ВТОРНИК, 14 НОЯБРЯ 1944 г. № 269 (8571)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

‚ Сталинское задание
будет выполнено

Собрание на заводе авиационных моторов

Большой под’ём переживает коллек-!
тив моторостроительного заведа, где ди-
ректором тов. Солдатов. Недавно Государ-
ственный Комитет Обороны дал заводу
новое большое и сложное задание. Война!
научила людей этого замечательного пред-
приятия верить в свои силы. И у коллек-
тива сегохня одна только дума, одно стре-
мление — во что бы то ни стало выпол-
нить сталинское захание, значительно уве-
личить выпуск мощных авиационных мо-
торов.

Когда рабочие и инженеры услышали
хоклад товарища Сталина, услышали.
волнующие слова о том, что советская’
земля полностью очищена от гитлеров-.
ской нечисти, в их сердцах ещё жарче
загорелось желание помочь Красной
Армии добить фашистского зверя.

...Цех коленчатых валов и валов вин-
та мотор» — ведущий на заводе. Ero
работа главных образом определяет
успешный выпуск моторов. На плечи це-
хового коллектива война возложила не-
\егкую нагрузку. Ценою огромного на-
пряжения сил коллектив почти всегда с
честью выходит из любого положения.

Вот и сегодня во вместительном зале
собрался весь коллектив цеха, чтобы
обсудить выводы, вытекающие из док-
лада вождя.

Собрание открывает Вячеслав Митро-
фанович Тужбин, бессменный начальник.
цеха, переживший вместе с коллективом
самые трудные годы войны.

— Товарищи, — говорит он, — pa-
бочий класс, в том числе мы с вами, за-
служил похвалу товарища Сталина. Рабо-
тали мы честно. По сравнению с 1941 го-
дом в 2,5 раза увеличили выпуск коленча-
тых валов. Всегда выполняли задания
Статина. Теперь нашему заводу дано но-
poe большое задание. В октябре завох
испытал свои силы, справился неплохо.
Bee производственные группы выполни-
IH увеличенную программу в срок и ком-.
плектно. В ноябре программа возросла
ешё на 20 проц. Ho цех продолжает
‘эжелневно фаботаль по графику, имеет
все основания превысить и эту програм-
му. Разве не созданы для этого необхо-
димые условия?!

Действительно, старый цех в нынешнем
году обновился, помолодел. Тяжел был
здесь трух рабочего. Коленчатый вал ве-
сит 85 килограммов, вес одной крупной
летали достигает 4 пудов. Раньше все это
перетаскивалось вручную, теперь подача
деталей от станка в станку механизирова-
на. Полная перестановка оборудования
помогла создать технологический поток,
труд рабочего облегчен, стал гораздо про-
изводительнее.

На-днях в цех пришло пополнение —
более 80 молодых рабочих, окончивших
ремесленные училища. Новичков заботливо
встретили, удобно устроили в отдельном
общежитии, выделили опытного воспита-
теля, на второй же день поставили Е
станкам. Старые работники цеха весьма
довольны новым подкреплением,

Начальник цеха называет имя 16-лет-
него Николая Пономарева, поступившего
на завод перед Октябрьским праздником,
выполняющего теперь двойную програм-
му. Лужбин мог бы назвать еще много
десятков

имен передовых стахановцев,

нозания.

ботку его участка, он имеет право от-
крыть свой лицевой счет в «Сталинский
фонд победы». у

— Сейчас мы с вами твердо стали на
ноги, — заканчивает начальник цеха —
теперь, как никогда, важно не сбиться с

ритма. Пусть это помнит каждый! А вель
  кое за кем числятся грешки, и немалые.

Начальник цеха напоминает о слабых
сторонах работы коллектива. Есть случан
небрежной работы, ломки инструмента,
много брака. Прогулов и опозданий в цехе
теперь почти нет, но не вызелись еще
любители поболтать, работать вразвалку
в начале смены. Цех Лужбина законно

пред‘являет счет и своим поставщикам —
завода, цехам Но-

инструментальщикам
рибина и Раппопорта.

— Впереди ещё немало напряженной
работы и трудностей, — заключает Луж-
бин, — но мы за войну многому научи-
лись. Задание Государственного Комитета

Обороны выполним, моторы будут, то-

варищ Сталин!

