4 НОЯБРЯ 1944 г., № 265 (9722)

Se ee SS

SSS a a ee a SS a SESS ver rs

Молодые воины в боях за Родину

В октябре 1943 года в письме к0\602
нольцев ни молодежи Советского Союза
товарищу Сталину молодые воины Врасной
Армии клялись не посрамить чести  совет-
ского оружия. «Неустанно повышая воин-
екое мастерство, настойчиво овладевая вве-
ренной нам техникой, повседневно укрепляя
дисциплину, — писали они, — мы будем
бетьея с врагом, на щадя ни сил. ни жизни.
Великая освоболнтельная миссия выпала на
нашу холю. Мы до конца выполним Ваш
приказ — очистить нашу родную землю от
гитлеровских мерзавцев».

Верные своему елову, комсомольцы и мо-
лодежь Врасной Арчии под руковолетвом
политорганов и партяйных организаций в
честью выполняют клятву, данную Верхов-
ному Главнокоманлующему. 06 этом лучше
всего говорят цифры: если за шесть месяцев
прошлого года орденами и медалями СССР
было награждено свыше 100 тысяч молодых
воинов. а среди удостоенных звания Героя
Советского Союза было более пятисот воепи-
танников ленинеко-сталинекого комсомола,
те за шесть месяцев этого года, по непол-
ным данным, болзе 250 тысяч молодых
воинов отмечено правительственными на-
граламн — орденами и мёдалями СССР.

С начала Отечественной войны по 1 сен-
тября 1944 гола из`5.470 воинов, полу-
чивших звание Героя Советского Союза,
2.978— члены и кандидаты партии и более

1.500 чел. — комсомольцы.
За период летних наступательных Goes
Ha 1-м Белорусском ponte более

29 тыс. комсомольцев отмечено правитель-
ственными наградами. За три месяца на-
етупательных боев на 3-м Белорусском
фронте свыше 20 тыс. членов ВЛЕСМ п-
лучили ордена и медали. В соединёниях,
тде помощниками начальников политотде-
лов По Комсомольской работе тт. Игнатов,
Фаличев и Снятков. каждый второй мо-
лодой воин отмечен наградой. В соедине-
нии, где начальником политотдела тов.
Смага, 80 проц. членов комсомола — ор-
деноносцы.

Смелость и упорство в достижении намё-
ченной пели сталя законом жизни армей-
ских комсомольцев. Выполняя Указания
Верховного Главнокоманлующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина, kox-
сомольны Красной Армия неустанно, изо
дня в день совершенствуют свое воинское
мастерство. Комсомольские организации по-
могают партийным организациям и коман-
хирам в политическом воспитании личного
состава и в том, чтобы каждый боец стал
мастером своего оружия. =

Части одного соединения вышли к Нема-
ну. Нало было немедленно переправиться
через реку н закрепиться На западном 6e-
регу. Семь отважных комсомольцев-развел-
чикой—младший сержант Бабушкин, кра-
сноармейпы _Афанабьев, Бобков, Хохлов,
Волосотов и старший сержант Халин под
командованием лейтенанта Боброва — до-
бровольно из’явили желание переправиться
на другой берег Немана.

Противник открыл по семерке смельча-
вов сильный огонь. То погружаясь в во-
ду, то полнимаяеь на поверхность в новом
месте, примеяяя все свое мастерство. комсо-
мольпы преодолели огнёвой бареер, выплы-
ли на вражеский берег н Тут же стрёмя-
тельно брэенлнеь на противника. Нееколь-
KG минут ожесточенной борьбы — и _ма-
ленький плапдарм на берегу был завоеван.
В этой яростной схваткб тров кочсомоль-
пез были ранены.

Немцы трижды брбсалиеь в атану, но вея
семерка, в том числе и раненые, стойко вра-
жалась за захваченный кусок берега. Пол-
тора часа длилея неравный бой. Смелые
бойцы не дали сбросить себя с берега и
содействовали убпеху переправы батальона
капитана Фатана.

