ЗНЗ-
НОГ
OB
Ка»,
‚все
ida

pe
. Ha

BAM
той

ПИ
кую

р в
aTb

(HOB

ъе
t=

Bee
вет

} ди
ЦЕНЫ

‚01.
Thus

A
15 НОЯБРЯ .1944 г., № 274 (9731)

Действующая арыия, Тяжёлов орудке на

A nigel

Фото военного корреспондента; «Ирарды» С. Коршунова,

Бой за высоту’
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, +. (Па теле-
графу). Путь вперед преграждала высота.
Немцы превратили её в uyHET 06000-
ны. Два яруса транлюй полно профиля
опоясьтвали ее клоны. Подступы пуякрыва-
ляеь артиллерией, закопанными в землю
танками, пулеметами и огнеметами.

Наступило утро штурма. Eme ночБю
стрелковые роты гвардии старших  лейте-
нантов Балтенкова и Отрелец  сосредоточи-
лись на опушке, левее высоты. С рассветом
началась атака. Внезапным броском гвар-
дейцы выбили противника с полступов к
высоте и продвинулась вперед на 300 мет-
роз. Бойцы Балтенкоза опрохинули немцев,
пот огнем форсировали болото и вышли В
тыл обороняющимея. Немцы вынуждены
были снять © пентра несколько ручных пу-
леметов и бросить их для защиты флавгов
и тыла.

Воспельзовавитиеь этим, в атаку с фронта
поднялись автоматчики роты младшего лей-
тенанта, Александра Твердого и бойцы вэво-
да разведки нод командой младшего сержан-
та Николая Кора. Автомалчики действовали
слева, разведчики — справа.

-Разгорелась жаркая схватка. Развехчикя
старпеины Николая Грицак переббжкамя до-
стигли подножья высоты, ворвалялеь в не-
мецкую траншею и завязали гранатный бой.

Очистив траншею, стартина Грацак п
сержант Князев повели бойцов дальше. Но
путь им преградил сильный огонь из дзота.
(Старшина Грицак и старший сержант Да-
бух подобрались к пулеметчику и расстре-
лали его. :

Автоматчики и разведчики ворвались во
вторую траншею. Там схватка длилась не-
долго. Потеряв своих офицеров, немцы на-
чали отстунать. Теперь огнем дышала толь-
Ko вершина выботы. Били пулеметы и ог-
неметы, установленные в скрытых гнездах и
ячейках. Александр Твердый по телефону
вызвал огонь своей артиллерии,

Точным огнем артиллеристы ослабили co-
противление врага. Тверлый и Кора повели
бойцов на решительный штурм. Автоматчи-
ки и разведчики ворвались на вершину и
дружным ударом разгромили гитлеровцев.

Путь вперед был освобожден.

Гвардии майор В. ЧУХЛАНЦЕВ,
гвардии капитан А. АСТАФЬЕВ.

ЕЕ ЕЕ ЕЛЕ ЕЕ ССВ ЕЕ

Е Е Е ЕЕ НЕЕ ЕЕ БЕНИН ЕЕ РЕ РЕЕЕЕЕТЕ

Наши войска, действующие в Венгрии,
снова продвинулись вперёд и овладели рядом.
населённых пунктов, в том числе городом
Нальката, селениями Хевешвезекень, Пуста
Час, Ури и другими. Противник оказывает
ожесточенное сопротивление. На одном
участке гитлеровцы предприняли семь
контратак силами до полка пехоты при под-
держке 20 танков. Вее контратаки отбиты.
На другом участке враг ввёл в бой свежие
чаюти. Иосле горячего сражения венгры
отброшены на следующий рубеж.

В происходящих боях гитлеровцы несут
огромные потери. Захваченные вчера в плен
солдаты рассказывают, что их дивизия, пы
тавшаяся задержать наступление советских
Бойск, разбита наголову. Два полка дивизии
сведены в одну „группу, насчитывающую
не болев пятисот штыков.