Начальник первой группы инженер
Мягков напоминает всем собравшимся,
как важно сплотить новое пополнение
рабочих со старым коллективом.

— С помощью сменных мастеров

Щербакова и Маслова, — говорит Мяг-

ков, — я берусь к новому году научить
своих новичков работать на любом стан-
ке участка, а на моем
около 10 разных типов станков;

Слесарь 7-й группы стахановец Васи-
ani Леконцев с волнением сообщает сво-
им товарищам, что сегодня его включи-
ли в число вкладчиков <Фонда победы».

— Сталин сказал, что Красная Армия
и армии наших союзников заняли исход-
ные позиции для решающего наступления
на жизненные центры Германии. Моя

мечта, чтобы наши воины поскорее
вошли в Берлин. Мы, производственники,

тоже должны занять новый исходный py-
беж. Беру обязательстве каждый день да-
вать сверх задания ещё 3 комплекта де-
талей.

Искренно и горячо выступил стахано-
вец первой группы Александр Умпелов:

— С самого начала войны я работаю
на одном участке, выполняю нормы на
200, иногда на 300 процентов. Вчера и
сегодня моя выработка превышала три
нормы. Ещё никогда сборку не задержи-
вал и не задержу. Нам надо фашистеких
гадов скорее разбить.

Внимательно слушал, зал выступление
директора завода генерал-майор» инже-
нерно-авиационной службы тов. Солда-
това:

— Два раза нап завод-удостоилея ве-
ликой чести получить личное задание
товарища Сталина. Это значит, что труд

налнего котлектива имеет большое зна-

чение для страны. Сейчас, когда близит-
ся окончание войны, правительство по-
требовало от нас значительно увехичить
выпуск продукции.

—- Отрадно^ продолжает директор, —
что налг основной цех, цех коленчатых
валов, крепко стал на ноги. Прямо вам
скажу, в октябре вы сработали блестяще.
  Не перехвалить бы только вас. (Оживление
  в зале). Надо, чтобы ритм устоялся и цех

З Е Условились так: когда выра`
  бота раосчего превысит среднюю выра-

участке имеется

в ноябре обязательно отвоевал право хра-
нить знамя ГКО; несколько месяцев на-
зад врученное заводу. Надо работать так,
  чтобы ло конца войны знамя не ушло с за-

геройским трудом поддерживающих честь.
цеха. На весь завод гремит имя KOMCO-
мольца Александра Вакуленко, вожака
лучшей фронтовой молодежной бригады.
Вее уважают старейшего  сверловщика
Дмитрия Константиновича Ешкова, пока-
зывающего высокий класс точности в
своей -тонкой работе. Всегда за дзоих
работает лучший шлифовщик Александр!
Михайлович Пушкарев.
лишь всех!

— После выступления товарища Ста-
лина, — сообщает тов. Лужбин, — более
70 рабочих цеха обратились ко мне с
просьбой открыть лицевые счета в «Ста-
линский фонд окончательной победы над
врагом».

Илея создания такого фонда рохилаёь
на заводе в дни предоктябрьского сорев-

вода. Вали цех очень важный. Лучше фа-
 ботаете вы, — лучше работает весь завод.
  Помните об этом и, главное, помните, что

Сталин.
Разве перечис-
  отверженному труду.

грамму;
труда на 5 процентов; снизить брак по
сравнению с октябрем на 50 процентов и
концу года обузить новое пополнение
рабочих.

На этом собрание закрывается.

„День здравоохранения‘ в Свердловской области

СВЕРДЛОВСК, 13 ноября. (По телегр. от[ведут огромную работу. Они не. только не
соб. корр.). Вчера, 12 ноября, в городах и ослабили медико-санитариого ‘обслужива-
районах области прошел «День здравоохра- ния населения деревни; но, наоборот, уси-
нения» — воскресник помощи лечебным уч-  лили и улучшили &го. В Свердловской об-

за налней работой наблюдает товарищ

Последним выступил нарторг цеха Ли-
хачев; Он призвал весь коллектив к само-

Коллектив цеха обязался: на два про-
  цента перевыполнить неябрьсную про-
повысить производительность,

>

71 ноября в гор. Лодейное Поле состоялось
торжественное открытие музея «Свирская
нобеда», основанного на месте, откуда
21 июня 1944 года началось победное насту-
пление войск Карельского фронта. В центре
территории, рядом с главным зданием му-
зея, установлен монумент И. В. Сталина
высотой в И метров.

