СРЕДА, 15 НОЯБРЯ 1944 г. № 270 (8572)

,
‘

Штурмовая группа

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Темная осенняя ночь. Андрей Скрябин,
прижавшись в земле за бугорком, время
от времени поднимал голову. Он отчёт-
ливо видел, как впереди  вепыхивал
отонёк.

Е Скрябину поднолз сержант Галиев.

— Это я, Галиев, — прошептал он чуть
алышно и потянулся к уху лейтенанта. —
Нефедьев нодполз в самому доту. Мин,
говорит, впереди нет. Там всего две пуле-
мётные амбразуры. Надо начинать, пока
нас не заметили.

Лейтенант Скрябин думал о том же:
пора начинать...

Ещё накануне пехота вышла на этот
рубеж. Впереди лежало ровное, чистое
поле, край которого у речки обнесён за-
rae бурьяном колючей проволокой.

осредине поля одиноко торчала копна
почерневшей соломы. Когда передние це-
пи подбежали к реке, в коне старой со-
ломы запрыгали огоньки. Раздался звук
пулемётной очереди. Солдаты быстро за-
легли, прячась за бугорками и кочкалги.

Пехотинцы хотели достигнуть желез-
ной дороги, перерезать важную коммуни-
кацию немцев. Три раза поднимались
они, чтобы броситься через реку, но ли-
вень пуль, веером `разбегавшихся из с0-
ломенной копны, снова прижимал их к
земле. Командир роты дал заявку артил-
леристам:

— Разбейте пулемётные гнёзда, спря-
танные в конне.

Вскоре около конны взметнулись чер-
ные столбы земли и дыма. Два снаряда
попали прямо в солому. Воздушная вол-
на подняла и разметала сухие стебли.
Пехота снова поднялась чтобы бросить-
ся Е реке, но оттуда, где прежде стояла
копна, снова застучал пулемет.

Теперь всем было ясно: за копной
сотомы—не обычная огневая точка про-
тивника, & дот, один из тех, которыми
немцы прикрыли свои рубежи в Восточ-
ной Пруссии.

Батарея старшего лейтенанта Гераси-
мова, бившая прямой наводкой, не мог-
ла разрушить . железо - бетонный колпак
дота. Амбразуры попрежнему продолжа-
ля изрыгать смертоносный свинец. Тог-
ха-то на этот участок и была вызвана
штурмовая группа лейтенанта Скрябина.

ВБогда сумерки совсем  стустились п

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСГИЙ»)

— Не двигаться, выждать момент.

Олин Нефедьев по-пластунски пробрал-
ся вперед, проверяя, нет ли мин на пути
в доту. Мин на поле не было. 05 этом и
доложил Скрябину Галиев. И лейтенант
решил: «Пора начинать». Галиев зигзага-
ми пополз по полю, плотно прижимаясь к
земле. Он передавал бойцам приказ Скря-
бина:

—щ Пробирайтееь до мертвого про-
странства. Там ждите сигнала.

Скрябин видел вокруг себя ползущих
Tel, освещаемых разрывами. Совсем
рядом стреляли немецкие пулеметы.

Скрябин сам рванулея вперёд. Нуж-
но проползти всего двадцать — тридцать
метров. А там мертвая, необстреливаемая
из пулеметов зона. Немцы не посмеют вы-
лезть из железо-бетонного дота и бросить-
ся в рукопашную. Казалось, вот уже но-
следний рывок, и Скрябин у цели. Но что-
то толкнуло его в руку выше локтя, об0-
жгло. Потекла кровь. Скрябин стиснул
зубы, чтобы не векрикнуть, напряг все
силы и оттолкнулея вперед. Вее. Вот она,
мертвая зона. Теперь можно поднимать
бойцов на штурм. Но не успел Скрябин
подать команду, как услышал голос Не-
федьева:

— Ребята, давай сюда!

Нефедьев лежал уже на стальной крыш-
56 дота и стучал по ней:

— Выходите. Иначе гранату брошу.

Но рассчитывать на то, что гарнизон
немецкого дота сдастся в плен, не при-
ходилось. Во что бы то ни стало нужно
было расчистить дорогу нашей пехоте.

Дот окружила вся группа. Скрябин
увидел, что ранен не он один. С
трудом тянул груз с толом ефрейтор 05-
 танин. Стонал от боли сержант Галиев.
Но все, в том числе и раненые, добра-
лись до цели.

