Военные действия

в Западной Европе

ЛОНДОН. 31 октября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«Зейд-Бевеланд находится в руках союз-
ников. Рано утром 30 октября захвачен го-
род Гус. Войска союзников, продвигающие-
ся На запад вдоль железной дороги, до-
стигли железнодорожной ветки, ведущей
к Вальхерену.

Союзники находятся в трёх милях от
Стеенбергена. Розендааль занят союзника-
ми; союзные войска достигли района
Гастель.

Очищен от противника Мезьер-ле-Мец».

а
Наяст английской авиации
на Кельн

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). .Англий-
ское министерство авиании сообщает, что
налет на Кельн в ночь на 31 октября был
самым интенсивным из всех налетов на этот
город. В нем участвовало около 850 само-
лётов «Ланкастер» и «Галифакс».
сброшено 4.000 тонн бомб. Навстречу анг-
`гийским самолётам вылетело много герман-
ских истребителей, но в районе Кельна
сгонь зенитной артиллерии был не таким
интенсивным, как ожидалось. Все англий-
ские бомбардировщики вернулись на свои

базы.
о

Югославские войска
заняли Сппит

БЕЛГРАД, 30 октября. (ТАСС). Верхов-
ный штаб Народно-освободительной армии
Югославии сообщает, что в Далмации на-
ступающие югославские части в трёхднев-
рых ожесточённых боях освободили город и
горт Сплит, важнейший опорный пункт нем-
цев на адриатическом побережье Югосла-
вии. Войска Народно-освободительной ар-
мии заняли также города Синь, Дивуле, Со-
лин, Канттель, Клис и Трогир.

Встреча маршала Тито
с Шубашичем

БЕЛГРАД, 31 октября. (ТАСС). Как пе-
релаёт радио «Слободна Югославия», со-
стоялась встреча маршала Иосина Броз-
Тито с премьер-министром югославского
правительства доктором Шубашичем. Темой
их беседы было образование правительства
©об’единённой Югославии. Беседа проходила
в сердечной атмосфере и в духе полного
взаимопонимания. Принято решение не-
медленно приступить к созданию нового
правительства.

=o

Арест военных преступников
в Финляндии

ХЕЛЬСИНКИ, 30 октября. (ТАСС). В осу-
ествление статьи 13 Соглашения о пере-
мирии с Финляндией, согласно которой Фин-
ляндия обязалесь сотрудничать с Союзными
державами в деле задержаяия лиц, обвиняе.
мых в военных преступлениях, и суда над
вими, финское правительство предписало со-
ответствующим военным властям подверг-
нуть аресту 44 чел., обвиняемых в военных
преступлениях. В соответствии с этим пред-
нисанием филские власти пока арестовали
33 чел. Среди арестованных упоминаются:
командир 8 пехотной дивизии генерал-майор
Полоярви, командир 18 пехотной дивизии ге-
нерал-майор Пояри, командир 4 полка 8 пе-
хотной дивизии полковник Вистера, замести-
тель командира 46 пехотлоюго полка полков-
ник Саури. Обвиняемые: в военных преступ-
лениях лейтенанты Саловаара и Толонен ра-
зыскиваются Kak дезертиры, Мустонен и
Пернанен умерли, остальные 7 чел. разыски-
ваются.

—_—oO—

Выступление Черчилля

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, английский премьер-
министр Черчилль выступил в палате общъин,

ЖЕНЕ ЕЕ лба

Ауд:

Было

предлагая для второго чтения законопроект
о продлении полномочий парламелта. Чер-
чилль заявил: «Требуя продления полномо-
чий еше на один год, я весьма сомневаюсь,
просуществует ли парламент так долго. Име-
ются многочисленные факторы, действующие
в разных направлениях или с различзых уг-
лов зрения, которые создают неуверенность
в этом. Собрания различных партий, входя-
щих в коалипию, должны будут состояться
незадолго перед Рождеством и вскоре после
Рождества. Хотя мы совершенно не можем
предсказать, что произойдет, мы, конечно, не
можем исключить возможности, что будет
решительно выражено стремление вернуться
к однопартийной системе. С другой стороны,
мы не можем сказать, когда война протиз
нащистской Германии будет окончательно
завершена, или когда она вступит в фазу
партизанской войны. ;

Я узерен в том, что все организованные

партии продумают это до конца. Я полагаю
почти наверняка, что такова будет точка зре-
ния широкого тред-юнионистского движе-
ния, в котором решимость покончить с гитле-
ризмом сильна и непреодолима. Я придержи-
ваюсь того мнения, что коалиция партий не
должна распадаться до тех пор, пока не бу-
дет сломлен нацизм».
_ Черчилль отметил, что, как нужно предпо-
ложить, «войну с Японией придется продол-
жать в течение неопределенного периода
времени после ‘уничтожения нацистской
мощи».

