8 НОЯБРЯ 1944 г., №

од по Ш

ХХУ\УП лет Великой Октябрьской социалистической революции

славу г

аву стяжал се

е]

ыы

(И; СТАЛИН).

Великий Сталин вдохновляет Красную Армию и весь советский народ
на полный разгром ненавистного

В энском краснознамённом полку. Полковник П. Ф. Одноценов зачитывает приказ
Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина.
Фото Н. Семёнова.

ECTb—BbITIONHUTb

! (От специального военнего (корреспондента «Нравды»)

Поллень. Энский краснознаменный полк
выстронлея на плацу перед небольшой
трибуной.

Командир полка поздравляет бойцов и
сфицеров с 27-й годовщиной Великой Ок-
тябрьекой Социалистической Революции 4
зачитывает приказ Верховного Главно-
комантующего Маршала Советского (0033
товарища Сталана от 7 ноября 1944 года.

Бойцы и офицеры уже знакомы е прика-
зом. Они слушали доклад и приказ: товарища
Сталина по рално, а некоторые успели про-
честь их в газете. Но сейчас. на плацу,
р строю, они е особым вниманием воспри-
нимают текст исторического документа, и
кажлое слово сталинского приказа глубже
врезается в память.

«Героическими, усилиями Ерасной Армия
и советского народа наша земля очищена
от немецко-фапшстевих захватчиков... (9-
ветекая государственная граница, вероломно
нарушенная гитлеровскими  полчищамя
22 июня 1941 года, восстановлена на всём
грогяжении от Чёрного до Баренпова моря...

Задача сейчас состоит в том, чтобы стре-
мительным натиском армий 0б’единённых
наций в кратчайший срок сокрушить гит-
леровскую - Германию»... :

После чтения приказа происходит митинг.

Майор Поляков говорит:

— Приказ свидетельствует 00 историче-
ских победах Краснзй Армии. Эти победы
наполняют величайшей радостью сердца со-
ветских людей. Враг вышвырнут с нашей
земли, война перенесена на терраторию
фашиетекой Германии. Этим мы обязаны
MYIDOH ленинско-сталинской партии, opra-
визатору и влохновителю всех побед, ге-
низльному полководцу товарищу Сталину.

Громкие крики «ура» в чееть коммуни-
етичьской партии и товарища Сталина сме-
няются торжественными звуками советского
гимна.

№` 2201

приказ

Слово предоставляется сержанту Попову.

— 27-ю годовщину Октября, — говорит
сн, — мы встречаем в дни, когда Красная
Армия находится не у ворот Москвы, как
это было в 1941 году, а в Восточной Прус-
син и на венгерской земле.

Под ударами Красной Армии окончатель-
но развалалея фашистский блок. Обыляеь
велние слова товарища Сталина, о том, что
«Германии и её холуям не достанутся пи-
роги и пышки, что им придётея теперь
лелить между собою синяки и шишки».
Получив изрядное количество синяков и
шишек, из блока вынали Румыния, Болга-
рия и Финляндия; Близоь день, когда из
блока выпадет и Венгрия.

Термания со всех сторон окружена нанги-
ми и союзными войсками. Недалек тот час,
хогла наши победные знамена будут pasBe-
ваться над Берлином.

От имени офицерского состава выступил
лейтенант Манойло:

— 27-ю годовшину Великой ОктябЪь-
ской Сопиалистической Революции мы
празднуем в условиях замечательных
побед Красной Армии. Красная Армия же-
лезной метлой вымела’ фашистскую нечисть
из священных пределов нашей Родины п
теперь громит врага на его еобственной
территории. Она спаела народы мира от
фашистской чумы. Велики наши победы.

Все наши победы связаны с именем
товарища Сталина — вождя, полководца,
учителя. 0т имени офицерства заверяю, что
мы с честью выполним приказ Верховного
Главнокомандующего — добъем фапгиетско-
то зверя в его берлоте! Приказ Верховного
Тлавнокоманлующего № 220 будет выпол-
nen!

