_ Международное обозрение

Доклад товарища, Сталина на торжествен-
ном заседании Московского Совета по слу-
чаю 27-й годовщины Великой Октябрьской
социзлистической революции, как и каждое
выступление товарища Сталина, привлёк
огромное. внимание и вызвал оживлённые
отклики за рубежом.

Оценивая выступление товарища Сталина
как документ крупнейшего международного,
политического значения, как глубокий и
проникновенный анализ военного и поли-
тического положения, печать демократиче-
ских стран прежде всего воздаёт должное
великому подвигу советского народа: и вели-
кой заслуге его перед всем человечеством.
Советское государство выходит из самой тя-
жёлой в истории человечества войны силь-
ной, мощной, более чем когда-либо влия-
тельной державой. 4

Советский Союз —— это великое государ-
` ство, «которое в состоянии говорить и дей-
ствовать на мировой арене не только с твёр-
дой уверенностью, но и с сознанием своей
ответственности, как великой державы», —
заявляет американская газета «Нью-Йорк
геральд трибюн». фондонский радиокоммен-
татор Натрик Лейси в передаче от 7 ноября
заявил. что «в результате пройденного за
27 лет пути Советская Россия несомненно
является сейчас величайшей державой на
Ивропейском континенте. Впервые, более
чем за 70 лет, точнее сказать с 1871 года,
Германия уже более не будет стоять в @-
кусе международных отношений в Европе
п являться решающим фактором во внеш-
ней политике любой европейской державы».

Особенно обширные отклики встретил тот
раздел доклала товарища Сталина, где он
говорил об упрочении и расширении фронта
противогерманской коалиции, о мире и
безопасности, о необходимости для великих
держав. вынесших на своих плечах глав-
ную тяжесть войны против гитлеровской
Германии, действовать и впредь в духе еди-
нодуния и сотласия.

Балтиморская газета «Сан», отмечая
слова товарища Сталина о сотрудничестве
CCCP е другими державами, пишет: «Пла-
нирование мира °будет во многих отноше-
ниях труднее, чем планирование войны, но
национальные интересы русских, англичан
.и американцев, всех 0б’единённых наций
требуют сотрудничества, иначе не будет
возможности для мира».

Уверенность в возможности осуществле-
ния такой политики опирается на успепеный
опыт истевших лет войны. «В том же духе
сотрудничества, — пишет лондонская газета
«Таймс», — который дал союзникам воз-
можность достичь их нынешней командной
позиции, позволяющей им удерживать про-
тивника в военных тисках, из которых нет
выхода, маршал Сталин прелвилит сотруд-
ничество союзников в мирнов время... Его
представление о том, что необходимо ‘для
мира во всём мире на столь длительный пе-
риол, как жизнь’ нашего поколения, абео-
лютно ясно: оно опирается полностью на
способность трёх ведущих держав среди 05’-
единённых наций продолжать согласован-
ную политику. Он разделяет уверенность
своих союзников в том, что они могут вы-
полнить эту задачу потому, что «в основе
воюза СССР, Великобритании и США лежат
не случайные и преходящие мотивы, а жиз-
ненно важные и длительные интересы».

В том внимании, с которым был ветре-
чен доклад товарища Сталина за рубежом,
выдвинутые им положения о роли Совет-

ского. Союза, о сотрудничестве стран an-

тигитлеровской коалиции и о задачах по
защите мира и безопасности, отразилось
признание в широких кругах обществен-
ности . демократических стран того веду-
щего места, которое занимают Советская
страна и её народ в борьбе против гитле-
ровекого нашествия, против опасности,
угрожавшей со стороны германского Ффа-
шизма всему миру.

Эти отклики показывают также, что на-
роды свободолюбивых стран по справелли-
вости видят в Советском Союзе и его вели-
ких союзниках оплот той политики сотруд-
ничества миролюбивых держав, которая мо-
жет обеспечить длительный мир.