х+*

На тёмнозеленом стволе орудия — десять
звёзд. Эта пушка, которой командует Габ-
дтали Раханов, прошла длинный путь— от
Сталинграда до подетупов в Буданешту.
Здесь, в венгерской долине, она не раз уча-
ствовала в отражении вражеских контратак.

Как-то сорок немецких танков прорвалиеь
на дорогу, которая связывала штаб части
с наступающими подразделениями.

— На ловца и зверь бежит! — сказал
командир гвардейского истребительного
артиллерийского полка. Через два часа мы
видели на дороге семь подбитых вражеских
танков; остальные покинули поле боя. Габ-
дуали Раханов готовился к переезду на
новую огневую позицию. “

— Сегодня подбил десятый танк, — ска-
зал командир батареи, указывая на Раханс-
ва.

— Почему тесятый? На орудии уже на-
рясовано десять звёзд!

— Подбил десять, вывел из строя один-
  надцать.

Шел жестокий бой под Сталинградом. Ра-
ханов поджёг два танка. На него полез тре-
тий. Раханов выстрелил. Снаряд попал в
смотровую щель и тяжело ранил водителя.
Тане остановился, из него начали выекаки-
вать немцы. Раханов крикнул своему шо-

Sane $5

На венгерской земле

(Qr военного корреспондента «Правды»)

фёру: «За мной!» и бросился вперёл. Через
песколько минут пюфёр запустил мотор и
повёл немецкий танк впереди нантей пехоты
в контратаку на вражеские позиции. Раха-
нов действовал одновременно за двоих: на-
водчика и заряжающего. Так появилась на
зтволе пушки пятая звезда.

На пути к Будапенту орудие Раханова
увеличило свой почётный счёт ещё на три
немецких танка. Несколько дней назад нем-
цы пытались сбросить нас с плацдарма на
западном берегу Тиссы. В предрассветном
тумане из подсолнухов выползли двадцать
танков и направились к нашим позициям.
«Пуеть подойдут поближе!» — крикнул
командир своему расчёту. Он подпустил
врага на триста метров, на верный прямой
выстрел, и только тогда открыл огонь. У
толовного танка слетела гусеница, после
второго выстрела машина загорелась. Ра-
ханов вступил в единоборство со вторым
танком, подбил и его.

Бой продолжался 15 минут. Из двадца-
ти немецких танков 12 остались на поле
боя. Героически сражалась вся батарея
гвардии капитана Феоктистова. Были та-
кие моменты: наводчик убит, щит орудия

‚разбит на BYCEH, HO CTBOA цел — и 0ру-

дие стреляло. Живые заменили ногибщих.
Осколок немецкого снаряда вонзилеся в ру-
KY бойца Саватеева. Он выдавил осколок и
продолжал подавать снаряды.

Преследуя отступающего противника, а)-
тиллеристы действуют в боевых порядках
пехоты, не отставая от неё ни на шаг. Не-
давно расчёт одного орудия, увлечённый
боем, вехал в первую линию вражеских
траншей. Произошла короткая рукопашная
схватка. Выбив немцев из траншеи, артил-

лерясты мгновенно развернули орудие и:

открыли огонь, поддерживая наступающую
с фланга пехоту. .
Меткость истребительной артиллерии
поразительна: из 20 снарядов, выпущен-
ных по сельской колокольне, на которой
засел немецкий наблюдатель, 16 попали в
цель, а цель эта в два раза меньше танка.
П. СИНЦОВ.
Венгрия, 14. (По телеграфу).

НЕ Е Pe ЕЕ ВЕРОНЕ ЗЕЕ Та

oe oe eR ЕЕ ВЕЕР ЕЕ

Если Красная Армия смогла успешно выполнить свой долг перед
Родиной и изгнала немцев из пределов советской земли, то она
сделала это благодаря тому, что её беззавегно поддерживала с тыла
вся наша страна, все народы нашей страны.