—- Бросай
Скрябин.

Нефедьев кинул в амбразуру вначале
одну гранату, потом вторую. Раздались
взрывы. Штурмовики притихли. Присду-
шались. В доте кто-то возился. Нефедья
св и Бялик бросили внутрь пота ещё Hec-
Болько гранат. Снова глухие разрывы и—
тингива...

Утром пехота миновала открытое поле
и дралась уже далеко за речкой. Штур-
мовая группа лейтенанта Скрябина сда-

гранаты! приказал

вражеский пулемет замолчал,  МИНеР  аль обезвреженный немецкий дот коман-
Григорий Нефедьев полез в речку. Про- дованию полка. В железо-бетонном помё-
ABUTAICH он осторожно, ОесШУМНо, И  пении, врытом в землю, валялось 11
Скрябин подумал: трупов. Два немца были тяжело ранены.

— Молодец. Здорово понаторел в (коло поврежденных пулемётов лежали
этом деле.

Нотом . Скрябин услышал
треск: Нефедьев резал проволоку.

Вдруг на том месте, где днем торчала

копна.соломы, а к вечеру осталась лишь
_оголенная. исцарапанная серая верхуш-
ка дота, снова загремел пулемет.

— Догадались, — подумал Скрябин.

Он готов был вривнуть Нефедьеву:
«Прижмись в з6мле!» — но ‘до слуха
ето сквозь дробь пулемета снова донес-
ся металлический хруст. Значит, Не-
федьев продолжал свое дело.

Через полчаса Нефедьев вернулея. Он
подполз к лейтенанту Скрябину и сказал
ему: .

— Можно. По одному зы мной.

Штурмовая группа по одному форсиро-
вала речку и проволочные заграждения,
рассыпалась по ровному полю. Встрево-
женный враг огрызнулся огнем многих
батарей. Скрябин приказал бойцам
труппы:

ленты с огромным запасом патронов.
*

Рассказывая 0 роли и действиях штур-
мовых групп, генёрал, в подчинении KO-
торого находится и группа Скрябина, го-
ворит: Е

— При прорыве рубежей обороны
противника штурмовые группы играют
исключительную роль. Создаются они из
наиболее смелых и решительных бойцов,
сержантов и офицеров. В группу обяза-
тельно включаются саперы, минеры, раз-
ведчики и автоматчики. Каждую такую
группу мы очень тщательно тренируем к
боевым действиям. Выучка играет в этом
деле, пожалуй, решающую роль. Штур-
MOBHE обязан быть отличным  плабту-
ном, уметь выбрать подходящую минуту
для атаки. Поэтому, несмотря на трудно-
сти выполняемых заданий, потери штур-
мовых групи незначительны.

Л. КУДРЕВАТЫХ.
ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ, 14 ноября.

легкий

В помощв индивидуальному строительству

ВИЛЬНЮС, 14 ноября. (ТАСС).
скорейшего восстановления разрушенных
городов и местечек Советской Литвы Ком-
мунальный банк и его отделения выдают
ссуды рабочим и служащим на побтройку
индивидуальных домов.

При  Коммунальном банке Литовской
ССР. и его. Каунасском отделении opra-

С глубоким вниманием и волнением я`
слушал великого Сталина. Наш вождь
развернул в своём докладе картину наших
замечательных боевых убпехов.

01; Сталинграда до Будапешта, 07
Петсамо до прусских городов He0b03-
римые поля сражений хранят следы
единоборства нашего народа с черными
силами гитлеризма, с его техникой, сод-
ранной почти со всех стран Европы,

На советских землях теперь ржавеют
некогда могучие немецкие военные ма-
шины. Никто не станет отрицать, что
немецкая военная техника сильна. Важ-
дый фронтовик знает 910, каждый пове-
титель выставки трофейное  вооруже-
HHA может убедитьея в этом. Громадные

танкй — «тигры», «пантеры», on
“erpare  «Фовке-Вульфы-190», тяжелые
`<«Юнкёрсы»;  таниетки-торнеды, управ-

ляемые по радио, десятибтвольные мино-
мёты, прыгающие мины, передвижные
доты-крабы == Еакнм разнообразием
срёдетв разрушений и убийств раснола-
гают наши враги!

