч тонн топлива.

Комбинат. «Сталинуголь» выполнил су-
точный план на 138,4 процента, «Ворощи-
ловградуголь» — на 130,3 процента, «Ро-
стовуголь» — на 105,4 процента.

Пуск мартена на Кировском зазоде
ЛЕНИНГРАД. Мартеновский цех Киров-
ского завода одержал новую крупную
победу: после трёхлетнего перерыва BCTY-
пила в строй ещё одна сталеплавильная
печь. На подготовке печи к пуску особо
отличился старейший  производственник
завода 70-летний мастер Абразумов.

Награждение учёных Президиумом
Верховного Созета Казахской ССВ
АЛМА-АТА. Президиум Верховного Со-

вета Казахской ССР наградил большую груп-

пу ученых за выдающиеся научные заслуги.
7 учёным присвоено почётное звание заслу-
женного деятеля науки Казахской ССР. Сре-
ди них — 4 выдающихся геолога.
`Член-корреспондент Академии наук
СССР лауреат Сталинской премии Каныш
Имантаевич Сатпаев посвятил много тру-
да проблеме Большого Джезказгана, выяв-
лению его огромной рудной базы. Уже во
время войны Сатпаев открыл огромные за-
пасы железных и других руд. _

Рамазан Асланбекович Борукаев за 20
лет работы в Казахстане открыл богатое
медное месторождение.

Михаил Петрович Русаков выявил мед-
ные порфировые рулы Коунрада; на основе
которых построен Балхашский медный ги-
гант. Из 200 научных трудов Русакова 50
посвящены Казахстану.

Николай Григорьевич Кассеин изучает
недра республики более 30 лет, воспитал
целую плеяду казахстанских геологов.

Выставка художников Армении’
ЕРЕВАН, За годы Отечественной войны
больших творческих успехов добилось изо-
бразительное искусство Армении. Союз со-

ветских художников Армении’ организовал  -

шесть выставок. Недавно Ереване
была организована итоговая выставка,
показавшая высокий профессиональный
уровень выставленных работ.

В половине сентября в Москве, в Третья-
ковской галлерее, откроется выставка работ
художников Армении. В выставке примут
участие свыше 60 художников и скульп-
торов Армении, будут экспонированы луч-
ние, отобранные жюри произведения, чис-
лом до 500, среди которых около 200 картин
маслом, около 250 графических, остальные—
скульптурные. работы.

В 2

Сбор винограда

ОДЕССА. Виноград созрел. Он появился
на рынке, в столовых и продовольственных
магазинах Одессы, Колхозы и совхозы

} вдохнули запах ролной земли — пахнуло

`Гма не было!

области начали сбор винограда. Они сумели.

вырастить неплохой урожай, несмотря на
то, что оккупанты“ нанесли большой ущерб
виноградным плантациям. }

В совхозе имени Ульянова, виноградник
которого занимает 125 ‘гектаров, рабочие
снимают по три тонны, а на отдельных уча-
стках по 5 тонн винограда с гектара. В дни
оккупации немцы и румыны не. обращали
внимания на агротехнику виноградарства

в этом совхозе, варварски относились к на-

саждениям, уничтожали их. Старые кадры
совхоза — женщины, трудом которых был
создан виноградник, всячески старались
спасти его. Звеньевая Надежда Костин-
ская, например, сберегла 91 тыс. саженцев.
Коллектив совхоза приступил к уборке
урожая.

м

«Чайка» в Камерном театре

Вчера Камерный театр’ впервые после
открытия сезона вновь показал спектакль-
концерт «Чайка». Спектакль этот, подго-
товленный театром к чеховским ‘дням, хо-
рсшо поставлен народным’ артистом рес-
публики А. Таировым. Он идет в сукнах,
актеры играют без грима, текст дан с со-
кращениями,— и однако зрители забывают
0б. этом. Актеры сумели проникновенно
прочитать пьесу ‘великого русского -драма-
турга. Особенно выделяется талантливая
игра народной артистки республики
А. Коонен (Нина Заречная). )

Борис ГОРБАТОВ

г

Товарищ! =.