Rorga обстановка потребовала, чтобы не-
большая групна бойцов переправилазь через
реку Овирь и, вызвав на себя огонь иротив-
Ника. тем самым выявила его огневую 6н-

стему, первыми добровольно вызвалиеь На
Это ответственное и бвязаннов с огроуным
риском задание молодые вонны энского пол-
ва. Требовалось 12 человек, а желающих
было более 150. Поэтому были выбраны са-
ные отважные гвардейпы: Аркадий Баоы-

тев, Серкказы Бекбосунов, Иван Зажигин,
Виктор Мальнтев, Владимир Маркелов, Иван

е м

Мытарев, Владимир Немчиков, Петр Павлов,
Изан Паньков, Михаил Попов, Михаил Тиз
хонов и Борис Юносов — все комсомольцы.
На. рассвете, за полчаса до набтуплёния,
12 отважных воинов начали переплываль
через реку. Впереди себя они толкали пло-
ты, на которых были установлены чучела.
Противник сразу же начал обстрел из всех
видов оружия, обнаружив тем самым pac-
положение своих огневых средств. Это дало
возможность нашей артиллерии засечь их и
подавить. Умело управляя плотами и мабки-
руясь, гвардейцы благополучно достигли вра-
жеского берега и быстро закрепились на нем.
Правительство высоко оценило их подвиг.
BeeM хвенадцатя гвардейцам-комсомольцам
присвоено звание Героя Советекого Союза.
За последний год сотни тысяч молодых
воинов вступили в ряды комсомола. В соеди-
нении, где помощником начальника полит-
отдела по комсомольской работе тов. Метков,
в 1943 году ежемесячно поступало 300—
350 заявлений о приеме в комсомол, а в этом
году только в нюле и августе в члены
ВАКСМ было принято 2.005 человек.
Красноармеец Циганков после подииеания
письма товарищу Сталину отличился в бою,
& потом ветупил в Комсомол. Векоре после
этого он с группой бойцов стремательным

броском ворвался на огневые позиции не-

мецких артиалеристов, захватил 3 пушки и
2 тягача со снарядами и при этом лично

уничтожил из автомата 6 немцев. За свой

подвиг Циганков был награжден орденом
Славы 3-Й степени, а вскоре командование
представило его к ордену Отечественной вой-
ны 1-й степени.

( росте боевого мастерства молодых BOH-
нов ярко свидетельствует факт, что де-
сятки тысяч их выдвинуты на командные
должности. Из общего числа всех комео-
мольцев Красной Армии почти 30 проп.-—
это сержантевий состав. Многие тысячи
молодых воинов, пришедших на фронт ря-
довыми, приобрели богатый боевой опыт,
получили офицерские звания и сейчас ус-
пешно командуют подразделениями и даже
частями. ”

Так, например, тов. Матвеев начал вой-
ну рядовым бойпом-минометчиком. Ему было
тогда всего 23 года. Постоянно стремясь к
повышению своих военных знаний, он про-
золжал упорно работать нал собой и поеле
того, как стал офицером. В 1943 году ко-
мандование выдвинуло тов. Матвеева Ha
должность командира полка. Векорё ero
полк стал лучшим в дивизии. Сам тов. Ма-
твеев был четырежды ранен, его грудь уг-
рашают 4 боевых ордена.

Ееть немало случаев. кэгла молодые вои-
ны из еержантекого и лаже рялового соста-
ва смело берут на ceba командование в
бою. когда выбывает из строя командир.

Доблесть и отвагу проявил в боях стар-
ший сержант, комеорг Игорь Залешанскнй.
Вогла выбыл из строя команлир взвода, За-
лещанский заменил ero ий сумел успешно
отразить 14 яростных контратак. Отражая
15-ю контратаку, Залещанский сам лег за
пулемет и лично уничтожил десятки нем-
nes. Его взвол первым ворвалея в горбл:

Повае указаний ГлавПУРЕКА о работе
комсомольских организаний в аруии, они
стали целеустремленнее и лучше помо-

ee ee ee ЕЕ ee

pre командирам в Выполнении боёвых  -

задач. И сами командиры чаще стали высту-
пать © докладами на комсомольских собра-
ниях, активах и семинарах.

Вот характерный пример. Олному из под-
разделений ‘предстояло выполнить сложную
боевую операцию: Командир роты старший
лейтенакт Пухов предложил комсоргу роты
нладшему сержанту Мамутову провести от-
Ерытов комеомольское собрание, сам вы-
ступил с доклалом нд этом собрании и по-
ставил перед молодыми воинами конкретную
задачу. `

Задача, поставленная перел ротой, была
выполнена. Командир об’явил благоларность
всем участвовавшим в бою, а 06000 отли-
чавшихся предетавил к правительственной
награде. В их числе были все комбомольцы
роты.

Так во вбех боввых частях — стрелко-
вых, артиллерийских, танковых. авиаци-
эЕных, кавалерийских — сражаются моло-
дые воины; с честью Выполняя каятву,
ланную любимому вождю.

Подполковник А. КУДРИН.

