0 ty
Поз
Пен

Ee
Laan;
хан

СИН
АЯ

eT
ом
08+
OMe:
Mb)
83 -
Te
HCO
Meg
ско
eT:
Юон

aor

№
tpt
> BE
api
Ве»
И 1
и!
аЦиЕ
at
TER

OH?
tHE.
зяй

Todi

hoz

Or
чаи

Nae
дог
эко
ея
чей,
ее.
adi

х >.
ПИ рее р -

г , #7 Е

всех стран, coe timeco!
a львыый

Пролетарии

Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).
Ve
Sa Hapkomerpoa {2 стр.). .

“~_Or Copetcxoro Информбюро.

Указ Президиума
СССР (1 стр).

Орган Центрального Номитета и МК ВКП(б).
№ 280 (9737)

со столетием со дня его смерти (1

Всемерно развивать
советское машиностроение

В холе Отечественной войны наша стра
на проявила исключительную организован-
ность и сумела направить великие духов-
ные и материальные силы на защиту Родн-
ны %т военной агрессии со стороны гит-
леровской Германии и её сообщников. «Сэ-
ветское государство, несмотря на тяжёлое
бремя войны, несмотря на временную ок-
купацию немцами весьма больших и зно-
номически важных районов страны, в хо-
де войны не сокращало, а год от года уве-
личивале снабжение фронта вооружением и
боеприпасами» (И. Сталин). В этом есть
немалая заслуга большой армии советсклх
изптиностроителей, заводов, занятых произ-
водством станков, автомобилей, подшиини-
ов, металлуртического и шахтного обору-
дования, электроприборов, фадисалпарату-
ры т. п.

циалистические обязательства, Патриотиче-
ское стремление советских машиностроите-
лей полностью соответствует духу времени
и требованиям, которые пред’являет к ним
страна. :

Большие задачи стоят перед тяжёлым
мапиностроением. Чтобы двинуть вперёд
чёрную металлургию, чтобы развернуть
угольную промышленность и как можно
скорее повончить с последствиями хозяй-
ничанья гитлеровских оккупантов, изгнан-
ных Врасной Армией с территории нашей
страны, нужно особенно сильно поднять
тяжёлое машиностроение. Существующие,
вновь выстроенные, строящиеся и расши-
ряющиеся заводы тяжёлого машинострое-
ния должны будут осуществить весьма
внушительный заказ чёрной и цветной
металлургии, угольной промышленности,

ция КИШТАЛИЯ.

местного значения.

В Венгрии чакти Н-ского соединения в
результате упорных боев овладели селением
Чаба. Затем наши бойцы совершили обход-
ный маневр по горам и заняли несколько
других населенных пунктов. Ожесточенные
бои произошли восточнее города Дьендьеш.
Врупные силы мехоты и танков противника
предприняли олну за другой пять контр-

электрических станций, железных дорог.
aoe ии В ры ae Нельзя развивать ни одну отрасль на-  атак. Измотав врага, советские войска силь-
: i, i оста-   ным ударом отбросили гитлеровцев. Против-
дек именно машиностроение  явилос,   РОДНОГО хозяйства, не располагая доста ударо р еровцев. Проти

ник потерял только убитыми более 600 сол-
дат и офицеров. Нали артиллеристы и бро-
небойщики сожгли и полбили 20 немецких
танков и самоходных орудий. Захвачены
трофеи и взято в плен 460 немецких и вен-
терских солдат и офицеров.

* + &

Юго-западнее города Иелгава (Митава)
наши подразделения на ряде участков пред-
приняли разведку боем. После огневого на-
лета советские пехотинцы атаковали пуо-
тивника. В результате рукопашной схватки
наши подразделения выбили немцев и овла-
дели их позициями. Противник бросил в
контратаку значительные силы пехоты и
танков. Наши части отбили все контратаки
немцев и нанесли т большие потери.

точными резервами электрооборудования—
турбинами, генераторами, котлами, элек-
тромоторами,  трансформаторами,  кабель-
ной продукцией. Электромантиностроение
стоит накануне нового мощного разви-
тия — В этом заинтересованы буквально
все отрасли народного хозяйства.

