п
ЧУ
ban,
th
Oe
ЩЬ

(в
lig
OT,
He
Atte
Nee,

Ta

Nts

tf]

[3a
ret
) of
«i
близ
о
в
ей
aye
put
Cost

tt

fF
И
№

ие

=

р
‚$

ЧЕТВЕРГ, 7 ДЕКАБРЯ 1944 г. № 288 (590)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Катерники Севера

в iy aus катера возвращались после стремлении к победе об’единяет эти про-
ея кораоли в 0е- тиворечивые, на первый взгляд, элемен-
ты?!. И потом — служба на катерах.

денькие быстрые
лой пене бурунов стремились к берегу,
Rik стая чаек. Когда они швартовазись
У пирса, визко, почти над самыми мачта-
ми, прешли, покачивая крыльями, штур-
. MOBEER,

— С победой приветствуют! — сказал
` вахтенный матрос, принимая конец с го-

ловного катера.

Сбросив тяжелые. насквозь мокрые!
комбинезоны, краснофлотцы и офицеры
сходили на берег. Они щурили на
красные, раз’еденные морской солью
глаза и с наслаждением разминались ное- концу нашей беседы.
ле долгих часов напряжения.

С окровавленным лицом и забинтован-
ными руками шагал по трапу старший!
лейтенант Быков. За ним на носилках‘ молетами, катера уничтожили весь,
несли чье-то TEI, покрытое военно-мор-  единого корабля, немецкий конвой.
ским флагом.

— Ну, Быков, как? — спрашивали то-\

трудна.

HIM TPH сильно

ярком солнце,

ный успех.

сует меня, — командир соединения ука-
варищи раненого с нежностью. какую зал на карту, — вот эта коммуникация...

только способны были передать их охрин-
шие от ветра и команд голоса.

ли в ночной поиск. Тут я наглялно
— Я-то что! Вот Суворов... у ‘

дился в том, что не зря капитан 2-го ран-
Быков не договорил и взглянул в сто- га назвал свою службу трудной.

рену носилок. Когда стоишь в боевой рубке и катер

Ворабль Быкова принял на себя намбо- набирает ход, уже первая волна накры-
лее жестокий огонь противника. После то-, вает с головою. Ни клеенчатый комбине-
го, как торпеды были выпущены и катер зон, ни теплый на меху костюм под ним,
лег на курс отхода, над палубой разорва-  ни шлем, плотно облегающий голозу, ни
лось несколько немецких снарядов. Оскол-  высокие сапоги, — ничто не спасает.
ками командиру поранило голову и руки. Через какие-нибудь полчаса на теле не
Пулемётчик же Суворов, вывалый катер-  остается сухой нитки. Между тем поход
р. двух орденов, был смертель-   хлится не чае и не два, & всю ночь.

с ранен, и на пути к родному берегу то- = и $
вариши вынути из ны eee ero! rene ee eee
холодеющий труп ла. Алексеев все время по радио поддер-

живает евязь с командным пунктом Ha

Санитарная машина увезла Быкова В берегу, с. нашим флагманом и остальными
госпиталь. У тела Суворова В скорбной   катерами, чте идут строем уступа.

неподвижности застыли часовые. На ка- ou Прямо по носу пловучая мина! —

терах шла уборка, и матросы уже между доносится издалека искаженный ренро-

делом вспоминали о том, как они «долба- AYETOPOM Poze Острякова.

нули» немцев. Потом обедали на берегу, Усилить наблюдение! — командует
в новой землянке, дощатые стены кото- ! Алексеев. !

рой благоухали емолою. — Есть усилить наблюдение!

