Е Е ЕЕ И ЕЕ ЕЕ ЕЕ ЕЕ Е ЕЕ ИЕ ЕЕ ЕЕ

Ютославию

Лунная ночь. Над землёй стелется лёгкий
туман. Линию фронта мы узнали, когда к
нашему бомбардировщику полетели враже-
ские трассирующие пули и снаряды.

Самолёт подбрасывало волнами разрывов,

но он шёл вперёд. То камнем падал он вниз,
то бросался в сторону, то вновь набирал вы-
соту и мчалея вперёд к героической стра-
не — Югославии.

Тётчик везёт в страну родного по духу,
по борьбе народа лвух кинооператоров, ко-
торые должны показать на киноплёнке с0-
ветским людям боевые подвиги югославских
матриотов.

Земля лалеко. Вверху звездное небо и лу-
на. Внизу только чёрная мгла.

Но вот и Югославия. Мы внезапно оказа-
лись нал горами. Сколько их!..

При фосфорическом свете приборов в са-
молёте мы видели напряжённое лицо лёт-
чика. Он вглядывался в ночную перспекти-
ву гор, чем-то напоминающую фантаетиче-
ский лунный ландшафт, лавировал срели
высот, вёл самолёт по глубоким ущельям,
высматривая заветный сигнал югославских
партизан. =

Огни костров мы увидели на небольпюй
полянке среди высоких гор, как в блюдце.
Самолёт кружит среди высот и, наконец,
резко снижается, сбавляя максимально ско-
рость. .

Вниз полетели шесть мешков © киноплён-
кой и аппаратурой, прикреплённых к гру-
зовым парашютам, вслед за ними“ прыгнули
операторы. Мой парашют раскрылся мгно-
венно. Нал головой белый шёлковый купол,
на стропах плавно раскачивается тело. Там,
внизу, ждут люди. юли-герои. Я не выдер-
живаю и кричу:

— Привет югославам!

Я знаю, что в ночной тишине в горах
мой голос слышен далеко. Я не вижу людей,
но знаю. что их здесь много и они слышат
меня.

Земля приближалась. Вот ноги коснулись
её, югославской земли. Сильный ветер, я
спешу отетегнуть парашют. В этот момент
две фигуры появились из-за камня. Они на-
правили в мою сторону лула винтовок.

— Я русский! -— крикнул я, и мгновен-
но два югослава кинулись ко мне с распро-
стёртыми об’ятиями. ‘

Мы встретились. как родные братья.

Я узнал, что одного из них, партизана
лет 40—42 в пилотке с пятиконечной зве-
здой, зовут Ёван. :

Пилотку. как форму  Народно-оевободи-
тельной армии Югославии, ввёл маршал Ти-
то, и в армии пилотку называют титовекой.
На ногах у Ёвана была напиональная чер-
ногорская обувь: туфли из воловьей шкуры,
опанцы. они легкие и улобны при длитель-
ных горных перехолах.

Обнявиись, мы идём с Ёваном к костру.

В воздухе реют советские самолёты.

Люди у костра встречают меня с крика-
ми восторга.

— Русский, русский! — кричат парти-
заны. — Привет Красной Армии! Привет
Сталину!

Они усадили меня к костру.

У костра сидел человек. Его имя Миро
Кристоич. Он среднего роста, крепкий, с
сильным, мужественным лицом. Вогда он
говорит о враге, брови его сползают Ha
глаза, на лице ходят мускулы, ненависть
сквозит в каждой черте. Это лицо светлеет
при первом упоминании о маршале Тито,
оно становится добрым и приветливым.

Он говорит на сербском языке, но этот
язык понятен каждому русскому.

— Я держу винтовку, — говорит Миро
Кристоич, — три года. Я не выпущу её,
пока не будет убит последний фашист.
Немны убили у меня двух сыновей, сожгли
дом. Но у меня есть родина. Я, бывший
офицер регулярной югославской армии, су-
мею отомстить врагу... Спасибо Советскому
Союзу за помощь.

Он показал в сторону реющих в воздухе
советских самолетов.

Они заканчивали свою работу. Мотор
последней машины умолк в ночной типгине,
как в воздухе вновь послышался рокот.

Это звук не советского самолёта. Все об-
ратились в слух. Среди стихших голосов
партизанка Десса сказала:

— Англичане.

