]
а

ста, -

Конь
BCE
тран
rep.
НЯМЕ
yATO
ред
ЛЬЮ
Has
HO
SH ys
ные
ТВ
ред-

ист
HT)
£738
УГИЗ-
ения
api
аю 1
роте
отв
cero

чения

в
sis

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

Сабы as

Ва

- о  рудовые подвиши советских людей в тылу, равно как и

немеркиущие ратные подвели наших воинов на фронте, имеют
своим источником горячий и животворный советский патриотизм.

Сила советского патриотизма

Есть моменты в жизни народа, когда он
Ридит себя во весь свой рост, когда его дела
‘предстают перед ним, озарённые сильным
и ярким светом. Выступления вождя авля-
ются такими моментами в жизни еоветско-
го народа. р

Важдое слово великого Сталина обога-
щает мысль, вооружает духовно. Историче-
ский сталинский доклад — большое событие
в идейной жизни народа. С той вышки, на
которую поднимает советских людей их
‘вождь, раскрываются пгирочайшие перспек-
тивы. В праздничные октябрьские дыни мы
ещё явственней увидели путь, пройленный
нашим народом. Мы увидели вею страну на-
шу, увилели нашу Родину — и сильней
забились наши сердца, ещё пламенней ста-
20 наше чувство любви к матери-Ролине, чей
светлый образ вдохновляет нас и в дни ми-
ра, и в дни войны.

Любовь к советской Родине — источник
побед нашего народа. Она одухотворяет труд
рабочего, крестьянина, интеллигента в тылу.
Она-велёт в смертный бой красноармейца на
фронте. дна даёт человеку мужество в борь-
бе с трудностями и лишенияии военного вре-
мени. Она помогает превозмогать боль утра-
ты близких и любимых людей. Все наши
усилия. все наши жертвы, все наши побе-
ды освящены именем Родины. Во имя созет-
ской Рохины наш народ готовится сейчас к
последней битве с ненавистным врагом. дн
выиграет и эту битву. ;

Чувство любви к своей Родине всегда бы-
ло присуще советскому человеку. Ему было
присуще и чувство горлости за Родину.

Законное чувство национальной гордости:
окрепло и усилилось в налдиу эпоху, когда В
нашей стране восторжествовали идеи Вели-
ой социалистической революции, построене
социалистическое общество, когда советский
народ возглавил борьбу е фашистеким вар-
варством. когда он в этой борьбе сплотил
Рокруг себя всех честных людей мира и по
праву стяжал себе славу герояческого на-
рода.

Герианские  империалисты  выдваянули
против страны Советов мощные армии. во-
оружённые пю последнему слову военной
техники. хорошо снабжённые, обученные
военному делу и вымуштрованные. Герман-
ские империалисты выдвинули против стра-
ны Советов и евою идеологию. которую оня
считали не менее мощной, чем крупновские
пушки. Они провозгласили немецкий народ
«высшей расой», призванной в господству
над другини народами. Они начертали Ha
воих коричневых знамёнах лозунги звери-
ного национализма. Эти лозунги, наряду с
жанками и самолётами, были на вооружении
@ашистских орл, вероломно и внезапно
эторгшихся в пределы нашего социалисти-
ческого Отечества.

Ныне эти разбойничьи орды обращены
cists, Миллионы немецких солдат налили
Mornay на нашей земле. Наши поля и леса
стали гигантским кладбищем фалтистекой
зоенной техники. Советский народ и егэ
Красная Армия разбили гитлеровскую ар-
мию в войне. равной которой ешё не знала
‘история. Советский Союз оказался экономи-
чески сильнее фашистского . государства.
Наша техника превзошла немецкую. Наше
‘бружие более мощно, чем оружие врага. На-
a военная мысль победила немецкую
военную школу. Враг понёс поражение в9
всех областях, и мы сейчае имеем полное
право говорить © победе советского госу-
‘даретва в самом суровом й тяжелом испы-
жании.