С особой надеждой смотрит страна на
советских станкостроителей. Стране нуж-
  ны тысячи и тысячи станков. Мы строим
реловую. {и будем строить новые фабрики и заводы,

Кота гиттеровские захватчики совеоти-  расплиряем и будем раеширять существую-
ли вероломное нападение на Советский Со-  щие предприятия. Мы должны как можно
ю3, мы смогли благодаря наличию перво-  быстрее восстановить заводы, фабрики,
Блассного маптиностроения в короткие срс-  шахты и рудники, разрушенные немцами.
ви расширить военное производство, раз-  Повсюду нужны станки, нужны автоматы
вернуть массовый выпуск танков, самолё-  и полуавтоматы, нужны многоаггрегатные,
тов, вооружения, боеприпасов и обеспечить   высовопроизводительные станки, нужен
зсеми‘видалии боевой техники нашу Красную   инструмент.

Армию. В этом сказалась зрелость нашей Станкостроение во многом определяет
тяжёлой индустрии, чалиего мапеинострое-   технический уровень промышленности лю-
ния, без которого немыслимо было бы раз-   бой страны. Нам необходимо во-всю раз-
вертывание военной промьмиленности, раз-   вернуть производетво станков на специали-
витие  металлургического производства,   зированных станкостроительных заводах.
угольной промышленности, энергетики, же-   Одновременно нужно развивать станкостро-
чезнодорожного транспорта. ение на предприятиях, не входящих в си-

Советское мапииностроение, несмотря нз  Стему Наркомата станкостроения. Опыт
урон, нанееённый врагом, сумело не толь-  Войны показал, что мы можем резко увели-
&0 оказать Брасной Армии существенную ЧИТЬ станкостроительный парк за счёт из-
ючощь, но расширяло и продолжает рас-   ГОтовления станков на самых различных
шШирять своё производство. В восточных и   Заводах. Так, артиллерийские, миномётные,
центральных районах нашей страны созда-  АВтомобильные, танковые, авиамоторные и
вы новые и расширены существующие бз-   Многие другие заводы изготовили во время
зы тяжёлого машиностроения. К ним отно-   ВОЙНЫ немалое количество станков для све-
caren красноярский завод «Красный Проф-   ИХ собственных нужд. Этот пример достоин
интерн», Сызранский локомобильный за-  ВСяческого распространения.
вод, Уральский турбинный, Ново-Крамато- Народное хозяйство и Красная ‘Армия
ский ши. Оталина в гор. Электросталь, ко-   ПРед’являют, большие требования к `нашей
тельный завот «Красный котельщик» з По-  автомобильной и тракторной промышлен-
дольске и др. Реконструированы и знача-  НОСТИ. Дальнейшая механизация Брасной
тельно расширены Иркутский и Алиа-  АРмии и автомобилизация` страны пред’яв-
Атинский заводы тяжёлого мапгинострое-   ЛЯЮТ весьма высокий спрос на автомашины.
ния, Кусинокий машиностроительный за- Красной Армии и сельскому хозяйству нуж-
вод. Поднимаются из руин варвареки раз-   НЫ В изобилии тракторы. Работники еред-
рушенные немецкими разбойниками таки»   НГО машиностроения обязаны непрерывно
предприятия тяжёлого мапиностроения, ках   УВеЛИЧИВАТЬ ВЫПУСК автомобилей и тракто-

рошиловтрадекий  паровозостроительный   РОВ, совершенствовать их, быстрыми темпа-
завод им. Октябрьской революции, Харь-   МИ Строить новые автомобильные и трак-
ховский турбинный завод им. Кирова. та-  ТОРНЫе заводы, создать высокоразвитую
ганроговий завод «Красный котельшие». мотоциклетную и велосипедную промышлен-

- ность.