& жж

Давно назревавший в Иране правитель-
ственный кризис произошёл: 9 ноября
правительство Саеда подало в отставку.
Политика этого правительства, как извест-
но, являлась в последнее время предметом
суровой и справедливой критики, вызыва-
ла возмущение иранской общественности.
Правительство Саеда не выполняло обяза-
тельств, взятых Ираном по договору, за-
ключённому е Советским Союзом, и нимало
не заботилось об укреплении отношений в
Советским Союзом, страною, которая всет-
ла была надёжным оплотом независимости
Ирана и всемерно содействовала егб эко-
номической самостоятельноети и процвета-
нию. Политика Саеда противоречила корен-
ным интересам Ирана. Большинство иран-
ских газет расценивало её как гибельную
для Ирана. Иранские газеты указывали, что
правительство Саеда поотряет деятельность
злонамеренных элементов, связанных с гит-

‘войны нефтяных концессий на

леровекими кругами. Эта деятельность
простиралась от вооружения племён, под-
стрекаемых против центральной власти,
до вредительства на пранеком транспорте
с пелью помешать перевозке военных гру-
зов союзников в ОССР. Общественное него-
дование достигло кульминанионного пунк-
та, когда иранское правительство приняло
необоснованное и неправильное с точки
зрения как внутренних, так и внешнепо-
литических интересов Ирана решение не
сдавать Советскому Союзу до окончания
севере
Ирана. В связи с этим газета «Ажир», иа-
пример, писала: «Эти господа, нодрывая
нашу дружбу с СССР, забывают, что толь-
ко благодаря новому строю в СССР была
сохранена наша независимость... Дружба
с народами Советского Союза — порука
нашей свободы ‘и независимости. Эту
дружбу необходимо укрепить договорами и
экономическими концессиями».

Уже в половине октября иранская печать
решительно требовала отставки правитель-
ства Саеда. В последнее время по всей

стране преисходили демонстрации протеста.

против политики правительства. 27 октяб-
ря в Тегеране демонстрировало 20 тысяч
человек, в Тебризе — 25 тысяч человек.
Правительство пыталось подавить это мас-
совое движение с помощью репрессий. Оно
закрывало’ газеты, принадлежавшие в
«Фронту свободы», разгоняло митинги и
демонстрации, производило аресты.

Олновременно, бросая вызов обществен-
ному мнению, оно продолжало вести враж-
дебную политику по отношению к Советско-
му Союзу. Саед и его приспешники превра-
тили тегеранское радио в орудие клеветни-
ческой антисоветской пропаганды и соответ-
ствующей обработки общественного мнения.
Делались попытки вводить в заблуждение
иранское общественное мнение, задерживая
радиотелеграфные сообщения из Москвы
относительно положения в Иране. Сеилов-
пы и связанные с ними группировки при-
лагали все старания, чтобы Саед, являю-
щийся их орудием, остался у власти.
этой целью оня пытались созлать вокруг
(Саела ореол патриота и национального лея-
теля и распускали слухи, булто советское
правительство отказываетея от мысли по-
лучить концессии до окончания войны.

Всё это, однако, отнюль не укрепило по-
ложения Саела, а наоборот, лишь усилило
негодование против него и волнение в
стране. ь

В кругах советской общественности со-
общение 06 отставке Саеда, несомненно,
булет воспринято с удовлетворением. Надо
надеяться, что в новое иранекое правитель-
ство войлут люди, которые будут честно и
добросовестно выполнять обязательства,
взятые на себя Ираном по договорам с (0-
ветским Союзом, и поддерживать с ним до-
брососедские и дружеские отношения. Та-
кая политика будет вполне соответствовать
желаниям, чаяниям и интересам иранского

народа.

х + *

Окончательные итоги выборов, в конгресс
Соединённых Штатов пока emé ве подведе-
ны. Тем не менее уже имеющиеся данные
позволяют говорить о крупной победе сто-
ронников Рузвельта. Демократы‘ получают
звачительное большинство в копгрессе: в
сенате они имеют 56 мест, а республикан-
цы —37; в палате представителей демо-
кратам принадлежит 242 места, республи-
канлам — 187. Дополнительные данные о
нескольких мандатах, судьба которых ещё
не известна, ничего не изменят в этом со-
отношении сил.

Характерно
несли на выборах
изоляционисты. Известные своими про-
фашистскими связями  изоляционисты-
республиканцы Фиш, Най, Дей, Данахер
потерпели поражение и He переизбра-
ны в конгресс. В штате Иллинойс, в цита-
дели изоляционизма, потерпел поражение
республиканец Лайонс, тесно связанный с
профашистскими кругами и, в частности, с
Маккормиком. Точно так же потерпели
поражение изоляционисты-демократы Вларк,
члены комиссии Дайса Старнее и Кастельо.
Сам Дайс, предвидя неизбежный провал,
снял свою кандидатуру.

Оценивая результаты выборов, все аме-
риканские газеты, в том числе и республи-
канские, признают, что американцы поддер-
мивают внешнюю политику Рузвельта в 0б-
ласти международного сотрудничества во-
обще и сотрудничества с Советским Cow-
30M в особенности. Газета «Нью-Йорк пост»
в редакционной статье заявляет, что пере-
избрание Рузвельта ясно показывает, что
американский народ во внешней политике
окончательно отказалея от изоляционист-
ских традиций.

