Положение

ГУХАРЕСТ, 13 ноября. (ТАСС). Недавно
В Констанце (румынский порт на Черном
море) произошли события, которые демон-
стрируют характер деятельности * предыду-
щего состава румынского правительства.
Население Констанцы избрало в городское
самоуправление представителей националь-

но-демократического фронта (НДФ). Город-

ским примарем был избран адвокат Штефля,
а его заместителем — представитель проф-
союза железнодорожников Мон Попеску и
портовый грузчик Василиу Коваку. Военные
власти города не допустили их к исполнению
обязанностей. Тогда местный совет НДФ
призвал население силой овладеть зданием
примарни. Жители прорвали кордон войск,
которые не осмелились открыть огонь, и
ввели своих избранников в здание примарнии.
Военные власти затребовали из Бухареста
указаний. Им было предложено: направить
избранных в городское самоуправление лиц
в Бухарест в министерство внутренних дел
на утверждение в должности. Совет НДФ,
расценив это требование как уловку, соста-
вил соответствующий протокол и сам ввел
примаря и его заместителей в должность.
По приказу бывшего министра внутренних
дел Альдя прежние правители гор. Бакэу,
бежавшие в своё время при приближении
Красной Армни, были возвращены на свой
старые места. Узнав об этом, население со-
бралось на вокзале и заставило полицию
арестовать бывших правителей. Затем в го-
роде состоялась мощная демонстрация.

Создание в Румынии комиссия
по выполнению условий перемирия

БУХАРЕСТ, 11 ноября. (ТАСС). Газеты
опубликовали сообщение о первом заседании
созданной новым правительством межмини-
стерской комиссии по выполнению условий
перемирия. В комиссию, председателем ко-

в Румынии

торой является зам. премвер-министра Петр
Гроза, входят по два министра от каждой
политической партин, в том числе: Вишояну,
Бебе Братиану, Пенеску, Вирджил Соломон,
Георгиу-Деж, Лотар Радачану и генерал
Дамачану.

Румынский министр юстиции
Патрашкану о чистке

БУХАРЕСТ, 13 ноября. (ТАСС). Во всех
газетах было опубликовано заявление мини-
стра юстиции Патрашкану. В этом заявле-
нии Патрашкану указал, что основной зада-
чей  его министерства является немедленная
чистка государственного аппарата.‘ Она не
ограничится мелкими служащими, но рас-
пространится на служащих, занимающих от-
ветственные посты. Имеется достаточно до-
казательств того, заявил Патрашкану, что
найдутся противники чистки среди тех поли-
тических деятелей, которые сегодня поддер-
живают демократию и одновременно пыта-
ются прикрыть гитлеровскую  агентуру
в Румынии — легионеров. Вне зависимости
от того, из какого лагеря появятся против-
ники чистки государственного аппарата, они
потерият поражение. Румыния, говорится в
заявлении Патрашкану, может существовать
свободно и независимо только как демокра-
тическая страна, в которой будут с корнем
вырваны последние остатки гитлеризма.

Аресты профашистснии деятепей в Румынии

БУХАРЕСТ, 13 ноября: (ТАСС). Газета
«Универсул» передаёт, что по приказу
мивистра внутренних дел арестованы все
члены румынских правительств, находивших-
ся у власти с 1940 г. по 23 августа 1944
года. Среди арестованных — бывший министр

снабжения армии генерал Добре и бывший
министр финансов Крециану.

Пребывание Черчилля и Идена в Париже

Возвращение Черчилля и Идена в Лондон

ЛОНДОН, 12 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из Па-
рижа, Черчилль, де Голль, Иден и ряд со-
ветников совещались в течение двух часов.
Во время этого совещания, как указывается
в официальном коммюнике, имел место ши-
рокий обмен взглядами.

Как передает английское министерство
информации, в числе лиц, сопровождающих
премьер-министра Черчилля во Франции,
находятся также начальник имперского. гене-
рального штаба фельдмаршал Алан Брук и
военный помощник секретаря военного каби-
нета генерал Исмей. 2

ЛОНДОН, 14 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в Париже опублико-
вано коммюнике о беседах между Черчил-
лем, Иденом и де Голлем. В коммюнике пос-
ле перечисления церемоний, состоявшихся в
честь английских гостей, говорится:

«Визит британских министров дал возмож-
ность генералу де Голлю и министру ино-

странных дел обсудить с ними все вопросы,
касающиеся ведения войны и подготовки к
миру. Эти беседы были, в частности, посвя-
щены непосредственным проблемам, возник-
шим теперь, когда Франция освобождена,
чтобы она могла как можно полнее участво-
вать в общей борьбе. При обсуждении всех
политических вопросов французские и бри-
танские министры были одинаково счастлч-
зы отметить полное едичетво взглядов, соот-
ветствующее солидарности их интересов, и
теплоту чувств, нашедшую свое выражение
в речах, которыми обменялись генерал де
Голль и британские министры».

