Москва, Кремль Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Вассарионович!

В радостные и счастлявые дни поаздно-
вания 27-й головщины Великой Октябрь-
ской Социалистической Революции, когда
Halla доблестная Красная Армия под Валгим
мулрьым волительством вышибла немцев из
пределов священной советской земли, гене-
ралы, ефицеры, сержанты и рядовые. Сред-
не-Азиалекого военного окрута внеели из
личных сбережений в Фонд помощи детям
фронтовиков 2.550.776 рублей наличны-

ми деньгами и 367.455 рублей ee

ми госзаймов.

Пусть наш скромный вклал поможет бы-
стрейшему разгрому титлеровокой Герма-
НИИ.

Командующий войсками  Средне-Азиат-

ского. военного округа генерал-майор
: ЛИПАТОВ.
Член Военного совета генерал-майор

ШИШКИН.
Начальник  Политуправления  Срелне-
Азматекого военного округа полковник

ЗЕЛЕННОВ.

СРЕДНЕ-АЗИАТСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ
КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ СРЕДНЕ-АЗИАТСКОГО
РОЕННОГО ОКРУГА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ЛИПАТОВУ
ЧЛЕНУ ВОЕННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ ШИШКИНУ
НАЧАЛЬНИКУ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕ-АЗИАТСКОГО
ВОЕННОГО ОКРУГА ПОЛКОВНИКУ ЗЕЛЕНКОВУ

Передайте генералам, офицерам,

сержантам и рядовым Средне-Ази-

атского военного округа, собравшим 2.850.776 рублей деньгами и
367.455 рублей облигациями госзаймов в фонд помощи детям фронтови-
ков,— мой боевой привет и благодарность Красной Армии. .

`°И. СТАЛИН.

Москва, Кремль товарищу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Внесарионович, комсо-
мольны и молодежь Грузии, вынолняя Ва-
ши исторические указания, все свои сно-
собности и энергию с первых дней войны
направили на оказание всемерной помощи
фронту; нашей героической Красной Армии,

‚ которая под Вашим мудрым руководством
наносит сокрушительные удары по немен-
ко-фатистеким захватчикам и приближает
чае окончательной и полной победы над
врагом всего человечества.

Проявляя повседневную заботу о детях
защитников нашей Родины, молодежь pec-
публики в дни войны собоала в фонд по-
. мощи детям фронтовиков 2.463.000 рублей,
341 тонну сельскохозяйственных продук-
тов, для детей фронтовиков были приобре-
тены путевки в пионерские лагеря на
338.000 рублей.

Воодушевленные новыми историческими
победами славной Красной Армии и ropa
желанием ускорить уничтожение неменко-

ТБИЛИСИ

го зверя в его собственной берлоге, KOMCO-
мольцы и молодежь Грузии с  чуветвом
великого патриотизма собрали и внесли в
фонд обороны 11.058.290 рублей и просят
Вас, дорогой отец и учитель, на эти сред-

‚ства разрешить постройку эскадрильи 606-

вых самолетов «Вомсомолеп Грузии».

Заверяем Вае, дорогой Иосиф Виссарио-
нович, что комсомольцы н молодежь сол-
иечной Грузии и впредь вою своею энергию,
все свои знания и способности приложат к
делу оказания все возрастающей
доблестной Красной Армии в её великой
борьбе за честь, свободу и’ независимость
нашей Родины.

От всего сердца желаем Вам, горячо
любимый наш отец и учитель, родной това-
ринг Сталин, крепкого здоровья и многих,
многих лет жизни на счастье и радость на-.

шего народа, на благо нашего Отечества.

Секретарь ЦЕ ЛАСМ Грузии
БАЛАВАЛЗЕ М. НК.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ЛКСМ ГРУЗИИ тов. БАЛАВАДЗЕ
Прошу передать комсомольцам и молодёжи Грузинской ССР, собрав-
шим 11.058.290 рублей на постройку эскадрильи боевых самолётов «Ком-
сомолец Грузии»,— мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН.

Москва, Кремль Верховному Г. ‘лавнокомандующему

Дорогой Иосиф Виссарионович!