{я я

Прошло не менее часа с тех пор, как я
благополучно приземлился, а моего коллеги
Муромцева всё нет. Я начал волноваться.
Вокруг скалистые горы, леса...

Я поделилея своим опасением е парти-
занами. Комиссар отряда выслал несколь-
ких партизан на розыски.

Партизанка Десса, красивая лет 23—25
девушка, у которой шрам на виске ни--
сколько не отнял красоты, задумчиво си-
дела у костра, рассматривая что-то в пла-
мени.

Она участвовала в боях с четниками и
была ранена. Пять пуль врезались в её
тело, но она прололжала сопротивляться и,
убив двух четников, ушла окровавленная
с поля боя. \

— Нас много, — говорит она. — Вы
увихите в наших рядах не только сербов,
хорватов и еловенов. Вы увидите и италь-
янцев. Дивизия «Венепия» была послана
немцами как карательная дивизия против
югославских партизан. Итальянцы репгили
не выступать против нас и сдались в плен.
Теперь эта дивизия носит имя Гарибальди
и воюет вместе е нами против немцев и
прочих наших врагов.

У нас есть генерал Пеко. Налг герой. Он
внезапно напал на город Колалин, уничто-
жил немцев, итальянцев, четников. В Ко-
лалпине мы захватили пушки, 200 автомо-
билей, винтовки, гранаты, головой запас
проловольствия и прочие трофеи.

Мы помним погибших героев. Они про-
славили Ham народ. Якову Остоич было
75 лет. У него было кремневое ружье и
старый пистолет. Когла немцы вошли в
его село, он бежал в горы. Немцы . чре-
следовали его, как стая борзых собак.
уврылея в камнях, у него не было уже
сил бежать. Старческие ноги отказыва-
лись повиноваться... Когла немцы и чет-
ники голошли к нему близко, он открыл
огонь. Олин против  лвалцати. Он убил
семетых. Его изрубили на куски.

Мы ширим налту свободную территорию.
Враг слелал семь попыток уничтожить
нас. Мы отрубаем ему руки. Мы побе-
хим. Черногорцы,. югославы we станут на
колени. ;

Здесь же, у костра, черногорец. За поя-
сом старый курковый пистолет и граната.
На голове черногорская капа (тюбетейка).
Куртка украшена медными бляхами,

Черногорец секазал:=— Мы, черногорцы,
как и руеские, будем убивать врагов. На-
ша Югославия будет свободной... Нас свя-
зывает с русскими пятисотлетняя друж-
ба. Мы много перенесли испытаний вме-
сте, но мы всегда побеждали — и 1п0бе-
хим теперь.

Зарево костра играло строгими тенями
на ето лице.

Да, они побелят.

В отряде меня позвали к полевому те-
лефону. Я могу разговаривать непосрел-
ственно © советской миссией. Во время
разговора врываелея третий голос. Это Му-
ромпев. Веё в порядке. Он приземлился ©
паратютом недалеко от села Н. Населе-
ние приняло его так же восторженно, и
тю телефону из села он нашел меня.

Завтра мы начнем налгу работу — Sy-
дем снимать эпизоды борьбы ютославеко-
то народа за свою независимость под ру-
ководетвом маршала Тито.

Кинооператор В. ЕШУРИН.
Югославия.

НОВЫЕ

Государственным издательством художе-
ственной литературы выпущен ряд новых
КНИГ.

Генрих Гейне. «О пруссачестве» (стр.
114, тираж 25.000 экз., цена 4 р.). В со-
бранных здесь стихотворениях и прозаи-
ческих отрывках Гейке обрушивается’ на
мракобесов и филистеров — правителей
Германии середины прошлого века и их
прислужников. То веселой, остроумной
шуткой, то едким сарказмом звучат его
строки, бичующие тупое, самодовольное
пруссачество.

В сборник народных песен и дум УК-
раины «Украина непокоренная» (переводы
Надежды Белинович, стр. 64, тираж 10.000
экз., цена 2 р.) вошли энические и лири-
ческие песни, а также стихи украинских
поэтов, близкие по духу к фольклорным
произведениям. Через весь сборбик прохо-
дит мотив о непокоренном украинском на-
роде, о неугасимой его воле к победе, ве-
ре в великого Сталина, вдохновлявшей ук-
раинский народ на борьбу в самые тя-
желые дни:

„Лишь надеждой единой
Я в печали согрета:
Вижу над Украиной
Заряницу рассвета.