Результаты голосования показывают, что
американцы подавали свои голоса не толь-
ко за Рузвельта, но и за то, чтобы обеспе-
чить ему поддержку конгресса в вопросах
ведения войны и послевоенной политики.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

поражение, которое `по-
некоторые видные

Война на Тихом океане

- ЛОНДОН, 11 ноябуя. (ТАСС). Штаб
об’елинённого командованая вооружёены-
ми силами союзников в юго-западной ча-
сти Тихого океана сообщает, что на остро-
ве Лейте (Филиппины) американские вой-
ска, ведущие наступление на Ормок, про-
двинулись на 5 миль.

10 ноября ночью япоЕцщы высадили в
районе залива Ормок подкрепления, ко-
торые были доставлены на четырёх круп-
ных ‘транспортах, сопровожлавшихся 15
сминцами. Американские  пикирующие
бомбардировщики атаковали японский ка-
раван судов. Потоплено три транспорта
водоизмещекием около 5 тысяч тонн каж-
дый и 7 эсминцев. Американские истреби-
тели сбили 16 японских самолётов.

ВАШИНГТОН, 11 ноября. (ТАСС). Мор-
ское министерство СИТА сообщает, что амё-
риканские подводные лодки потопили в ти-
хоокеанских водах шесть японских судов,
в том числе один легкий крейсер. Всего с на-
чала войны подводные лодки потопили 831
японское судно.

ЛОНДОН, 11 ноября. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, за последнее время
английские подводные лодки во время
патрулирования в дальневосточных водах
потопили 45 японских судов, в том числе
олно крупное и одно среднее грузовое суд-
но, одну подводную лодку и три десантных
судна. Кроме того, вероятно потоплены
среднее грузовое судно и минный траль-
щик и повреждены 14 грузовых судов.

Налет американской авиации
на Нанкин

ЛОНДОН, И ноября. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
Вашингтона, военное министерство США со-
общило, что ‘крупные силы американских
сверхмощных бомбардировщиков «Летающая
крепость» совершили налет на Нанкин,
Командующий военно-воздушными силами
американской армии генерал Арнольд за-
явил, что налет на Нанкин был совершен
днем 11 ноября самолетами, входящими в
состав 20-го соединения американской авиа-
ции. Самолеты действовали с китайских баз.

Выступление английского
морского министра
лондон, !  ноября. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, английский морской
министр Александер в своей речи, произне-
‚сенной в Лондоне, заявил, что англичане

‘стремятся направить на Тихий океан мощ-

ный флот, чтобы как можно скорее добить-
ся разгрома Японии. В своей речи Алек-
сандер с похвалой отозвался об американ-
ском военно-морском флоте, который, опи-
раясь на некоторую ценную помошь австра-
лийских и`новозеландских кораблей, само-
стоятельно ведёт войну на Тихом океане.

К кризису финского

правительства.

ХЕЛЬСИНКИ, 1! ноября. (ТАСС). Как
передаёт финское радио, после об’единен-
ного заседания представителей различных
фракций сейма, состоявнегося вчера, было
признано необходимым поручить формирова-
ние нового правительства Паасикиви, кото-
рый принял предложение занять пост премь-
ер-министра. Ввиду того, что старое прави-
тельство, как ожидают, выйдет в отставку
еше сегодня, новое правительство должно
быть готово немедленно занять его место.

Отезд Черчилля и Идена
Париж
даёт агентство Рейтер, премьер-министр
Черчилль и министр иностранных дел Иден
10 ноября вылетели в Париж в сопровожле
вии ряда ответственных правительственных
чиновников. В числе сопровождающих
Черчилля лиц находится также постоянный

заместитель министра иностранных дел
Александр Кадоган.
—о-

Совместное заявление Рузвельта
и Черчилля о ходе борьбы
с германскими подводными подками
ЛОНДОН, 10 ноября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, в совместном за-
явлении Рузвельта и Черчилля, опубли-
кованном 10 ноября, говорится:

«Размах операций германских полволных
лодок в октябре 1944 года значительно
сузился по сравнению с любым другим
месяцем войны, в результате чего число
торговых судов Об’едиЕеённых Наций, по-
топленных германскими подводными лод-
ками в этом месяце, также было самым
низким за всё время войны. Хотя колн-
чество германских подводных лодок, унич-
тоженных за этот месяц, было меньшим,
чем принято считать хорошей «добычей»
за месяц, оно весьма выгодно отличается
от числа торговых судов союзников, по-
топленкых подводными лодками. Союзники
продолжают без задержек снабжать свои
всё возрастающие армии в Европе».

oO

Законспроент о создании в Англии

министерства социального обеспечения

ЛОНДОН, 11 ноября (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, вчера в палате
общин был пранят во втором чтении зако-
нопроект о создании министерства соци-
ального обеспечения.