Тем острев наша радость, тем выше
наша гордость за Красную Армию, укро-
тившую, повергнувшую впрах и взяв-
шую в плен всю эту технику. Вражее-
кая техника побеждена не потому, что
она была слаба, а Нотому, что советская
TOXHHKA оказалась сильнее, потому что,
как сказал товарищ Сталин, Советский
Союз превзошёл по спае  титлеровскую
Германию. Враная Армия очистала от
захватчиков все земли нашей страны: Ре=
шающую роль в этом сыграли неё Только
храбрость, выносливость, ум наших
воинов, нё Только их мужество и любовь
к родине, но и Непревзойденная боевая
техника, которой вооружили советского

воина наша индустрия, наша наука.

В стремительном Натиске советских
танков олицетворен путь  новаторетва
нашей техники, в полёте «Лавочкиных» и
«Янбвлевых» мы чувствуем смелый по-
él конструкторской мысли, в -OTHS

Наша наука верно служит родине

Для  низована техническая консультация по ин-

дивидуальному , строитёльству. Главнов
архитектурное управление республики об’я-
вило конкурс на лучший проект жилого
дома. Несколько вот рабочих и служащих
уже получило ссуды и начало строитель-
ство.

воза
Академик Е. ПАТОН
Терой Оонизлистического Труда
вов
гвардейских миномётов заложен творче-
скнй огонь советских ученых.

Прорывы мощных  нёмецких уврепле-
НИЙ, «котлы», «кабЩИ», «мешки», гдо
доколачиваются вражеские дивизии, —
310 торжество нашей военной науки.

Сокрушающие удары, нанесенные Ерас-
ной Армией по фашистским полчищам в

ходь вбей Отечественной войны, — это занвовых Ropityeax,

новые достижения сталинской науки по-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ССС

В Сочи проходит сбор мандаринов. Нервые
партии собранных слодсв направляются в
госпитали и части Красной Авмин. На
снимке; согрудницы Сочинской опытной
станции А. Воскресенская и ВК. Панкратова
за сборсм мандаринов.

Фото П. Кальницкого.

Намятники
выдающимся деятелям
советского народа

ЛЕНИНГРАД, 14 ноября. (По телеф.
от соб. корр.). Папки ленинградского за-
вода «Монументскульптура» — заполнены
многимн ответственными заказами. В дого-
ворах предусматриваются` восстановлетие,
сооружение новых памятников вождям ре-
волюции, выдающимся деятелям советско-
го народа и героям Великой Отечественной
войны.

В цехах завода идет формовка восста-
навливаемого памятника В. И. Ленину для
столицы Белорусской ССР — города Мин-
ска. Вслед за этим начнется формовка па-
мятника С. М. Кирову для Петрозаводска.
Оба памятника работы народного худож-
ника РСФСР М. Г. Манизера.

Завод заключил договор на сооружение
памятников Героям Советского Союза Зое
Космодемьянской для города Тамбова и
Лизе Чайкиной для города Калинина.

Особый интерес представляет групповой
памятник герою Отечественной войны ге-
нерал-лейтенанту Ефремову для города
Вязьмы. Группа изображает генерала и его
отважных бойцов. В центре композиции—
фигура героического военачальника высо-
тою в пять метров.

«Монументскульптуре» поручено изго-
товление памятников В. И, Ленину для
города Шахты и генералу армии И. Р.
Апанасенко для Белгорода. Заводу пред
стоят также большие работы по рестав-
рации некоторых памятников в Ленинграде,
как, например, обелиска на месте дуэли
Пушкина и др.

Юбипей московской’
«Скорой помощи»

Вчера состоялось торжеслвенное заседа-
ние, посвященное 25-летию работы Mo-
сковской станции «Скорая помощь». С
большим интересом был выслушан доклад
начальника станции заслуженного врача
РСФСР А. С. Пучкова. Докладчик остано-
вился на этапах развития этой организации,
начиная с первого вызова, принятого
25 лет назад выездным врачом В. А. Круг-

ликовой, поныне работающей в «Скорой
помоши».
Собравшиеся прослушали также 3a-

пись Ha пленку работы коммутатора

«Скорой помощи» — вызовы врачей, отве-

ты дежурных и т. д. Эта запись показала,
как оперативно работает московская «Ско-
рая помощь», как
к обрашающимся гражданам

станции.
На заседании были оглашены приказы
Наркоматов здравоохранения CCCP и

РСФСР о награждении работников москов-
ской «Скорой помощи». Заместитель пред-
седателя исполкома Моссовета М. В. Са-
рычева вручила лучшим работникам стан-
ции значок «Отличнику городбкого хозяй-
ства».