ЛОНДОН, 13 ноября. (ТАСС). Как пере-

‚дает агентство Рейтер, английский министр

иностранных дел Иден вернулся в Англию
из Парижа.

дает агентство Рейтер, сегодня премьер-ми-
нистр Черчилль и сопровождавшие его лица
вернулись из Царижа в Лоздон.

Выступление Идена в палате общин .

_ ЛОНДОН, 14 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, английский министр
иностранных дел Иден выступил в палате
общин с отчетом о своей поездке вместе с
премьер-министром Черчиллем во Францию.
В заявлении Идена говорится:

«Носкольку сам премьер-мивистр еще не
вернулся в Англию, он попросил меня дать
краткий отчет о нашей поездке во фран-
цузскую столицу в конце прошлой недели.
Юсновное впечатление, которое осталось у
нас от этих насыщенных часов, это память
об искреннем и сердечном приеме, оказан-
зом нам всеми слоями Французского на-
фола»,

Отметив тяготы, которые пришлось нести
французскому народу во время вражеской
оккупации, когда страна была полностью
отрезана от всякого контакта < внешним
миром, Иден сказал, что, несмотря на все
усилия германской пропаганды, англо-фран-
пузская дружба стоит на прочном фунда-
менте.

Отозвавшись с похвалой о де Голле, ми-
нистре иностранных дел Франции Бидо и
других коллегах де Голля и отметив пере-
живаемые . ныне Францией экономические
затруднения, Иден напомнил о переданном
Советским Союзом, Соединенными Штата-
ми Америки и Англией приглашении Фран-
With участвовать в Европейской консульта-
THBHOH комиссии, «Создалась новая ситуа-
ция, — сказал Иден, — и работа, которая
должна вытекать из этого, естественно, яви-
лась предметом переговоров между нами в
Париже. Об этих переговорах я желал бы
сообщить лишь то, что как французские
министры, так и мы сами считаем их чрез-
вычайно удовлетворительными».

Отвечая на заданный ему вопрос, Иден
сказал: «Мы надеемся, что`за визитом, ко-
торый наносится Парижу, в надлежащем
порядке последует ответный визит, ия ду-
маю, что нашим французским друзьям из-
вестно, какой хороший прием им будет
сказан». ;

Планы создания блока стран
_ Северо-Западной Европы

ЛОНДОН, 13 ноября. (ТАСС). Политиче-
скими кругами Лондона придается боль-
шюе значение переговорам, ведущимся меж-
ду Англией, Бельгией и Голландией и по-
священным созданию тесного западно-ев-
ропейского военного и экономического бло-
ка. Указывают,` в частности, что планами
создания военного блока предусматривает-
ся унификация армий договаривающихся
стран — введение единообразного воору-
жения, снаряжения, совместное использо-
вание военных и морских баз и т. д.

Утверждают, что делаются настойчивые
попытки к привлечению Франции в число
держав, входящих в блок. В этой связи за-
служивает внимания статья Марселя Жи-
мон, опубликованная на-днях в парижской
газете «Комба», о содержании переговоров
Черчилля и Идена с де Голлем. По словам
Жимона, в ходе англо-французских пере-
говоров должны обсуждаться три основ-
ных вопроса — вступление Франции в Ев-
ропейскую консультативную ° комиссию,
разоружение Германии и проект блока стран
Северо-Западной Европы. «Некоторые на-
ши  собратья— пишет Жимон,— видят в
этом пункт, направленный против России, и
ловушку для будущей Лиги наций. Наши
друзья — англичане искренно протестуют
против этого». Автор статьи приходит к
выводу, что не следует «произносить сло-
во «блок», ибо блок порождает другой
блок и пагубное соперничество. Не отри-
цая значения соглашений с ограниченной

целью, будем стремиться к достижению
полного согласия между Россией, Англи-
ей, Америкой — если она заинтересована
в Европе— и нами».