Массовый воскресник помоши
семьям фронтовиков

КИЕВ, 14 (Корр. «Иравды>). 68 тысяч
киевлян вышли на воскресЕик помошя
семьям военнослужащих и анвалидов Оте-
чественной войны. В этот день они Oka-
зали помошь 9.172 семьям, завезли им
2.599 кубометров дров и 398 тонн овощей,
отремонтировали 1.045 квартир, изготовили
H починили несколько сот Hap обуви.
Нуждающимеся школьникам, детям фроЕ-
товажов, вручено’ много обузи, белья: Кро-
ие того, трулящиеся отчнелили в фонд
помощи семьям фронтовиков и инвалидов
вонны 800 тысян рублей.

Благородный. почин киевлян подхвачен
трудящимася пругих городов Украины:

Сознарком УССР одобрил инициативу
исполкома Киезекого горсовета, организо-
вавшего этот воскресник, и рекомендовал
всем ‘облисполкомам распублаки, по при-
меру киевлян, организовать массовые вос-

кресници помоши семьям военнослужащих
и инвалидов Отечественной войны.

©
Первое публичное исполнение.
новых произведений и
Д. Шостаковича

ЛЕНИНГРАД, 14. (Корр. «Правды>). С
возвращением в Ленинград Государствен-
ной филармонии ожила и концертно-музы-
кальная жизнь города. ‘Сегодня, 14 нояб-
ря, ленинградцы вновь заполнили зал фи-
лармонии. Здесь состоялся большой автор-
ский концерт лауреата Сталинской премии
композитора Д. Шостаковича.

В программе концерта были квинтет, а
также два новых произведения — второй
струнный квартет и трио для скрипки, вио-
лончели и фортепиано, — первое публичное
исполнение которых по желанию компози-
тора происходило в его родном городе.

Слушатели тепло встретили композитора
и исполнителей — артистов заслуженного
квартета РСФСР имени Бетховена Д. Цы-
ганова, Б. Ширинского, В. Борисовского н
С. Ширинского,

Научная работа на Памире

СТАЛИНАБАД, 14. (Корр. <«Правды»). На-
учные сотрудники Памирской биологиче-
ской станции заканчивают изыскания, свя-
занные с вопросами сельскохозяйственного
освоения Восточного Памира. Опытами, про-
водившимися станцией в течение ряда лет,
доказана возможность выращивания овощей
в зоне высокогорных пустынь и разработана
агротехника их возделывания

Больншюе значение для дальнейшего разви-
тия животноводства на Намире имеют опы-
ты` рофессора Райковой по улучшению
местных пастбищ путем их полива и подсева
трав.

Непрерывно расширяет об’ем своих работ
по продвижению плодовых культур в гор-
ную часть Бадахшана Памирский ботаниче-
ский сад. Насаженные в окрестностях Хоро-
га некоторые сорта винограда акклиматизи-
ровались и дали в этом году хороший ypo-
жай: с отдельных молодых кустов получено
до четырех килограммов винограда. Ботани-
ческий сад за годы войны распространил
среди колхозов более 25 тысяч саженцев
плодоягодных культур — абрикоса, перси-
ка, земляники, малины и др.

20-летний юбилей завода
МАХАЧКАЛА, 14. (Корр. «Правды»).

Исполнилось 90 лет со дня пуска Махач-
`калинского рыбоконсервного завода. Это
  первое крупное пищевое предприятие, по-
  строенное в Дагестане за годы советской
власти. За 20 дет завод выработал свыше
100 миллионов’ банок разных консервов.

В годы Отечественной войны завод
освоил производство до 20 видов новой ,кон-
‘сервной продукции.

Коллектив завода отметил свой юбилей
досрочным вынолнением годовой программы.

пыт восстановления

_ двух заводов

29 сентября 1944 года, на металлургиче-
ском заводе имени Петровского, в городе
Днепропетровске была пробита лётка пер-
Bol возрожлённой в Приднепровье поеле
немецкого нашествия доменной печи № 5,
а менее чем через месяц, 23 октября, крун-
ую производственную победу отметили в
городе Днепродзержинеке: в этот день кол-
лектив металлургического завода имени
Дзержинского получил первый чугун е вос-
становленной доменной печи № 6. В конце
октября в Днепродзержинеке вступила в)
строй еще олиз восстановленная ломенная
Hey — № 1.