В адрее «Скорой помощи» поступило
много приветствий от государственных и
общественных организаций.

мысль сотрудников нашего инотитута.
Был найден заменитель в виде шлака
уральских доменных печей, работающих
на древесном угле. И поныне вбе танко-

строитеавные заводы работают на этом под’ Нарвой и пегурмом,

maane. a

Теперь броня боевых машин вкрёе
ляется только автоматической сваркой.
Она все больше и больше внедряется B
производотво. Даже конструкции новых
танков разрабатываются с учетом авто:
матической сварки,

За годы войны наши автоматы cBa-
рили около 6.000 кплометров шва на
тысячи и тысячи

танков, самоходных орудий, разящих

беждать. Наша победы B нынешней BOH- немецко=фашистсвих BORK, десятки TH=

не — это торжество марксистено-ленин- еяч бомб, сбрасываемых на их головы,

ской науки;

Советская наука прогрессивна й Гау=
бово патриотячна. Наши ученые глубо-
ко развивают свой достижения во имя
единой благородной цели — саужлть
народу в его борьбе з& быстрейший и
окончательный разгром врага.

Emé 30 войны руководимый мною Ин-
ститут электросварки Академии наук
Украинской OOP разработал специаль-
ную аппаратуру, состав сварочного фаю-
са; основную техноаогию автоматической
сварки 10 новому, ВыЫсокопроизводи-
тельному ‘способу. Когда грянула война,
зы постарались использовать автосвар-
ку дая целей обороны родины. Сначала
нам удалось это сделать на OTHOM из
уральских заводов при изготовлении
корпусов авиабомб, а потом — при про-
изводстве #0рпус6в тяжелых, средних и
легких танков и самоходных орудий.

Это — небольшой пример, иллюбтри-
рующий сталинские слова 0 том, что 60-
ветская интеллигенция, двигая технику
путями прогресса, применяет BOB е6
достижения в военной промышленности
1 тем помогает деду нашей победы. Я
горжусь тем, UTS наш институт внес
ввою аепту в общенародный  героиче-
CEH труд для победы над ненавистным
врагом,

Высокая оценка
труда советсвой интеллигенции  влох-
Новаяст, вызывавт желание ёщеё актив-
нее творить, еще энёргичнёе совершен-
cTBOBaTS. : i

Ирасная Армия заняль исходные по-
зиции лая последнего сокрушительного
удара по врагу. Советокив ученые, кон-
структоры, инженеры, стахановцы рабо-
тают над тем, чтобы в этом ударё были
сосредоточены вся острота нашей техни-

внимательно относятся

В историческом докладе товарища
Сталина с исчерпывающей полнотой оха-
рактеризованы великие победы Красной
Армии за прошедший год. В 1944 году
Красная Армия нанесла немцам десять
сокрушительных ударов, изгнала их из
пределов Советского Союза и перенесла
военные действия на территорию Герма-
НИИ.

Один из этих ударов, восьмой по сче-
ту, был нанесен немцам в сёнтябре— ок-
тябре 1944 года на северо-западе нашей
страны, в Прибалтике. Как отметил в
своем докладе товарищ Сталин,—<В pe-
зультате этого удара: а) была освобожде-
на Эстонская советская республика;
0) была освобождена большая часть Лал-
вийской советской республики; в) была
выведена из строя союзница Германии—
Финляндия, которая об’явила войну Гер-
мании; г) более 30 немецких дивизий
оказались отрезанными от Пруссии и за-
жалыми в клещи в районе между Тукум-
сом и Либавой, где они теперь доколачи-
ваются нашими войсками».

Среди сражений Великой Отечёственной
войны битва за Прибалтику займет одно
из видных мест. В ней Красная Армия
снова продемонстрировала свои высокие
боевые качества.