Динломатический обозреватель агентства
Пресс Ассошиэйши Кинг в своем обзоре для
прозинциальных газет, касаясь англо-фран-
цузских переговоров в Париже, пишет: <Де
Голль и Бидо стремятся путем создания
оборонительного союза межлу Англией,
Францией и Бельгией гарантировать Запад-
ную Европу от возможности третьего втор-
жения Германии. Голландское правитель-
ство, которое также весьма заинтересовано
в этом, не будет, однако, так же, как и
норвежское правительство, принимать ни-
каких связывающих решений до тех пор,
пока Голландия и Норвегия не будут осво-
бождены и народы этих стран не смогут
свободно выразить свое мнение. §

Союз западных государств будет не толь-
ко оборонительным. Целый ряд экономиче-
ских, финансовых и валютных соглашений
либо уже вступил в силу, либо подготавли-
вается в настоящее время, и будет сделано
все возможное, чтобы поощрять торговлю
и ко взаимной выгоде уничтожить барьеры
между государствами. Полагают, что Бель-
гия готова предоставить Англии авиаци-
онные базы. Будут проведены также пере-
говоры между военными специалистами и
учеными в отношении применения и защиты
против самолётов-снарядов».

Открытие католического университета в Люблине

ЛЮБЛИН, 14 ноября. (ТАСС). 12. но-
ября после пятилетнего перерыва состоя-
лось открытие Люблинского. католического
университета. В Большом лекционном зале
состоялось заседание, на котором присут-
ствоБали представители Польского Коми-
тета Национального Освобождения, Поль-
ского Войска и городской общественности,
а также представитель правительства
СССР при Польском Комитете Националь-
ного Освобождения т. Н. А. Булганин и
ответственные сотрудники представитель-
ства.

В своём вступительном слове ректор
университета ксёндз Сломковский, привет-
ствуя присутствовавших, выразил сердеч-
вую благодарность Советскому Союзу и

Красной Армии, остобождающей Польшу
от немецких оккупантов. Сломковский рас-
сказал © мрачных днях немецкой оккупа-
ции, о замученных профессорах универси-
тета, о сожжённой библиотеке, разгромлен-
ных учебных лабораториях. «Вот что при-
нёс нашему университету гитлеровский но-
вый порядок, — сказал он. — В течение
пяти лет немецкой оккупации наши  про-
фессора могли только тайком обучать сту-
Ддентов. Теперь же, когда в Польше уста-
вовилась демократическая власть, наш
университет получил возможность снова
вачать работу».

В заключение состоялся концерт. От-
крытие университета заснято кинохрони-
кой.

Слухи о болезни Гитлера

СТОКГОЛЬМ, 13 ноября. (ТАСС). Газе-
та «Афтонбладет» пишет: «Озсведомленные
круги сообщают. что Гитлера постиг удар,
ограничивший. способность речи и варали-
зозавший правую сторону его тела. Гер-
манское министерство иностранных дел
приказало немецким миссиям за границей
в случае запросов отвечать, что здоровье
Гитлера вполне нормальное».

ии ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 49. Ленинградское птоссе, улица «Правды», д. 24, ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ:
АДРЕС РЕДАКИ x д Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-59; Местной сети — Л 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военн

Д 3-36-82; Иностранногое —

Г541717.

Выход в Люблине органа ППС
газеты «Роботник»

ЛЮБЛИН, 14 ноября. (ТАСС). 11 ноября
вышел первый номер газеты «Роботник» —
центрального органа Польской социалисти-
ческой партии (ППС).

В номере помещена статья Эдварда
Осубка-Моравского — «Строим  демокра-
тическое государство», Стефана Матушев-
ского—«11 ноября—праздник независимости
Польши» и др.

Посещение т. А. Я. Вышинского
генералом Санатеску

БУХАРЕСТ, 11 ноября. (ТАСС). 10 ноября
председатель совета министров генерал Са-
натеску посетвл находящегося в Бухаресте
заместителя Народного Комиссара иност-
ранных дел СССР тов. А. Я. Вышинского,
которого он приветствовал от имени румын-
ского правительства.

Приём тов. А. Я. Вышинекого

румынеким королем

БУХАРЕСТ, 11 ноября. (ТАСС). 11 no-
ября заместитель Народного Комиссара
иностранных дел А. Я. Вышинский был при-
нят королём Михаем. А. Я. Вышинского
сопровождали геперал-лейтенант Виногра-
OB, контр-адмирал Богденко и ответствен-
ные работники союзной контрольной комис-
сни. С румынской стороны на приёме при-
сутствовали министр иностранных дел Ви-
пюяну, министр двора Нежель и др.

—о—-

Выступление Стеттиниуса

на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 13 тоября. (ТАСС). От-
вечая на пресс-конференции на вопрос
представителей печати, исполняющий обя-
занности государствееного секретаря США
Стеттиниус сказал, что вопросу о после-
военной Германии уделяется  исключи-
тельно большое внимание.

