Пролетарии всех стран, соединяйтось!
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

_ Новую победу одержали воины Красной Армии. Войска
2-го Белорусского фронта в результате упорных. боёв овладели
‘городом и крепостью Ломжа—важным опорным пунктом
обороны немцев на реке Нарев. a Tat

_ Советские войска подошли к государственной гранище
Польниы © Чехословакией о. ao
ва Красной Армии, слава её героическим

ъ

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

в 271 (9618) Четверг, 14 сентября 1944 г.

ки

БИЯ

воинам!

ЕЕ РЕ eee

ПРИКАЗ. ° СОГЛАШЕНИЕ
Верховнозо Главнокомандующето . межлу Правительствами Советского Союза,

Соединённого Королевства и Соединённых
Штатов Америки, с одной стороны, и
Правительством Румынии, с другой стороны,

о перемирии

`Генералу Армии ЗАХАРОВУ

Войска 2-го БЕЛОРУССКОГО фронта се- ВА, подполковника КОЛОМИНА, майора
годня, 13 сентября, в результате упорных   АРБАТОВА, подполковника БАУТИНА, под-
боёв овладели городом и крепостью ЛОМ-   полковника КАТРУХА, майора ФЕДОТОВА,
ЖА — важным опорным пунктом обороны   подполковника БАРДЕЕВА, подполковника
немцев на реке НАРЕВ. ЕЛИСЕЕВА, подполковника СОКОЛОВА;

А

_ В боях за овладение городом и крепостью
ЛОМЖА отличились войска генерал-лейте-
нанта ГРИШИНА, генерал-майора СМИРНО-
ВА, генерал-майора ТЕРЕНТЬЕВА, генерал-
майора КУСТОВА, полковника СУПРУНО-
ВА, генерал-майора КРАСНОШТАНОВА, ге-
нерал-майора КИРИЛЛОВА, генерал-майора
КРОНИКА, полковника ТАРАСОВА, гене-
рал-майора СЛИЦ; артиллеристы генерал-
СОКОЛЬСКОГО,

лейтенанта артиллерии
генерал-майора артиллерии
генерал-майора артиллерии

полковника МИХНО, полковника ПАНКО-
ВА, полковника КАМИНСКОГО, полковника
КОРОЛЕВА, полковника РЫБКИНА, пол-
ковника УШАКОВА, полковника ТЮРИНА,
полковника НОСЫРЕВА; танкисты полков-
ника РОДИОНОВА, подполковника ГРДЗЕ-
подполковника РОЖКОВА,
полполковника ШЕВЧЕНКО, подполковника

ЛИШВИЛЛИ,

ПОВАРОВА; лётчики  генерал-полковника
авиации ВЕРШИНИНА, генерал-майора

авиации ГЕТМАНА, полковника СМОЛОВИ-

КА, полковника ВОЛКОВА,

ВУСС, полковника ` ПОКАЕВОГО, подпол-
ковника СТАРОВОЙТОВА, майора ШЕВЦО-

_ Верховный Главнокомандуюиий
Советскозо Союза И. СТАЛИН.

Маршал.

13 сентября 1944 года.

К соглашению о перемирии с Румынией

В результале переговоров,  происходив-
ших в Москве, 12% сентября заключено Co-
тлашение о перемирии между Советоким
(юзом, Ветикобританией и Соединёнными
татами Америки, с одной стороны, и _Ру-
уынией, ¢ другой стороны. Соглалнение
подписано но уполномочию трёх  Союзных
ержав, действующих в интересах всех
(б‘единбнных Наций, Мафшалом Советско-
то Союза Р. Я. Малиновским, a с румын-
пой стороны — уполномоченными прави-
тельства и главного командования  Румы-
Нин, 0 характере и значении  Согламения
148  исчерпывающее представление ero
текст, который сегодня полностью онубли-
Ван,

Перемирие с Румынией является плодом
замечалельных побед Красной Армии и
BueCTe ¢ TOM — новым серьёзным ударом
по титлеровской Германии. После Италии
уныния была важнейшим  сателлитом
[№елера, она давала немецкому командова-
ню наибольшее количество войск в войне
против Советекого Союза, её хозяйство, по-
ставленное на службу немцам, значительно
повышало воонно-экономический потенциал
Терманни, В войне против Советского Сою-
31, в которую Румыния ринулась на сторо-
1 немцев, румынским войскам  приплось
ведать могучую силу ударов Красной Ар-
\ти. В результате наступления советских
войск война приблизилась к территории
Рунынии и перешагнула, её гранину. Ясеко-
Вишивёвская операция Крастой Армии по
иружению немецких войск, проведённая
В последней декаде августа, закончилась
полной ликвидацией 6-й и 8-й  помецеих
армий, прикрывавших позиции Германии
на Балканах. Дальнейшее участие Румы-
нии в гитлеровской авантюре грозило еи
Полной национальной катастрофой.