Где ты дерешься сейчас? На Карпатах, в
Румынии, под Варшавой?

Ровно год назад шли мы 6 тобой по до-
нецкой земле. За Миусом синели курганы,
тлел опаленный ковыль на «Саурмогиле»,
и степь после боя тяжко дышала, как утом-
ленный конь.— сизый пар колыхалея нал
нею,

Ты сказал мне, показывая за Мяус на
терриконы:
— Вот

пахнет...   :

Я отвел от тебя глаза и тихо ответил:

— Нет. Чуешь? Больше не пахнет Лон-
басом... у

И тогда

мы и дома. Чуешь? Донбаесом

мы 06а жално. нетерпеливо
разторяченной стелью, сухою травой, пы-
лью, медовым клевером, чебреном, готь-

вой полынью... Только запахов угля и ды-

Мы стояли с тобой на кургане, а перех
нами, как многотрубный ‘пароход, лежал
Донбасс. Ни одна труба не лымила!

Говорят, в те дни, как никогда, был чист
воздух Донбасса — да только нам с тобою
этим «чистым» воздухом дышать было не-
вмоготу! —

Небо без кучерявых заводских хымков,—
разве ж это небо Донбасса? Степной ветер
без терлкого запаха кокса, — разве ж это
ветер Донбасса? Ночь без зарева плавок?
Утро без петухов и гудков? День без тро-
хота молотов, шипения пара, крика «ку-
кушек»? Тихий Донбасс, — разве ж это
Донбасс? :

Тотько с терриконов да шлаковых отва-
лов, как и прежде, подымалась к нам бу-
ро-рыжая пыль. Пыль былой добычи, бы-
Лой славы...

Мы прошли с тобой в те восемь дней
весь Донбасс. Краматорек, Горловка, Ма-
кеевка, Сталино, Мариуполь... Кладбище
городов и заводов... Лагерь уничтожения
человеческого труда.

Товарищ! :

Для нас с тобой завод, шахта, домна ни-
когда не были мертвым, неодушевленным
созланпием. Каждый заводекой гудок имел
свой особый голос, каждый AMOR — свой
роечерк в небе, каждая ломна — свеи ка-
призы, каждый «мартын» — свой харак-
тер, каждый угольный пласт — св06 имя
H свою «струю», каждый зазол — свое
ЛИЦО, сулёбу и особенноеть. Выли заводы
Брасивые и некрасивые, веселые и сум-
рачные, чопорные и разухабистые; были
пласты тощие и толстые; хитрые и про-
стодушные, крепкие «алмазы» и танцую-
щие «мазурки», точные «арптинки» и за-
путанные «нпиканоры»... Каждая балка на
заводе, каждый обашл в штреке были
тебе знакомы и дороги. В них вложен труд.
Твой, твоего отца или твоего деда.

И вот — нет ничето... Горы изуролован-
ного металла. Врюк разрушенного мосто-
вого крана сиротливо болтается над руи-
нами...

Мы много с тобой слез видели, товарищ,
эти годы, — и детских, и девичьих. и ба-
бъих слез. Здесь, в Донбассе, год назад мы
увители, как. плачут шахтеры.

Страшные это слезы, товариш!.

..Ты расстался с Донбаесом на поле боя.
Так прощаются с тяжко раненым другом.
Смотришь, как уносят его санитары, про-
вожаешь долгим вздохом: выживет ли? —
и, смахнув слезу, снова бросаешься в огонь.

Так и ты на поле боя простился с тяж-
во раненым Лонбассом; Посмотрел в послел-
ний раз на бездыханные трубы, вздохнул и
к битому стеклу улицы Артема пошел
велед за танками дальше, на запад —
метить за Донбасс.

т il
° Товарищ!

Два года ты гонишь немцев..Двз года
ты идешь по обугленной, растерзанной,
разоренной земле. Ты видишь, как горят
заволы, и никогда — как они дымят.