о

К аресту инициаторов
митинга в Тегеране

ТЕГЕРАН, 8 ноября. (ТАСС). Арестован-
ные 7 ноября военными властями Теге-
рана инициаторы митинга в честь 27-Й го-
довщины Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. вечером того же дня
были освобождены из заключения. Отряды
войск, занимавшие помещения совета проф-
союзов и клуба народной партии, а также
воинские части, занявшие улицы, прилега-
ющие к этим зданиям, были отозваны
только к вечеру 7 ноября.

Прогрессивные тегеранские газеты с в03-
мущением встретили действия властей Сае-
да, сорвавших митинг и арестовавших его
инициаторов.

Газета «Разм» квалифицировала этот акт
как открытое фашистское действие и по-
требовала предания Саеда суду.

—о—

С’езд демократического польского
союза в Швейцарии

БАЗЕЛЬ, 10 ноября. {От соб. корр. «Прав-
ды»). Здесь состоялся первый с’езд делега-
тов демократического польского союза в
Швейцарии, об’единивший представителей
польской эмиграции и делегатов военных
лагерей. С’езд принял решение о присоеди-
нении к Польскому Комитету Национально-
го Освобождения, как к единственному вы-
разителю подлинных интересов польскогс
народа.

—о—

Присуждение Нобелевской премии
датскому писателю Иенсену
ЛОНДОН, 11 ноября. (ТАСС). Агеетство
Рейтер передаёт из Стокгольма, что Но-
белевская премия в области литературы
присуждена датскому писателю и
скому поэту Моганнесу Иенсену.

лириче-

Выступление Рузвельта на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 10 ноября. (ТАСС). От-
вечая на просьбу журналистов прокоммен-
тировать заявление Черчилля относительно
времени организации новой встречи Сталина,
Черчилля и Рузвельта, Рузвельт заявил,
что все трое высказали пожелание встре-
титься, когла это станет возможным, HO
пока что не установлены ни время, ни место
предстоящей встречи.

На вопрос о том, получал ли он какие-
нибудь пробные мирные предложения из
Германии, Рузвельт дал подчеркнуто отри-
пательный ответ.

Отвечая на другие вопросы, Рузвельт
заявил, что Хэлл быстро поправляется и,
вероятно, возвратится в государственный
департамент. На вопрос относительно сооб-
щения газеты «Нью-Рюрк геральд трибюн»
о том, что Рузвельт будет рекомендовать
конгрессу предоставить дополнительный
5-миллиардный кредит на осуществление

закона о передаче взаймы или в аренду,
Рузвельт ответил, что к такому сообщению
нужно относиться очень осторожно и что
этого сообщения он еше не читал.

Отвечая одному корреспонденту, Рузвельт
ззявил, что он неё рассматривал вопроса ©
назначении нового посла в Китай. Когда его
спросили, будет ли он добиваться переиз-
брания в 1948 году, Рузвельт, смеясь, ска-
зал, что ‘это — почтенный по возрасту во-
прос. На‘ вопросе © TOM, обращался ли
к нему -Дьюи после выборов с личным
письмом, Рузвельт ответил отрицательно,
указав, что после выборов 1936 года побеж-
денный республиканский кандидат поздра-
вил его, а затем нанес ему визит. Накануне
выборов, сказал Рузвельт, он думал, что
получит 335 голосов выборщиков, а Льюи—
196, но эти расчеты оказались весьма не-

точными.

К президентским выборам в США

НЬЮ-ЙОРК, 11 ноября.

(По телефону подсчета голосов об’ясняются тем, что В

от корр. ТАСС). Результаты подсчета го-  некоторых штатах и избирательных Уча-

лосов, поданных на президентоких выбо-
рах, были к 17 час. по московскому вре-
мени следующие: за Рузвельта подано
24.397.598 голосов, 3a Дьюн — 21.224.447
голосов.

Незначительные по сравнению со вче-
рашним днем изменения в результатах

стках производился вторичный подсчет го-
лосов по требовавию местных организа-
пий демократической и республиканской
партий.

Подсчет голосов закончится, повидимо-
му, через несколько дней.

