а а

сари

М В Г

м

5 (RGAE? $

—

1844 r., 52 285 (S723

Послезавтра весь советский на-

‚ род будет праздновать XXVII ro-

довщину Великой Октябрьской

Социалистической Революцни. Ис-

текший год ознаменовался круп-

нейшими победами Красной Ар-
ИИ.

В канун праздника, 6 ноября
1943 гола, советские войска вы-
шибли немцев из столицы Украи-
НЫ — города Киева. 29 июня
1944 года был бсвобождён город
Петрозаводск, 3 нюля — Минск,
13 вюля — Вильнюс, 24 августа—
Кишинев, 22 сентября — Таллин,
15 октября — Рига.

В освобождённых столицах кн-
пит созидательная работа. Слав-
ный праздник Великого Октября
трудящнеся семи советских сто-
лиц встречают в братской свобод-

“ной семье народов Советского
Союза.

Снова= _
в братской семье
народов СССР

Беседа с председателем Совнаркома
Эстонской ССР тов. ВЕЙМЕРОМ

Гитлеровские вандалы разрушили в Тал-
лине около 45 проц. жилищного фонда, в том:
числе все лучигие дома в центре города. Пе-
ред уходом они об’явили, что разделяют го-
род на три зоны и сожгут их одну за дру-
гой. Стремительное наступление Красной.
Ариии сорвало черные замыслы врага.
Советские саперы извлекли в Таллине
125 тонн взрывчатых веществ, — этого бы-
ло бы лостаточно для уничтожения и более
Брупного города.

Значительную часть заводов и фабрик
спасли 38a обстоятельства: быстрота настун-
ления Красной Армии и активность рабочих.
В Таллине рабочие электростанции загнали
в железнодорожный тупик немецкий поезд с
боеприпасами, вооружились и поставили
свою охрану. Они встретили выстрелами не-
мецкий истребительный батальон, который
собирался взорвать электростанцию. Ona
расположена незхалеке от лороги, по которой
немцы отступали. Немпы выставили заслон
против рабочих, опасаясь их нападения, а
станцию так и не смогли взорвать.

Таллинские рабочие отстояли также круп-
ное фосфоритное предприятие, потеряв при
этом 8 человек убитыми, но нанеся нема-
лый урон и противнику. В 50—60 км. от
Талхина рабочие отстояли. целлюлозную Фа-
брику Rexpa a железнодорожный мост. Ра-
бочие спасли и бумажную фабрику Кохила.
Четыре женщины в Тарту. предотвратили
поджог больницы,

Освобожденный народ Советской Эстонии
с отроиным энтузиазмом принялся за воз-
рождение хозяйства, разрушенного гитле-
ровскихи захватчиками. В возрожденном
Таллине более ста промышленных предприя-

тий уже дают продукцию фронту, стране. На

фабриках и заводах растут ряды стаха-
HOBIEB. .

Таллин, как и другие зетонские торода,
готовится к радостному празднику — 27-ле-

тию Великого Октября. 6 ноября в столи-
це Советской Эстонии открывается оперно-
драматический театр. Зрителям будет пока-
зана опера Чайковского «Евгений Онегин».

В Таллин на праздник прибывают хелега-
ты Эстонского корпуса Красной Армип и мо-
ряков Краснознаменного Балтийского флота.

Великий общенародный праздник — 27-ю
социалистической
революции-— освобожденные эстонцы встре-

годовщину Октябрьской

тят в дружной семье советских народов.

Вызволенные из Фантистекой неволи, трудя-

щиеся Эстонии шлют свою сердечную

благодарность героической Красной Армии’

и теннальному полководцу, вождю народов
товарищу Сталину.

Для киевлян октабрьские дни— вдвойне
праздничные дни. С датой Октябрьской
революции совнадает дата освобождения
Киева от неменко-фаптистских захватчи-
ков. В ночь на 6 ноября 1943 года доб-
лестные войска, полководца сталинской шко-
лы Николая Федоровяча Ватутина вернули
Године Киев. Враг черной кровью распла-
тился за евоё двухлетнее пребывание в
стенах города. Десятки тысяч гитлеров-
ских солдат и офицеров были перебиты в
боях за mes.

