tet =>. ть

тео

<> >

2s

ae ea,

— $5 А

AZ. So =

= \ we

>»

№. 32.

узла,

Пролетарии всех стран, соединяииесь!
Всесоюзная Коммунистическая Партия (болёш., ^

i 24

<

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).
№ 219 (9136)   Понедельни

к, 20

ноября

ЕЕВС

1944 г.

ЦЕНА 20 КОП.

Е Е eee

Красная Армия достойно выполнила свой патриотический дол
`-_ и освободила нашу отчизну от враа. Отныне и навсеада наша
‘o, Земля свободна от ииплеровской нечисти. Теперь за Красной Армией

остаётся её последняя заключительная миссия: доверииить вместе

а. 2
- с армиями наших союзников дело разарома немецко-фашистской
о см < f

A. 3 0
‘армии, добить фашистскозо зверя в ето ‘собственном 101062
1 водрузить над Берлином знамя победы.

Великая освободительная миссия

Красной Арм

Знамя свободы победно реет над всей   фронте. Только за летнюю кампанию Крас-
советокой землей. Враг выброшен из преде-  ная Армия прошла с боямя от Кишинева
лов нашей Ролины. Советская государет- ло Белграда, от Жлобина ло Варшавы, от
венная граница, вероломно нарушенная   Витебска ло Тильзита. Война перешагнула
гитлеровскими разбойниками в 1941 году,   через границу. Военные действия перенесе-
восстановлена на всем протяжении — от  ны на территорию Германни. В ходе боев
Черного до Баренцова моря. Так выполнила   были освобождены земли Советской Украя-
Ерасная Армия свой долг перед Родиной.   ны и Белоруссии, Карело-Финской, Молдав-
так осуществила она приказ. своего Верхов-  ской, Эстонской, Латвийской и Литовской
ного Главнокоманлующего Маршала Совет-1 советских республик.
ского Союза товарища Сталина, который го-  Так был претворея в жизнь приказ
ворил: товарища Сталина о полном освобождении

«Наша первая Цель состоит В ТОМ, ЧТо-   советской земли от ненавистных овкупан-
бы освободить наши территории и наши на-   тов, от гитлеровских временщиков.

ы от немецко-фашистского ига». :
а а разбой ничий Биде: Но Красная Армия не остановилась на
этом. Она громит врага за пределами нашей

рнализм, стремясь утвердить свое мирозог з
господство, напал, как тать, на нашу зем- ee ee een порабощенным

лю. Он знал, что не прочны его победы ва 3

Западе, пока существует Советский Союз. «Завершив освобождение родной земли от

0н знал, что не установить ему парства   ГИТЛеровской нечисти, Красная Армия помо-
гает теперь. народам Польши, Югославии,

тьмы, пока горит огонь свободы, зажжен-
ный Великим Октябрем. И он посягнул на Чехословакии разорвать цепи фашистского
рабства и восстановить их свободу и неза-

этот священный, нёгасимый огонь. Он бро-

сил свои бронированные полчища на нашу   ВИСИМОСТЬ» (И. Сталин).

страну, неся смерть, разрушение, рабстзо,  Брасная Армия идет вее дальше на запад,
ломая вражескую оборону, вгрызаясь вее

темную ночь средневековья.
Грудью встал по призыву своего вели- глубже в гитлеровское логово. чтобы вместе
Koro вождя весь советский народ, чтобы от- © союзными армиями победоносно завер-
стоять свою честь, свою независимость,   ШИТЬ великую освоболительную борьбу про-
тив гитлеровской Германии, против общего

свою свободу. Нарол-богатырь вышел на
смертный поединок с бандами гитлеровских   ВРага всего свобололюбивого человечества.
Уже в первые дни войны, когла грозная,