«Если рассмотреть всю японскую пробле-
му только с военной точки зрения, —<казал
Черчилль, — то, конечно, неразумно предпо-
ложить, что потребуется период меньше чем
18 месяцев после разгрома Гитлера для
окончательного уничтожения воли и всемож-
ности Японии к борьбе».

Черчилль заявил, что, если все политиче-
ские партии не придут к твердому решению
сохранить ныненззюю коалицию до разгрома
японцев, то фактором, который определит
дату всеобщих выборов, должно явиться
окончание войны против нацизма.

Черчилль заверил палату общин в том, что
в связи с отсутствием настойчивых предста-
влений от лейбористской и либеральной
партий, он не может воздержаться от того,
чтобы не просить короля распустить парла-
мент после того, как война с Германией бу-
дет закончена. Черчилль заявил, что «пар-
тии склонны смотреть друг на друга в па-
лате общин с возрастающим чувством неиз-
бежного разобщения», но OH решительно
высказался против того, чтобы делать из-
лишний упор на партийные разногласия в
зостоящее время, и рекомендовал «посвя-
тить себя общему делу, проявляя при этом
неисчернаемую энергию и нерушимое един-
ство».

©

Предполагаемое посещение Иденом
Рима
ЛОНДОН, 30 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, ожидается, что
английский министр Иностранных дел
Антони Иден на пути из Афин в Англию
посетит Рим.

NEI SET LO SOE Я НЕМО НИ

Ree aed ee

Заявление болгарского премьер-министра в связи
с заключением соглашения © перемирии

СОФИЯ, 31! октября. (ТАСС). Все га-
‘зеты опубликовали вчера полный текст
соглашения о перемирии между прави-
тельствами Советского Союза. Соединен-
ного Королевства и Соединенных Штатов
Америки, с одной стороны, и правитель-
ством Болгарии — с другой, а также про-
токол к соглашению о перемирии с Бол-
гарией.

Все газеть помещают следующее заяв-
ление премьера Кимою Георгиева по по-
воду заключения соглашения о переми-
рии: «Соглашение о перемирия, как и
всякий аналогичный документ, содержит
ряд обязательств, в данном случае сфоЗ-
мулированных в 19 пунктах, кеторые Бол-
гария принимает к исполнению. Каждый,
кто их читаег без предубеждения, не мо-
жет не отметить умеренности и трезвости,
которую союзники стремились проявить
по отношению к Новой Болгарии. Нельзя

отрицать. что в данном случае мы имеем
очень хорошее доказательство того, что
прилагаемые до сего времени усилия пра-
вительства Отечественного Фронта пра-
вильно и хороно оценены. В этом. отно-
шении краткий отчет, который министр
нвостранных дел профессор Петко Стай-
HOB прислал нам в своей телеграмме из.

Москвы о заседании,  происходившем
97 октября, наилучшим образом свиде-
тельствует о благоприятной атмосфере,

господетвовавчей во время заседания по
перемирию. Это вдохновит нае на то.
чтобы твердо и решительно следовать по
начертанному пути. Я убежден, что: мы в
скором времени вновь займем среди де-
мократических наций то место, которое
не только полостью совпадает с демо-
кратическими стремлениями нашего наро-
да, но и всецело отвечает его чувствам
й интересам».

Выступления иранских газет протиз политики Саеда

ТЕГЕРАН, 28 октября. (ТАСС). Большин-
ство тегеранских газет продолжает осуж-
дать-политику Саеда и требует его отставки.

Газета «Неджате Иран» печатает письма
из Ноушехра, Коджура, Кале-и-раста, Ту-
некабуна, подписанные рядом духовных лиц
я представителями других слоев населения,
в которых выражается протест против по-
литики Саеда, ухудшающей отношения
Ирана с СССР.

Газета «Дад» также сообщает, что от на-
селения большинства городов Северного
Ирана поступают телеграммы, в которых
высказываются опасения, что политика
Саеда направлена к ухудшению отношений
Ирана с СССР. Только отставка Саеда, пи-
шет газета, может исправить положение.

Газета «Ажир» обвиняет Саеда в том, что
сн встал на путь диктатуры и развязал руки
геакционерам.

По мнению газеты «Неджате Иран»,
Сзед является орудием лиц, пытающихся
создать благоприятные условия для перево-
рота и для создания диктаторского режима.

Как пишет газета «Ферман», позиция,
занятая Саедом, об’ясняется тем, что этот
воспитанник Реза-шаха и его сторонники
боятся установления близких отношений
между иракским народом и ‘свободолюбивы-
ми народами СССР. Своей политикой Саед
поставил Иран перед катастрофой. Он ввел
в свой кабинет таких людей, как Мошар,
который недавно выступал против союзного
договора. «Ферман» тут же печатает вы-
держки из статьи Мошара, в которой он
гысказывается против этого договора, = _

Политику Саеда резко критикуют также
газеты «Кейхан», «Иране ма», «Азадеган»,
«Нулад», «Рахбар>, «Мардом», «Зафар>,
«Тофиг», «Новрузе Иран» и др.