Pear rer

Ji AR

{От военного корреспондента «Правдыз)

На темных улочках словацкого городка
было холодно и пусто. В этот осенний яеёпо-
тожий вечер как-то всё подчеркивало, Что
ты из чужбине, в дружественном, но Чу-
жом городе, Talend OT родных людёа и pOI-
ных мест.

И вдруг кто-то на чистом русском

зывке сказал за моей спиной:

— Товарищ майор!

Я страшно обрадовалея этим звукам
родной русской речи. Передо мной стоял
невысокий, коренастый человек в странной
полунеменкой, полувенгерской форме.

— Старший сержант Константин Горел-
кин, а ныне, — он, улыбаясь, обвел ру-
кой странное свое олвяние. — нынё Чехо-
словацкий партизан, как видите. Вы 1про-
стите, что я вас остановил. Два 6 поло-
ваной года на родине не был. Увидел co-
реётского человека. серлие так и забилось,
Бе сдержался, вот И окликнул. :

Я спросил, что он делал и где жил Jo
войны. — Подмастерье на  прялильной
фабрике «Пролетарка» в Калинине, жил во
творе фабрики. в семидесятой казарме. в
Глагольчике,— ответ был исчерпывающе то-
чен. Калинин — мой родной город. «Про-
летарка» — фабрика, во дворе которой я
вырое, где знаю кажлый угол. Как далеко,
оказывается, можно теперь встретить зем-
zara!

Мы зашля в маленькое кафё; сели за
дальний столик в уголке; и земляк раеска-
зал мне свою Одиссёю —— Одиссею руббко-
го; советского человека, попавшего в плен,
увезенного лалеко от родины, но и ‘Тут вё
прекратившего борьбы с врагом.

Горелкия снял зеленую фетровую шля-

пу. перевязанную трехцвеётной и красной
левточками. и показал  лучистыв синие
рубцы на лбу.
В атаке у Смоленска меня равило и
oraymuao. Я упал 0ез намяти, а когда 09-
вулся, в леске были уже немцы, Тяжело
ранекых они пристреливали, Я мог ходить,
меня взяли в плен,

Вместе с другими пленными Горелкин
шел до Белостока. По дороге пленных биля
пааками и плетками, они десятками“ уми-
пали от голода, конвойные равнодушно при-
стреливали тех, кто отставал.

В Белостоке пленных рассортировали.
Группу, куда попал Горелкин. повезли На
юг. через Польшу, Чехословакию ий Юго-
славию. в Салоники — на работы по рас-
ширению порта. эшелоны строжайше охра-
вялись. на станциях их окружал особый
конвой. Но на каждой стоянке люди бежа=
ли. бросались прямо на автоматы и пуае-
меты. Это стало особым видом самоубий-
стра людей, не мирившихся с горькой не-
волей.

Горелкин и 619, приятель-—=донбасский
шахтер Василий Ёбпыто не искали смерти.
Они еще надеялнеь жить и бороться, лелея-
ли мечту вернуться в родные войска. План
побега, прадуманный Василием, был прост,
[о опасен. В пути пленные разобрали В
вагоне пол и один за другим выбрасыва=
лись на полотно: поезд проходил над ни-
ий. Это было рискованно, но было из-за чего
рисковать. Всего выпрыгнуло шесть чело-
век: троих перерезало колесами, а трое, в
числе их Горелкин и Копыто, спаслись. Ле-
сами и горами, обхоля населенные пунк-
ты. они пошли на север.

Как они питались, как находили общий
  язык в талекой Греции?

— ‘Нас кормили во всех славянских
странах, через какие Уы шли. Слова «Ёрас-
ная Армия» везде понимают. Иной раз
ПоСТУЧИШшЬСЯ В какую-нибудь избенку, вый=
дет сердитый дядек, смотрит на тебя, Бак
солдат на вошь: много, дескать, вас таких
теперь по миру шляестся, накорми тебя, &
потом немец самого расстреляет, А ткнешь
себя пальцем, скажешь «Крабная `Ар=
мия» — сейчас же иной разговор: и побсть
дадут. и ночевать спрячут. Очеив сейчас
везде слова эти уважают.

Tak; двигаясь по ночам, а на день зары-
ваЯясь в бтог сена. беглецы прошли Гре-
нию. Албанию и вступили в Черногорию.
Злесь они чуть не погибли, попав в руки
итальяБских жандармов. Их схватили, по-
садили в импровизированную тюрьму, 00-
мешавшуюся в пустом элеваторе у город
$4 Билеча, Вместе в ними сидело: ожидая
расстрела, несколько югославских партизан
й много крестьян, заподозренных в симпа-
тии в партизанам.