убийц. Красная Армия — армия свободы —
смертельная опасность нависла нал нашей

схватилась с фашистской армией — армией
рабства. На боевем стяге своем Врасная Ар- Родиной, товариш Сталин опрелелил исто-
мпя начертала священные слова: рическую освободительную миссию совет-
— Наше дело правое. Победа будет за   СКОГо народа и его Красной Армии. В своей
naval речи от 3 июля 1941 rogza Topapam Craamu
Победа пришла в лучезарном сиянии ле-   °143А7: а 4
тендарных подвигов Красной Армии, разбиз- «Войну с фашистской Германией нельзя
шей врага, подорвавшей его военную мощь.   СЧЕТаТЬ войнои обычной. Она является не
Сталинский гений обогатил военную науку   ТОЛЬКО ВОЙНОЙ межлу двумя армиями. Она
является вместе с тем великой войной всего

целым рядом ценнейпих положений, ray-
Gono вскрывающих особенности современной   СОВетеБого народа против немецко-фашист-
ских войск. Целью этой всенародной оте-

войны, Оталинское положение о великом Ва

значении артиллерии. как главной ударной   Чественной войны против фашистеких угне-

сллы Красной Армии, является выдающимся   ТАТелей ‘является He только ликвилация

зоенно-теоретических обобщением, одним   ОПасности, нависшей над нашей страной,

из руковолящих принципов, послуживших   0 й Помощь всем народам Европы. стону-

основой побед Красной Армии. Торжествен-   ШИМ пол игом германского фашизма».
Неоценим вклад, внесенный советским

ные залпы, разлавшиеся вчера во всех сто- E 3
народом и его Красной Армией в дело осво-

лицах союзных республик и ряде других =
тородов, отметили празлник, установленный бождения порадощенных гитлеровцами на-
родов Европы, в дело спасения  свободо-

в честь могучей советской артиллерии. Po- Ох
ка салютовала нангам славным артилле- любивого человечества OT гитлеровской чу-
мы. Красная Армия приняла на себя удар

растам, салютовала товарищу Сталину — п
создателю и руководителю советской артил-   главных сил. немецкой армии. Красная Ар-
мия дала тём самым возможность нашим с0-

дерини. ;
Rpacnaa Apuna все глубже и успешнее юзникам мобилизовать свои силы и ресурсы
овладевает сталинской наукой побеждать.   дЛя борьбы с общим врагом. Своим героиче-
_По мере хода войкы нарастали ee уда-  ским сопротивлением в первый периох вой-
ры по врагу. нарастали в своей силе.   Вы она воодущевила на борьбу порабощен-
ные немецкими разбойниками народы Евро-

Все ярче  раскрывалось растущее во-
инское искусство Красной Армии. (06 этом   НЫ. Развеяв миф о «непобедимости» герман-
ской армии. она зажгла в ‘сердцах этих.

товорят итоги истекших лет войны. 9то

в исчерпывающей силой раскрыто в истори-   народов надежлу на освобождение из

ческом докладе товарища Сталина о 27-й   немецко-фашистской неволи. Своим беспри-

тоовшине Великой Октябрьской социали-  мерным мужеством, своим беззаветным ге-
роизмом Красная &рмия вместе с слозными

стической революции.
армиями заложила Фундамент ныне уже

За год, отделяющий нас от 26-й годов- р
цины Октября Краеная Армия прошла гя-   близко окончательной победы, Красная Ар-
мия положила начало освобождению Евро-

тантский путь, вписав в историю новые к
пы, создав перелом в войне и начав масео-

страницы бессмертной славы. Зима 1944 ?
тода ознаменовалась выдающимися победа- ЕР немецких захватчиков с совет-
CEOH земли.

уп Красной Армии на Правобережной Укра-

лне, разгромом немцев под Ленингралом.   Чрез бури военных невзгод шли совет-

Весной нынешнего гола был очищен Крым.   ские воины от победы к победе. Отвоевывая

Летом 1944 года немецкую армию постигли   шаг за шагом советскую землю, вырывая
ве из жздных и цепких ‘лап врага, воины

хрупнейшие зоражения. В результате во- я
ренным образом изменилась обстановка на! Врасной Архии несли в сердцах своих Kak

ии

присягу, как-священную клятву слова при-
База вождл: ;