В годы войны был выстроен новый. Ал-  Для военной промышленности характерен
тайский тракторный завод, построены Но-   непрерывный технический прогрессе — по-
вые автомобильные предприятия за Волгой, точные методы производства, новая техно-
на Урале. Подходит к концу строительство логия, использование всего лучшего, техни-
Владимирского тракторного завода. Уже   чески прогрессивного, что было накоплено в
дает свою червую продукцию новый Линец-   советской и зарубежной технике. Всё это
кий тракторный завод. Закладывается авто-

as с успехом применялось в военном производ-
мобильный завод. Создаются новые мощные стве. Вонструкторекая мыель постоянно MO-
станкостроительные

заводы. Распиряется дернизировала и улучшала типы самолётов,
электропромышленность. танков, вооружения, опережая технику
Недавно «Правда» сообщала o6 успехах   врага. Опыт военного производства следует
советского машиностроения в предоктябрь-   широко применить во всех отраслях совет-
ском соревновании. Многие заводы тяжёло-   ского машиностроения.
го машиностроения — Ново-Краматорский Было бы ошибочно отрывать работу
им. Сталина в Донбассе, ленинградские за- машиностроительных заводов от военного
воды им. Кирова и Невекий им. Ленина, производства или рассматривать их работу
московекий «Красный металлист», Пероз-  как. второстепенную. Деятельность каждого
CRU и другие досрочно вынюлнили годовой   машиностроительного предприятия должна
план. Предприятия Наркомата тяжёлого быть наряду с металлургическими, танковы-
машиностроения за 10 месяцев текущего   ми, самолётостроительными,  артиллерий-
года дали продукции на 31,4 проц. больше,   скими и боеприпасными заводами в центре
чем за тот же срок в 1943 году. Перевы- внимания местных партийных и советских
полнили октябрьский план заводы Наркома-   органов.
та среднего машиностроения. Станкострои- В годы войны мы создали могучую воен-
тельные и инструментальные заводы идут   ную индустрию. «Подобно тому, как Красная
& перевыполнением плана. Предприятия   Армия в длительной и тяжёлой борьбе один
Наркомата электропромышленности успеш-   на один одержала военную победу над фа-
Но справились с выполнением октябрьской шистскими войсками, труженики советского
программы. выпустили сверх плана значи-   тыла в своём единоборстве с гитлеровской
тельное количество самолётных и танковых   Германией и её сообщнинами одержали эно-
радпостанций, врубовых и взрывобезопас-  номическую победу над врагом» (И. Сталин).
ных моторов и многое другое. У советского народа хватит сил, энергии и
Коллективы машиностроительных пред-   настойчивости, чтобы двинуть вперед совет-
приятий в ответ на призыв магнитогореких   ское машиностроение и создать, таким об-
и ° кузнецких металлургов — завершить   разом, необходимые условия для нового, зна-
1944 год новыми произволственныееи дости-   чительного и мощного развития всей совет-
жениями —— взяли на себя повышенные с0-   ской промышленности.

ЕВЕ ЕЕ ЯВ ЕВЕ ЕАН
Издание доклада товарища Сталина на татарском

и молдавском языках

КАЗАНЬ, 21. (Корр. «Правды»). Татар-
ское государственное издательство выпусти-
10 массовым тиражом на татарском и русском
языках доклад товарища Сталина о ХХУП
годовщине Великой Октябрьской социали-
стической революции и приказ Верховного
Главнокомандующего № 220 от 7 ноября
1944 года.

основным рычагом реконструкции на-
родного хозяйства. В великом историческом
производственном перевооружения страны
оно занимало ведущую роль. В росте машя-
востроения с необычайной силой проявля-
лась генеральная линия ленинско-сталин-
ской партии, выводившей налиу страну из
состояния хозяйственной и. технической от-
сталости в страну во всёх отношениях пе-

В Восточной Пруссии происходила артил-
лерийско-минометная перестрелка. Снайпе-
ры Н-ского соединения в течение двух дней
истребили 63 немецких солдата и офицера.
Наша авиация совершила налеты на желез-
нодорожные станции Ликк и Тройбург.
Уничтожено 5 паровозов и 30 вагонов. На
территории станций возникли пожары.