П. ИВАНОВ.

Энская часть, 7 ноября, (По телеграфу).

Лётчики боевыми делами отвечают
на приказ товарища Сталина

Вместе со всеми другими родами войск.

Прасной Армии советские летчики стоят на
исходных позициях для решающего наступ-
ления на жизненные центры Германии,
Истребители. штурмовики. бомбардировии-
хи, разведчики —— все летчики в своих вы-
ступлениях обязались е честью вынолнить
приказ товарища Сталина и в кратчайший
срок сокрушить гитлеровекую Германию.

Многие подразделения и части уже вчера,
тотчас  поеле прослушивания приказа,
боевыми лелами ответили на приказ вождя,

Телеграф доносит в штаб Военно-Воздут-
ных сил Красной Армии 0 боевых делах лет-
чиков генерал-полковника авиации Хрюки-
на. Вчера, несмотря на неблагоприятные
метеорологические условия, советские само-
леты поднялись в воздух и обрушили свой
удар на вражеские позиции.

Летчики  генерал-полковников авиации
Пауменко и Папивяна помогают наземным
войскам локолачивать немепкие ливизии,
зажатые в клеши между Тукумсом и Либа-
вой. :

За две тысячи километров провод доно-
сит голос славных наших летчиков,
утвердивигих господетво советской авнация
3 небе Венгрии. Майор Годзяцкий хоклады-
вает:

— Выслушав приказ товарища Сталина,
штурмовики генерал-майора авиации Вама-

нина поднялись со своих аэродромов и на-
несли сокрушительный удар немецко-вен-
терским войскам.

Дальше следуют некоторые подробности
слерации:

— На одной железнодорожной станции
группа штурмовиков обнаружила готовый
к отправке эшелон с немецкими войсками ч
техникой. Бомбовый груз попал точно в
цель, Наровоз выведен из строя, много ва-
тонов разбито. Возвращаясь обратно, штур-
мовики заметили автоколонну противника
и с бреющего полета уничтожили 40 авта-
машин с гитлеровцами.

Труппа штурмовиков-гвардейцев Степн-
чева вчера днем уничтожила четыре вра-
жеских артиллерийских батареи и 40 авто-
маптин. По хороге к цели летчики заметили
батальон немецкой пехоты, Ведущий пере-
дал по радио:

— В испоянение приказа товарища
Сталина — огонь по немецкой пехоте!

Снизившись почти до бреющего полета,
штурмовики начали утюжить гитлеровцев
пушечно-пулеметным огнем.

Немецкая авиация пыталась претрадить
дорогу нащим штурмовикам, Летчики-истре-
Сетели Полторного ветутили в.б0й с немец-
кими истребителями и заставили их ретиро-
ваться с поля боя.

Велик вклад советской интеллигенции

Необыюновенное чувство гордости и сча-
стья овлалело мной, когда я увидел на три-
буне Иосифа Виесарноновича Сталина,
услышал его речь. Важдое его слово гов9-
рило о том, что близок час победы.

Истекитий год завершился изгнанием не-
мецких войек из пределов Советского Сою-
за. К этому привел нас гений Сталина, его
воля, его большое сердце плазменного друта
и испытанното вождя народа.

Доклад товарища Сталина — это глубо-
кий анализ происходящего и безошибочный
прогноз будущего. Таким даром предвидения
монет облалаль только воистину великий
госуларетвенный деятель, полководец, уче-
ный. ПГаг за шагом развернул ®н перед на-
ми воличественную эпопею прошедшего го-
Да. Неумолимо, полчиняяеь единему стра
тогическому плану, единой воде, пыли и итут
на запал наши войска, и начто не сможет
сетановить их, Молдобно тому, как Красная
Армия в длительной и тяжелой борьбе олер-
яживала олну победу над фаптистекими вой-
сками за другой, труженики советского ты-

ла в своем единоборстве е гитлеровской Гер-
манией и ее сообщникалги одержали блестя-
щую экономическую победу. Так сказал
товарищ Сталин, так думаем все мы, совет-
ские патриоты. Это — победа передового че-
ловечества над мраком гитлеровского за-
стенка, побела прогресса, над реакцией, побе-
да светлого будущего над страшной бездной
средневекового ватватетва.

