= 7 - и =

ПОНЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР __

ee

_ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ товарища И, В, СТАЛИНА

на тобжественном заседании Моесковекого Совета депутатов трудящихся» с партийными
и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 г.

(Окончание. Начало на 1-й стр.).

восстановила против Германии все народы мира, а так
называемая «избранная немецкая раса» стала предме-
том всеобщей ненависти.

В ходе войны гитлеровны понесли не только военное,
но и морально-политическое поражение. Утвердившая-
ся в нашей стране идеология равноправия всех рас и
наций, идеология дружбы народов одержала полную
победу над идеологией звериного национализма и ра-
совой ненависти гитлеровцев.

Теперь, когда Отечественная война идёт к победо-
носному концу, во всём величии встаёт историческая
роль советского народа. Ныне все признают, что с0-
ветский народ своей самоотверженной борьбой спас
цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В
этом великая заслуга советского народа перед исто-
рией человечества.

3. Упрочение и расширение фронта
противогерманской коалиции,
Вопрос о мире и безопасности

Истекший год был годом торжества общего дела
противогерманской коалиции, во имя которого народы
Советского Союза, Великобритании и Соединённых
Штатов Америки об’единились в боевой союз. Это`был
год упрочения единства и согласованности действий
трёх основных держав против гитлеровской Германии.

Решение Тегеранской конференции © совместных
действиях против Германии и блестящая реализация
этого решения представляют один из ярких показателей
упрочения фронта противогитлеровской коалиции. Ма-
ло найдётся в историй планов больших военных опера-
ций о совместных действиях против общего врага, ко-
торые были бы осуществлены © такой полнотой и точ=
ностью, с какой был осуществлён план о совместном
ударе против Германии, выработанный на Тегеранской
конференции. Не может быть сомнения, что без нали-
°вия единства взглядов и согласованности действий
трёх великих держав Тегеранское решение не могло
быть реализовано с такой полнотой и точностью. Heco-
мнённо также, с другой стороны, что успешное осуще-
ствление Тегеранского решения не могло не послужить
делу упрочения фронта Об’единённых Наций. ‘

Столь же ярким показателем прочности фронта 06 -
единённых Наций нужно считать решения конференций

в Думбартон-Оксе по вопросу об организации безопас-.

ности после войны. Говорят о разногласиях между
`лрёемя державами по некоторым вопросам безопасно-
сти. Разногласия, конечно, есть и они будут ещё также
и по ряду других вопросов. Разногласия бывают даже
среди людей одной и той же партии. Тем более они
должны иметь место среди представителей различных
государств и различных партий. Удивляться надо не
тому, что существуют разногласия, а тому, что их так
мало и что они, как правило, разрешаются почти каж-
дый раз в духе единства и согласованности действий
трёх великих держав. Дело не в разногласиях, а в том,
что разногласия не выходят за рамки допустимого ин-
тёресами единства трёх великих держав и в конечном
счёте разрешаются по линии интересов этого единства.
Известно, что более серьёзные разногласия существо-
вали у нас по вопросу открытия второго фронта. Одна-
ко известно также и то, что эти разногласия были раз-
решены в конце концов в духе полного согласия; То
же самое можно-сказать ‘о разногласиях на конферен-
ции в Думбартон-Оксе. Характерным для этой конфе-
ренции является не то, что там вскрылись некоторые
разногласия, а то, что девять десятых вопросов безопас-
ности были разрешены на этой конференции в духе
полного единодушия. Вот почему я думаю, что реше-
ния ‘конференции в Думбартон-Оксе следует рассматри-
вать как один из ярких показателей прочности фронта
противогерманской коалиции.
- ЕВщё более ярким показателем упрочения фронта
Об’единённых Наций нужно считать недавние пере-
говоры с главой правительства Великобритании г. Чер-
чиллем и министром иностранных дел Великобритании
г. Иденом в Москве, проведённые в дружественной об-
становке и в духе полного единодушия.
На всём протяжении войны гитлеровцы предприни-
мали отчаянные попытки разобщить и противопоста-
вить друг другу Об’единённые Нации, вызвать среди
них подозрительноеть и недружелюбие, ослабить их
военные усилия взаимным недоверием, а если удаст-
ся — и борьбой друг с другом. Подобные стремления
гитлеровских политиков вполне понятны. Для них нет
большей опасности, нежели единство Об’единённых
Наций в борьбе против гитлеровского империализма и
для них не было бы большего военно-политического
успеха, нежели разобщение союзных держав в их борь-
бе против общего врага. Известно, однако, сколь тщет-
ными оказались потуги фашистских политиков рас-
строить союз великих держав. Это означает, что в
основе союза СССР, Великобритании и США лежат не
случайные и преходящие мотивы; а жизненно важные
и длительные интересы.
Можно не сомнёваться в том, что если боевой союз
демократических держав выдержал испытания более
чем трёх лет войны и если он скреплён кровью народов,
поднявшихся на защиту своей свободы и чести, то тем
более этот союз выдержит испытания заключительной
‚ стадии войны. (Продолжительные аплодис-
менты).