Немцы оставили в Киеве свой, обычный
для этих дикарей и варваров, след. Они на-
рушили жизнь больлтого и культурного го-
рода, лишили сто жителей злементарных
условий человеческого существования. По-
кидзя под ударами Врасней Армии город
и метя его жителям, не захотевитим тер-
петь немецкой оккупации, они разруши-
ли промышленные предприятия города,
взорвали целые кварталы, вывели -из
строя энергетическое хозяйство, водопро-
вод, трамвай и т. д.

Ущерб, причиненный фаниетскими раз-
бойниками только местной премынтленно-
сти и городскому хозяйству столицы Ук-
раины, по данным Государственной Комис-
сни, исчисляется в один миллиард сто с0-
рок шесть миллионов рублей.

За тод с момента освобождения в Биеве
проделана. тигантекая работа. Восстанов-
ление любимого города стало для киевлян
Зелом чести.

Прелоктябрьскяе дни’ в нашем городе
особенно примечательны. В эти дни жизнь
торода изобилует фактами трудового геро-
изма. Мы приходии в празднику револю-
пии, к празднику освобождения. Виева от
немецких захватчиков с крупнейшими ус-
пехами на фронте восстановления промыш-
ленности, коммунального хозяйства, куль-
турной жизни, быта города.

Восстановлены заводы машиностроения:
«Денинехая. кузница», завод им. Сталина,
завод им. Лепсе, завод станков и автома-
TOR, некоторые машиностроительные заводы.
Частично восстановлел завод «Больше-
ВИЕ». Эти заводы определяли ло войны

ан лицо столицы. Ныне они

Киев. У намлтняка Богдану Хмельницкому,

снова служат етране, фронту. И служат
неплохо. Илан нашей промышленностью
выполняется и даже перевышолняетея.

В ногу с заводами тяжелой промышлен-.
ности идут и предприятия легкой инду-
стрии, местной, кооперативной, пищевой
промышленности. Например, все предприя-
тия Главхлеба, как и предприятия мест-
ной промышленности, уже выполнили годо-
вой план.

Киевское отделение Юго-Западной же-
лезной лороги закончило годовой план по-
грузки и заканчивает годовой план вы-
грузки. Достижения железнодорожников
06060 значительны на фоне тех трудно-
стей, с которыми им пришлось столкнуть-
ся на магистрали, находившейся в зоне
военных действий. Достаточно ‘указать на
судьбу _ Дарницы. Этот крунный железнодо-
рожный узел был превращен в груду разва-
лин. Восстановление деятельности Дарни-
цы —= героическая страница.

Электростанции Виева подверглись в пе-
риод окхупации наибольшим разруптениям.
Немцы-ликари захотели оставить город и его
жителей без света, без тепла. Как ни сложна,
стройка в энергетическом хозяйстве, но и
здесь мы имеем сегодня серьезнейшие
победы. Лве электростанции из трех уже
работают. На второй ГРЭС, помимо уже
действующего турбогенератора, заканчи-
вается монтаж второго. Пуск второго тур-
богенератора —= дело ближайших дней. №
Октябрьскому празднику вводится в лейст-
вио первая очередь теплоэлектроцентрали.

Немцы разорили водопроводную сеть. №
7 ноября вводится в строй первая оче-
редь днепровского водопровода. Это меро-
приатие должно коренным образом улуч-
шить водоснабжение Виева;

0с0б0е место в налпей борьбе за восета-
новление Киева занимает Ёрещатик. Для
киевлян Врещатик то же самое, что улина
Горького для моеквичей или Невский про-
спект для ленингралцев. Крещатик — поэ-
зия Киева, краса этого прекрасного горо-
да. Нелцы взорвали чудесные; архитектур -
но оформленные, многоэтажные дома цент-
ральнсй улицы города. = apr

ПРАВДА

Киев сегодня

щатика стало кровным делом каждого ки-
евлянина.

Киев всегда был одним из крупнейших
центров научной мысли, одним из вузов-
ских центров в нашей стране. И эта слава,
на которую также посягали неменкие ван-
далы, возвращается нашему городу. Уже
несколько месяцев находится в родном го-
роде Академия наук Украины. Восстанов-
лена деятельность 19 высших учебных
заведений. Идут занятия в университете.