«Товарищи красноапмейцы и краснофлот-
цы, командиры и’ политработники, парти-
заны и партизанки!’ На вас смотрит весь
мир, как на силу, способную уничтожить
грабительские полчища немецких захватчи-
ков. На вас смотрят порабошённые наводы
Европы, подпавшие пед иго немецких за-
хватчиков, как на своих освободителей. Ве-
ликая освободительная миссия выпала на
вашу долю. Будьте же достойными этой мис-
сии»

Красная Армия — плоть от плети нашего
народа— показала, что она достойна той ве-
ликой миссии, какую возложила на нее, на
весь советский народ история. Она разгроми-
ла фашистские орды и выбросила их вон с
советской земли и сейчас с тем же героизмом,
с тем же боевым упорством и замечательным
мастерством продолжает жестокую, неос-
лабную борьбу с гитлеровскими поработи-
телями. В жесточайших, упорнейших бит-
вах сломила она преграды, воздвигнутые
врагом на пути в Польшу, перешагнула че-
рез Карпаты, чтобы помочь чехословацкому
народу, через горы, долины и реки пришла
сна под Белград, чтобы помочь югославскому
народу в его героической борьбе.

«Теперь, когда Отечественная война идёт
к победоносному концу, во всём величии
встаёт историчесная роль советского народа.
Ныне все признают, что советский народ
свсей самоотверженной борьбой спас циви-
лизацию Европы от фашистских погромщи-
ков. В этом великая заслуга советского на-
рода перед историей человечества»
(И. Сталин).

Наролы порабощенных стран с энтузиаз-
MoM, с горячей любовью встречают Красную
Армию, армию-освоболительнипу. Эти на-
роды знают, что Красная Армия несет им
освобождение от рабства. от фашистского
тнета, открывает перед ними путь к Ha-

пиональному возрождению, путь к свободе.

и независимости. Благородна миссия совет-
ских воинов, которых воодушевляет на под-
виги сознание, что они служат великому
общему делу освобождения порабощенных
гитлеровской Германией народов.

Народы порабощенных стран, испытав-
шие ужасы неменкой неволи, испивиие до
конпа чашу горя и страданий, знают, ка-
ких жертв стоит борьба против кроваво-
го фашистского зверя. Тем более ценят
народы освобожденных стран великодут-
ную и бескорыстную помощь Врасной Ар-
ини. Очень хоропю выразила это: отноше-

ние к Красной Армин польская патриотва  .

Анна Рутковекая, которая. чтобы помочь
Красной Армии, обнаружила и извлекла
трилпать лве мины, закопанные немпами.
Она сказала: «Я слелала все. что было в
моих силах, чтобы помочь Красной Армии.
Так лолжен поступать каждый польский
патриот, желающий быстрейшего“ разгрома
немпев, возрожления сильной, независимой
и демократической Польши. Красная Армия
принесла нам, полякам, свободу, и для нее
я готова отлать всю свою кровь, а если
НУЖНО, И ЖИЗНЬ»,

Приближается  побелоносное завершение
войны против гитлеровских захватчиков.
Логово фашистского зверя обложено со всех
сторон. Красная Армия готова вк предетоя-
шим решительным ‘боям. Она завершит
совместно с армиями наших союзников
свою великую освободительную миссию.
Она не вложит своего карающего меча
в ножны ло тех пор, пока не будет водру-
хено над Берлином знамя победы.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о -

0 присвоении многодетным матерам почетного звания «Мать-герсиня»

Присвоить почетное звание «Мать-героиня» с вручением орде-
на «Мать-тероиня» и грамоты Президиума Верховного Совета
СССР матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей:

1. Алиевой Масме Али кизы — домашней хозяйке, город Баку
Азербайджанской CCP.

Еазахской СЕР.

захекой ССР.

7. Исмагамбетовой Еэлыш — домашней хозяйке, город Гурьев

8. НКошбеновой Тойфык — колхознипе колхоза им. Карла
Маркса Сайрамского района Южно-Казахстанской области Еа-

2. Бабаян Мине Саркисовне — колхознице, селение Шуши-
хенд Пушинского района Нагорно-Карабахской автономной 06-
ласти Азербайджанской ССР.