С возрожлением хоменного производства
на этих лвух крупнейнтях металлургичееквих
заводах юга страны теперь полностью дей-
ствует металлургический цикл, т. 6. заводы
дают стране чугун. сталь, листовой и copTo-
вой прокат.

Наша Родина, рабочий классе могут по
праву гордиться трудовым героизмом вос-
становителей металлургии ПНриднепровья.
Менее чем за год они проделали такую
отромную работу. на которую с точки зре-
вия норм и сроков мирного времени надо
было бы затратить по меньшей мере два—
три года.

Стоит 06060 подчеркнять, ‘что  восета-
новление заводов ведется силами  са-
Мих коллективов заводов, хозяйственным

способом. Вчерашние горновые, газовщики,
сталевары, прокатчики должны были в ходе
восстановления быстро переучиваться в ка-
менщиков.  бетонщиков. монтажников,
плотников. Эта очень сложная задача была
решена успешно. На заводе имени Петров-
ского в течение самого короткого времени
было подготовлено 2 тысячи рабочих строи-
тельных специальностей, а на заводе
имени Дзержинского — хлве ¢ половиной
тысячи человек.

Тав же успешно была решена и другая,
16 менее важная залача — в минимально
короткие сроки полготовить к нормальной
эксплоатации все подсобные предприятия и
службы заводов: внутризаводской тран-
спорт. энергетику, механические цехи, ли-
тейные цехи по производству огнеупоров,
без которых немыслимо было разворачивать
восстановительные р

Уже через месяц после  освобожденияя

города от немецких захватчиков на заводе
имени Дзержинского было восстановлено
40 километров заводских железнодорожных
путей, собраны 4 паровоза, начало рабо-
тать шамотное отделение цеха по произвол-
ству огнеупоров. На третий день после
освобождения на заводе был восстановлен
и пушен в эксплоатацию небольшой турбо-
генератор, обеспечивший завод волой и све-
том.

Восстанозлению подсобных предприятий
подчянили на первых норах всю свою рабэ-
ту и металлурги завода имени Нетровского.
Blech после освобожденяя
из когда-то богатого  паровезного парка
взего лишь олин полуразрущенный паровоз.
1з деталей разбитых паровозов, валявшихся
под откосами железнодорожных путей и на
пристанционных участках. коллектив в0с-
становителей собрал и быстро ввел в экс-
плоатацию еще шесть паровозов.

Восстановление такого крупного метал-
лургического предприятия. каким является
завод имени Петровекого/ ‘требовало, понят-
но, также значительного количества станоч-
ного оборулования. А на заводе не было ни
одного станка. Заводской коллектив буЕ-

вально из металлолома и трофейной Tex-

ники врага в течение двух— трех месяцев
собрал и ввел в эксплоатанию 60 токарных,
сверянльных, строгальных и других стан-
ROB.

Иногла, особенно на первом этапе вос-
становительных работ, встречались, каза-
лось бы, непреодолимые препятствия, В пер-
вые же лни оказалось. что нз заводах со-
вершенно нет инструмента. Простое зубило
ий то было проблемой. На помощь пришли
сами рабочие. Они собрали весь необходи-
мый инструмент. .

Быстрое восстановление путевого хозяй-
ства, энергетики, паровозного ий вагонного
парков, механических и лятейных цехов Н
цехов по производетву огнеупоров = вс
это создало условия для широкого разворота
восстановительных работ. Так. например;
на заводе имени Петровского меньше чем
за месяц был восстановлен. турбогенератор
мощностью в 5.600 киловатт, обеспечивший
энергией не только восстановительные ра-
боты завола имени Петровского, но и многих
других заводов Придненровья.

®

завода нашли

На заводе имени Дзержинского на
двадцать шестой день после освобождения
завода была введена в эксплоатацию марте-
новская печь № 5, а велед за тём в строй
лействующих ветупил тонколистовой стан,
который дал остродефицитный  матернал
`лля кровай цехов и других неотложных
нужл. Своим металлом дзержинцы помогли
и другим предприятиям. Уже с первых дней
заводы не только, восстанавливались. но п
оказывали непосредственную поддержку на-
ступающей Прасной Армии.