Юго-западнее города Остроленка отряды
противника, пользуясь туманом. пыталиеь
вести разведку. Наши сторожевые тосты во-
время обнаружили гитлеровцев и рассеяли
их ружейно-пулеметным огнём. Краеноар-
мейцы тт. Чистяков и Гордеев, охранявитие
проходы в минных полях, захватили-в нален
двух немецких развелчиков и доставили их
в штаб. т

# * &

Авиация Краснознаменного Балтийского

флота потопила в Балтийском море немец-

0 награждении академика

Самуиловича орденом Ленина.

Секретарь Президиума

20 ноября в Москву прибыл из Белграда
Премьер-Министр и Министр Иностранных
Дел Югославии г-н Иван Шубашич. Вместе
с г-ном Шубашичем прибыли Заместитель
Председателя Национального Комитета Oe-
вобождения Югославии Эдвард Кардель, по-
сол Югославии в СССР г-н Станое Симич,
представитель Национального Комитета 0с-
вобождения Югославии в Лондоне генерал-
майор Влалимир Велебит, генерал-лейтенант
Ф. Е. Махин, а также группа членов: (о-
ветской Военной Миссии в Югославии во
главе с генерал-майором А. Н. Мэльнико-
вым.

20 ноября Народный Комиссар Иностран-
ных Дел СССР В. М. Молотов имел беселу

21 ноября Заместитель Председателя Сов-
наркома’ СССР и Народный Комиссар Иност-
ранных Дел СССР В. М. Молотов: дал зав-
трак в честь Премьер-Министра и Министра
Иностранных Дел Югославии г-на Ивана
ПГубалтича.

На завтраке присутствовали г-н И. Шуба-
ny, Заместитель Председателя Националь-
ного Комитета Освобождения Югославии г-н
Эл. Кардель, Посол Югославии в СССР г-н
С. Симич, Начальник Югославской Военной
Миссии в СССР генерал-лейтенант В. Тер-
зич, Представитель Национального Комитета

хх

КИШИНЕВ, 21. (ТАСС). Молдавский по-
лиграфтрест издал на молдавеком языке
доклад товарища Сталина на торжественном
заседании Московского совета 6 ноября!
1944 тода.

Тираж брошюры-—20 тысяч экземпляров.

`Первый заместитель Председателя Прези-
диума Верховного Совета СССР тов. Н. М.
Шверник вручил вчера, 21 ноября, в Кремле

Вручение маршальского знака отличия
«Маршальская Звезда» и орденов СССР

сводки за 20 и 21 ноября (1 стр.).
Верховного — Совета

100-летие со дня смерти И. А: Крылова —
заседание в Большом театре (2 стр).

В Совнаркоме СССР. О мероприятиях по
увековечению памяти И. А. Крылова в связи

Москва, Кремль. 21 ноября 1944 года.

: Завтрак у В. М. Молотова в честь
_ Премьер-Министра Югославии г-на И. Шубашича

Вручение ордена Суворова 1 степени и ордена Красного Знамени
генералу армии Г. Ф. Захарову

«Ильюшины»

Оперативные   (3 стр.).

cTp.). ше

Оперативная сводка за 20 ноября

В течение 20 ноября в Венгрии наши войска с боями заняли нескольис населён-
ных пунктов и среди них: ЧАНАЛОШ, ГЕСТЕЛЬ, СИРМА, ЧАБА, ДИОШ-ДЬОР, ОШТВ-
РОШ, ЕГЕРСАЛОК, ДЕМЬЕН, ДЕМОСЛО, МАРКАЧ, ВИШОНТА и железнодорожная стан-

Ha пругих участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов шли бои

За 19 ноября наши войска подбили и уничтожили 45 немецких танков. В воздуш-
ных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 25 самолётов противника.

жжя

Бий транспорт водоизмещением в 6 тысяч
тонн, 2 сторожевых корабля и 2 быстро-
ходные десантные баржи противника.
* 4 =

Наши войска захватили немецкую полеё-
вую почту. Среди корреспонденции обнаоу-
meno письмо Х. Швабе из немецкого города
Любек, адресованное в город Ригу некоему
Лассману. В письме говорится: «Наконец.
стало спокойно, и я могу подумать о нашем
уютном доме в Риге и о прекрасном про-
шлом. Здесь, в Любеке, отвратительно. По
4—5 раз в день, да вдобавок еще разок
ночью, мы бегаем с чемоданами в бомбоубе-
жище. Напг переезд из Риги сюда был ужас-

ным. Мы не спали четыре ночи. Мысль и.