Стеттиниус заявил, что OH не может
сказать ничего нового относительно при-
нятия Рузвельтом приглашекия де Голля
посетить Париж, и добавил, что он обсуж-
дал это приглашение с Рузвельтом. Стет-
тиниусе заязил далее, что посол США в
Китае Гаусс, вероятно, вскоре вернется
из Чунцина, но новый посол в Китай еще
не назначен. Стеттиниус отказался ком-
ментировать положение в Аргектине и
сообщения печати о том, что мексикан-
ское правительство высказывается протаз
выполнения просьбы правительства Арген-
тины о созыве консультативного совеща-
ния представителей латино-американских
республик. Стеттаниус сообщил, что им.
уже получены ответы некоторых стран ка
предложение Аргентины, однако он He
может подвергнуть обсуждению этот во-
прос, пока не будут получены ответы от
правительств всех латино-американских
стран. Отвечая на далькейшие вопросы,
Стеттиниуе сообщил, что Соединенные
Штаты не признали созданного в Албании

правительства.
—O—

Венгерский золотой запас
вывезен в Германию
ПАРИЖ, 13 ноября. (ТАСС). Как сооб-
щает парижское радио, по полученным
сведениям, венгерский золотой запас вывезен
в Германию. В Германию. вывозится также
оборудование крупнейших промышленных
предприятий Венгрии: :
—0O—

К выборам в США

Окончательные итоги голосования“
будут об’явлены 5 декабря

НЬЮ-ЙОРК, 13 ноября. (Но телефону от
корр. ТАСС). Как теперь выясняется, под-
счёт голосов избирателей будет закончен
К 5 декабря, когда все штаты подсчитают
голоса солдат. На 11 ноября было подсчи-
тако ориентировочно 94 проц. голосов.
Оставишиеся 6 проц, палают на голоса из-
бирателей, находящихся в отдалённых мест-
HOCTAX, связь с которыми затруднительна,
а также на голоса солдат, которые в не-
которых штатах будут  подсчитываться
позже. р :

Одной из особенностей техники об’явле-
вия результатов голосования во время вы-
боров является то, что в США не имеется
специального аппарата, который сообщал
бы официальные результаты по ходу под-
счёта голосов. Каждый штат в отдельности
об’являет о результатах . голосования на
местах, а обобщённые сведения давало до
сих пор телеграфное агентство Ассопиэй-
тед Пресс. Вечером 10 ноября агентство
Ассошиэйтед Пресс об’явило, что оно боль-
ше не будет сообщать каких-либо резуль-
татов по всей стране до окончательного
подсчёта голосов.

Заявление председателя
Крайовой Рады Народовей
агентству «Польпресс»

ЛЮБЛИН, И ноября. (ТАСС). В связи
с победой на выборах президента Франкли-
на Д. Рузвельта Председатель Крайовой
Рады Народовой гр-н Болеслав Берут в бе-
седе с представителем «Польпресс» заявил:

«Победу президента Франклина Д. Руз-
вельта на выборах польская общественность
приняла с глубоким удовлетворением.

Польский нарол живёт глубокой надеж-
дой, что дальнейшее руководство Соеди-
нёнными Штатами Америки президентом
Рузвельтом приведёт к ещё более скорой
победе Об’единённых Наций над гитлеров-
ской Германией. Кроме того, что также яв-
ляется важным, мы верим, что этот факт
приведёт к послевоенной безопасности, опи-
рающейся на постоянные основы дружбы и
сотрудничества всех миролюбивых народов,
в чём польский народ видит гарантию безо-

пасности».
—о—-

Прибытие в Москву делегации
г. Варшавы

13 ноября в Москву прибыла делега-
ция города Варшавы. :

В состав делегации входят: Президент
торода Варшавы М. Спыхальский и Пред-
ставители Рады Нароловой (Национального
Совета) г. Варшавы В. Цулны, В. Маль-
чинокий, И. Вовальская.

На вокзале делегация была встречена
Заместителем Председателя Моссовета тов.

Ясновым, Заместителем коменданта
т. Москвы полковником Н. Гребенщиковым,
и. о. Представителя Польского Комитета
Национального Освобождения в СОСР г-ном
С. Енлрыховеким и др.

Приём делегации г. Варшавы —
во Всеславянеком комитете

Вчера, 14 ноября, во Везелавяноком ко-
митете состоялась встреча славянской обше-
ственности с делегацией города, Варшавы. На
встрече присутствовали представители
г. Варшавы полковник М. Опыхальекий —
президент г. Варшавы, члены делегации
гг. В. Цудны, В. Мальчинекий, И. Коваль-
ская, — представители Рады Народовой (На-
пионального Совета) г. Варшавы.

Г-н М. Спыхальский и прелеедатель Все-
славянского комитета  генерал-лейтенант
А. Гундоров обменялись речами.