RHYTHM

Сталин, Сталин могучий,
Заряница над тучей,
Он надежда святая
Полоненного края.

Издана поэма Веры Инбер &Пулковский
меридиан», написанная поэтессой в осаж-
денном Ленинграде в период октябрь
1941 года — ноябрь 1943 года. (Стр. 40,
тираж 25.000 экз., цена 1 р. 50 коп.).

Книгу избравных произведений Федора
Гладкова (стр. 310, тираж 25.000 экз., це-
на Эр.) составили известная повесть «Це-
мент» и два произведения писателя, напи-
санные в период Отечественной войны. В
одном ‘из них — «Боец Назар Суслов» (Из
записей раненого политрука) рассказывает-
ся о боевых днях
бойца, в другом — «Мать» — о тружениках
советского тыла: героиня повести — мать
замученной фашистами партизакки Сони,
пожилая советская учительница.

Вышел также сборник «Сказания о нар-
тах» (стр. 80, тираж 10.000 экз., цена
4 р.). В него включены лишь некоторые
сказания о героях-нартах, прославляющих
родной народ своими подвигами, однако
он дает ясное представление о характере
осетинского эпоса, воспевающего бебпре-
дельную храбрость в бою и благородкую
любовь нартов к искусству.:

Выставка к годовщине

освобождения Донбасса
СТАЛИНО. На Театральной площади и
улице Артема в городе Сталино оборудована
обширная выставка, посвяшенная годовщине
освобождения Донбасса. Множество плака-
тов, картин, диаграмм, фотоснимков и маке-
тов рассказывает об огромном, ущербе, на-
несенном немецкими оккупантами промы-
шленности и сельскому хозяйству Донбасса,
а также о большом об’еме выполненных в

течение года восстановительных работ.

На выставке экспонируется также много-
образная продукция, выращенная в подсоб-
ных хозяйствах заводов и угольных трестов.

Подарок ивановцев Донбассу

ИВАНОВО. Лесозаготовители Ивановской
области к годовщине освобождения Дон-
басса отправили донецким шахтерам в пода-
рок два внеплановых эшелона крепежного
лесоматериала.

350 концертов в колхозах

КРАСНОДАР. 8 концертных бригад об-
служивают колхозников в разных районах
края. С начала уборки они дали в колхоз-
ных клубах и на полевых станах 350, кон-

пертов. В составе концертных бригад —
певцы, танцоры, баянисты, бандуристы,
рассказчики.

Победа футболистов «Спартака»

На стадионе «Динамо» в воскресенье
встретились комаеды мастеров «Спартака»
и <«Горпедо». В первом круге розыгрыша
приза Московского городского комитета
по делам физкультуры и спорта, закон-
чившегося неделю назад, «Спартак» на-
брал 11 очков, а «Торпедо» — 10, заняв
второе и третье места.

Игра началась стремительной атакой
спартаковцев. Однако команда «Торпедо»
быстро перехватила инициативу. Уже на
десятой минуте торпедовец Г. Жарков точ-
ным ударом с 25 метров открыл счёт. Иг-

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 49. Ленинградское птоссе, улаца «Правды»,
д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-59; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы н искусства — Д 3-

62286,

ра приняла острый характер. Почти весь
первый тайм торпедовцы господствовали
на поле противника. Во втором тайме они
явно ослабили темп, зато спартаковцы за-
метно его усилили. Через 12 минут после
качала тайма спаргаковец Малинин эф-
фектным ударом сквитал счет. Еще через
две минуты защита «Тортедо» допустила
ошибку и сама забила гол в собственные
ворота.

Таким образом матч закончилея“со сче-
том 2:1 в пользу «Спартака».

рядового советского  .

ПРА

Состав нового

французского

кабинета

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство АФИ, национальное фран-
цузское радиовещание сообщило следую-
щий список члевов нового французского
кабинета:

Премьер-министр де Голль; министр без
портфеля Жанненэ; министр юстиции де
Ментон; министр иностранных дел Бидо;
министр внутренних дел Тиксье; военный
министр Дьетельм; морской министр Жа-
кино; министр авиации Тийон; министр
экономики Мандес-Франс; министр про-
мышленного производства Лакост; министр
земледелия Прижан; министр снабжения
Жакоби; министр здравоохранения Бийу;
министр труда Пароди; микистр народно-
гс Просвещения Капитан; министр инфор-
мации Этьенн; министр путей сообщения
Мейер; министр финансов ле Перк; ми-
нистр почт, телеграфа и телефона Лоран;
министр по делам Северной Африки Катру.