а

ЕЕ

ЕЕ

национально-
демократического фронта
в Бухаресте

БУХАРЕСТ, 30 октября. (ТАСС). Вчера
вечером в Бухаресте состоялась большая
демонстрация национально-демократическо-
го фронта. На улицы столицы вышло не
менее 70 тысяч жителей. Демонстрация
гродолжалась более четырех часов.

На площади Виктории, у здания универ-
ситета, перед королевским дворцом состоя-
лись митинги, на которых выступили пред-
ставители партий и организаций националь-
нс-демократического фронта, требовавшие
немедленного ухода нынешнего правитель-
ства и создания нового правительства, сно-
собного выполнить требования народа, выра-
женные в платформе национально-демохра-
тического фронта.

Приём Чэрчиллем членов

советской профсоюзной делегации
ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, английский пре-
мьер-министр У. Черчилль принял 30 ок-
тября члеков советской профсоюзной де-
легащии, Участвовавией в заседаниях зн-
гло-советского професюзного комитета.

===

Роспуск фашистской
инсцкоровской организации
в Финляндии

ХЕЛЬСИНКИ, 31 октября. (ТАСС). Фин-
ское радио сообщает, что президент Фин-
ляндии утвердил сегодня принятый сеймом
закон о роспуске финской военизированной
организации «шюцкор». В законе говорится,
что с роспуском «шюцкора» все мероприя-
тня по допризывной подготовке, а также
сбучению резервистов будут осуществлять
срганы министерства обороны.

(’езд английской коммунистической партии

ЛОНДОН, 99 октября. (ТАСС). Вчера
утром в ратуше в Шердиче (восточный
район Лондона) открылся XVII с’езд бри-
танокой компартии. На открытии с’езда
присутствовало более 800 делегатов, мно-
гочисленкые гости и представители пе-
чати. :

На открытии ©’езда выступил с речью
секретарь Исполнительного Комитета Гал-
лахер.

ЛОНДОН, 29 октября. (ТАСС). Выступая
с политическим отчетом на с’езде англий-
ской коммунистической партии, генеральный
секретарь партии Гарри Поллитт заявил:

«Мы должны проявить тот же дух един-
ства в интересах народа при решении таких
проблем, как безработица, низкая заработ-
ная плата, большой рабочий день, скверные
жилишные условия и социальная необеспе-
ченность, и должны организовать борьбу за
разрешение этих социальных проблем с та-
кой же решимостью, с какой мы проводили
военные и хозяйственные мероприятия, на-
правленные на разгром фашизма».

Поллитт отметил, что «в странах, долгое
время подчинявшихся феодальной аристо-
кратии, реакционной монархии, или фашист-
ской диктатуэе, старые угнетательские фор-
мы правления сметаются подымающейся
волной просвешенной и укрепленной демо-
кратии. Прогрессивные демократические
правительства, в которых коммунисты за-
нимают важные посты, уже созданы во
Франции, Бельгии, Чехословакии, Югосла-
зии, Греции, Румынии и Болгарии. Элемен-
ты демократии, социального прогресса и со-
пиализма сегодня сильнее, чем когда-либо
в нашей истории... Демократия стала силь-
нее в Англии, потому что в разгаре войны
именно простой народ обнаруживая ини-
циативу, идейность, способность к жертвам
и выносливость. Появились новые молодые
руководители в промышленности и воору-
женных силах. Демократия укрепилась так-
же благодаря притоку в рабочее дзижение
десятков тысяч женщин, которые раньше
принимали очень незначительное участие в
борьбе народа и которые теперь активно
участвуют во всех сферах деятельности и
обнаруживают новое политическое созна-
ние. Демократия, — сказал Поллитт, —
стала сильнее, потому что Советский Союз
з этой войне, говоря словами Черчилля,
«выбил дух из Германии» и стал одной из
самых мощных наций в мире...

Англия не может проводить политику изо-
ляционизма. Демократическое участие на-
рода в производстве и в доведении войны
до победного конца должно найти выраже-
ние в создании нового правительства, ко-
торое в условиях нашей собственной стра-
зы будет отвечать интересам нации при
новом послевоенном порядке». :

Поллитт заявил, что английская ком-
партия будет поддерживать все меры, не-
обходимые для одержания победы в Boli-
ке протиз Японии в возможно короткий
срок. «Мы требуем,— сказал он-— чтобы
правительство провело определенные He-
отложные меры, которые сами по себе
сократят сроки войны против Японии и
уменьшат жертвы англичан и американцев
на Дальнем Востоке, как это сделал вто-
рой фронт в Европе... Мы должны дать
торжественное обешание всем  кациям
Дальнего Востока, что, помимо освобожде-
ния их от ига японского милитаризма, мы
окажем им помощь в деле немедленного
повышения жизненного уровня десятков
миллионов населения и в промышленном,
и сельскохозяйственном раззитии их стран,
которое под руковолетвом их собетвен-
ных национальных правительств позволит
им сделать значительный и важный вклад
з мировую цивилизацию.