После обеда об’явиля готовность № 1.  Пулемётчики в своих турелях, комен-
Катера отошли от пирса. Белыми и голу-  доры у орудий, торпедиет — все, кто на
быми пятнами они рассыпались по заля-  палубе, напрягают зренге.
ву, спокойному, зеленому, как бутылоч-  — Самое логово врага!
ное стекло. Свеже смазанные пулемёты и  Алексеев делает жест в ту сторону, где
пушки настороженно смотрели вверх. на горизонте выступают береговые скалы:

Я был на катере капитан-лейтенанта  —— Однако немцев не видать, — тоном
Острякова, одного из героев только-что  сожаления продолжает он.-—_Даже их до-
закончившегося боя. Он первым еблизил- зорные корабли не показываются.
ся с конвоем противника и, ставя дымо- Во вот на берегу ` вепыхивают про-

i

i

В полярный день катера Алексеева уто-
охранявшихся враже-
вих транспорта. А девять немецких ко-
раблей, пущенных на дно в июле, при
под носом у береговой.
артиллерии противника это был огром-

— Немцы в море ничего так не боят-
солнце, ся, как наших катеров, — заметил коман-
‚дир соединения, вошедший в землянку г

И в качестве примера капитан 1-го ран-
га назвал третью, нынешнюю операцию
Алексеева, когда, взаимодействуя с ва-

до

-— Однако, прошу извинить. Интере-

...Стемнело, и катера Алексеева выш-
убе-
*

i

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. Морской охотник выходит в боевой поход.

На венгерской равнине

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

На окранне венгерской деревни — ста-
 рое кладбище. Там, в темном подвале сто-
рожки, находится ‘командный пункт. Вне-
реди — железнодорожная взсыпь, за ко-
торой залегли немны н вевгбы. С холмов
видны позиции противника, А в бинокль

можно различить и торопливо перебегаю-

щие серые фигуры солдат, и проволоку,
и зигзаги траншей

Едва только стрелки поднялись на
гребень холма, как поступил
‘«Закренитьея!> Гвардии стариина Алек-
сей Степанович Слеженцев, бывший элек-
тросварщик с завода «Роствельмаш», око-
лавшись, наметил пути подноса боепря-
пасов, питания и пополз по мокрой зем-
ле от бойца к бойцу. Сенькова заставил
углубить окоп, Варенкину, предложил вы-
брать более удобную позицию.

Остаток дня прошел спокойно. Вечером

i

вую 3aBecy, 10 yparaHHEIM orsém nmpoméa! жекторы. Белые лучи их беспокойно ша- Командир Макаров, вернувитиеь с команд-

Массовый наплыв добровольцев
в сфицерские школы Польского войска

ЛЮБЛИН, 6 декабря. (ТАСС). На осво-  Келецком воеводстве обратились к чле?
божденных территориях Полыши с болыним нам профсоюзов с. призывом вступать В
уснехом проходит набор 10 тысяч добро-   офицерские школы. Из этого BecHORCTAS
вольцев в офицерские школы Полька уже прибыла первая группа B 300° добро-
войска, об’явленный командованием Поль-\Вольцев. Большая тяга в офицерские шко-
ского войска-в ноябре этого года. Этот (лы наблюдается также среди крестьянской
призыв командования встретил широкий. молодежи. На-днях в приемную комиссню
отклик среди членов профсоюзов. Ежеднев-  пришел старик-крестьянин и привел сына с
но в Люблин прибывают сотни доброволь- просьбой зачислить .в офицерскую_ школу.
цев. 3 декабря из Варшавы-Праги -при-  Был случай, когда мать привела в прием-
было 140 добровольцев, на следующий ную комиссию свою дочь. Сама. девуш-
день — 65  квалифицированных молодых, ка заявила комиссии: «Моего брата-парти-
рабочих, которые направлены во вновь соз- зана убили. немцы, я хочу отомстить за
данную летную школу. ‚  вего. Буду чество служить своей родине».

Несколько дней назад организации поль- Девушку приняли ‘в офицерскую школу.
ской социалистической партии (ПТС),  Большой наплыв добровольцев’  Нозволил
польской рабочей партии (ПИР) и кресть- в короткий срок’‘укомплектовать? несколь-
янской партни («Стронництво людове») в`ко офицерских школ.

Освобождение из румынских тюрем советских граждан

БУХАРЕСТ, 1 декабря. (ТАСС). (Задер-   Волнуясь, он спрашивает, скоро ли он

приказ:

-.-денький_корабль.уже имеет-евой боевой:

KCHTPRYPCOM вдоль всего строя немецких
кораблей. Прожектор на катере был раз-
бит, козырек боевой рубки изрешечен.
Павлу Прокофьевичу Острякову два-
дцаль три года. В начале войны прямо из

училища его направили в морскую пе-  курс.