Ir P

a

Леётчики-штурмоваки Ленинградскога фронта (слева направо) гвардии лейтенант
Алексеенко, гвардии старший лейтенант Полагушин, Герой Советского Союза
гвардии капитан Манохин и гвардии старший лейтенант Чибисов. :

На перекрёстке, около бронированного
колпака взорванного немецкого дота, ко
мнё подошёл сухонарый старик с блестя-
щими глазами, в высокой меховой шапке.
Он остановился у амфибий, возле которой
уже толпились норвежские юноши.

— Мы благодарим русский народ, мы

любим русский нарол,—заявил` старик при
общем одобрении.
И мы любим норвежский нарол,—т-
вечаю я. == Вель это народ Фритьофа Нан-
сена, `Роальда Амунлесна, Эдварла Грига,
Генрива Ибсена...

При кажлом называемом имени всё, пе-
реглядываясь, довольно улыбаются. Cra-.
рик — уважаемый всеми  киркенессвкий
<тарожил Турольф Мерк. Он держит ответное
слово. Оно довольно кратко.

—- Лев Толетой, — говорит он, и все
приветствуют его одобрительными возгла-

сами. Мерк продолжает:

— Фелор Достоевский, — и опять общее
олобрениё. На мгновение Турольф Мер ос-
танавливается, как бы замявшись, и тог-
да водитель наш подсказывает ему:

— Максим Горький.

== Максим Горький, да, —= обрадованно
подхватывает старик и наставительно лобав-
ляет:— Только 6го настоящая фамилия —
Пешков. 2

Он и это знает. Одобрение становится все
более шумным, и тут семнадцатилетний па-
ренёк с вз ерошенными льняными волоса-
ми, - который перед. этим очень интересо-
вался устройством амфибии, произносит:
«Мельников», — и торжествующе  огляхы-
вяется;: Опять возгласы одобрения. Ювоша
Tak наглядно изображает движения конь-
кобежца, что я сразу понимаю, о ком Идет
речь, — о нашем известном конькобежце.

а прощание юноша спраптивает:

Можно ли пойти лобровольцем в руб-

ЕЕ

свай флот драться с немцами?

Е & * Е
_ Маленький уютный домик в березовой
роще на берёгу фиорла. После двухсот ки-
лометров по безлесной, болотистой a ¢ka-
листой тунлре так приятен вид этих бере-
зок, напоминающих о родине. В полутьме
раннего осеннего вечера глубокие Boll
фиорла отражают колеблющееся пламя де-
„‚сятков костров. В роще расположился на
ночлег батальон. Мы заходим в домик по-
беседовать с хозяйкой фру Вален. За две
нелели 10 нашего прихола муж её, извест-
НЫЙ здесь юрист, был арестован гестапо,
6б’явлен заложником и увезен не то’в Тром-
сё, не то в Тронхейм.

— Ero подозревали в Том, что он свя-
зан с норвежским правительством в Анг-
лин. Он уже в прошлом году несколько
месяцев силел в тюрьме за то, что пустил
ночевать бежавших русских  военноплея-
ных, — говорит фру Вален ий грустно до-
бавляет:-—Боюбь; что я—уже вдова.

Старик,  размешивающий  цылающий
уголь в камине, внезапно поворачивается
&0 мне и Начинает медленно, с расстанов-
KO, подбирая слова поточнее, говорить:

SS ae = eee Е

PT ВИ

Друзья решили организовать побег:
Ночью Горелкин схватился за живот и стал
с криками кататься по полу. Часовые италь-
янцы, Не понимая в чём дело, вошли в
сарай с фонарем. Их оглушили уларамя
бульжников по головам. Василий Копыто
снял с пояса жанларма включи, открыл
остальные двери элеватора. Все заключев-
ные бежали.

Поступок лрузей послужил им лучшей
рекомендацией. Бежавшие с ними партиза-
ны увели их в горы; в своим. Около года
сражались друзья в одном из отрялов мар-
шала Тито. Забойшик Василий Копыто стал
в отряде лучшим подрывнйком. - Второй
беглец, бывший монтер Рязанской электро-
втанции Сёмен Агафонов, наладил в отряде
мастерскую по ремонту трофейного оружия.
Горелкин Же стал заместителем командира
По строевой части.