Само собой разумеетея, что киевляне в
первую очередь позаботились о нуждах
детей. Вея школьная сеть города воеста-
новлена. Пришлось столкнуться с  боль-
шими препятствиями и недостатками. Не-
достатков у нас еще и сейчас много. Ho
тлавное сделано.

Мы ралы сообщить о том, что начинает
жить театральный и музыкальный Киев.
Й Академический ордена Ленина, театр опе-
ры им. Шевченко, и Театр им. Франко, и
Русский драматический театр, и Музкоме-
дия, и государственная капелла «Думка»,
и Филармония уже открыты или откры-
ваются в эти дни.

Во всей работе по восстановлению Кие-
Ba — касается ли это промышленных
предприятий или культурных учрежде-
ний — киевские работники чувствуют по-
вседневную заботу и помошь со стороны
союзного правительства, Центрального. Во-
митета партии, лично товарища Сталина.

Всей налней деятельностью непосредет-
венно руководит глава украинского прави-
тельства Н. С. Хрущев.

Строиться Киеву помогает вся наша
страна. Москва дала станки для многих
предприятий, Урал — оборудование для
электростанций, Сибирь — оборудование
для железнодорожного транспорта, Карелия
дает лес. Эта помощь очень ценна. Она
говорит о братстве народов нашей страны.

№ ев, мать городов русских, город на-
шей древней славы и славы новой, горол,
в котором каждый камень является исто-

рией, будет возрожден.
Б. ГОРБАНБ.

Секретарь Кневского горкома ПОР

Beano nnioul nice’ город

Беседа с секретарем Минского горкома Kn(6)B, Героем Советского Союза
тов, И. А. БЕЛЬСКИМ

Позади остались три страшных года не-
мепкой оккупации. Это были годы виселиц,
«душетубок», массовых расстрелов, пожа-
ров и разрушений. Тростянец — вот символ
трехлетнего пребывания немцев в столице
Советской Белоруссии.

Но это были также голы неустанной
борьбы, беспощадной мести захватчикам-
людоелам. Ни на один миг не ослабевала у
наших людей вера в освобождение, в побе-
ду. Город, не покорившийся врагу, —
Минск три года сражался с ненавистными
оккупантами. На его улицах и в стенах его
домов от рук народных истителей погибла
не одна сотня гитлеровских сатрапов во
тлаве с обер-палачом белорусского народа
фон-Кубе. Минские партизанские соедине-
ния насчитывали более 40.000 вооружен-
вых бойцов.

Своей героической борьбой партизаны
приблизили час освобождения города и ока-
зали большую помошь Красной Армии в дни
ее исторического наступления в июне и
июле нынешнего гола. Они захватили MATS
районных центров вокруг Минска на путях
отхода врага. Семь партизанских бригал
Минского соединения захватили все пере-
правы на реке Птичь от Глусска ло Мин-
ска—на протяжении 150 километров, —чем
крайне осложнили для противника возмож-
ность отступления в этом направлении.
Пять других партизанских бригад с боями
заняли рубеж протяжением 80 километров
на реке Случь и удержали его до прихода
Ерасной Армии. В первый же день 0660б0-
Жждения столицы Белоруссии 20 тысяч
народных нстителей заняли позиции вокруг
гврода и вели непрерывные бои с остатка-
MH немецких дивизий, пытавшимися про-
рваться из кольца окружения восточнее
Минска. (о 2-го по 15-е июля минские пар-
тизаны захватили в плен более 6.000 сол-

дат и офицеров противника. Значительно
большее число гитлеровнев уничтожено в
боях. :

3 пюля 1944 гола над многострадальной
белорусской столицей вновь засияло солн-
це свободы. Но что мы нашли в нашем рол-
ном городе? Подвалы гестапо с еще неостыв-
шими трупами безвинных советских лю-
дей. бесчисленные рвы и ямы, наполнен-
ные телами десятков тысяч казненных. Г4-
род был мертв. Более 80 процентов ето
зданий разрушено врагом.