В эти ралюстные лни, когда Красная Ap-
мия победоносно движется вперёд на За-
пал, все наши думы обращены к Вам,
Иосиф Виссарионович, вдохновителю п ге-
ниальному творцу величайших побед Крае-
ной Армии.

’ Трудящиеея Чувалии, вместе со Beem
советским народом, с исключительным во-
отушевлением встретили Ваш приказ 0
вторжении Красной Ариии в логово фа-
шистекого зверя — в Восточную Пруссию.

Воодушевленные славными исторически-
ми победами Красной Армии, промящей пол
Batu волительетвом немецко-фалиистеких
захватчиков на всех фронтах Отечествея-
вой войны, стремясь помочь нашим слав-
‘ным воинам как мюжню быстрее добить фа-
шистекого зверя в его собственной берлоге,
`трулящиеся Чувашии собрали из личных
сбережений и внесли в фонд обороны

`2.0.065.000 рублей, из них 9.227.000 руб-
лей деньгами и 10.338.000 рублей облига-
циями госулаюетванных займов.

Колхозники и колхозницы республики,

ЧЕБОКСАРЫ

успешно завершив все сельскохозяйствен-
ные работы, досрочно выполнив план хле-
бопоставок и натуроплаты за работы МТС,
сдали лополнительно в фонд Красной Армии

500 тысяч пудов хлеба и обязалиеь к.

15 ноября сдать картофеля и овощей сверх
плана в фонд Краеной Армин 740 тысяч
пудов и уже приступили к выполнению

‘своих обязательетв.

Дорогой Иосиф Виссарионович! За Bee
время Великой Отечественной войны. чу-
ваянекий напол с честью выполнял все свой
обязательства перелх Родиной. Трудящиеея
Чувашии охвачены единым стремлением и
впрель все CHIN и срелетва отдать делу
охончательного разгрома врага и восста-
новлению народного хозяйства, разрушен-
ного немецко-фашистскими варварами. -

Да здравствует наша героическая KRpac-
ная Армия!

Да здравствует Верховный  Главно-
командующий Маршал Советского Союза,
ваш вождь товарищ Сталин!

Секретарь Чувашского обкома ВЕП($)

ЧАРЫНСВ.

СЕКРЕТАРЮ ЧУВАШСКОГО ОБКОМА ВКП(б) тов. ЧАРЫКОВУ

_ Передайте трудящимся Чувашской АССР, собравшим 9.227.000 руб-
лей деньгами и 10.838.000 рублей облигациями госзаймов в фонд оборо-
ны Союза CCP,— мой братский привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН.

Организованно завершить навигацию

Речной транспорт вступил в самый от-
ветственный и напряжённый период нави-
гации. До ледостава на Волге остались счи-
таные дни. Между тем многие суда с важ-
нейшими грузами находятся в пути. В Горь-
ковском порту предстоит выгрузить десятки
тысяч тонн хлеба, соли, хлопка; большое
количество различных грузов, не считая
дров, прибудет в Москву. Чтобы наиболее
успешно использовать оставшиеся дни на-
вигации, от речников и клиентуры, поль-
зующейся услугами водного ‘транспорта,
требуется исключительная чёткость в ра-
боте.

Опыт прошлых лет убедительно показал,
к чему приводит медленное продвижение Cy-
дов п задержка их разгрузкя. На Верхней
и Средней Волге и на Ваме в прошлом году
застряли 308 барж с грузами. Более 230
‘тысяч тонн различных товаров; сырья и
важных материалов было омертвлено на
полгода. Сотни груженых барж были по-
ставлены на зимовку в случайные пункты
и поэтому остались не отремонтированными
к открытию навигации,

Речники ни в коем случае не должны
допустить повторения ошибок прошлых лет.
ЦК ВКИ(б) и Совнарком СССР указали об-
ластным и краевым партийным и советским
организациям на необходимость всемерно
помочь речному транспорту и его клиентуре
разгрузить суда, своевременно доставить
трузы в пункты назначения. Надо усилить
контроль над. деятельностью пароходетв, су-
довых команд, пристаней,