Нашим частям пришлось действовать
Ha лесисто-болотистой, озерной и mepe-
сеченной большим количеством речных
рубежей местности. Ме одну, а много
оборонительных полос создали немцы на
подступах к Прибалтике и внутри её. Го-
pox Нарва, система озёр Чудекое u
Псковское, города Остров, Идрица, По-
лоцк и другие крупные населённые
пункты , были превращены в мощные
узлы сопротивления и как бы вкраплива-
лись в линию немецкой ебороны на под-
ступах к Прибалтике. Укрепленные райо-
ны Вильнюса и Каунаса; Валгский оборо-

нительный рубеж; эшелонированные на’

глубину свыше 40 километров укреплен-
ные позиции врага. под Ригой; полновод-
ные реки Неман, Вилия, Западная Дви-
на, Великая и многие другие водные ру-
бежи и узлы сопротивления  дополня-
ли общий ансамбль немецкой обороны в
Прибалтике, делая её труднопреодоли-
мой. За линией укреплений восточных
границ Прибалтики была создана, та-
ким образом, своего рода зона оператив-
ных заграждений, рассчитанная на за-
держку крупных войсковых Mace по вбе-

му фронту.

Прорыв немецкой обороны под Витеб-
ском, блестяще осуществленный войска-
ми генералов Черняховского и Баграмя-
на, явился прелюдией к наступлению
Ерасной Армии в Прибалтике. Разгромив
во взаимодействии с 3-м Белорусским
фронтом витебскую группировку против-
ника, генерал Баграмян главными силами
устремилея на Шауляй. Этот удар пред-
определил овладение войсками правого
крыла фронта гордом Полоцк — силь-
ным узлом обороны немцев на под-
ступах в восточной части Прибалтики.
Удар на Шауляй и овладение По-
лоцком как бы открыли ворота для
наступления войск ‘l-ro Прибадтий-
ского фронта в глубь Литвы и Латвии.
В этом был глубокий оперативный смысл.

Выходя к Рижекому заливу, войска
генерала Баграмяна разрезали  при-
балтийскую группировку немцев, а раз-
вивая наступление вдоль левого бере-
га Западной Двины, они лишали вся-
кого значения оборону противника на
этом широком и весьма важном водном
рубёже. С другой стороны, 1-й Прибал-
тийский фронт, выполняя самостоятель-
ную стратегическую задачу, вместе с
тем оперативно обеспечивал правое кры-
30 своего соседа слева — 3-го Белорус-

Сотрудники сого фронта, развивавшего наступление

на Минском и Вилейском направлениях.

Овладев 22 июля городом Паневежис,
21-10 — городом Шауляй, а 31 июля —
Митавой, генерал Баграмян успешно вы-
полнил свою задачу. Удар южнее Полоц-
ка’ он развил в гаубокий оперативный
прорыв и, выйдя к Рижекому заливу,
рассек прибалтийскую группировку про-
тивника. : a

Велед за 1-м Прибалтийским нанесли
удары немцам войска 2-го и 3-го При-
балтийских фронтов. Генерал Еременко
обрушилея на оборону немцев в районе
северо-затаднее и западиве Новосоколь-
ники, & генёрая Масленников совершил
мощный прорыв из района южнее Остро-
ва и спустя четыре дня овладел этим го-
родом. Через несколько дней пербшаи в
наступление войска Ленинградского френ-
та. Они прорвали сильную оборону немцев
проведенным в
комбинации с обходным маневром, взяли
Нарву. Этим был завершен цикл особен-
но, пяжелых 6068 Meany Чудеким озером
ий Финским заливом. Продвинувшись к
западу от Нарве, войска Ленинградско-
го фронта начали готовиться к решаю-
щим боям за Эстонию, которые развер-
нулись несколько позже:

В период опибываемых бобытий была
достигнута баббтящая победа в южной
части Советской Прибалтики. Армии ге-
нерала Черняховского, пройдя с боями
посаб прорыва под Витебском 400 кило-
метров, овладели столицей Литвы — го-
родом Вильнюб и начали очищать Литву.
В районв Вильнюса гитлеровцы основа
тельно уврепились и пытались задержать
наступление найтих войск. Пехота, танки
й нонница 3-го Белорусского фронта ofpy-
жили группировку противника и в ko-
роткий срок © нею рабправились. Немцы
потеряли здесь свышв 8 тысяч убитыми,
5 тысяч пленными.