Затем с речами выступили члены Рады
Народовой г. Варшавы г-н Цудны, г-жа Ко-
вальская. а также академик архитектуры
lilyces, ors. секретарь Всеславянского коми-
тета гвардии полковник Мочалов, вице-пред-
седатель Всеславянского комитета, профессор
Зденек Неедлы и другие. (TACC).

Военные действия в Западной Европе
Потопление германского линкора «Тирпиц»

ЛОНДОН, 14 ноября. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования экс-
педиционных сил союзников говорится:

«Войска союзников 13 ноября продолжа-
ли продвигаться севернее и южнее Меца.
Танковые части союзников находятся по
обе стороны железной дороги к юго-восто-
ку от Меца, близ Эрная и Додрекура. Пе-
хотные части достигли Эрни и находятся
на расстоянии мили к северо-востоку от
Ансервиля. В руках союзников находятся
следующие города: Корни на реке Мозель,
Поммерьё, Верне и Льеон, к юго-востоку
от Корни.

В секторе к востоку от Люневиля отме-
чево продвижение примерно на 2 мили, не-
смотря на сильное сопротивление врага. Го-
род Леинтре освобождён. Дальше к югу
захвачена деревня Монтиньи,

Операции в Голланлии ограничились дей-
ствиями патрулей и артиллерийской пере-
стрелкой.

Плохая погода снова ограничила дейст-
вия авиации».

даёт корреспондент агентства Рейтер, на-
ходящийся с 3-й американской армней, нем-

\

пы взрывают и на каналах и реках
северо-восточнее Меца.

ПОНДОН, 14 ноября. (ТАСС). В с09б-
щении штаба вооружённых сил союзников
на средиземноморском театре военных ден-
ствий говорится, что в Италии части 8-й
армии значительно продвинулись в районе
города Форли. Наступая северо-западнее
Форли, английские части 8-й армии продви-
нулись на 2 мили и заняли после сильного
боя деревыю Сан Томе. Юто-западнее Фор-
ли английские войска форсировали 8B He-
скольких местах реку Монтоне и, несмотря
на сильное сопротивление противника, про-
двигаются в предгорья к северу от реки.

zs * *

ЛОНДОН, 14 ноября. (ТАСС). Опублико-
вано коммюнике английского министерства
авиации о потоплении германского линкора
Т ирпиц». В коммюнике говорится: «Утром
12 ноября 29 английских самолетов «Лазка-
сте» совершили налет на германский лин-
кор «Тирпиц», сбросив бомбы весом в 5 тыс.
кг. Было отмечено несколько прямых нопа-
даний в линкор, который через несколько
минут перезернулся и затонул. Один азглий-

ский самолет не вернулся на базу».

Бои в Югославии

БЕЛГРАД, 14 ноября. (ТАСС). Верхов-
ный штаб народно-освободительной армии
Югославии сообщает, что в Македонии юго-
славские части прорзали внешнюю оборону
Скопле, ворвались в город и ведут улич-
ные бои. Частями народно-освободительной
армии заняты правобережная часть города и
железнодорожная станция в северной части
Скопле. В долине верхнего течения Вардара
продолжаются бои за Кичево, Гостивар и
Тетово.

В Метохии, в секторе Белого Дрина, юго-
славские части после ожесточенных боев
освободили Джаковицу. Вражеский гарни-
зон города полностью уничтожен. На ком-
муникациях Чачак — Вишеград — Сараево и
Рашка — Приеполе—Вишеград югославские

части совершают непрерывные нападения на
отступающие немецкие колонны.
В Черногории югославскими частями за-

нят город Цетинье, в результате чего от-

резаны пути отступления сконцентрирован“
ным в районе Подгорицы немецким частям.
Немецкий гарнизон Цетинье уничтожен, за-
хвачены богатые военные трофеи.

В Далмации, в секторе Книна, продолжа-
ются операции по. уничтожению окружен-
ных немецких частей. Сильная пурга и боль-
шие морозы затрудняют операции. Проби-
вающаяся из Дувны к северу немецкая
группировка заняла Шуицу. . :

В Словенском Приморье югославские ча-
сти овладели сильным опорным вражеским
пунктом Нодгозд.

Выступление Батта в Филадельфии

НЬЮ-ЙОРК, 13 ноября. (ТАСС). Заме-
ститель председателя Управления по де-
лам военного производства США Батт вы-
ступил в Филадельфии с речью, в которой
призывал к международному сотрудниче-
ству и подчеркивал необходимость сотруд-
ничества между США и СССР. Батт зая-
вил, что американцы проявляют глубокий
антерес к будущему развитию Советского
Союза, к его международной политике и к
отношениям США и стран Европы с СССР.