Правильная расстановка речного флота
в пунктах зимнего ремонта судов — одна
из. важнейших народнохозяйственных за-
дач. Успешное разрежение этой задачи за-
висит прежле всего от Наркомата. речного
флота, от пафоходетв, от всех речникое.
Разве можно мириться с такими фактами,
Korda  пераливые клиенты  преврашают
баржа в склады! Баржа е хлопком прэ-
стояла в Ярославле у причала Наркомтек-
стильпрома семналцать суток; другая бар-
жа с хлоком десять суток  простояла в
Кинешме: там же организания Наркомхим-
прома в течение четырнадцати суток раз-
тружала баржу с углем, хотя по норме
полагалось освоболить её за двое суток; в
Москве по вине пароходства и Наркомата

текстильной промышленности
крупное волжекое судно. i

Упорно, настойчиво необходимо бороть-
ся с медленным продвижением караванов,
с задержкой судов в ожидании бувсирев-
ки, с простоями в пунктах передачи еу-
дов из одного бассейна в другой. Совер-
шенню нетерпимо то, что не везде обесте-
чены норузльные судоходные условия. За
это несут ответетвенность речники-путей-
цы. В октябре из-за плохой путевой 06-
становки на Средней Волге простояли В
пути десятки судов с нефтью, хлебом,
солью.

Подобной расхлябанности нет  оправда-

застряло

ния. Никак нельзя допустить, чтобы важ-
нейшие грузы — сырьё, топливо,  продо-

вольствие, материалы —- и сотни судов бы-
ли заморожены в пути.

Подготовка к будущей навигации предпо-
лагает прежде всего расстановку. всего фло-
та в плановых пунктах зимовки и его ре-
монт. Правительство приняло специальное
решение 0 зимнем ` судоремонте. Дана
развёрнутая программа зийних работ la
речном транспорте, предусмотрена достаточ-
ная материально-техническая помощь судо-
ремонтным базам, Правительство поставило
перед речниками важнейшую задачу: улуч-
шить в период зимнего ремонта техническое
состояние флота, чтобы увеличить его про-
возоспособность.

Успех лела будут решать люди. Значи-
тельную часть судоремонтников составят
судовые команды. Надо позаботиться о быто-
вых условиях рабочих, отремонтировать их
квартиры и общежития, организовать куль-
турно-бытовое их обслуживание. Партийные
организации обязаны проверить, как подго-
товились в затонах к встрече плавающего
состава работников флота.

К ХХУП годовщине Великой Октябрьской
социалистической революции ЦК ВКП)
обратился к работйикам водного транепор-
та с призывом обеспечить чёткую работу
флота, портов и пристаней, бесперебойно
доставлять грузы фронту и тылу, быстрее
восстанавливать флот, портовые сооруже-
ния и хозяйство пристаней в бассейнах,
освобождённых от немецкой оккупации,

Дело чести работников водного транспор-
та — ответить на призыв нашей партин
большевистской работой.

помощи

Восстановление Днепрогэса. На работах
тонщиков С. Ф. Алёшина выполняет норму на’ 170—209 процентов. Слева чаправо:

С. Алзшин, А. Церкасин, М. Литостанский, А. Россомаха и

по. восставовлекию плотины бригада бе-

Н; Тыква.
Фото Р. Калужского-

НА ГОРОДСКИЕ ТЕМЫ

Где же переночевать

Такой вопрос обычно задают почти вее
прибывшие в Архангельск по командиров-
вам. ^

Местные жители гостеприимно указывают
на гостиницу «Интурист». Но приезжий

только рукой машет:

— Был там. да. номеров свободных нет.
Даже чемодана не разрешили оставить.

— Тогда садитесь на трамвай и поезжай-
те до стадиона. Там @сть гостиница «Ди-
намо».

— Издил и туда, но все свободные места
там забронированы облисполкомом. ^_

— Где же вам все-таки переночевать, —
начинает раздумывать горожанин. И, нако-
нец, решает: — Знаете что? Против Речного
вокзала имеется гостиница областного Дома
крестьянина. Там наверняка найдете при-
станище. Пойдемте, я вас провожу.

Елва они вступают в коридор Дома кре-
стьянина, как их предупреждают:

— Вам переночевать? Имейте в виду, что
продажа свободных мест для ночлега начи-
нается лишь с 4 часов вечера. Идите в реги-
стратуру, станьте в очередь и ждите. Доста-
нется вам место—-хорошо, не достанется—
поиците ночлега в другом месте.