В десятках боев с немцами, с итальян-
цами, 6 четниками участвовали друзья.
Злесь в горах героически погиб Семен Ага-
фонов. С пулеметом в руках он прикрывал
выход отряда из окружения. Он стрелял
0 тех пор, пока Четники не окружили его
с0 всех сторов. Тогда Агафонов гранатой
взорвал и себя, и навалившихея на него
врагов. _

Оставшихся двух друзей не покидала
мысль пробиться к своим, хотя от Врас-
ной Армни их отделяло тогла больше трех
тысяч километров. Простившись 6 парти-
занами, они двинулись в ПУТЬ.

Без особых приключений они миновали
Югославию, прошли всю Венгрию и тут, не-
далеко от чехословацкой границы, наткну-
‘лись на мальярский патруль. Василий был
ранен в ногу, и Горелкин унес его на плечах
в лес. Около месяца жили они в этом леву,
питаясь ягодами и рыбой, которую руками
ловили в ручье, да кукурузными. початвами,
заменявшими им хлеб, Потом, когда рана У
Василия зажила, они перешаи границу и
снова очутились в славянской стране, гле
слова «Красная Армия» опять служили им
надежным пропуском ий отворяли самые чёр-
втвые, скупые сердна.

Непрелвиленное обетойгельство изменило
их планы. Словацкая горная деревушка, В
которой они остановились ночевать, не вы-
полнила грабительских поставок, наложен-
ных на неё правительством Tuco. Ha rpy-
зовиках приехали каратели. Они врывались
в дома, хватали всё, что в них было, и наби-

АВДА

Встречи в Норвеши

!

Pe ee eee srt PASI R Se Se SEE © FSFE SOS PSOE ES ee eB

Фото Н. Михайловского.

‚ — За неделю перед приходом русёкях в
Виркенес приезжал  квиелинговекий ми-
нистр. Он сказал, что город будет сожжен до
основания, и предложил веем жителям
уйти с немцами. Но никто из нае не ушел: —
гордо говорит старик. —= Я с женой при-
ехал сюда, на фиорд, в py Вален. Ее
муж — MOH друг. А большинетво населе-
ния спряталось в тоннель, в восьми кило-
метрах от горола.

Я видел этих людей в тоннеле. Я видел,
как выходили они из 6в06го убежища и
шли по дороге с детьми, со скарбом.

Немцы и квислинговекий министр сдер-
жали свое слово! Они разрушили Киркёнес.
Каким-то чудом упелело веего несколько до-
миков от этого живопиеного, веселого север-
ного городка. Всё дома сожжены, днинта всех
лодок пробиты. На пороге полярной зимы
гитлеровцы лишили население города крова,
сожгли Всю одежду и, уничтожив лодки,
лишили рыбаков средств к существованию.

— Немцы, провлятые Немцы сделали
Это, — сказал мне Гаральд Вальдберг,
высокий лысый человек в форме, напоми-
нающей английскую морзвую. ато бранл-
мейстер города Киркенеса. У домика комен-
данта, около которого мы с ним разговарн-
вали, стоял красный пожарный автомобиль.

— Почему же вы, брандмейстер, не ту-
шили пожаров? — спрашиваю его.

— Мы пытались тушить, — живо отве-
чает Вальдберг, — но команды . немецких
солдат полымали оружие на всякого; кто хо-
тел тушить.

— Они не только жгли, — говорит Ру-
Дольф Хэугён, == они расстреливали яй в
чем не повинных людей. Они расстреляли
киркенесских рабочих Гарри Флусена, Газ-
кона Петерсена; Альфреда Маттисена, рыба-
ка Ольсена..:

—= Оня увели с собой вевх лошадей, за-
брали наши автомобили. охотничьи ружья,
даже у Лесника взяли охотничье ружье, —
добавляет еще кто-то из собеседников,

ee €

Мы прощаемся с грустной фру Вален
выходим на воздух к кострам в березово
роще.

— Ла, хороший народ, — говорит
краснофлотец, поправляя костер, и кивает
на стоящий в фиорде мотобот «Фейлан».
Оттуда доносится как-то странно искажен-
ная, но с детства знакомая песня. Это поют
по-норвежски «Стеньку Разина» четыре бра-
та Муст. Во время боев у фиорда Юя Муст
провел батальон Морской пехоты в тыл нём-
пам по тропе, не указанной на карте. А ос-
тальные братья на своем боте повезли на-
ших людей обелеловать вход в фибрл — нет
ли там минных убтановок: Сейчас они
с увлечением поют «Стеньку Разина», и
звуки этой песни разносятся над тихими
водами глубокого фиорда, над прибрежными
скалами.

и
И

Геннадий ФИШ.
Северная Норвегия.