В ходе восстановления двух крупнейших
металлургических заводов  Приднепровья
растут н креннут дружба их коллективов,
взаимная помощь, обмен  производетвен-
ным опытом. До войны коллективы заво-
дов соревновались. Эт0 традиционное
социалистическое воревнование двух заводов
возродилось с первых дней. Коллектив мон-
тажников завола имени Дзержинекого взял
обязательство работать по-френтовому, вы-
полнять нормы не менее чем па 150 mpo-
центов и вызвал на соревнование монтажни-
вов завола нменя Петровского. Разгорелаеь
горячая борьба за первенство. Оба коллек-
тива значительно перекрывают свои обяза-
тельства. На заводе имени Петровского го-
тавилась к пуску доменная печь № 5. Не-
сбходимо было срочно закончить кладку
шахты печи, но для этого нехватало камен-
щиков-огнеупорщиков. Коллектив ‘завода
пмени Дзержинского направил другому заво-

ду в порялке социалистической помощи
бригаду каменщиков. Работа была закончена
в срок.

Ввод в эксплоатацию доменных печей на
заводе имени Дзержинского задерживался
й3-за недостатка электроэнергии. Коллектив

завода имени Петровского передал заводу
имени Дзержинского подготовленный им Е
монтажу  турбогенератер мощностью - В
4 тысячи кидоватт, ‘а сам решил обойтись
пока наличными энергетическими ресур-
сами.

Постоянный обмен производственным
опытом помогает коллективам заводов луч-
ше организовать производственный про-
пезс, оперативно устранять недостатки.
Еогла на заволе имени Петровского в сен-
тябре готовилась к пуску ‚доменная печь
№ 5. коллектив. доменщиков завода имени
Дзержинского направил туда группу горно-
вых и газовщиков во главе с начальником
доменного цеха тов. Орешкиным. Дзержин-
ские доменщики тщательно изучили пуско-
вой процевс домны. Это помогло им при
пуске доменных печей у себя на заводе из-

бежать целого ряда серьезных опилбок.

Заводы не только восстанавливают цехи
й аггрегаты в их прежнем виде, а значи-
тельно усовершенетвуют их. вносят много
нового в технологию и организацию произ-
волетва. При восстановлении доменной печи
№ 1 на заводе имени Дзержинского и № 5—
на заводе имени Петровского значительно
расширены рабочие плошадки, реконетруи-
рованы под’ездные пути, что значительно
сократит потери чугуна при эксплоатации
этих печей. На доменной печи № 6 Дзер-
жинки расширено колошниковое устрой-
ство, механизирована подача кокса. Это
сокращает штат экеплоатационников Но
сравнению с довоенным временем более чем
ва 40 человек, намного облегчает условия
труда. На этом же заволе модернизированы
печи в мартеновеком цехе № 2, расширены
ихтовой лвор и литейный пролет. Всё это
намного увеличивает выплавку стали.

На заводах выросли прекрасные кадры
восстановителей. рабочих и командиров
производства. смелых новаторов техники,
Энергичными. опытными организаторами
показали себя директора заводов — имени
Петровского тов. И, И. Коробов и имени
Дзержинского тов. Н. И. Фоменко, на-
чальники ломенных цехов тов. Орешкин,
УЯлановский, начальники цехов по восста-
вовлению металлургических печей тт. Близ-
пюков, Головин, бригадиры монтажников
тт. Лебедь, Скуридин, рабочие тт. Вабин и
Тубольнав: и многие другие.