Фото Б. Васютинского (ТАОС),

В исполкоме Моссовета

В нынешнем году значительно лучше,
чем в прошлом, проведена подготовка к
учебному году в школах столицы. В этом
деле участвовало 8 тысяч учителей, 15 ты-
сяч учащихся старших классов, родители,
комсомольские юрганизации, до 400 шеф-
ствующих предприятий и учреждений. От-
ремонтированы все школьные здания, при-
ведены в порядок мебель и учебные ка-
бинеты.

Исполком Московского Совета подвёл
итоги этой большой работы. Несмотря на
сложную обстановку военного’ времени,
созданы необходимые условия для нор-
мальных учебных занятий. Наиболее
успешно подготовились к новому учебно-
му году школы Кировского района. За
этим районом оставляется переходящее
красное знамя Моссовета. р
За успешную работу ‘по подготовке к
новому учебному году награждены почёт-
ными грамотами и денежными премиями
196 директоров и заведующих учебной
частью школ, учителей, военных руково-
дителей, школьных инспекторов, завхозов,
Почётными грамотами награждена боль-
Wad группа работников шефствующих
предприятий и учреждений. Среди награж-
дённых — нарком авиационной ‘промыш-
ленности генерал-полковник инженерно-
авиационной службы А. И. Шахурин, Ге-
рои Советского Союза А. В. Ляпидевский
и Э. Т. Кренкель, директор завода «Крас-
ный пролетарийь П. Ф. Тараничев, началь-
ник метрополитена И. С. Новиков и другие.

Выставка образцов
трофейного вооружения

МИНСК, 13 ноября. (ТАСС). На открыв-
шейся здесь выставке образцов трофейно-
го вооружения представлены тысячи раз-
личных экспонатов. Из-под Бобруйска, где
были окружены и уничтожены гитлеров-
ские дивизии, доставлены «тигры», «пан-
теры», «фердинанды», подбитые советски-
ми артиллеристами и бронебойщиками. Де-
сятки пушек самых различных калибров
привезены из районов боёв севернее Мин-
ска. Демонстрируются вражеские самолё-
ты, захваченные на аэродромах противни-
ка. Кроме того, здесь собраны миномёты,
инженерное и интендантское оборудование.

На территории выставки сохранился

Бюрократическое отношение
к жалобам-трудяшихся

(Письмо в

Трудящиеся Серелского избирательного
округа Ивановской области, откуда я из-
брана в Верховный Совет РСФСР, нередко
обращаются ко мне с предложениями,
просьбами, жалобами. Но некоторым из
получаемых писем я в свою очередь
обращаюсь с запросами в наркоматы и
подчиненные им учреждения.

По-деловому, без длительных пауз отве-
чают на запросы Прокуратура СССР и
РСФСР. Если для расследования того или
иного письма требуется продолжительное
время, они без промедления ставят об
этом в известность депутата и жалобщика.
Внимательно относится в запросам Нар-
комсовхозов РСФСР. Аккуратно отвечая
на письма, он оперативно разрешает под-
нимаемые в них вопросы. То же самое
можно сказать и о некоторых других нар-
коматах. ;

Но, к сожалению, в фяде случаев
я встречаю нечуткое, формально-бюрокрая
тическое отношение в своим запросам.
Приведу два примера.

1 июля 1944 года я получила от мате-
ри погибшего на фронте летчика Н. А. Го-
лубева жалобу на бездушное отношение к
ней со стороны органов связи. Командо-
вание Н-ского авиаполка 31 декабря 1941
года сообщило родителям Голубева о ги-
бели их сына. Одновременно оно переве-
40 Ha имя отца деньги, принадлежавшие
сыну, — 4.901 рубль. Случилоевь так, что
в моменту прибытия перевода отец Голу-
бева умер. Почта отказалась выплатить
деньги `матери.

— Нужно, — сказали ей, — чтобы
командование части переалресовало пе-

редакцию)

адресовании перевода. Но работники свя-
зи вновь отказались выдать деньги, с00б-
щив, что они уже возвращены воинской
части. Однако командование части не
подтвердило получения денег.