Советский народ, сказал Батт, люди,
уверенные ‘и ` компетентные, обладающие
способностями в технической и промыш-
ленной областях. «Русский народ — ве-
ликий народ, Россия — великая держава.
Я не думаю, чтобы нам нужно было в ка-
ком-нибудь отношении бояться России, и
мы и русские-—-великие народы, а наши
страны — великие державы. Нет никакой
об’ективной причины, почему бы наши две
великие нации не могли работать вместе
во время мира так же, как и во время
войны. Для этого нужно только взаимное
доверие и понимание».

Батт отметил сходные черты в развитии
США и Советского Союза. «Россия являет-
ся молодой страной,— сказал он,— какой
были Соединенные Штаты несколько де-
сятилетий тому назад. Советский Союз —

Шведские газеты об

страна пионеров — молодых, энергичных и
уверенных. Советский Союз воздвиг города
в степях и построил промышленность в
пустыне. Мы делали то же самое. Рус-
ские — сильный и энергичный народ, име-
ющий неограниченные горизонты. Для рус-
ского народа так же, как и для амери-
ханского народа, нет ничего невозможно-
го».

Касаясь советской — промышленности,
Батт заявил: «Нигде еще личная инициати
ва и энергия в области. производства так
не стимулируются. Поошрительная систе-
ма Советского Союза являетея новой и
разнообразной. Его. население, безусловно,
воодущевлено необходимостью  произво-
дить как можно больше». Батт выразил
уверенность в том, что «американцы, ко-
торые так недавно были пионерами в ос-
воении новых земель и всё ещё являются,
пионерами в области промышленного про-
изводства и науки, могут сотрудничать с
русским народом в обстановке всеобщего
мира».

Батт подчеркнул, что Советский Союз]
хсчет мирного внутреннего промышленного
развития, безопасности и упорного ane
чтобы улучшить жизнь.
желательность развития
канской торговли.

Batt указал на
советско-амери-

об’явлении немцами

Балтийского моря зоной военных действий

СТОКГОЛЬМ, 13 ноября. (ТАСС).
Шведские газеты широко комментируют
предупреждение немцев 0б об’явлении

Балтийского моря военной зочой, против
чего шведское правительство заявило Бер-
лину протест.

Газета «Моргон  тиднинген» пишет:
«Немцы хотят захватить Балтийское море
и Ботнический залива Все встрезаюцтиеся
им суда подвергаются без предупреждения
немедленному обстрелу. Нельзя сказать,
чтобы немецкая мера оказалась неожидан-
ной. Это—обычный стиль немецкой военной
политики. Немцы совершенно не думают о
том, что при этом попираются права ней-
трального государства. Шведское прави-
тельство утверждает, что образ действия
немцев вредит законным интересам Шве-
ции, и категорически протестует против
этого. Правительство Швеции ясно и без
колебаний говорит, что ответственность за
все последствия возлагается на немецкое
правительство. Шведское правительство не
испугается немецкой угрозы и не допустит,
чтобы Швеции диктовали условия судоход-
ства в Балтийском море и Ботническом за-
ливе. Шведским военно-морским силам
предстоит трудная задача, и готовность
Шзеции к обороне. будет подвергнута
большому испытанию. Рейсы шведских су-
дов в Финляндию могут стать невозмож-
HBIMH>. :

«Следует полагать, — пишет газета «Да-
генс нюхетер», — что эта последняя бес-
церемонная мера Германии, которая яв-
ляется выражением отчаяния германского
правительства, не помешает шзедскому
флоту следить за тем, чго происходит в
Балтийском море, даже вне пределов
шведских территориальных вод».

Газета «Свенска  дагбладет» пишет:
«Швеция вполне права, считая, что немцы
нарушают международное право. Тон
шведского протеста соответствует этой на-
рушающей всякие права немецкой мере.
Остаётся ждать дальнейшего развития со-
бытий».

езна,
точная часть Балтики об’явлена

тельно, закрыты для рыболовства. Швед-

ГЕТЕБОРГ, 13 ноября. (ТАСС). Шзед-
ские газеты продолжают комментаровать

германское заявление об об’явлении Бал-
тийского моря военеой зоной и шведский
протест против этого решения немцев.