Что там делается, за твоей спиной, на
освобожденной тобою земле, — TOTO ты He
видишь. Ты уносишь < собой в новый бой
запах гари и горя. И новый зарял ярости.

Котда три гола видишь, как падают сруб-
ленные снарядами сосны, трулно поверить,
что где-то из таких же сосен делают кора-
бельные мачты. :

Ты сказал мне как-то:

— Небось в Донбассе все теперь бурья-
ном заросло...

— Нет. Почему же? Восстанавливают.

— Ето? —грустно усмехнулся ты.—
Рабочие руки воюют. Или пушки на
Урале льют. Her, Донбасс — это послево-
енное дело. Это нас ждет. Вот отвоюем-
ел, прилем на пепелище, будем строить...

— А хотелось бы в новый дом прит-
ти? — засмеялея я..

— Да’уж не трех солдату... Новый не
новый, а все-таки... :

. hak W TH, A Trot He Ona B lomdacce. Как.
п ты, унес я тогда Ha запад-—как рану—
горькую память о мертвом доме.

А сейчас — не ро сне, вправду — стою
на донецкой земле, гляжу не нагляжусь на
родную степь, дышу не надышусь ee
дыханием.

И выесте. с тягучими запахами клевера и
гречипеного ‘меда, вместе 6 горькой по-
лынью и териким чебрецом приходит ко
мне знакомый запах. Запах победы.

Мы с тобой знаем, товарищ, как победа
пахнет. Она пахнет... дымом. Пороховой
дым — там, фабричный — здесь. Нет, ты
понял менял, товариш? В” Донбассе снова
пахнет коксом, углем ий дымом!

Пусть не все еще гудки поют поутру в
Донбассе, пусть не всё трубы дымят, пусть
разрушенного еще больше, чем вылеченно-
№, но дымок вьется сегодня над каждым —
каждым !-— заводом, над кажлою шахтою.

Сноза по ‘зеленым балочкам Горловки
бродят, щитают траву задумчивые козы —
«крупный рогатый скот» шахтера. Снова в
горячих цехах Макеевки пьют мастера под-
соленную сельтерскую волу и крякают в
усы: эх, жаль фе водка! Снова в Констан-
тиновке цепляются за бегущий трамвай
мальчишки, и милиционер-девушка напрас-
HO дует в свисток.

И маляры в розовый ‘колер разделывают
фасады домов на Улице Артема в Сталино
и протирают стекла до блеска. Стекла, пе-
лые стёкла, товарищ, на улице, где — пом-
нишь! — не было ни одного целого дома!

А местные люди суетливо пробегают“ ми-
мо и не удивляются. — привыкли, да и не-
досуг.

Талько я один стою, изумленно разинув
рот, и спраливаю, как и ты бы спросил:

Foo спус

Письмо товарищу

— Вто? Кто все это делавт? Откуда ру-
RH, люли, материалы?

Ш

Topapum!

Помнишь дороги 1941 года?

Тюдекое море вышло из берегов и зато-
пило большаки. Шли шахтеры с котомками
за плечами. Шли строителя целыми треста-
ми, как раньше артелями. Шли мальчинт-
ки-ремесленники. Бабы устало гнали
стада. Доилня коров прямо Ha дорогу, в
пыль.

Люди шли на восток...

Мулрая и сильная. рува направляла и
хвигала их. Й эти эшелоны, и этих людей,
й усталуто бабу со сталом. :

Строители, шахтеры, металлурги юта
пронесля HA BOCTOK свои ‘золотые руки,
свою рабочую славу. Там, в таежных деб-

рях, на Урале, на Амуре, в Сибири, обрели

эни опыт военного труда, дерзость, размах,
вкус к риску.

Я встретил в Макеевке Арсения Василь-
евича Тищенко, инженера-строителя.
своем веку он немало доменных цехов воз
ДВИГ На ЮГ.

В лни войны он принлыл пароходом в

Чусовой вместе с рабочими, их семьями и
материалами: строить ломну. Чуть не на
берегу его ‘яростно встретил зам. нарком-

строя Павел Юдин.