Под влиянием военных событий на Во-
«токо и на Западе, с полной очевидностью _
обнаруживиих неизбежность поражения
тирлеровской Германии, после мощного уда-
28 советских войск на Юге, в Румынии
произошли известные политические. изме-
нения, в результате которых была ливви-
Хирвана власть Антонеску и ето профа-
Шистекой клики. Хотя и с большим залто-
зданием, Румыния поняла, что единствен-
ным путём к спасению является разрыв
с немцами. Новое румынское правительство
He TOILKO разорвало отношения с Германи-
ей, но и решило повернуть оружие против.

ues. Этими Румыния вступила ma
путь, открывающий перед ней возмож
теть хотя бы частично искупить

свою вину перед свободолюбивыми наро-
дами, вынестихи на своих плечах всю
тяжесть войны против фашистской Герма-
вии и 65 сообщников по разбою.

Румыния признала факт своего пораже-
ния в войне против СССР и его союзников
и приняла условия о перемирии, пред’яв-
ленные тремя Союзными державами. За-
хватническая авантюра. румынских импе-
риалиетов потерпела крах, и Соглашение
0 перемирии подтверждает незыблемость
тосударственной границы ‘между CCCP и
Румынией, установленной Соглашением от
28 июня 1940. года.

Заключение Соглашения о перемирии
явилось результатом согласованности В
Тействнях трёх Союзных держав. Условия
перемирия обеспечивают интересы не толБ-
ко боветекого Союза, но и интересы наших
союзников. Эти условия подчинены прежде

всего важнейшей задаче — достижению

РАЗИНЦЕВА,
ДЕГТЯРЕВА,
Сегодня, 13
шей Родины

орудий.

ние ЛОМЖА.
полковника

быстрейшей победы над гитлеровской Гер-
манней. Факт поражения Румынии должен
быть прежде всего использован для эффек-
тивного сокращения сроков войны, что
вместе © тем означает уменьшение числа
её жертв. Именно этими интересами обес-
печения скорейшего разгрома ненавистного
врага — гитлеровской Германии продикто-
ван целый рял статей Сотлашения © пере-
мирии, предусматривающих как создание
наиболее благоприятных условий для воен-

‘ных действий советских войск против нем-

цев, так и действенное участие самой Ру-
уынии в войне на стороне Союзных держав
против Германии и Венгрии.

Согладнение предусматривает, что воен-
ные действия румынских вооруженных сил,
включая военно-морской флот и воздушный
флот, будут вестись под общим руковод-
ством Союзного (Советского) Главнокоман-
дования. Румыния обязалась ‘обеспечить с0-
ветским и другим союзным войскам в03м0ж-
ность свободного передвижения пе своей тер-
ритории, регулярно вынлачивать денежные
суммы в румынской валюте, потребные 00-
юзному (Советскому) Главнокоманлованию
для. выполнения его Функций, а также obec-
печить использование, в соответствии с ин-
струкциями Союзного (Советского) Гаавно-
командования, всякого рода ‘предприятии,
запасов топлива, горючего, продовольствия
ит д.
‚ Интересам нажболее успешиюго ведения
войны против разбойничьей Германии слу-
жит предусмотренное Соглашением о пере-
мприи учреждение Союзной Контрольной ho-
миссии, которая примет на себя на время
10 заключения мира регулирование и конт-
роль за исполнением условий перемирия пох
общим руководством и по указаниям Союз-
‘ного (Советского) Главнокоманлования, лей-
ствующего от имени Союзных держав. Ру-
мынское правительство и его органы 09яза-
иы выполнять все указания Союзной Вонт-
рольной Вожнсеии, вытекающие из Coraa-
тения о перенирии. Успешное ведение Bo-
енных лействий против Термании требует
уничтожения пронемецких интионско-дивер-
сантеких гнёзд; и в Этих целях румынекое
правительство обязалось немедленно распу-
стить ве организации фалгистевого типа,
буль то политические, военные или военз-
зированные, а также другие организация,
ведущие враждебную 06б`елинённым Нациям,
в частности, Советокому Союзу, пропагавту,
и впредь не допускать существования та-
кого рода организаций. В тех же интересах
успешного ведения войны против немцев Co-
тлашением о перемирии предусмотрено, что
использование таких важнейших орудий по-
литического воздействия, как печать, кино,
радио, средства связи и т. п., пронеходит
по соглашению с боюзным (Советским)
Главнокоманховаяием.