XOTY. Он командовал ретой разведчиков,

был ранен и по выздоровлении направлен первая, с той только разницей, что на

=

в отряд вновь
Только настойчивость вернула
действующий флот.

Участие в сегодняшней онерации, ког-
да катера потопили три вражеских кораб-
тя, — не первое дело Острякова. Цяфра
«1» на рубке говорит о том, что этот ма-

=

его

счёт: На кителе капитан-лейтенанта две
ленточки — знаки наград. Не одну тыся-
чу миль прошёл катер по коммуникациям
противника. Совсем недавно, находясь в

зведке, он несколько часов вёл бой с
Четырьмя немецкими морскими  охотни-

. Вами.
*

Я познакомилея и с капитаном 2-го

ранга Алексеевым.

— Ни на каком другом корабле не
чувствуются так остро море и бой, — го-

ворит Алексеев,

пуса корабля, способного
воздух от одного прямого попадания
. бензобак. Разве не приятно
что своей волей и уменьем командир

строящихея кораблей. море — шторм. Нод утро мы бредем по
Ha прибрежным камням от пирса к землянке

— ТУТ И ПОТрябающая нимать еще два их качества. Это
скорость хода, и разрушительная сила кость и терпение — то, чем искони сла- Когда кто-нибудь
торпед, и относительная хрупкость кор-

взлететь На храбростью и уменьем он всегла побе-

сознавать,

рят-по волнам. Катера, шедшие на малых HOTO пункта, собрал старых солдат. По-
оборатах, вовсе останавлизаются и _ло- говорили, вспомнили родные дома, близ-
жался в дрейф. Прожекторы немцев гае-  ких. Макаров оставил человек двадцать:
HYT, и мы снова движемся в глубь фиор- остальных отпустил.
да, поворачиваем, ложимся на обратный __ Важное дело, — сказал он, — зав-
  тра начнем наступление, разведать про-
тивника требуется. Кто пойдет?

Сержант Демин сказал:

— Я пойду!

— И меня включите! — послынались

Вторая ночь проходит так же, каки

сушиться и греться.

Я смотрю на катерников,  сгор-  Голоса,
бившихея нод тяжестью мокрой одежды.   Еомандир отобрал несколько человек.
Вот 22-летний лейтенант Барбашев. Вой- Среди них был и Сложенцев. Демин уви-
на застала его на первом курсе училища.   дет Сложенцева и улыбнулся. „Не онтибся
 Из блокированного Ленинграда он ушел   он в человеке, когда рекомендовал его в

с товарищами по льду Ладоги, чтобы, за- партию.
..Тихо ушли разведчики. На раесвете

кончив образование, вернуться на флот и
мстить немцам за убитого отца. Рязанов,   вернулись. Привели 13 гитлеровцев, при-
несли ценные сведения. :

старигинаь мотористов, участвовал. в семи
Gd атаках. Боцман Пятаков —  {3 mrada по окопам пронеслось предо-
алагур и первейший на флоте сигналь- стерегающее:
ЩИЕ. Мобилизованный из запаса, он лол- — Burt HacTopome! Возможна вонтр-
го томилея на наблюдательном посту. Но зтака.
потом ему удалось променять спокойную
i $ атальоны 9-
береговую жизнь на рискованную службу олковник ‘обходих б ит
калерника, `верял готовность своих солдат. евы-
в : = кий, подвижной, он появлялся в труд-
Наблюдая этих людей, начинаешь по- СОКИ, :
у ae т пой. НУЮ минуту в самых горячих местах.
заговаривал 0б этом.
вилея русский ‘воин, то, чем на ряду с  Полковник, махнув рукой, отвечал: f
— Я что! Bor nam renepaz действи-
тельно умеет вести народ. Помните
Днепр?
В полку помнят героические дни фоф-
сирования Днепра. Полк имеет славную

В! ждал врагов. :
С. МОРОЗОВ.
в; СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.