Прошло четыре месяца после освобожде-
вия Минска. Вместе со всей семьей совет-
ских городов столица Белоруссии встречает
праздник 27-й головшщины Великой Ок-
тябрьской социалистической революции.
Встречает, как солдат и строитель.

Четыре месяца —— очень небольшой срок,
если принять в расчет те поистине страш-
ные ‘разрушения, которые произвели B
Минске гитлеровские мерзавцы. Но город
живет напряженной жизнью. Он весь — в
труде, в радости творчества. созилания.

Сизые дымки заводских и фабричных
труб стелются над городом. Уже работают
27 предприятий союзного и республикан-
ского значения, восстановленные частично
или полностью: Нущены кожевенный завод
«Большевик». радиозавод, обувная фабрика
имени Тельмана, мясокомбинат, крупный
хлебозавод «Автомат», авторемонтный за-
вод и другие. Типография ичени Сталина
выпускает учебники.

Отремонтированы трамвайные пути и в3-
тоны. Вступают в строй всё новые и в0-
вые пехи  коупных заводов — инёи
Ворошилова, имени Кирова, имени Молоту-
ва. Организованы и работают 29 артелей,
обелуживая бытовые нужды населения. ко-
торое увеличивается с каждым днем. B on:
ac праздники вступят в строй еш!

семь предприятий. Заново ‘восстановлен же-
лезнодорожный узел.

Город оказывает большую помощь своей
освободительнице — Красной Армии, при-
ближая день полной победы над врагом. По
инициативе молодежи одного завода Ha
всех предприятиях Минска проводится
фронтовой двухлекадник в честь годовщины
Охтября. В нем участвуют тысячи людей.
Вчерсшние партизаны, ставшие сегодня ин-
женерами, водителями паровозов. слесаря-
ми. штукатурами, с таким же героизмом,
как и в вооруженной борьбе, работают на
труловом фронте.

Город славит лучших людей трудового
фронта. гордится ими. Один за другим заво-
ды, фабрики и артели рапортуют о вынол-
нении октябрьского плана.

Вах иного волнующих н значительных
событий в жизни минчан произошло за
эти месяцы! Вернулся и открыл учебный
гол Белорусский государственный универ-
ситет— это был большой праздник для
нас. Вновь работают педагогический. меди-
цинский, юридический, политехнический
институты, институт народного хозяйетва,
зубоврачебная и музыкальная ликолы, тех-
никумы, 27 средних и начальных школ.
А сколько было радости... когда возврати-
лись в Минск коллективы оперного и 1-го
драматического театров и развесили афиши
0 своих первых концертах!

В музее Отечественной войны открылись
замечалельные выставки вооружения пар-
тизан и подпольной большевистской печати.
Эти выставки созданы руками  вче-
рашних партизан. Открыт моет через
реку Свислочь, на строительстве которого
ророжане отработали свыше 13.000 чело-
веко-дней. Через мост прошел первый
трамвай. Весь repo собралея на’ торже-
ство. А впереди — пуск второй очередЕ
электростанции, пуск уже воестановлени-
то на довоенную мощность водопровода,
отирытие новых кинотеатров, клубов, бань
ит. л. Важдый день приносиг новую
побелу, новую ралость; © каждым о лнея
всё полнее становитея жиень города.

Минсе още лежит в руинах, но он дол-
жен быть восстановлен в кратчайший срок!
Столина Советской Белоруссии должна ено-
ва стать красивой, благоустроенной и цве-
тущей. Этой мыслью живет всё население
города. Рабочие, служащие, домохозяйки,
академики, студенты —— каждый горожанин
получил на руки трудовую книжку. Они
успешно овладевают строительными про-
фессиями. С $ октября минчане уже отра-
ботали на восстановлении родного города
около 100.000 человеко-дней. Они решили
своими руками выбрать из разрушенных зда-
вий 150,миллионов кирпичей и 16 тысяч
тонн металлических деталей`для постройки
булущих жилых домов. больниц, театров.

Каждый рабочий мясокомбината в тече-
ние октября отлал на восстановление  горо-
да по 30—35 часов вместо установленных
15. Tax же поступили стуленты и пре-
подаватели Пединетитута, рабочие и слу-
жащие предииривятий и учреждений. Бригала
рабочих, возглавляемая 108.  Поздня-
ком, выполнила октябрьокое залание по

восстановительным работам на 350 проп.,.