Толубева много раз обращалась в орга-
ны связи с просьбой разыскать иропав-
ний перевод. Но до последних дней июня
1944 года, т.-е. в течение двух с лишним
лет, она не получила удовлетворительно-
го ответа. i

3 июля 1944 года я направила жалобу
Голубевой в Народный комиссариат свя-
зи СССР. В сопроводительном письме я
обратила внимание наркома на бюрокра-
тическое отношение работников  свя-
зи К этому делу и просила дать указание
о немедленном розыске денег, а о резуль-
татах поставить меня в известность.

Прошло два месяца. Наркомат не отве-
чал. 6 сентября послала ему напомина-
ние. Но и оно осталось без ответа.

Не лучше, видимо, относится к запро-
сам депутатов и Наркомат текстильной
промышленности СССР. 3 июля я напра-
вила заместителю наркома тов. Прощину
полученное мною заявление инженера
Фурмановской фабрики № 1 Голубева,
просившего использовать его по снеци-
альности — технологом-колористом, а не
техником пе вентиляции и ‘увлажнению.
Не получив в течение двух месяцев отве-
та, я в сентябре послала напоминание
наркомату. Напоминание тоже осталось

Новые открытия
советских физиков

ИЗУЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ЛУЧЕН

В последних числах июля из селения
Бюрокан, что у подножья Алагеза, отпра-
вилась в горы большая экспедиция по кос-
мическим лучам, организованная Ленин-
градским физико-техническим институтом
Академии наук СССР и Академией наук
Армянской ССР. В экспедиции участвова-
ли 15 физиков, в том числе академик А. М.
Алиханов, член - корреспондент Академии
наук СССР И. Е. Тамм, старший научный
сотрудник Грузинской Академии наук
И. Ф. Кварцхава, директор Физического
института Армянской Академии наук
Н. М. Когарян и другие. Значительную
помощь в переброске к южной вершине
Алагеза (высота около 3.250 метров над
уровнем моря) экспедиционного снаряже-
ния и лабораторного оборудования оказа“
ли местные колхозники. Научные работы
производились на том же месте, где они
велись в 1942 и 1943 годах. Советские
физики провели у вершины горы три меся-
па. Сделаны интересные наблюдения, ко-
торые привели к новым, весьма важным
открытиям.

Вернувшийся в Москву начальник экспе-
диции, действительный член Армянской
Академии наук А. И. Алиханян сообщил
сотруднику «Известий» с результатах ра-
бот советских физиков.

— До сих пор считалось, что космиче-
ские лучи в основном состоят из мезотро-
нов и электронов,—сказал академик Али-
ханян.— В 1942 и 1943 годах работами
экспедиции на ‘Алагезе было установлено
существование третьей группы частиц, об-
ладающих свойством ионизировать воздух
сильней, чем это делают мезотроны и
электроны.

без ответа.

Такое нечуткое, бюрократическое отно-
шение к запросам депутатов и письмам
трудящихся, с которыми они обращаются
через депутатов в государственные орга-

ревох на ваше имя.

В начале марта 1942 года командова-
ние части прислало распоряжение о пере-

В связи с письмом депутата М. И. Ви-
ноградовой редакция установила сле-
дующее:

Получив 6 июля письмо от тов. Вино-
градовой по поводу жалобы матери лет-
чика Голубева, секретариат Наркомата
связи продержал его целую неделю ий толь-
ко после этого направил в Управление
полевых почт. Оттуда быстро сообщили,
что перевод доставлен в почтовое отделе-

тить перевод и этим завершить перепи-

HOCTD.

Секретариат наркомата направил этот
ответ Главному почтовому управлению и
дальнейшей судьбой запроса депутата пе-
рестал интересоваться. Главное почтовое

управление также забыло 0 письме
тов. Виноградовой.

Когда сотрудник «Известий»  по-
просил ознакомить его с содержанием

запроса и заявления, то оказалось, что в
Главном почтовом управлении никто не
может сказать, где они находятся. Доку-

_  менты, видимо, были потеряны. И только

ИЖЕВСК, 13 ноября. «(По телегр. от соб.
корр.). На состоявшемся в Ижевске собра-
нии многодетных матерей,  созванном
исполкомом горсовета, подведены первые
итоги выполнения Указа Президиума Вер-
ховного Совета от 8 июля текущего года.