Предварительные итоги выборов в конгресс США

ЛОНДОН, И ноября. (ТАСС). По сооб-
щению ‘американской - радиовещательной
станции в Англии, последние данные 0
предварительных итогах выборов в кон-
гресс США свидетельствуют о том, что в
палате представителей демократы получат

242 мандата, республиканцы — 187 и не-
известна судьба 6 мандатоз; в сенате демо-
краты представлены 56 членами,
канцы—37, и неизвестно, кому будут при-
надлежать остающиеся 3 сенатских ман-
дата.

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 11 ноября. (ТАСС). В в006-
щений штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится:

«10 ноября войска союзников продолжа-
ли наступление в секторе Мен—Нанси,
преодолевая сопротивление противеика
Освобожден Шато Салэн. Войска союзни-
ков достигли Амелекура и Ампона. Войска
союзников подошли также к Виньи и Се-
куру, к востоку от Лувиньи. Некоторое
продзижение отмечается в районе Мезьер-
ле-Мец.

В Германии, в районе Гюртгена, войска
союзников продолжали наступление, пре-
одолевая упорное сопротивление протиз-
вика. На этом участке фронта отбита
контратака противника Войска союзников
продвинулись западнее города Шмилт.

В долике реки Мёрт (Франция) союзни-
ки пролвинулись к северо-западу от Сен
Дье и заняли две деревни».

ЛОНДОН, 11 ноября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба вооруженных сил союзников
на средиземноморском театре военных
действий говорится, что после занятия
Форли английские части 8-й армии продвя-
вулись далее вперед к северо-западу от
города. На остальных участках фронта в

Италии военные операции ограничивались
действиями патрулей.

9 ноября английский крейсер «Аргонавт»
вместе с другими военными кораблями и
караваном торговых сулоз прибыл в порт
Салоники, пробившись через минирован-
ные воды. Были выгружены войска, мото-
ризованный транспорт и материалы.

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как пере-
даёт штаб американской авиации на европей-
ском театре операций, свыше 750 «Летающих
крепостей» и «Либерейторов» в сопровож-
дении примерно 600 истребителей соверши-
ли 10 ноября налет на аэродромы, скопления
военного транспорта и промышленные пред-
приятия в районах Кельна ни Франкфурта:

В Лондоне официально об’явлено, что, по
данным аэрофотос’ёмки, во время ожесто-
ченного налета тяжелых бомбардировшиков
на германский город Швейнфурт, совершен-
ного 9 ноября, были сильно разрушены ша-
рикоподшипниковые заводы в этом городе.

ЛОНЛОН, 11 ноября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что
в ночь на 1! ноября соединения англий-
ских бомбардировщиков «Москито» совер-
шили налет на Ганновер. и другие пункты
в Западной Германии.

Действия американского
8-го авиакорпуса

ший с речами в экономическом клубе Дет-
ройта и в авиационном клубе Кливленда,
заявил, что «Летающие крепости» и бомбар-
дировшики «Либерейтор», входящие в CO-
став 8-го американского авиакорпуса, дей-
ствующего над Европой, сделали в октябре
20 тысяч самолетовылетов и сбросили по
весу больше бомб, чем в любой из прелы-
душих месяцев. За тот же месяц истребя-
тели-бомбардировшики сделали 30 тысяч
самолетовылетов. По словам Арнольда, у
немцев нехватает истребителей-бомбарли-
рсвщиков, но их зенитный огонь увеличи-
вается по силе и становится более точным.
Усовершенствозание методов и приборов
уменьшило риск полетов при плохой пого-
де. В октябре прошлого года бомбардиров-
шики находились на земле 24 дня, а в ок-
тябре этого года — только 13 дней. Ар-
нольд сказал, что, пока промышленность
США работает нынешним темпом, американ-
ская авиация попрежнему будет иметь
достаточные резервы боевых самолетов и
достаточное снабжение.

НЬЮ-ЙОРК, 11 ноября. (ТАСС). Коман-
дующий военно-воздушными силами амери-
канской армии генерал Арнольд, выступав-

Двухлетние итоги действий
средиземноморской авиации
союзников

ЛОНДОН, 10 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в сообщении среди-
земноморского штаба союзяиков о двухлет-
них итогах деятельности союзной авиации
сообщается, что за два года, прошедшие со
дня высадки войск союзников в Северной
Африке, на средиземноморском театре воен-
ных операций сброшено на вражеские об’-
екты около 450 тысяч тонн бомб.