3. Бейсалиевой Алиле — домашней хозяйке, город Алма-Ата
Базахекой ССР. Е :

_ 4. Гусейновой Акиме Али-Гусейн визы — домашней хозяйке,
город Баку Азербайджанской ССР.

5. Закировой Жамал — домашней хозяйке. поселок Семиозер-

9. Кулановой Варваре Евдокимовне — колхознице, станица
cote Илийского района Алма-Атинской области Базахской

р -

10. Сеитбеновой Суксур — колхознице колхоза Кенеш Нукат-
ского района Ошской области Киргизской ССР.

11. Ситниковой Фионе Михайловне — домашней хозяйке, го-
род Актюбинск Казахской ССР.

12. Усубековой Телекей — колхознипе колхоза Актюбе Дже-
ты-Огузовского района Иссык-Кульской области Виргизской

ный Семиозерного района Кустанайской области Казахской
+

CCP. `

6. Исмаилевой Гюльзар Мамед-Али кизы — домашней хозяй-

Ее, город Еировабад Азербайджанской ССР.

Москва, Кремль. 19 ноября 1944 г.

ССР.

13. Фатесвой Евхокии Алексеевне — волхознице, город Баку
Азербайджанской ССР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета CCCP A, ГОРКИН.

Картофель и овощи —

в фонд Красной Армии
КАЛУГА, 19. (Пч телефону). Колхозы
Калужской области к 15 ноября выполнили
план поставок картофеля и овощей государ-
ству на 111,7 проп. Продолжаетея  сверх-
плановая сдача картофеля и овощей в фонд
Ррасной Армии. Впереди идут колхозы Пе-

ренышльского и Метовского’ районов.

ИТС КАБАРДИНСКОЙ АССР ВЫПОЛНИЛИ
ГОДОВОЙ ПЛАН ТРАНТОРНЫХ РАБОТ
НАЛЬЧИК, 19. (Т4С0). Машинно-трак-

торные станции Кабардинской республики

выполнили годовой план тракторных работ.

Первенство в соревновании заняла Прохлад-

кенская MTC, выполнившая план на
130 процентов.

Юбилейная научная сессия
ЛЕНИНГРАД, 19. (Корр. «Правды»).

Завтра, 20 ноября, начинается юбилейная
научная сессия Ленинградского государ-
ственного университета, посвященная
125-летию со дня его основания. Сессия за-
слушает-около двухсот докладов о наиболее
важных достижениях старейшего ‘ученого
коллектива нашей страны,

Пленум ЦК КП(б) Латвии

РИГА, 19 ноября. (ТАСС). Состояжя
пленум ПК КП(б) Латвии. Пленум рас-
смотрел вопросы 0 ликвидации  послед-
ствий немецко-фантистской оБкупации Ha
территории республики и о мерах улучше-
ния партийно-организационной и партийно-
политической работы.

С докладом по первому вопросу выступил
секретарь ЦК КП(б) Латвии тов. Калн-
берзин. Он говорит о большой благодараю-
сти латвийского народа Красной Армии,
товаришу Сталину, великому русскому на-
роду за освобождение от немецко-фашист-
ских оккупантов.

— Немцы нанесли, — заявляет т. Калн-
берзин,— огромный ущерб хозяйству Co-
ветской Фатвии. Немцы оставиля Ригу
без воды и - света, отняли у трудо-
вого крестьянства ‘землю, урожай. В
настоящее время в освобожденных уез-
дах возвращена земля 27 тысячам бедня-
ков и батраков общей площадью 214 ты-
сяч гектаров. СЕ

Докладчик указывает на чеобходимость
в первую очередь. восстановить и пустить
предприятия,  производившие  родувцию

для нужд Красной Армии, а также электро-
станции, железнодорожный и водный транс-
порт. подготовить предприятия и жилища
к зиме. Нужно восстановить МТС, машия-
10-конно-прокатные пункты, приступить в
ремонту тракторного парка и сельзкохо-
зяйственного инвентаря, оказать помощь
бедняцким хозяйствам семенами и инвента-
рем, своевременно и хотопю подготовиться
& весеннему севу.
Выступивший по второму вопросу cek-
ретарь ЦК КП(б) Латвии тов. Лебедев боль-
пе внимание уделил задачам укрепления
партийных организаций на предприятиях
п в деревне. Необходимо коренным образом

улучитить партийную и массово-политиче-

скую работу среди населения, смело выдви-
гать на руководящие посты преданных со-
ретской власти и партии рабочих, крестьян,
интеллигенцию, бывших партизан.