Истекший год был, однако, не только годом упроче-
_ ния противогерманского фронта союзных держав, но и
годом расширения этого фронта. Нельзя считать слу-
‘чайностью тот факт, что вслед за Италией из войны
_ были выведены и другие союзники Германии — Фин-
_ ляндия, Румыния, Болгария. Следует отметить, что эти
государства не только вышли из войны; но и порвали
‚ с Германией и об’явили ей войну, примкнув таким обра-
зом к фронту Об’единённых Наций. Это означает без
сомнения расширение фронта Об’единённых Наций про-
тив гитлеровской Германии. Не может быть сомнения,
что последняя союзница Гёрмания в Европе — Венгрия
также будет выведена из строя в ближайшее время.
Это будет означать полную изоляцию гитлеровской
Германии в Европе и неизбежность её краха.

Об’6динённые Нации стоят перед победоносным за-
вершением войны против гитлеровской Германии.

Война с Германией будет выиграна Об’единёнными
Нациями, — в этом теперь уже не может быть ника-
кого сомнения.

Выиграть войну с Германией значит осуществить ве-
ликое историческое дело. Но выиграть войну ещё He
значит обеспечить народам прочный мир и надёжную
безопасность в будущем. Задача состоит не только в
том, чтобы выиграть войну, но и в том, чтобы сделать
невозможным возникновение новой агрессии и новой
войны, если не навсегда, то по крайней мере в течение
длительного периода времени.

После поражения Германии она, конечно, будет разо-
ружена как в экономическом, так и в военно-политиче-
ском отвознении. Было бы, однако, наивно думать, что
она не попытается возродить свою мощь и развернуть
новую агрессию. Всем известно, что немецкие заправи-
лы уже теперь готовятся к новой войне. История показ
зывает, что достаточно короткого периода времени в
20 — 80 лет, итобы Германия оправилась от поражения
и восстановила свою мощь. Какие имеются средства
для того, чтобы предотвратить новую агрессию со сто-
роны Германии, а если война всё же возникнет, — за-
душить её в самом начале и не дать ей развернуться в
большую войну?