день должны были быть освобождены!
заключенные в ней советские ‘граждаке.
Один из заключенных 62-летний
стьянин
‚ской области Петр Братков рассказал
нам, что в июне 1941 года в поле, недалеко
от того места, где он. работал, упал сби-
тый советскими истребителями румынский
бомбардировщик. Самолёт разбился, лёт-
чики были убиты при падении. * Братков
подобрал парашюты и оружие лётчиков и
сдал их в сельсовет. В марте 1943 года по
чьему-то доносу Братков был арестован
румынскими оккупационными властями и
просидел без суда в румынской тюрьме

Фото Н. Вериичука.

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

— Как дела? <,
— Дела ничего. Немцев бъем, тоза-  ло, но Браткову сообщили, что он будет
  pany полковник! Дождь вот только в’ед- обвинен в убийстве румынских лётчиков.
рливый. Но, думаю, кок тронемся, и дождь +
не будет помехой. :

Полковник sosspamaeres на командный
пункт.

Чекивая перестрелка, редкие автомат-
ные очереди.

После обеда дождь усилился. И вдруг
начала бить немецкая артиллерия.

— Тяжелые заговорили. Немец что-
то готовит, — произнес гвардии Kpac-
нозрмеец Почтаренко й лег к пулемету,
подложив под локти на жидкую землю
специально припасенную дощечку.

Выестрелил немецкий шеестиствольный
миномет. Земля брызнула во все сторо-
ны. Стохбы, дыма и огня.

Полковник позвонил в батальоны.

— Доложите обстановку.

— Противник контратакует.
самоходки, пехота.

Бойцы открыли ‘огонь по танкам
й самоходным пушкам врага. Почтаренко
стрелял по берым то ` падавшим, то
вновь возникавшим фигурам. Уже нема-
ло немцев лежало на мокрой „земле, но
живые продолжали лезть напролом. Пу-
лемет Ночтаренко нагрелея. Взрыв — и
‘ком земли, грязь ударили в лицо. Зале-
пило глаза. Почтаренко очистил грязь`и
продолжал стрелять. Ныло плечо. Гвардии

ГЕТЕБОРГ, 6 декабря. (ТАСС). Газета
«Гетеборгспостен» пишет:

«Норвежец, занимающий видное место в
движении сопротивления и прибывший не-
дазно в Швецию, рассказывает, что рус-
ские относятся к населению Северной Нор-
вегии очень дружелюбно. В первые дни,
когда снабжение еще не было налажено,
русские войска выдавали населению про-

ТЕГЕРАН, 4 декабря. (ТАСС). Как пе-
редают из Тавриза,   декабря там состоя-
 лись массовые митинги и демонстрации,
организованные «Фронтом свободы». В ми-
тингах и демонстрациях приняли участие
50 тысяч человек, представлявших все слои
населения Тавриза и соседних населенных
пунктов.

На митинге была принята резолюция, со-
держащая следующие требования: преда-
ние суду Саеда и других министров и лиц,
виновных в расстрелах народных демон-
страций в Тавризе; отмена военного поло-
жения в Тегеране; чистка государственно-
го аппарата от агентов диктатуры; обра-
зование правительства иационального бло-
ка из свободолюбивых элементов, когорое
пользовалось бы доверием всего народа;
высылка Сеида Зия-эд-Лина из Ирана.

Танки,

— В санбат! В резолюции указывается,. что иранский

К   народ не признает полномочий тех  депута-

— Дай я их еще... тов меджлиса, которые будут действовать
Артиллеристы старшего лейтенанта
Климачева стреляли прямой наводкой.
Вольцо Lo окружало немецкие

танки. олковник все видел, но мед- ТЕГЕРАН, 4 декабря. (ТАСС). 2 декабря

лил. Момент для «разговора в Полный   член меджлиса Мосаддык внес на обсуж-

голос» еще не настал. Но вот в атаку по-

р дение меджлиса законопроект,’ в котором
шли немецкие резервы, подброшенные на .

му Арсенал в Бухаресте, из которой в этот

i кре- ходились в Бухаресте в лагере,
Болградокого района пои

до   декабря 1944 года. Следствия не бы-

жана доставкой). Ваши корреспонденты сможет выехать на родину в Советский
посетили вместе с представителями Союз-  Союз.
ной Контрольной Комиссии военную тюрь- Заключенные Петро Ворошан и Иван

Бачинский — каждый 23 лет—были угна-
ны немцами из Хотинского района Мол-
дав кой ССР 4 апреля 1944 года. Они на-
а затем
были посажены в тюрьму.