За ‘этот же период  средиземноморская
авиация уличтожила 11.200 самолетов про-
тивника. Из этого числа 6.900 самолетов бы-
ли сбиты в воздушных боях, а остальные
уничтожены на земле. В сообщении указы-
вается, что «ни один самолет противника
не действует над Средиземноморским райо-
ном и ни одна вражеская подводная лодка
не оперирует в Средиземном море».

Е
Назначение Макмяллана главой союзной
комисени в Италии _

ЛОНЛОН, 11 ноября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, в Лондоне офи-
циально об‘’явлено о назначении англий-
ского министра-резидента при главном шта-
бе союзников на средиземноморском театре
Гарольда Макмиллана главой союзной ко-
миссии в Италии.

Халтура под видом диссертации

В 1943 тоду ученым советом Московеко-
го городского педагогического инетитута
была ‘присвоена ученая степень кандидата
экономических наук Г. И. Иваненко.

Однако факты говорят о том, что Г. И.
Иваненко далек от подлинной науки, а его
диссертация. которую Московский городской
педагогический институт высоко оценил,
ярляется грубым плагиатом.

Подробности этого дела таковы.

В 1942 году Иваненко написал неболь-
шую брошюру «Соединенные Штаты Амеря-
ки и их ресурсы в борьбе с фашизмом».
В том же году эта брошюра размером в
48 страниц была издана Кировеким облает-
ным издательством. В 1943 году Иваненко
предетавил эту брошюру в Московский го-
редской педагогический институт в качестве
диссертации и вскоре получил ученую сте-
нень кандидата экономических наук.

Не может быть сомнений, что подобная
история могла случиться только. потому, что
ни Кировекое областное издательство, ни
ученый совет Московского городского пета-
тогического института не потрудились сезь-
эзно разобратьея в том, что представляет
собой брошюра Иваненко.

Брошюра почти от начала до вон-
па списана у других авторов. Так, например,
3-я страница, а также 16—23-я страницы
брошюры Иваненко почти сплошь списаны
с учебника экономической географии для
средних школ Витвера; страницы 5-я, в
также 6-9, 7-я и 8-я сделаны по статьям
Малой Советской Энциклопедии (т. УП, изд.
1-еит. [Х, изд. 2-е) и по статье, помещен-
ной в журнале «Спутник агитатора» (.№ 1$
за 1941 год). Страница 28-я броппоры Ива-
ненко почти вся списана со статьи академи-
ка Ферсмана, которая была опубликована
в «Правде» 17 декабря 1941 года; Далее
страницы 37—38-я дословно списаны со
статьи Э. Гурвич, опубликованной в журна-
ле «Спутник агитатора» (№18 за 1941 год),
& страницы 39-—41-я сделаны по статье
И. Шемякина, опубликованной в газете
«Труд» (7 октября 1941 года).

Так «писал» свою броппору Иваненко.

i 48 ее страниц просто списано более

Если назвать вещи своими именами, то
«творческий» метод Иваненко следует опре-
делить. как воровской метод:

Но и списывая, Иваненко обнаружил свое
полное невежество. В тех случаях, K0-
гла Иваненко перефразировал оригинал
или ветавлял собственную фразу, он допу-
скал такие грубые ошибки, за которые ста-
вят двойки школьникам. Например, хоро-
то извество. что остров Порто-Рико нахо-
тится в Караибском море. Но Иваненко пе-
ренес этот остров в Тихий океан. Великие
озера в Америке он поместил в бассейн ре-
кп Миссисипи... На странице 7-й его бро-
юры мы читаем, что полуостров Калифор-
няя принадлежит США. Наш «кандидат
каук» явно спутал штат Валифорнию с по-
пуостровом Калифорния.

Гоголевский герой Хлестаков, как извест-
HO, называл себя автором чужих про-
изведений. С хлестаковской развязностью
Иваненко бесцеремонно привваивал cede
целые страницы из чужих книг и статей,
нигде не называя источников. Но он не
сумел даже грамотно переписать кусочки
из чужих работ. а уснастил их рядом оши-
бок н нелепостей.

Как: могло случиться, что невежда и
плагяалор получит звание казлилата науБ?

Все это произоныю толька потому, что
Нваненко желал услужить директор Мо-
сковекого городского пединститута т. Бенюх.
Звание было присвоено Иваненко ученым
советом Московекого горолекоге педагогиче-
ского института в 1943 году, вогла инети-
TYTY еще не было предоставлено празо при-
сухдать ученые степени вообще, а права
присуждения ученых степеней по экономи-
ческий наукам этому институту и сейчаю
не лано. Следует прибавить, что Москов-
ский городской петагогический институт
присудил Иваненко звазие канлидата наук,
несмотря на то, что пря тайном голосова-
нии не было собрано требующееся большин-
ство голосов в пользу Иваненко, причем го-
лосовали люди, не утвержденные в состав
ученого совета.