надежла на возвращение в Ригу He поки-
дают нас ни на одну минуту. Мы ежеднев-
но спрашиваем себя: когда же мы снова
вернемся в Ригу и опять заживем хоропю.
Ilo существу Рита стала для нас второй
родиной, в то время как в Любеке мы те-
перь блуждаем почти как чужие».

Как известно, тотчас же после оккупа-
ции Риги немецко-фапистскими войсками в
город нахлынули немецкие колонисты из
разных районов Германии. Гитлеровекие
маролеры и бандиты в иетатском прамчалиеь
за добычей и, как саранча, набросились на
советское добро. Вогда Красная Армия нача-
ла вышибать немцев из Советской Латвии,
фашистские колонисты собрали пожитки,
главным образом чужие, и удрали- из го-
рода, как угорелые. Вместе с другими убрал-
ся во-свояси и Х. Швабе. Едва опомнивигиеь
от испуга, немцы уже мечтают о возвра--
‘щении в Ригу. чтобы вновь сесть на шею
латвийскому наролу. Очевилно, все преж-
ние уроки не попгли впрок Х. Швабе и ему
подобным. Они еще зарятся на города и 6o-
татетва Советского Союза. Столь же на-
глые, сколь и глупые гитлеровцы никак
не могут. понять, что советская земля на-
всегла очищена от. фантистской сволочи. Не
видать больше немцам ни Риги; ни других
наших городов. Потрепанные и битые гит-
леровцы ничему не научились. Что ж, Крае-
ная Армия ласт им еще несколько пред-
метных уроков.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

Варга Е, С, орденем Ленина

За многолетнюю плодотворную работу в области экономических наук и успеш-
ную научню-публициетическую деятельность наградить академика Варга Евгения.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Прибытие в Москву Премьер- Министра и Министра Иностранных
Дел Югославии г-на Ивана Шубашича

На Киевском вокзале прибывших встре-
чали Заместитель Народного Комиссара
Иностранных Дел СССР И, М. Майский, За-
ведующий 4-м Европейским отделом НВИД
СССР В. А. Зорин, и. о. Зав. Протокольным
Отделом НКИЛ СССР Г. И. Фомин и Началь-
ник Отдела Внешних Сношений Народного
Комиссариата Обороны генерал-майор М. П.
Кутузов, а также Начальник Югославской
Военной Мисеии в СССР генерал-лейтенант
В. Терзич и представитель Британского По-
сольства в СССР г-н П. Кроствейт.

В честь прибывших на вокзале был вы-
строен почетный караул и вывешены флаги
Югославии и Советского Союза.

Беседа В. М. Молотова с г-ном И. Шубашичем

с Премьер-Министром и Министром Иност-
ранных Дел Югославии г-ном И. Шубашичем.

%

Освобождения Югославии в Лондоне генерал-
майор В. Велебит и др. С советской стороны
присутствовали Заместители Народного Ko-
миссара Иностранных Дел СССР В. Г. Дека-
нозов и И. М. Майский, Заведующий 4-м
Европейским отделом НКИД СССР В. А. 3о-
рин, генерал-лейтенант И. И. Ильичев, ге-
нерал-майор А. Н. Мельников, и. о. Заведую-
щего Протокольным отделом HEM CCCP
Г. И. Фомин и др.

Во время завтрака В. М. Молотов и г-н
Шубаштич обменялись речами,

вое выполнение заданий командования на
фронте борьбы с немецкими захватчиками.
Ему же за долголетнюю и безупречную

Партийная жизнь (3 стр.).
- А. Колосов — Молодь (3 стр.);

М. Мержанов —- Во весь голос (3 стр.): _
над Восточной  `Пруссией”

Прибытие в Москву Премьер-Министра и
Министра Иностранных Дел Югославии г-на
Ивана Шубашича. Беседа В. М. Молотова с
г-ном И. Шубашичем (1 стр.).