Этот вопрос тем` более уместен, что, как показывает
история, агрессивные нации, как нации нападающие,
обычно бывают более подготовлены к новой войне, чём
миролюбивые нации, которые; будучи не заинтересова=
ны в новой войне, обычно опаздывают с подготовкой
к ней. Это @акт, что агрессивные нации в нынешней
войне еще перед началом войны имеян уже готовую
АРМИЮ ВТОРЖЕНИЯ, тогда как миролюбивые на-
нии He имели даже вполне удовлетворительной
АРМИИ ПРИКРЫТИЯ мобилизации. Нельзя считать
случайностью такие неприятные факты, как «инцидент»
в Пирл-Харборе, потеря Филипнин и других островов
на Великом океане, потеря Гонконга и Сингапура, ког-
да Япония, как агрессивная нация, оказалась более
подготовленной к войне, чем Великобритания и Сое-
динённые Шиаты Америки, придерживавшиеся миро-
любивой политики. Нельзя Take считать случай-
нослью такой неприятный факт, как потеря Украины;
Белоруссии, Прибалтики в первый же год войны, когда
Германия, как агрессивная нация; оказалась более под-
готовленной к войне, чем миролюбивый Советский
Союз. Было бы наивно об’яснять эти факты личными
качествами японцев и германцев, их превосходством
нал англичанами, американцами, русскими, их. преду-
смотрительностью и т. д: Деле здесь не в личных ка-
чествах, а в том, что заинтервебванные в новой войне

агрессивные нации, как нации, готовящився к войне в
течение длительного срока и наканливающие для это-
го силы, бывают обычно — и должны быль — более
подготовлены к войне, чем нации мирблюбивые, не за=
интересованные в новой войне; Это естественно и по-

нятно. Это, если хотите, = историческая закономер-

ность, которую было бы опасно не учитывать,

Следовательно, нельзя отрицать того, что в будущем
миролюбивые нации могут вновь оказаться застигну-
тыми врасплох агрессией, если, конечно, они не выра-
ботают уже теперь специальных мер, способных пред=
отвратить агрессию.

Итак, какие имеются средства для того, чтобы пред-
отвратить новую агрессию со стороны Германии, а
если война всё же возникнет, — задушить её в самем
начале и не дать ей развернуться в большую войну?

Для этого, кроме полного разоружения агрессивных
наций, существует лишь одно средство: создать спе-
циальную организацию защиты мира и обеспечения
безопасности из представителей миролюбивых наций,
дать в распоряжение руководящего органа этой орга-
низации минимально-необходимое количество воору-
жённых сил, потребное для предотвращения агрессии,
и обязать эту организацию в случае необходимости —
применить без промедления эти вооружённые силы для
предотвращения или ликвидации агрессии и наказания
виновников агрессии.

Это не должно быть повторением печальной памяти
Лиги Наций, которая не имела ни прав, ни средств для
предотвращения агрессий. Это будет новая, специаль-
ная, полномочная международная организация, имею-
щая в своём распоряжении всё необходимое для того,
чтобы защитить мир и предотвратить новую агрессию.

Можно ли рассчитывать на то, что действия этой
международной организации будут достаточно эффек-
тивными? Они будут эффективными, если великие дер-
жавы, вынёсшие на своих плечах главную тяжесть вой-
ны против гитлеровской Германии, будут действовать
и впредь в духе единодушия и согласия; Они не будут
эффективными, если будет нарушено это необходимое
условие: :
ххх

Товарищи!

Советский народ и Красная Армия успешно осуще-
ствляют задачи, вставшие перед ними в ходе Отеёче-
ственной войны. Красная Армия достойно выполнила
свой патриотический долг и освободила нашу отчизну
от врага. Отныне и навсегда наша земля свободна от
гитлеровской нечисти. Теперь за Красной Армией
остаётся её последняя заключительная миссия: довер-
шить вместе с армиями наших союзников дело раз
грома немецко-фашистской армии, добить фашистского.
зверя в его собственном логове и водрузить над Бер-
лином знамя победы. (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты). Есть основание рассчиты-.
вать, что эта задача будет выполнена Красной Армией
в недалёком будущем. (Бурные,
тельныё аплодисменты).

Да здравствует наша победоносная Красная Армия!
(Аплодисменты).

Да здравствует наш славный Военно-Морской Флот!
(Аплодисменты).

Да здравствуёт могучий советский народ! (А пло-
дисменты).

Да здравствует наша великая Родина!
аплодисменты, все ветают).

Смерть немецко-фашистеким захватчикам! (Бур
ные аплодисменты, переходящие в дли-
тельную овацию. Возгласы: «Да здрав-
ствует товарищ Сталин!»).