По расемотренным вопросам ‘пленум при-
нал собтветотвующие решения.

С большим воодушевлением участники
пленума послали приветствие товарищу

Сталяну.

Оперативная сводка за 19 ноября

_ В течение 19 ноября в Венгрии наши войска с б5ем овладели городом и желез-
нодорожней станцией ДЪЕНДЬЕШ, а: таже заняли несколько других населённых
пунктов и среди них ГЕРНАД-НАН, ГЕРЕМБЕЛЬ, ТОФАЛУ, ВЕЧЬ, ХЕВЕШУГРА,

БОЛДОГ, ГАЛГА-ХЕВИЗ.

На других участках @рента — поисни разведчиков и в ряде пунктов шли бои

местного значения.

За 18 ноября наши войсна подбили и уничтожили 17 немецких танков. В воздуш-
ных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 25 самолётов противника.

* 3k

В Венгрии наши войска овладели горо-
WOM и железнодорожной станцией Дьен-
дьеш — важным опорным пунктом 960ро-
ны противника. В боях за город истребле-
но свыше двух батальонов вражеской пе-
хоты. Сожжено и подбито 8 танков и са-
мохолных орулий. Наши войека заняли
селение Галга-Хевиз и держат под обетре-
лом железную дорогу Хатван — byzanemt.
На. другом участке части Н-скотго соели-
нения, отразив контратаки лехоты и тав-
ков противника, продвинулись вперёд и
заняли несколько населённых пунктов.
Захвачены крупные склады противника ©
боеприпасами. Ha складах оказалось до
70 тысяч снарялов и 45 тысяч мин.

В течение дня на разных участках взя-
то в плен до 500 немецких и венгерских
солдат и офицеров.

Ея

Запалнее города Иелгава (Митава) две
роты пехоты противника пытались полой-
ти к нашим передовым позициям. Совет-
ские бойцы открыли ружейно-пулемётный
огонь и вынулили врага поспешно отету-
пить. Ha подступах к переднему краю
осталось несколько десятков вражеских
трупов.

Налиа, бомбартировочная авиация copep-
шила налёт на железнодорожную станцию
Лалнуце. Отмечены прямые попадания бомб
в два немецких воинских эшелона. Ha
территории станции возникли пожары Е
произошли сильные взрывы.

ЕЕ
В Восточной Пруссии действовали наши
разведывалельные группы.  Развелчикя

Н-окой части ночью пробрались лошиной
в тыл опорного пункта немцев. Разведчи-
ки внезапно атаковали врага и уничтожи-
ли группу гитлеровцев. Взяв в плен четы-
рех немцев, разведчики вернулись в свою
часть. :

ха

Корабли Краснознаменного Балтийского
флота артиллерийскими огнём потопили двз
немецких сторожевых катера.

+ *

На 2-м Прибалтийском фронте за 0-
следние дни на сторону Красной Армии
перешли до 200 немецких солдат и 0фи-
перов. Перебежчие унтер-офицер 388 не-
меткой пехотной ливизии Франц ПН. расека-
зал: «После того, как немецкие войска
‚в районе между Тукумоом и Либавой ока-

Е eee ee RS bee ee НЫЕ

От Советского Информбюро

(И. СТАЛИН).