— На пароходе плывешь? — загремел

Юлин,—- на пароходе?

Тищенко недоуменно посмотрел на него.
На самолете нало летать в военное
время! ‘Сколько дней потерял! Вот тебе
график, смотри: через пять-шесть меся-
цев пустинть omy.

Тищенко растерялся. Тщетно ховазывал
он, что ни за пять, ни за восемь месяцев
никто домен не строил ни в Америке, ни
даже «у нас в Донбассе». : Е

Поможем!
И Тищенко пустил домну на Чусовом че-
рез шесть месяцев после этого разговора.
“Ты б поговорил с ним и с ето орлами,
товарищ! Они восстанавливают сейчас Ма-
кеевку. Разве этих людей удивишь темпа-
ми, испутаеть трудностями? Они только
усмехаются: то ли было там, в тайге!

Снова двинулись по порогах омелоны и
люти. Мудрая и сильная рука продолжает
чвигать лю\скими массивами. Война всех
поставила на колеса. Со всех коннов Укра-
ины и Белоруссии едет молодежь строить
Донбасс. :

Этих девчат в вышитых петухами с0роч-
ках; этих синеглазых хленцев в пиджачках
ве по росту ты ветречал недавно, товарищ,
на Черниговшине, на Волыни, на Подолии.
Они выносили тебе на дорогу молоко в 0б-
ливных глечиках и холодную колодезную
воду. Ты, лонецкий парень, принес им осво-
бождение и жизнь. Сейчас они елут восета-
павливать жизнь в твоем Лонбассе.

Они едут с песнями тягучими, деревен-
скини, с бабушкиными сунхучками и пе-
чеными коржичками, с тайной тревогой.
Они никогта; раньше ‘не уезжали из родной
хаты. ни никогда не видели заводов. Они
еще не умеют строить.

Их научат! К ним поиставят” знамени-
THX донбассовских мастеров. Те ‘будут
учить так: приведут строить баню. Через
месяц — два и баня будет готова. и левча-
TA станут каментиками, плотниками, шту-
катурами. Студенты строительного техни-
кума здесь начинают свою учебу с восста-
новления техникума. Люли учатся труду в
труте.

Что говорить, товарищ! Нехватает лю-
дей в Донбассе. Но злесь, как на войне, гово-
рят: не числом, а уменьем. И то, что дела-
ти раньше тридцать, келают теперь три.

IV

Сейчас в Донбассе убирают урожай, то-
варищ. Урожай горячего, бессонного рабо-
чего года. Только и слышишь вокруг себя:
сегодня пускают шахту в Горловке, задува-
ют печь в Енакиеве, дают первый «тол-
yoR» турбинам в Мариуполе и Макеевке...

Урожай! Богатый урожай!
Когда ходишь здесь по заводу — в Маке-
евте, например, — тебе рассказывают: ; _
— Этот цех. лежал вабоку— мы ето

выправили. Этого здания не было— вместо
него была гора, завала высотою в 30 метров.
Тот, кто не видел разрушенного Донбас-
са, не поймет и не поверит.

Мы с тобой видели.

И страшные горы’ завалов. видели. И
скособочившиеся цехи. HW дломны, из кото-
рых, как куски живого лгяса, были вырваны
горны... 53

Crpanmo было бродить в те лни среди
Этого железного хаоса: Как, чем они  дер-
жатся, эти нависшие над головой железные
балки, эти разорванные краны, эти качаю-
щиеся балтни, эти обломки крыш, стен, ко-
лонн? —

— Привычкой держатся, —= смеясь, 0б’-
яснил нам инженер Биллим.

инженер с молоточками на фуражке, он бы
сказал: все надо снести, расчистить и на
толом месте строить заново.

А макеевские инженеры выемеяли бы
его. Они горлятся тем, что все, что было
пригодно к жизни на разрушенном заводе,
они спасли и вылечили.