Заведующая горздравотделом врач Бур-
делова сообщила, ‘что согласно новому
закону в Ижевске выплачено 100.000 руб-
лей пособий по многодетности. Приведены
в образцовое состояние детские сады и
родильные, дома. На восьми заводах‘ горо-
да организованы комнаты, где кормящие

и демонстрируется один из созданных нем-
цами для обороны Минска дотов со всем
его оборудованием:

]

х

= (ОТ ЧПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

№

В сухой, раскаленной степи, у трех
курганов стоял генерал. Был он высок и
плечист. Сурово хмурил густые, почти
сросшиеся на переносице брови и, ко-
зырьком приставив ко лбу загорелую
жесткую руву, он глядел в степную даль.

В степи было душно. Пахло полынью,
донником и горелым железом.

Закончилась артиллерийская подготов-

ка Е наступлению. По исковерканной, из- `

реждениям, детским .садам, яслям.

В Свердловске коллективы многих учре-
ждений, организаций и предприятий приняли
горячее участие в воскреснике. Студенты
Индустриального института грузили уголь,
работники ряда учреждений пилили, грузилн
дрова. На вывозке дров, угля и торфа рабо-
тало 245 одних только автомашин. Специ-
альные ремонтные бригады приводили в пог
рядок помещения и инвентарь больниц, дет-
ских садов и яслей.

Многие предприятия и организации выде-
лили для лечебных учреждений болыное ко-
личество самых разнообразных материалов—
более 20.000 метров мануфактуры, обувь, ва-
ленки, посуду, кровати и другое самое раз-
нообразное имущество и оборудование. В.
Чкаловском районе в этот день открылись
новые детские ясли, оборудованные целиком
силами общественности.

Много внимания было проявлено к работ-
никам лечебных учреждений. В Сталинском
районе, например, каждый врач получил в
подарок валенки и продовольственную по-
сылку, а также 50 килограммов овощей.

*

В связи с проведенным в воскресенье в
Свердловской области «Днем здравоохране-
ния» народный комиссар здравоохранения
РОФСР тов. А. Ф. Третьяков в беседе с
корреспондентом «Известий» заявил следу-
ющее:

— На-днях в Свердловске закончился с’езд
сельских врачей. В нем приняло участие
свыше 300 делегатов. Как и другие, уже!
прошедшие областные с’езды (а их по

ласти в несколько раз снизилось число рытой земле уже шла в атаку пехота.
инфекционных заболеваний. Во время вой-  Был слышен глухой, захлебывающийся
ны расширилась сеть лечебных с‘учрежде-/ говоров пулемётов и перекатывающийся
ний, в частности количество коек в го- волнами, то замирающий, то вепыхиваю-

родских больницах увеличилось на
процентов, а в сельских—на 43 процента.

Прекрасное начинание свердловских ор-

боты общественности о здравоохранении,
надо всячески приветствовать. Оно свиде-
тельствует о большом внимании партий-
ных и советских организаций к медицин-
скому обслуживанию населения, к работе
лечебных учреждений, играющих огромную
роль в бесперебойной деятельности пред-
приятий, колхозов и совхозов. :
Инициатива свердловских организации,
которые провели «День  здравоохране-
ния», несомненно, будет широко подхваче-
на в городах и селах других областей стра-
Еы. Общественность, руководители пред-
приятий, работники‘ совхозов, колхозники
могут помочь удовлетворить многие на-
сушные нужды медицинских учреждении.
Речь идет о помощи в проведении ремон-
та, в подвозе топлива, в заготовке овощен
для больниц, изготовлении инвентаря и
предметов ухода за больными. На ряду с
этим имеется в виду улучшение условии
быта медицинских работников — ремонт
их квартир, завоз топлива, снабжение озо.
щамии пр.
Можно с уверенностью сказать, что
«День’ здравоохранения», проведенный в
Свердловской области, будет способство-
вать дальнейшему улучшению работы ле-
чебных учрежтений и обслуживания насе-

РСФСР прозедено 32), свердловекий esx
показал, что сельские врачи в дни войны

ления медицинской помощью.

В Дрогобычской области восстановлены МТС

ДРОГОБЫЧ, 13 ноября. (ТАСС). В об-
ласти возобновили работу `12 МТС. Раоо-
чие и специалисты восстановили своимн сен-
лами 46 тракторов, работающих сейчас на!