Мы требуем немедленного освобожде-
ния уздийских национальных вождей и
начала кюзых переговоров с представите-
лями Индийского национального конгрес-
са, Мусульманской лиги и других ответ-
стаенных органов в целях достижения
удовлетзорительного соглашения, которое
было бы с готовностью принято всеми
сторонами. Англия лолжка оказать актиз-
ную помошь в создании национального
правительства Индии для того, чтобы Ия-
дия могла использовать все свои обиир-
ные возможности для немедленного улуч-
шения жизненкых условий индийского нз-
рола и для развития в широком масшта-
бе своих промышленных и сельскохозяй-
ственных ресурсов. Это крайне важно для
обеспечения искренней поддержки индий-
ского народа в борьбе против Японии.
Мы должвы также настаизать Ea TOM,
чтобы наше правительство предприняло
все возможные существенные меры для
облегчения голода в Индии».

Поллитт предостерег от всяких утвер-

ждений, будто борьба против фашизма за-
кончится после его военного разгрома,
Фашистские гангстеры старательно pac-
пространяли свои идеи по взему миру.
В течение кекоторого времени придется
сталкиваться с организованным подполь-
ным сопротивлением в Германии.
«Международная безопасность, — сказал

ЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва 40. Ленипгралее
вен: с > 3 Д 3-37-50; Нисем — Д 3-15-59;

-36-82; Иностранного —

1541705.

Доклад Гарри Поллитта

ск,— зависит прежде всего от характера
мирных условий. Недопустимо, чтобы лож-
ная сентиментальность мешала установле-
нию мира, характер которого был опреде-
лен в Тегеране Черчиллем, Рузвельтом и
Сталиным.. Будет существовать глубокое
различие между Версальской мирной кон-
ференцией и новой мирной конференцией,
которая состоится но окончании этой войны.
Версальская конференция исходила из за-
иты узко капиталистических, империали-
стических интересов и из страха перед пер-
гой-социалистической революцией. Новая
конференция будет руководствоваться инте-
ресами простого народа и единодушным
признанием того, что для человечества ве
может быть никакого иного будушего, кроме
того, которое будет построено на основе
искреннего экономического и политического
сотрудничества с Советским Союзом. При-
сутствие Советского Союза на мирной кон-
ференции является гарантией того (если
мы сыграем свою роль), что это булет
справедливый и прочный мир, пользующий-
ся также поддержкой демократических сил
Германии, которые поймут, что возмезлие
должно свершиться до того, как новая де-
мократическая Германия сможет возник-
нуть. Мы приветствуем решение конферен-
пии в Думбартон-Оксе и предложения о
создании организации, которая сможет
сбеспечить мир во всем мире». .

«За полной военной победой над нациста-
ми, — продолжал Поллитт, — должен сле-
довать период военной оккупации силами
союзников в целях окончательного разгро-
ма сопротивления нацистов и защиты тех
демократических элементов, которые хотят
сотрудничать с союзниками. Это заложит
основу создания демократической Германии
з будущем. Там, где это необходимо, суще-
ствующие гранины Германии должны быть
пересмотрены в целях укрепления барьеров
против агрессии. Этот пересмотр границ
касается, в частности, Полыши, которая
должна быть восстановлена, как сильное,
независимое демократическое государство,
имеющее выход к морю. Эта новая Польша
должна отвечать справедливым чаяниям
польского народа и должна являться одной
из наиболее прочных гарантий мира в Во-
сточной Европе, которая в течение такого
длительного времени была питательной сре-
дой для фашизма и войны.

‚ Союзники должны будут следить за тем,
чтобы, ни в какой форме не возобновилось
производство вооружения, и добиться того,
чтобы германская промышленность была
лишена всякой возможности производства
новых орудий войны. Союзники должны бу-
дут добиться того, чтобы ресурсы гермая-
ской промышленности использовались, пре-
жде всего, для оказания помощи по восста-
зовлению опустошенных немцами стран, эко-
номику и промышленность которых они раз-
рупили. Вся германская тяжелая промыш-
ленность, банки, земля и средства транспор-
та должны быть из’яты из частного владе-
ния трестов юнкеров и финаясистов и взяты
под контроль Об’едиченных наций до тех
пор, пока не возникнут новое демократиче-

лых экономических и политических планов,
которые могут обеспечить полное исполь-
зование производственных ресурсов Англии,
полное обеспечение населения работой и
социальное обеспечение, а также место Ан-
глии в послевоенном мире».