По словам заключенных, до приезда в
Румынию Союзной Контрольной Комиссии,
все они были закованНы в кандалы. Ручные
‚и ножные кандалы соединялись между со-
бой массивной цепью. На прогулку заклю-
ченные выходить не могли, так как, кроме
‚нижнего белья, никакой одежды у них
‘не было.

Союзная Контрольная Комиссия ведет
‚работу по проверке румынских тюрем. Уже
освобождено из заключения, в соответ-
 ствии со статьей 6-й Соглашения о пере-
[мирии, свыше 4 тысяч человек.

Шзедская газета о взаимоотношениях между советскими
всисками и населением Северной Норвегии

довольствие из своих запасов и вообше
помогали, чем могли. Большая часть зда-
ий в Киркенесе разрушена немцами.
Оставшиеся дома русские предоставили
в распоряжение населения. Сотрудничество
между русскими и норвежцами отличается
особой сердечностью. Русские пришли как
настоящие освободители, и их встречают
с болыним воодушевлением».

нь
Маесовые демонстрации и митинги в Иране

вопреки интересам нации. Участники ми-
тинга избрали комитет в составе 12 чело-

век для борьбы за осуществление этих тре-
бований.

Телеграммы с приведенными выше требо-
ваниями от имени митинга были направ-
лены шаху, меджлису, центральному ко-
митету Народной партии, совету профеою-
зов, газетам, входящим во «Фронт свобо-
ды», и другим демократическим газетам.

Из Семнана сообщают, что 29 ноября
там также состоялся 5-тысячный митинг,
на котором были приняты требования вы-
сылки ‘из Ирана Сеида Зия-эд-Дина и пре-
дания суду Саеда.

По сообщению газет, аналогичные резо-
люции приняли участники массовых митин-
гов, происходивиих в последние дни в Фе-
зайе, Фумене, Шахруде, Мешхеде, Хоз,
Мараге, Лахиджане, Ардебиле и других го-
родах Ирана.

Решение иранского мелжлиса

ным лишением права’ занимать в дальней-
шем государственные должности.

Ряд депутатов заявил протест против
этого законопроекта. Однако замесгитель

Военно-учебная база для лагерных сборов учащихся

Исполком Моссовета в связи с ростом
кантингента учащихся в столице решил
создать для них постоянно действующую
военно-учебную базу. .

Сейчас уже началась подготовка лагеря к
сборам учащихся в летний нериод 1945 года.

Нынешним летом были проведены воени-
зированные лагерные сборы ‘учащихся сред-
них школ и техникумов столицы. На этих
сборах побывало более 5 тысяч человек
прошедших военно-спортивную и массово-
политическую подготовку.

боевую историю. Три Героя Советского
Сотоза воспитаны им — гвардии старший
  лейтенант Власенко, гвардии старпгий
  лейтенант Приходько, гвардии сержант
  Емельянов.

Полковник окликает старшину. Сложен-
цева: .

транепортерах.

— Теперь пора!—реших полковник и
приказал открыть огонь из всех орудий.
Вот это и был «разговор в полный го-
106»! Немецкая артиллерия была подав-
яена в течение десяти минут. Пехота mpo-
- остановилаеь. Сначала немцы и

= Майоров крикнул:

венгры залегли, потом бросились назад.
Наши бойцы преследовали гитлеровцев.
Тяжелые миномёты перенесли огонь в
тыл противника, преграждая ему пути
отхода. Бойцы Тюрина наступали по по-
лю, усеянному вражескими трупами.
...Так  гвардейцами была отбита
контратака врага. И снова поступил при-
каз двинуться на запад. И енова бойцы
делали но 15 — 20 километров в сутки,
копали сырую землю, ходили в разведку.

П. НИКИТИН.
ВЕНГРИЯ, 6 декабря.