зались отрезанными от Восточной Пруссия,
немецкое командование издало очень много
приказов и воззваний. Чуть ли не в каж-
лом из них солдаты призываютея не па-
дать духом. Под страхом расстрела сновз
и снова категорически предлагается we от-
давать ни одного вершка земли. Однако
повеление офицеров говорит солдатам о по-
ложении отрезанных дивизий гораздо боль-
ше, нежели все приказы, вместе взятые.
Офяцеры стремятся всеми правдами и не-
правдами удрать в Германию. Пол каким-
то предлогом улетел в Германию команлио
544 полка. Велел за ним уехал команлир
546 полка. Улетучились и некоторые офи-
перы штабов. Солдаты теперь говорят:
«Офицеры считают, что наше положение
безнадежное, и стараются спасти свою
шкуру, пока не поздно. Надо и нам поду-
мать © себе, иначе мы не выберемея от-
сюда и все погибнем».

Перебежчик ефрейтор 546 немецкого
пехотного полка Генрих Т. заявил: «Офи-
перы никому не ловеряют. Каждый солдат
находится на подозрении. Офицеры счита-
ют, что не сеголня так завтра каждый
солдат может самовольно оставить пози-
цию, убежать в тыл, либо перебежать в
русским. Только и слышно о раострелах
соллат. На-лнях ротиистр Баумгарл зачитал
приказ командира дивизии, в котором пе-
речислялиеь фамилии солдат, расстрелян-
ных 38 самовольное оставление своих по-
зиций». Перебежчик обер-ефрейтор 328
полка 227 пехотной дивизии Генрих М.
сообщил: «Несколько дней тому  назал
ап’ютант командира полка зачитал нам
приказ командования 18 армии © разстре-
ле 30 соллат, бежавших из своих частей
и шойманных в тылу».

Родина салютует славным советским
артиллеристам

ЛЕНИНГРАД

ЛЕНИНГРАД, `19. (Корр. «Правды»).
Ранним утром, когда туман еще стлалея
над запорошенными первым снегом улина-
ми, ленинградцы усльлиали по радио при-
каз Верховного Главнокоманлующето Мар-
шала Советского Союза товарища Сталина.
С ралостным волнением внимали они ело-
вам высокой сталинекой оценки артялле-
рии, как главной ударной силы Краснов
Армии. - ser

На преипфиятиях, в частях Jenmurpat-
ского фронта, на боевых кораблях Красно-
знаменной Балтики возникали короткие
митинги. Леринтралцы © воодушевлением и
торлостью повторяли слова приказа:

— Пусть живет и здравствует coBeT-
ская артиллерия на страх врагам нашей
Ролины!

Весь город ожидал сегодня торжествен-
ного салюта в честь славных артиллеристов.

..Отемнело. Внезапно сказочно краеи-
вый фейерверк засверкал над городом. Это
была прелюлия салюта.

На мгновение воцарилась тишина, и
влруг красноватое пламя пронизало берег
Невы. Эемля дрогнула от первого залпа
торжественного салюта.

— Да злраветвует артиллерия Красной
Армии!

— Слава великому Сталину!

Привететвенные возгласы сливалиеь ¢
громом новых залов. —

КИЕВ

КИЕВ, 19. (Корр. «Правды»). Торжест-
венно отметила День артиллерии столица

Советской Украины.

В театре оперы и балета имени Шевченко
состоялось торжественное заседание город-
ского Совета депутатов трудящихся совме-
стно с представителями партийных. созет-
ских, общественных организаций и Красной
Армии.

В президиуме заседания—товарищи Хру-
щев, Коротченко, Гречуха. Корниёп, Вири-
ченко, Сердюк и другие. Бурными анплоди-
сментами встретили собравшиеся предложе-
ние избрать в почетный президиум Полит-
бюро ЦК ВКП(б) во главе с товарищем
Сталиным и Нолитбюро ЦЕ ВП (6) Украины.

С докладом «Всесоюзный день артил-
лерии» ‘выступил генерал-майор Абросимов.

Гремят восторженные аплодисменты в
зале, когла докладчик говорит о выдаю-
щихся заслугах советской артиллерии, о ро-
ли товарища Сталина в создании и разви-
тии нашей славной артиллерии.

торжественного заседания ese te привет-
ственное письмо товарищу Ста . а так-
же письмо героическим артиллеристам и ми-
пометчикам Красной Армии.