— О

Канадская газета осуждает
статью Буллита

ОТТАВА, 10 сентября. (ТАСС). Оттав-
ская газета «Ситизен» осуждает статью
Буллита, опубликованную в журнале
«Лайф», называя её «злонамеренным сооб-
шением, вдохновлённым, очевидно, связями
Буллита с реакционными элементами Ри-
ма... Оно полезно только Германии в момент

ее поражения».
—о-

Встреча Ганди с Джинной

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Как не-
редаёт агентство Рейтер из Бомбея, Ганди
прибыл туда для переговоров с председате-
т индийской мусульманской лиги Джин-
ной.

Во второй половине дня 9 сентября они
встретились в резиденции Джинны на Ма-
лабарском холме. Все подступы к холму
находились пол сильной охраной полиции,
и доступ туда разрешался только при пред’-
явлении специального пропуска.

Ганди и Джинна после трёхчасового со-
вещания заявили, что беседа носила откро-
венный и дружественный характер. Перего-
воры возобновятся 11 сентября.

с А

Напряжённая обстановка

в Дании
ГЕТЕБОРГ, 10 сентября. (ТАСС). Судя

ю поступающим сюда сообщениям, об-
становка в Дании становится всё более
напряжённой.

Газета «Сюдсвенска дагбладет» сообща-
ет: «В последние дни гестаповцы провели
по всей Дании облавы и задержали сотни
людей. Этими арестами гестапо не толь-

ко стремится задушить подпольное ABH

жение сопротивления, но, повидимому, хо-
чет также захватить побольше датчае в
качестве заложников. Было задержано
много людей, не имеющих никакого отно-
шения к подпольному движению, — чинов-
ников, политических деятелей, полицей-
ских и главным образом офицеров. Пат-
риоты рекомендовали всем датским офи-
церам переменить местожительство. В про-
винции задержано много члеков спортив-
ных организаций. Во многих случаях во
время облав происходили настоящие улич-
ные бои между гестаповцами и ‚датча-
нами. Обе стороны понесли довольно зна-
чительные потери».

«Гетеборге хандельстиднинг» пишет, что,
пс сообщению немецкой полиции в Дании,
6 сектября в центре Копенгагена произо-
шло вооружённое столкновение между
датчанами и немецкими полицейскими. При
перестрелке один немец был убит, другой
тяжело ранен. Датчане тоже потеряли од-
ного убитым и одного раненым.

Е 4

Диверсии в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 10 сентября. (ТАСС). По
сведениям, полученным из Осло, 31 августа
на острове Шуршэйа в Осло-фиорде произо-
шёл большой взрыв. На этом острове разме-
пались болыние немецкие военные склады,
которые строго охранялись.

Через два часа после взрыва в Шуршэйа
произошел другой взрыв огромной силы в
помешении личной охраны Квислинга в его
резиденции близ Осло. Модробности пока
неизвестны. 2

BAA

Be ee ee

Военные действия в Западной Ёвроп

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). `В опу-
бликованном сегодня сообщении штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«Союзные войска, очищая район побе-
режья Ла-Манша, добились значительных
успехов в секторе Берг, юго-восточнее
Дюнкерка. Восточнее части союзЕИКОВ
приближаются к Брюгге. К северу от Ант-
верпена войска союзников продолжают
продвигаться вперед. Расширение плацдар-
мов на канале Альберта продолжается,
несмотря на упорное сопротивление про-
тивника. Союзные войска продвинулись к
Кермпту (в 4 милях западнее Гассельта)
и к Нодувес-Мариль н Фолькс-ле-Кав в
секторе Тирлемон — Юи. Другие союзные
части, действующие восточеее и юго-во-
сточнее Льежа, продвинулись на расстоя-
ние 14 миль и вступили в Лимбург. После
продвижения через Арденнский лес к пунк-
там, расположенным ва расстоянии 15—
20 миль к востоку от Мааса, союзные
войска достигли окрестностей Сечт-Юбер.
Южнее союзные части вступили в Экувье
{восточнее Монмеди). Западный берег pe-
хи Мозель близ Помпея (в 6 милях к се-
веру от Нанси) очищен от противника.