вали машины. Мужчин арестовывали и его-
няли в сараи. На площади была произведена
экзекуция. Врёствьяне взялись за колья, за
косы ий вилы. и Тут им пригодился боевой
опыт двух рубеких: Василий и Константия
помогли им внезапно атаковать отряд жан-
лармов. Он был почти поголовно уничтожен,
арестованные освобождены. Половина дерев=
ни ушла в горы, и двое русских организо-
вали их в партизанский отряд имени Крас-
ной Армии = один из многих отрядов, дей-
ствовавших в Чехословакии.

Вёкорё слава 06 этом отряде распростра-
нилась по всему району Рудных гор, где нем:
цы пытались наладить добычу железа ий ме-
ли. Он налетал на немецкие эшелоны,
устраивал взрывы на шахтах, дезорганизо-
вал работу рудников. :

Этим летом героически погиб в Рудных
горах словацкий партизан и русский дон-
басский шахтер Василий Копыто. Партиза-
нам стало известно, что немцы везут к же=
лезным рудникам новов оборудование, целый
новый завод. Копыто сам решил взорвать
эшелон. Он выбрал место на повороте дороги,
где она шла над пропастью: Вопыто подкрал-
ся к самой линии, Но часовой ходил в He-
скольких шагах, и ему никак не удавалось
улучить минутку, чтобы заложить под рельс
фугае. А поезд гудел, спускаясь с под ема,
рельсы постукивали, из-за поворота уже вы-
вернулись фонарй паровоза. Тогда Котыто на
глазах у часового рванулся вперед. Что он
сделал-—партизаны, наблюдавшие издали,
не мели понять. Послышалея страшный
грохот, вотряхнувший горы, и в следующее
мгновение и паровоз, и вагоны, медленно пе=
ревертываясь в воздухе, летели в пропасть.

Константин Горелкин, мой земляк, послед-
UA из трех друзей, бежавших йз плена,
осталея в живых п продолжал воевать.

Расоказаз о себе, земляк замолчал и стал
прихаебывать из фаянсовой кружки прозрач-
ное и“Теракое пиво. Я тоже молчал и думал
о русском, советском человеке, который все-
гла, лаже в самые трудные минуты 6306й
жизни, остается русским, советским. Я
увидел в Горелкине сульбу других. таких
вот, как он, советских людей, плененных, но
пе ‘покорившихся, и вот так же, как он,
продолжающих борьбу с ненавистным вра=
го. i
Б. ПОЛЕВОЙ.
Чехословакия:

SSASRSSCAE Segoe 2 SESS

Опять погода завернула круто.

Над Шушенским ни месяца, ни звёзд.
Из края в край метелями продута,
Лежит Сибирь на много тысяч вёрст.

Emé не в светлых комнатах Истпарта,
Где даты в памяти перебирай,

А только обозначенным на картах
Найдёшь далекий Минусинский край.

Ещё пройдут десятилетья горя
До мокрого рассвета в октябре,
i пушки, те, что будут на «Авроре»,
Железною рудой ещё лежат в горе.

Горит свеча, чуть-чуть колеблет тени...

Село до ставней вьюги замели,

Но здесь, где трудится, где мыслит
Ленин,

Здесь, в Шушенском, проходит ось
земли.

Уж за полночь, окно бёло от снега,
А он всё пишет, строчки торопя.

Сквозь вьюги девятнадцатого века,
Двадцатый век, он разглядел тебя.

Й он уж знает, в чём России силы
_И чем грядущее озарено.

Пускай ещё не высохли чернила —
Словам уже бессмертие дано.

...И на столё белеют не страницы,

А тот же русский снеговой простор,
Где — все губернии, где он в таблицах
Учёл и тот однолошадный двор

С косым плетнем, засыпанным метелью,
Где позапрошлую неделю

Осталась без отца семья,

Где в эту ночь родился я.

‚ Мать — хоть от боли ослабела —
Гадает о моей судьбе.
Промёрзла дверь, заиндевела
И ходит ветер по избе.

Б сенях, где страх теперь таится,

То скриннег вдруг, то звякнет тишниа.
Гле вынута пешнёю половина,

Зёмля замёрзшая видна.

На эту половицу прадед
Ступал наряженный к венцу,
А в чёрный день она в ограде
Постругана на гроб отцу.

©,

Но всё — и горе — он учёл в таблицах...
Потрескивает на столе свеча.

Пусть ночь темна и непогода длится,
Он всю Россию видит в этот час.