Борясь против немецких захватчиков и
их венгерских холопов, Румыния баретея за
восстановление своей независимости и су-
веренитета. Условия перемирия с Румыни-
ей не только спразедливы и великолу-
ны,— этими условиями -
нилы открыли перед побежлённой страной
путь к восстановлению её незавиелмости и
суверенитета, фадтически уничтоженрых 68
<воюзникох» — фашистской Германией.
Союзные державы отмежевались от реше-
ния гитлеровского так называемото «вен-
ского арбитража» и согласились на то, что-
бы Трансильвания (вея или большая часть)
‘была возвращена Румынии, причём этот
вотрос подлажит утверждению при мирном

сапёры полковника ТРЕТЬЯКОВА, полков-
ника МИРОТВОРСКОГО, майора БОНДОЗ,
майора ШЕПЕЛЕВА; связисты генерал-май-
ора войск связи БОРЗОВА, генерал-майора
войск связи НОВАРЧУКА, полковника МИ-
ХАЙЛОВА, подполковника КОРБУТА.

В ознаменование одержанной
соединения и части, наиболее отличившиеся
в боях за овладение городом и крепостью
ЛОМЖА, представить к присвоению наиме-
нования «ЛОМЖИНСКИХ»
нию орденами.

салютует доблестным войскам 2-го Белорус-
ского фронта, овладевшим городом и кре-
постью ЛОМЖА, — двенадцатью
рийскими залпами из ста двадцати четырёх

За отличные боевые действия ОБ’ЯВЛЯЮ
БЛАГОДАРНОСТЬ руководимым Вами вой-
скам, участвовавшим в боях за освобожде-

Вечная слава героям, павшим в боях за
свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам!

страны-победитель-

победы

и к награжде-

сентября, в 21 час столица на-
МОСКВА от имени Родины

артилле-

урегулировании. В военных операциях про-
тнв Германии и Венгрии, имеющих целью
изгнание захватчиков из Трансильвании,
советские войска участвуют вместе © ру-
мынокими войсками.
Румыния не только порвала © немцами,
но и повернула оружие против них.
факт является ещё олним бесспорным сви-
детельством катастрофического ухулшения
военного и международного положения Гер-
мании. Румыния обязалась выстзвить на
фронт борьбы против Гермакии и Венюрий
не менее 12 пехотвых лавизий со ерет-
ствами усиления. Учитывая, что Румыния
на деле уже вступила в воину против нем-
пев, Советекяй Союз счёл возможным €9-
гласиться на то, что Румыния не пол-
ностью, а только частично возместит убыт-
хи, причинённые нашей стране действия-
ми румынских оккупантов, & именно — в
сумме 300 миллионов американских дол-
ларов, которая булет погащень в течение
шести лет товарами. Советский народ не
может. забыть о. тех разрущениях и бес-
чинствах, которые творили румынские 33-
хватчики, действовавитие совместно с нчем-
пами в нашей прекрасной Одессе, в Крыму,
на Северном Кавказе, пол Оталинтралом.
Веякого рода имущество, увезенное румы-
вами из оккунированных советеких городов
и районов, лолжню быть полностью возвра-
щено нашей стране. Вместе с тем пвеступ-
ники войны должны понести заслуженную
кару, и румынекие власти приняли на се-
бя соответствующие обязатальства.
Сотлашение 0 перемирии © Румынией
свилетельетвует о полном крупенйи раз-
бойпичьего гитлеровского блока. Этот факт
явился результатом побел Красной Армии,
а также наших союзников, над общим вра-
том. Вслед за Румынией разорвала с нем-
цами Финляндия, а затем и Болгария.
Теперь Ha cTopone фаптистокой Германии
осталась только Венгрия, где фанистекие
руководители власти продолжают свою пре-
стуцную политику под команлой Гитлера.

Соглашение с Румынией вносит сущест-

венные изменения в общую обстановку на’

Балканах. Позинии Германии на Балканах
окончательно пПодорваны. С величайшим
воодушевлением приветствовали  героиче-
ские народы Югославии, более трёх лет ве-
‘дущие под руководством маршала Тито
самоотверженную борьбу против немецких
захватчиков и их местных реакционных
приспешников, радостную весть о выходе
советских войск на румынско-ютославекую
траняду. Румыния, которая раньше была
одним из важнейших стратегических плац-
дармов гитлеровской Германии в её разбой-
ничьей войне не только против Советского
Союза. но и против балканских народов,
теперь становитея плапдармом для военных
операций, направленных к полному уничто-
жению гитлеровского владычества на Бал-
канах, к полному освобождению балканских
народов от немецкого ‘ига и к восстановле»
пию их независимости и суверенитета.