Хотя время было еще раннее, в регистра-
туре уже выстраивалась очередь.

— Ждать, видимо, бесполезно. Попробуем
пойти к директору, — предложил приезже-
му горожанин.

По узкой лестнице они поднялись на вто-
рой этаж.

Неприглядная картина открылась перед
ними. В закопченных комнатах стоял полу-

р

мрак. На кроватях лежали тощие матрацы,
измятые одеяла и небольшие полушки в
грязных наволочках.
° — Человек, попавший сюда, — восклив-
нул приезжий, — должен испить горькую
чашу...

Сидя в кабинете директора,
‚ щенно сказал:

— Какое у вас тут запустение!

— A что я могу поделать, — развел
руками директор тов. Рожков. — Зданию
конечно, нужен капитальный ремонт, но в
облисполкоме думают иначе. «Ремонтиро-
вать этот дом,—говорят там, нет расчета.
Овчинка выделки не стоит. Пусть стоит,
пока не развалится». Есть у нас еще одно
здание. С ним работники облисполкома по-
ступили более снисходительно. Его решили
отремонтировать. Уже и смету составили.
Судя по смете, в окна вместо фанеры вста-
рят стекла, побелят потолки и стены, покра-
сят панели и полы. Но смету составили.
а рабочих не дали. Так и живем, — закон-
чил директор.

Тем временем в гостиницах города Ар-
хангельска текла обычная  будничная
жизнь. По коридорам гостиницы «Инту-
рист» бегали ребятишки, сновали взад и
вперед хозяйки, по-домашнему обосновав-
шиеся в здешних номерах. В  гостинияе
«Динамо» отмахивались от искавших при-
станища. А в регистратуре Дома крестья-
нина очерель чающих ночлега все росла и
росла...

И. ШИРШИН. (Корр. «Нравды»).

г. Архангельск. :

оп bOsMy-

`В крыловском юбилейном комитете

10 ноября под председательством Н. Ти-
хонова состоялось заседание юбилейного
комитета по ознаменованию столетия со дня
смерти великого русского  баснопиена
И. А. Крылова.

Были сделаны сообщения о ходе подго-
товки к крыловским дням в столице и по
стране.

Большим тиражом издаются книги Кры-
лова и о Крылозе. Гослитиздат выпустил
однотомное полное собрание басен, а к юби-
лею будет издан первый том полного. со-
брания сочинений Крылова, книга «Белин-
ский о Крылове» и другие. В издательстве
«Молодая Гвардия» вышел сборник басен и
пьес Крылова в серии «Молодежная эстра-
да». Воениздат выпустил сборник крылов-
ских басен для библиотечки красноармейца,
Детгиз — для школьников.

Сборник пьес Крылова готовит издатель-
ство «Искусство», однотомник басен со
вступительной статьей Демьяна Бедного
выпускает Военно-морское издательство.

Массовым тиражом. издаются переводы
произведений великого баснописна в Азер-
байджане, Таджикистане, Туркмении и в
автономных республиках РСФСР. В ряде
городов готовятся крыловские выставки.
Наркомпрос РСФСР выпускает плакат для
клубов, библиотек и читален.

Всесоюзный  раднокомитет организует
передачи, посвященные творчеству Крылова.
Московская филармония устраивает цикл
юбилейных концертов.

На заседании комитета были также об-
суждены практические мероприятия, свя-
занные с проведением юбилея.

Второй том истории азербайджанскей литературы

БАКУ, 11. (ТАСС). Вышел из печати
второй том истории азербайджанской лите-
ратуры, полготовленный группой научных
работников Азербайджанского филиала Ака-
демии наук. Том посвящен истории разви-
тия азербайджанской литературы с начала
ХХ века до наших дней. В нём рассказы-
вается © жизни и творчестве крупнейших
представителей национальной литературы-—

pS SR ТЕСТЕ ШЕЕ ЕЕ TS  S
было жильё, Немцы оставили после себя

Аббас Кули Бакиханова, Мирза-Фатали
Ахундова, Алекбера Cadupa, Джафарз
Джабарлы и других. К книге приложен
ряд новых, до сих пор не публиковавшихся
документов: письмо ‘азербайджанского про-
светителя Гаса-бека Зардоби Льву Толсто-
му, письма Мирза-Фатали Ахундова о новом
гзербайджанском алфавите и народном про-
свещении.