на всем протяжении восточных границ
Прибалтики и дая такие трещины, которые
немцы оказались не в бобтоянии закрыть,
хотя они и употребили для этого отчаян-
ные усилия. Однако худшев поджидало их
впереди. :

Войбка 2-го Прибалтийского фронта, не-
вмотря на 70, что им пришлось действовать
в условиях особенно грудной местности, нё
дали немцам возможности закрепиться на
рубежах и одновре-

Испытания боем показали Замечатель-  ческой мысли, всея мощь нашей инду-  промежуточных оббчиноний

Эту трудность преодолела

ную прочность швов, сваренных автома- стрин. А потом, после войны, наука на-
тами, & темпы сварочных работ увели-  шей родины будет Tak же верно служить
чились В 10 раз. После захвата немца-   воссозданию  социалиетичеекого хозяй-
ми Донбасса, где изготовлялись фаюсы   ства, и не одна металлическая конструк
для автосварки, на отдельных заводах  ция на стройках восстановления еще бу-
возникли затруднения при их выцлавие. дет накрепко вварена нашим швом авто-
научная   матической сварки.

менным ударом подвижных
овладели городами Двинск и Резекне.
Успех гонбрала Ерёменко имел огромное
значение. Немцы лишились важного узла
железных и грунтовых дорог, что значи-

5 oao
Полковник И, KOPOTHKOB

oo Cc

этим войска 2-го Прибалтийского фронта
получили возможность сосредоточиться
дая последующих ударов на Рижеком на-
правлении.

наступлении 3-го Прибалтийского
фронта важным оперативным результатом
явилось овладение Пековом — мощным
пунктом` обороны немцев на подступах к
южным районам Эстонии. Овладение Иско-
вом в значительной степени было предопре-
делено захватом войсками генерала Ма-
сленникова города Острова. Потеря Остро-
ва поставила немцев под угрозу охвата с
юга, так как в их распоряжении осталась
ввего одна железная дорога, проходящая
на Ригу. Между прочим, и эта дорога нахо-
дилась под систематическими ударами
нантей авиации. Все это облегчило ночной
наступательный маневр войск фронта по
овладению Пековом, проведенный зесьма
искусно. Город был взят. В бессильной
ярости немцы варварски и гнусно метили
Пскову. Они взрывали и жгли его дома,
предприятия и старинные постройки —
уникумы древнерусского зодчества.

*

В концу июля в известной степени за-
вершилея один из этапов наступления
наших зойск в Прибалтике. Август и пер-
вая половина сентября прошли под зна-
вом борьбы на Рижском направлении, на
направаении Тарту и в Литве — на под-
ступах в Восточной Пруссии. В это время
боевые действия отличались крайним
упорством. Бойска трех Прибалтийских
фронтов, последовательно нанося удары,

Битва за Прибалтику

с боями до 150 километров и освобохили
от захватчиков столицу Советекой Эето-
нии. Другие соединения наших войск,
действуя из района Тарту, наступела в
направлении Хансалу и Пярну, в нобэ-
режью Балтийского моря. В течение не-
скольких дней Эстония была освобождена,
& оборонявшие ее немецко-фалтистские
войска потерпели жестокое поражение.

Опубликованные Совинформбюро дан-
ные о потерях немцев в Эстонии за пе-
риод с 17 по 26 сентября красноречиво
свидетельствуют о размерах этого пора-
жения. Свыше 30 тысяч убитыми и 15.745
солдат и офицеров пленными — таковы
потери немцев в живой силе при по-
пытке удержаться в Эстонии. Почти
все вооружение и боевое имущество
противника стало Robbe советских
войск. При этом весьма важно отметить,
что наступление войск Ленинградского
фронта проходило в тесном оперативном
взаимодействии с боевыми судами и авиа-
цией Враснознаменного Балтийского фло-
та. Они наносили концентрированные
удары противнику на море, лишая его
возможности произвести планомерную эва-
куацию живой силы и техники. Много
фашистских транспортов было потопле-
но нашей авиацией и боевыми судами
флота. Можно сказать, что задача оево-
бождения Прибалтики и разгрома rurae-
POBCKHX войск репалась на земле, в в03-
духе и на море.

Первая неделя октября ознаменовалась
новым мощным ударом Красной Армии в
южной части Прибалтики.
Прибалтийского фронта при содействии
войск 8-го Белорусского фронта совериеи-
ли прорыв обороны немцев в полосе до
280 километров и за 4 дня боев пролви-
нулись вперед на 100 километров. В ре-

продолжали операции по раздроблению   зультате этого удара потерпела пораже-

группировок немецких войск и очищению
от них советской территории. За зремя с
6 по 15 август& в Прибалтике было обво-
бождено от немцев 1.740 населённых
пунктов. Немцы несли тяжелые потёри.