Повесть о битве под Москвой“

Три года назад на Нарофоминских` ру- ляет дух войска как «большее или мень-
бежах, в окопах под Волоколамском, под шее желание драться и подвергать вебя
Прюковом, под Истрой, на холмах и рав- онасностям всех людей. составаяющих
нинах Подмосковья, в огне тяжелых сра-  войско». Известно. чте дух войска в болх
жений решалась судьба советской сто- под Москвой оказался тверже булата. По-
IMEI,  весть А. Бека — в том ее значение — но-

-Немцы, разрушившие и покорившие к Казывает, kak был выкован и закален этот
тому времени почти всю Европу, увидели булал.   1941 H
на подступах Москвы нечто для них не-  Октябрь года. пемцы РЕНИ
постижимое. Здесь, под Москвой, сердца оборону под Вязьмой и стремительно рвут-

ночной поиск, громят вражеский гарни-
зон на подступах к Волоколамекому пгос-
се. Вместе с трофеями бойцы захватили
и первого пленного немца. «Он сидел на
телеге в зеленоватом мундирчике, в зе-
леновалой пилотке, озираясь исподлобья,
медленно поворачивая жилистую, с боль-
 шим кадыком, шею».

Его стали расспрапеивать о планах не-
мецкого командования. Он сказал:

— Завтракать — Вольоколямек, ужи-
нать — Москау. у
‘Немец, думающий фразами глупого

Мы еказали уже, что главное в по-
вести — факты. Но в ней уловлена и та
правда времени, которая об’единяет фак-
ты, показывает их направленность, их
общий смысл.

Повесть не претендует на вееоб’емлю-
щее повествование 0 людях, защищав-
ших Москву. Автор то и дело замеча-
ет: «Не ожидайте от меня живописания
природы». Или в другом местз говорит,
что тут речь идет не с любви, которую

говорится, что ни один премьер-министр
или иной министр, а также лица, исполняю-
щие обязанности таковых или являющие-

ся их заместителями, не могут вести с офи-

циальными или неофициальными предста-
вителями соседних или несоседних госу-
дарств, а также с представителями нефтя-
ных компаний или другими лицами эфици-
альные переговоры по вопросам нефтяной
концессии или подписать какой-либо дого-
вор. В этом законопроекте указывается
также, что лица, нарушающие это трэбова-
ние, будут подвергаться тюремному заклю-
чению на срок от 3 до 8 лет с пожизнен-

председателя меджлиса Малек Мадани,
председательствовавший на заседании, не
допустил никакого обсуждения предложе-
ния Мосаддыка и немедленно поставил его
на голосование. Более 10 депутатов в знак
протеста покинули зал заседания. Около
10 депутатов голосовали против. Голосами
остальных депутатов законопроект был
принят.

По имеющимся сведениям, законопроект,
внесенный Мосаддыком, был подготовлен
oe заседания меджлиса на совеща-

нии, в котором участвовали Мосаддык,
Саед, Сеид  Зия-эд-Дин и министр двора
Ала.

ПИЩИ

Газопровод Москва—Саратов

‚ ДЕШЕВОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ СТОЛИЦЫ

Недавно, как известно, принято реше- чится в несколько раз. На ряду с пол-
ние о строительстве газопровода Сара- ным обеспечением бытовых нужд и по-
тов — Москва. Разведка недр, произве- требности многих заводов Москвы в де-
денная в 1942 году, показала, что в Са-  евом топливе удастся обеспечить га-

Е

ратовекой области имеются огромные за-! ру ряд коммунально-бытовых предприя-

пасы газа. Достаточно указать, что 6во-  бань, лечебных уч-
>

бодный дебит одной из скважин  дости- т ен
габт 1—2 млн. кубометров в сутки. реждений и т. д. Подача газа в хлебопе-

Rannsts геддорической разводки   КАРНИЕ на хлебозаволы увеличит их про-
РН pete i

сообщил в беседе с корреспондентом ИЗВодительность в 1,5—2 раза. Особен-
«Известий» начальник Главного управле- Н® Широкие перспективы открываются в

ния искусственного жидкого топлива и Использовании газа в домах с централь-
газа т. В. А. Матвеев, — не только под-  ным отоплением, а также в голландских

твердили материалы предыдущих изы-

пережил каждый, которая понятна ка%- сани но выявили еще большие запасы

дому, а о технике боя, о вопросах воен-

печах, в небольших газовых каминах
и пр. Сараловским газом будет также

приказа, рождает у наших солдат убеж-

° балютев.