Советская интетлигенщия, сказал товарищ
Сталин, своим созилательным трудом внесла
неоценимый вклад в дело разгрома врага.
Эти слова вождя — лучшая награда за наш
труд, за большие и малые, порой незамет-
ные подвиги советских ученых, инженеров,
врачей, всей нашей интеллитенции, не оста-
навливающейся ни перед какими трудностя-
ми, чтобы помочь Красной Армни одолеть
лютого врага.

Вперед, люди науки, по пути, начертан
ному Сталиным, к новым достижениям! Бу-
дем достойны велиной эпохи, в которую мы

живем!
В. КОМАРОВ.
/ Презкдент Академии наук СССР.

===

Победителю

Товарищ, брат, окопный друг!
В день славы оглядись вокруг.
Взгляни на север и на юг,
Взгляни, товарищ, на восток.
В просторы боевых дорог,
Где озимь зеленит поля,

Стоят дубы и тополя,

И слушает салют Кремля
Освобождённая земля —

Твоя земля. 2

é

Хозяин городов и сёл,

Плотин и шахт,

Дворцев и школ,

Ты стены крепкие возвёл,
Чтоб в государстве молодом
Был прочен твой хозяйский дом.
Для жизни ты взрастил сады,
Турбинам дал напор воды,
Звон стали добыл из руды.

В земные злаки и плоды
Слились упрямых рук труды —
Твои труды.

Враг носягнул на новый дом,
На всё, что добыто трудом,
Что евято в сердце молодом.
Безглазый, воющий металл
Поля ишеничные тонтал.

В морях тонули корабли,

В етенях горели ковыли.

К; востоку, в зное и пыли
Стада усталые брели,

Был горек скорбный стон земли —
Твоей земли.

В тот год, когда шальной металл
Метелью огненной хлестал,

Ты метителем нарсдным ветал

И сенью есколиных крыл
Страну родимую прикрыл.
Пролёг войны кровавый след
Сквозь ночь страданий, слёз и бед,
Но над грядой емятенных лет
Веё ярче разгоралея свет a
В сраженьях добытых побед —
Твоих побед.

Окопный друг, товарищ, брат!

За перевалами Карпат

И в Нруссии бои гремят.

Опять у огненной черты
Октябрьский праздник ветретил ты.
Еще — безжалостна, груба —

Идёт кровавая борьба.

Но впрок носеяны хлеба,

И будущим звенит труба,

И победителя судьба —

Твоя судьба. :
Алексей СУРКОВ.
ЕВЕ

У моряков Заполярья

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 7. (Спец. воен.
корр. «Правды»). Сегодняшнее утро вы-
далось наредкоеть ясное. Стих бушевав-
ший несколько дней шторм. На миноносцах,
катерах, подводных лодках подняты флаги
расцвечивания.

Торжественно выстроен весь личный co-
став энекого соединения подводных людок.
Замечательныхми победами встречалют они ве-
дикий праздник.

После торжественного церемониала на
кораблях все экипажи построились на бере-
гу для заслунивания приказа товарища
Сталина. Внимательно олуптают подводники
приказ Верховного Главнокомандующего.

На трибуну поднимаются краснофлотцы и
офицеры.

— Мы клянемся товарищу Сталину, —
говорит капитан 2-го ранта Тураев, — что
выполним со славой его приказ. Мы будем
искать врата и топить его беспощадно.

Уходя в море, краенофлотцы и офицеры
энской подводной лодки заявили:

— Приказ товарища Сталина воодушев-
ляет нас на новые подвиги. Мы илем с уве-
ренностью в боевом успехе.