Заявление президента города Варшавы Спы-
хальского о поездке в Москву (4 стр.).

Законы против’ изменников родине в Поль-

20 ноября первый заместитель пред-
седателя Президиума Верховного Совета
СССР тов. Н. М. Шверник вручия маршаль-
ский знак отличия. «Маршальская Звезха»
Маршалу авиации С. Ф. Жаворонкову и Мар-
mary эвизции С. А. Худякову, получивше-
му одновременно орден Кутузова Т степени
за образцовое выполнение заданий коман-

лования и орден Красного Знамени за долго-
летнюю и безупречную службу в Краеной
Армии.

‚ Награжденному за долголетнюю и безу-
пречную службу в Красной Армии комисса-
ру государственной безопаености 2. ранга
В. С. Абакумову был вручен орден Красной
эвезды. р (ТАСС).

орден Суворова 1 степени генералу армии   службу в Красной Армии вручён орден
Г. Ф. Захарову, натраждённому за образцо- 1 Красного Знамени.

Станкостроители «Красного пролетария» выполнили план 11 месяцев

Коллектив завода «Красный пролетарий» процентов. Перевыполнен план по выпуску
20` ноября досрочно выполнил программу станков.
11 месяцев по товарной продукции на 107

Европе (4

Налет

ee ee ee ee ee

Or Советского Информбюро

`Войска союзников вступили в Мец (4 стр.);

ЕЕ ЕЕ

: CEYO RHA B НОМЕРЕ:

B ответ на призыв магнитогорских и куз-
нецких “металлургов — обязательства работни-
ков авиационной промышленности и строителей

Заявление Паасикиви (4 стр.):
К планам создания блока стран в Западной

стр.).

x

американской авиации на остров

Кюсю (4 стр.).

Формирование нового правительства в Ира-
не (4 стр.).

Изменения в составе китайского правитель-
ства (4 стр.).

«Рейнольдс ньюс» требует разрыва отноше-
ний с Франко (4 стр.).

Оперативная сводка за 21 ноября

На острове САРЕМА (ЗЗЕЛЬ) наши

войска, после: мощных ударев артиллерии,

прервали сильно укрепленную оборону протизника в узкой части южной оконечности
острова и, развивая наступление, с упорными боями овладели населенными пуннтами
РАХУСТЕ, КАЙМРИ, НИСУМА, ИНЛУ, КАУНИСПЯ, ЛЫОПЫЛЛУ, ВИНТРИ, ИНГЕ-
ЛАНДИ, ХЕЙНАМА, КАРГИ, КОЛТСИ, ЯМАЯ, ОХЕСАРЕ, МЯССА, МОЙЗА, ТОРКЕН,
СОДЕВАХЕ, ЯРЗЕ, КАВИ. Таким образом, к исходу 21 ноября на южной оконечности
острова в руках противника оставался небольшой плацдарм до 7 километров в глу-
бину, который во’ всех точвах простреливается огнем нашей артиллерии.

19 ноября авиация Краснознаменного

Балтийского флота нанесла удар по кораб-

лям противника у южной оконечности острова САРЕМА (ЭЗЕЛЬ). В результате удара
потоплены два’неприятельских миноносца и два сторожевых корабля, повреждены три
тральщика; один сторожевой корабль и одна быстроходная десантная баржа.

В Венгрии наши войска овладели населенными пунктами ФЕЛДЕДРЕ, ВЕРПЕ-
ЛЕТ, МАЙКА, КИШ НАНА, АБАШАР и железнодорожной станцией ВЕРПЕЛЕТ.

В боях с 14 по 20 ноября на территории Венгрии наши войска взяли в плен
4.220 немецких‘и венгерских солдат и офицеров. Таким образом с 8 по 20 ноября
в боях на территории Венгрии нашими войснами взято в план 11.920 немецких и

венгерских солдат и офицеров.

На других участках фронта — без перемен.