целью облегчить положение своих
войск, отрезанных в северной и централь-
ной части Прибалтики, гитлеровцы пред-
приняли контрнаступление на ряде на-
правлений. В районе Бауска немцы co-
средоточили шесть пехотных дизизий и
большое количество танков и повели
крупное наступление в направлении Бир-
жая. Противник рассчитывал этой группи-
ровкой нанести удар нашим войскам, вы-
двинувшимся к Шауляй и Митаве, и с06-
диниться © частями танковой армия нем-
цев, наступавшей на Шауляй и Митаву с
другого направления. Эта попытка кончи-
лась для немцев плачевно, стоила, им боль-
ших потерь, а впоследствии привела к ок-
ружению в районе между Тукумсом и Ли-
бавой. Одновременный удар обеих немец-
ких группировок не получился.

Некоторое время спустя подобные же
атаки противника последовали в районах
Мариамполя и Шауляй — на территория
Литвы. Здесь немцы звели в дело ряд
дивизий, переброшенных с запада. На-
ряду с задачей — облегчить положение
свонх войск.в Прибалтике немцы имели в
виду прочно прикрыть подступы в Bo-
сточной Пруссии и расширить свой плац-
дармы для будущего более мощного контр-
наступления. Однако ни одна из этих
задач не была выполнена, а потери врагу
были нанесены крупные.

На Рижеком направлении за тот же
период войска 2-го Прибалтийского
фронта, развивал наступление влоль пра-
вого берега Занадной Двины, в первой
половине августа овладели городом Круст-
пилс и устремились в Риге. Сюда же, в
основном вдоль железной дороги Неков—
Рига, нанобила свои удары часть соеди-
нений 8-го Прибалтийского фронта, Дей-
ствия последнего приняли довольно слож-
ный характер: необходимо было развивать
наступление на Ригу и во взаимодействия

6 левым крылом Ленинградекого фронта го, гитлеровское командование

наносить удар в направаении Валга u
Тарту. Войскам фронта пришлось проры-
вать оборону немцев вападнее и юго-за-
паднее Иокова, что ий было осуществлено
в первых числах августа. Последовавший
затем глубокий удар войск генерала Мас-
ленникова на Тарту и завязавшиеся бой
севёрнёв города Валга принесли крупные
оперативные результаты.

Бои на направлениях Валга и Тарту, а

равно и на дргих участках фронта прини-

мали порою причудливые тактические очер=
тания: одни части советских войск отби=
вали отчаянные контратаки свежих резер-
вов противника, переброшенных в Эето-
нию из Германии и Норвегии; другие —
соседние — преследовали разгромленные
подразделения и части немцев; третьи
брали штурмом неприятельские опорные
пункты, & некоторые части вели жесто-
кие встречные бои. Упорно и настойчиво
продвигаясь вперед, наши войска смело
вклинивались в оборону противника и
рвали ее на куски, обрекая немцев на раз-
гром по ‘частям. Смелым  маневром в
глубь  неприятельского расположения
войска Ирасной Армии беспрерывно дер-
жали вражеские группировки нод угрозой
окружения. Особенно ярЕо полобный ма-
невр сказался в период заключительных,
решающих боев за Эстонию.
%

ние крупная группировка немецких войск.
Наши войска вышли на Мемельское на-
правление. Это был крупный оперативный
успех.

При рассмотрении этого нового удара
наших войск в Прибалтике резко бросают-
ся в глаза три важные особенности. Во-
  первых, был совершен прорыв на плац-
дарме, который немцы стремились не
только удержать, но и хотели сделать ис-
ходным для решительных действий против
Красной Армии, чтобы повернуть события
в Прибалтике в свою пользу. Этой цели и
служили их неоднократные атаки в райо-
не Шауляй. Во-вторых, войскам генера-
лов Баграмяна и Черняховского пришлось
не только бороться с большой группиров-
вой противника, но и снова пробиваль его
глубоко эшелонированную оборону, забла-
говременно подготовленную и оснащенную
всеми видами оружия. Добившись в ево-
ем наступлении темпа в 25 километров в
сутки, советские войска еще раз продз-
монстрировали высокую боеспособность.
В-третьих, прорыв Красной Армией севе-
ро-западнее и 10гб-западнее Шауляй про-
ходил в оперативном взаимодействии с
успешным наступлением напнтях войск на
Рижском направлении и боями по овладе-
нию обтровом Эзель на Балтийском море.
Носледнее имело большое значение. С
утерей островов Даго и Эзель немцы ли-
шались важных баз на Балтийском море,
& диапазон действий нашего Балтийского
флота соответственно расширялся. Кроме
того, группировка противника, удерживав-
шая западную часть Латвии и Литвы, по-
падала под удары с севера, а © юга была
  отрезана от Восточной Пруссии и зажата
в клещи между Tyxymcom и Либавой.