Будет по слову Сталина

САРАТОВ, 7. (Корр. «Правды»). Вчера
работники совхоза «Ершовокий» собрались
на торжественное заседание в честь ХХУП
тодовщины Октября. На собрание при-
шли практориеты, агрономы, прицениики,
доярки, работники транспортных бригад. 3a
столом президиума — лучииие люди ©овхоза.
Eme до начала заседания стало известно,
что будут транетироваться столичные pa-
диюпередачи.  Собравитиеся © нетерпением
ждут голоса из Москвы. Наконец, слышится
уверенный голос великого Сталина. С за-
таенным дыханием слушают работники с0в-
хоза доклад вождя. Звучат последние слова,
ралио перелает приветственные возгласы.
Присутетвующие подхватывают их друж-
ными аплодиементами. Кажется, иючезло
расстояние, отделяющее Москву от заволж-
ской степи, и весь советекий народ, об’еди-
нивиЕиеь в едяеюм могучем порыве, привет-
ствует своего самого любимого, самого дорю-
гого человека. :

Сразу же после доклада слово получает
тракторист-стахановец т. Шамат,

— Мы только что слушали доклад
товарища Сталина, — говорит он. — Hama
страна свободна от фалпистеких захвалчи-
ков. Товариш Сталин скасат, что тенерь
главная задача — добить Фанвиетекого зве-
ря в его логове и водрузить знамя победы
над Берлином. Раз Сталин так сказал—зна-
чит так и будет, и мы напряжем вее силы,
чтобы еще больше помочь фронту и при-
близить чае окончательнюго разгрома врага.
После собрания я сяду за руль трактора,
буду нести сталинекую вахту на пахоте
зяби и обязуюсь выполнять по две нормы
в емену.

Пеизьюз т. Шамат подхватили все трак-
тористы. По поручению бригады выестушита
Клавтия Жлзгугазиева. Она также дала, сло-
BO вырабатывать не меныше лвух норм в
смену.

+

врага в его собственном логове.

Сердце народа

Мы живём в пору, когда образуются тра-
диции и обычаи новой социальной эры. Не-
заметно, на протяжении всех двадцати. геми
летони прочно впитывались в нангу кровь,
речь и привычки. Так установилось, напри-
мер, что октябрьский праздник начинается
в канун великой даты, на-торжественном за-
веланин столичных денутатов. Этого часа
страна ждёт задолго до его наступлевия,
хотя пробыть там этот час — удел немно-
гих. Вав бы ни: был обширен булущий
Дворец Советов, вся она всё равно не уме-
отитея в нём целиком. Миллионы будут и
тогда присутствовать там лишь незримо,
волей и сердцем. Зато в эту ночь необозри-
мые, от моря до моря, наши пространства
становятся самым громадным залом из всех,
какие способен построить всенародный ий
взволнованный людской гений, Настоящие
звёзды вкраплены в его кровлю, и пол не»,
плечом к плечу, стоят лучшие люди нашей
земли, мастера жизни, подмастерья и их
ученики: мы, советский народ.

Так повторится и завтра, когда не поле
боя, а иной, омытый от зла мир станет аре-
HOH творческой леятельноети освобождён-
ного человека. Уже никто не посмеет гро-
зить нашим городам, сокровищам и малют-
кам. Кровавая быль о последнем и скверном
бунте обезьян отодвинется назад, в между-
народный судейский архив и в школьный
учебник, и только великолепная правда о

`народе-освободителе останется сиять в веках,

затмевая сказания © Персее и Геракле. Он
уже приблизился к нам, желанный и за-
влуженный праздник на нашей улице, ко-
торый голосом Сталина предсказала нам ис-
тория. Но заключительная страница небы-
валой битвы за людсвую радость ещё не
дописана, ещё не испит нами весёлый хмель
полной победы, а самые памятные и значи-
тельные’ минуты в нашем сущеетвованьи —
те, что предваряют счастье. Тем неповтори-
wee, TEM дороже нам осенний вечер сорок
четвертого года, к которому мы навсегда
сохраним суровую, солдалекую блатодарную
нежность.