Румыния была и остаётся соседом — Co-
ветекого Союза. Ей надлежит сделать теперь
Ble выводы из того горького урова, каки
закончилось её участие в войне против
СОСР и его союзников. Тем самым будут со-
зланы необходимые предносылки для того,
чтобы в дальнейшем были  вобсталювяевы
пормальные отновения между  Советсмжи

`Союзом и его соседом на юго-западе, которые ^

должны развиваться как в интересах этих.
стран, тах и в интересах вегобщего нооч-
ного мяза,

Правительство и Главное Командование Румынии,
признавая факт: поражения Румынии в войне против
Союза Советских Социалистических Республик,
Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Аме-
рики и других Об’единенных Наций, принимают усло-
вия перемирия, пред’явленные Правительствами упо-
мянутых трех Союзных держав, действующих в инте-
ресах всех Об’единенных Наций.

На основании вышеизложенного представитель Со-
юзного (Советского) Главнокомандования Маршал Со-
ветского Союза Р. Я. Малиновский, надлежащим
образом на то уполномоченный Правительствами Со-
ветского Союза, Соединенного Королевства и Соеди-
ненных Штатов Америки, действующих в интересах
всех Об’единенных Наций, с одной стороны, и пред-
ставители Правительства и Главного Командования
Румынии Государственный Министр и Министр Юсти-
ции — Л. Патрашкану, Товарищ Министра Внутренних
Дел, ад’ютант Его Величества Короля Румынии, гене-
pan Д. Дамачану, г-н Б. Стирбей, г-н Г. Нопп, с другой
стороны, снабженные надлежащими полномочиями,
подписали нижеследующие условия;

1. Румыния с 4 часов. 24 августа 1944 года полно-
стью прекратила военные действия против СССР на
всех театрах войны, вышла из войны против Об’еди-
ненных Наций, порвала отношения с Германией и ее
сателлитами, вступила в войну и будет вести войну
на стороне Союзных держав против Германии и Вен-
грии в целях восстановления своей независимости и
суверенитета, для чего она выставляет не менее
12 пехотных дивизий со средствами усиления.

-Военные ` действия румынских вооруженных CHI,
включая военно-морской и воздушный флот, против
Германии и Венгрии будут вестись под общим руко-
водством Союзного (Советского) Главнокомандования,

2. Правительство и Главное Командование Румынии
обязуются принять меры к разоружению и интерниро-
ванию вооруженных сил Германии и Венгрии, находя-
щихся на румынской территории, а также к интерни-
рованию пребывающих здесь граждан обеих назван:
ных держав. (См. Нриложение к статье 2).

3. Правительство и Главное Командование Румынии
обеспечат советским и другим союзным войскам воз-
можность свободного передвижения по румынской

`территории в любом направлении, если этого потре-
бует военная обстановка, причем Правительство и,

Главное Командование Румынии окажут этому пере-
движению всемерное содействие своими средствами
сообщения и за свой счет по суше, по воде и по воз-

`духу. (См. Приложение к статье 3):

4. Государственная граница между. СССР и Румы-
нией, установленная советско-румынским соглашением
от 28 июня 1940’ года, восстанавливается,

5. Правительство и Главное Командование Румынии
немедленно передадут всех находящихся в. их власти
советских и союзных военнопленных, а также интер-
нированных и насильственно. уведенных в Румынию
граждан Союзному. (Советскому) Главнокомандованию
для возвращения этих лиц на родину.

С момента подписания настоящих условий и впредь
до репатриацин Правительство и Главное Команлова-

‘ние Румыний обязуются обеспечивать за свой счет

всех советских и союзных военнопленных, а также на-
сильственно уведенных и интернированных граждан,

перемещенных лиц и беженцев достаточным питанием,

одеждой, медицинским обслуживанием в соответствии
с санитарными требованиями, равно как и средствами
транспорта для возвращения всех этих лиц-на родину.

‘6. Румынское Правительство немедленно освободит,
независимо от гражданства и национальной принад-
лежности, всех лиц, содержащихся в заключении в
связи с их деятельностью в пользу Об’единенных На-
ций или за их сочувствие делу Об’единенных Наций
или ввиду их расового происхождения, а также отме-
нит. всякое дискриминационное законодательство и
вытекающие из него ограничения.