SE ae ee ee Ee es oe ee ee

По освобожлённым районам
Норвегии

(Ст военного корреспондента «Правдью»)

— Здесь начинается Норвегия! — ска-  и электрик Карлеон уже привели её в по-

заля нам у шлагбаума.

Без этого предупреждения определить
пограничную линию между Норвегией и
Неченгской областью весьма трудно. Ёру-
том голые скалы, редкий, чахлый березняк
п рощи между сопками. Дорога узкой лен-
той взбегает па высоту, затем круто па-
дает вниз, чтобы через пятьсот метров
снова полняться на вершину следующей
высоты. И здесь, по этим скалам, с боями
прошли бойпы Карельского фронта. бай
совершали сложные обходные маневры по
бездорожью, прорывались в тыл врага, вы-
ходили на его коммуникации.

Суровый климат Заполярья наложил от-
печаток на всё окружающее. Никаких при-
знаков жилья, никаких признаков жизни.
Только по долинам довольно рэдких здесь
речек и фиордов Баренцова моря раеноло-
жились небольшие селения и поселки но]-
вежцев.

Поселок Тарнет на берегу Яр-фиорда —
первый населенный пункт Норвегии, бли-
же всех расположенный к советской гра-
нице. Его сейчас нет: на месте построек—
одни лишь пепелиша с сиротливо торча-
щими печными трубами. Немцы, отетупая
под ударами наших войск, сожгли почти
все жилые строения, сожгли лесопильный
заводик п склады, взорвали мосты, мини-
ровали дороги. Одна электростанция да три
небольших домика сохранились во веем по-
селке.  Электростапция уцелела  бук-
вально чудом. Под нее были заложены
500-килограммовые авиационные бомбы,
но привести в исполнение свой замысел
фалписты не успели.

Всё население поселка разместилось по-

ка в сараях, Электростанция расположена
на берегу фиорда. Электротехник Холдеен

рядок, и она готова дать ток. Холдеен, кро-
ме того, выполняет функпии предетавите-
ля местной власти, Он с неонавиетью го-
верит о немцах.

У пристани под норвежских флагом стоит

‚Маленький деревянный бот. Флаг, поднятый
на гафеле этого суденышка, по размерам`

впору современному крейсеру, но это нико-
го не смущает и тем более самого капитава
Юнсена, представившегося нам на пристани.
Высокий, с редкими прядями рыжих волос,
вылезающих из-под фуражки, капитан. до-
бродушно улыбаясь, заявил. что он готов
выполнить любое приказание советского
командования, его бот готов к походу. Мы
невольно улыбнулись, потому что Юнсен го-
ворил это с таким серьезным видом, будто
речь шла о корабле, на борту которого по
врайкей мере полтора десятка крупнокали-
берных пушек. Юнсен во время наступде-
ныя наших войск предоставил свой бот co-
BOTCKOMY командованию для переброски бой-
цов через фиорд и тем самым оказал нам
немалую услугу.

Дорога от Тарнета и дальше довольно
оживленная. Часлю встречаются норвежцы,
илущие группами и в одиночку, пешком и
на велосипелах. дни приветливо улыбаются
при встрече. Многие едут на понутвых со-
ветских автомашинах, на повозках. Мы
ветретили даже небольшую коляску, кото-
рую тащили пять собак.

Чиестенькие хвухэтажные здания лепятся
у скал. на опушках березовых рош, непо-
далеку от дорог. Дорога здесь-—-жизненный
нерв: всё живое располагается возле неё.
‘Ho большинство поселков, как и Тарнет,
сметено с лица земли. Влель дороги вихны
лишь трубы да каменные фундаменты, сви-
детельствующие о том, что здесь когда-то

франция

11 ноября 1944 года чрезвычайные и
полномочные послы Советского Союза, Ве-
ликобритании и Соединенных Штатов Аме-
рики А. Е. Богомолов, г. Дафф Купер и
г. Кафри сделали совместное заявление Ми-
нистру Иностранных Дел Временного: Пра-
вительства Французской Республики г-ну
Вилдо о том, что их Правительства согла-
сованно решили пригласить Временное Пра-
вительство Французской Республики при-
нять участие в работах Европейской Кон-
сультативней Комиссин, находящейся B

В Большом театре CCCP состоялся
заключительный концерт второго всесоюз-
ного показа художественной самодеятель-
ности учащихся ремесленных, железнодо-
режных училищ и школ ФЗО.