Газета «Гетеборге хандельстиднанг» .пи-

шет: «Германия много раз угрожала Шве-

ции, но ни олна угроза не была так серь-
как последняя. Как известно, вос-
зоной
операций немцев. Рыболовеые ‘участки, ко-
торыми шведы пользовались в течение
сотен лет, входят в эту зону и, следова-

ский военно-морской флот вынужден
оставаться в очень узком районе между
восточным берегом Шзеции и островом
Готланд. Суда, направляющиеся в балтий-
ские порты, стали теперь об’ектом нана-
дения со стороны кемецких подводных
лодок. Швеция подвергается чрезвычайно
большому испытанию. Опасность пред-
ставляют в первую очередь подводные
лодки, копорые попытают свое счастье в
Балтийском море. Не может быть и речи
о предоставлении им свободы действия.
Рыболовные участки должны быть заща-
щены. Ни заключенные Швецией соглаше-
ния, ни ее интересы ке позволяют ей
оставить этот вопрос без последствий»,

№ 274 (9731)

а Зри А аСНВЬИ

После тяжелой и продолжительной Oy
лезни 12 ноября в г. Ереване ckonyancg
заместитель наролното комиссара олектро-
промышленности СССР Воскан Агабековия
Воснанян.

Тов. Восканян родился в 1906 mays
селении  Месропаванк, Нахичеванской

АССР.

Тов. Воснанян исключительно много ©де-
лал для развития советской электроламт-
вой промышленности. Начав в 1929 r. pe

боту на ленинградском заводе «Светлана»
рядовым рабочим, тов. Воснанян вы в
крупного хозяйственного и партийного 9
танизатора и в 1938 г. стал директор
этого завода.

Под его руководством на заводе «Свет-
лана» выросли кадры специалистов. В ус
ловиях Отечественной войны эти кадры
сыграли больпгую роль в организации про-
изводства электровакуумных приборов на
многих предприятиях страны.

В августе 1941 г. тов. Весканан был на-
значен заместителем народного комиссара
электропромьниленноети СССР и оставажя
на посту уполномоченного наркомата во ве
время блокады гор. Ленинграда.

Любовь к лелу и кипучая энергия, уме-
ние организовать коллектив на решение п-
ставленных партней залач и забота о ках
pax всегла были отличительными чертами
деятельности Воскана Агабековича.

Правительство высоко оценило работу
тов. Восканяна, наградив ero орденом
Ленина, орденом Трудового: Красного Знаме-
ни, орденом Красной Звезды и медалью «3
оборону Ленинграда».

Преждевременная смерть вырвала из на-

них рядов прекрасного товарища, - предан-

Horo Родине и партии Ленина—Сталина.
Светлая память о тов. Восканяне сохранит-
ся в сердпах всех знавших его и работав*
ших с ним товариней.

И. Кабанов, И. Пересыпкин, Я. Ka-
пустин, И. Зубович, В. Новиков,
Г. Алексенко, Е. Браиловский, К. Ме-
щеряков, А. Товстопалов, И. Фадин,
А. Берг, А. Бертинов, К. Спецов,
А. Петроковский, А. Турчанин, П. Та-
лющ, Г. Кедров, Н. Мальков, К. Му-
равьев, М. Гальдин, Я. Кацман,
Е. Измозик, И. Пригарин, И. Жук,
Г. Иветков.
Е eS

Возвращение
советских граждан

на родину

МУРМАНСК, 14 ноября. . (TACC). Cora
на-днях прибыли из Англии 2 транспорта,
на борту которых находилось около 10 ты:
слч освобожденных союзными войсками со-
ветских военнопленных и граждан CCCP,
отправленных немецкими захватчиками па
фашистскую каторгу. Среди репатриирован-
ных советеких граждан женщины и де
ти-сироты, родители которых .залмучены ие
мецкими палачами.

Прибывших тепло встретили предетавя-
тели уполномоченного Совнаркома СССР ю
делам репатриации советских грыждан №
Германии и оккупированных е10 стран, &
также представители местных советов
органов и общественности. Волнующей быль

«Шведское правительство не сообщило
пока,— пишет газета «Карлстаде тид-
нинг»,—собирается ли оно удовлетворить-
ся протестом или оно сделает следующий
шаг и позволит конвоировать торговые су-
да, идущие на восток». Газета считает
необходимым «показать немцам, что в
Швеции подняла этот вопрос не для того,
чтобы теперь отступить».

Прекращение судоходства между
ЩШвецмей м Финландией

СТОКГОЛЬМ, 13 ноября. (ТАСС). По
сообщению газет, вследствие предостере-
жения шведской государственной комиссии
военного страхования, обращённого к
шведским судам в Балтийском море, судо-
ходство между Швецией и Фияляндией
пока прекратилось. Сообщают, что исела-
дуются возможности конвоирования швед-

встреча вернувшихся из фаптистокой неволи
советских граждан в трудящимися Мурмая-
сва. Отихийно возник митинг. Один за py:
THM поднимались на  импровизированную
трисуну советеквие граждане, насильно 0то-
рванные немецкими извертами от Ротины, т
выражали свою взволнованную — благода-
ность советскому правительству, товарищу
Сталину за отеческую заботу 9 них.