Союзные войска продолжали смыкать
кольцо вокруг порта Брест, где враг ока-
зывает ожесточённое сопротивление.

В течение 9 сентября истребители и
истребители-бомбардировщики бомбили и
обстреливали из пулемётов транспорт, ком-
муникации и аэродромы противника в Гол-
ландии и Западной Гермакии. 9 вражеских
самолётов сбито в воздушных боях и
5 уничтожено на земле. Истребители-бом-
бардировщики снова атаковали артилле-
ийские позиции и укрепленные пункты в
нь Средние бомбардировщики совер-
шили налёт на такие же об’екты в БУу-
лони».

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). В со-
общении штаба вооружённых сил союзни-
ков на средиземноморском театре опера-
ций говорится:

«В Италии продолжались ожесточённые
бои в Адриатическом секторе. Части 8-й
армии снова продвинулись в горной мест-
носта и заняли деревню Джеммано, быв-
шую об’ектом упорных боёв на протяже-
нии поошлой недели.

В гористой местности между верхним
течением Арно и долиной Тибра икдий
ские части 8-й армин заняли несколько
важных высот, до сего времени находив-

шихся в руках врага. Севернее Флоренции
осуществлено большое продвижение иза-
няты важные высоты—Монте-Жиово, Мон-
те-Карозе ни Монте-Кальвана. В этом сек-
торе английские войска заняли господ-
ствующие позиции над долиной верхнего
течения реки Сиеве, западнее Флоренцин.
Американские патрули действовали север-
нее дороги Флоренция — Прато — Пиза,
находящейся сейчас полностью в руках

‘союзников.

Во Франции 7-я армия, несмотря на ome-
сточённое сопротивление ‘врага, снова зна-
чительно продвинулась вперёд на север по
ваправлению к Дижону и на северо-восток
вверх по долине реки Ду. Фразцузские
войска продвинулись на несколько кило-
метров в северном направлении после за-
HATHA ими Бома (западнее реки Соны).
Продвигаясь вверх по реке Ду, по на-
правлению к германской границе, амери-
канские войска очистили деревни Бом-ле-
Дам и Клерваль. Французские части до-
стигли Пон-де-Руад и Сент-Ипполит.
Бриансон снова очищен от. неприятельских
войск.

С начала кампании в Южной Франции
взято в плен 70 тысяч человек».

Бомбардировки кемецких промышленных
центров

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Штаб
американской авиации на европейском те-
ат операций сообщает, что более 1.100
«Летающих крепостей» и «Либерейтеров»
совернили днём 10 сектября налёг на Гер-
манию, подвергнув бомбардировке районы
Штутгарта, Нюрнберга и Ульма. Основны-
ми об’ектами атаки. явились авиационные,
танковые и автомобильные заводы.

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Как со-*

общило английское министерство авиации,
в ночь на 10 сентября бомбардировщики
«Ланкастер» совершили ожесточёнкый и
концентрированный налёт на Мюнхен-
Гладбах (в нескольких милях к юго-запа-
ду от Дуисбурга). Возникли большие по-
жары. Бомбардировке подвергся также
Брауншвейг.

Немецкие самолеты-снаряды в районе
Парижа
ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт из Парижа, что 8 сен-
тября в районе Парижа упали немецкие са-
молёты-снаряды. Было убито 4 и ранено 12
человек.

Действия французских отрядов

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). По со-
общению штаба генерала Кенига, француз-
ские внутренние вооружённые силы велут
бои в северной части департамента Ду. 6
и 7 сентября французские патриоты всту-
пили в города Иссудэн, Вьерзон, Меэн-

сюр-Иевр и Ла-Шарите на Луаре. Во вре-
мя боёв в верхнем течении уары было
взято в плен 500 немцев, в том числе 12
офицеров. Во время последних операций
в Арденнах убито 1.500 и взято в плен
300 немцев; Захвачены большие трофеи.