Около двадцати концертов дали в сто-
лице юные слесари, токари, фрезеровщики,
железнодорожники.
самобытным творчеством нантих юношей ий
девушек, слушали их то лирические, то За-
дорные песни, смотрели чудесные, много-
образные национальные пляски.

Медленно угасгет свет в зрительном
зале. В оркестре звучит знакомая мелодия
позывных московского радио, играют крем
левские куранты. Бьет семь часов. Одна за
другой  взвиваются прозрачные занавеси.
На сцене мы видим Спасскую башню.
Стройными шеренгами выстроились участни-
ки концерта. Мощно звучит в сопровожде-
нии оркестра песня «Широка страна моя
родная». Декорации все время меняются: то
мы видим привольный волжский пейзаж, то
суровый Урал, живописную Украину, Mory-
une горы Кавказа чередуются с бескрайними
просторами Средней Азии. Перед зрителем
вырастает Триумфальная арка. Вдали, как
будто сквозь прозрачную дымку, виднеется
Дворец Советов — мы видим величественную
фигуру Ильича. По лестнице из-за колонв.
Триумфальной арки потоком движутся все
новые и новые участники выступления. По-
является прозрачный, будто сотканный из
лучей ‘света, большой портрет товарища
Сталина. Торжественно, с огромным под емом
тысяча юных голосов исполняет Гимн Совет-
ского Союза.

Так начинается концерт. Народные песни,
музыка, зажигательные пляски, художе-
ственное слово... Коллективные выступления
чередуются с сольными номерами.

Выступают ученики ремесленного училища
№ 3 Московской области. Марина Скрипко
в сопровождении хора и оркестра исполняет
труднейшую арию Антониды из оперы «Иван
Сусанин». Шумное одобрение зрителей вы-
зывает маленький, едва заметный на сцене
Володя Машков. Под собственный аккомпа-
немент на баяне он поет песню «Черешня».

Свои стихи «Привет столице» читает уча-
шийся Московёкого индустриального техни-
кума Лев Сафронов.

Удачно проявили себя юные волжане —
из Куйбышевской области, Сталинграда,
Горького, Ярославля. Хорошо прозвучала
песня «Самара-городок», исполненная уча-
шимися Куйбышевской области. Остроумно
поставлен детский танец «Тройка» в испол-
нении самых маленьких представительник
Сталинграда.  Незаурядными голосовыми
данными обладают Вера Беднякова (Ярос-
лавль) и Тамара Давыдова (Московская об-
ласть). Валентин Бехтин ярко прочитал от-
рывок из повести Горького «Детство».
Очень тепло встретил зрительный зал Геню
Шаронова (город Горький), удачно спевше-
го «Всю-то я вселенную проехал».

Украина, Белоруссия, Грузия, Армения,

= aa eas a UE TE Se

Англо-советско-американекое коммюнике 06 участии
в Европейской Консультативнои Комиссии

Мы вновь любовались”

1944

Е rents

Ne 272 (8728)

12 НОЛЕРЯ

ao

Лондоне, в качестве четвертого постоянно-
го члена этой комиссии.

Послы COOP, Великобритании и СПА
выразили г-ну Бидо свою уверенность в
том, что сотрудничество представителе пх
стран в Европейсвой Консультативной Ko-
миссий с их французским коллегой fact
хорошие результаты и послужит делу поз.
тотовки прочного и длительного мира в
общих интересах ` демократии, порядка и
справедливости.