7. Правительство и Главное Командование Румынии
обязуются передать в качестве трофеев в распоряже-

ние Союзного (Советского) Главнокомандования все!

находящееся на территории Румынии военное имуще-
ство Германии и ее сателлитов, включая находящиеся
в водах Румынии суда флота Германии и ее сателли-
тов.

8. Правительство Румынии и Главное Командование
обязуются не допускать вывоза или экспроприа-
ции всякого рода имущества (включая ценности и
валюту), принадлежащего Германии и Венгрии или их
гражданам или лицам, проживающим на их террито-
риях или на территориях ими занятых, без разрешения
Союзного (Советского) Главнокомандования. Они бу:
дут хранить это имущество в порядке, устанавливае-
мом Союзным (Советским) Главнокомандованием. _

9. Правительство. и Главное Командование Румыния
обязуются передать Союзному (Советскому) Главно-
командованию все суда, принадлежащие или принад-
лежавшие Об’единенным Нациям и находящиеся в
портах Румынии, независимо от того, в чьем распо-
ряжении эти суда находятся, для использования Союз-
ным (Советским) Главнокомандованием на время вой-
ны против Германии и Венгрии в общих интересах Со-

юзников с последующим возвращением этих судов их

собственникам.

Румынское Правительство несет полную материаль:
ную ответственность за всякое повреждение или унич-
тожение перечисленного выне имущества вплоть до
момента передачи его Союзному (Советскому) Главно-
командованию:

10. Румынское Правительство должно регулярно вы-
плачивать денежные суммы в румынской валюте, по-
требные Союзному (Советскому) Главнокомандованию
для выполнения его функций, а также обеспечить, в
случае необходимости, использование на территории
Румынии промышленных и транспортных предприятий,
средств связи, силовых станций, предприятий и уст-
ройств общественного пользования, запасов топлива,
горючего, продовольствия и других материалов, предо-
ставление услуг — в соответствии с инструкциями, из-
данными Союзным (Советским) Главнокомандованием.

Румынские торговые суда, находящиеся как в ру-
мынских, таки в иностранных водах, будут подчинены
оперативному контролю Союзного (Советского) Глав-
нокомандования, для использования их в общих инте-
ресах Союзников. (См. Приложение к статье 10).

11; Убытки, причиненные Советскому Союзу воен:
ными действиями и оккупацией Румынией совэтской
территории, будут Румынией возмещены Советскому
Союзу, причем, принимая во внимание, что Румыния не
просто вышла из войны, а об’явила войну и ведет ее
на деле против Германии и Венгрии, стороны уславли-
ваются о том, что возмещение указанных убытков бу-
дет произведено Румынией не полностью, а только ча-
стично, а именно: в сумме 300 млн. амер. долларов ©
погашением в течение шести лет товарами (нефтепро-
лукты, зерно, лесные материалы, морские и речные су-
да, различное машинное оборудование и т. п.),

Румыния возместит убытки, причиненные собствен-
ности других союзных государств и их гражданам в
Румынии во время войны, причем сумма возмещения
будет установлена позже. (См. приложение к статье 11).

12. Правительство Румынии ‘обязуется в сроки, ука-
занные Союзным (Советским) Главнокомандованием,
возвратить Советскому Союзу в полной сохранности
вывезенные с его территории во время войны вое цен-
ности и материажы, принадлежащие государственным,
общественным и кооперативным организациям, пред-
приятиям, учреждениям или отдельным гражданам, как-
то: оборудование фабрик и заводов, паровозы, желез-
нодорожные вагоны, тракторы, автомашины, историче-
ские памятники, музейные ценности и всякое другое
имущество.

13. Правительство Румынии обязуется восстановить
все законные права и интересы Об’единенных Наций и
их граждан на румынской территории, как они сущест-
вовали перед войной, а также вернуть в полной сохран-
ности их собственность.

(Окончание см, на 2-й стр.).

К поднисанию Соглашения между ПНравительствами Советского Союза, Соединенного Королевства u Coe-
диненных Штатов Америки, с одной стороны, и Правительством Румынии, с другой стороны, о пере-
мирии. На снимке (слева направо): г-н Гарриман, г-н. Керр, тов. Молотов, ген. Виноградов, контр-адмирал
Богденко, тт. Подцероб, Павлов, Новиков‘изМаршал Советского ‘Союза. Малиновский. Соглашение подии-

сывает ‘Г-н Л.. Натрашкану;

» Doro-O,-Typapuii.