Крутые переулочки Казани,
Библиотеки старые Москвы
И Петербург — перед глазами,
В граните серая вода Невы.

Звонки условные — и он в квартире...
Висят часы на выцветшей стене;

1 ржавой цепью тянут время гири,
Секунды отбивая в тишине.

Глухи за Невскою заставой ночи.
Со следу сбив назойливых шпиков,
Он снова на кружке рабочем
Глядит в глаза учеников.

Пойдут на смерть-не предадут такие.

На сердце горячо от этих глаз.

В них светится мечта твоя, Россия,

В них молодость твоя, рабочий класс.

..Снег на катке волнистый и горбатый.

В глазах рябит от белых снежных гряд.

И, пронеся хоругвями лопаты,
6бята рядом с Лениным стоят,

Одним морозным воздухом с ним дышат,
Свои следы в его вплетают след,

Хоть, может, имя Ленина услышат

Они впервые через много лет.

Необозримая лежит Россия.

До края и ветра не долетят.

Пусть это шушенские, костромскив-=
Жизнь одинаковая у ребят. —

И тут, и там она, ещё слевая,

Уходит от отцовского крыльца:
Десятилетним мальчиком Чанаев
На побегушках в чайной у купца;

В Уржуме лёгкая летит пороша,

Видны лёса — куда ни погляди.
Приютский мальчик Костриков Сережа —
Что может знать он о своем пути?

Но мы увидим, пусть ещё не скоро,
Увидим (время, звеньями вяжись!)

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 3. (Возн.
Карр. «Правды»). Войска фронта, развивая
стремительное наступление, отбивая все
контратаки противника, неуклонно продви-
галотся вперед.

В боях на Будапептоком направлении
больную помошь наземным частям оказы-
вают летчики генерал-полковника авиадии
Горюнова.

Когда немцы, пытаясь задержать про-
движение наступающих, начали подвозить
резервы по железным и шоссейным доро-
гам, на их эшелоны и автоколонны 0б-
рушились мощные удары с воздуха. Совет-
ские летчики днем и ночью сбрасывали
Ha врага сотни тонн бомб, успешно унич-
тожая немецко-вентерскую пехоту, артил-
лерию, танки и автомашины. Попытёи
врага воспрепятетвовать действиям нашей
авиащии осталиеь тшетными и только уве-
личили его потери. За короткое время в
воздушных боях на Булапештеком направ-
лении было сбито 47 вражеских самоле-
тов.
Взалмодействуя с нашими наземными
войсками, авиация надежно прикрывает их
от ударов с воздуха. /

Олно из наших кавалерийских полраз-
делений, совершив стремительный и дерз-
кий рейх, захватило опорный пункт про-
Tiana. Команлир подразделения Мухаме-
лов решил удержать этот пункт до подхо-
да основных сил. На рассвете кавалеристов
контратаковали немецкие танки, & затем
пять рав подрял пыталиеь бомбить «Юн-
Repent». Но наши летчики каждый раз пе-
рехватывали вражеских бомбардировщиков
И заставляли их поворачивать обратно.

В один из последних дней противних
ввел в бой крупные силы авжации. 100
немецеих самолетов, шедших эшелониро-

‘ванно, группами, пытались воздействовать

ва наши войска. Советские истребители
дали жестокий отпор врагу. В завязав-
шихея воздушных боях особенно отличи-

лась группа летчиков под командованием

гвардии капитана Артамонова. Они смело

é

Е Е

Степан ШИПАЧЕВ`

Гут Лени

@
и жил...
Улыбку кировскую, от которой
Светлей, счастливей станет наша жизнь.

В Тбилиси,

Где седыми башни стали,

Где из расщелин их трава растёт,
Двадцатилетним юношею Сталин
Но переулкам глиняным идёт.

Он шляпу снял. Кавказ, высок и светел,
Сегодня весь открыт его глазам.

Там, на Казбеке, побывавший ветер
Бежит по юношеским волосам.

Когда от духоты на сходке свечи
Тусклей горят и споры горячи,
В его спокойной и негромкой речи,
Как клятва, имя Ленина звучит.

И ни Сибирь, ни гор кавказских гряды
Их не разделят — встретятся они,
Чтобы стоять в тысячелетьях рядом.

Но медленны самодержавья дни,

Сибирской ссылки дни глухие.

Будённовские конники лихие,

Чапаезны — ещё в пеленках спят.

Ия — как травинок в поле, на Руси ребят.
ror

Где в чащах заячьи петляют тропы.

Где солнце в космах снеговых встаёт,

В избе, уткнувшейся в уральские сугробы,

На светё мальчик первый день живёт.