В этот вечер история омять товорила с
нами голосом вождя. Затая дыханье, весь
народ внимал этому, самому точному и 60-
кровенному знанию на свете. Вах в магиче-
ском зеркале, он видел себя во весь рост и
познавал историческую значимость своих
пополинских усилий, Была как бы сдвинута
мгла с будущего, и мы взглянули в него
в высоты орлиного полёта. Мы ликовали в
эту ночь, гордые могуществом налтих армий,
что вымели бесчестный иноземный сброд за
наши государственные границы. Всех нае—
в цехах и клубах, в колхозах, на площадях
затемнённых городов или далеко 3a Тиссой,
у походных танковых раций — об’единяле
высшее чувство братской связи, выражен-
ное в предельной преданности отчизне я
BORA...

Й ты также был с нами, безвестный нап
воин, бессонно пролежавший эту ночь в
мокрой шинели на передовом дозорном пунк-
те. Вместе со всеми нами ты слушал обетоя-
тельный — а сердцу твоему казалось такой
краткий!-— политический 0б30р, которым
Сталин открыл очередной советский год. И
может быть, ещё отчетливей, чем до нае,
доходило до тебя простое, такое спокойное
и любимое слово Родины. Пускай не было
перед тобой чёрного волшебного диека, го-
ворящего знакомым человеческим голосом, и
ничего не было кругом, кроме затихшего то-
вариша да холодного автомата под рукой,

К председателю сельсовета Василию Cre-
пановичу Порхун еще 5 ноября пришла
колхозница Степанида Урбан,

— Порхун, — сказала она, — хочу
доклал товарища Сталина слушать. Очень
хочу послушать, ‘что он говорить будет.

— Откуда ты знаешь, что он будет вы-
ступать? :

— 0, сынок, вама чую. В такой день

обязательно скажет. Не может оя, наш
родной, не сказать в такой-то день.
Василий Порхун Ууважил просьбу кол-
хозницы. @н договорилея с воинской ча-
стью. Там Степанида Урбан, Антон Урбан
и еще некоторые колхозники 6 ноября
прослушали доклад товарища Сталина о
ХХУП годовщине Великой Октябрьской
воциалиетической революции. С нетерпе-
пием ожидало их возвращения колхозное
село. 0 чем говорил товарищ Сталин, к
чему он призывал, какие задачи ставил?

Многолюдные собрания состоялись также
в колхозах, им; Сталина, «Гигант», им.
ХУШ парте’езда и многих других колхозах
Ершовского района. Колхозники с огромным
воодушевлением прослуптасти доклад,
товарища Сталина и дали елово сделать все
для приближения часа окончалельного раз-
грома гитлеровской Германии.

Уже вечером в селе состоялись беседы,
Степанида Урбан равеказала своим одно-
сельчанам о том, как товарищ Сталин
опенил роль работниц и колхозниц, какими
ласковыми словами он отозвался о трудо-
вых подвигах жениин. И неизменно эти
беседы переходили на конкретные лела, на
то, что предетояло сделать в своем кол-
X030 для укрепления и. расцвета общест-
венного хозяйства. В этот вечер 6 ноября
Crenanuia Урбан, Аделия Ячейко, Степа-
нила Левко, Свищевокий Виктор и другие
передовые колхозники и колхозницы 0б-
думывали, как лучше помочь Красной
Аруиии, как внести свою лепту в дело окон:
чательного разгрома врага, в дело быстрей-
wero возрождения общественного хозяйст-
ва. В этот вечер они сказали:

— Четыре месяца после изгнания вра-
га мы трудились не покладая рук, мы в0с-
становили колхоз. Й вот мы подводим ито-
ги: все у нас хорошо, рассчитались с го-
сударством, получили по 3 килограмма
зерна, по 6 килограммов картофеля на
трудодень только авансом. Предстоит по-
лучить еще. Но общественное животно-
водство хромает. Враг загубил наши фер-
мы, угнал и сожрал 150 коров, 300 овец,
$0 свиней. Есть теперь на ферме 8 Kopo-
венок — разве это ферма? Давайте отчис-
лия от каждого трудодня по полкилограм-
ма зерна на возрождение колхозного живот-
новодства,