Велива и славна ната экономическая
‘лобеда в войне против гитлеровской Герма-
рии. Не менее велика и славна и наша
зорально-полнтичесвая победа. «В ходе

войны гитлеровцы понесли не только воен-
ное, но и морально-политическое пораже-
ние. Утвердившаяся в нашей стране идес-
логия равчепразия всех рас и наций, идес-
логия дружбы народов одержала полную
победу над идеслогией ззериного национа-
лизма и расовой ненависти гитлеровцев»
{И. Сталин). :

Мы вышибли из рук врага оружие, нз
которое. гитлеровцы возлагали большие
надежды. Они не нзпли почвы для своей
идеологии. Нередовое мировоззрение . севет-
©ких людей непримирилмю враждебно «тео-
риям» и «имеям», которые составляют
сущность эвериного немецкого национализ-
ма. Политика расовой ненависти явилась
источником внутренней слабости и внешне-
политической изоляций немецко-фашист-
ского государства. Гитлеровекая клика
этой людоедской политикой восстановила
против Германии все народы жира. Так на-
зываемая «избранная немецкая раса» ста-
ла. предметом всеобщей ненависти.

Звериная политика фашистекого нацио-
нализма непавистна советским людям, BOC-
питанным в духе советекого патриотизма,
когда любовь в своему народу сочетается
с уважением к правам и независимосгя
других народов. Даже в войне, навязанной
нам гитлеровской Германией, мы не уни-
Зилякь до мелкого чувства ненавиети в
немцам, как к людям иной расы. Совеложие
хюли ненавидят немецких захватчиков не
потому, что они люли чужой нации, а по-
тому, что они принесли нашему народу и
всем свободолюбивым народам неисчиели-
мые бедствия и страдания. Наша мораль
высока и благоролна. Она — могучая силз
в деле илейного разгрома фапеизма.

Основатель нашего государства, великий
Ленин в первые дни Октябрьской револю-
ции призывал «еломить то старое, крова-
вое и грязное прошлое, когда Россия капи-
талиетов-угнетателей играла роль палача
над лоугими народами». От этого прошлого
не осталось камня на камне. Как мрачные
тени, ушедитие в небытие, представляются
советскому человеку империалисты, коло-
низаторы и погромщики,  превращавшие
старую Россию в тюрьму народов. Расчёт
гитлеровцев на то, что им удастся пере-
ссорить между собой народы нашего coBeT-
ского многонационального государства,
раз’едннить их, расчленить наше государ-
ство, провалился. Немецко-фашистские за-
хватчяви натолкнулись на крепкую. как
сталь, вилу советского патриотизма, осно-
ванного на дружбе народов.

«Сила созетсного патриотизма состоит в
том, что сн имеет своей основой не расо-
вые или националистические предрассуд-
ки, а глубокую преданность и верность на-
рода-своей советской Родине,  братсное с0-
пружаство трудящихся всех наций нашей
страны. В советсном патриотизме гармони-
чески сочетаются национальные  тради-
ции народов и общие жизненные интересы
всех трудящихся Советского Союза. Совет-
ский патриотизм не раз’единяет, а, на-
оборот, сплачивает всо нании и народности
нашей страны в единую братскую семью.
В этом надо видеть основы нерушимой и
всё более крепнущей дружбы народов Со-
ветского Союза» (И. Сталин).

Как один человек, встали 10 призыву
Ролины в грозный час войны русские и ук-
раинцы, белоруссы и казахи, грузины и ар-
мяне, сыны всех народов Советского
Союза, все равноправные граждане страны
Советов. Всем им одинаково дорога земля
нашей страны, все они дышат её живи-
тельным воздухом, вее они пользуются в
равной мере её благами. Оня видят свою
страну, чудесво преобразованную и преоб-

ражённую созидательным трудом многомил-
лионного советского народа. Какой молодой
И Новой стала жизнь на нашей земле,
какие новые и яркие краски вошли в еб
пейзаж, как велинественны и красивы ста-
ли её города, как расцвели её села, как
БЫ0Бо взметнулись в небо трубы её инду-
стриальных гигантов, какие дворцы и па-
MATHHEH Бовой эпохи воздвиг могучий на-
род, ставший хозяином всех богатств своей
земли, получивший возможность работать
на себя и на своё госудадство!... № славе
грелыдущих поколений, к славе хоблест-
ных предков советские люди добавили но-
вую, социалистическую славу. Чувство
любви к преображённой Родине стало 60-
лее глубоким и сильным.

Это чувство в дни войны рождает ге-
роев. Героизм стал нормой поведения совет-
ских людей на фронте и в тылу. Человек
уже не довольствуется выполнением своего
гражданского долга, выполнением присяги,
данной им Родине. Он стремится в под-
вигу в бою. Он стремится в рекорду в тру-

де. Велика семья Героев Советского Союза!