В семь часов вечера зарницы артилле-
рийских выстрелов и яркий праздничный
фейерверк осветили небо.

МИНСК

МИНСК. 19. (Норр. «Правды»). Кажется,
только вчера в небе Минска гремел торже-
ственный октябрьский салют —— так свежо
сще впечатление о нем у жителей 0свобо-
жденной столицы Белоруссии. И вот сегодня
небо Минска снова озарилось тысячами кра-
сивых разноцветных огней.

Ровно в 19 часов над городом прокати-
лась величественная канонада — Минек са-
лютовал в честь нашей славной артиллерии.

На улицах города в эти волнующие мину-
ты было необыкновенное оживление. Полные
горлости за сталинскую артиллерию, з& свою
родную Красную Армию, жители Минска лю-
бовались величественным зрелищем. —

ТАШКЕНТ

ТАШКЕНТ, 19. (ТАСС). Сегодня  позд-
ним вечером полны улицы столицы Узбеки-

‚стана. Народ движется к Красной площади,

скверу Революции, стадиону «Пищевик»,
к паркам — туда, где расставлены грозные
орудия. Столица Узбекской республики се-
годня салютует в честь доблестных артил-
леристов Красной Армии.

В 19 чаеов раздался первый артилле-
рийский раскат. Залпы следуют один за
другим. В небо взлетают разноцветные  ра-
кеты. Восторженно наблюдают  ташкентцы
за салютом в честь могучей советской
артиллерии. Отовсюду раздаются ликующие
возгласы: «Ура!». «Яшасын Красная Ар-
мия!», «Ура нашей артиллерии!», «Да здрав-
ствует товарйш Сталин!».

АЛМА-АТА

АЛМА-АТА. 19. (Корр. «Правды»). С ут-
ра город принал праздничный вил. Улицы
украшены флагами, лозунгами, плакатами,
портретами руковохителей партии и правя-
тельства, маршалов артиллерии. Особенно
оживленно на плошади. гле стоят тяжелые
артиллерийские орудия. Посмотреть их при-
шли тысячи горожан.

. Стрелка показала ровно 19 часов. Торже-
ственно раздались артиллерийские залпы —
салют советской артиллерии.

Несутея возгласы: г
— Да здравствует советская артиллерия!
— Слава великому Сталину!

ВИЛЬНЮС

ВИЛЬНЮС, 19. (ТАСС). Ровно в 7 часов
вечера вместе с раскатами залпов Москвы,
доносившимися из репродукторов, раздался
салют Вильнюса. Лесятки тазноцветных
ракет озарили площади и улицы города,
прожекторы осветили башню на горе Геди-
мина, грянули орудийные залпы. Столица,
Советской Литвы восторженно привететво-
вала доблестную советскую артиллерию, на-
носящую сокрушительные удары по немец-

— Слава великому Сталину! Слава с9-
ветской артиллерин!— доносятся 0 всех
сторон приветственные возгласы ашхабад-
цев.

Снова и снова гремят залпы. Играет му-
зыка, раздаются ралостные песни.

СТАЛИНАБАД

СТАЛИНАБАЛ, 19. (Корр. «Правды»). Се-
годня столаца Таджикистана торжественно
отметила День артиллерии. Но предприяти-
ях, в учреждениях: вузах, школах высту-
пили агитаторы, пропагандисты, лекторы,
рассказавшие о силе и могуществе совет-
ской артиллерии.

В 19 часов по местному времени был дан
салют в честь наших славных артиллери-
стов. Олин за другим прозвучали лвалцать.
залпов. Вечернее небо озарилось разноцвет-.
ными огнями. Тысячи сталинабадцев на-
блюдали это яркое зрелище.

СТАЛИНГРАД

СТАЛИНГРАД, 19. (По телефону). После
двухлетней тилеины над Волгой сноза за-
грохотали орудия. Они напомнили о н0яд-
ре 1942 тода. Давно ли это было? Важет-
ся, еще вчера вся наша страна с напря-
женным вниманием следила за ходом вели-
чайшей битвы. А сегодня сталинградские
пушки уже гремят на полях Восточной
Пруссии и в Венгрии. .