людей были тверже металла. ся через заслоны на Волоколамское шоесе
°Дни боев за Москву для немцев были! в Москве.. Положение тревожное. Нервы
началом конца. Для ‘Hac те дни посеяли Накалены до крайности. Стрельба из пу-

Е т лемета и первый крик: «Немны!» застав-
зерно, из которого выросла нынешняя

= ‘i if на в страхе
тами московских ЯЯет группу бойцов батальона
ee ere ae ринуться в лее. Нужны жестокая дис-

циплина, уменье, требовательность
  командиров, чтобы научить людей владеть
собой, чтобы «инстинкт самосохранения»
не вредил, а помогал борьбе. Преодолеть

Повесть Александра Бека правдиво
воспроизводит неповтооимую обстановку
московской обороны. Писатель не стре-
мится к широкому охвату событий. Его

стория одно- 3 ;
р ВПО TORO АЕ 9-х поининакаия AGMEAYEE AF cod:

страх перед врагом — задача командира.

дение в превосходстве их перед солдатами
вражеской армии.

Чувство собственной силы. растет в
батальоне от боя к бою. Вместе с этим
чувством приходит бесстраняе.

В тяжелые минуты появляется на ру-
бежах генерал Панфилов.

«Трудно передать, как приятен был мне
В тот момент его спокойный, приветливый
голос, его лукавый прищур. Я вдруг по-
чуветвовал себя не одиноким, не остав-

го из батальонов прославленного Taarap-
ского полка знаменитой ИЦзнфиловской

дивизии. Это летопись, первое достоин-
ство которой — верность историческим
фактам.

Повествование велется от лица участ-
ника событий, офицера-казаха Bayri-
жана Момыш-улы. Но как часто бывлот,
образ самого рассказчика, его характер и
мысли раскоываются в повести нанболее
полно и привлекают наибольший интерес
читателя.

С волнением и живым интересом пере-
листываень простой рассказ о воспита-

нии воинского AVA pabounx, GVXTAITCVOR. По Нфулов любит соллат и знает их душу. должает борьбу, он проявляет лнициатяву»

студентов, казахов и русских. пришелних
из лалекого тыла на подмосковные 0боро-
нительные рубежи.

Лев Толстой в «Войне и мире» опреде-

*) Александр Бек — «Понёфитовтияя
Ha первом. рубеже». «Знамя» № 5 — 6.

дата Барамбаева. делает его преступни-’ленным с глазу на глаз с врагом, который

ROM. ane что-то такое, какую-то тайну вой-
Внимательно, отечески следит”?% каж- ны, неведомую мне, — челозеку, никогда

дым шагом батальона командир дивизии не-испытавшему боя. Подумалось: ее, эту

генерал Иван Васильевич Панфилов. Его тайну, знает и наш генерал».

облик, живые черты его личности и ха-  Веру в командира воспитывает Момышт-

рактера любовно и убедительно нарисо- уды и в собственных бойцах. Беспреко-
ваны в повести. Мы видим Панфилова в еловное повиновение слову командира он
 Алма-Ата, где он формирует свою диви-  считает первой доблестью солдата.

зию, так, чтобы в бою быть готовым до  Трудную школу проходит батальон. Bj
боя. Вилим его в окопах Ha подмосков-  результате первых боёв он оказался окру-

ных рубежах. Он ободряет бойцов и женным. отрезанным от своих. Во и

ного искусства, военной специальности.
‚Й все-таки значение позести шире
вопросов военного воспитания. Да можно
ли воспринимать войну и 10, чт0 она
требует от человека и дает ему, вне
жизни в целом? То, что автор не показы-
вает нам своих героев шире, не гово-
рит об их семье, привязанноетях, любви,
даже дружбе, — это, конечно, обедняет
повествование. Но тем не менее в повести
А. Бека ясно выражены черты людей на-
шего времени, отваге, самоотверженности,
героизму которых мы обязаны нашей
победой.
Енига А. Бека —  «незыдуманная»
повесть, как говорит сам автор, это рас-
сказ о фактах. Наша литература богата
произведениями именно такого плана.
Лучшее из них — «Чапаев» Д№ Фурма-
нова— имеет широкое признание по всей
стране. Этот жанр оправдал себя.