В 13 октября начался новый акт бит-
вы за Прибалтику. Войска 2-го и 9-го
Прибалтийских фронтов п/турмом овладе-
ли Ригой. Одержанная победа имела
огромное значение. Был завершен важ-
ный цикл операций по освобождению
Прибалтики.

С удержанием Риги немцы связывали
большие надежды. Им важно было сохра-
нить в своих руках этот порт. Вроме то-
стреми-
ось сковать злесь наши силы. Рижевий
плацдарм © выдвинутыми на несколько
десятков километров к востоку хорошо
уврепленными обводами ограничивах ма-

невр наших войск в этом районе. Немцы .

сделали все, чтобы усилить эти укреплен-
ные рубежи, и не поскупились нь 060-
рону их,

Начало борьбы  непосределвенно 3a
Ригу было положено прорывом нашими
войсками Валгекого оборонительного ру-
бежа. Здесь части генерала Масленнико-
ва провели охватывающий маневр © Ce-
веро-востока и севера. Между прочим,
немцы, надеясь на трудно проходимый
озерный район севернее Риги, не удели-
ди этому направлению достаточного вни-
мания й жестоко ошиблись. Генерал Мас-
ленников Нанес решающий удар именно
здесв. В то же время другие наши части
развивали наступление $ востока и © юго-
востока от Риги. Залем последовал
штурм, и укрепления немцев на ближних
подступах в Риге и внутри города пали
одно за другим.

Одновременно с борьбой за Ригу раз-
вертывались заключительные бои за При-
балтику — очищение от немцев запал-
ной части Литвы и Латвии. Подобно боям
за эстонское побережье, эта борьба проте-
вала во взаимодействии с мощными ула-
рами „налией авиации по морским базам

С 16 сентября боевые действия по ‘0сво-   немцев.

бождению Прибалтики вступили в новый,
решающий этап: Перешли в набту-

*
Подведем итоги. В результате блестя-

пление одновременно три фронта. Войска   щей победы Красной Армии советекие

генерала Баграмяна

фронте дб 120 километров и продвину-

лись вперед на 40 километров. Этим ма-  лик имеют возможность
В результате фронт противника дрогнуа   Невром были

предиосылки для овладения Ригой. В то
же время войска генерала Масленникова

прорвали Валгекий оборонительный ру- узи
беж и, овладев гордом Валга, нацелили   сл

бетрие своих уларбв к побережью Рижеко-
то-залива и к Риге.

Ерупные события в этот же перйод та-
зыграляеь на фронте армий маршала Г9-
ворова. Его войска совершили прорыв не-
мецкой обороны в районе севернее Тар-
ту и западнее Нарзы-— на  направле-
ниях, удаленных друг от друга на 125
километров по прямой. Этот удар был на-
столько хорошо подготовлен и решитель-

т совершили прорыв   республики
обороны немцев юго-восточнее Риги на  освободились

Эстония, Шатвия и Литва
от кошмара dammereroii
оккупации. Теперь народы этих -респуб-
валечить полу-

созданы благоприятные   ченные ими раны — начать восстановае-

ние разрушенного немцами хозяйства.
С освобождением Советской Прибалти-
Ерасная Армия решила задачу, по-
авленную товарищем Сталиным в при-
raze 1 мая 1944 года: изгнать немецкие
войска из пределов Советожого Союза.

Гитлеровекая Германия потерпела в
Прибалтике сокрушительное поражение.
Немцы понесли огромные потери в живой
силё и технике. зажатые в клещи болев
30 дивизий противника доволачиваются
чашими войсками.

В боях за Прибалтику советские воины

но нанесен, что привел к корениому изме-   показали образцы мужества и стойкости
нению всей военной обстановки в Эето- В бою, умение бить противника в любых
нии. Развивая наступление в общем на-  условиях, а офицеры и генералы Ерасной

тельно суживало возможности их маневра

правлении на Татлин, войска маршала, Го-

Армии — высокое мастерство вождения

по внутренним линиям. Однозременно с ворова в течение двух-трех дней прошли! войск.

Войска 1-го -