Но воин, заслуживший это высокое и по-
чётное звание, хочет быть дважды, триж-
лы Героем. Великая сила любви в Отече-
ству поднимает советских людей на’ сияю-
шие вершины героизма. Никогла ни в
истории нашего народа, ви в мировой исто-
рии не было примеров, когда героизм стал
бы таким массовым явлением, когда подвиг
из улела одиночки становится уделом мно-
THX тысяч людей.

Пехотинец, который закрывал телом
амбразуру вражеского дзота, ‘лётчик, ко-
торый el на таран, танкист, который
принимал на себя удар пяти, семи немецких
маптин, партизан, бросавший с виселицы в
лицо врагу последние слова, полные горлого
достоинства, -— такими богатырями духа
проелавлен героический советский народ. В
эпосе всех времен мало страниц, на которых
запечатлены подобные проявления любги г

Отечеству. С благоговением и восторгом бу-

тут перелистывать потомки страницы” лето-
писи Отечественной войны, говорящие о доб-
лёсти бойцов и командиров Красной Армии,
0 беспримерном мужестве защитников горо-
дов-героев. У патриотов налего времени, у
его героев и героинь, будут они учиться,

как надо любить свою Родину, любить свой’

народ, как надо бороться за его свободу,
честь и независимость. ’

В жестоких и кровопролитных битвах со-
ветские люди разгромили врага, они изгнали
немецких оккупантов из пределов нашей Po-
дины. Война с нашей территории перенесена:
на территорию врага. Воины Красной Армии
сегодня дерутся на немецкой землё. Они
пришли на эту землю как грозные судьи,
как мстители за муки и страдания своего
народа. Они пришли на эту землю как спа-
сители цивилизации Европы эт фантистевих
погромщиков. Воины Краеной Армии доведут
свою историческую миссию до победного
конца.

Великая животворная сила патриотизма
ведёт бойцов Красной Армии в их последний
бой с фаптистеким зверем. Патриотизм оду-
хотворяет труд советоких людей в дни вой-
ны. Патриотизм сплачивает всех советских
людей на всём безграничном пространстве
нашего государства в единую братскую
семью. г

Священное братство советских народов
спементировано кровью, пролитой в боях.
Это братство — наша гордость, наша наде-
жла. Это братство — верный залог того,
что великое и правое дело, которое мы от-
стаиваем_в войне, окончательно ‘победит.
Победит великое дело Ленина— Сталина!

В ООВ ОЕ

_ Указ Президиума Верховного Совета СССР
0 награждении профессора Изгарьшшева В, А.

орденом Трудового

Красного Знамени

За многолетнюю плодотворную научную и педатотическую   деятельность в обла-

сти химии, в связи © 60-летием со дня DO

ждения, наградить _ члена-корреспонлента

Академии наук СССР профессора Изгарышеза Николая Алекевевича орденом Трудо-.

вого Нрасного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума В
Москва, Кремль. 16 ноября 1944 г.

ерховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Указ Президиума Верховного Совета СССР
9 награждении орденами и медалями Генералов, офинерекого,

сержантекого, рядового и

вольнонаемного состава

инженерных войск Красной Армии

За образповое  вытюлнение заданий
командования наградить:
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. Полковника Бочарова Ивана Афа-
насьевича.

2. Полкозкика Маренного Исаака Шае-
Бича. :

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Ефрейтора Горбенко Мосифа Михай-
ловича. °

2. Подполковника Дарского Бориса
Александровича.

3. Старшего лейтенанта Ильинич Сергея
Георгиевича.

4. Полковника Клементьева Николая
Васильевича.

5. Сержанта Кондратова Якова Анлрее-
вича.
6. Старшего лейтенанта Панасюк Петра

Терентьевича.

(Продолжение следует).

Доклад товарища Сталина на азербайджанском,
киргизском и кара-калпакском языках

БАКУ, 16. (ТАСС). Азербайджанское го-
сударетвенное издательство выпустило от-
дельной брошюрой на азербайджанском и
русском языках доклад товариша Сталина на
торжественном заседании Московского co-
вета 6 ноября 1944 года и приказ Верхов-
ного Главнокоманлующего от 7 ноября
1944 года. Тираж—75 тысяч экземпляров.

# &# я

ФРУНЗЕ; 16. (ТАСС). Вышли в свет на
киргизском языке’ брошюра и «блокнот аги-
татора» с докладом товарища Сталина на

вета 6 ноября 1944 года и приказом Вер-
ховного Главнокомандующего Маршала Co-
ветского Союза товарища Сталина от 7 но-
ября 1944 года.Часть тиража отправляется
нз фронт в киргизские части.