да ветреной восточно-прусской немогоды.
Голос Сталина звучит везде, где живёт и
дышит советский человек, ибо сердце чело-
веческое — вот самый совершенный инет-
румент для передачи мыслей и чаяний на-
родных на любые, хотя бы сказочные рае-
eTosuba! 5

И, вглядываясь во тьму затихшей фапги-
стекой берлоги, ты думал, верно, о том же,
чех полны были и нанеи мысли:

— Вееелись и пой нам снова, старая
наша мать, как певала раньше. Вернись в
свой освобождённый плодоносный сад, ко-
торый заботливо садила твоя честная, потем-
невшая от труда и солнца рука. Ты провет-
ришь и отмеешь дочиста опрятный и про-
сторный дом, загаженный дыханием вре-
менных поганых поетояльнев. А мы 3а-
строим вновь недавние пепелища и, если
потребуется. воздвигнем влесятеро. Взгляни
же на наши мускулистые руки, разорвавшие
пасть зверя, и улыбнись богатырекой мо-
лодости твоих сынов!

Несомненно, сразу на сотню земных на-
речий переводилея октябрьский сталинский
доклад, и уши всех радиостанций мира бы-
ли устремлены в этот час к Москве. Вонеч-
но, © чувством должного удовлетворенья
выслушали наши боевые соратники высо-
кую оценку своего воинского мастерства и
размаха из уст знаменитейшего полководца
современности. Забыв на это время прочную,
многолетнюю и уже бееслёзную скорбь, пора-
бощённые народы также радовалиеь при-
ближающимея срокам освобожденья. Й мы
уверены, равным обравом, что были и
незваныю слушатели московского: заседания,
радиолазутчики — Германия.

Наверно, украдкой хруг от друга, воров-
ски приникнув ухом к эфиру, человекооб-
разная шпана одновременно со веем челове-
чеством oo голосу  истории. Они под-
слупивали, утратив представление о време-
ни и не пропуская ни слова, а то, чего не
нонимали на чужом языке, им немелля пере-
водила их чёрная блулливая совесть. Скот-
ского страха в их затаённом безмолвии бы-
ло теперь впятеро больше, чем прежний жи-
вотной ненависти, — страха помолам с пыт-
ливой любознательноетью, ибо нодлецу в
особой степени свойственно интересоватьея
своей судьбишкой, какой бы жалкой она ни
была. Хитрейшие из них отчётливо сезна-
вали, что в последний раз слушают празд-
вичный голос Москвы. В том же магическом
зеркале новоголья с испариной ужаса они
видели себя такими, как они станут выгля-
деть через год — в продолговатой деревян-
ной упаковке, с улавкой на шее, —и это бу-
дет последний военный расход Об’единённых
наций на разгром фаптистской Германии.

Как наяву, видим мы на их вполне гнус-
ных харях искательную и неловерчивую
улыбку, с какой злодеи всегда выслущива-
ют свой приговор, рассчитывая на какое-то
внезалное чудо. Но единственное чудо на
виселине — это когла рвётся верёвка нах
подлецом; тогда её заменяют свежей. Тиски
скималотся всё теснее, беспощадные судья
заглялывают в окна, сама Германия превра-
щается в громадный военный котёл, и на-
прасно изворотливой звериной догадкой ша-
рит она хоть тренеинку в сплошной броне-
вой стене 05’единённого содружества: нет
там ни даже малой щели, куда могла бы пу-
стить корешок её належда.