Торжественный салют в честь советских
артиллеристов вызвал срели сталинтрадцев
неописуемое ликование. Отовсюду в ответ
на каждый зали неслись крики «ура» и
приветственные возгласы.

ХАБАРОВСК

ХАБАРОВСК, 19. (Корр. «Правды»). Ве-
череет. Догорает алая полоска зари. Haz
Амуром сгущаются сумерки, крепчает мо-
роз. Но никогда, даже в. теплые солнечные

ко-фалтистеким захватчикам.
ТАЛЛИН

ТАЛЛИН, 19. (ТАСС). Два месяца назад
гром советских пушек возвестил таллин-
цам, что наступил конец хозяйничанью ‘не-
мецких захватчиков на эстонской земле. (е-
голня — особенно знаменательный день для

дни, здесь не было так многолюдно, как сей-
час. Тысячи горожан с детьми, на салаз-
ках, на руках, бесконечным потоком устре-
мляются к берегу Амура.

Семь часов вечера. На миг воестанови-
лась тишина. И бразу же тяшину взорвал
мощный залп 224 орудий. Вверх взлетели
тысячи разноцветных ракет, окрасив и не-
бо, и снег в ослепительно яркие цвета. Гре-

освобожденной столицы Советской Эстонии.
Людно и шумно на -e8 улицах и площадях,
разукраненных красными флагами.

Когда догорел закат морозной балтийской
дымки и спустились сумерки, толпы людей
устремились на площадь Победы, к древним
стенам Вышгорола, ко взморью.

Эстонекая столица салютовала могучей
советской артиллерии. сыгравшей  незабы-
ваемую роль в освобождении эстонской зем-
ли от немецких захватчиков,

РИГА

РИГА, 19. (По телешену). Сегодня в Риге
был дан салют в честь Дня артиллерии. Ров-
во в 19 часов на площади Эспланада, у па-
мятника Свободы и на центральной улице
Бравибас собрались многочисленные груп-
пы. Жители Риги горячими возгласами при-
вететвовали доблестных артиллеристов.

Вечером в театре оперы и балета состоя-
лось торжественное заседание горисполкома
и горкома партии, посвященное Дню артил-
лерии.

АШХАБАД

АШХАБАД, 19. (Корр. «Правды»). С ут-
ра на улицах города царит большое ожив-
ление: десятки тысяч ашхабадцев, колхоз-
ников пригородных аулов приняли участие
в празднике советской артиллерии.

Девятнадцать часов. Гремят артиллерий=
ские залпы, впервые за годы войны услы-
шанные в столице Туркменистана.

мит артиллерийская канонада, содрогается
земля, сотрясаетея возлух. Далеко по Аму-
ру разносится громовый голос бога вой-
ны — сталинской артиллерии.

НОВОСИБИРСК

НОВОСИБИРСК, 19. (Корр. «Правды»).
Тысячи людей пришли сегодня на пло-
шаль имени Оталина, чтобы осмотреть вы-
ставку,  отображающую путь развития
русской артиллерии от самых давних в0е-
мен ло наших дней. Сердца советеких лю-
лей наполнялиеь торлостью за могучую
совелекую артиллерию, сокрушающую си:
ой своего огня” вражеские укрепления,
живую силу и технику врага.

Вечером Новосибирск салютовал claB-
ным артиллеристам Красной Армии.

Праздник советекой артиллерии прошел
торжественно и радостно.

ТУЛА

ТУЛА, 19. (По телефону). Центральные
улицы города — Коммунаров и Советская—
к вечеру были буквально запружены наро-
дом. №юдекой поток устремился на площадь
имени Челюскинцев — в тульскому кремлю.

В темноте‘ осенней ночи едва вырисовы-
ваются силуэты старинных кремлевских бз-
шен. Но вот яркие всполохи салюта рвут
темноту. В небо летят разноцветные огни

ракет, и древний город русских оружейни-

хов, русских пушкарей встает во всей своей
красе.