Касаясь позиции коммунистической пар-
тии в отношении предстоящих в Англия
всеобщих выборов, Поллитт сказал: «Мы
выступаем за свободные выборы, то-есть за
демократическое право каждой партии вы-
двигать свою собственную программу и
кандидатов без всякого давления сверху
или попыток использовать испытания вой-
ны в чисто партийных целях, как будто
тслько одна партия или один человек обес-
печили победу в войне. Мы совершенно
убеждены в том, что господство консерва-
тивного болышинства в палате общин долж-
но закончиться и что представители рабо-
чих при сотрудничестве и при поддержке
всех передовых элементов нации могут и
должны притти к руководству. Лейборист-
ская партия несет ответственность за 06’-
единение всех рабочих и прогрессивных ор-
таньзаций. Под этими организациями мы
подразумеваем лейбористскую партию, ком-
мунистическую партию, либеральную пар-
тию, партию «Коммонуэлс» и такие группы
иля фракции других политических партий,
которые будут готовы сотрудничать © ни-
ми. Мы выступаем за все те партии, про-
траммы которых одинаковы по своему не-
посрелственному политическому  содержа-
нвю и целям и которые пытаются достиг-
нуть соглашения о единой программе и о
выдвижении кандидатов для того, чтобы
избежать в любом избирательном округе
страны разделения голосов между рабочи-
ми и прогрессивными организациями. Если
лейбористская партия откажется от такого
соглашения в национальном масштабе, то
мы считаем, что должны быть предириня-
ты шаги на местах для того, чтобы обес-
печить соглашение о выдвижении одного
антиконсервативного кандидата, избранного
на местной конференции делегатоз,. пред-
ставляющих все рабочие и прогрессивные
организации, который обязался бы выпол-
иять решения большинства на этой конфе-
ренции... Мы боремся за правительство, опи-
рающееся на поддержку подавляющего
большинства трудящихся и прогрессивных
членов парламента, правительство, в кото-
ром лейбористская. партия занимала бы
ключевые позиции». \

«По поводу той новой позиции, которую
сейчас занимает компартия, — сказал Пол-
лит1,— нам иногда приходится слышать два
рода доводов. Во-первых, что компартия
гесли_.она действительно желает об’едине-
ния с \ейбористской партией, должна была
бы самораспуститься». Во-вторых, что ком-
партия «не должна итти с шапкой в руках
к лейбористской партии, а должна бороться
самостоятельно». Роспуск компартии не
был бы успехом для единства. Это было бы
поражением. для единства, Мы не желаем
добиться единства с лейбористской партией
методами «черного хода», извиняясь за TO,
что мы марксисты и коммунисты. Требуется
признать две вещи: во-первых, что комиар-
тия может предложить лейбористской пар-
тии кое-что существенное и что все м
можем работать совместно без того, чтобы
обязательно требовалось согласовывать
каждую деталь. Основное — это об’еди

ское германское государство и правитель-
ство. Кроме того, необходим будет строжай-
ший налзор над всеми формами научно-ис-
следовательской деятельности в Германии.
Германские вооруженные силы должны быть
полностью распущены, и необходимо будет
принять меры по устранению возможности
всякого нелегального вооружения или про-
ведения военной подготовки... Бесценные со-
крозища и реликвии других стран, вывезен-
ные в Германию или ставшие личной соб-
ственностью офицеров и нацистеких чиноз-
зиков, должны быть обнаружены и возвра-
шены. Все военные преступники, в особен-
ности Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер ни
Гесс, должны быть немедленно выданы и
преданы суду, и празосудие должно cBeD-
шиться».

Касаясь вопроса о репарациях, Поллитт
сказал: «В мире, который будет управляться
демократическими правительствами нозого
типа, репарации не ослабят экономики ни
одной из Об’единенных наций. Поэтому в
Англии не должно быть никакой фракцион-
ной оппозиции в вопросе об уплате репара-
ций Германией... Правильно то, что рабочая
сила Германии должна быть использована
для восстанозления того, что уничтожилн
германокие армии.. Германия должна по-
ставлять важнейшие товары европейским на-
циям, у которых средства транспорта и
промышленность разрушены».

Поллитт приветствовал решение о созыве
международной профсоюзной конференции
в январе для того, чтобы организованные
рабочие всего мира могли принять участие
наряду с руководителями правительств
в деле организации экономического и поли-
тического сотрудничества. «Демократиче-
ское движение в Англии и, прежде всего,
рабочее движение, — сказал он, — должно
сыграть ведущую роль в разработке сме-

ниться и работать для простого народа и
притти к общему согласию по поводу того,
что надлежит сделать. Во-вторых, требует-
ся признать, что лейбористская партия и
лвижение нуждаются в компартии, нужда-
ются в марксизме не из снисходительности,
а с учетом того вклада, который он может
сделать...