Й вот смятенье и отчаянье смерчем про-
ходят по Германии, беженцы мечутея из

края в край, волна самоубийств и сумаеше-
ствий снова потрясает обречённый притон
всемирного злодейства... Но в6ё это линь
начало!.. Погоди, Германия. Ты увидишь
хулшие времена, когла живые позавилуют
споим закоцанным жертвам. На твоей груди
все мерзее будет разлататься об’евптийся че-
ловечиной фаптизм, что соблазнил тебя Ber
ким промыслом междунаролного разбоя, й
самое растленное тело твоё засмердит, нако-
нец, потому что слишком глубоко ты приня-
ла в себя его зловонное семя. :

В своё время мы грудью приняли твой
коварный и низкий удар исподтингка и не
содрогнулиеь. Мы не кричали от боли, ко-
тла злодейский нож, всаженный в нашу Ро-
дину ло самой Волги, рвал и кромсал нам
внутренности. Мы только бились молча в
смертном бою и смотрели на Сталина, и
добрый Сталин отечески смотрел на нас. И
мы впитали в себя великую силу из этих
очей, и притупилось наше горе, и даже
женщины и дети наши разучились плакать
0б утратах. Горько звучит на языках наших
народов мя твое, Германия! Никто не но-
смел бы осудить нас теперь, если бы даже
не справедливость, а лишь слепое свиреное
мшенье мы понесли в твои пределы. Па-
смотрим же, как выдержишь ты сама наш
полновесный русский ответ, когда холохным
зимним штыком мы пощекочем у тебя под
сердцем, И помни: тройное горе упорству
твоему, Германия, потому что сопротивленье ©
сульям умножает степень преступленья:

Мы будем бить крепко. В последней ру-
копашной схватке мы не растеряем наших
обид из памяти, не посрамим чулесной сла-
вы наших павших героев. Наша берёт:
Отыдную и многогрешную фаптиетекую па-
таль мы зажопаем в тухлые курганы к сро-
кам, поставленным нам историей. Тому по-
рукой самые жизни наши и речь Сталина,
которой, как клятве, внимало человечество.
Он говорил нам о трядущей победе ещё то-
гла, когда нам было плохо, когда самые честь
п лостоянье налии стояли под угрозой. Вчера
ен сказал нам о победе совсем близкой и в03-
вестил, наконец, с высокой трибуны, что
вот она свободна, вся теперь-—милая наша
земля, каждая морщинка которой оротена,
слезами и кровью предков, кровью и потом
потомков. здравотвуй же, долгожданная ра-
доеть освобождения!.. С верой в тебя ухо-
дила из нашей семьи Зоя и Гастелло кидал
в полнебесья своё грозное пламя на враже-
скую колонну, п Матросов юным сертцем
затыкал амбразуру немецкого дзота. Ночь
кончается, и продолжалотся суровые булни
войны. Победоноенов наше войско готово ря-
нутьея © последних исхелных позиций на
последний штурм самого подлецкого меета
на земле.

В лютых испытаниях мы заслужили это
право — бросить перед атакой бранное сло-
во в пошатнувшегося врага и вслух, в бее-
счётный раз произнести елово, любви к на-
шим армиям, Родине и Сталину — самому
простому и человеческому человеку на зем-
ле. Слишком многим обязаны ему вее мы,
героические современники мои! Высоко па-
пит его крыло, далеко видит ero око. По-
следний клочок ночи ещё держится кое-где
в Европе, а в словах вожля уже еветятел
отблески ветающего солнца. Это и есть пред-
вестье нового утра мира...

Вот почему сердце народное, как сере-
бряный колокол старинного веча, звенит,

поёт и славит имя Сталина.
Леонид ЛЕОНОВ.

в освобождённом селе

— Вот это настоящий патриотический
ответ на доклад вождя! — резюмировал
выступление передовиков председатель
сельсовета и тут же подечитал, что пол-
килограмма с трулодня составят 1.200 пу-
лов И что на это можно приобрести для
колхозной фермы много скота.

А наутро наступил праздник. Он при=
шел в белорусское освобожденное село, этот
день, за одно упоминание о котором на
протяжении трех черных лет клали головы
на плахи, лишали жизни. Три года село
было опутано’ колючей проволокой, обне-
сено окопами и дзотами. Здесь стоял гар-
низон врага, здезь проходила большая до-
рога войны. Нод строжайшим запретом был
октябрьский праздник. Бее советское, кол-
хознсе, такое родное, такое свое, народное,
искоренялось кровью и виселицами, Ис-
коренялось, но не было искоренено.