бригала Подливайкина — на 370 процен=
тов. Домохозяйка Веденская за месян от-
дала, своему городу 70 часов; mo 60 часов
работали в октябре домохозяйки Омельчен-
ко. Русенкая и Орлова. Минчане трудятся
не покладая рук; они полны благородного
рвения — ках можно скорее залечить раны
своего родного города.

Ё нам приезжали выдающиеся архи-
текторы страны — академики  Мордви-
нов, Щусев, Колли и другие. Они помо-
гают разрабатывать генеральный план ре-
конструкции Минска, создают проекты чу-
десных дворцов. памятников, набережных,
скверов. Вся страна и в первую очередь
Москва помогают нам в нашем трудном и
благородном деле возрождения столицы
БВелоруесяи.

«Наш Минск, наш родной город, ты вновь
будешь еиять в своей красоте и вели-

чии!>» — с этой мыслью, Еоторая день за
днем претворяется в практические дела, мы,
минчане, встречаем праздник Великого 0к-
тября, праздник напей победы.

&

ТГоваришу

Сталину-—

великая блоюдаоность

Беседа с секретарем ЦК и Петрозаводского

Петрозаводск — столица Карело-Финекой
СОР, промышленный и культурный центр
реклтублики. Этот старинный город имеет
большую и богатую историю. Первые кам-
ни ero были заложены Нетром Первым,
основавииио здесь, в устье реки Лососинка,
Онежский металлургический завол. Нетро-
заволек сыграл эначительную роль в х9-
зяйственном и культурном развяти север-
ных областей России. 3

Фашистские захватчики и варвары хотела
зачеркнуть историю города. Захватив Нетре-
заводюк, они дали ему другое название. За
три года оккупации гитлеровцы разрушили
125 предиряятий, сравеяли с землей госу-
дорственную  Филармонию,  универеитет,
разобрали памятники desmry и Кирову,
сожгли ломик Державина. Оккупанты унн-.
чтожили все городские электростантии,
взорвали нлотины, разрушили почти поло-
вину жилых зданий. 5

Черные дни фаптистекой оккупации кон-
чились 29 июня 1944 года. Наша герол-
ческая Красная Армия освободила Петро-
заводек. С первых же лней началаеь хи-
пучая созидательная работа.

За четыре месяца пущены тоя электро
станции, вюдогровюд, телефон > телеграф ,
ратио. Через реки Лососинку и Неглинку
силалги трудяцеихея города построены семь
мостов. Восстановлены 22 промышленных
‚предтуиятия; вышуск продукции узеличи-
вается с каждым днем. Слано в экоплюз-
тацию 30 тысяч квадратных метров жл-
лой площади. Работают государственный
университет, учительский институт, лес-
ной, сельскохозяйственный и педагогиче-
ский техникумы, 12 школ. В государет-
веныюм тезлое идут опектажжи карело-фин-

горкома партии тов. Г. Н. КУПРИЯНОВЫМ

ского теалра музыкальной комедии, устрам-
валотея коцерты ансамбля карело-финской
песени и пляски-—«Кантеле».

В четвертох квартале этого года в пра-
эыиеленное, культурно-бытовое и жилиш-
ное строительство города будет вложено
семь миллионов рублей. Восстанавливаются
два мощных кирпичных завола; один из них
дают продукцию еще в этом году.

Началось восстановление
Ленину.

Возрождение Петрозаволека стало телом
чести всех районов. Кабело-Фивюкой ССР.
В восстановительных работах участвует
Bea республяка. Трудящиеся Реломюрека
заготовили и отправили в подарок Петро-
заводеюу 25 платформ строительного леез.
Из районов в столицу направлены сетян
спепизлиютов и строителей.

12—13 октября в Петрозаводске сд-
стоялея Х пленум IEE RIL) Карело-Фин-
ской ССР. Пленум. нометил просрамму рз-
бот по восстановлению хозяйства и куль-
туры в республике и Петрозаводске. По-
ставлена задача: к 1947 году достигнуть
довоенного уровня, к этому сроку полно-
стью залечить весе раны, Е
„оккуттанетадги.