АДРЕС. РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды
Д 3-37-50; Инеем —Д 3-15-59; Местной сети — д 5:15-ат:

Д 3-36-32; Иностранного —

Г541715.

Типография газеты «Правпа» имени Сталина,

д.24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКНИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партгийной жизии — Д 3-35-49; >
Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Секретариат Е Д 3-15-64; Отдел Wise Иа

е газет в срок сообщать по телефону ii 3-06-05.

Лиректор института т. Бенюх нарушил
установленный порядок защиты диссерта-
ций. Не менее странно вели себя onno-
ненты.

Вот перед нами документ. В нем сказа-
но, что тов. Иваненко безусловно заслу-
живает степень кандидата экономических
наук. Пол этим документом подпись: док-
тор экономических наук, профессор 9. Гур-

вич. Она консультировала диссертационную

работу Иваненко, а при защите им дие-
сертации выступала оппонеБтом. Между
тем 00 установленным правилам защиты
диссертаций такое совмещение совершенно
нелопустимо.

Профессор Гурвия думает иначе. Она
считает, что работа Иваненко— очень серь-
езный научный трул. «Брошюра. — писала
профессор Гурвич о работе Иваденко,—
свидетельствует о зрелости т. Иваненко в
качестве научного работника как пэ глуби-
не анализа проблемы. так н о эрудиции,
по знанию материала п по умению опери-
ровать им. Стройность построения. логич-
Еость развития темы. формулировки, выле-
ляющие самое главное, — все это говорит о
безусловной способности автора к самостоя-
тельной научной работе».

Предположны, что оценка, которую дала
Гурвич, — результат ее мягкого характера.
Но почему же Гурвич столь жестока к науке
почему ей безразлично, кто будет носить
ученое звание в нашей стране?

Невольно вознакает вопрос: есть ли на-
учная совесть у 9. Гурвич? Проф. Гурвич
не могла не заметить, что Иваненко сня-
сал немало строк и из ее собственных
статей.

В нашей стране высоко поднято знамя
науки. Нигде в мире не ненится научное
звание так, как у нас. И это понятно.
В нашей стране вся работа в любой отра-
сли народного хозяйства и культуры стро-
ится на научной основе.

Тем большее возмущение вызывает по-
пытка невежды и плагиатора получить вы-
сокое звание работника, науки.

Г. КОЗЛОВ.

республи-

1944

ГЕЕВ

г... № 272 (9723)

ЕЕ

НОЯБРЯ

Прием в советском
посольстве в Мексико
по случаю 27-й ГОДОВЩИНЫ
Великой Октябрьской

социалистической революции

МЕКСИКО, 8 ноября. (ТАСС). 7 ноября
в советском посольстве в Мексико состоялся
приём по случаю 27-й годовщины Великой

Сктябрьской социалистической революции,

На приёме присутствовали министр иностран-
Мексики Падилья, морской министр

ных дел
генерал Хара и другие члены мексиканского
правительства, генерал Франсиско Уркисо,

который представлял президента Мексики
Авила Камачо и военного министра генерала
Карденас, члены сената и палаты депутатов,
представители политических кругов, армии,
флота, науки, искусства, промышленности,
печати, профсоюзов и общественных органи-
заций, а также члены дипломатического кор.

пуса.
у а

Вечер в Бейруте

БЕЙРУТ, 10 ноября. (ТАСС). В киноте:
атре «Рокси» состоялся организованный 06-
ществом друзей Советского Союза вечер по
случаю 27-й годовщины Великой Октябрь:
ской социалистической революции. На ве
чере присутствовали заместитель председа-
теля совета министров Хабиб Аби Шахла,
министр финансов Хамид Франжье, послан.
ник СССР в Ливане Солод, дипломатиче-
ские представители, депутаты ливанского
парламента и другие лица.

в

Впечатления секретаря
комитета «Фенд помощи России»
Мабель Джонсон от посещения

Ленинграда

ЛОНДОН, Ш ноября. (ТАСС). Секре-
тарь комитета «Фонд помощи России» Ма-
бель Джонсон, посетившая Ленинград, по-
делилась с корреспондентом ТАСС своими
впечатлениями от этой поездки,

Мабель Джонсон сказала, что в одном
из ленинградских госпиталей, который она
посетила, ез неё самое большое впечат-
ление произвело горячее желание раненых
красноармейцев вернуться на фронт.