Енига А. Бека показывает, что и сей-

газа, залегающего в этом районе на раз-

пользоваться городской автотранспорт.

личных глубинах. Наибольшая разведан-
ная глубина в настоящее время достигает
850 метров. Наличие огромного запаса
саратовского газа позволяет поставить
вопрос 06 использовании его для нужд
Москвы и других городов.

Природный газ Саратовской области
является самым дешевым топливом. Учи-
тывая затраты на строительство газопро-  Саратов около 800 Ра Пред-
вода и ряда вспомогательных предприя-  Стоит, конечно, огромная работа по стро-
тий, можно заявить, что этот газ, транс-  Ительству газопровода.

Переходя к строительству газопровода,
В. А. Матвеев указал, что транспорти-
ровка газа ‘по трубам на далекие расстоя-
ния не представляет значительных труд-
ноетей.

— Ряд больших газопроводов уже имает-
ся в СССР. Длина газопровода Москва —

портированный в Москву, будет в два ра-
за дешевле подмосковного угля, в полто-
ра раза дешевле нефти и в 2,2 раза де-
шевле дров. Надо еще иметь в виду, что
коэфициент полезного использования га-
за значительно выше любого  друго-
го вида топлива. Номимо того, при-
менение этого газа избавляет от необхо-
димости затрачивать средства, расходуе-

час он имеет все права на существова-
ние в ряде других жанров.

мые на доставку нефти, угля и дров в
пределах города.

В Москве потребуется, в частности, по-
строить специальный — газораспредели-
тельный пункт, откуда газ пойдет в коль-
цо высокого давления, которое будет соо-
ружено вокруг столицы. Из этого. кольца
газ поступит в городскую сеть.

— Постройка газопровода Москва —
Саратов, — сказал в заключение В. А.
Матвеев, — кладет начало созданию
большой газовой промышленности в на-
шей стране. Сейчас ведутся разведки га-
за в ряде мест, в частности в районе

командиров, учит их, внушает уверен-
ность в том, что врага можно победить.

Он исходит из убежления, что солдат —
реттататцая сила на войне.

Любовью,  беспрекословным педчине-)
нием. радостью самоотверженнай бопъйы
отвечэют солдаты и офицеры своему ге:
отэлу. }

1943 г. . «Волоколамское шоссе». «Знамя»
№№ 5—6, 1944 г.

напасть на немцев.

Панфилов внушает. батальону мыель —
Бойцы устраивают,

здесь проявляются качества, зоспитанные
Панфиловым. Батальон неё тольшо npo-
он нападает, он вбдет игру. «С разных
сторон гремели мои пушки. Нападали мы.,
Игру вели мы. Вчерашней подавхенности,
вчератних страхов, — будто He Зывало»..

Повесть А. Бека исполнена глубового атак. 0 великих боях под Москвой будет
внутреннего напряжения. Бесь ве стиль написано много книг. Повесть А. Бека
ри удачное начало. `

отличается серьезностью и простотой, от-
сутетвием риторики;

нач наетея уже сейчас. Едва ли оно бу-

Говоря 0 качествах газа, необходимо   Горького, Сталинграда, Моршанека
отметить, что по всем показателям он яв- И ДР. Все данные говорят о наличии там
ляется наилучшим видом топлива. Сара- МОЩНЫх месторождений газа. В положи-
товсклй газ в отличие от обычного искус-! ЕН cee Bre come О
Дот ждать, когда замолкнут последние! ственного не ядовит, в нем нет вредных fk I циальной трубе также подать
залпы наших орудий, смолкнуТ  Гол0еа примесей в. частности окиси. углерода и’

сернистых соединений: = * затеять и
С постро’кой газопровода Москва —
Ник. ЖДАНОВ.   Саратов снабжение столицы газом увели-

У нас иной раз говорят: для большого
искусства будет время после войны. Хо-
чется сказать, что большое искусство

Использование природных газов соз-
даст. для отечественной промышленности
широкие перспективы дальнейшего
развития.

a