Если бы компартия — единственная орга-
визованная группировка марксистов в Анг-
rua — была бы распущена, то это явилось
Сы катастрофической утратой для рабочего
движения».

Касаясь довода, гласящего, что компар-
тия должна бороться самостоятельно и не
заботиться O лейбористской партии, Пол-
литт сказал, что это также неправильная
точка зрения, отражающая наихудший вид
сектантства.

В заключение Поллитт заявил:

«Мы шлем привет всем нашим товари-
щам в вооруженных силах в Англии н за
границей и обязуемся сделать все от нас
зависящее для того, чтобы оказаться до-
стойными высоких образцов, показанных
ими в ожесточенной и дорогостоящей борь-
бе против фашизма. Мы приветствуем пред-
стоящую 27-ю годовщину славной русской
революции, с помощью которой СССР, опи-
раясь на марксизм и социализм, стал одной
из ведущих и сильнейших стран в мире.
Болышинство людей начало осознавать ве-
личие Советского Союза и социализма толь-
ко из-за роли, которую он сыграл в ходе
войны против фашизма. Однако его под-
линное и прочное величие заключается в
его мирном производстве и достижениях.
Процесс восстановления в СССР — какими
бы тяжелыми ни были‘его потери — изумит
весь мир и вдохновит простой народ во

всем мире подражать его достижениям и
примеру».

ое зноссе, улаца «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро —Д 3-15-63; Партийной жизни — Д 3-35-49;

Демонстрация

1944 r., № 262 (9713),

REE a ee

es

Решение французского правительства о разоружении

отрядов,

ЛОНДОН, 29 октября. (ТАСС). Как пе-
релаёт агентство АФИ, французское MHHII-
стерство внутренних дел сообщило, что со-
вет министров рассмотрел вопрос о воору-
жённых группировках, продолжающих ещё
существовать в некоторых департаментах
Франции и не входящих в состав армии
илн государственной полиции. Некоторые из
этих группировок, сформированных в тече-
ние периода восстания для борьбы против
врага, продолжали свою деятельность в Це
лях борьбы против «пятой колонны», лик-
вилации чёрного рынка и защиты республи-
кн. Иногда они совершали обыски и даже
аресты. Совет министров отдаёт должное
услугам этих грунпировок, в частности пат-
риотической милиции. В сообщении прави-
тельства говорится, что период восстания
окончился, и отныне полицейская власть и
управление являются делом правительства.
Областные комиссары республики в CO-
стоянии подавить всякие возможные попыт-
ки «пятой колонны» нарушить порядок.

Совет министров принял решение, в кото-
ром говорится, что должны выполняться за-

не входящих В состав армии или полиции

в публичных местах и о хранении оружия,
Обыски, реквизиции и аресты, совершаемые
организациями, не учрежденными соответ-
ственными властями, являются незаконны-
ми. Военному министру поручено немедулен-
но организовать центры военной подготовки
и использовать оружие, находящееся в на-
стоящее время у различных. группировок.

ОДО, 29 октября. (ТАСС). Как пе:
релаёт парижский корреспондент агентства
Рейтер, вся французская печать, за исклю-
чением консервативных газет, реагировала
отрицательно на решение правительства ра.
зоружить вооружённые группы организации
сопротивления.

Газета «Фран-тирер» отразила общее мине-
ние газет, принадлежащих к движению со-
противления, заявив: «Разоружать народ?
Сначала разоружите «пятую колонну».
Нет сомнения в том, шишет корреспон-
дент, что на территории освобождённой
Франции ещё скрывается болышое число
немцев. Парижане, живущие на окраине Бу-.
лонского леса, рассказывают, ЧТо  TOUTH

коны и распоряжения о ношении оружия

каждую точь они слышат в Лесу ружей-
ные выстрелы. LMR

a

Лекларация Национального совета сопротивления
в связи с решением французского правительства
о разоружении патриотической милиции

ПАРИЖ. 29 октября. (ТАСС). Как сооб-
щает парижское радно, в связи с решением,
принятым правительством о разоружении
патриотической милиции, состоялось экст-
ренное заседание Национального совета
сопротивлення, в результате которого пред-
седателем Нанионального совета сопротив-
ления Сайяном была передана прессе сле-
дующая декларация:

Национальный совет сопротивления, озна-
комившись. с коммюнике министерства внут-
ренних дел, касающимся патриотической
милиции, напоминает, что патриотическая
милиция была создана по решению Нацио-
нального совета сопротивления в начале
1944 года. По предложению Национально-
го совета сопротивления она обеспечила в
момент освободительного восстания в Па-
риже охрану имущества граждан от граби-
тельских актов со стороны неблагонадеж-
ных элементов. В связи с этим Националь-
ный совет сопротивления заявляет, что ме-
ры, принятые в отношении патриотической
милиции, должны быть согласованы с На-
циональным советом сопротивления в силу
республиканских и демократических прав,
отвоеванных французским народом. Нацио-
нальный совет сопротивления полагает, что

Хол выполненкя Румыкией

БУХАРЕСТ, 25 октября. (ТАСС). В ря-
де городов Румынии сотрудники Союзной
Контрольной Комиссии выявляют всё но-
вое и новое советское имущество, выве-
зенное румынскимй оккупантами из Со-
ветокой Украины и Советской Молдавии.
Так, капример, на табачной фабрике «Мо-
нополия» в Бухаресте обнаружены парс-
вые котлы, моторы и дизели, увезённые
с советских прелириятий; в городе Тузла
найдено оборудозание солеварной фабри-
ки и много разных стаиков и машии, на-
грабленных румынами в Кишиневе. Союз-
ной Контрольной Комиссией приняты ме-
ры к немедленной отправке этого имуще-
ства в Советский Союз,

За время оккупации советских террито-
рий румыны награбили и вывезли к себе
свыше 3.000 тракторов. В настоящее вре-
мя более 2.000 из этого количества уже
выявлено Союзной Контрольной Комис-
сией. Кроме того, найдево много другого
сельскохозяйственного инвентаря. Комис-
сия предложила румынским властям сроч-
но опремонтировать тракторы и другие
сельскохозяйственные машины, принадле-
жащие СССР, и затем отправить

решение, принятое министерством внутрен-
них дел, трудно осуществимо. Националь-
ный совет сопротивления считает, что под-
держание порядка и общественной безопас-
ности должно быть предметом сотрудниче-
ства между правительством и Националь-
ным советом сопротивления-

Согласно своей программе и инструкциям,
выработанным в октябре 1944 г., Нацио-
нальный совет сопротивления выражает го-
товность согласовать совместно с министер-.
ством внутренних дел легальный статут
патриотических сил, действующих в защиту.
республики и демократии.

Стремясь обеспечить интересы нации и.ее
величие, Национальный совет сопротивле-
ния сумеет доказать на деле свою привер-
женность республиканскому порядку, если
только он допускает участие народа в Уси-
лении могущества государства.

Национальный совет сопротивления при-
зывает французское население — граждан,
и гражданок, которые приняли участие в
боях за освобождение французской терри-
тории и боролись с режимом Виши, к еди-
нению и к вере в будущее Франции. Судьба
Франции является предметом неустанных
забот Национального совета сопротивления.

боглашения © перемирии

Советский Союз. Это требование
стоящее время выполняется.
Некоторые румынские учреждения и
организащии пытаются, однако, саботиро-
вать выполнение Соглашения в ТОЙ части,
которая касается возврата советского
имущества. Были случаи, котда с целью
скрыть это имущество от передачи унич-
тожались советские марки и наклейки на
станках и другом имуществе, сжигались
документы ка это имущеетво и т. п. Со-
юзная Контрольная Комиссия потребовала
у румынского правительства зака зазнтиья
виновных в этом лиц и прилятия мер к
недопущению подобных мажинащий в даль“
нейшем. ;
- Румынское праватгелтьетвонеуговлетво-
рительно проводит чистку государстве“
ного аппарата Румынии от укрывающихся
в нём профашистских элементов. Кроме
тех престуаников войны, об аресте кото-
рых уже сообщалось в печати, румынские
власти арестовали недавно по всей стране
свыше 500 румынских фашистов-железно-
‘гвардейцев, но гораздо большее число их,
в том, числе многие их руководители,

в на-

их в продолжает оставаться на свободе.

«Ню даг» об организации перевозок

фапгистов-эмигрантов из

СТОКГОЛЬМ, 27 октября. (ТАСС). Га-
зета «Ню даг» пишет:

«Известно, что у бывшего эстонского
посланника Ларатей, который живет под
Содертелье, несколько раз собирались.
бывшие прибалтийские министры для об-
суждения политических вопросов, в Hep-
вую очередь возможности развёртывания
пропаганды в Швеции и расширения им-
порта в Швецию «подходящих» прибалтов.
Из их разговоров стало ясно, что они по-
лучили большие суммы от американцев,
от шведских торговых деятелей и предпри-
ятий, от шведского Красного Креста и от
религиозных обществ. Сбор денег провэ-
дился под руководством некоего директора
банка Шейл, который вместе с посланни-
ком Рей и графиней Стенбок является, ка-
жется, председателем какого-то комитета
помощи. Этот комитет имел свои собет-
венные моторные лодки и агентов Ha
о. Готланд и в Эстонии. Горючее комитет
этот получал в неограниченном количест-
ве от шведских властей через какой-то

Потери японского флота
во втором морском сражении
у Филиппин

ЛОНДОН, 30 октября. (ТАСС). В ком-
мюнике штаба тихоокеанского флота США
говорится, что во втором сражении у Фи-
липпин (первое морское сражение у Фи-
липпин имело место 19 июня 1944 года)
было потоплено или повреждено 58 япоз-
ских кораблей.