в +

НУКУС, 16. (ТАСС). На кара-калнак-
ском языке издан брошюрой доклах товари-
ma Сталина о 27-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической революции и
приказ Верховного Главнокомавдующего от
1 ноября.

Указ Президиума
Верховного Совета СССР

0 НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ
И МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
ИНСТИТУТА № 13 НАРОДНОГО
КОМИССАРИАТА ВООРУЖЕНИЯ СССР

За успешную работу по развитию военной
металлургии и выполнение заданий Прави-
тельства по повышению боевых качеств
вооружения Красной Армии и Военно-Мор-
ского Флота, в связи с 25-летием институ-
та, наградить:

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Галахова Петра Афанасьевича — ст.
инженера.
2. Казеева Сергея Афанасьевича — ст.

научного сотрудвика.

3. Ложкина. Виктора
конструктора ГСИКИ-40.

4. Меськина Вениамина Семеновича гл.
металлурга института-

5. Станкевич Вячеслава Георгиевича—гл.
технолога ГСИКИ-40.

6. Теверовского Иосифа Григорьевичаы—
начальника лаборатории.

7. Шершень Леонида Генриховича — Гл.
инженера института.

-8: Шипулина Павла Петровича — дирек-
тора института,

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
1. Воскресенского Алексея Алексееви-
ча — секретаря ЦК Союза промышленно-
сти восружения.
2. Габриэлянц Якова Сергеевича — на-
чальника отдела ГСПКИ-40.

Сергеевича — ст.

3. Гаева Ивана Сергеевича — ст. науч-
ного сотрудника,
4. Казарина Сергея Ивановича — на-

чальника лаборатории.

5. Карнаухова Михаила Михайловича —
члена-корреспондента Академии Наук СССР,
научного руководителя лаборатории.

6. Лазарева Владимира Иосифовича —
начальника отдела.

7. Селютина Абрама Моисеевича—гл. тех-
нолога института.

8; Турчанинова Алексея Александрови-
‘ча — ст. инженера ГСИКИ-40.

{Продолжение следует) ,

(И. СТАЛИН)

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 16 ноября

В течение 16 ноября в Венгрии наши войска с боями овладели городом и

железнодорожной станцией ЯСАРОНСАЛЛАШ, узловой железнодорожной станцией

ВАМОШДЬЕРН, а также заняли более 30

населенных пунктав, в тем числа ТИССА-

ЛАДАНИ, ТАКТА-САДА, ОНОД, МАЛЬИ, КИШ-ДЬСР, БОРШОДГЕСТ, ТАРД, ТАРНА-

БОД, ЗАРАНК, ПУСТА-МОНОШТОР, ДАНИ
ПУСТА-МОНОШТОР, ДЬОМРО.

и нелезнодоремные станции МЕЗЕНЬЗН,

На других участнах фронта — поиски разведчиков.
„За 15 ноября наши войска подбили и уничтожили 10 немецких танков.

* Kk OK

В Венгрии наши войска в результате
ожесточённых боёв овладели важным опор-
ным пунктом обороны противника — горо-
дом Ясароксаллаш. Немпы. защищая этот
город. бросили на подлержку своей пехоты
значительное число танков и самоходных
орудий. Наши гвардейские стрелковые 4a-
сти, действуя при поддержке артиллерии и
танков, сломили сопротивление противника
и ворвались в Ясароксаллалг. № исхолу дня
напи войска овладели городом. Развивая
успех, части Н-екого соединения выбили
гитлеровцев из узловой железнодорожной
станции Вамошдльерк, на магистрали Буда-
пешт — Мишколн. Захвачено несколько же-
лезнодорожных эшелонов и склалы с бое-
припасами, продовольствием и военным иму-
ществом. На другом участке противник,
стремясь отбросить наши войска и восста-
новить положение, предпринял несколько
контратак. Советские части отбили враже-
ские контратаки и уничтожили свыше 600
немецких солдат и офицеров. Захвачены 3
самоходных орудия, 22 пулемёта. 2 ралио-
станции. 18 автомашин и 0603 с боеприна-
сами.

В течение хня взято в плен более 500 не-
мецких и венгерских солдат и офицеров.