«Я видела, — сказала Джонсон,— много
трулностей и страданий в прошлую войну.
Я находилась в Лондоне в течение всего
периода гермакских воздушных налетов.
Но я не видела’ ничего, что могло бч
сравниться с трудностями, которые при:
шлось пережить ленингралцам. Условия
жизни в нём были ужасными, и удивитель-
но, что жизнь в городе продолжалась во
всё время блокалы. Дух народа очень
высок. Во время моего пребывания в
Ленинграде там частично было снято за
темеение, и это, конечно, подбодрило всех,
Замечательным качеством ленинградцев яв` *
ляется их стойкость. Они полны решимо-
сти добиться победы.

Я посетила детский дом и с радостью
узидела, что дети веселы и здоровы. Уди-
вительно, как много жизней удалось вла-
стям спасти. Веюду, где бы я ни бывала
в Ленинграде, да и в Москве, меня пора-
жала исключительная привегливость. Jle-
нинградцы очень благодарны за медика-
менты, которые кам удалось им послать,
Они сочувственно расспрашивали © тех

€

испытаниях, которые Лондону приходится

переживать из-за налётов самолётов-сна-

рядов». ;
Е
Действия военно-транспортной
авиации США
ЛОНДОН, Ш ноября. (ТАСС). Как пере-

лаёт агентство Рейтер, по статистическим

данным штаба военно-транспортной авиации
СИТА, американские авиатранспортные ча-

сти при 1-Й авиадесантной армии союзников
сбросили за германскими линиями в ходе

трёх авиадесантных операций в Норман-
дии, Южной Франции и Голландии более
50 тысяч парашютистов и свыше 9 млн.
фунтов снаряжения. Согласно этим же дан-
ным, военно-воздушные части под команлдо-
ванием генерал-майора Вильямса осущест-
вили в ходе этих трёх операций свыше
9 тыс. самолето- и планеровылетов, потеряз
лишь 2 процента общего числа использо-
ванных машин. .
—О—-

Иностранная хроника

3 9 ноября в Париже открылся 48-й
конгресс ‹ французской социалистической
партии.

= Японское морское министерство сооб-
шило, что вице-адмирал Денсици Окоци
назначен верховным командующим. японски-
ми военно-морскими силами в районе Фи-
личпин.

3 В Риме создана под руководством
сенатора Альберто Беграмиане новая пар-

тия либерально-демократического об’еди-

нения.
= Бельгийский сенат принял решение ’о
предании суду 6 бельгийских сенаторов,
сотрудничавших с немцами. В их числе —
бывший министр финансов Анри де-Ман,

—_O—

Школьные занятия в Праге

ЛЮБЛИН, 9 ноября. (ТАСС). Как. со0б-
щает агентство Польпресс, в осзобождё-
ном Красной Армией от кемецких OKKY-
пантоз варшавском предместье Праге Ha
чалось школьное обучение детей. Учёба
проводится в частных домах и приспособ:
лена к условиям военных действий, Учё

бой охвачено большинство польскнх де
тей благодаря самоотверженной работе
Учителей-патриотов.

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР ва-
значил тов. Горзлкина Николая Васильеви:

13 Чразвычайных и Нолномочным Послане
ником ССОР в Уругвае.

RTS Oe RE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

AERWAOHHO E B10 PO”
ПРИ КОМИТЕТЕ ПО ЛЕЛАМ ВЫСШЕЙ
sek УКОЛЫ ПРИ СНК COCP.
iS ноября 1944г. в Круглом зале Дома
со®говз состоится публичная лекция
профессора Г. С. ВАСЕЦКОГО на тему:
А. И. ГЕРЦЕН—ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ
МЫСЛИТЕЛЬ

(& 75-летию со дия смерти).

14 ноября 1944 года в Колонном зале Домд
союзов состоится публичная лекпия
полковника М! Il, ТОЛЧЕНОВА на тему:

ян ;
ВОИНА НА ТИХОМ OKEAHE.
15 eon 1944 г. в Октябрьском зале Дома
ИЯ ОВ. состоится публичная лекпия
цоктора юридических маук С. В. КРЫЛОВА

О ГОСУДАРСТВЕННОМ

СУВЕРЕНИТЕТЕ.

ine о в 8 ч. вечера. Билеты поо-
  ae © ‹асее Колонного : в Де 1010303

(Tymxnacraa ул,, д. 1 Bebe dee
отделениях Центрально

‚ под езд 3) и ro Bcex
Й театральной кассы.

О недоставк

— Д 3-33-88; Сельскохозяйств

енного — Д 3-10-35; Экономического —

Изл. № 653.