A

{

вспашке зяби н обмолоте собранного урожая.

Работники МТС ремонтируют еще свыше
50 тракторов, выведенных из строя немец-
кими захватчиками.

ганизаций, направленное на усиление за-

щий опять протяжный крик: «а-а8-а»...

Приближалея час, когда в прорыв долж-
ны пойти танки, которыми командовал
генерал.

Впереди лежало село Томаровка, жел-
тели поля подсолнухов, а над ними поды-
малась ветряная мельница с перебитыми
Ерыльями. a

По удаляющемуся шуму атаки, по
вспышкам разрывов генерал понял, что
Томаровка уже обойдена. Он повернулся
в людям, стоявшим немного поодаль, у
зеленого ящика © полевым телефоном, и
коротко сказал:

— Пора. Головным идет Овчаренко...

Смуглый, коренастый офицер бросился
к «Виллису», вокочил в машину и, махнув
рукой, приказал шоферу: «Полный газ».

«Виллис» помчался, петляя по узкой
полевой тропке, разматывая за собой се-
рую ленту пыли. А через минуту из-за
пригорка выползли танки. Набирая ско-
рость, они пронеслись мимо трех курга-
  нов, к желтым подеолнухам.

Ад’ютант подал генералу серый, про-
пыаенный комбинезон. Помог натянуть
его и застегнуть пряжки. Потом подошла
командирекая <«тридцать-четверка». Гене-

скомандовал: «Вперед!».

2.

Детство генерала прошло в ук
‘деревне пол Киевом. Вырос он. в бедной
крестьянской семье. Мальчиком пас гу-
 сей на берегу мелководной pevRa. Юношей

рал легко, по-молодому забрался в танк и.

матери получают горячие завтраки. 1 нояб-
ря в центре Ижевска открылся магазин
для снабжения беременных женщин. На-

Путями побед

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕОТИЙ»)

ся в армии.*Окончил военную академию.
Сам учил молодых танкистов. А потом на-
чалась война.

Ему пришлось драться под Сталингра-

дом. В августе 1942 года он вёл тяжёлые
оборонительные бои, Когда же началось
наступление и Красная Армия стала сжи-
мать кольцо вокруг немцев под Сталин-
градом, танки генерала замкнули это
кольцо могучим ударом с севера.
После, ликвидации сталинградекой груп-
пировки немцев танковое соединение те-
нерала было брошено в наступление на
Харьков. Генерал надеялся, что дойдёт
до родных своих мест, встретится © от-
цом, который остался в немецкой неволе.
Но тогда это не удалось. Зато летом
1943 года, прорвав немецкую оборону под
селом Томаровкой, что западнее Белгоро-
да, гвардейский танковый корпуе вырвал-
ся вперёд и, пройдя с боями почти 600 ки-
лометров, осенью сосредоточилея на пра-
вом берегу Днепра для атаки на Киев...

0 том, Как танки генерала шли к Киеву
и как они сражались за Киев, можно на-
писаль целую книгу. В этой операции ярко
проявилась не только беззаветная отвага
советских танкистов; но и высокое, до-
стойное изучения искусство военачальни-
KOB..

Под Ахтыркой танки тенерала были
окружены противником. Но это не было
залтаднёй, которую подготовили немцы. Ге-
нерал сам полез в окружение, чтобы из-
нутри смять и ослабить немецкую 0боро-
ну. Он бил по тылам противника, резал
его коммуникации. Фронт германской ар-
мии дрогнул и покатился.

Нрееледуя отступающего врага, танки
вышли к реке. Постройка моста заняла бы
двое, а то и трое суток. Генерал penn,
не теряя времени, переправиться вброд.
Как и под Томаровкой, первьЕми он пустил
танки Овчаренко. Тяжёлые машины пошли
в воду, погружаясь в неё по верхнюю
кромку балини. Крепкое дно реки выдер-
жало нагрузку. Машины, как слоны, вы-
лезали на западный берег. Люди промокли

раинской   На6ЕВоЗЬ, но было выиграно драгоценное,

время...
Началась атака на Виез. Танки сталин-
градцев наступали с севера на Приорки.

ние по адресу, и порекомендовали опла-

ску, имеющую почти трехлетнюю дав-

низации, я считаю нетерпимым.