Три японские эскадры, которые были
сконцентрированы у Филиппин к 23 октября,
имели в своем составе 9 линкоров, 17 крей-
серов, 4 авианосца и 27 эсминцев. Им на-
встречу на полной скорости ночью устреми-
лись оперативные силы 3-го флота США под
командованием адмирала Хэлсея и на рас-
свете совершенно неожиданно для японцев
гтаковали их силами авиации. 24 японских

корабля были потоплены, 13 настолько тя-

жело повреждены, что возможно затонули
я 2! — повреждён. В

171 самолёт.
т

Демонстрации в Мешхеде против
политики правительства Саеда
МЕШХЕД, 28 октября: (ТАСС). В Меш
хеде состоялись митинги
кустарей, ремесленников,

вали отставки правительства Саеда. `
©—
Снятие запрета с иранской газеты,
выступавшей против союзников
ТЕГЕРАН, 31 октября. (ТАСС).

онные выпады против союзников.

ae числе потопленных
кораблей — 2 линкора, 4 авианосца и 6 тя-

желых крейсеров. Японцы потеряль также   Завелующий

и демонстрации

интеллигенции,
служащих государственных учреждений и
безработных, в которых участвовало более
40 тыс. человек. Участники митингов требо-

Прави-
тельство Саеда сняло запрет с euenete tu
ной газеты «Марде эмруз», которая неод-
нократно закрывалась ранее за провокаци-

Прибалтики в Швецию

эстонско-шведский комитет, где
трудником был некий Ольссон.

Кроме этого комитета, работала ещё
другая организация, которая занималась
главным образом «импортом» в Швецию
профессоров, политиков, врачей и духо-
венства, от которых она брала в виде пла-
ты за переезд произведения искусства, зо-
лото и другие ценности. Она перебрасыва-
ла в Шзецию также и финнов и брала с
них за это 5 тысяч финских марок за че-
ловека.

Работала ещё и третья организация, ко-
торая брала за переброску в Швецию 200
шведских крон. Это дело возглавлялось в
первую очередь шими посланниками
Ларатей и Рей. :

В то время как норвежским и датским
беженцам приказывают выехать из Сток-
гольма из-за недостатка квартир, в Стэк-
гольме строятся блраки, специально пред-
назначенные для прибалтийских беженцев,
которые будут работать в текстильной
промышленности».

их со-

Отезд из Мосивы >!
болгарской правительственисй

делегации

31 октября из Москвы выехала участво-
вавшая в переговорах © представителями
Советского Союза, Великобритании и ОША
о заключении перемирия и в подписании
Соглашения о перемирии болгарекая  пра-
вительственная делегалия в соетаве Маниет-
ра Иностранных Дел г-на Петко Стайнова,

уздселалеля делегации, Министра 063
портфеля г-на Цобри Тернешева, Министра
без портфеля Николы Пзткова, Министра
Финансов Петко Стоянова, советников: про-
фессора Лмитрия Михалчева,  гонерал-пол-
ковника Георгия Попова, полковника Ивана
Антонова, Анны Каменовой и секретарей.
На московском азродромё делегацию про-
вожали Заместитель Наролного Комиссара
4-м Европейским. Отделом
НКИД СССР В. А. Зорин, и. о. Завелующего
Протокольным Отделом НКИД СССР Г. И.
Фомин и Начальник Отдела, Внещних Cno-
шений НЕО генерал-майор М. П. Кутузов.

——
ПОПРАВКА

В опубликованной 25 октября в «Правде»
статье «Восточная Пруссия» неправильно
указацо, что земли, принадлежавшие ли-
товскому племени пруссов, были захвачены
Тевтонским орденом в Х веке. В действи-
тельности, Тевтонский орден, основанный

т
в ХИ веке, захватил земли пруссов В
ХИ веке.

TT

Местной сети — Д 3-15-47;. Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явленаый з Пропатавды — Д 3-33-88;

Типография газеты «Празда» имени Сталина.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Ces № ме = errs
Д 3-30-23. © недоставке iaer b open, Totnes — 3-10-86; Экономического — ==

ообщать

но телефону Д 3-06-05.

Изя. № 643,

===

Иностраных Дел СССР А. Я. Вышинокай,

Ms

<3 eg

Here