жж яж

Юго-западнее города Остроленка крупный

отряд противника, воспользовавнгиеь тума-
ном, пытался боем разведать наши пози-
ции. Бойцы Н-ской части своевременно за-
метили приближавитихел гитлеровцев и 9т-
крыли по ним огонь из пулемётов и автома-
тов. Вотда немцы залегли, их начали обетре-
ливать советские миномётчики. Противник
поспешно отступил, оставиз на поле боя
свыше 100 трупов своих соллат и офицеров.
# =

Северо-запалнее Праги (предместье Bap-
шавы) происходила артиллерийско-миномёт-
ная перестрелка. На олном участке налти на-
блюдатели заметили, что на перелнем крае
обороны противника сосредоточивается пехо-
та. Артиллеристы под командованием офи-
церов Ефимова и Вершковского, а также ми-
номётчики офицера Горунова обрушили огонь
на скопление вражеской пехоты. Гитлеровцы
понесли потери и были рассеяны.

: $ + +

Самолёты -торпедоноецы Краснюзнаменно-
го Балтийского флота атаковали в Дан-
цигском порту и торпедировали транспорт
противника водоизмещением в 6 тысяч
тонн. Немецкий транопорт затонул.

“oe

Пленный унтер-офицер 1 роты 19 pe-

зервного полка, приданного 8 вентерской

пехотлюй дивизяи, Янош Войчек рассказ
зал: «Теперь многие венгры убедились в

„том, что в войне против Советекого (Союза

ени ничего не выиграют, ню проиграть мо=
гут очень многое. Недавно венгерское
командование об’явило, что каждый с0л-
дал, который уничтожит один советский
танк, получит пять гектаров земли. Сол
латы всячески выесменвалия этот поиказ.
Даже офицеры называют этот приказ глу-
TIM трюком».

Нленный солдат 5 роты 43 резервноге
полка Иштван Фабри заявил: «Поражения,
которые терпят немецкие войска, оконча-
тельно убедили нас в том. что война для
Германии проиграна. Солдаты нашего полка
рассуждают так: Врасная Армия отбросила
немецкие войска от Волги до Тиссы, от Вав-
каза до Будапешта, и никто не мог её оста-
новить. Дальнейшее сопротивление привез
дёт только к разрушению венгерских горо-
дов. За последнее время участились факты
дезертиретва из венгерской армии. В Буда-
пеште и других городах немецкие военные
суды группами приговаривают пойманных
венгерских солдат к смертной казни через
повешение».

На одном участке фронта на сторону
Красной Армии перешли лейтенант Ференц
Сентеш и. 11 солдат 2 роты отдельного ба-
тальона венгерской королевской кавалерий-
ской дивизии. Они передали советским бой-
цам исправную автомашину, 7 винтовок. и
ручной пулемёт. Лейтенант Ференц Сентеш
заявил: «Только человек, у которого повяз-
Е& на глазах, не видит, что Германия каз
тится в пропасть. Немцы хотят и нас пота-
щить с собой, но мы не желаем погибать
за Гитлера. Я предложил моим солдатам пе=
рейти на сторону русских. Они охотно с0-
гласились с этим предложением».

Со всех концов страны

Восстановлено 1.615 лечебно-профилактических учреждений

СТАЛИНО, 16. (По телефону). Состоя-
лась очередная сессия областного Совета
депутатов трудящихся. Выступившая © до-
кладом заведующая
здравоохранения т. Дуброва сообщила, что
в области проведена большая работа но
восстановлению медико-санитарных учреж-
декий, разрушенных оккупантами. Уже ра-

областным отделом.

детских яслей, 260 врачебных и фельдшер-
ских пунктов на предприятиях. Восстано-
влены также все 114 сельских врачебных
участков. За последние месяцы заболевае-
мость среди населения резко снизилась.

После изгнания врага

МИНСК, 16. (Корр. «Правды»). В Но-
вогрудке три года хозяйничали оккупан-
ты. Мрачные, обгорелые остовы зданий,
заборы из колючей проволоки, 12 тысяч
убитых и казненных — вот следы, кото-
рые немцы оставили в городе. и окрестных
селах. ‘
Оккупанты оставили лишь несколько на-
чальных школ, которые могла посещать
очень незначительная часть детей. Однако
и эти несколько школ большую часть вре-

мени были закрыты, а ученики выгонялись
немецкими властями на тяжелые работы.