М. И. ВИНОГРАДОВА,
депутат Верховного Совета РСФСР.

жж

спустя несколько дней в наркомате спо-
хватились и в связи с вмешательством
редажции «Известий» дали указание Фур-
мановскому почтовому отделению выпла-
тить гр. Голубевой причитающиеся ей
деньги.

В Народном комиссариате текстильной
промышленности нам сообщили, что по
письму депутата Виноградовой от 3 июля
наркомат только 22 июля послал во Вто-
рой Ивановский тлавк предложение
использовать инженера по прямому на-
значению. 8 августа один из инспекторов
наркомата по телефону якобы напоминал
тлавку об этом указании. Однако дело до
конца не доведено. Инженер Голубев
продолжает работать не по специально-

сти. Наркомат не счел пужным поста-
вить в известноеть депутата о мерах,
принимаемых по жалобе.

Надо полагать, что народный комиссар
связи т. Сергейчук и народный комиссар
текстильной промышленности т. Акимов
сделают из письма депутата Верховного
Совета РСФСР тов. Виноградовой необхо-
димые выводы.

‘

Собрание многодетных матерей

днях открывается
для матерей.

Яркую речь произнесла на собрании
домохозяйка Загребина. Взволнованно го-
ворила она о той помощи, которую оказы-
вают в Советской стране матерям и детям.
У нее девять сыновей и дочерей. Несмотря
на военное время, дети обеспечены всем
необходимым. Только за последний год
Загребина получила от государства 6.000
рублей пособий.

Все выступавшие горячо благодарили
партию, правительство, товарища Сталина
за огромную заботу о матерях и о подра-
стающем поколении.

диэтическая столовая

ны. Из-за темной хвои их проглядывали
оранжевые пятна осенних берез и орешни-
ка. Кое-где сосны были повалены, 3aropa-
живая дорогу. По ту сторону завалов сто-
яли немецкие пушки. Танки шли прямо
на завалы и прямо на пушки — вперёд.
На балинях танков было написано; «За
Советскую Украину»...

6 ноября генерал стоял на углу Креща-
тика и улицы Ленина. Столица Украины
была свободна. К танкисту подошёл Ни-
кита Сергеевич Хрущев и сказал:

— Hy вот, генерал, мы ив Киеве.

— Теперь надо дальше, вперёд, — от-
ветил генерал.

Может быть, уже тогда ему виделась
дорога в логову фашистского зверя. Она
была трудна. Но генерал верил в свою
могучую родину, в тений великого полко-
водца и в своих создал...

3.

.

говорил своим подчиненным
- гда идёте в бой, вы не одни в
танке. С вами Сталин. Родина с вами.

Это постоянное ощущение близости
родины и ведёт танкистов на подвиг.

Олнажды два танка офицера Аветися-
Ha пошли в боевую разведку. Вырвав-
шись далеко вперед, они заметили, что
большая групна вражеских танков на-
меревается незаметно выйти во фланг
нашему соединению. Если бы это удалось
немцам, они смяли бы тогда нашу о©трел-
ковую дивизию, прорвались бы в тыл, и,
кто знает, какими бы ещё осложнениями
это грозило. а

Надо было предупредить своих. И тог-
да, один из командиров машин сказал
другому: .

— Ты вернись и скоренько доложи 06-
становку, а я их здесь задержу.

Сколько там было немецких танков, —
тридцать, а, может быть, сорок, — сей-
час сказать трудно. Их было много...

Падал редкий снежок, прикрывая пер-
вым пухом мерзлую землю. Из-за зубча-
той кромки леса вставало солнце. Было
тихо, только скрежет немецких танков
становилея веё громче и явственней.

Замаскировав свою машину в кустах,
гвардейцы ждали противника. Когда же
немецкие танки подошли достаточно близ-
KO, гвардейцы открыли огонь...

Уцелеть в этом неравном бою у них
почти не было шансов. Но они хотели за-

Tene:

участвовал в гражданской войне. Остал-

По бокам шоссе подымались могучие Coc-

В этом году участники экспедиции
поставили перед собой сложную задачу —
выяснить природу этих частиц. Труд-
ность заключалась в необходимости вы-
делить их из числа других, уже извест-
ных частиц и организовать за ними наблю-
дения. Подготовка к этому велась задолго
до выезда на Алагез. Была разработана
новая методика (авторы А. И. Алиханян и
сотрудник Физико-Технического института
С. Я. Никитин), а в Институте физических
проблем сконструирована очень чувстви-
тельная аппаратура, позволившая  разли“
чать частицы разных степеней ‘ионизации.
Все это дало возможность выполнить по-
ставленную задачу. Удалось установить
природу этих частиц, которые по своим
свойствам напоминают протоны (протон —
ядро легчайшего элемента — водорода).