Бои в Югославии

Югославские войска освободили города Прокупле, Косьерич, Дуб,
Нова Варош, 3Кабляк, Гацко, Теслмч Е

ЖЕНЕВА, 10 сенгября. (ТАСС). Как пе-
редают из Югославии, верховный штаб
народно-освободительной армии Югославия
сообщаех, что в Сербии югославские ча-
сти прервали все важеейшие коммуника-
ции, ведущие на север, и очищают города
и сёла от оккупантов и их прислужников.
14-й сербокий корпус продолжает успеш-
ное наступление. В секторе Топлице занят
город Прокупле. Захвачены большие тро-
феи, в том числе 8 танков. Взяты пленные
ий среди них немецкий комендант города.
Южнее Ниша югославские части очистили
от противника весь район Бабичка Гора.
Западнее Моравы югославские войска за-
Hamu Косьерич и Дуб. Южеее занят го-
род Нова Варош.

В Македонии части народно-освободи-
тельной армии перерезали все дороги, ве-
дущие в Сербию. Немцы концентрируют
свои силы, рассчитывая прорваться на се-
вер.

В Черногория югославские части заняли

Жабляк и, продолжая развивать наступ-
ление, вышли на Левер-Гару.

В Герцеговине занят город Гацко. Ча-
сти народно-освободительной армии про-
должают преследовать противника в на-
правлекии Невесине. °

В Центральной Боснии части народно-
освободительной армии заняли город Тес-

лич.
В Словении парализовано движение на

всех коммукикациях противника. :

Радиостанция «Слободна Югославия» со-

общает, что в Сербии вспыхнуло широкое
восстание. Население массами уходит в
наролно-освободительную армию. В окку-
пированных районах Сербии формируются
новые партизанские отряды численностью
от 300 до 500 бойцов. Особевно большой
размах приняло народное восстание в Во-
сточной Сербии. В Восточной Боснии за
последние 2—3 дня создано несколько но-
вых крупных воинских частей. Большин-
ство шахтёров с рудников в Боре ушло в
народно-освободительную армию.

Война на Тихом океане

об’единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части Ти-
хого океана сообщает, что войска союзников
высадились на острове Супиори, севернее
бухты Геельвинк (Голландская Новая Гви-
нея). С высадкой войск союзников на этом
острове позиции союзников в бухте Геель-
винк еще больше укрепились.

КРЫСЛИНГИ С ТОНУЩЕГО КОРАБЛЯ

„Несколько сот членов норвежской квисличговской партии
уклонились от призыва в вооружённые отряды Квислинга и пред-
почитают скрываться в лесах...

Среди бежавших в Испанию вишийских предателей Франция
находится бывший министр внутренних дел в «правительстве»

Петэна Адриэн Марке...

Рис. худ. Кукрыниксы.

д. 94. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАБЦЧИ: Опрзавочи
38-73; Военного — Д 3-37-63;

(Из газет).

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

Совместное англо-американское
заявление о борьбе против
подводных лодок

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). В пе-
реданном агентством Рейтер англо-амери-
канском официальном заявлении об нтогах
борьбы против германских подводных ло-
док за август говорится:

«Благодаря эффективности операций со-
юзников во Франнии, главные германские
базы подводных лодок в Бискайском за-
ливе были в августе > нейтрализованы.
Вследствие этого немцы ‘были вынуждены
использовать свои подводные лодки се нор-
вежских и балтийских баз, еще более рас-
тягивая таким образом свои напряженные
оперативные линии. Соотношение между
потерями торговых судов и Уничтожевием
подводных лодок продолжает быть благо-
приятным для об’единенных наций. Хотя
операции подводных лодок продолжаются,
однако они носят спорадический характер
и относительно неэффективны».

fps

Участие канадского флота
во вторжении в Европу
ОТТАВА, 10 сентября. (ТАСС). Морской
министр Канады Макдональд сделал на
пресс-конференции заявление об участии
Канады в подготовке к вторжению и в са-
мом вторжении в Европу.

В течение летних месяцев этого. года,
сказал он, канадский флот взял на себя
значительную долю работы по сопровож-
дению торговых караванов через северную
часть Атлантического океана. В заявлении
указывается, что канадский флот отныне
будет нести главное бремя операций на
северо-атлантическом театре.

Касаясь непосредственного участия Ка-
нады в операциях по вторжению, Макдо-
нальд заявил, что всего в операциях по
высадке участвовало 109 канадских су-
дов, команды которых насчитывали 10 ты-
сяч человек.