Мать рядом спит.

Ей сон тревожный снится,

ЕЙ не`дойти до светлой правды той,
Что и в глухую эту ночь родиться
Не страшно даже сиротой.

Под окнами черствеет снег вчерашний,
Святые скорбно сморят из угла.

а сына было б матери не страшно,
Когда бы знать прб Ленина могла.
Всё те же, в той, где он бывал, квартире
Висят часы на выцветшей стене,
И ржавой цепью тянут время гири,
Секунды отбивая в тишине,

Неторопливо, в сроки поспевая,
На циферблате, заспанном на вид,
Идет по кругу стрелка часовая,
И по орбитё шар земной летит.

Религий, царств забудутся скрижали, _
А мыслям Ленина, что нас ведут вперед,
Что волёю всего народа стали, =
Работать, жить, пока живет народ:

Леёгли седые позади дороги,

Ведя от детства, от плетней косых.
Годины войн и революций сроки
Секундами измеряли часы.

И на холодном, быстром Енисее,
В ещё не очень обжитом краю,
Благоговейно в домике-музее

Я у стола рабочего стою:

Тут Ленин жил,

За этот стол садикася,

Стоял, быть может, тут, где я стою.
Ещё я только что на свет. родился,
А он уже решал судьбу мою.

Прошло вихрастое, босое детство,

И после, в день великий Октября,

Не двор—страну я получил в наследство:
Поля и реки, горы и моря.

Я честь и славу своего народа,

Как сын, под красным знаменем принял.

„..Пилотку, полинявшую в походах,
Я с головы ещё за дверью CHAM.
На половицы бережно ступая,

По домику я тихо прохожу.
Стоит в нем тишина святая.

Я вю, как бессмертием, дышу.

Но эта тишина — йе для молитвы,
А для присяги. В этой тишине
Ещё слышнее грохот битвы,
Здесь бури века нам ёщё слышнеёй.

Мы в бой идём за Лениным великим.
Он, как и мы, в походах запылён,

На поле боя вдохновенным ликом

На нас глядит с прославленных знамён.
За ним на штурм бросаются солдаты,
Неся в дыму наперевсс штыки.

Есть грозные в пути победном даты.

На Красной плошали стоят полки,

Стена Кремля седого рядом © нами.
Вперёд простерта Сталина рука:

— Пусть осенит вас Ленинское знамя... ==
И эхом вторят Сталину века.

1944 г.

Наша авиация в боях
на Будапештском направлении

атаковали 12 вражеских бомбарлировти-
ков; шедших под прикрытием Б «Мессер-
шуиттов». Артамонов искусным маневром
залил бвёрху в хвобт облному «Юнкерсу»
й уничтожил его, а затем, выходя из ата-
ки. сбил второй немецкий самолет. Тем
временем еще двух «ЮнЕерсов» вогнал в
‚землю гвардии лейтенант Мордухович. Ня-
тый вражеский бомбархировщие был сбит
гвардии стариим лейтенантом Мальцевым.

Отчаявшись добиться успеха в дневных
операциях, немцы попыталиеь совершить
ночной налет на олну из занятых нами
железнодорожных станций. Олнако и эта
попытка врага сорвалась. В воздух полня-
лись Ночные истребители под командова-
нием тварлии старшего лейтенанта Ковуна
и погнали немцев вспять, заставив их
обросить бомбы где попало.

После этого противник решил раепра=
вВИТЬСяЯ 6 нашими истребителями. Выелеляв
их аэродром, немцы предприняли ночной
налет, в котором участвовало 26 самоле-
тов. На защиту аэролрома поднялись в
возлух лве четверки наших истребятелей
под командованиех Гвардии лейтенанта

Радченко и гвардии старшего лейтенанта ~

Ветчанина.

Вкего девять минут пробыли немцы нал
районом аэродрома и за Это короткое Bpe-
мя потеряли шесть своих самолетов. По?
терпев поражение, прогаваик больше ва
цыталея повторить налет.

Действуя на Булапепегоком направлений,
летчики генерал-полковника авиация To-
рюнова нанесли противнику большие поз
тери. за послелние несколько дней, по н2-
полным данным, уларами с возлуха увич-
тожено и повреждено 50 немецких танков,
510 автомашин, 100 повозок с войсками
H грузами; при божбежке железнодерож-
ных станций в тылу врага разбито и с0-
жжено 7 паровозов и 55 вагонов, разруше-
HO депо. За 510 же время был подавлен
огонь 30 полевых и 25 зенитных батарей