В настоящее время в городе ра-
‘ботают педагогическое училище, финан-
сово-экономический техникум, две шко-
лы-десятилетки, школа-семилетка, школа
автомеханяков и шоферов, ремесленное
училище, три школы. ФЗО, школа меди-
цинских сестер, а также курсы по подго-
товке кадров для различных участков на-
родного хозяйства. В селах района от-
крыты 54 начальных школы.

К 100-летию со дня смерти Крылова

АШХАБАД, 16. (ТАСС). Трудящиеся
Туркмении готовятся ознаменовать столе-
тие со дня смерти Крылова. Впервые из-
даётся на туркменском языке сборник наи-
более популярных басен Крылова. В пере-
водах басен приняли участие лучшие поэты
и языковеды республики. С 13 ноября в
Ашхабаде проводится литературная  кры-
ловская неделя. На предприятиях, в шко-
лах, вузах организуются беседы и доклады

*
ОРЕЛ, 16. (ТАСС). В государственном
музее И. С. Тургенева открыта большая

выставка, отображающая жизнь и творче-
ство И. А. Крылова. Особым вниманием
пользуются художественно исполненные
иллюстрации к его басням. Здесь же пред-
ставлены крыловские басни, использован-
ные в трудах Ленина-и Сталина.

о творчестве Крылова, читаются басни на
русском и туркменском языках. Театры
юного зрителя, кукольный инсценируют
басни Крылова. Туркменский драматиче-
ский театр имени Сталина, русский’ театр
имени Пушкина готовят большую концерт-
вую программу к городскому торжественно-
му собранию представителей общественных
организаций и трудящихся Ашхабада.

# *

Орловский пединститут организует засе-
дание. кафедры русского языка и литерату-
ры, посвящённое баснописцу. В нём при-
мут Участие профессора, преподаватели,
студенты и представители школ города. В
день. юбилея состоится городское торже-
ственное заседание, посвящённое 100-ле-
тию со дня смерти И. А. Крылова.

Реконструкция канала имени Октябрьской революции.

МАХАЧКАЛА, 16. (Корр. «Правды»).
20 лет назад был построен крупнейший в
Дагестане канал — имени Октябрьской ре-
волюции протяжением в 92 километра. Ка-
нал снабжал трудящихся и промышленные
предприятия столицы республики волой и
осрошал до 9 тысяч гектаров посевов.

За 20 лет население Махачкалы удвои-
лось, появились новые заводы и фабрики,
увеличились в пригороде ‘посевы подсоб-
ных хозяйств, индивилуальных и коллек-

тивных огородов. Воды стало нехватать.
Поэтому решено канал реконструировать,

На протяжении 76 километров канал бу-
дет расширен и углублен. Намечено воз-
вести 52 гидротехнических сооружения.
После реконструкции поступление воды
удвоится.

Реконутрукция будет производиться
скоростным методом. Работы уже нана-

ботают 1.615 лечебно-профилактических уч-
реждений, в том числе 158 больниц, 230
лись.

В Советской Литве
полностью восстановлена
сеть лечебных учреждений
ВИЛЬНЮС, 16. (Корр. «Правды»). В Со2
ветской ‘Литве полностью восстановлена
сеть лечебных учреждений, зверски разруз
шенных немецкими оккупантами. Восстано-
влены и функционируют 300 сельских враз
чебных участков, 26 поликлиник и амбула-
торий, 44 больницы. Лечебные учреждения
получили из Москвы большоё количество
медицинских инструментов и. медикаментов.
Впервые в республике организована сани-
тарно-авиационная станция, которую обслуз
живают опытные летчики и врачи.

Новогодние письма фронтовикам

ИВАНОВО, 16. (Корр. «Правды»). Ткачи
фабрики имени Кирова решили к новому
году послать письма каждому фронтовику;
ранее работавшему на их предприятии:
В письмах будет рассказано о трудовых
делах фабричного коллектива, о том, как
живут и какой помошью обеспечиваются
семьи фронтовиков. ;

Эта инициатива горячо поддержана Kon
лективами других предприятий.

Начались занятия в Таллинском

политехническом институте

ТАЛЛИН, 16. (ТАСС). В Таллинском по:
литехническом институте начался учебный
год. Около 900 студентов заполнили ауди-
тории механико-строительного, горно-хими-
ческого и экономического факультетов.

Институт восстановлен и‘подготовлен к
началу занятий в короткий срок. Лаборато-
рии и оборудование, спасённые от гитлероз-
ских оккупантов, приведены в порядок.