— Это счастлявейший лень в моей жи-
Ни,— говорит со слезами на тлазах пож
лая женщина. — Мы ззали, — poenamact
она, — что Родина помнит о нае, что Крас
ная Армия вырвет нас из фанистекого pal.
ства. Наколен-то мы дома!

Выступает бывший военнопленный.
говорит о чудовищных издевательствах 1
страданиях, которым подвергаются 60861

ских и финских судов по линии Сток-
гольм—Або. i

Как была спасена картина «Грюнвальдская битва»

ЛЮБЛИН, 14 ноября. (ТАСС). В боль-
шом светлом зале одного из крупных зда-
ний Люблина лежит огромный кусок хол-.
ста, подёрнутый плесенью. Под плесенью
едва проступают неясные очертания фигур.
Это — знаменитая картина художника Ма-
тейко «Грюнвальдская битва». В 1939 году,
когда немцы ворвались в Варшаву, карти-
на исчезла. Многие решили, что она погиб-
ла. И это было неудивительно, так как в
огне пожарищ в Варшаве погибло много
исторических памятников. Много картин
оккупанты вывезли в Германию, но карти-
ны «Грюнвальд» среди них не было.

Между тем картина не погибла. Осенью
1939 года группа польских патриотов про-
никла в большое выставочное здание музея,
упаковала картины Матейко «Грюнвальд-
ская битва» и «Проповедь ксёндза Скарги»
и вывезла их из музея.

Три года о картине «Грюнвальдская
битва» ничего не знали, и вдруг прошёл
слух, что она цела. Немцы  переполоши-
лись. Они обещали 10 млн. марок в награ-
ду тому, кто укажет место её хранения.
Много раз картину перевозили с места на
место. За это время двое из хранивших её

Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизня — Д 3-35-49.
ото — Д 3-37-63; Секретариат ры Л. 3-15-64; Отдел об’влений

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

ния реставрационной краски,

людей были замучены немцами, но послед:

ние попрежнему не могли найти картину.

Когда Красная Армия освободила
лин, оставшиеся в живых четыре по
патриота,
сообщили об этом

Люб-
льских

Польскому Комитету

Национального Освобождения, её нашли в

юлном из сараев с цементирозанным

лом, глубоко под землёй. О
. От долгого
бывания в земле

имеются большие раз
ся и потерял прозрачность,

пЭ-

к eS

блекли. Bele ae
Недавно в Л

юблин прибыл на ij 3

ководитель г и

реставрационной
Третьяковской галлереи профессор А. А.
Рыбников. Тов. Рыбников сообщил коррес-
понденту ТАСС следующее: «Общее тех-
вическое состояние картины — очень тя-

мастерской

жёлое, Несмотря. на тщательную и умелую

упаковку, холст весь распался. Однако’ я
убеждён, что при надлежащем реставраци-
онном вмешательстве картина будет пол-
ностью восстановлена, даже без примене-
У г
Удалось восстановить отде в
ты картины».

Процаганды —

знавших, где хранится картина,

пре-
картина попортилась,
рывы, лак потрескал-

сейчас
льные фрагмен-

Д 3-33-88; © ь
—Д 3-36-53. 0 педоставке Pagers epee о стиеИного — 3-10-65;

ские бойцы, веледствие тяжёлых ранений
оказавшиеся в. немецких лагерях лля вое
нопленных, Выступающий выражает 6
кровенное желание всех своих товарчией-—
немедленно вернуться в рялы Краслюй Арии
ий с оружлем в руках. метять гитдеровокту
палачам за горе и муки, причиненные наше
MY Hapoty.

Местные _ воветские органы  проявми
больную заботу в ренатриированньх е080т-
ских гражданах. Их обеспечили питанием я
жильём. Советские лтоди, которые вновь 0
рели Родину, проявляют огромный. интере
в радостным событиям на. Фронтах, O10
CTSCHHOH войны; к жизни Советского (09а,
затаив дыхание, слушали они 6 нояб
доклад Председателя Государственного Ком
тета Обороны товаритна Сталина на ropa
ственном заседании Моековегого Совета
путатов трудящихся совместно с представи
телями партийных и общественных орга
заций гор. Москвы.

Репатриярованные советские трах
группами раз’езжелотея по родным местах
Дети-сироты, родители воторых пали от 0
немецких захватчиков, размощаттся в лее
ских домах.

_ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Экономического —

щать но телефону Д 3-05-05. a

Изл. № 655. Е

ИВАНЕ Кении несения !