Творчество юных

Азербайджан, Узбекистан, Татарская, Каре:
ло-Финская, Киргизская, Башкирская, Ka-
захская республики показали на смо.
ре богатство своих молодых дарований,
С исключительным благородством танцуют
грузины массовый народный танец «Симдь.
Живо исполняют вихревую «Лявониху» бе.
поруссы. С присущей украинскому народу
музыкальностью и задушевностью учащиеся
Украинской ССР поют «Думы, мои думы»,
«Днипро», веселую шуточную «Ку-ку», лихо
танцуют они «Дощик» и «Гопак». Запоми-

наются народный танец «Шалахо» в испол: ‚

нении учащихся Армянской ССР, отрывок
из киргизского эпоса «Манас», прочитан-
ный Джузипом Умуртазиевым, пляски юных
азербайджанцев и казахов. Некоторые кол-
лективы в своем творчестве достигли почти
профессионального уровня. Коллектив уча-
щихся Татарской АССР художественно
исполнил  танцовально-вокальную  сюиту.
Замечательно танцуют учашиеся Башкирии
народный танец «Гюльназира».

Залорна русская пляска магнитогорцев.
Высокого уровня достигает акробатическое
мастерство москвичей Петра Семенищева,
Эры Скоковой, Клавы Дорожко, Зои Кусик,
Сергея Наумова, Николая Аверковича; маг-
нитогорцев Любы Ходоровской и Володи
Ломакина. Хорош «Донской казачий пляс»
учащихся Ростовской области; особенно
выделяется подлинное танцовальное даро-
вание крошечного танцора Иванцова.

Вечер закончился исполнением «Песни
трудовых резервов».

Концерт был. тепло принят зрителями.

Большую творческую помошь коллективу
участников оказал художественный руково:
дитель показа народный артист РСФСР
Игорь Моисеев. Со вкусом оформлен кон-
церт художником Б. Кноблоком.

Показ обнаружил несомненный рост само-
деятельного творчества юных ремесленни-
ков, повысившуюся культуру исполнения,
В этом большая заслуга руководителей на
местах. Но наряду с этим необходимо обра-
тить особое внимание на репертуар: не сле-
дует, например, перегружать неокрепшие
голоса исполнением труднейшей арии Ан:
тониды из оперы «Иван Сусанин» или песни
Россини «Альпийская пастушка».

Е

`Только в нашей стране возможен такой
светлый и богатый расцвет художественного
народного творчества. В тяжелое время вой-
ны, взлелеянные партией и правительством,
окруженные неусыпным вниманием и забо-
той, наши девушки и юноши не только
славно трудятся, учатся, но и умеют запол-
нить свой досуг талантливым, жизнерадост-
ным ‘творчеством: НИ -

— С песней лучше слорится работа, —
сказал мне маленький фрезеровщик Геня
Шаронов.

Трудовые резервы готовят не только бу-
дущее пополнение рабочего класса. Они
таят в себе и резервы нашего искусства.

Викторина КРИГЕР.

По следам материалов «Правды»

«Восстановлению промышленности—еще больший размах

Передовая статья «Правды» за 16 октября
под заголовком «Восстановлению промыш-
ленности—еще больший размах!», в которой
критиковалась оэганизация восстановитель-
‘ных работ на мариупольском заводе «Азов-
сталь», обсуждалзсь на бюро Мариуполь-
ского горкома К!Цб)У. Бюро горкома при-
няло решение, обеспечивающее ряд мер,

«Без надзора».

Бюро Симферопольского горкома партии,
обсудив заметку «Без надзора», опублико-
ванную в «Правде» 13 октября, признало её
целиком правильной. Горком обязал испол-
комы райсоветов города взять на учёт все
эзнадзорные дома, закрепить за домо-
управлениями и приступить к их заселению.
Приняты меры для охраны пустующих до-
мов на окраинах. Горком партии наметил
меры к обеспечению города топливом,

Be See ee

зону пустыни, не пощадили ничего.

Временами дорога проходит так близко к
границам Печенгской области, что достаточ-
но на полчаса свернуть в сторону, как
окажеться за границей Норвегии, на нашей
территории. Так и случилось с нами.
Свернув с ODOT для Toro, чтобы
заехать в одну часть, мы веворе на-
ткнулись на здание разрушенной  пра-
вославной церкви. Отступая, немецкие ван-
халы взорвали кирпичное здание церкви.
a деревянное было полуразрушено взрывной
волной. На полу валялись церковныв кни-
ги, документы, иконы, церковная утварь.