1 июля Красная Армия освободила село,
а уже 10 июля был восстановлен колхоз
и началась дружная артельная работа.
203 женщины, 16 стариков, 30 подроет-
ков 4 месяца работали, не зная устали,
на полях своего артельноге- хозяйства на
благо Редины. Й сегодня, в день голов-
щины Октября, они подводили итоги. Нет,
в предоктябрьском соревновании их не
обогнал соседний колхоз «Ерасный борец»,
хотя, слов нет, и он отлично поработал
за это время. Но все-таки не обогнал.
Колхозники артели «Восход» не спали но-
чей, не считались с часами. Воуборку они
работали и днем, и ночью: днём молотили,
ночью скирловали хлеб. Это ведь не шу-
точки — почти все. колхозники выработа-
ли за 4 месяца по 150—200 трудодней,
Уже в сентябре поля были чистые. Уже
в сентябре колхоз полностью расечиталея
с государетвом по хлебопоставкам, засеях
142 гектара озимых вместо 120 по плану,
В октябре был выполнен план картофеле-
поставок, а в празднику Великой Октябрь-
ской сопиалистической революции колхоз-
ники едали в фонд Ерасной Армии 854
пуда зерна, 360 пудов картофеля. Так кол-
хозники отблагодарили свою Красную Армию
за освобождение от немецкого. ига.

060 веем этом говорил 7 ноября на ми-
тинго предселатеть артели Ф. С. Плащин-
ский. Митинг состоялся в клубе, недавно

отремонтированном. Здесь есть лозунги,
плакаты, здесь свежий номер стенгазеты,
здесь доска почета, на которую занесены
лучшие люди артели. Здесь портрет того,
кому обязаны собравшиеся на митинге
своим освобождением, своим настоящим и
будущим счастьем, — портрет товарища
Сталина.

На праздник к колхозникам сделать
доклад приехал депутат Верховного Совета
Белорусской ССР, секретарь Минского 00-
кома ВПСб)Б т. Никитин, С огромным вни-
манием труженики освобожленной земли
слушают доклад о том, как советский на-

род и его Красная Армия под руководетвом
товарища Сталина вели на протяжении
этих лет героическую борьбу с захватчи-
ками. Вее ветают и возгласами «ура» при-
ветствуют большевистскую партию, бойцов
и генералов Врасной Армин, братский рус-
ский народ.

Праздник в оевобожденном селе! Околь-
ко в душе у каждого ласковых слов, сколь-
ко чуветва и волнения, сколько радости!
Колхозняки написали письмо товарищу
Сталину, старики и старухи, девушки и
школьники подлисывали его. 3a празлнич-
ным столом председатель артели вручил
14 лучшим колхозникам и колхознинам
премии. Все приветствовали их труловые
подвиги и вспоминали о том, как товарищ
Сталин в своем вчерашнем докладе высоко
оценил труд колхозного крестьянства.

Не забыли колхозники в праздничные
дни о тех, кто отдал жизнь за освобожде-
ние их села. На перекрестке улиц в самом
живописном месте села стоит обнесенный
изтородью могильный камень. Сюда 7 но-
ября принесли цветы, венки из хвои.
Здесь, как говорит надмогильная надниеъ,
покоятся те, кто пал в борьбе за Родину,
за освобождение этого села — сержанты
Суфеев Ш. С., эоткин И. Ф., Зотов Т. С.,
Бодров А. Ф. Их имена священны для жит>-
лей села.

Праздник в освобожденном селе! Безгра-
ничная радость ощущать себя хозяевами
этой земли, омытой кровью, навеки ево-
бодной земли Советской Белоруссии.

А. ЗЕМЦОВ. <Корр. «Правды»).

Село Кароличевачи,
Минского района, БССР.