‚ Здесь не  веегда ‘говорят: «Воостано-
вить». Здесь часто говорят: «Вылечить».
И онн лечили раненый завод, как лоб-
рые. и умные доктора. Ампутировали мерт-
вые конечности, выпрямляли живые, дела-
ли протезы, бетонные бантажи, подводили
опоры, утолщали перекрытия. В «полевом
лазарете» —в  похолных
лечили. металлоконструкции, заботливо из-
влеченные из завалов. Правили металл,
подрезали, клепали, наваривали, стива-
ли... и снова пускали жить.

Как всякие подлинные хирурги, они. не

ции. невиданные и неслыханные в старой
технике. Они верили в свой руки и в свой
военный опыт. Они звали: время требует!
Они подняли лежавшую набоку стену
газоочистки в пять пней. Просто подняли
целиком. вместе с кирпичным заполнением
ий железобетонным перекрытием. Они реши-
ли не демонтировать котлы на Коксохиме,
под которыми немны взорвали фундаменты,
а поднять их домкратами. И пока строите-
ли заливали в фундаменты бетон, — в «ви-
сячих» котлах над ними трудились мон-
тажники.

На

Гичего, пустишь!-—еказал Юдин.—

подняли. Эта домна перекосилась — мы ве.

Ели бы пришел в те дни сюда старый.

мастерских —

боялись риска. Они шли на Дерзкие опера-

И
fy Fist

Злесь это называют «укрупненным мон-
тажем». Тебе не кажется, товарищ, это по-

хожим на «массированный огонь»?

Строители научились поднимать и пере-
двигать огромные массы металла. Они под-
няли обрушивигийся на рудный двор грей-
ферный кран-гигант в 400 тонн’ весом.
Они подняли его и поставили. У крана не
было ноги. Они ее сделали. Фни могут пох-
HATS своими гидродомкратами все; что
угодно. Хоть весь завод. =

— Только дайте мне точЕх опоры!-—
говорит Биллим.

В здании центральной электровоздухо-
дувной станции было трудно найти точку
опоры. Собственно, здания не было. Была
гора железного хаоса в 29 тысяч тонн.
Уцелел. только клочок бетона. Небольшой
клочок перекрытия, опирающийся ‘на ко-
лонну. Он и стал пламдавмом пля наступ-
ления монтажников.

Bor так же, как мы с тобой, товарин,
уцепивигиеь за клочок правого берега, пе-
ретаскиваем полетоньку свою технику для
удара, так и монтажники подняли на вы-
соту тридцати метров — на свой плац-
дарм — деррик и ринулись в OOH.

Дерряк потащил перед собой металличе-
скую колонну. Поставил. Перешагнул ee.
Й понес новую колонну дальше. А внизу
копонтились люди. `В одном месте еше pas-
бирали завал, в друтом уже бетонировали
фунламент, в третьем мовтировали воздухо-
тувку. Работали волопровохчики, электро-
сварщики. штукатуры... Работали споро,
Чростно, лихо, ках только советские люди
умеют работать.

Ты знаешь, товарищ, что такое азарт
боя. Когда смерть на смерть и ветер в уши,
п винтоРка горит в руках.

Ну, а это — азарт труда.

Так еще никогда не работали!

У

Но я хочу тебе все-таки расевазать о
полелеповатых окопах, товарищ.
`: Их можно заметить в восстановленных в
прептом голу домах. Большое окно затану-
TO кирпичом, как бельмом, и только в угол-
ку, как пугливый зрачок, кусочек стекла.

На эти подслеповатые окна невесело
смотреть. Точно сама нужда глядит на тебя
своими бельмами. Нет стекла. Нет леса для
оконных. рам. Война.

Да, война. (Нет стекла, нет леса, нет

кирпича. И все-таки... все-таки люди не
хотят мириться © потслеповатыми окотика-
ми. Они He хотят восстанавливать свою
жизнь врохами, нищенски, временно, кое-
как. Эни не хотят жить в занлатанных 2-
мах, работать в цехах-инвалилах.
г Народ-победитель хочет и мажет восста-
ROBHTE свою мирную жизнь на прочных,
богатых и красивых устоях, мы это .зара-
ботали своей кровью.