(Бурные

продолжи-

ПРИ
Верховного. Главнокомандующего

7 ноября 1944 года
Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сержан-
ты, офицеры и генералы! Трудящиеся Советского Сою-
за! Братья и сёстры, насильственно угнанные на фа-
шистёкую каторгу в Германию!

От имени Советского Правительства и нашей боль-
шевистской партии приветствую и поздравляю Вас
с 27-й годовщиной Великой Октябрьской Социалисти-
ческой революции.

Двадцать седьмую годовщину Октябрьской револю-
ции мы празднуем в обстановке решающих побед Крас-
ной Армии над врагами нашей отчизны. Геройческими
усилиями Красной Армии и советского народа наша
земля очищена бт немецко-фашистских захватчиков.

В текущем году советские войска непрерывно обру-
шивали на врага удары, один сильнее другого. Зимой
1944 года Красная Армия одержала выдающиеся побе-
ды на Правобережной Украине н разгромила немцев
под Ленинградом. Весной этого года Красная Армия
очистила от немнев Крым: Летом 1944 года наши вой-
ска нанесли гитлеровской армии крупнейшие пораже-
ния, которыё привели к коренному изменению обста=
новки на фронте борьбы с немецко-фашистскими за-
хватчиками. Красная Армия сломила мощную оборону
врага на Карельском перешейке, а также между Ла-
дожским и Онежским озёрами и выбила Финляндию
из разбойничьего гитлеровского блока. В историческом
сражении на белорусских землях, войска Красной Ар-
мии наголову разбили центральную группировку не-
мёцких войск в составе трёх армий, перебив и пленив
при этом 540 тысяч немецких солдат н офицеров.
В битве на Юге Красная Армия окружила и полностью
уничтожила группировку немецких войск в составе
двух армий. При этом советские войска истребили и
взяли в плён болёе 250 тысяч немецких солдат и офи-
церов. Красная Армия разгромила немцев в Румынии,
вышрырнула их из Болгарии, бьёт немцев на террито-
рии Венгрии. Наши войска сокрушили Прибалтийскую
группировку гитлеровской армии. За летнюю кампанию
1944 года Красная Армия с боями прошла от Кишинёва

Ne 220 г.

до Белграда — свыше 909 километров; от Жлобина до

Варшавы — более 600 километров, от Витебска до
Тильзита — 550 километров. Война перенесена теперь’
на территорию фашистской Германии.

В ходе боёв Красная Армия изгнала немецко-фашист-
ских захватчиков сб всей территории советской Украи-
ны и Белоруссии, Карело-Финской, Молдавской, Эстон-
ской; Латвийской и Литовской советских республик.
Низвергнуто трёхлетнее фашистское иго на временно
захваченных немцами землях наших братских совет-
ских республик. Красная Армия вернула свободу де-
саткам миллионов советских людей. Советская госу-
дарственная граница, вероломно нарушенная гитлеров-
скими полчищами 22 июня 1941 года, восстановлена
на всём протяжении от Чёрного до Баренцова моря.

Таким образом, истекший год явился годом полного
освобождения советской земли от немецко-фашистских
захватчиков.

Завершив освобождение родной земли от ‘гитлеров-
ской нечисти, Красная Армия помогает теперь народам
Польши, Югославии, Чехословакии разорвать цепи фа-
шистского рабства и восстановить их свободу и неза-
BHCHMOCTb.

В зимних и летних сражениях истекшего года Крас-
ная Армия показала возросшее воинское мастерство.
Воины Краёной Армии умело взламывали укреплённые

Тов. М: И: Калинин вручает орден «Победа». Маршалу Советского Союза И.В. Сталину

ВТОРНИК, 7 НОЯБРЯ 1944 г. № 265 (8567)

КАЗ

Москва

`полосы противника, стремительно преследовали, окру-

жали и уничтожали врага. В наступательных боях про-
явилось чёткое взаимодействие всех родов советских
войск, высокое искусство манёвра. Советские воины
закалились в сражениях, научились громить и побеж-
дать врага. Красная Армия выросла в грозную силу и
превосходит врага своими воинским умением и боевой

техникой.