В самый день вторжения и в последую-
щие недели два крупных канадских транс-
порта — «Принц Генри» и «Принц Да-
вид» — перевезли тысячи канадских в со-
юзных солдат в район высадки. Эти же
суда содействовали высадке в Южной
Франции.

По словам Макдональда, канадский флот
принимает значительное участие также и в
борьбе против надводных кораблей про-
тивника. Со второй ноловины апреля и
во время операции по вторжению до
23 августа канадский флот захватил
в плен 1, потопил 12 и серьёзно повредил
17 кораблей противника. Кроме того, ка-
надские корабли, входящие в состав во-
енно-морских сил союзников, принимали
участие в операциях, в результате кото-
рых потоплено 23 и повреждено 9 судов
противника. Перед самым вторжением и за
время вторжения канадские военные ко-
рабли уничтожили более 60 судов против-
ника.

ое бюрэ — Д 3-15-68; Партийной эжозян —Д 3-35-42; Пропаганды — Д 3-3 $ Сел
Geiperapnan  ЛВ, Ores OFrmeml~ SSE 0 meadcranse и р ерой О о п STOO

р ЕЕ ЕЯ > See =.
т = 2

11 СЕНТЯБРЯ 1944 г., № 219 (9576}

е Приказ маршала Tum

частям Flapodno-

Освободительной Армиц

ЖЕНЕВА, 10 сентября. (ТАСС). Как со-
общает радиостанция «Слободна Югосла-
вия», маршал Тито обратился к личному
составу Народно-Освободительной Армия
Югославии с приказом, в котором говорит-
ся, что «наступил тот великий радостный
день, которого вы и Тысячи _ погибших
героев ждали на протяжении трёх с поло-
виной лет тягчайших испытаний. 6 сентя-

Opa наша великая союзница — славвая
Красная Армия вышла на границу Юго-
славии».

В приказе указывается, что немецкие ди-
визии, «собравшиеся со всех концов Бал-
канского полуострова на территории Юго-
славии, пытаются уйти из нашей страны,
чтобы избежать заслуженной кары. Бейте
же беспошадно вражеские войска, Уничто-
жайте живую силу врага... Чем больше фа-
птистских костей останется на нашей зем-
ле, тем ‘лучше мы расплатимся за бесчис-
ленные жертвы, понесённые нами от зло-
деев — фашистских захватчиков. Уничтоз
жайте коммуникации и не давайте протяв-
нику увозить с нашей земли добро наших
народов и военную технику, при помощи
ксторой сн поработил нашу страну.

Раненый фашистский зверь уничтожает
на своём пути всё, что попадается под
руку, убивает наших детей, женщин и ста-
риков; он стремится увести взрослых муж-
чин в Германию, чтобы ещё на несколько
часов продлить свою жизнь. Наша святая
обязанность перед народами Югославии —
ззшитить их жизнь и имущество, ото-
мстить за миллионы жертв.

Героическая Красная Армия на востоке
и остальные «союзники на юге и западе
преследуют фашистские орды в направле-
нии Германии. Наша обязанность перед нз-

шими великими союзниками — сделать всё
возможное в этих решающих боях дяя
окончательного уничтожения  презренных

немецких захватчиков, для скорейшего пре-
крашения страданий порабощённых наро-
дов».

В заключение в приказе говорится:
«Пусть выход славной Красной Армии ва
нашу границу пробудит у вас новый под
&м и исполнит вас решимости нанести ещё
более сильные удары германским оккупан-
там и предателям родины. Докажите и в
этих последних боях, что вы являетесь до-
стойными союзниками непобедимой Крас-

ной Армии».
кой

Военные действия в Словакии

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Агеят-
ство Рейтер передаёт сообщение чехосло-
вацких военных властей о том, что в рай-
оне Жилина—Врудки продолжаются бои,
Город Жилина находится в руках чехо-
словацких патриотов. С востока противник
продолжает оказывать давление в верховье
реки Ваг. Наступающий противник несёт
тяжёлые нотери. Районы Трстена и Тел-
гарт тверло находятся в руках чехосло-
вацких отрядов. Мз Восточной ‚Словакии
сообщают 06 активной деятельшости пар-
тизан. В их руках находятся обширные
районы. Используемые немцами железно-
дорожные и шюссейные пути сообщения
почти полностью прерваны.