За 20 ноября наши войска подбили

и уничтожили 28 немецких таннов. В в03-

душных беях и огнем зенитной артиллерии сбито 8 самолетов поотивнина.
жж

На острове Сарема (Эзель) наши войска
перешли в наступление. Советская артил-
лерия обрушила мощный огонь по укрепле-
ниям противника. В бреши, образовавииеся
во вражеской обороне, устремились совет-
ские пехотинцы и‘танкисты. Ломая сопро-
тивление противника и громя его опорные
пункты, нални части успешно продвигаются
вперёд. Прижатые к морю гитлеровцы уни-
чтожаются нашими войсками. Корабли
Краснознаменного Балтийского флота под-
держивают действия наземных войск. Огнём
наших кораблей уничтожено много артил-

лерийских и миномётных батарей, paspyme-.

ны десятки дзотов и других укреплений

противника. В ходе боёв немцы несут боль-

шие потери. в живой силе и технике.
&*ж*

В Венгрии наши войска с боями продви-
гались вперёд. Непрерывные дожди иепор-
тили дороги и крайне затрудняют действия
советских частей. Бойцы Н-екого соедине-
ния, наступающие вдоль реки Тарна, пре-
одолевая упорное сопротивление `противни-
ка, продвинулись вперёд на 6 километров.
Гитлеровцы неоднократно переходили в
контратаки, но были отброшены. В резуль-
тале ожесточённого боя напти войска овла-
дели опорным” пунктом противника и же-
лезнодорожной станцией Верпелет. Уничто-
жено ло 600 немецких и венгерских соллат
и офицеров. Бойцы одной нашей части за-
хватили у немцев 3 самохолных и 4 поле-
вых орудия, 17 пулемётов, 8 противотанко-
вых ружей, 2 радиостанции и склад с во-
енным имуществом.

хз *

Юго-западнее. города Иелгава (Митава)
противник пытался вернуть позиции, захва-
ченные вчера нашими развелывательными
отрядами. В течение дня немцы при пол-
держке танков и самоходных орулий прел-
приняли до сорока контратак. Советские
пехотинцы и артиллеристы, успевшие за

_В Совнаркоме СССР

О мероприятиях по

1944 г. столетием со дня смерти великого
русского поэта-баснописца Ивана Андреези-
ча Крылова, Совет Народных Комиссаров
Союза ССР. постановил: re

1. Воздвигнуть в г. Калинине памятник
И. А. Крылову.

2. Перенменовать Толмазов переулок в
г. Ленинграде в. переулок Крылова. i

3. Переименовать Вольную улицу в
г. Калинине в улицу Крылова.

4. Установить в читальном зале библио-
теки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде
бронзовый бюст И: А. Крылова. *

5. Присвоить имя И. А. Крылова:

а) районной детской библиотеке Фрунзен-
ского района г. Ленинграда;

`б) семилетней мужской школе № 24
г. Ленинграда.

6. Установить мемориальную доску на
доме № 18 по Садовой улице в г. Фенин-
граде, где жил И. А. Крылов.

Обращение магнитогорцев и кузнечан,
призвавших работников промышленности и
транспорта ответить на исторический до-
клад товарища Сталина досрочным вышолне-
нием годовой программы, нашлю горячую
поддержку на московских предприятиях.
Принятые рабочими заводов и фабрик обя-
зательства перевыполняются, и на фронт
идет все увеличивающимся потоком сверх-
плановая продукция.

Мартеновцы завода «Серп и молот» 0бе-
щали выплавить стали на 20 процентов
больше, чем в прошлом году. В четвертую
пятидневку ноября превышен намеченный
уровень производства и выплавлено 211
тонн стали сверх программы. С начала ме-
сяца мартеновцы сдали в фонд Главного
Командования 850 тонн металла. Знатный
сталевар завода Овчинников сварил за вто-
рую декаду 5 скоростных плавок, выполнив
задание на 117 процентов. В честь Дня
артиллерии он выпустил 18 ноября плавку
на 1 час 40 минут раньше графика.

Коллектив инструментального завода, обя-
завшийся заверптить годовую программу к
20 декабря и дать сверхплановой ‘продукции

‚ночь укрепиться на новом рубеже, отбили
все контратаки противника. божжено и пол-
бито 13 немецких танков. На поле боя оста-
лись сотни вражеских трунов.