В связи ‹ началом занятий в институте
состоялось торжественное собрание. На нём
выстунили директор института, доктор тех-
нических наук п сор А. Алтма, секре-
тарь ЦК КН(б) Эстонии тов. Пялль и нар
ком. просвещения профессор Нуут.

900 лекций за 2 месяца

КУРСК, 16. (ТАСС). Жители освобож-
денной Курской области проявляют боль-
шой интерес к общеполитическим докла-
дам и научным лекциям. По неполным дан-
ным, только ‘за два месяца в области было
прочитано около. 990 лекций, из них 87—00
естественных науках и 269—по истории.

В сельских районах культурно-просвети-
тельную работу среди населения активно
ведут представители местной интеллиген-
нии.

Накануйе Дня артиллерии

’ Сверхплановые пушки

Артиллерийские заводы встречают День
артиллерии увеличением выпуска орудий.
За 15 дней ноября они сдали Красной Ар-
мии пушек значительно больше, чем за
первую половину октября.

Передовые заводы готовятся закончить

19 ноября выполнение 11-месячного пла-

на. Завод, где директором Герой Социали-
стичеекого Труда тов. Елян, за прошелиие
дни ноября опередил график на 15 суток.

идет завод, гло директором тов. Шачин. На
2 дня опередил график завод, где диревто-
ром тов. Вуранов.

С перевыполнением графика работают
также заводы, где директорами тт. Фрал-
кин и Третьяков. По трафику работают за-
вод, где директором Герой Сопналиетического
Труда тов. Быховский, и завод, где лиректо-

На сутки опередил график завод, где ди-  ром тов. Чеботарев-

Минометы и мины — сверх
Г плана

Приближающийся Лень артиллерии мно-
гие предприятия промышленности мино-
метного вооружения отмечают большими
трудовыми достижениями. В целом по
Наркомату минометного вооружения план
октября был перевыполнен. Ряд заводов Е
15 ноября завершил выполнение годового
плана и сейчас выпускает продукцию
сверх программы. В числе этих предприя-
тий — заводы, где директорами тт. Добро-
славский, Волынский, Рысиков, ` Федосов,
Медведев, Корощенко, Духин, Игнатов,
Горин и Дубровин, Перевыполнили произ-
водственную программу юлиннадцати ме-
сяцев заводы, где директорами тт. Цофин,
Макаюв и Абрамовский.

Выставки, посвященные
советской артиллерии

ГОРЬКИЙ, 16. (Норр. «Правды»). На
заводах и фабриках, в учреждениях и
в частях местного гарнизона проходят бе-
седы и доклады, посвященные Дню сталин-
ской артиллерии. Коллективы ряда пред-
приятий встречают предстоящий праздник’
новыми производственными успехами.

В Доме Красной Армии отврылась вы-
ставка, отражающая выдающуюся роль со-
ветской артиллерии в годы Отечественной
войны. Выставку литературы по истории
русской артиллерии организовала областная
библиотека имени Ленина,

17 ноября в городском Доме партийного
просвещения состоится лекция генерал-
майора тов. Кобленц на тему «День артил-

ректором Герой Социалистического Труда
тов. Гонор. Впереди графика на трое суток
лерии»а

, Лекции,
доклапы,
беседы

Трудящиеся столицы готовятся широко
отметить День артиллерии. На предприя-
тиях и в клубах проходят лекции, докла-
ды и беседы о славных делах советских
артиллеристов на фронтах Отечественной
войны. Агитаторы рассказывают своим слу-
шателям о победоносных сражениях героев-
артиллеристов под Ленинградом и Сталин-
градом, о прорыве советским огнём оборо-
ны немцев под. Курском и Орлом, под Мин-
ском, в районе Кишинева, у границ Восточ-
ной Пруссии.

В парткабинете МК и МГК ВКП(б) со-
стоялся инструктивчный доклад генерал-лей-
тенанта Прочко о Дне артиллерии. Его
прослушали более 600 докладчиков, прона-
гандистов и агитаторов. В клубах и на
поедприятиях выступают 500 докладчи-
ков — генералы и офицеры Главного ар-.
тиллерийского управления Красной Армии,
зртиллерийской академии им. Дзержинско-
го и Московского военного округа. Тема
докладов — «Советская артиллерия в боях
за Родину».

Дню артиллерии поевяшен вышедший из:
печати № 31 «Блокнота агитатораз. (ТАСС):