27-ю годовщину Великой Октябрьской
социалистической революции жители Пет-
розаводека. ветречают в братевой семье
свободных наролов Советского Союза. Тру-
дящиеся республики горячо  блатодаюят
героическую Краеную Армню и великого
Сталина ‘за свое освобождение. Они кля:
нутся быстрее восстановить свой горот, с
каждым днем увеличивать помошь своей
освободительнице — Красной Армия.

памятеника

Спустя три недели

«Рига мусо» — Рига свободная, — эти
слова народного ликования начертавы все-
мп цветами красок на плакатах и лозун-
гах. Они — на стенах домов, на витринах
магазинов, на чугунных оградах садов, на
деревьях ‘бульваров. Алые флаги развева-
ются над улинами и площадями. На поста-
менте напиональвого памятника Свободы —
портрет товарища Сталина и лозунг:
«Слава великому Сталину — организатору
побед Красной Армии!»

Уже три недели освобожденная Рига жи-
вет пюлнокровной советской жизнью. Спе-
maT на работу железнодорожники. С но-
мощью. бойцов железнодорожных войск они
уже добились существенных успехов. Влгло-
метр за километром восстанавливаются же-
лезнодорожные пути, вырастают взорванные
немцами мосты.

Немцы разграбили Ригу, вывезли в Гер-
завию оборудование мастерских, депо,
станционный инвентарь. Железнодорожеики
вели упорную тайную борьбу с оккупанта-
ми. Случайный попутчик, слесарь ре-
монтвых мастерских рассказывал мне, что
значительную часть оборудования ремонт-
ники зарыли в землю и утопили в кана-
лах. Теперь веё это пригодилось.

Рига — крупвый промышленный центр.
В ней много заводов, фабрих, мастерских.

Церед отступлением гитлеровцы взорвали

все электростанции, крупнейшую водопро-
водную станцию и часть водопроволной
сети. Немцы уничтожили  «Вайрогс»,
«Веф», «Ввадрат», хлебозавод и другие
крупные предприятия. Более 50 процентов
промьииленности города выведено из строя.

Стльно пострадал от немецких варваров за-
мечательный Рижский порт.

Подобно  железнодорожникам рабочие,
техвики и инженеры рижеких предприятий
саботировали выполнение вражеских меро-
приятий, отстаивали свою промышленность.
На крупнейшей шелкотканкой фабрике
«Ригас Аудуме» немцы приказали упако-
вать оборудование для отправки в Герма-
нию. Рабочие положили в ящики камни, а
оборудование схоронили в належные места.
На  деревообделочной фабрике фирмы
Я. Волдеман технорук Анжо Шуберт спря-
тал двенадцать крупных деревообделочных
ставков и машин в подвал, а важнейшие
части замуровал в стены. Сейчас эти маши-
вы вновь моптируются и устанавливаются
на старые места. На фабрике «Узвара» ра-
бочие паковали для отправки в Германию
старые, негодные моторы, а хорошие стря-
тали. Так было и на других предприятиях.
Сейчас сбереженные от врага станки и ма-
шины возвращаются в родные цехи.

Приступили в работе рабочие и инжене-
ры многих специальностей. Город и фронт
уже получают продукцию хлебопеков, виБо-
делов, пивоваров, табачников... На маши-
ностроительных и механических предприя-
тлях началось восстановление разрушенно-
го хозяйства. С лопатами, аомами и метла-

iM в руках проходят по улицам рабочие,
служащие, домашние хозяйки.

Ралосткым созилательным трулом занята
na латвийская столица.

Н. ВОРОНОВ.
(Корр. «Правды>).
г. Рига.

В литовской столице

ВИЛЬНЮС, 4. (По телеграфу). Немецкие  .

оккупанты нанесли тяжелые раны столине
Литвы — городу Вильнюеу. Они разрушили
водопровод, электростанцию; значительное
число жилых домов сильно повреждено
в результате поджогов и бомбежек.