Силы Красной Армии многократно умножаются сла-
женной работой советского тыла. Рабочие, колхозни-
кий, интеллигенция с честью выполняют свой долг пе-
ред Родиной, героически преодолевают  трудности во-
енного времени, бесперебойно снабжают Красную Ар-
мию вооружением, огнеприпасами и продовольствием.
Советское хозяйство беспрестанно наращивает свои
силы и оказывает всё возрастающую помощь фронту.

Красная Армия и советский народ Готовы нанеств
новые уничтожающие удары по врагу. Дни гитлеров-
ского кровавого режима сочтены. Под ударами Крас-

вой Армии окончательно развалился фашистский ‘блок,

гитлеровская Германия лишилась большинства своих
союзников. Мастерски проведённые армиями наших
союзников крупные онерации в Западной Европе при-
вели к разгрому немецких войск во Франции и Бельгии
и освобождению этих стран от фашистской оккупации.
Союзные войска перешли западную границу Германии.
Совместные удары Красной Армии и англое-американ-
ских войск по гитлеровской Германии приблизили час
победоносного окончания войны. Завершается окруже-
ние гитлеровской Германии. Логово фашистского зве-
ря обложёно со всех сторон и никакие ухищрения
врага не спасут его от неминуемого полного разгрома.

Красная Армия и армии наших союзников заняли ис-
ходные позиции для решающего наступления на’ жиз-
ненные центры Германии. Задача сейчас состоит в том,
чтобы стремительным натиском армий Об’единённых
наций в кратчайший срок сокрушить гитлеровскую
Германию.

ты, офицеры и генералы! Трудящиеся Советского
Союза!

В Великой Отечественной войне мы отстояли свою
Родину от захватчиков, окончательно ликвидировали
угрозу порабошения народов СССР фашистскими из-
вергами и стоим теперь накануне полной победы.

В ознаменование исторических побед Красной Армии
на фронте и великих успехов рабочих, крестьян, интел-
лигенции в тылу, в честь освобождения советской зём-
ли от немецко-фашистских захватчиков, — ПРИКА-
ЗЫВАЮ: И

Сегодня, в день: 27-й годовщины Великой Октябрь-
ской Социалистической революции, в 20 часов побиз-
веёти салют в Москве, Ленинграде; Киеве; Минске,
Петрозаводске, Таллине, Риге, Вильнюсе, Кишинёве,
Тбилиси, Севастополе, Львове двадцатью четырьмя
артиллерийскими залпами.

Да здравствует 27-я годовщина Великой Октябрь-
ской Социалистической революции! a

Да здравствует наше свободное советское отечество!

Да здравствует наша Красная Армия и Воеённо-Мор-
ской Флот! 7 р

Да здравствует великий советский нарол!

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и
независимость нашей Родины!

Смёфть немецким захватчикам!

Верховный Главнокомандующий
Маршал Советскозо Союза

. И. СТАЛИН.

Фото С; Гурарий.
и 1

_ Вручение ордена „Победа”
Маршалу Советского Союза СТАЛИНУ И. В.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

тов. М. И. Калинин вручил 5 ноября орден «Победа»
Маршалу

Виссарионовичу,. награждённому
заслуги в организации и проведении наступательных
операций Красной Армии, приведших к крупнейшему
поражению германской армии и к коренному измене-
нию положения на фронте борьбы с немецко-фашист-   Красного Знамени,

Советёкого Союза

Сталину Иосифу
за исключительные

за выслугу лет в К

скими захватчиками в пользу Красной Армии.

Одновременно Маршалу Советского Союза Сталину
Иосифу Виссарионовичу в соответствии с Указом Пре-
зидиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года
о награждении орденами и медалями генералов, офи:
церов и сержантского состава сверхерочной службы
расной Армии был вручён орден