И это самое радостное из того, что я вн-
тел здесь. Ты вернешься, товзрищ, домой,
посмотришь на’ вылеченные цехи и He
назовешь их инвалидами. Они стали
куда прочнее, належнее, словно горе, огонь
и смерть закалили их. Честное слове, они
Tame похорошели, на мой глаз! j
“ fl xorex On, wrodst ты был сейчас со
мной B .Mapnynoxe, Topapum. Tomname
красавицу «Азовсталь» — завод на м00е?
Мы видели ее с тобой и в дни ее величия, .
ив её горькие лни. Пожалуй, этому заводу
немцы навредили больше всего. И все-таки...

Ты помнишь старую электростанцию?
Ее строили три года. Немпы разрутиля. ее
в один день. И на развалинах ee мари-
упольские строители выстроили новую в
шесть месяцев.

Она стала лучше, выше, просторнее и
красивее старой станции, товарищ! Строи-
тели приняли. в расчет все что раньше бы-

ло плохим и неухобным. Они сказали себе:

жить после войны и работать после войны
нахо луче, чем жили и работали раньше.

Они поставили котел не в 90 тонн па-
ра, как раньше, ав 130 тонн. Пристроили
подстанцию собственных нужд -—— ее равь-
ше не было. Пристроили новые бетонные
помещения: столовую, мастерские, контору.

Вместе с6 старым строителем Александ-
ром Павловичем Поборчим, выроситим здесь,
на «Азовстали», ходили мы по заводу, и
всюду видел я, как люди с азартом, с тру-
довым пафосом осуществляли свою мечту о
лучшей жизни. т Е

Й, глядя на зияющие в цехах раны, ду-

мал я: что ж, обеднели мы в результате

войны и разрушений? Нет. Богаче стали.
Человеческой силой своей, опытом и уме-
нием. : :

Мы ‘стояли с Поборчим на хомне номер
четыре — крупнейшей в Донбассе. Взо-
рванная немцами, она на три метра провали-
лась в горно.

— Мы ес думаем полнять...— негромко
сказал мне Поборчий.
-— То-ёстЕ как поднять?—= не понял я:

— Ла так. Очень проето.-— об’яснил
вн.— Подведем домкратики и того... подни-
мем... чуть передвинем н установим... _
Сколько же она весит?—закричал я.
— Больше тысячи тонн.
Ты помнишь бак на мартене в Макеевке,

товарищ?

Он и сейчас цел. Словно нарочно: Для
истории. Тогда ‘мы с тобой считали чулом

‘техники и победой смелого риска полем

этого бака на башню. Он весил около хвух-
сот тонн.
А тут...
Подымот ли домну Поборчий свонии
«домкратиками»?
— Отчего же не поднять! Разве не су-
умели енакиевны в кратчайший срок воз-
двигнуть шедевр техники — единственную

ee

=  в’ (01036 металлическую. угольную батню-

красавицу? Разве, рискнув стройть бетон=
ную башню без строительных лесов, неё по-
белили макеевцы? Они вмервые применили
подвижную опалубку и выстроили сорока-
трехметровую башню в 25 дней вместо
шести месяцев. ;

Было ли это петурмом? Нет, тут авралить
было нельзя. Перекосишь ‘базнню. Это был
«конвейер бетона». Движушаяся вверх
опалубка создавала рабочий темп, от кото=
рого никто уж отстать не мог: ни штукату-
ры на своих подвесных люльках, ни камен-
щики на струнных лесах.

Нет, товариц. добив немца, ты вернешь-
ся не на пепелище! Ты вернешься в Дон-
басс, охваченный радостной и лружной
стройкой. Тебе: дадут место? на стрезтель-
ных лесах, и_ ты, засучив рукава, булешь
строить новый Донбассе. Он будет еще луч-

ше, богаче и красивее старого!

Разве не за это мы © тобой деремея сей-

час, товариш, на Карпатах, в Румынии,

под Варшавой?
Донбасс, сентябрь 1944 г.