Советские организации при активной
полдержке населения принимают все меры,
чтобы в кратчайший срок восстановить раз-
рущенное немцами коммунальное хозяйство
города. На-днях начинает работать электро-
станция бумажной фабрики в Градипкках,
которая даст Вильнюеу 700 киловатт энер-
гии в день, Это очень немного, но все же
удовлетворят самые неотложные нужды.
Как только город получит электрознер-
тию, будет пущен водопровод.

Предстоит большая работа по остеклению
домов. Большинство зданий города после
диких бесчинств гитлеровцев осталось 623
стекол. Постепенно эти лома пряводятся в
порядок. За короткий срок удалось восста-
новить единственный в Дитве стекольный
завод в МРадвилишках, — он уже дает
1.060 кв: метров стекла в день, а до конца
года выработает более 150.000 кв. метров.

Со дня освобождения Вильнтоса прошло
неполных четыре месяца. За это время в
гороле уже восстановлено 42.000 кв. метров
жилой площади, 16.000 кв. метров мосто-
вой и 8.000 кв. метров тротуара.

Возрождается промьпиленность Вильнюса.
Восстановлено свыше 50 предприятий, в
том числе радиозавод, табачная фабрика
«Победа», картонажная фабрика и другие.

Немцы всеми силами старались задушить
ЕУЛЬТУрУу ЛИТОВСКОГО народа. Они закрывали
школы и высшие учебные заведения: даже
театры и концертные организации не избе-
жали той же участи. Теперь культурная
жизнь столицы снова входит в широкое сво-
бодное русло. Возобновили свою работу Ли-
товекая Академия наук, Академия ху-
дожеств, университет, филармония. Нача-
лись занятия в школах. Открылся театраль-
ный сезон.

В Вильнюсе выходят четыре газеты-—на
титовском, польском и русском языках.

Столица Советской Литвы, возвращенная
к свободной жизни, день за, днем ликвиди-
рует тяжелые следы, которые оставило на
всем облике прекрасного горела разнуздан-
ное хозяйничание гитлеровцев.

Сейчас Вильнюс е огромным под’ёмом
тотовится к встрече ХХУП головщины
Великой Октябрьской Социалистической
Революции. Его население: отметит эту зна-
менательную дату, как светлый. радостный
праздник. 0 чувствах советского патрио-
тизма, которыми движим весь литовский
народ, ярко свидетельствует неослабеваю-
ший приток добровольных пожертвований
на постройку танковой колонны «Жалтрие»
(«Грюнвальд») и эскадрильи самолетов «Со-
ветская Литва». Этот сбор средств был
организован по инициативе рабочих кау-
насекого металлургического завода «Нерис»
и встретил самый широкий отклик среди на-
селения Вильнюса и всей республики.

Все силы-—любимому городу

КИНТИНЕВ, 4. (По телеграфу). Немного
времеки прошло с того дня, как войска ге-
роической Красной Армии вступили в сто-
лицу Молдавской республики. Три долгих
тела Кишинев находился под властью не-
мепко-фашистеких захватчиков. Гитлеров-
цы нанесли городу тяжелые раны, разру-
шили его хозяйство, уничтожили многое из
того, что было построено трудом поколений.
24 августа войска Красной Армии вышвыр-
нули фантиетов из столицы Молдавии.

Сейчас весь Кишинев занят созидатель-
ным трудом. В восстановительной работе
принимают участие тысячи трудящихся,
самоотвержекно отдающих вое время, зна-
ния и инициативу возрождению нормальной
жизни любимого города. Основное’ внимание

улеляется восстановлению промышленных и
коммунальных предприятий Кишинева. Сей-
час многие заводы и фабрики уже пущены
в эксплоатацию. Работают мясокомбинат,
маслосырозавох, и и по переработ-
ке овощей.

Город всегда славился своим викоделием.
38 короткий срок пущено в ход более 100
винодельческих пунктов. Одновременно
эвергичным темпом ведется восстановление
заводов консервной промышленноети. Бога-
TH урожай. который в этом году собирает
Молдавия, позволит расширить выпуск про-
ХуУБПИИ ПИШевой промышленности:

Оживает культурная жизнь столицы. Ра-
ботают школы, средние учебные заведекия,
библиотеки. Активно готовятся к OTEDHI-
тию зимнего сезона театры Молдавии.

Е