С каждым днем перед восстановителями
Розникают новые, всё более сложные зала-
чи, Восстановление металлургических заво-
лов Приднепровья п, в частности. заволов
пмени `Петровекого и имени Дзержинекого
должно получить еше больший размах ий
более высокие темпы. Назрела острая необ-
ходимость создания мощных строительно-
восстановительных ‚организаций. Заводы на-
личными силами спраАиться с возросшими
задачами теперь уже не могут. Надо обес-
печить поставку заводам необходимого 0б0-
рудования. механизмов и станков для в0с-
станавливаемых и уже действующих цехов
и атгрегатов, улучшить материально-тех-
ническое снабжение заводов.

Своевременное решение Наркоматом чер-
ной металлургии всех важных вопросов
даст возможность в короткие сроки пол-
ностью восстановить мощную металлургию

Приднепровья.
} f Н. НИКИТЕНКО.

Зам. секретаря Днепропетровского
обкома КП(б)У по металлургии.

*

i
a

ве выставки,

(И. Сталин ,).

посвященные

народной борьбе

В Munese, на площади Свободы, в Доме
труда — лучием из сохранивитихея зданий
города, в пятналцати просторных залах от-
крылись две выставки: «Вооружение бело-
русских партизан» и «Большевистская пе-
чать Белоруссии в годы Отечественной вой-
ны». По существу это одна выставка, ноевя-
щенная единой теме — оружию, которым
белорусский нарол г такой богатырекой си-
лой бил своих мучителей, палачей Троетен-
ца, разрупителей городов и сел, немёнко-
фэшиетских захватчиков. Печатное 61080
было приразнено к пуле и гранате. И на
выставке они представлены рялом.

Открытиом этих выставок. положено на-
чало созданию государственного музея Веля-
вой Отечественной вабны в Белоруссии.

Раньше всего хочетея сказать об устрои-
телях выставок. Почти все здесь сделано
руками тех. чьи героические подвиги пока-
зываются на стендах, изображаются в кар-
тинах и диаграммах.

16 июля в Милеке состоялся парад во-
оруженных партизан, & через несколько
дней партизаны пришли в этому зданию и,
отложив свол ззтоматы, взялись за ремесло
каменщиков, штукатуров, маляров. Потом
они же прислал сюда экспонаты — вот это
сружие, из котоосго совсем недавно  стре-
ляли в гитлеровнев, вот эти газеты и лис-
товки. Научных руководителем выставок
стал писатель Саблин, хва года роевавший
в рядах партизан минского соединения. В
числе научных сотрудников — бывший
командир отрята «За родину» тов. Гонча-
ров, начальник зитаба бригады «Буревест-
ник» тов. Фезицкий, начальник штаба
бригады имени Железняка тов. Перегудов,
командир днверенонной группы Абрамов и
другие. Вез они — советекяе интеллиген-
ты = искуоствоселы, литераторы, препода-
ватели, лить на время сменивигие свои мир-
ные поофесени на пробесеию воитюв. Кар-
ты, лиаграммы, портреты, панно, этюды —
почти вее здесь слелано руками партизан.

жж =

У входа, нат балконом здания, портрет
великого вождя народов, обрамленный бе-
леЗусским орнаментом. В первом зале мы
еще раз ветоечаемея с портретом товарища
Стадина, под которым пламенеют незабвен-
ные слова, приззавшие 3 июля 1941 гола
советеких людей, оставшихся на . временно
оккупированной территории, к вооруженной
борьбе с захватчиками. Тут же демонетри-
руется текст присяги белорусского партиза-
на, присяги, которая требует от бойца безза-
ветной преданности своему делу, верности ло
конца, ло послотлей капли крови своему бое-
вому тозаряществу. Далее — знамена отря-
дов партизанских соединений, Они волили
десятки советских патриотов в ночные ата-
ки на гарнизочы, в засады, в жестокие бон
с карателями. :

(0 партизанах всегла помнила Родина, по-
мнила Москза. Н:апи смелые летчики деста-
влялив глубокий немецкий тыл нужное пар-
тизанам: вот партизанская винтовка, вот по-
луавтомат со снайперским прибором, грана-
томет, пулемет «ЛС», противотанковое ру-
жье, медикаменты и многое, многое другое.