& +

Авиацией Краснознаменного Балтийского
флота в районе Мемеля потозлен немецкий
транспорт водоизмешениех в 6 тысяч тонн.

# =

Войска 3-го Украинского Фронта разтро-
мили на территории Югославии части эс-
эсовской дивизии «Принц Евтений» и 117
пехотной дивизии немцев. Много офицеров
и солдат этих соединений противника взято
в плен. rae

Пленный солдат разведотряла Эрвин Бек-
кер рассказал: «Дивизия «Принц Евгений»
была укомплектована румынскими немцами.
Когда нас перебросили в Возточную Юго-
славию, офицеры говорили: «Вы едете защи-
щать ваши лома и семьи, поэтому должны
сражаться стойко и не отступать ни на шаг».
Олнако мы не могли устоять против оус-
ских. Многие подразделения дивизии были
уничтожены. Во втором батальоне 11 пол-
ка осталось в живых всего лишь 40 чело-
век. Часть солдат запасного батальона пере-
оделась в гражданское нлатье и разбежалась
по-ломам». & > Ее:

Пленный команлир: -Р обозной колонны
оберштурифюрер Беринг показал: «Шри от-
ступлении наши части бросили всех ране-
ных без врачебной помоши и меликамен-
тов. Это было слелано по приказу команлира
дивизии, который заявил: «Раненые сол-
даты нам сейчас бесполезны».

Пленный команлир противотанкового ли-
визиона 117 пехотной ливизии  калитан
Ганс Пост сообщил: «Мой дивизион полно-
тью уничтожен. Когда мы занимали 060-
рону западнее Заечара, в ливазионе наечи-
тывалось 420 солдат и офиперов. Оттуда
вместе со мной вырвались: только 21 чело-
век. Около одной леревни мы были окру-
жены и взяты в плен».

увековеченню памяти

`И.А.Крылова в связи со столетием со дня его смерти

°В связи с исполняющимея 21 ноябряь

7. Учредить стипендии имени И. А. Вры-
лова в следующих учебных заведениях:

а) Московском ордена Ленина Государет-
венном Университете им. М. В. Ломоносо-
ва— 2 стипендии по 400 рублей в мееяц`
каждая для студентов филологического фа-.
культета и   стипендию в размере 800 руб-
лей в месяц для аспирантов кафедры рус-
ской литературы;

6) Ленинградском ордена Ленина Государ-
ственном Университете — 2 стипендии по
400 рублей в месяц каждая для студентов
филологического факультета и 1 стипендию
в размере 800 рублей в месяц для астиран-
тов кафедры русекой литературы;

в) Литературном институте Союза Совет-
ских Писателей — 4 стипендии для студен-
тов по 400 рублей в месяц каждая;

г) Калининском Государственном педаго-
гическом институте им. М. И. Калинина —
2 стипендии по 400 рублей в месяц каждая
для студентов факультета языка и литера-
туры.

Москвичи выполняют свои обязательства

на 6,5 миллиона рублей, в последние дня
значительно перевыполняет программу. Сот-
ни стахановцев достигли рекорлной  произ-
водительноети. зинаила Иванова, Самойлов
и Нехоряна вырабатывают по 5 норм, а
Николаева, Васильева, Комарова, Калинин—
пю 4. В ознаменование Дня артиллерии уча-
сток мастера Комзина выполнил план на
145 процентов.

С огромным энтузиазмом трудятся рабо-
чие завода «Каучук». Ряд цехов уже выпу-
скает продукцию сверх годового задания.
Цех, руководимый тов. Колотневым, дал
изделий на 300 тысяч рублей сверх плана:
цех, где начальником тов. Давыдов, выра-
ботал в счет сопиалистических обязательств
товаров широкого потребления на 1.200 ты-
сяч рублей; коллектив, возглавляемый тов.
Яшкиной, выполнил годовой план на 134
процента.

Рабочие и инженеры Москвы своим само-
отверженным трудом помогают славным вои-
нам Красной Армии быстрее лобить фашиет-
ского зверя в его. собственной берлоге. .,
: в (ТАСС).

x