— Нет сомнения в том, — говорит А. И.
Алиханян, — что эти данные помогут рас-
крыть многие загадки космических лучей.

Перед экспедицией стояла также за-
дача исследования так называемых боль-
ших космических ливней. Эти явления ча-
ще всего наблюдаются на значительных
высотах. Большие ливни состоят из мно-
гих миллионов электронов, рожденных
космической частицей с огромной энергией,
частицей, пришедшей в земную атмосферу
из мирового пространства.

Мы произвели несколько тысяч на-
блюдений над большими ливнями и опре-
делили энергию космической частицы, вы-
зывающей такого рода явления. Эта энер-
гия колоссальна. Если выразить ее в обыч-
ных единицах измерения энергии — элек-
трон-вольтах, то мы получим число, ©о-
стоящее из 18 цифр. Производя эти иссле-
дования; мы впервые обнаружили ливни
особого типа, которые покрывают неболь-
шую площадь, но в то же время содержат
огромное количество частиц.

*

Условия для наблюдения космических
лучей на Алагезе весьма благоприятны.
Там решено построить постоянную стан-
цию, где получат возможность работать
ученые различных институтов СССР. Стан-
ция будет расположена на’высоте 3.250
метров, а ее филиал-—на высоте 4.000 мет-
ров. Предполагается проложить грунто-
вую дорогу к вершине Алагеза. Это позво-
лит доставлять туда топливо и, следова-
тельно, увеличить срок наблюдений с 3 до
б месяцев.

Сейчас участники экспедиции приступи-
ли к камеральной обработке материалов
и к составлению ‘отчета о достигнутых
результатах.

Когда генерал узнал, как вели себя эти
солдалы, он сказал лишь одно слово:

— Танкисты...

Но сколько нежности и гордости было
вложено в это елово!

4.

После освобождения Киева танковое
соединение генерала устремилось на юг и
сыграло немаловажную роль в окончатель-
ном освобождении от захватчиков всей
украинской земли. Его танки за этот Tox
прошли с боями более 1.000 километров.
Генерал с усмешкой рассказывал, что од-
нажды разведчиками был захвачен приказ,
в котором германским войскам повелева-
лось окружить и полностью уничтожить
его соединение.

Увы! И те, кто подписывал этот при-
543, И те, кто должен был его выпол-
нять, — разбиты. А танкисты генерала,
те, которых немцы хотели окружить и
уничтожить, сами были непосрелственны-
ми участниками трёх грандиозных опе-
раций по окружению и разгрому крупных
сил противника: под Сталинградом, в
районе Корсунь-Шевченковский и, нако-
Hell, под Кипгиневом.

Двадцаль седьмую годовщину
они встретили в Венгрии.

В тот жаркий полдень, в степи под То-
маровкой, когда генерал Андрей Гри-
горьевич Кравченко сказал: «Пора»
и танки фрванулись вперёд, перед ни-
ми была земля Украины. Теперь уже не

Охтября

приднепровские степи, а рощи и сады
Венгрии ВИДЯТ танкисты.
Там советские танкисты услышали

твердый голос вождя.

«Теперь за Красной Армией остаётся
её последняя заключительная миссия: до-
вершить вместе с армиями наших ‹0ю3-
ников дело разгрома немецко-фаптистекой
армии, добить фашистского зверя в ето
собственном логове и водрузить над Бер-
лином знамя победы», говорил товарищ
Сталин.

Терон Сталинграда и Киева, солдаты,
прошедлгие через огонь боёв и испытавшие
счастье победы, слушали голос вождя, как
голос своего сердца.

Потом танки пошли в атаку. Воздух на-
полнилея гулом моторов. Осколки снарядов
ударялиеь в броню, высекая искры.
Сталинское знамя победы влекло танки-
стов вперёд.

лержать противника. И это ям удалось.

В. ПОЛТОРАЦКИЙ,