oO

Заявление премьер-министра
Австралии

СИДНЕЙ, 8 сентября. (ТАСС); Австра-
лийский премьер-министр Кертэн сделал
официальное заявление о том, что около
2 часов утра 5 августа более 900 японских
военнопленных, находянтихся в лагере для
военнопленных в Австралии, совершили на-
падение на охрану. Они перебили команду
австралийских пулемётчиков и пытались
напасть на казармы охраны. Австралийская
охрана в ответ на это нападение открыла
огонь. В. результате были убиты один япон-
ский офицер и 194 других японских воен-
нопленных; 36 военнопленных покончили
самоубийством; один офицер и 107 других
военнопленных были ранены. Почти все
бежавшие были пойманы в тот же день, за
исключением небольшого числа. Из 20 во-
еннопленных, остававшихся спящими в хи-
жинах, 18 сгорели. Потери личного состава
австралийских войск незначительны. Во
время поисков бежавших японских военно-
пленных группой японцев был звереки убит
австралийский офицер.

В заявлении Кертэна далее указывается,
что военно-полевой суд расследовал дело
я сообивил, что положение в лагере пол-
ностью соответствовало условиям между-
народной конвенции. Обстоятельства дока-
зывают, что ответственность за этот инци*
дент, несомненно, ложится на самих воен-
нопленных, ибо они по своему собственному
желанию вступили в самоубийственную
схватку с охраной.

20 японских военнопленных были пове-
шены или задушены друг другом, 3 чело-
века зарезались, 2 покончили жизнь само-
убийством, бросившись под поезд, 5 чело-
век нанесли себе ножевые ранения, после
чего застрелились, и 12 человек погибли от
неизвестных причин. Среди раненых имеет-
ся 16 человек с признаками попытки К
самоубийству.

Австралийское правительство, заявил
Кертэн, составило доклад о бунте, который
должен быть представлен третьей державе
для передачи японскому правительству.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

=  БИ ЕЕ es I Ee Е

КИНО, ТЕАТР

Американский художественный Фильм «УРА-
ГАН», «ВСТУПЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ
В БУХАРЕСТ» — Первый, Ударник, Метро-
ноль, Родина.

Американский художественный фильм «УРА
ГАН», «ОСВОБОЖДЕНИЕ ВИЛЬНЮСА» —
Колизей, Москва, Форум, к/т сада «Эрмитаж».

ГАН» «БОБРУЙСКИЙ «КОТЕЛ» — Тагав-
ский, Пторм, Орион, ЦПКиО им, Горького.

«НА ОСВОБОЖДЕННОЙ ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ»
(Хелм — Люблин), «ВСТУПЛЕНИЕ КРАСНОЙ
АРМИИ В БУХАРЕСТ», «НОВОСТИ ДНЯ
№ Б 44 г.> — Метрополь.

(Хелм — Люблин), «НА СТАДИОНЕ «ДИ-
НАМО», «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО № 2—3>—
Родина.

«НА ООСВОБОЖДЕННОЙ ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ»
(Xeam — Люблин), «НОВОСТИ ДНЯ № 5 —
44 г.> — Новости дия, Хроника.

«ТЕЛЕФОН», «РОЖДЕНИЕ РАДИО», «ФОТО-
ЭЛЕМЕНТ В КИНО», «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ME-
CTA СУДНА по РАДИОПЕЛЕНГАМ»,
«НАУКА И ТЕХНИКА № 65»_—Наука и зна“
ние.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
11/IX — Сталинградцы. Начало в 7 чае. BET.

FOC. MOCKOBCKHH КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
(Тверской бульвар, 23) — Спект. Раскинулось
море широко, назначенный на 1ЗЛХ. перено-
еится на Э2ЛХ. Билеты действительны. На-
чало в 7 час. вечера.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР (Пупе
кинская ул., д..26) — 12ЛХ— Открытие сезона-
Снежная королева. Начало в 5 час. вечера,

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ
(Пушкарев пер. д. 21) — ИЛХ — Мачеха.
Начало в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК-
Сегодня и ежедневно — народный  артиет
РОФСР Владимир Дуров. Начало в 3 я. дня и
в 7 ч. 30 м. вечера,

Е
Изд. № 524. =