— Значит, и здесь была русская зем-
ля.— говорят красноармейцы, — свою. зна-
чит, отвоевали землю...

Кроме огромного числа пепелищ, немцы
оставили после себя лагери военнопленных.
Злесь их много, Вровь стынет в жилах, ко-
тда смотришь на эти обнесенные двумя ря-
леми колючей проволоки скотные дворы.
Иначе назвать их нельзя. Два забора ИЗ
колючей проволоки и сеть из проволоки,
густо покрывающей пространство между
запорами, составляли внешнюю линию ла-
теря. Внутри этого загона-—ямы, крытые
сверху мхом. Утром из этих ям выгоняли
всех, кто мог етоять на ногах, и гнали на
работы...

В начале 1942 тода немцы создали спе-
цпальный лагерь для норвежской интелли-
генции. В латерь пригнали до 700 нор-
вежеких учителей, отказавитихея  сотрудни-
чать с немпами.

_ № КБиркенесу мы под’ехали ночью. To-
пят запасы угля. В ночной темноте они
похожи на огненные горы.

Перед прихохом Красной Армии почти вее
население гороха собралось в шахте руднич-
ного поселка. Немцы и квислинговцы прн-
лагали немало усилий к тому, чтобы вывезти
нервежекое население. Действовали угово-
рами и запугиваниями. Но, несмотоя на все
угрозы, население с немцами не пошло,

По заявлению представителя местной
власти, в городе немцами сожжено 90 про-

которые должны улучшить руководство вос-
становлением.

Обсуждению передовой статьи «Правды»
было посвящено также общее собрание ком-
мучистов Орджоникидзевского оайона горо-
да Мариуполя. Собрание наметило ряд мер
по устранению отмеченных в статье недо-
статков. i

«Катавасия»

Под таким заголовком 2 октября был
напечатан в «Правде» фельетон, в котором
изобличалось бездушное отношение следо-
вателя Маланьина к матери офицера Рогат-
кина.

Прокурор РСФСР тов.`А. Волин сообща.
ет, что факты, приводившиеся в фельетоке,
подтвердились. На следователя Маланьина
и прокурора Няндомского района Девяткина
наложены дисциплинарные взыскания, Де
нежный перевод семье Рогаткина выплачен,

РНИИ ee

центов всех построек, полуразрушен метал-
лургический завод, разрушена электростан-
ция. В развалинах судоремонтные  мастер-
ские, взорваны причальные линии в порту,
подорваны или сожжены портовые сооруже-
ння, из воды торчат остовы потопленных
кораблей. `

На окраине города, у подошвы огромвой
скалы, обнаружен лагерь советских граждав,
насильно угнанных немцами. За решеткой
из колючей проволоки — барак и две юры.
одесь жили женшивны, старухи, дети-—тлав-
ным образом из МЛенинградекой области.
Оборванные, грязные, они были рабами 7
немцев. Баринова Мария Григорьевна жил
здесь с четырьмя малолетними детьми 1
старухой-малерью 70 лет. Жители лагерей
с утра до ночи были запяты на тяжелых
дорожных работах. Общение с местным #1-
селением запрещалось под страхом 18
стрела.

В городе расстреляны десятки жителей.
За попытку бежать в Англию, за доброже-
лательный отзыв.0 Советеком Сотюзе рабстре-
ливали без суда и следствия. Население
тепло встретило Красную Армию — первых
советских бойцов, обнаруживших норвежиев
в пещере рудничного побелка, Поднятие #а-
ционального флага было провелено норвея-
цами < большой торжественностью, мн
гне плакали — вель более четырех 21
немцы запрещали норвежцам поднимать е№
Теперь норвежские флаги развеваютсл в(-
ду, на всей освобожденной территории.

Советское командование оказывает нор
вежцам посильную’ помощь. Большинство
населения города вывезено из грязной, ©
рой пещеры, Командование предоставило 3
распоряжение норвежцев автомашины и во
ный транспорт, помогает им мукой, 05
зывает медпомощь. Советское командование
помогает также установить на норвежской

территории порядок,” существивавший №
оккупация Норвегии немецкими захвате
ками. _

И. ЗОЛИН,

Северная Норвегия, 11 ноября,
(По телеграфу).

J

`