Далее слелуют залы, в которых эпепони-
руетея самодельное партизанское оружие.
Чего здесь только нёт! Какую захватываю-
щую книгу для измего подрастающего поко-
ления можно написать, глядя на. эти автома-
ты, пистолеты, гранатометы самых причуд-
ливых форм и разнообразных, нигде не из-
вестных систем, собранных по винтику, по
шурупчику руками самих партизан. Вы-
ставлено более семидесяти экземпляров  са-
молельных автоматов: ни один из них не
походит на другой.

Партизан, ло ‘войны инженер-путеек,
Шавгулалзе из бригады имени Доватора изо-
брел четыре системы ручных и одну: — ру-
жейных самодельных гранат. Производство
гранат по системе Шавгуладзе было органи-
зовано во всех отрядах Белоруссии.

У партизан язхватало патронов. Захваты-
вали много немецких, но они не. подходили

5 руссЕни зинтовкам. Руководитель парти-
занского лвчжения генерал-лейтенант Ионо-
маренго изобрел специальный обжимной
станок, простой по устройству. Такие стан-
ки доставлялись ва самолетах и изготовля-
лись в примитявпых оружейных мастерских
партизаневих отралов: :

В одной из комнат развернута оружейная
мастерекая изртизанского отряда нм. Котов-
ского. Эта мастерская изготовляла из лома
все необхотимое. Начальник мастерской пар-
тизан Яков Пенахев, портрет которого внеит
Тут же, своими рукамл слелал 103 автомата.

Вот 45-миллиметровая пунта, постав-
ленная на колегз из-под крестьянекой брич-
ки. Под пушкой падпиеь;: «Собрана в лесу
Уссохи Пуховичекого района партизанами
бригалы имели газеты «Правда» Мартыно-
вым, Рассказенио и Захаренко».

Художественно выполнены — портреты
тех, кто больше воего захватил бружия вра-
га. И среди нах Герой Советекею Союза
командир партизанской бригады Мармулев,
прозванный королем загал, нетребивший не
один десяток высших неменких чиновников.

В других залах показаны средства ливер-
сионнюй деятельчестн. С портрета на носети-
телей глядит ляцо созсем юного партизана.
Это—Феля Бачилло из леревии Бардиловка.
Минского района. Он пустил под откос 26
воинских эшелонов. Рялом с ним девушка
Терой Советского Союза Масловская.

А вот на столах разложены средства, ко-
торыми пользовались Масловская, Бачилло
и другие полрызиккн. Десятки типов само-
дельных мин от простейних «дергалок»,
«уток» до сюрпризных недотрог, технически
совершенных. Совсем на вил безобидная чер-
‘ная шкатулочка: такой был взорван палач
белорусского народа Вильгельм Кубе.

Прямых продозжением выставки воору-
жения является рыстазка печати. Плакат со
словами Янки Вувалы «Живет в своей силе
н славе белорусский народ» вводит нас в
зал подпольных газет. Их очень много. 6
рисунками и фототрафиями, многовраеоч-
ные, большях и малых форматов, на бумаге
различных цветов, с идущими от сердца па-
триотическими призывами, со стихами, рас-
сказами, фельетонами — они сыграли крун-
нейшую роль в борьбе с захватчиками, в
том, что свыше 300 тысяч белорусеов взя-
лись за оружие мести. Эти газеты были про-
пагандиетами. агитаторами и организатора-
ми великого дела защиты Родины.

Вся республика была покрыта сетью пол-
пельных изданий. В 1941 тоду в подполье
издавалось лесять газет, к 1944 году pery-
лярно выхолили в тылу врага сто пятьдесят
две республикалеких, областных и район-
ных газеты.

Пемонстрируется подпольная  полиграфи-
ческая база и снижная продукция.

С исключительных интересом смотрится
раздел рукописчей партизанской печати:
журналы, сборники сатиры и юмора, стен-
ные газеты, боевые листки, газеты-молнии,
политические карикатуры, воззвания к насе-
лению.

Наступили радостные дни освобождения.
Минск вырван из страшных лап кровавого
врага. Вышли чзирые номера газет. . Они
также показаны злесь.

Выставлены и московские гареты, поевя-
щенные освобожлению белорусской столицы.

Хорошо исполненное партизанами Рома-
новым и Бархалковым художественное пан-
но показывает ветречу жителей столицы 6
вступивиими в город частями Красной Ар-
мии,

+ *

Открытие выставок —— незаурядное с9-
бытие в жизни белорусского народа. И не
только потому; что они повествуют о герои-
ческой его борьбе в дни оккупации. Эти вы-
ставки —— чудесное свидетельство бурного,
созилательного, не менее героического труда
людей, поднимающих ныне жизнь из разва-

лин и пепла.
А. ЗЕМНОВ.
МИНСК. (Корр. «Правды»).

НА ДЕРЕВЕНСКИЕ`ТЕМЫ

_Путешествующие учителя

Осенний вечер. Накратывает
дождик. Пассажир, спешащий к ночному
поззлу, догопяет по дороге в село Власов-
ку, Староверовекого района, Харьковской
области, медленно бредущего человека, ко-
торый несет полмьиикой книги и узелок с
продуктами.

— Тоже на поезд? — осведомляется пас-
сажир.

— Нет, я в школу, — отвечает пеше-
ход. Учитель я.

— Разве у вас ночные занятия?

— Нет, я занимаюсь с утренней сменой.
Потому и иду с вечера: утром не успеешь
пройти несколько километров. А так я по-
тихоньку пройду, в школе заночую и утром
во-время начну занятия,

— А дальше как?

= Uro же дальше? Сутки побуду, пока
продуктов хватит. А затем пойду домой пос-
ле уроков, чтобы вечером снова вернуться
В ШКОЛУ... } :

№ подобного рода утомительным путеше-
ствилм вынуждает местных учителей от-
нюдь нё охота к перемене мест, а отсут-
ствие квартир во Власовке, где расположена

швола. Несмотря на многократные холатай-

ства, сельсовет Первой Староверовки, в чьем
велении нахолится Власовка, учителям сво-
ей школы квартир не отводит. Много раз
директор школы и учителя обращались к

мелкий   председателю райисполкома т. Мамину. Но

вместо квартир они получали только обеша-
НИЯ. с gre 8

Ё сожалению, нужды учителей сель-
ских школ и их законные весьма скромные
требования не волнуют некоторых руково-
дителей сельебветов и райисполкома.

Заглянем в село Смирновку, Лозовекого
района. Вак п в других школах, учителя
злесь Честно и энергично трудятея, вышол-
пяя, кроме основной работы, еще и 0бя-
заннобти агитаторов. Спрашиваем: как жи-
вется?

— Неважно, отвечают учителя. —Ме-
сяпами не получаем продуктов. 0 топливе
для школы и учителей не заикаемся: не по-
может. Вот пример.

Вдова убитого фронтовика учительница
т. Нолешко, мать двух детей, не раз обра-
шалась к предеедателю сельсовета т. He-
читайленко ни прелселателю сельно т. Тка-
ченковой с просьбой помочь ей топливом и
продуктами. После многих хожлений ей ла-
ля немного зерна. И все. Топлива тах @ fe
дали, ;

Знает ли 0б этом председатель райнепол-
кома тов. Берко? Знает. Но ничего не ле-
лает, чтобы упорялочить снабжение учите-

лей сельских школ. :
В. ВЛАДКО.
(Корр. «Правды»).

По следам материалов «Правды».

«У кривой берёзы»

23 октября под таким заголовком была
напечатана в «Правде» заметка ‘о трудно-
стях, возникающих для проезжающих по
дорогам Воронежской области из-за отсут-
ствия дорожных указателей. Исполком ` Во-
ронежского областного совета, признав пра-

ВиЛЬНОЙй эту заметку; обязал председателей
районных исполкомов и областной дорож-
ный отдел до 15 декабря установить на пе-
рекрестках указатели важнейших дорог и
наименования селений, а до 1 июля 1945 го-
да установить на дорогах километровые
столбы и дорожные знаки,